Нарисовать древние наскальные рисунки. Наскальная живопись первобытных людей: что за ней скрывается? Наскальные изображения Тадрарт-Акакус, Ливия

13 октября 2014, 13:31

Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге - их разделяло громадное расстояние и время. Однако сходство в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше). Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:

Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:

Это наскальное изображение датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:

В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет - он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.

Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:

Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:

Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:

Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:

Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.

Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:

Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:

"Скала-газета" там же, в Юте:

"Пришелец", Аризона, США:

Калифорния, США:

Изображение "пришельца". Калбак-Таш, Алтай, Россия:

"Человек-солнце" из Каракольской долины, Алтай:

Ещё один из множества петроглифов итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:

Древние наскальные рисунки в Нигере:

Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов - Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:

Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:

Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:

Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:

Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:

Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:

Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):

Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один):

Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения "древних астронавтов":

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа - качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:

Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты.

Наскальные рисунки пещеры Сан-Антонио, Техас, США.

Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.

Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.

Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.

НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия

Петроглифы Онежского озера изображают космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того - телевизор.

Наскальный рисунок, Аризона, США

Петроглифы Панамы

Калифорния, США

Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова

Древние изображения мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.

Наскальный рисунок, Штат Невада, США

Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:

Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь - не кажется ли вам, что это загадочные виманы - летающие колесницы из древнеиндийских мифов?

Работу ученых можно сравнить со сбором пазла: каждая новая деталь может запросто изменить всю картину полностью, разрушив уже сложившиеся представления о мире. Археологические находки XIX и XX веков помогли заглянуть в прошлое и узнать больше о жизни наших предков. Чаще всего художники древности рисовали на скалах животных, даже не думая, что передают бесценные знания о фауне будущим поколениям.

Животные пещеры Шове

18 декабря 1994 года был открыт вход в пещеру на берегу реки Ардеш на юге , заблокированный со времен ледникового периода. Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр решили исследовать место, о котором уже знали раньше. Луч фонарика, направленный в темноту, осветил наскальное изображение. На стене недалеко от входа группа спелеологов увидела . Исследователи в тот момент даже предположить не могли, что внутри их ждет настоящее сокровище– 300 рисунков, возраст которых около 30 тысяч лет.

Приемы, которые использовали древние художники в работе, уникальны. На местах других археологических раскопок ничего подобного обнаружено не было. Сначала стену выскабливали и разравнивали, затем процарапывали контуры рисунков и красками создавали необходимый объем, расставляли акценты. Способы нанесения изображений в залах пещеры различны. В первых двух художники использовали охру красного цвета, в третьем делали в основном гравировки, все фигуры в третьем зале черного цвета.

Еще одна отличительная особенность наскальной живописи этой – необычный художественный прием. Ученые предполагают, что множественные контуры, которые наслаиваются друг на друга, помогали создать эффект движущихся картин.

Первобытную анимацию можно увидеть при быстром движении факела – звери словно начинают двигаться. Внимание исследователей привлекла фигура пещерного медведя, который как будто выходит из стены – нижняя часть туловища умышленно не нарисована. Некоторые животные нарисованы талантливыми художниками не в профиль, как было принято в то время, а в фас.

Первыми художниками в пещере Шове были не люди, а именно медведи. Некоторые рисунки нанесены поверх следов, оставленных их когтями.

Животные пещерного комплекса Лаас-Гааль

В нескольких часах пути от Сомали находится небольшой городок Харгейс. В пещерах на его окраине обнаружена древняя наскальная живопись, которая сохранилась настолько хорошо, что изначально ее даже посчитали подделкой. Тут можно увидеть в основном крупный рогатый скот, на стенах также есть фигуры людей и их домашних питомцев – собак. Встречаются изображения жирафов.

