Свойства и проявления характера. Свойства и проявления характера Свойством характера противоположным цельности является

Знаете, что самое интересное? Что этого слова нет ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова, ни в словаре Макса Фасмера, а объяснение в словаре Ушакова построено по принципу: "масло - масляная субстанция". А между тем, это качество очень многими считается основным в человеке. Именно оно определяет не просто взлет, а взлет без падений, внутреннее переживание успеха.

Что же это за такое загадочное качество? Лучше всех о нем рассказал Джон Максвелл - человек, который знает о внутренней природе лидерства больше, чем кто-либо. Сегодня я вам предлагаю главу из его книги "Воспитай в себе лидера" .

Толковый словарь объясняет значение слова "цельный" (когда речь идет о личности) как "обладающий внутренним единством, отличающийся единством черт характера". Цельность личности означает, что слова человека не расходятся с его делами, что он таков, каков он есть, где и с кем бы он ни находился.

Цельная личность означает, что человек не "служит двум господам" (это было бы двуличностью) и не притворяется (это было бы фарисейством). Цельная личность проявляется в прямоте, честности, искренности. Цельной личности нечего прятать и нечего бояться. Жизнь такого человека - открытая книга. "Человек с цельной личностью установил для себя систему ценностей, в соответствии с которой он оценивает все события своей жизни" , - сказал В. Гилберт Бирс.

Цельность личности - это не то, что мы делаем, а то, кто мы есть. Именно то, кто мы есть, в итоге определяет то, что мы делаем. Наша система ценностей неразрывно связана с нашей личностью, ее невозможно отделить от нас без ущерба для личности. Это навигационная система, направляющая нас на жизненном пути. Она устанавливает приоритеты и оценивает, что следует принять, а что - отбросить.

Внутри каждого из нас происходит столкновение конфликтующих желаний. Никто, даже самый "одухотворенный" человек, не в силах избежать этого столкновения. Цельность личности определяет победителя в этой войне желаний. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда приходится выбирать между "хочу" и "надо". Цельность личности создает предпосылки для правильного выбора в каждом подобном случае, определяет наше поведение в ситуации конфликта. Цельность личности объединяет наши слова, мысли и поступки в единое целое, так что ни слова, ни мысли, ни поступки никогда не расходятся друг с другом.

Цельность личности укрепляет наше внутреннее чувство удовлетворенности жизнью. Она никогда не позволит нашим устам осквернять наши сердца. Она - третейский судья, благодаря которому наши убеждения находят отражения в поступках. И тогда никогда - ни во времена процветания, ни во времена бедствий - не будет никакого различия между тем человеком, каким мы кажемся посторонним людям, и тем, какими мы являемся на самом деле, какими знают нас члены семьи. Цельность личности определяет, какими мы будем, - вне зависимости от любых обстоятельств, окружения или местонахождения.

Но цельность личности - не только третейский судья при выборе между борющимися друг с другом желаниями. Она - демаркационная линия между счастливым человеком и мятущейся, раздвоенной душой. Она дает нам свободу быть собой вне зависимости от обстоятельств.

"Главный ключ к величию, - напоминает Сократ, - действительно быть такими, какими мы кажемся" . Как часто мы пытаемся "поступать по-человечески", еще не став человечными по своей сути! Чтобы пользоваться доверием людей, лидер должен быть самим собой, став композитором своей жизни. Хорошая жизнь - как хорошая песня, в которой музыка неотделима от слов.

Вот что получается, когда мои слова не расходятся с поступками .

Я говорю подчиненным: "Приходите на работу вовремя". Я прихожу на работу вовремя. Подчиненные будут приходить на работу вовремя. Я говорю подчиненным: "Проявляйте позитивный взгляд на мир". Я проявляю к миру. Подчиненные будут проявлять позитивное отношение к миру. Я говорю подчиненным: "Важнее всего - интересы клиентов". Я ставлю интересы клиентов на первое место. Подчиненные будут ставить интересы клиентов на первое место.

