Циклон для пылесоса своими руками – высокие технологии у вас дома. Циклонный фильтр своими руками Циклон из бочки своими руками

В процессе различных строительных и ремонтных работ в помещениях, часто возникает необходимость в уборке строительного мусора. Обычный пылесос для этой цели использовать не рекомендуется, так как велика вероятность выхода из строя фильтра, а то и всего пылесоса. Для этой цели применяется строительный пылесос, который сконструирован специально для таких работ.

Рассмотрим, что представляет собой строительный (промышленный) пылесос и его основные отличия от бытового.

Мощность строительного пылесоса в несколько раз превосходит мощность бытового и может достигать 4 кВт. Благодаря этому легко можно убрать строительный мусор как мелкий, так и крупный. С его помощью без труда можно убрать цементную пыль, обломки штукатурки, различные осколки и песок и т. д. Корпус у промышленного пылесоса в основном выполнен из металла.

Пылесос имеет усиленную систему фильтрации. Мотор такого пылесоса способен работать долго и выдерживать большие нагрузки, благодаря специальной системе охлаждения. Объем пылесборника строительного пылесоса гораздо больше обычного пылесоса. Все строительные пылесосы имеют розетку для подключения электроинструмента.

Стоит такой пылесос дороже обычного, поэтому многие умельцы пытаются сделать строительный пылесос своими руками, переделав бытовой пылесос, и часто встречаются с определенными трудностями.

В этой статье содержаться наиболее удачные технические решения, как переделать бытовой пылесос в строительный. Если у вас имеется дома пылесос средней мощности, то при желании вы можете превратить его в строительный. Или вы можете купить недорогой пылесос и, усовершенствовав его превратить в промышленный. Для этого вам не придется переделывать сам пылесос, а надо лишь изготовить внешний фильтр циклон своими руками. Далее будут рассматриваются два основных варианта изготовления такого фильтра с конусом и без него.

Описание самодельных фильтров циклон дается в этой статье в основном для того, чтобы познакомить вас с общей идеей и принципом работы таких устройств. Это означает, что вы, ознакомившись с конструкцией, не обязаны ее полностью повторять, а можете вносить в неё различные изменения, или используя основную идею изготовить фильтр циклон совершенно новой конструкции.

Принцип работы фильтра циклон

Принцип работы этого фильтра основан на прохождении загрязненного воздуха через внешнее устройство, в котором крупные частицы оседают в его корпусе, далее воздух очищается от мелкой пыли, проходя через масляный фильтр, и поступает в турбину пылесоса. Таким образом, в сам пылесос поступает уже очищенный воздух от пыли и мусора.

Фильтр циклон вариант 1 (без конуса)

Для изготовления фильтра циклон своими руками потребуются следующие детали и материалы:

  • Масляный фильтр. Он фильтрует мелкую пыль.
  • Ведро с плотно прилегающей крышкой 20 л.
  • Колена полипропиленовые, предназначенные для систем водоснабжения, и имеющие угол 90 и 45 градусов и диаметр 40 мм – 1 штука.
  • Труба сантехническая, пластиковая – 1 метр, диаметр 40 мм.
  • Кусок гофрированной трубы длиной в 2 метра и диаметром 40 мм. Она потребуется для входа в устройство.

Процесс изготовления

1. В крышке от ведра, в центре, нужно прорезать отверстие, в которое вставляется уголок 90 градусов, к нему будет подсоединен пылесос.

2. Замазать щели герметиком.

3. В боковой стенке ведра прорезать отверстие и вставить уголок 45 градусов.

4. Для соединения гофры с коленом служит отрезок трубы.
5. Для более долгой службы фильтра, на него можно натянуть кусок капроновых колготок.

6. Выход фильтра надо соединить с коленом в крышке ведра.

Возможно, фильтр не удастся одеть на выходную трубу. Для этой цели, надо придумать какой-нибудь переходник. Может подойти отрезок гофра для сантехнического сифона, или резиновый шланг определенного диаметра. Желательно все соединения промазывать герметиком. Масляный фильтр можно приобрести в магазине, торгующем автозапчастями.

Надо иметь в виду, что при закрытии входного отверстия, ведро может дать трещину. Поэтому надо укрепить стенки ведра, каким-либо способом, или предусмотреть что-то вроде клапана. Главное, в этом деле не спешить, замерять все соединения, и тогда у вас все получиться.