Примечательно, что некоторые животные с легкой руки художника преобразились – на шеях коров украшения, на некоторых коровах даже одежда. Создается впечатление, что они участвуют в каком-то ритуале или празднике. Исследователи предполагают, что корова была для местных жителей сакральным животным, именно поэтому ее изображения выполнены так тщательно и подробно не только на стенах, но и на сводах пещеры. Необычны рога животных – они напоминают месяц. Остальные фигуры изображены схематично, черточками.

Десять ранее неизвестных науке пещер с древней живописью были обнаружены группой французских исследователей в районе Лаас-Гааль только в 2002-2003 годах. Возраст изображений – 9-3 тысячелетия до нашей эры. Местные жители знали о них давно, но за пределами государства никакой информации о таком археологическом открытии не было. Статус всемирного объекта древняя живопись получить не может, потому что находится в регионе, где постоянно идет война.

Перенестись в пещеры Лаас-Гааль и рассмотреть подробно изображения животных и фигуры людей, найденные в них в Харгейсе, можно в одной из серий проекта «Places That Don’t Exist» Саймона Рива.

Животные скального жилища Бхимбетка

В густом лесу индийского штата Мадхья Прадеш в горном массиве Виндхья обнаружены пещеры, которые были укрытиями для наших далеких предков. Как и в случае с Ласс-Грааль, долгое время о том, что внутри горы можно увидеть наскальные рисунки, знали только местные жители. Европейцы начали исследовать эти места в конце XIX века и обнаружили внутри живопись. Наскальная роспись – так назвали ученые свое открытие в честь одного из героев популярного индийского эпоса «Махабхараты». Как удалось выяснить, возраст некоторых рисунков более тридцати тысяч лет. С 2003 года объект включен в список ЮНЕСКО.

Все изображения выполнены двумя цветами – красным и белым. На стенах можно увидеть сцены из жизни древнего человека: как наши предки собирают урожай, проводят ритуалы и охотятся. Тут много изображений животных, в основном на скалах можно увидеть лошадей и коров.

Увидеть древние рисунки может любой желающий – доступ в пещеру открыт не только археологам, но и туристам. Можно самостоятельно изучить объекты, а можно отправиться на экскурсию с местным гидом.

Быки пещеры Ласко

Реалистичность – одна из отличительных черт изображений, найденных в на юго-западе Франции. Открыли ее не опытные археологи, а местные подростки из Монтиньяка. Произошло это событие по воле случая – во время грозы сосна упала от удара молнии, приоткрыв любознательным исследователям небольшой проход. В пещере юноши обнаружили древние рисунки, о чем сразу же после возвращения домой сообщили учителю. Рисунки выполнены красным, желтым и черным цветами. Некоторые из них сохранились так хорошо, что у ученых даже были сомнения в их подлинности и возрасте.

Все изображения можно разделить на три группы: люди, символы и животные. Больше всего здесь рисунков зверей. Чаще других встречаются лошади и олени. Фигуры не статичны, древним художником талантливо переданы движения животных.

Отдельного внимания достоин зал быков, который еще иногда называют Ротонда. На стене можно увидеть четырех черных быков, размеры которых впечатляют. Высота одного из них – пять метров. Это самое крупное наскальное изображение, изученное учеными. Предполагают, что он изображен в натуральную величину. Кроме быков, тут можно увидеть и других животных – лошадей, оленей, медведя. Много вопросов в научном мире вызвал рисунок загадочного зверя с рогом на лбу. Исследователи не пришли к единому мнению. Возможно, древний мир населяли и единороги, но пока это только предположение.

В пещере есть небольшой участок, который называют «Кошачий лаз», тут можно увидеть кошек, изображения которых не так часто встречаются в других пещерах.

Археологи надеялись, что обнаружат в этой пещере следы захоронений, но ничего подобного найдено не было. Их взору представали все новые и новые рисунки, а также предметы быта и краски, которые древние художники использовали в работе.

Как и с многими другими местами археологических открытий, с пещерой Ласко произошла грустная история – из-за посещения объекта туристами стали происходить необратимые изменения. На стенах появилась плесень.