А вот что получается, когда я говорю одно, а делаю другое:

Я говорю подчиненным: "Приходите на работу вовремя". Я опаздываю на работу. Одни из подчиненных придут вовремя, другие будут опаздывать. Я говорю подчиненным: "Проявляйте позитивный взгляд на мир". Я проявляю негативное отношение к миру. Одни из подчиненных будут настроены позитивно, другие - нет. Я говорю подчиненным: "Важнее всего - интересы клиентов". Я ставлю на первое место себя. Одни из подчиненных будут ставить на первое место интересы клиентов, другие - свои интересы.

Восемьдесят пять процентов информации поступает к нам через органы зрения, 10 - через органы слуха и лишь 1 процент - через остальные органы чувств. Чем больше конкретные поступки лидера соответствуют услышанным от него словам, тем больше доверие последователей к лидеру. Человек понимает то, что слышит, и верит тому, что видит!

Слишком часто мы пытаемся мотивировать людей с помощью мелких трюков и уловок. Но люди ждут от вас вовсе не призывов и девизов, а образца для подражания, каковым являетесь вы сами и ваши поступки.

Цельность личности - вот секрет взлетов без падений. Давайте теперь рассмотрим значение цельности личности лидера подробнее.

1. Цельность личности создает доверие

Тридцать четвертый президент США Дуайт Эйзенхауэр говорил: "Чтобы , человек должны иметь последователей. Чтобы найти последователей, человек должен пользоваться доверием. Итак, главное из качеств, необходимых лидеру- бесспорная цельность личности. Без нее невозможен реальный успех где бы то ни было - в рабочей бригаде, на футбольном поле, в армии или деловом офисе. Если товарищи обнаружат, что вы обманщик, если они обнаружат, что вам недостает искренности и цельности личности, то вы обречены на неудачу. Слова и поступки человека должны не расходиться между собой. Следовательно, главная необходимость - это цельность личности и высокая цель"

Кейвитт Роберт говорил: "Если мои подчиненные меня понимают, я завоевываю их внимание. Если они доверяют мне, я завоевываю их поступки" . Чтобы обладать авторитетом, необходимым для успешного лидерства, человеку мало таблички с названием должности на двери его кабинета. Ему необходимо доверие тех, кто идет вслед за ним.

2. Цельность личности обладает огромным потенциалом влияния

Как сказал философ Эмерсон, "каждая великая организация - продленная тень одного-единственного человека, чей характер определяет характер всей организации" . Эти слова вполне совпадают с высказыванием американского актера, юмориста и писателя Уилла Роджерса: "Разум людей изменяют наблюдения, а не аргументы" . Люди делают то, что видят.

Как жаль, что в стенах собственного дома мы часто забываем об огромном значении цельности личности. В книге Роберта Спроула "Ответы на возражения" рассказывается история еврейского мальчика, жившего много лет назад в Германии. Мальчик очень любил своего отца и искренне восхищался им. Отец был глубоко верующим человеком, и жизнь всей семьи была проникнута религиозными традициями, обрядами и обычаями. Вся семья, во главе с отцом, регулярно посещала богослужения в синагоге.

Но случилось так, что семья переехала в другой город, где не было синагоги, но была лютеранская церковь. Жизнь всего городка вращалась вокруг церкви, все городские знаменитости принадлежали к церковной общине. И вот однажды отец нашего героя заявил, что всей семье следует перейти из иудаизма в лютеранство. На недоуменные вопросы жены и сына он ответил, что так будет лучше для его бизнеса. Мальчик был смущен и растерян: ведь он так верил своему отцу! Глубокое разочарование вскоре переросло в гнев и чувство горечи, уже не покидавшее молодого человека до конца жизни.

Через какое-то время молодой человек поехал в Англию на учебу. День за днем просиживал он в читальном зале Британского музея. Молодой человек писал книгу, в которой хотел изложить принципиально новое мировоззрение - учение, призванное изменить весь мир. Религию он называл "опиумом для народа", а своих последователей призывал к жизни без Бога. Его идеи стали основой государственной идеологии многих стран мира, население которых в сумме составляло около половины всего человечества. Этим молодым человеком был Карл Маркс, основатель коммунистического движения. Поступок отца, позволившего разрушить свою систему ценностей, в итоге оказал огромное влияние на нею историю XX (и, возможно, не только XX) столетия.

