Образец рецензии на программу дополнительного образования. Рецензия на программу: где получить и как она выглядит

К образовательной программе дополнительного образования детей должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:

1. внутреннюю (её, как правило, пишет заместитель директора, курирующий дополнительное образование в образовательном учреждении);

2. внешнюю (её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе; необходима для авторских и экспериментальных программ).

Примерный план рецензии:

1. Заголовок рецензии.

Рецензия на программу «___________» (название), ФИО и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;
  • вид детского объединения (студия, секция, клуб и др.), в рамках которого

реализуется рецензируемая программа;

  • адресат (категория обучающихся, их возраст, социальный состав и др.);
  • срок реализации, на который рассчитана программа;
  • есть ли подобная программа в образовательном учреждении (сравнить по
  • в чём заключается дополнительность рецензируемой программы;
  • стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.п.).

3. Актуальность программы и её новизна для системы дополнительного образования детей.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;
  • анализ содержательной части программы (отмечается, насколько полно

раскрываются основные темы занятий);

  • анализ методического обеспечения программы (в какой мере автором

характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, оценки знаний и умений учащихся);

  • оценка списка литературы (полнота, доступность для адресата).

5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

7. Ведущая идея программы и пути её реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения и для тиражирования в образовательной практике.

8. Язык и стиль изложения материалов (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.).

9. Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.

В данном разделе рецензии целесообразно отметить, насколько программа способствует:

  • стимулированию познавательной деятельности обучающегося;
  • развитию его коммуникативных навыков;
  • созданию социокультурной среды общения;
  • развитию творческих способностей личности обучающегося;
  • поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию;
  • творческому использованию жизненного опыта ребёнка;
  • профессиональному самоопределению обучающегося.

10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

11. Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.

Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

Рецензия на программу должна содержать её аргументированную оценку, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей. Кроме того, рецензент высказывает предложение о закреплении за программой определённого статуса (модифицированная, авторская, экспериментальная).

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.

Литература

  1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: Письмо Минобразования России от 18.06.03г. № 28-02-484/16 // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3. – С. 49 – 50.

Материал подготовила Н.В. Марченко, методист МКОУДО « ИМЦ».

Рецензия

на дополнительную общеобразовательную программу

по английскому языку

«Школа общения»

(социально-педагогической направленности).

учитель английского языка высшей категории

МБОУ гимназии 184.

Программа построена на основе УМК « Matrix », издательство Oxford University Press с использованием стандартов второго поколения, что является актуальным в настоящее время, поскольку весь образовательный процесс переходит на новый уровень, меняет вектор. Предполагается не только формирование знаний, умений и навыков, но и всестороннее развитие учащихся. Как раз главный акцент в программе ставится на развитии личности, формировании тех навыков, которые пригодятся учащимся в любых сферах общения, поможет раскрыться каждому, максимально продуктивно используя дополнительное время, которого так не хватает в стандартном образовательном процессе. Данная программа поможет ликвидировать дефицит времени на продуктивную коммуникативную деятельность.

Цели и задачи программы соответствуют предмету и содержанию. Программа имеет научное обоснование, причем не только педагогическое, но и социально-психологическое. Использование проектной методики и активных методов обучения отвечает современным запросам образовательной системы, позволяет провести диагностику и контроль, активизируя личный потенциал каждого, не только интеллектуальный, но и творческий. Способствует формированию навыков самоанализа и самоконтроля, что тоже отвечает запросам современного общества. Психологическое обоснование программы раскрывает актуальность ее использования в определенном возрасте, что позволит качественно улучшить результаты. Структура программы отвечает основным направлениям в развитии коммуникативной компетенции средствами иностранного языка: развитие диалогической и монологической речи с параллельным формированием лексико-грамматических навыков. Учитывая специфику программы, оптимально распределяется учебное время между указанными направлениями.

Данная программа является инновационной, так как представляет не только проектную методику, но и активные методы обучения, что ново в образовательном процессе. Программа обеспечена не только методическим комплексом, а также имеет психологическое обеспечение. Раскрывает актуальность развития коммуникативных способностей и предлагает пути и способы реализации данных задач.