Специально установленная система микроклимата положение дел серьезно не изменила. Сегодня объект закрыт для посещения туристами. Внутри иногда бывают археологи в защитных костюмах, которые вручную очищают стены от грибка.

Увидеть древнюю живопись можно в искусственно воссозданной пещере, расположенной в 200 метрах от оригинала.

Цветные быки пещеры Альтамира

Сегодня на весь мир известны рисунки быков, талантливо сохраненных на камне древним художником. На сводах пещеры можно увидеть целое стадо – 23 быка в движении. Каждое животное занято своим делом, а все вместе они производят на зрителей непередаваемое впечатление.

Самыми популярными героями наскальной живописи древнего мира по праву можно назвать животных. Техника нанесения рисунков и творческие приемы существенно различаются в разных странах. По древней живописи можно больше узнать и о жизни человека, и о его отношении к миру.

Если сначала наши предки просто восхищались увиденным вокруг и передавали это в своих рисунках, то потом начали завоевывать территории, покоряя природу. Вместо отдельных изображений животных древние художники стали изображать сцены охоты на них.

ПЕЩЕРА ЛЯСКО

Рисунки в на потолке и стенах пещеры Ляско во Франции были ещё лучше, чем в Альтамире. Эту пещеру открыл в 1940 году мальчик, когда играл со своей собакой. Мальчик кидал камешки собаке и вдруг услышал, что один из камней упал кудато глубоко. На следующий день он решил спуститься туда с фонариком. Он попал в пещеру, на потолке и стенах которой он увидел огромные изображения животных: бизонов, быков, лошадей, оленей и других животных. Они были нарисованы красной, жёлтой, чёрной, коричневой красками. Как позже выяснилось, протяженность всех ходов этой пещеры составила 180 метров. Шириной самый большой зал - «зал быков» был 7,5 м, а высотой - более 7 м. Некоторые рисунки достигали длины до 3 метров. Учёные провели анализ рисунков и выяснили, что они были нарисованы 18 000 лет назад. Пещера Ляско считается самой древней пещерой с рисунками, из известных палеонтологам.

Пещера Шове

В 1912 году на юге Франции возле города Даркбыла открыта пещера Шове, это открытие стало настоящей сенсацией. Учёные считали, что первобытная живопись должна была развиваться поэтапно в древнем мире. Изображения в пещере Шове говорят об обратном. возраст некоторых рисунков составил 33 000 лет, а это говорит о том, что наши предки освоили живопись еще до миграции в Европу. Изображение черных носорогов из Шове считают самым древним изображением из известных учёным. В основном на стенах пещеры древние люди изображали животных: пантер, лошадей, оленей, а также шерстистых носорогов, тарпанов, пещерных львов и других животных, живших во времена ледникового периода. Пещеру Шове закрыли и не пускают туда туристов, так как изменение состава воздуха может привести к разрушению изображений.

Даже археологам разрешается работать в этот пещере не более 1 часа.


Пещеры Нерха

В 1959 году в окрестностях города Нерха в Андалусии (Испания) была обнаружена сеть удивительных по красоте огромных пещер. Некоторые из ходов открыты для туристов, а в одной из пещер находится настоящий природный амфитеатр, помещение имеет отличную акустику, в этой пещере проводят концерты. На стенах изображены морские котики и тюлени. Около рисунков были найдены куски древесного угля, радиоуглеродный анализ которого определил возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если палеонтологи докажут, что рисунки в пещерах Нерха значительно древнее наскальных рисунков из Шове, это открытие подтвердит, что неандертальцы имели способности к творчеству ничуть не менее, чем у человека разумного.