3. Цельность личности - основа для высоких моральных требований

Лидер обязан предъявлять к себе более высокие требования, чем к своим последователям. Но в своем большинстве люди уверены в прямо противоположном. Видя в первую очередь привилегии, люди забывают об ответственности тех, кто стоит наверху. Лидер может позволить себе отказаться от чего угодно, но только не от ответственности. Джон Д. Рокфеллер-младший говорил: "Я уверен, что любое право подразумевает обязанность, любая благоприятная возможность - долг, любая собственность - обязательство" . Этот принцип можно наглядно изобразить в виде диаграммы.

Слишком часто люди готовы принять свои права, но не желают брать на себя обязанности. Ричард Эванс в своей книге "Открытый путь" сказал: "Нет цены человеку, готовому взять на себя обязательство и выполнить его целиком и полностью, не требуя контроля со стороны. Человек безответственный делает полработы, возвращает работу незаконченной, требует проверки, редактирования, контроля и пристального внимания со стороны" .

А вот слова Тома Роббинса: "Не списывайте свои неудачи на времена, в которых вам доводится жить. Проблемы не в эпохе, а в людях. В настоящее время появилась тенденция освобождать человека от моральных обязанностей, считая его жертвой социальных обстоятельств. За такое убеждение приходится расплачиваться собственной душой. Слабость характера - вот что закрепощает людей" . У слабохарактерного лидера моральные стандарты будут не на должной высоте.

4. Цельность личности создает не имидж, а твердую репутацию

Имидж - то, какими нас считают люди. Цельность личности - то, какими мы являемся на самом деле.

Каждому из нас известны люди, которые снаружи одни, а внутри другие. Как жаль, что работающие над своим имиджем больше, чем над характером, часто не понимают, что однажды тщательно созданный имидж рухнет. Поступки таких людей зачастую удивляют даже близких друзей, уверенных, что "уж мы-то его знали".

Древние китайцы построили Великую стену, чтобы оборониться от набегов северных кочевников. Стена была такой высокой и толстой, что, казалось, никто не сможет ни перебраться через нее, ни пробить ее. Казалось, теперь можно жить в свое удовольствие, ничего не опасаясь. Но только за первые сто лет существования стены захватчики трижды вторгались в пределы Китая. И ни разу врагам не приходилось ни перебираться через стену, ни пробивать ее: они подкупали стражу и спокойно проходили в ворота. Китайцы так надеялись на прочность каменной стены, что совсем забыли о необходимости воспитывать у своих детей надежный, цельный характер.

Ответы на нижеприведенные вопросы покажут, что вы создаете: имидж или характер.

Последовательность. Вы всегда один и тот же человек, вне зависимости от того, с кем общаетесь?

Выбор. Принимаете ли вы ре шения, наилучшие для других людей, если есть возможность выбора другого решения, более выгодного для вас лично?

Признательность. Всегда ли вы с готовностью признаете и цените вклад других людей в ваш успех?

Томас Маколи говорил: "Мера истинного характера человека - то, как он поступит, будучи абсолютно уверенным, что никто и никогда об этом не узнает" . Порой жизнь сжимает нас, словно в тисках, и под этим давлением выходит наружу все то, что прежде было скрыто глубоко внутри. Мы не в состоянии дать людям то, чего у нас нет. Имидж много обещает, но мало дает, но цельность характера никогда не разочаровывает.

5. Цельность личности означает, что мы не можем требовать от других больше, чем от себя

Ни один лидер не в состоянии увести своих последователей дальше, чем находится он сам. Слишком часто мы так озабочены конечным результатом, что всячески пытаемся срезать углы на пути к нему. Цельность личности делает эти уловки невозможными, так как рано или поздно правда все равно выходит наружу.

6. Цельность личности помогает лидеру стать не просто умным, а надежным

Фред Смит, опытный бизнесмен и мудрый человек, не так давно сказал мне, какая разница между человеком умным и человеком надежным. Умные лидеры, говорил Смит, долго не держатся на своем месте. Это напомнило мне слова писателя Питера Друкера из его выступления перед священнослужителями: "Главное требование к лидеру, без выполнения которого невозможно эффективное , - завоевать доверие. В противном случае, такому человеку не удастся найти ни одного последователя. Лидер - тот, за кем идут люди. Чтобы доверять лидеру, совершенно не обязательно во всем с ним соглашаться. Доверие - это убежденность, что человек говорит именно то, что думает. Это вера в то, что авучит возвышенно и считается очень старомодным - в цельность характера. Поступки лидера и его высказанные вслух убеждения должны быть если не идентичными, то, по крайней мере, не противоречащими друг другу. Эффективное лидерство - вновь выскажу очень старую мысль - базируется не на уме, а в первую очередь на цельности характера и последовательности поступков" .