Выше описан лишь один из вариантов. Подобных конструкций существует множество. Вместо ведра применяют пластиковые бочки, имеются конструкции, где роль ведра выполняет фановая труба. Многие умельцы самостоятельно изготавливают емкости из жести или тонкого железа.

Некоторые изобретатели конструируют фильтр циклон с использованием конуса. В этой конструкции часто используется дорожный конус.

Вариант 2 (с использованием дорожного конуса)

Потребуются следующие детали и материалы:

  • Конус дорожный (можно приобрести в автомагазине).
  • Два метровых стержня 8 мм.
  • Шайбы, гайки и гроверные шайбы 8 мм.
  • Гофрированные трубки диаметром 32 мм и длиной около 2 метров – две штуки.

Процесс изготовления

  1. У конуса отпилить подставку у самого основания. Конус вставляется в ведро сверху в перевернутом виде. Внутрь ведра вставляется трубка. Пространство между конусом и трубкой следует залить строительной пеной.
  2. Из фанеры толщиной 20 мм выпилить квадрат, размером чтобы основание конуса вписывалось в него и еще оставалось немного места. По углам квадрата просверливаются 4 отверстия диаметром 8 мм. В центре прорезается отверстие под трубку, на нее будет одет гофрированный шланг, соединяющий устройство с пылесосом.
  3. Крышка для ведра выпиливается из многослойной фанеры, и должна плотно прилегать к ведру. По ее краям приклеить резиновую прокладку.
  4. В крышке пропиливается отверстие диаметром под узкий конец конуса.
  5. После того как конус будет вставлен в фанерную крышку, место соединения покрывается пеной. Конус должен располагаться на ведре в перевернутом виде, и крепится при помощи четырех стержней, на которых нарезана резьба, имеющих длину 50 см и диаметр 8 мм, они удерживают фанерный квадрат с привинченным к нему конусом.
  6. Недалеко от основания конуса, в его широкой части просверливается отверстие под трубку, для соединения с гофрированным шлангом. Через него будет всасываться различный строительный мусор.

Фильтр тонкой очистки в этом варианте циклона не используется, поэтому мелкая пыль может попадать в турбину пылесоса. При конструировании таких устройств в основном применяют пылесосы, имеющие мешок. Поэтому мелкая пыль, в случае проникновения внутрь оседает в мешке.

Варианты самодельных строительных пылесосов с дополнительным фильтром циклон позволяет мастерам испытывать различные варианты, не боясь испортить сам пылесос, так как большая часть мусора задерживает фильтр.

При изготовлении фильтра циклон своими руками не бойтесь экспериментировать, и в итоге вы обязательно добьетесь желаемого результата.

Статья о том, как я делал самодельный строительный пылесос с фильтром типа «циклон». Производительность этой полезной самоделки для дома можно оценить посмотрев видео его работы.

Для демонстрации работы собрал ведро песка. Результатом проделанной работы в общем доволен (если учесть, что это так сказать действующий макет-прототип).

Скажу сразу: эта статья является изложением моей истории создания моего первого (и как я думаю не последнего) самодельного пылесоса-циклона , и я ни в коей мере не собираюсь кому-либо что-то навязывать, доказывать и утверждать, что описанные здесь решения являются единственно правильными и безошибочными. Поэтому прошу отнестись с пониманием, так сказать «понять и простить». Надеюсь, мой маленький опыт будет полезен таким же, как я «больным» людям, которым «дурная голова рукам покоя не дает» (в хорошем смысле этого выражения).

Задумался я как-то о предстоящем ремонте и вытекающих из этого последствиях в виде пыли, строительного мусора и т.п. А так как предстоит штробить, пилить бетон и «перфорировать», то опыт прошлого подсказал, что надо искать решение для этих проблем. Покупать готовый строительный пылесос накладно, да и конструкция их в большинстве все равно предусматривает фильтр (в некоторых моделях даже со специальным «встряхивателем») или бумажный мешок+фильтр, который забивается, ухудшает тягу, периодически требует замены и также стоит немалых денег. Да и просто эта тема заинтересовала, и появился так сказать «чисто спортивный интерес». В общем, решено было делать пылесос-циклон. Очень много информации было почерпнуто здесь: forum.woodtools.ru Специальных расчетов (например по Биллу Пенцу) не проводил, делал из того, что попалось под руку и по собственному чутью. По случаю, на сайте объявлений (за 1100 руб.) и совсем рядом с моим местом жительства попался вот такой пылесосик. Поглядел параметры, вроде устраивают – будет донором!