Капова пещера (Шульган-Таш)

На реке Белой (Башкирия) в районе заповедника «Шульган-Таш» была найдена пещера. Самая длинная пещера на Урале. В пещере были найдены рисунки людей эпохи палеолита. На стенах и потолке пещеры были изображены лошади, мамонты и другие животные. Рисовали древние люди в этой пещере природным пигментом на основе животных жиров — охрой. Несколько рисунков были начертаны углем. Возраст этих рисунков около 18 000 лет. Так же изображены человеческие фигуры. Палеонтологи считают, что создавали такие изображения древние люди чтобы задобрить «богов охоты». В 2012 году пещера была закрыта для туристов, так как рисунки стали портиться. Однако была создана виртуальная Капова пещера.


Пещера Куэва-де-лас-Манос

В провинции Санта Крус (Аргентина) была найдена древняя пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук»). Открыл ее в 1964 году профессор Археологии Карлос Градин. В пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются 9 тысячелетием до н. э. Около 800 отпечатков наложены друг на друга и образовали мозаику разных цетов. Учёные пока не выяснили значение изображений ладоней и рук. Из 800 отпечатков лишь 36 отпечатков правых рук. Причем большое количество отпечатков принадлежит мальчикам — подросткам. Скорее всего с помощью таких отпечатков племя идентифицировало своих сородичей.

Кроме отпечатков рук, на стенах пещеры имеются изображения людей, страусов, коней и геометрических фигур с орнаментами. Так же имеются целые доисторические шедевры с изображением процесса охоты.

Друзья, откуда и как все началось?

Может, когда древний человек увидел свой отпечаток ноги на песке?
Или, когда провел пальцем по земле, понял что получается след от пальца?
А может, когда наши предки научились управлять «огненным зверем» (огнем), проведя сгоревшим концом палки по камню?

В любом случае понятно, что человек всегда был любопытен и даже наши предки, оставляя примитивные рисунки на скалах и камнях, хотели передать друг другу свои ощущения.

Исследуя рисунки древних людей , очевидно, что в процессе эволюции, совершенствовались и их рисунки, переходя от примитивности к более сложным изображениям людей и зверей.

Известно, что археологи нашли на территории Африки, в пещере Сибуду, наскальные рисунки, сделанные древними людьми еще 49 тысяч лет назад! Рисунки были нарисованы охрой, смешанной с молоком. Первобытные люди применяли охру еще и раньше, около 250 тысяч лет назад, но наличия молока в краске обнаружено не было.

Эта находка была странна тем, что древние люди, жившие 49 тысяч лет назад, еще не имели домашний скот, а значит, добывали молоко, охотясь на зверя. По мимо охры , наши предки использовали для рисунков уголь или обожженные корни , истолченные в порошок, известняк .

Всем известные росписи Древнего Египта популярны больше всего. История Древнеегипетской цивилизации насчитывает около 40 веков! Эта цивилизация достигла больших высот в архитектуре, писании папирусов, а также графических рисунков и других изображений.

Существование Древнего Египта началось 3000 лет до н. э. и закончилось IV –VII вв. нашей эры.

Египтяне любили украшать росписью почти все: гробницы, храмы, саркофаги, разные домашние мелочи и посуду, статуи. Для красок использовали: известняк (белый), сажа (черный), железная руда (желтый и красный), медная руда (синий и зеленый).

Живопись древнего Египта была осмысленной, изображая людей, например, умерших, оказывая им услуги в загробной жизни.

Они верили в загробную жизнь и считали, что жизнь всего лишь промежуток к другой, более интересной жизни. Поэтому после смерти, умершего прославляли в изображениях.

Не менее увлекательные античные рисунки и фрески других цивилизаций – Древнего Рима и Древней Греции .

Греко-римская античность началась в VII веке до нашей эры и закончилась VI веке нашей эры. Делать росписи стен по сырой штукатурке римляне подсмотрели у древних греков.

Так, например, для красок, цветные минералы смешивались с белком яйца и животным клеем . А после высыхания такую фреску покрывали растопленным воском .