Подпись______________________________

ФИО _____________________________________________________________________

Должность___________________________________________________________________

Квалификация________________________________________________________________

Звания_______________________________________________________________________

Место работы_________________________________________________________________

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

(ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал)

Рассмотрено

на заседании ПЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от ________20_____ г.

Председатель ПЦК _______ Т.В.Бекетова

по составлению рецензий на рабочую программу ,

учебно-методический комплекс

дисциплины и профессионального модуля

Методические рекомендации по составлению рецензий на рабочую программу учебной дисциплины (профессионального модуля), учебно-методический комплекс дисциплины и профессионального модуля/ АвторМаркова С. В., преподаватель высшей категории – Омск: СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)», 2016. – 32 с.

Методические рекомендации предназначены для всех предметно-цикловых комиссий СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского (ПКУ)». Разработаны с целью оценки качества методического оснащения учебной дисциплины, профессионального модуля.

1 Общие понятия 4

2 Общая характеристика рецензии на учебно-методический комплекс дисциплины 4

3 Структура рецензии 6

3.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии 7

3.2 Заключительно-оценочная часть рецензии 8

4 Полезные советы рецензенту 9

Приложение 1 10

Приложение 2 12

5 Общая характеристика рецензии нарабочую программу учебной дисциплины и профессиональных модулей 15

6 Структура рецензии 16

6.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии 17

6.2 Заключительно-оценочная часть рецензии 18

Приложение 1 (образец оформления рецензии) 19-31 Литература 32 8

1 Общие понятия

Рецензия (от латинского recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения.

Учебно-методический комплекс (далее по тексту УМК) совокупность документов, определяющих образовательный процесс по дисциплине, профессиональному модулю, предусмотренных для изучения студентом учебной дисциплины и профессионального модуля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности.

Учебно-методический комплекс (далее - УМК) – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению и реализации обучающимися материала дисциплины, входящей в основную профессиональную образовательную программу по специальности или профессии.

2 Общая характеристика рецензии на учебно-методический комплекс дисциплины

Для рецензии характерен небольшой объём и краткость изложения. По своей сути рецензия – это выражение своего отношения к прочитанному на основе аргументированного анализа.

Учебно-методический комплекс дисциплины специального блока, профессионального модуля предполагает три рецензии: внутреннюю, внешнюю (из другого образовательного учреждения) и третью – от работодателя. Для остальных УМК две рецензии – внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя рецензия – это рецензия, данная Вашему учебно-методическому комплексу преподавателем того учебного заведения, в котором Вы преподаёте данную дисциплину, профессиональный модуль. Однако, необходимо обратить внимание на то, что квалификация рецензента не может быть ниже квалификации рецензируемого. К примеру, преподаватель, имеющий высшую квалификационную категорию, может давать рецензию на материалы преподавателю имеющего высшую или первую квалификационную категорию. Но, обратный вариант невозможен.

Внешняя рецензия – это рецензия, данная Вашему учебно-методическому комплексу преподавателем другого учебного заведения. Аналогично, квалификация рецензента не может быть ниже квалификации рецензируемого. Рецензент должен быть специалистом в той области знания, к которой относится Ваша дисциплина. Желательно к написанию внешней рецензии привлекать специалистов, имеющих научную степень.

В качестве третьего рецензента может выступать практикующий специалист или работодатель по специальности среднего профессионального образования.

Следовательно, внешняя и внутренняя рецензия имеют много общего, но различаются в осведомлённости каждого из рецензентов, относительно существования стандартов учебного заведения, определяющих состав и структуру учебно-методического комплекса, его отдельных элементов.

3 Структура рецензии

Повествовательно-аналитическая часть содержит информацию о том, какая дисциплина или профессиональный модель представлен данным УМК, для кого предназначена; какие материалы представлены (календарно-тематический план, рабочая программа учебной дисциплины, методические материалы по практическим занятиям, методические материалы по самостоятельной работе и т.д.), их краткую характеристику.