Лидеру с цельным характером и искренними намерениями нет нужды делать громкие заявления. То, что они хотят заявить, проявляется во всех их поступках и вскоре становится известно всем и каждому. И наоборот, неискренность невозможно скрыть или замаскировать, даже если у руководителя семь пядей во лбу. Единственный способ сохранять уважение и высокую оценку со стороны подчиненных - заслуживать уважение и высокую оценку. Даже самый прожженный хитрец и пройдоха не в состоянии одновременно одурачить сразу всех. Каждый из нас находит признание не за то, каким старается выглядеть, а за то, каков он есть на самом деле.

Как сказала американская журналистка и писательница Энн Ландерс, "люди с цельным характером могут рассчитывать на доверие. Они знают, что время докажет их правоту, и потому готовы ждать" .

7. Цельность личности - плод тяжелого труда

Цельность личности не дается человеку при рождении. Для ее формирования необходима , внутреннее чувство веры в себя и решимость быть абсолютно честным в любой жизненной ситуации. К сожалению, сила характера стала в наши дни большой редкостью.

Само значение понятия "цельность личности" начало расплываться и утрачивать свой первоначальный смысл. Для большинства современников эти слова ассоциируются со старомодной чопорностью и ограниченностью взглядов. В наше время, когда значениями слов манипулируют все, кому не , фундаментальные могут в мгновение ока рассыпаться в прах.

Великий христианский проповедник Билли Грэм говорил: "Цельность характера - клей, соединяющий наши поступки в жизнь. Мы должны всеми силами стремиться к ее сохранению. Когда потеряно богатство - не потеряно ничего; когда потеряно здоровье - потеряно что-то; но если потерян характер, потеряно все" .

Задайте себе вопрос: "Честен ли я по отношению к самому себе?" . Слова американского поэта Эдгара Геста станут пробным камнем, проверяющим на цельность все ваши поступки:

Мне суждено жить с самим собой,
И я хочу быть достойным самого себя,
Я хочу, чтобы день за днем
Я мог смело смотреть себе в глаза.

Не хочу вечером, на закате солнца
Ненавидеть себя за то, что натворил днем.
Не желаю прятать в глубине шкафа
Кучу секретов о себе самом.

Не желаю тешить себя мыслью,
Что никто, нигде и никогда
Не желаю хитрить и притворяться,

Хочу идти с высоко поднятой головой,
Хочу заслужить уважение всех людей,
И даже в борьбе за славу и
Я хочу иметь возможность уважать себя.

Не желаю смотреть на себя и знать,
Что я хвастаюсь, блефую, играю роль.
Никогда мне не спрятать себя от себя,
Я вижу то, что другие могут не заметить,

Я знаю то, что другие могут не узнать,
Мне не обмануть себя самого.
Что бы ни случилось, я хочу жить
С чистой совестью и уважением к себе.

Это, так сказать, "тест номер один" вашей самопроверки. Теперь- "тест номер два". Задайте себе вопрос: "Честен ли я по отношению к своему непосредственному лидеру?" .

Джозеф Бейли опросил свыше трехсот людей, занимающих ведущие руководящие должности, и оказалось, что все они приобретали опыт и знания "из рук в руки" от своих наставников. Философ Ралф Уолдо Эмерсон сказал: "Наше главное желание - встретить на своем жизненном пути человека, который поможет нам стать такими, какими мы можем стать" . Встретив такого человека, мы должны постоянно контролировать свой рост, задавая себе вопрос: "В полной ли мере я использую знания и умения, полученные от наставника?". Любая попытка схитрить, "схалявить" будет больно ранить и вас, и вашего наставника.