Но вот древние греки знали куда лучший способ сохранения ярких красок. В штукатурке, которую они использовали, содержалась известь и при высыхании она образовывала прозрачную, тонкую пленку из кальция. Вот именно эта пленка и делала фреску долговечной!

Настенные фрески древней Греции дошли до наших дней, спустя тысячелетия, прекрасно сохранившись в таком же ярком и насыщенном цвете, как при их создании.

Раньше фреской называли живописные работы по сырой штукатурке. Но в наше время, любая настенная роспись может называться фреской, в не зависимости от техники ее исполнения.

Вообще же настенные росписи или фрески относятся к монументальной живописи. И ко мне это имеет прямое отношение. Именно альфрейная живопись, то есть настенная роспись является моей основной специализацией, которую я изучила в частной школе на юге Франции.

Посмотреть мои работы вы сможете в разделе >>> <<<

В средневековье на Руси Киевской стены соборов расписывали красивейшими фресками. Так, например, в 2016 году я посетила заповедник София Киевская в Киеве. И в красивейшем соборе, заложенном в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, на стенах сохранились настенные фрески (общая площадь фресок 3000 кв. м.)

Главная композиция в соборе – портрет семьи Ярослава Мудрого на трех стенах. Но до наших дней дошли и неплохо сохранились только портреты сыновей и дочерей князя. Огромные фрески, написанные в XI веке, на меня, конечно же, произвели сильное впечатление.

Также уже в Средневековье (период V – XV вв) использовали для живописных работ не только стены, но и поверхности из дерева (для написания картин). Для таких работ применяли темперные краски. Эта краска, конечно же, считается одной из древнейших видов красок и пользовались ею, чтобы писать картины, вплоть до XV века.

Пока однажды нидерландский живописец Ван Эйк не ввел широкое использование красок на масляной основе в Европе

Темпера – это краски на водной основе. Красящий порошок, разбавленный водой и куриным желтком. История насчитывает более 3000 лет этому виду красок.

Сандро Ботичелли/Sandro Botticelli. Слева Портрет молодой женщины 1480-1485 гг, 82 x 54 cm , Франкфурт. Справа Благовещение 1489-1490гг, темпера на дереве, 150 x 156 см, Флоренция

Так, например, в древнем Египте саркофаги фараонов расписывали именно темперой.

А вот использовать холст, вместо деревянной доски для написания картин, в странах западной Европы стали только в начале XVI века. В значительных количествах писали на холстах флорентийские и венецианские живописцы.

В России же холсты, как основу для живописи стали применять еще позже, только со второй половины XVII века. Но это уже другая история…. Вернее

Вот так, проявив любопытство и сделав небольшой анализ, можно проследить способы самовыражения человека от примитивного рисунка до истинных творений средневековья!!! Конечно, это не научная статья, а только взгляд одного любопытного художника, которому нравится капаться и капаться в лабиринтах человеческого разума.

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Желание человека запечатлеть окружающий мир, события, внушающие страх, надежда быть удачным в охоте, жизни, борьбе с другими племенами, природой, продемонстрировано в рисунках . Находят их по всему миру от Южной Америки до Сибири. Наскальная живопись первобытных людей еще называется пещерной, так как горные, подземные укрытия часто использовались ими как убежища, надежно укрывающие от непогоды и хищников. В России их называют «писаницами». Научное название рисунков – петроглифы. Ученые после открытия иногда закрашивают их для лучшей видимости, сохранности.

Темы наскальной живописи

Рисунки, высеченные на стенах пещер, открытых, вертикальных поверхностях скал, отдельно стоящих камнях, нарисованные углем из костра, мелом, минеральными или растительными веществами, по сути представляют предметы искусства – гравюры, картины древних людей. Обычно на них изображены:

  1. Фигуры крупных животных (мамонтов, слонов, быков, оленей, бизонов), птиц, рыб, которые были вожделенной добычей, а также опасных хищников – медведей, львов, волков, крокодилов.
  2. Сцены охоты, танцев, жертвоприношений, войны, плавания на лодках, рыбалки.
  3. Изображения беременных женщин, вождей, шаманов в ритуальных одеждах, духов, божеств, других мифических существ, иногда приписываемых любителями сенсаций к инопланетянам.