Заключительно-оценочная часть – это вывод о том, насколько представленный учебно-методический комплекс дисциплины способствует качественной подготовке будущего специалиста.

3.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии

Рецензия (как внутренняя так и внешняя) начинается с определения того, какая дисциплина или профессиональный модуль представлены, по какой специальности (указывается соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования).

Структура УМК включает в себя нормативно-правовой

и учебно - методический блоки.
Нормативно-правовой блок состоит из:

    выписки из учебного плана содержащей данную дисциплину,

    примерная программа по дисциплине,

    паспорт дисциплины,

    положения об организации самостоятельной работе обучающихся, положение об организации и проведении лабораторно-практических работ (если предусмотрены) и другие внешние и внутренние нормативные акты.

В состав УМК в обязательном порядке входят следующие документы:

    утверждённая рабочая программа;

    календарно-тематический план;

    контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты);

    методические указания к семинарским занятиям;

    дидактические материалы по дисциплине, профессиональному модулю (карточки, раздаточный материал, схемы, слайды);

    методические указания по выполнению контрольных работ, их тематика для студентов очно -заочной, заочной форм обучения.

Задача рецензента указать (перечислить) имеющиеся в наличии элементы учебно-методического комплекса. После перечисления элементов, присутствующих в учебно-методическом комплексе необходимо дать краткую характеристику каждого.

3.2 Заключительно-оценочная часть рецензии

В заключение рецензии необходимо дать общую оценку учебно-методическому комплексу, сделать вывод о том насколько представленное УМК способствует качественной подготовке специалиста, обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности.

По завершении рецензии необходимо указать фамилию и инициалы рецензента, научное звание (если есть), должность, полное наименование учебного заведения (организации/предприятия). Заверяется рецензия гербовой печатью того учебного заведения (организации/предприятия), в котором работает рецензент и его личной подписью.

4 Полезные советы рецензенту

    Рецензия – это выражение своего отношения к прочитанному, изученному, рассмотренному.

    Рецензент должен обосновать своё мнение аргументированным анализом.

    Качество рецензии зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, от глубины понимания предмета рассмотрения, от способности объективного анализа, от ответственности и работоспособности.

    Подмена анализа материала простым перечислением имеющегося недопустима.

    Язык рецензии должен быть грамотным, доступным, профессиональным, последовательным.

    Замечания делайте по существу. И не забывайте обязательно отмечать достоинства представленных материалов.

    В завершении рецензии дайте общую оценку всего учебно-методического комплекса.

Приложение 1

РЕЦЕНЗИЯ

«Документационное обеспечение управления»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Документационное обеспечение управления» разработан для обеспечения выполнений требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110.51 «Банковское дело».

    календарно-тематический план;

    тестовые задания по дисциплине;

    методические указания к практическим занятиям;

    методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

    слайд-сопровождение лекционного материала.

Рабочая программа составлена логично; последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала. Календарно-тематический план соответствует по своему содержанию рабочей программе по дисциплине. Тестовые задания разнообразны, позволяют адекватно оценивать уровень знаний студентов по дисциплине. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование базовых умений для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы направлены на закрепление умения поиска, накопления и обработки научной информации. Слайд-сопровождение лекционного материала отличается точностью и конкретностью, способствует лучшему усвоению дисциплины.

Представленный учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» содержателен, имеет практическую направленность, включает достаточное количество разнообразных элементов, направленных на развитие умственных, творческих способностей студента.

В целом, учебно-методический комплекс дисциплины «Документационное обеспечение управления» способствует качественному освоению студентом общих и профессиональных компетенций.

Приложение 2

РЕЦЕНЗИЯ

на учебно-методический комплекс дисциплины

«Математика»

специальности 080110.51 «Банковское дело»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математика» разработан для обеспечения выполнений требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110.51 «Банковское дело».