Сам корпус циклона решил делать металлическим, потому как были сильные сомнения в том, как долго продержатся, например пластмассовые стенки под воздействием «наждачки» из струи песка и кусочков бетона. А также по поводу статического электричества при трении мусора о его стенки, и не хотелось, чтобы будущий самодельный пылесос метал искры в своих пользователей. И лично я думаю, что налипание пыли из-за статики не скажется положительно на работе циклона.

Общая схема построения пылесоса такая:

Загрязненный воздух проходит через циклон, в котором крупные частицы оседают в нижнюю емкость-мусоросборник. Остальное проходит через автомобильный воздушный фильтр, двигатель и через выходной патрубок наружу. Было принято решение сделать патрубок и на выход, причем размеры входа и выхода должны быть одинаковыми. Это позволит использовать пылесос, например для продувки чего-либо. Также можно дополнительным шлангом сделать выход «отработанного» воздуха на улицу, чтобы не поднимать пыль в помещении (это наталкивает на мысль пристроить этот блок в качестве «встроенного» стационарного пылесоса где-нибудь в подвале или на балконе). Используя два шланга одновременно можно чистить всякого рода фильтры, не раздувая пыль вокруг (одним шлангом дуть, другим втягивать).

Воздушный фильтр выбран «плоский» не кольцевой, чтобы при выключении попавший туда мусор падал в мусоросборник. Если учесть, что в фильтр попадает только оставшаяся после циклона пыль, то его замена потребуется не скоро как в обычном строительном пылесосе с фильтром без циклона. Причем по цене такой фильтр (где-то 130 руб.) гораздо дешевле «фирменных», которые используются в промышленных пылесосах. Также можно частично прочистить такой фильтр обычным бытовым пылесосом, присоединив его к входному патрубку «циклона». При этом мусор из мусоросборника засасываться не будет. Крепление фильтра сделано разборным для упрощения его чистки и замены.

Для корпуса циклона очень кстати нашлась подходящая жестяная банка, а центральный патрубок сделан из баллончика от монтажной пены.

Входной патрубок сделан с расчетом на пластиковую канализационную трубу 50 мм в которую с соответствующей резиновой муфтой довольно плотно вставляется имеющийся в пылесосе шланг.

Второй конец патрубка переходит в прямоугольник так сказать для «спрямления» потока. Его ширина была выбрана по наименьшему диаметру входного отверстия шланга (32 мм), чтобы не забивался. Примерный расчет: L= (3.14*50 мм — 2*32)/2=46,5 мм. Т.е. сечение патрубка 32*46 мм.

Собирал всю конструкцию на пайке с кислотой и 100 Ваттным паяльником (с жестью работал практически первый раз, если не считать пайку корабликов в детстве, поэтому прошу прощения за красоту швов)

Впаял центральный патрубок. Конус сделал по предварительно подогнанному картонному шаблону-развертке.

Корпус для автофильтра также сделан по шаблонам из оцинковки.

Верхнюю часть центральной трубы воздуховода выгнул в форме квадрата и подогнал под него нижнее отверстие корпуса (пирамиды) автофильтра. Собрал все вместе. По бокам банки циклона сделал три направляющих для повышения жесткости и крепления. Получилась вот такая «гравицапа».

Для мусоросборника и моторного отсека использовал 2 бочки из-под машинного масла (60 литров). Великоваты, конечно, но это то, что удалось найти. В днище моторного отсека сделал отверстия для крепления циклона, а на поверхность прилегания мусоросборника для уплотнения по периметру наклеил губчатую резину. После этого в боковине вырезал отверстие для входного патрубка с учетом толщины резиновой манжеты.

Циклон-«гравицапу» крепил шпильками М10 и гайками с фторопластом для предотвращения откручивания от вибрации. Здесь и далее все места, где необходима герметичность, сочленял с резиновым уплотнителем (или резиновыми шайбами) и автогерметиком.