А теперь последний тест, "тест номер три": "Честен ли я по отношению к своим последователям?" Любой лидер понимает, что неправильное решение пойдет во вред не только ему самому, но и его последователям. А если неправильное решение стало результатом ваших ложных побуждений? Прежде чем тянуться за браздами лидерства, следует осознать: мы учим других тому, что знаем сами. В своих последователях мы воспроизводим самих себя. Цельность личности - это постоянная внутренняя работа.

Составьте список своих жизненных ценностей. Убеждения - это идеи или принципы, в согласии с которыми вы живете, за которые готовы, если потребуется, даже отдать жизнь. Каковы ваши убеждения?

Спросите у человека, хорошо знающего вас, в каких областях жизни вы проявляете последовательность (делаете именно то, о чем говорите), а в каких - непоследовательны (говорите одно, а делаете другое).

Если Хотите Стать Самим Собой - Сделайте Это Прямо Сейчас!

Пусть нельзя нам вернуться назад
И заново все начать,
Зато каждый из нас может начать прямо сейчас
И дальше жить по-иному.

Вот такая вот позиция у Джона Максвелла. Что вы думаете об этом?

Пару недель назад я познакомилась с человеком по имени Олег Душко, который, набравшись смелости, открыл собственную рассылку на Сабскрайб. Рассылка его меня удивила: она об изучении сербского языка . Потому я попросила Олега рассказать, почему он вдруг решил и взялся за такую, скажем, не самую популярную тему. И вот что он мне ответил:

Вы спрашиваете, почему я решил выучить именно сербский, чем он меня привлек? На это ответить одновременно легко и не просто.

Во-первых, всегда мечтал говорить на сербском языке, так как я знал, что мои далекие предки по отцовской линии бежали из Сербии в Россию (наверное лет 200 назад) и охраняли ее южную границу (теперь Украина). Оттуда они переселились на Кавказ и окончательно растворились как сербы. Родственные связи остались, а язык нет. Моя фамилия произошла от сербского имени Душко (ударение на первый слог).

Пока я жил на юге России это оставалось только мечтой, но несколько лет назад, переехав в Москву, начала претворяться в жизнь.

Во-вторых, мне очень нравится этот язык, его звучание, мелодичность. Все больше узнавая его, я глубже понимаю русский язык, его корни, а может быть и что-то уже ушедшее. Раньше я думал, что сербский, как славянский язык, легко будет выучить, однако я ошибался – не все так просто.

Да, может быть, это и не самый распространенный и популярный язык, но это красивый, певучий и притягательный язык очень гордого и крепкого духом народа. И мне хочется знать о нем как можно больше, а также делиться этими знаниями со всеми и общаться, общаться...

Кроме того, очень хочу поехать в Сербию и увидеть все своими глазами.

Каждый новый язык - новое мировоззрение. Так что давайте расширять наш взгляд на мир!

Не знаю, смог ли я ответить на Ваши вопросы. Еще раз спасибо.

Олег Душко

Знаете... мне кажется, что Олег очень цельный человек - он изучает не то, что модно или актуально, а то, что ему хочется и нравится. А Вам как кажется?

Сделай Себя Сам!

Рекомендую "Цели и Успех" (Ирина Михалицина). Аудио тренинг, который поможет вам уверенно достигать любых целей в карьере, бизнесе и жизни