Учебно-методический комплекс включает в себя следующие элементы:

    рабочую программу учебной дисциплины;

    календарно-тематический план;

    задания для текущего контроля знаний студентов;

    экзаменационные билеты для промежуточной аттестации;

    методические указания к практическим занятиям;

    методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

    методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения;

    слайд-сопровождение учебных занятий.

Рабочая программа соответствует ФГОС СПО и стандарту учреждения, разработанному в Челябинском юридическом колледже. В тематическом плане рабочей программы раскрывается последовательность изучения разделов и тем дисциплины «Математика», в содержании указаны дидактические единицы, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту по специальности. Календарно-тематический план соотносится с тематическим планом рабочей программы дисциплины. Задания для текущего контроля знаний студентов представлены по всем темам, содержат значительное число вариантов для обеспечения объективности контроля. Экзаменационные билеты для промежуточной аттестации охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические указания к практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых умений по дисциплине. Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов направлены на закрепление изучаемого на занятиях материала. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения отличаются логичностью и последовательностью, способствуют качественному усвоению материала. Весь учебный материал по дисциплине «Математика» оснащён слайд-сопровождением.

Представленный учебно-методический комплекс дисциплины «Математика» способствует формированию и совершенствованию общих компетенций студентов.

5 Рецензирование рабочих программ

(Рассмотрено на Ученом совете Университета (ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского» ПКУ) Протокол № 7 от 29.01.2015 г. УТВЕРЖДАЮ: Ректор Университета В.Н. Иванова 30.01.2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ «О разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин по специальностям СПО»)

Рецензирование рабочих программ осуществляется по факту их разработки или пересмотра в новой редакции.

В качестве внешнего рецензента рекомендуется привлекать преподавателя по данной общеобразовательной дисциплине высшей и/или первой квалификационной категории из другого образовательного учреждения, реализующего подготовку специалистов по аналогичным специальностям.

Представление рабочей программы на заседании Предметно-цикловой комиссии соответствующего направления, обсуждение и утверждение с занесением в протокол заседания ПЦК, считается равносильным внутреннему (внутри образовательного учреждения) рецензированию.

Рецензия должна отразить:

Соответствие содержания программы требованиям ФГОС СПО, ФКГС (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования),

Примерной программе: - уровень оптимальности содержания разделов/тем, целесообразности распределения по видам занятий и трудоёмкости в часах.

Рецензент, члены ПЦК при необходимости вносят предложения по улучшению рабочей программы и дают заключение о возможности использования её в учебном процессе.

Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какого образовательного учреждения является (если является сотрудником организации - занимаемую должность, полное наименование организации).

Проект программы должен быть рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программ, зачитывается отзыв внешнего рецензента.

После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания предметной (цикловой) комиссии программа утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.

6 Структура рецензии на рабочую программу

Рецензия на рабочую программу должна содержать:

    Заголовок, в котором отражается: наименование рабочей программы и сведения об авторах рабочей программы;

    Назначение рабочей программы (необходимо указать для студентов каких специальностей разработана рабочая программа);

    Соответствие содержания рабочей программы Федеральному государственному образовательному стандарту по специальностям;

    Оценка структуры рабочей программы;

    Соответствие содержания рабочей программы современному уровню развития науки, техники и производства;

    Соответствие распределения учебных часов учебному плану по специальности;

    Соответствие последовательности изложения учебного материала Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности;

    Соответствие тематики и количества практических и лабораторных работ Федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану по специальности и содержанию рабочей программы;

    Соответствие тематики курсовых работ Федеральному государственному образовательному стандарту и современному уровню развития науки, техники и производства.

Примечание: на рабочую программу составляется две рецензии:

    внутренняя (может быть дана председателем цикловой комиссии, преподавателями учебного заведения);

    внешняя (может быть дана председателем областного методического объединения, преподавателями ВУЗов и средних специальных учебных заведений города и области, работодателями), подпись внешнего рецензента необходимо заверять в отделе кадров по месту работы.

Рецензия включает в себя две части: повествовательно-аналитическую и заключительно-оценочную.