Для соединения моторного отсека и мусоросборника использовал защелки от военных деревянных ящиков (отдельное спасибо Игорю Санычу!). Пришлось их немного отквасить в растворителе и «подкорректировать» молотком. Крепил заклепками (с резиновыми прокладками из камеры).


После этого для пущей жесткости и уменьшения шума запенил всю конструкцию монтажной пеной. Можно, конечно заполнить все доверху, но я решил подстраховаться, вдруг возникнет необходимость разобрать. К тому же получилось все довольно жестко и крепко.

Для удобства передвижения и переноски мусоросборника прикрепил 2 дверные ручки и 4 колеса с тормозами. Так как бочка-мусоросборник имеет снизу отбортовку, то пришлось для установки колес сделать дополнительное «дно» из пластмассового листа толщиной 10 мм. К тому же это позволило укрепить днище бочки, чтобы не «хлюпало» при работе пылесоса.

Основание для крепления воронки фильтра и площадки двигателя сделал из ДСП с креплением к бочке по периметру мебельными «евровинтами». Для фиксации площадки двигателя вклеил на эпоксидку 8 болтов М10 (я так думаю, достаточно было бы и 4). Покрасил. По периметру места установки фильтра проклеил губчатой резиной.

При сборке горловину корпуса автофильтра по периметру промазал герметиком и притянул к основанию саморезами с плоской шляпкой.

Площадку двигателя сделал из 21 мм фанеры. Для более равномерного распределения воздуха по площади фильтра, выбрал фрезером в площадке углубление 7 мм.

Для сбора уходящего воздуха и крепления двигателя был использован имеющийся в пылесосе пластмассовый моторный отсек. С него обрезано «всё лишнее» и вклеен на эпоксидку с усилением саморезами выходной патрубок. Все вместе собрано на герметике и при помощи металлического профиля (в него вставлена толстая губчатая резина) притянуто к площадке двигателя двумя длинными болтами М12. Их головки утоплены заподлицо в площадку и для герметичности залиты термоклеем. Гайки с фторопластом для предотвращения откручивания от вибрации.

Таким образом, получился съемный моторный модуль. Для удобства доступа к автофильтру он крепится при помощи восьми барашковых гаек Увеличенные шайбы приклеены (шоб не убежали).

Сделал отверстие для выходного патрубка.

Покрасил весь «пепелац» в черный цвет из баллончика, предварительно зачистив наждачкой и обезжирив.

Регулятор оборотов двигателя использовал существующий (см. фото), дополнив его самодельной схемой для автоматического запуска пылесоса при включении электроинструмента.

Пояснения по схеме самодельного пылесоса:

Автоматы (2х полюсные) QF1 и QF2 защищают соответственно цепи для подключения электроинструмента (розетка XS1) и схему регулирования оборотов двигателя пылесоса. При включении инструмента ток его нагрузки протекает через диоды VD2-VD4 и VD5 Они выбраны по справочнику из-за большого падения напряжения на них при прямом токе. На цепочке из трех диодов при протекании одной (назовём её «положительной») полуволны тока создается пульсирующее падение напряжения которое через предохранитель FU1, диод Шоттки VD1и резистор R2 заряжает конденсатор С1. Предохранитель FU1 и варистор RU1 (на 16 Вольт) защищают схему управления от повреждений при перенапряжении, которое может возникнуть, например, при обрыве (перегорании) в цепочке диодов VD2-VD4. Диод Шоттки VD1 выбран с малым падением напряжения (чтобы «сберечь» и без того маленькие Вольты) и предотвращает разряд конденсатора С1 во время «отрицательной» полуволны тока через диод VD5. Резистор R2 ограничивает ток заряда конденсатора С1. Напряжение, полученное на С1 открывает оптрон DA1, тиристор которого включен в цепь управления регулятора скорости двигателя. Переменный резистор R4 для регулирования скорости двигателя подобран такого же номинала как в плате регулятора пылесоса (он удален) и сделан выносным (в корпусе от диммера) для размещения на верхней крышке пылесоса. К нему параллельно припаян вынесенный из платы резистор R. Выключатель S2 «вкл/выкл» в разрыве цепи резистора R4 служит для ручного включения пылесоса. Выключатель S1 «автомат/ручной». В ручном режиме управления S1 включен и ток регулятора идет по цепочке R4 (R) – S2 включен – S1. В автоматическом режиме S1 выключен и ток регулятора идет по цепочке R4 (R) –выводы 6-4 DA1. После отключения электроинструмента за счет большой емкости конденсатора С1 и инерции двигателя пылесос продолжает работать порядка 3-5 сек. Этого времени достаточно, чтобы втянуть остатки мусора из шланга внутрь пылесоса.

