Конспект занятия «Звук и буква Ж» для детей старшей группы. Развивающие задания про букву «Ж Из чего составить букву ж

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

Научить правильно произносить звук [Ж].

Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...

Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).

Флаг - флажок, берег - .., друг - .., рог - .., пирог - .., круг - .., утюг - ..

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук).

Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот)

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук - жук, баба - .., мир - ., мало- ., пакет - ., билет - ., пучок - ., Веня - ..

Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

жук [ж у к], жаба [жаб а].

Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.

Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:

ЖА: -ра, -кет...;

ЖУ: -равль, -ки...;

ЖИ: -раф, -вот...

Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:

ЖИ: но-..., лы-...;

ЖА: лы-..., ко...

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):

Женя жует.

Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.

В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание 17 . Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.

Задание 18 . Знакомство с буквой Ж.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

О. Гофман

На что еще похожа буква Ж?

Сравнивание букв К и Ж:

Это - Ж, А это - К,

Целый жук и полжука.

А. Шибаев

Игры с буквами .

Задание 19 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:

жук, жуки, кожа, жаба, жабы.

Чтение, списывание предложений:

Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.

Родителям
на заметку:

Правила развития детей продолжение


Есть такое мнение, что все дети в возрасте от четырёх лет вполне способны к обучению алфавита. Это мнение в корне неправильное! Каждый ребёнок индивидуален и развитие его происходит в разное время и в разных сферах жизни. Например малыш, рано освоивший технику чтения, не обязательно должен опережать сверстников по другим направлениям (рисование, пение, мировоззрение...), а иногда может и существенно отставать от других детей. Поэтому прежде всего определите, что больше нравиться делать вашему ребёнку и какой у него склад ума.

Раннее развитие ребенка - это здорово, но не нужно это считать за догму. С раннего детства на малыша обрушивается огромный поток информации и впечатлений, которые он должен как - то усвоить и обработать. В его голове идёт постоянная напряжённая работа. Что - бы у малыша не возникало ошибок в этой деятельности и нужен всегда быть рядом взрослый, который помогает ему освоится в этом сумасшедшем современном мире. Это верно, что для нормального развития малыша ему обязательно нужны впечатления. Но часто приоритеты ребёнка не совпадают с приоритетами взрослого человека. Если вам нравиться ездить на рыбалку или в поход, это не значит, что ребёнок будет рад таким же видам развлечений. Нужно учитывать особенности психики малыша.

БУКВА Ж.ЗВУК Ж.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

Ход занятия

Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Какой он?

Согласный, твердый, звонкий.

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Нет, мы видим и пишем буквы.

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из воска вылепим букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же - живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).

6. Логопедическая зарядка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.

9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

А в чем были трудности?

Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.

Стихи про Букву Ж

***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!

***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.

***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.

***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.

***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!

***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)

Цель занятия: изучаем букву Ж, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ж, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ж по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Жёлуди Жаба Жук Жирафы

  1. Скажи, как жужжит жук? (Ж-ж-ж…)
  2. Какой звук есть и в слове ЖУК, и в слове ЛЫЖИ?
  3. В начале, в конце или в середине звук [ж] в слове ЖУК? - ЛЫЖИ? - ЖАРКО? - ДРУЖОК?

Когда мы произносим звук [ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ЖЖЖ. И язык, и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ж].

  • Гласный или согласный звук [ж]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?

Задание: печатная буква Ж для дошкольников

Рассмотри букву Ж. Нашили букву Ж в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).

Вяжет мама длинный шарф.
Потому что сын … (жираф).

Лейся, дождь, веселей.
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по … (лужам).

И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по … (животикам).

Сказка про букву Ж

Жадная Жаба

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:

Надо бы нам крышу покрасить.
- Покрасить можно,- говорит осторожный Уж.
- Только какой краской?
- Желтой,- важно сказал Жук.
- Но у нас нет желтой краски.
- Ну, тогда оранжевой!
- И оранжевой тоже нет.
- Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
- Не дам! - отвечает Жаба.
- Жалко краску.

Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
- Нет у меня никакого джема!
- Ах ты ж-жадина! - рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Загадки для детей на букву Ж

Гнездо свое он в поле вьет.
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит.
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь) 

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)

Яичко в чашечке
С дерева свалилось
И не разбилось.
(Желудь)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями
- Листьями деревьев.
(Жираф)

Чёрен, а не ворон.
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук)

Шесть ног без копыт.
Летит - жужжит,
Упадет - землю роет.
(Жук)

Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук Ж твержу.
(Жук)

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек.
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

Пословицы и поговорки на букву Ж

Живи для людей, поживут люди и для тебя.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Ему скажи, да укажи, да в рот положи.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь - не сложишь.

Веселые стихи про букву Ж для детей

Жук жужжит:
- Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
- Это желудь! Ты не прав,
- Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,
- Говорит жирафу жук.
(Г. Сапгир)

Песенка жука Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Я жук, я жук,
Я тут живу.
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу,
Всю жизнь жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
(Г. Виеру)

Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит».
(Г. Виеру)

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(С. Маршак) 

Желудь и дуб
С ветки на землю шлепнулся желудь,
Желудь созревший, желудь тяжелый.
Он от испуга плачет и плачет
И желудиных слезок не прячет.
- Что же мне делать, дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка, я же твой сын!
- Что тебе делать?
В землю зарыться, чтобы к весне
В дубок превратиться.
(Лейла Эрадзе)

Вот почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж.
(Л. Кондратенко)

Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(С. Маршак)

Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву -
И не всегда досыта…
Мне очень нравится жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!
(Б. Заходер)

Еж с ежиком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма.
(Е. Сирота)

Жонглера пожалел обжора:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают».
(Б. Берестов)

Белая лужайка,
Теплая фуфайка.
Я на лыжах побегу -
Ты меня поймай-ка.
(3. Александрова)

Журавленок желудь взял,
Бросил желудь и поймал.
Он, наверно, очень скоро
Будет цирковым жонглером.
(А. Пудваль)

Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно,
Вот.
А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
(Р. Муха)

Жеребенок видит ясно:
Желтый свет! Идти опасно!
(Б. Тимофеев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Предлагаю Вам и Вашему малышу с помощью моих материалов изучить в простой и доступной форме Азбуку вместе с Вашим ребёнком.

На этой страничке Вы найдете интересные задания о букве “Ж”.

Итак, перечислю, что нужно будет сделать с малышом:

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Ж». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Ж” в синий цвет.
  • Написать маленькую букву “ж” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “ж”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинку, узнать кто на ней изображен, вставь букву “ж” в слове ”жар-птица”.
  • Учимся писать букву “Ж”- нужно обвести буквы ж разноцветными карандашами, а потом
  • раскрасить жирафа и нарисовать на его спине черные пятна.
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Ж” — обводим пунктирные линии.
  • Ищем пять букв «Ж» среди других картинок. (Игра в буквы на внимательность).
  • Помочь жабе Клаве из мультфильма про Лунтика собрать все буквы ”Ж” — обвести аккуратно пунктирные линии.

Видео

Учим как правильно звучит буква «Ж»

Азбука-Малышка от тетушки Совы про букву Ж

Развивающий мультик по теме