6.1 Повествовательно-аналитическая часть рецензии

Рецензия (как внутренняя, так и внешняя) начинается с определения того, какая дисциплина или профессиональный модуль представлены на рецензию, по какой специальности (указывается ------соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования).

Количество часов отведенных на изучение дисциплины (профессионального модуля);

Соответствие программы регламентируемому макету по ФГОС;

(внутренняя рецензия)

Количество разделов и логичность их разделения;

 достаточность охвата соответствующих компетенций;

 рациональность и достаточность деления содержания на теоретическую и практическую части;

Актуальность тематики самостоятельной работы;

 соответствие целей и задач, изложенных в паспорте дисциплины ее содержанию и оценке результатов освоения;

Соответствие форм и методов контроля современной педагогике;

 соответствие условий реализации современным условиямпрофессиональной деятельности выпускника (внешняя рецензия);

6.2 Заключительно - оценочная часть рецензии

В заключение рецензии необходимо дать общую оценку программе, сделать вывод о том насколько реализация данной программы способствует качественной подготовке специалиста, обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

По завершении рецензии необходимо указать должность, полное наименование учебного заведения (организации/предприятия), научное звание (если есть), фамилию и инициалы рецензента.

Заверяется рецензия печатью того учебного заведения (организации/предприятия), в котором работает рецензент и его личной подписью. Внутреннюю рецензию можно не заверять печатью.

Приложение 1

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины (модуля) ХХ.ХХ «______________»

по специальности ___________________

(_____________ уровень подготовки)

Рецензент: ______________________________________________

(ФИО, должность, звание, место работы)

1. Цель рецензирования:

    Установить соответствие требований к знаниям, умениям, практическому опыту, общим и профессиональным компетенциям по дисциплине (модулю) требованиям ФГОС СПО по специальности.

    Сформировать заключение о возможности использования рабочей программы дисциплины (модуля) в учебном заведении СПО.

Соответствие содержания дисциплины требованиям к знаниям, умениям, практическому опыту по дисциплине (модулю) согласно ОПОП по специальности;

Соответствие содержания дисциплины (модуля) формируемым компетенциям согласно ФГОС СПО;

Соответствие требований к знаниям, умениям и практическому опыту по дисциплине (модулю) перечню и содержанию лабораторных работ и практических занятий и видам самостоятельной работы;

Соответствие форм и методов контроля и оценки результатам обучения, в т.ч. указанным компетенциям.

3. Заключение:

Предложения по совершенствованию содержания учебного материала по дисциплине вносятся в виде готовых формулировок с учетом запросов работодателей, региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий в рамках, установленных ФГОС СПО.

Предложения по использованию инновационных образовательных технологий, как для проведения занятий, так и внеаудиторной работы с целью формирования и оценки указанных знаний, умений, практического опыта и компетенций.

20___г. ____________________

Должность Дата Подпись

Приложение 2

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу дисциплины (модуля, практики)

______________________________________________________

для студентов ----- курса, специальность ---- «--------», форма

обучения очная.

Программа подготовлена (полное название учебного заведения) (автор)______________________________________

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку с определением цели и задач дисциплины (модуля, практики) ; место дисциплины в структуре основной образовательной программы; общую трудоемкость дисциплины; результаты обучения представлены формируемыми компетенциями; образовательные технологии; формы промежуточной аттестации; содержание дисциплины и учебно-тематический план; перечень практических навыков; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля, практики).

В рабочей программе дисциплины (модуля, практики)______________

указаны примеры оценочных средств для контроля уровня сформированности компетенций; критерии оценки текущего и рубежного контроля.

В тематическом плане дисциплины (модуля, практики) выделены внутридисциплинарные модули______________________________________ , что отвечает требованию современного ФГОС ВПО.

Образовательные технологии обучения характеризуются не только общепринятыми формами (лекции, практическое занятие, клиническое практическое занятие), но и интерактивными формами, такими как - ролевые учебные игры, просмотр видеофильмов и создание мультимедийных презентаций, тренинги на фантомах, участие в научно-практических конференциях, создание информационных бюллетеней, подготовка бесед с населением, подготовка и защита рефератов, проведение предметных олимпиад, работа в «фокус- группах» и т.д.(указать Ваши интерактивные образовательные технологии).