  • 7.Психологическая структура личности.
  • 8,Механизмы психологической защиты: вытеснение, подавление, отрицание, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, отчуждение, компенсация, регрессия.
  • 9, Направленность личности как система мотивов личности. Формы проявления направленности: интересы, мировоззрение, убеждения, идеалы
  • 10.Процессы интеграции в малой группе: сплоченность, совместимость, ответственность. Эффекты, возникающие при восприятии другого человека: ореола, новизны и первичности, стереотипизации, самопроекции.
  • 11. Межличностные отношения в малых группах. Процессы дифференциации в классе и методы их изучения. Конформность и внушаемость.
  • 12. Понятие об общении. Виды общения: анонимное, функционально-ролевое, неформальное. Средства общения (языковые и неязыковые). Условия эффективного общения.
  • 13.Понятие о деятельности. Мотивы деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд.
  • 14.Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков.
  • 17.Понятие о темпераменте. Тип темперамента.
  • 17, Свойства темперамента: сенситивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакций, эмоциональная возбудимость.
  • 18.Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и его целостность.
  • 19.Развитие и формирование способностей.
  • 20. Задатки и способности. Единство приобретенного и врожденного в способностях.
  • 23. Понятие о внимании. Общая характеристика и значение внимания. Физиологические основы внимания. Проблема развития внимания.
  • 24. Виды внимания. Условия организации произвольного внимания. 25.Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем.
  • 26. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
  • 27. Возникновение ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Анализатор и его строение.
  • 28. Закономерности ощущений (чувствительность, пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия).
  • 30. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция.
  • 31. Понятие о памяти. Память и представления.
  • 32. Виды памяти и их характеристика
  • 32.Теории памяти
  • 33. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Заучивание и его организация.
  • 34.Мышление как высшая форма отражения. Связь мышления с процессами сознания (ощущениями, восприятиями, памятью, воображениями, волей и т.Д.)
  • 34. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  • 35. Социальная природа мышления человека.
  • 36.Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.
  • 36. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.
  • 37. Индивидуальные особенности памяти.
  • 41. Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность.
  • 43. Понятие об эмоциях и чувствах. Роль чувств в практической деятельности человека.
  • 44. Закономерности функционирования эмоциональной сферы (закон Йеркса-Додсона, информационная теория эмоций).
  • 45. Формы переживания чувств: настроения, аффекты, стрессы, страсти, фрустрации.
  • 46. Особенности развития речи на русском языке у детей
  • 47. Предмет возрастной и педагогической психологии. Понятие о движущих силах психического развития.
  • 48.Показатели психического развития
  • 50. Возрастная периодизация психического развития. Стадии развития
  • 51. Важнейшие достижения раннего детства
  • 52.Возрастные кризисы, их причины и следствие
  • 53. Сензитивные периоды в развитии личности
  • 53. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
  • 54. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
  • 55. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
  • 58.Психология обучения. Психологические обоснования индивидуализации обучения
  • 60. Личность учителя в педагогическом процессе
  • 62.Психологическая характеристика подросткового возраста. Развитие личности и отношения с окружающими
  • 98.Психические особенности общения учителя с учащимися младшего, среднего и старшего возраста
  • 18.Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и его целостность.

    Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.

    Характер формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности.

    Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условия детерминируют определенные черты характера личности.

    В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.

    Заметные изменения в поведении человека обусловливаются и временными состояниями психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма.

    Хотя характер не врожден, особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов – все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность.

    Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека.

    В свою очередь, образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей и т. п.

    Характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.

    Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике. Характер накладывает отпечаток на внешний облик личности. Он отражается и в типичной позе. Характер, отражая жизнь, в свою очередь, влияет на образ жизни.

    В структуре сложившегося характера мы должны выделить прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.

    Когда мы анализируем структуру характера той или иной личности, содержание ее отношений к объективной действительности должно выдвигаться на первый план. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Содержание характера проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.

    Необходимо учитывать, что в содержании характера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.

    Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно и определяется не одним каким-нибудь стремлением, побуждением, а целостной системой отношений. Однако в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план и доминирует, придавая своеобразие характеру данного человека.

    В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы.

    Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек способен в самые тяжелые минуты испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей, а если нужно, то пожертвовать собой во имя общего дела.

    В зависимости от преобладающих потребностей и интересов складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы – это определяет не только помыслы и чувства личности, но и направленность его дел.

    Противоречивость или непоследовательность поведения некоторых людей в разных жизненных ситуациях объясняется отсутствием цельности характера, частичным развитием отдельных его черт.

    Только комплексное применение различных средств и методов формирования характера и обеспечивает образование типичных для социалистической действительности характеров, отличающихся и разнообразием индивидуальных черт.

    Индивидуальное и типичное в характере. Норма и патология характера.

    Типическое как отражение общего в условиях жизни и природе человека. Характер есть общественно-историческое явление; следовательно, не может быть каких-то всеобщих характеров вне времени и пространства. Есть определенные характеры определенных исторических эпох, характеры конкретных личностей. Это не означает, что характер коренным образом изменяется от эпохи к эпохе.

    Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним различными отношениями. Являясь членом общества, личность находится в определенных экономических, политических, культурных условиях, общих как для нее, так и для многих других людей – членов этого общества, класса. Эти условия формируют общие типические черты характера. Типическое в характере людей и конкретного человека отражает существенное в социальной жизни эпохи, класса.

    Следовательно, о типическом в характере можно говорить как о существенных чертах, общих для известной группы людей. Эти существенные черты отражают общие условия жизни и проявляются в большей или меньшей мере у каждого представителя данной группы людей. Таким образом, типическое характеризует в одно и то же время и данную, конкретную индивидуальность, и других людей, с которыми данная индивидуальность разделяет общие экономические, политические и культурные условия жизни.

    Наряду с общим в экономических, политических и культурных условиях жизни необходимо учитывать общее и в самой деятельности, которая накладывает отпечаток на поведение человека. И, наконец, есть нечто общее в природной организации человека, например типическое в высшей нервной деятельности людей. Это тоже не может не сказаться на типическом в характере человека.

    Наряду с общими условиями имеются и своеобразно индивидуальные условия в жизни и воспитании каждого отдельного человека. Сами общие условия проявляются в каждом конкретном случае в своеобразно индивидуальных формах. Существуют различия в быте семьи, интересах различных семей, важное значение имеют профессионально-трудовые различия. Все это не может не отражаться на характере человека. Индивидуальные различия в быту и воспитании, различия всяких воздействий, иногда случайных впечатлений, проявляются в индивидуально-своеобразных склонностях и интересах, потребностях и вкусах, чувствах, складе ума и в целом – в характере человека. Различия в быту, а тем самым и различия в потребностях, вкусах определяют индивидуальные особенности у людей одного и того же общества, одной и той же прослойки населения.

    19. Понятие о способностях. Виды способностей (общие и специальные). Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

    При прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

    Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

    Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

    Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

    Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

    К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.

    К ведущим свойствам относятся свойства художественного творческого воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.

    Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

    Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений».

    Следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации. Различают общие и специальные способности.

    Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

    Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности.

    Понятие характера. Свойства (черты) характера. Классификации характера

    Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоцио¬нального реагирования. Он прояв-ся в де и общении, включает, ос-ти, которые придают человеку специфический, характерный для него оттенок.

    Мясищев : Характер - структурная интеграция отношений человека к себе и окруж. Миру. Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой темперамента. Т.о. направленность - вектор, а характер - соотношение мотивов и отношений вообще.

    У Ананьева характер вкл в себя особенности психич. процессов, детерминирован природными предпоссылками и социальным отношением.

    Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни . Характер – это вершина личност. свойств.

    Левитов : Характер - психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее.

    Ковалев : Характер - психический слад личности, который сложился под влиянием внешних воздействий и воспитания и определяет стиль поведения и отношений человека. Т.о. - это приобретенная характеристика.

    Олпорт : Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей.

    По рубинштейну характер это устойчивый обобщенный мотив, генерализованный на сходные обстоятельства. может проявляться как в содержании так и в форме поведения.

    Платонов : Характер - каркас личности. Содержательная сторона – направленность + воля + проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения . Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их.

    Мерлин : Черты характера - это свойства личности в целом, которые проявляются в социально-типических ситуациях.

    При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти Свойства предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера - «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера - «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

    Свойства Характера:

    В отличии от Т.: Темперамент - что задано природой, характер - что делаем мы.

    Если темперамент это скорость, темп, то характер это больше конкретное содержание. Активный-это темп, а целеустремленый это характер. Характер связан с содержанием ситуации.

    Темперамент врожден, а характер приобретен

    - характеристики характера:

    полнота – разнообразие черт, свойств

    цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств

    уравновешенность

    выраженность – может доходить до акцентуации

    оригинальность, самобытность

    интегративность – характер это всегда структура

    социальность – характер всегда проявляется в поведении

    автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго

    мотивационный компонент - характер это всегда отношение

    волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

    Отдельные свойства хар-ра связаны друг с другом, зависят друг от друга, образуют целостную организацию, структуру. Системы взаимосвязанных свойств называются симптомокомплексами.