Схема автоматического запуска собрана на макетной плате. Выключатели S1, S2, корпус диммера (для размещения переменного резистора R4) и розетка XS1 подобраны из одной не очень дорогой серии так сказать для эстетики. Все элементы размещены на верхней крышке пылесоса, выпеленной из ДСП 16 мм и оклеенной ПВХ окантовкой. В дальнейшем необходимо будет сделать изолированные корпуса для плат, чтобы защитить находящиеся под напряжением детали от случайного прикосновения.

Для питания пылесоса выбран трехжильный гибкий кабель в резиновой изоляции КГ 3*2,5 (5 метров) и вилка с заземляющим контактом (не забываем об электробезопасности и боремся со статическим электричеством). Учитывая кратковременный прерывистый режим работы пылесоса совместно с электроинструментом, выбранного сечения кабеля достаточно, чтобы не нагреваться. Более толстый кабель (например КГ 3*4) соответственно более тяжелый и грубый, что создало бы неудобство при пользовании пылесосом. От устройства для смотки кабеля, которое было в пылесосе-доноре, решено было отказаться, так как существующие там контакты не выдержали бы суммарную нагрузку пылесоса и электроинструмента.

Верхняя крышка фиксируется при помощи шпильки и барашковой гайки.

Для удобства снятия верхней крышки двигатель соединяется со схемой управления через разъем. Корпус двигателя и пылесоса присоединяются к защитному заземляющему проводнику. Для охлаждения схемы регулятора в выходном патрубке просверлил небольшое отверстие, чтобы создать проток воздуха внутри корпуса моторного отсека.

Для того, чтобы в мусоросборник можно было вставить пакет для мусора, верхнюю кромку оклеил разрезанным вдоль резиновым уплотнителем для дверей.

А чтобы мусорный мешок не засосало внутрь циклона из-за подсоса воздуха через неплотности, необходимо сделать в нем небольшое отверстие.

Доделка и испытания получившегося пылесоса проходили уже при начавшемся ремонте, так сказать в «боевых» условиях. Тяга, конечно, в разы мощнее чем у бытового пылесоса, которого не хватило бы и на пару минут работы со строительным мусором. Относительно тяжелый мусор от бетона практически полностью осаждается в мусоросборнике и дополнительный фильтр долго не нуждается в очистке, при этом тяга равномерная и не зависит от степени заполнения мусоросборника. Пыль от шпаклевки (в виде муки) очень легкая и соответственно хуже отфильтровывается циклоном, что заставляет периодически чистить автофильтр. Задача сделать пылеводосос не ставилась и поэтому на данную функцию теста не проводилось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ и ВЫВОДЫ:

Получившийся аппарат в конце концов оказался работоспособен и уже прошел проверку при ремонте одной комнаты. Сейчас рассматриваю его скорее как действующий макет из серии «получится или нет ради интереса».

Основные недостатки данной конструкции:

— относительно большие габариты не удобны для транспортировки в автомобиле, хотя по комнате на колесиках пылесос перемещается очень легко. Можно использовать бочки литров по 30 например. Как показала эксплуатация, такой большой мусоросборник неудобен для очистки, а мешок с большим количеством мусора может порваться.

— диаметр шланга можно увеличить, например, до 50 мм и применить шланг от промышленного пылесоса (но встает вопрос цены от 2000 рублей). Хотя и при имеющемся шланге мусор собирается достаточно бодро, если конечно не пытаться втянуть половинку кирпича.

— необходимо сделать легкосъемное крепление дополнительного автофильтра и двигателя, для более удобного и оперативного обслуживания и очистки.

— в цепь управления можно включить термореле (только определиться с температурой срабатывания) для защиты двигателя от перегрева.