Таким образом, рабочая программа дисциплины (модуля, практики) полностью соответствует ФГОС ВПО (СПО) по специальности _______________(______), программе дисциплины _____________и может быть использована в учебном процессе (полное название учебного заведения).

Должность, ученое звание,

учёная степень

рецензента

(подпись)

(Подпись рецензента заверяется

по месту его работы)

Приложение 3

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу дисциплины (модуля)

по дисциплине (модулю) _______________________________ _________________________

полное название учебной дисциплины (модуля)

направлению подготовки _______________________________________________________

профилю подготовки ____________________________________________________, выполненный преподавателем (ми) _________________________________________________

Фамилия И.О., ученая степень, ученое звание

кафедры_____________________________________________________

(полное название кафедры)

_______________________________________________________

(полное название учебного заведения)

В программе отражены:

    Цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО (СПО).

    Место дисциплины в структуре ООП. Дано описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указаны требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Также указаны теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО (СПО). Указан перечень и описание компетенций, а также требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины.

    Структура и содержание дисциплины (модуля):

    • Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах;

      Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа (проект) с указанием семестра);

      Тематический план изучения учебной дисциплины;

      Программы лекционных, семинарских (практических) занятий, самостоятельной работы содержат тематические планы, перечни основных понятий и категорий, списки литературы.

    Образовательные технологии,указанные по видам учебной работы (аудиторной, внеаудиторной).

    Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение.

Указаны темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.

    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы.

    Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).Указаны фактические специализированные лаборатории и кабинеты с перечнем оборудования и технических средств обучения, обеспечивающих проведение всех видов учебной работы.

Необходимо также отметить достоинства рабочей программы, авторские разработки.

Заключение (варианты):

    Проект программы может быть использован для обеспечения основной образовательной программы по направлению подготовки __________ дисциплине (модулю) _________ как базовый вариант.

    ……может быть использован при устранении отмеченных недостатков….

    … не может быть использован, так как не соответствует требованиям ФГОС ВПО, примерной основной образовательной программы и др.

Рецензент _______________________________________________________

(Фамилия И.О., место работы, должность, ученая степень, ученое звание)

Дата _________________________

личная подпись М.П.

Приложение 4

Образец оформления внешней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу

,

Марковой С.В.

ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского

(Первый казачий университет) »

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям).

Рабочая программа содержит паспорт, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

В паспорте рабочей программы представлены цели и задачи – требования к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык» (немецкий язык).

Программа рассчитана на 117 часов: 78 часов - аудиторные занятия, а также 39 часов для самостоятельной работы студентов (выполнение лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий; чтение и перевод текстов страноведческого, социокультурного и общенаучного характера (со словарём); составление монологического (диалогического) высказывания на основе темы, ситуации, ключевых слов (с учётом определённой коммуникативной задачи); выпуск газет и подготовка мультимедийных презентаций социокультурной и общенаучной направленности). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

Темы лексико-грамматического материала программы и требования к их овладению составлены в соответствии с целью обучения студентов различным видам чтения текстов социокультурного, общенаучного и профессионально – ориентированного характера, а также обучения студентов элементарным основам общения на бытовые и профессионально – ориентированные темы.

Наличие «Вводно – коррективного» раздела позволяет подвести студентов разного уровня подготовленности к работе над «Профессионально-ориентированным» разделом программы.

Разработанная программа обеспечивает реализацию образовательного процесса в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов третьего поколения.

Рецензент:

к. филол. н., доцент

«Иностранные

языки» ОмГТУ Т.Н.Шарапова

Приложение 5

Образец оформления внутренней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу

по дисциплине: «Иностранный язык» (немецкий язык) ,

разработанную преподавателем высшей категории

Марковой С.В.