Эти картины много дали ученым для понимания истории развития общества, животного мира, изменения климата Земли на протяжении тысяч лет, ведь ранние петроглифы относят к эпохам позднего палеолита, неолита, а поздние – к бронзовому веку. Например, так были определены периоды одомашнивания буйвола, дикого быка, лошади, верблюда в истории использования животных человеком. Неожиданными открытиями стало подтверждение фактов существования бизонов на территории Испании, шерстистых носорогов в Сибири, доисторических животных на великой равнине, представляющей сегодня огромную пустыню, – Центральной Сахаре.

История открытия

Часто это открытие приписывают испанскому археологу-любителю Марселино де Саутуоле, нашедшему в конце XIX века великолепные рисунки в пещере Альтамира на его родине. Там наскальная живопись, нанесеная углем и охрой, имеющихся у первобытных людей,была так хороша,что долго считалась подделкой и мистификацией.

На самом деле подобные рисунки к тому времени были давно известны по всему миру, за исключением разве что Антарктиды. Так, наскальные писаницы по берегам рек Сибири, Дальнего Востока известны начиная с XVII века и описаны известными путешественниками: учеными Спафарием, Сталленбергом, Миллером. Поэтому находка в пещере Альтамира и последовавшая за этим шумиха – это лишь пример удачной, пусть и непреднамеренной, пропаганды в научном мире.

Знаменитые рисунки

Картинные галереи, «фотовыставки» древних людей, поражающие воображение сюжетом, разнообразием, качеством проработки деталей:

  1. Пещера Магура (Болгария). Изображены животные, охотники, ритуальные танцы.
  2. Куэва-де-лас-Манос (Аргентина). В «Пещере рук» изображены левые руки древних обитателей этого места, сцены охоты, раскрашенные в красно-бело-черные цвета.
  3. Бхимбетка (Индия). Здесь «смешались» люди, лошади, крокодилы, тигры и львы.
  4. Серра-да-Капивара (Бразилия). Во множестве пещер изображены охота, сцены ритуалов. Самым старым рисункам не менее 25 тыс. лет.
  5. Лаас-Гааль (Сомали) – коровы, собаки, жирафы, люди в церемониальных одеждах.
  6. Пещера Шове (Франция). Открыта в 1994 году. Возраст некоторых рисунков, в том числе мамонтов, львов, носорогов, около 32 тыс. лет.
  7. Национальный парк Какаду (Австралия) с изображениями, выполненными древними аборигенами материка.
  8. Ньюспейпер-Рок (США, штат Юта). Наследие индейцев, с необычно высокой концентрацией рисунков на плоском скалистом утесе.

Наскальная живопись в России имеет географию от Белого моря до берегов Амура, Уссури. Вот несколько из них:

  1. Беломорские петроглифы (Карелия). Более 2 тыс. рисунков – охота, сражения, ритуальные шествия, люди на лыжах.
  2. Шишкинские писаницы на скалах в верховьях реки Лены (Иркутская область). Более 3 тыс. различных рисунков описаны в середине XX века академиком Окладниковым. К ним ведет удобная тропа. Хотя подъем туда запрещен, но желающих увидеть рисунки вблизи это не останавливает.
  3. Петроглифы Сикачи-Аляна (Хабаровский край). На этом месте было древнее стойбище нанайцев. На рисунках – сцены рыбалки, охоты, шаманские маски.

Надо сказать, чтонаскальная живопись первобытных людейв разных местах значительно отличается по сохранности, сюжетным сценам, качеству исполнения древними авторами. Но увидеть их хотя бы , а если повезет в реальности – это все равно, что заглянуть в далекое прошлое.