Плохое отсеивание легкой мелкой пыли, что можно решить внедрением второй ступени более мелких циклонов.

В заключение хочется поблагодарить всех своих друзей, которые помогали идеями и материалами в постройке данного «пепелаца». И отдельное большое спасибо моей любимой жене Юле за то, что поддерживает меня в моих увлечениях.

Надеюсь мой небольшой опыт будет полезен читателям .

Если крупные и относительно крупные куски строительного мусора хороша переносятся с пола в мешки, то строительная пыль — это бич ремонта.

Обращаем свой взор на предложения на рынке пылесосов: от 6000 р.

Хм, т. к. еще не известно, будут ли еще заказы на ремонт по окончании этого, то инвестиции в пылесос могут и не окупиться. Переносим свой взор на самоделки. Гуглим. Принцип фильтра-циклона известен уже давно, изучаем передовой опыт самостоятельного его изготовления. Есть очень недурственные конструкции, но сложноваты в изготовлении. Все ж пылесос нужен быстро, нет времени на долгую с ним возню. Но общая тенденция ясна: стандартный пылесос + автомобильный фильтр + бочка. В закромах находится вполне достойный экземпляр пылесоса (бесценно) Воздушный фильтр от Газели покупается в автозапчастях (180 р) Бочка берется в строительном супермаркете (пришлось побегать по разным, чтобы найти подходящую и по незаоблачной цене. 500 р.)

Уже после покупки бочки понимаю, что она по сути квадратная. Пусть и скругленные углы, но классического циклона может не получиться. Ладно, понадеюсь на фильтр от Газели.

Можно приступать. Дырка в крышке уже просверлена, патрубки нужных диаметров тоже найдены.

Сперва придумываю, как крепить фильтр к крышке. Очень удачная дырочка в нем сподвигает на мысль, использовать ее. Во-первых быстросъемное крепление, во вторых ее все равно надо было чем-то закрывать. Из жести вырезаю лепестки (тут Мерседес должен отвалить немного денег за рекламу)

И делаю такую центральную стяжку.

Фильтр надет.

Первая примерка компоновки.

Кусок трубы по касательной и немного вниз. Такой чистой бочку мы видим в последний раз.

Кожух на фильтр. Форма повторяет предполагаемый поток пескоструя (кстати, тема, надо бы какую-то деталь тут повесить, посмотреть, ошкурит ли) Нужен, чтобы пыль сразу не врезалась в фильтр.

Угадайте, что надето на фильтр?

Первопроходцы советуют надеть на фильтр женский чулок, чтобы не допустить забивания фильтра крупными кусками грязи. Диаметр фильтра, правда, великоват. Еле натянул, порвал. Короче, отрабатывает свое лишь частично.

Первые тестовые пуски показали, что жесткости бочке не хватает, высасывающая сила больше и поэтому бочку корежит, особенно, когда поток грязи плотный. Нужно усиливать бока.

Покумекал, понял, что встраивать обечайку внутрь и сложно и ухудшит и без того не идеальную аэродинамику внутри. Поэтому делаю обечайку снаружи. Полоса 25 мм, согнутая на моем гибочном станке. Состоит из двух половинок - для простоты монтажа. Крепится изнутри на шурупы с большими шайбами.

Корежить стало меньше.

К станине приделываются 4 поворотных колесика (завалялись на даче).

И окончательная женитьба комплектующих.

Хитрая быстросъемная система крепления бочки на веревочках. Это лучшее, что пришло в голову.

И разумеется судну изделию нужно имя. Как назовешь, так и поплывет.

Мой строительный пылесос, сделанный своими руками называется "Ветерок-М".

Красавец!

А работает как зверь. Уже во всю трудится на объекте.

Стоимость изделия 680 р + несколько рабочих часов. Если не завалялось пылесоса, то бюджет увеличится на 1000 р (это как повезет с покупкой б/у) Но в любом случае, гораздо лучше (на порядок), чем продающиеся готовые пылесосы. Еще один удар мировым корпорациям под дых!

Владельцам небольших мастерских и просто домашним мастерам часто приходится сталкиваться с проблемой очистки воздуха после интенсивных работ по обработке древесины, шлифовке металлических поверхностей и т.д. Обычная вентиляция помещения тут не поможет, потребуется смонтировать специализированное оборудование. При известных навыках его можно сделать и своими руками.