Сибирского казачьего института технологий и управления

ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского»

(Первый казачий университет)

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий язык)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в рамках основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:

    Титульный лист;

    Паспорт программы учебной дисциплины;

    Структура и содержание учебной дисциплины;

    Условия реализации программы;

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Титульный лист содержит сведения о разработчике программы и дате её утверждения.

В паспорте программы учебной дисциплины указаны область применения программы, место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины, количество часов на освоение программы учебной дисциплины.

В разделе «Структура и содержание учебной дисциплины» приводятся объем учебной дисциплины и виды учебной работы, включая максимальную, аудиторную нагрузку студентов, в том числе на контрольные работы и практические занятия, указываются виды самостоятельной работы, а также вид итоговой аттестации студентов.

В разделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины» раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы с указанием запланированного уровня их усвоения, показывается распределение учебных часов по разделам и темам, а также указываются виды работы, в том числе: практические занятия; предусмотренные программой виды самостоятельной работы.

Программа рассчитана на 249 часов: 177 часов - аудиторные занятия, а также 72 часа для самостоятельной работы студентов (анализ лексико – грамматических соответствий (расхождений) русского и иноязычного сегментов; выполнение лексико-грамматических упражнений, тестовых заданий; чтение и перевод текстов страноведческого, социокультурного и общенаучного характера (со словарём); составление монологического (диалогического) высказывания на основе темы, ситуации, ключевых слов (с учётом определённой коммуникативной задачи); выпуск газет и подготовка мультимедийных презентаций социокультурной, общенаучной направленности и по специальности). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.

В программе ставится задача завершить формирование основ владения немецким языком, начатое в основной школе и обеспечить элементарные практические навыки владения языком в сфере бытового общения, элементарные профессиональные знания и умения для освоения специальности.

В грамматическом материале сделан акцент на овладение грамматическими конструкциями, необходимыми для перевода общенаучных, профессионально – ориентированных текстов на русский язык.

В разделе «Условия реализации учебной дисциплины» перечислены требования к материально-техническому и информационному обеспечению дисциплины. Раздел включает в себя: рекомендуемую литературу и средства обучения - указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные.

Раздел «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» включает показатели результатов обучения, показатели и критерии их оценки, а также формы и методы контроля.

Данная рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий язык)» соответствует содержанию Федерального государственного образовательного стандарта и может использоваться для изучения иностранного языка на базовом уровне в реализации образовательного процесса при подготовке квалифицированных специалистов по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рецензент:

преподаватель высшей категории

ПЦК общеобразовательных дисциплин

СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО

«МГУТУ им. К.Г. Разумовского» МП ФИО

20___г. ____________________

Приложение 6

Образец оформления внутренней рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине

Электротехника и электроника

Специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта» (Базовый)

1. Оценка соответствия материала требованиям ФГОС, рабочему учебному плану и примерной программе, а также его новизне и оригинальности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями _ к уровню подготовки выпускников по данной специальности. Программа предусматривается вариативной частью учебного плана ГБОУ СПО МТК, в которой указаны дополнительные профессиональные компетенции, рекомендованные работодателями и социальными партнерами. Данная программа тесно связана с другими дисциплинами (механика, материаловедение, математика и др). Программа содержит все необходимые разделы: паспорт рабочей программы, умения, знания, цели и задачи учебной дисциплины; структуру учебной дисциплины и условия ее реализации; тематический план и содержание с указанием уровней освоения. Материал программы имеет практическую направленность и ориентирован на специальность.

2. Краткая оценка содержания материала с указанием ошибок и недостатков

Рабочая программа рассчитана на 102 часа аудиторных занятий и 51 час - самостоятельной работы. В рабочей программе отражены цели и задачи дисциплины, в тематическом планировании представлены основные разделы дисциплины, практические и лабораторные работы,приведена тематика внеаудиторных самостоятельных работ. В программе представлены 15 лабораторных работ по основным разделам дисциплины и 12 практических работ по отработке методов расчета электрических цепей постоянного и переменного токов. Рабочая программа предусматривает широкое применение информационных технологий.