Назначение и характеристики циклонов

Циклон представляет собой специализированную воздухоочистительную установку (хотя подобные агрегаты применяются также в качестве стружкоотсосов, опилок и иных средств для удаления отходов).

В качестве воздухоочистителей промышленные конструкции циклонов должны обеспечивать отсос и пылеудаление с эффективностью не ниже 85…90%, при пылеудалении фрагментов с размерами не менее 10…12 мкм. Они оснащаются различной конструкции фильтрами. Наиболее эффективны электрофильтры, благодаря которым одновременно производится снятие зарядов статического электричества с частиц пыли.

Принцип действия циклона заключается в следующем. В улиткообразное входное пространство циклона с большой скоростью (до 20 м/с) поступает воздух, для чего обычно используются вентиляторы. Воздух, содержащий частички пыли, закручивается, после чего поступает в коническую полость аппарата. Особенности геометрического строения циклона обуславливают постепенное увеличение скорости воздушного потока, содержащего пыль и иные отходы. В процессе этого происходит самоотделение более тяжёлых частиц пыли от более лёгких. Первые оседают на дно, а вторые, перемещаясь в конусообразном пространстве, попадают в пылесборник, откуда их уже легко удалить с помощью ведра или герметичного контейнера. Очищенный воздух через трубу удаляется в атмосферу.

Количество циклонов, в зависимости от требований к качеству пылеудаления, можно сделать разным: встречаются группы из трёх, четырёх и даже восьми одиночных циклонов.

Эксплуатационные требования к циклонам включают в себя следующие параметры:

  1. допустимую дисперсность частиц, которые поступают в циклон, мкм.
  2. эффективность процесса, которая выражается в предельной весовой концентрации частиц после пылеудаления, в г/мм 3 ;
  3. производительность циклона, в м 3 /ч;
  4. граничная температура воздуха или газа, поступающего в раструб циклона (более характерно для систем газоочистки, чем пылеудаления) – обычно до 400…600 °C;
  5. внутренний диаметр циклона, мм.

Кроме чисто конструктивных требований, предъявляются ещё и условия качественной установки воздухоочистных аппаратов. Например, при превышении зазоров в соединениях воздуховодов часто происходит подсос воздуха, при котором производительность отделения пыли от воздуха резко снижается. Допустимая величина подсоса не должна быть более 6…8%.

Циклоны выполняют не только удаление пыли из окружающего воздуха, но могут также обеспечивать подачу чистого воздуха в помещение.

Конструкция бытового циклона

Универсальных циклонов для выполнения различных очистных операций нет. Например, стружкоотсос должен иметь повышенную прочность стенок трубы, что предотвратит преждевременный износ. Относительно циклона, предназначенного для сбора и удаления опилок, важно предусматривать минимальные потери во всасывающих воздуховодах. Предусматривая циклон для целей очистки воздуха от цементной пыли, возникающей в строительных работах, особое внимание уделяют конструкции фильтров.

В бытовых условиях наиболее универсальными считаются циклоны, очищающие воздух от крупнодисперсной пыли. Изменяя конструкцию фильтров, такие аппараты можно сделать для целей пылеудаления, в качестве стружкоотсоса, для очистки воздуха от опилок в деревообрабатывающей мастерской (например, у действующей пилорамы).

Составными частями такого агрегата являются:

  • корпус – включает в себя коническую и цилиндрическую части, причём преимущественное влияние на качество процесса оказывает форма именно конической части;
  • патрубок – один или несколько, куда поступает исходный загрязнённый воздух;
  • выхлопная труба, предназначенная для отвода очищенного от пыли воздуха;
  • входной фильтр (или их система) в качестве стружкоотсоса;
  • приёмное ведро;
  • приводной электродвигатель;
  • вентилятор.

Все перечисленные детали/узлы можно приобрести, либо сделать своими руками.