3. Оценка материала по объему и предложения по расширению или сокращению этого объёма

Данная рабочая программа вполне достаточна по объему, включает в себя все_основные_дидактические единицы дисциплины. Содержание тем_изложено_ подробно,_лаконично__и__ясно.

4. Заключение по материалу в целом с обоснованием причин позитивного или негативного отзыва.

Рецензент__________________ «…..»________________20__г.

Литература

1 http:// umk –spo.biz

2 http:// sam seberepet.ucoz.ru

3 http://www.zavuch.ru/

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную образовательную Программу, по художественно-эстетическому направлению «Художественная лепка», представленную Борисовой Ю. В., педагогом дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр, Вилюйского улуса, Республики Саха (Якутия).

Программа «Художественная лепка», является программой для учащихся 6-18 лет, художественно-эстетической направленности. Срок реализации программы – 3 года.

Целью программы является развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из солёного теста, пластилина и папье-маше. Цели, задачи, результаты программы согласованы, ориентированы на возрастные особенности детей.

Особенностью данной программы является то, что, даже не обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь. Получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. И главной особенностью является то, что ребенок может научиться комбинировать солёное тесто с пластилином, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.

Актуальность данной программы обоснована тем, что особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста, помогать детям разного возраста, отражать свою неповторимую самобытность, реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Данная программа соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дополнительного образования. Данная деятельность организована на базе «Дома детского творчества», с учётом желания детей и согласия родителей и реализуется педагогом дополнительного образования, первой квалификационной категории – Борисовой Ю. В.

Программа «Художественная лепка» отличается грамотным оформлением, чёткостью структуры. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты программы, согласованы цели и способы их достижения. Программа содержит следующие разделы:

– «Пояснительная записка» – включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование программы, в котором отражена актуальность, новизна программы; цели и задачи; условия реализации; материально-техническое обеспечение; основные формы и методы работы с детьми; ожидаемые результаты, формы, методы и критерии их оценки. Обзорно раскрыто содержание программы.

– «Учебный план» включает последовательность изучаемых тематических блоков с указанием общего количества часов и количества часов на теоретические и практические занятия.

– «Методическое обеспечение» программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата. В программе предполагается достижение определенного уровня овладения детьми художественной грамоты. Формой проведения итогов реализации программы является: выставки, конкурсы, фестивали, массовые мероприятия. Оценка результатов освоения материалов определяется уровнем знаний, умений и навыков, определенных в программе.

– «Литература». В программе представлен список литературы. Список рекомендуемой литературы достаточно полон, доступен для адресата.

Программа дополнительного образования детей «Художественная лепка» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью. Язык и стиль изложения отличаются четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Всесторонний анализ программы показал, что она составлена в соответствии с ФГОС. Программа актуальна для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется распространению.

Зам. директора по УВР _____________ (Н. Б. Какадий)

1. РЕЦЕНЗИЯ на «Рабочую программу ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента (специальности 6.030502, 6.030504, 6.030601)», подготовленные доцентом Резником Н. Г.

Разработанная программа ознакомительной практики составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к высшей школе. Разработанная программа изложена на 4 страницах и включает в себя 12 часов летней ознакомительной практики.

Разработанная программа ознакомительной практики включает следующие вопросы: цель и задачи, место и время проведения практики, охрану труда и технику безопасности, метод контроля и подведение итогов практики. Важным обязательным вопросом, который включен в программу это вопрос о проведении экскурсии со студентами во время практики на опытном участке овощеводства кафедры.

В рабочей программе приведено содержание практики, где указывается, что за время практики студенты знакомятся с классификацией овощных растений на коллекционном участке, работают по уходу за пасленовыми, луками, капустами, корнеплодами, знакомятся с их морфологическим и сортовым составом.

Разработанная программа может служить хорошим пособием для проведения ознакомительной практики для студентов I курса факультета экономики и менеджмента и их следует рекомендовать к изданию.