Выбор электродвигателя

Поскольку самодельный циклон устанавливается в мастерской, то главным параметром двигателя является его мощность и количество оборотов ротора. При наличии вентилятора мощность двигателя особого значения не имеет, поскольку частицы пыли всё равно в работающий станок, пилораму и т.п. попадать не будут. Тем не менее, мощность и диаметр улитки циклона должны быть взаимоувязаны между собой. При диаметре колеса улитки до 300…350 мм вполне подойдёт высокооборотистый (обязательно!) двигатель до 1,5 кВт. При меньших диаметрах мощность может быть ниже, однако снизится и производительность очистки. Поэтому при наличии в мастерской металлообрабатывающего станка принимают двигатель от 1 кВт.

Мощность электродвигателя существенно увеличивается, если планируется обустроить своими руками самодельное устройство за пределами помещения. Свободного места прибавится, но эффективность очистки снизится, в основном, из-за потерь в воздуховодах. Также стоит отметить, что в холодную пору года такой самодельный циклон будет эффективно «вытягивать» тепло из мастерской.

Удачным вариантом следует признать покупку электродвигателя в комплекте с приёмной улиткой, номер которой определяет потребительские возможности самодельной системы очистки воздуха. Наиболее распространённые для бытового применения параметры улиток и рекомендуемых к ним электродвигателей приведены в таблице:

Системы поставляются с резиновыми виброизоляторами. Они способны создавать рабочее давление от 0,8 кПа и выше.

Выбирая (либо изготавливая своими руками) улитку, предпочтение необходимо отдать радиальной схеме воздухозабора, чем тангенциальной.

В последнем случае для самодельной улитки возрастают непроизводительные потери, а инерционность способа отбора частиц для варианта со стружкоотсосом окажется весьма низкой.

Выбирая двигатель, необходимо учитывать, что скорость движения воздуха в устройстве не может быть меньше 2,5…3 м/с. При неудовлетворительной очистке элементы самодельного циклона как стружкоотсоса (фильтр, ведро) быстро забиваются стружкой, опилками и другими мелкими отходами.

Изготовление элементов циклона

На специализированных форумах сети Интернет можно найти чертежи всех составляющих агрегата, которые доступны для того, чтобы сделать их своими руками. Из подручных средств часто производится переделка бытового (а лучше – промышленного) пылесоса. Дополнительно необходимы:

  • комплект шлангов из полупрозрачного гофрированного материала (это облегчит визуальный контроль за осевшими внутри частицами пыли). Для стружкоотсоса практичнее резиновые шланги;
  • звукоизолирующая коробка, которая будет выполнять две функции – обеспечит снижение уровня шума в мастерской, и дополнительную защиту всех находящихся там станков и электроинструментов от периодически накапливаемого пылью статического электричества. С этой целью коробку можно сделать своими руками из фанеры, а изнутри отделать любого типа звукоизолятором;
  • воздуховоды для очищенного воздуха: собираются своими руками из тонкого алюминиевого листа, и соединяются между собой фальцами;
  • ёмкость для сбора отходов – можно изготовить из обычного строительного ведра вместимостью от 20 л, которое при помощи гофрорукава герметизируется с корпусом самодельного циклона;
  • фильтр (можно использовать фильтр от грузовых автомобилей), который устанавливается на выходном патрубке.

Переделанный своими руками для нужд пылеудаления пылесос проверяют: сначала на холостом ходу, прогоняя через систему обычный воздух, а потом уже с подключением пылесоса к работающему станку.

Приветствую всех мозгоинженеров ! Немаловажным моментом во время воплощения своих мозгоидей является соблюдение чистоты на рабочем месте и в мастерской в целом. Как раз для этого предназначена поделка этого руководства — простой пылеуловитель с экраном.

Работает данная самоделка так: поступающий загрязненный воздушный поток раскручивается по внутренней стенке, из-за чего тяжелые частички пыли и мусора отделяются и опадают в ниже расположенный мусорный бачок. При использовании вентилятора, как в моем случае, с такой поделкой нет необходимости в какой-либо отдельной системе сбора пыли (которая требует дополнительных пространства и питания для размещения, и конечно, расходов).

При совместном использовании с покупным пылесосом, эта простая мозгоподелка существенно увеличивает срок службы фильтров пылесоса, и уменьшает необходимость периодически опустошать его, как правило, небольшой и хлопотно вытряхиваемый, пылеприемник.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все ниже приведенные размеры рассчитаны для мусорного бака, используемого мной. Для другой емкости они будут соответственно другими, и для качественного функционирования мозгопылеуловителя их придется пересчитать.