    В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера :

      отношение к людям

      отношение к труду (добросовестность, лень, смелость, нерешительность)

      отношение к вещам (принципиальность)

      отношение к себе

    - В системе отношений личности существуют стержневые (всегда социально-типичны) и производные свойства.

    Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера :

      глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств

      активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам

      устойчивость/изменчивость свойств характера  необходимые условия адаптации.

      пластичность  условие развитие и воспитания.

    Структурные свойства характера взаимосвязаны: более глубокие свойства активнее и устойчивее.

    - Классификация черт характера: 1. По психическим процессам – эмоциональные (эмоциональность, жизнерадостность, впечатлительность), волевые (настойчивость, самостоятельность, смелость, нерешительность), интеллектуальные (любознательность, сообразительность, находчивость, легкомыссленность), моральные (честность, отзывчивость, доброта, жестокость).

    - Характер в целом различают по их определенности и цельности . Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным характером подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойственен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

    Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни . Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание. Большое значение имеет семья , т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер :

    Родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают → неуверенность, замкнутость, недоверчивость

    Родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют → отсутствие любознательности, несдержанность

    Родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым → уверенность, любознательность, зрелость

    - Механизм формирования характера - через деятельность : игровая (детство), учебная, трудовая.

    Свойства характера развиваются неравномерно, не одновременно и формируется характер всю жизнь.

    Разные св-ва характера формируются в разном возрасте. Коммуникативные в дошкольном возрасте.

    Предметные св-ва, когда ребенка знакомят с разными предметами

    Рефлексивные св-ва (отражают отношения человека к себе, связаны с целями, что я хочу).

    Формирование характера : основную роль в формировании характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. В возрасте от 2 до 9 лет – дети особенно открыты для для воздействия со стороны. Весьма важны для становления ХАР ребенка стиль общения взрослых между собой и с ребенком. Раньше других в хар-ре закладываются : доброта, общительность, отзывчивость, а так же противоположные им – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Свойства хар-ра, которые наиболее проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость. Они формируются в дошкольном детстве, закрепляются в играх детей. В начальных классах школы оформляются черты хар-ра, прояляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте развиваются и закрепляются волевые черты хар-ра, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы Л. Наиболее эффективным средством формирования хар-ра является труд.

    - Функции характера: 1. Помогают человеку самоосуществиться в деятельности. 2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

    Классификации характера

      Изначально когда исследовали характер, то описывали типы людей

    По Лесгафту 6 типов детей

      Лицемеры, лживые хитрые, ленивые

      Честолюбивые(любят когда восхищаются)

      Добродушные

      Злостно-забитые (злые, равнодушные)

      Мягко-забитые(заласканные)

      Угнетенные (скромные, трудолюбивые)

    Шелдон и Кречмер исследовали характер в биологических детерминантах(пикник, атлетик, астеник)

    2. конституциональная типология (Кречмер, нач 20 века) – провел множество измерений частей тела людей: каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию.

    Выделяет 4 типа строения тела людей и соотносит с ними три выделенных типа темперамента:

    Астеник (шизотеник) – вытянутый, худой, с плоской грудью, замкнут, эмоционально раним, быстро утомляется. Пикник (циклотемик ) – преобладание жировых тканей, разговорчивость, общительность, предрасположенность к маниакально-депрессивным состояниям. Атлетик (иксотемик ) – Спокойный, мало впечатлительный, сдержанные жесты и мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением.

    3. Шелдон (тоже КОНСТИТуциональн)

    Висцеритония (эндоморфный тип тела, преувеличенное развитие внутреннего зародышевого слоя, из которого формируются внутренние органы и жировая ткань. Он отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жиров ) -расслабленность в движениях, любовь к компаниям, ориентация на других, эмоциональная ровность, нет взрывных эмоций и поступков.

    Соматотония (мезоморфный тип , преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируются скелет, мускулы, характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, крупная голова) – уверенность в движениях, храбрость, клаустрофобия, склонность к риску, энергичность.

    Церебротония – заторможенность в движениях, повышенная скорость реакций, склонность к уединению, социофобия (страх перед общественными контактами), чрезмерная чувствительность к боли. Эктоморфный тип - это преимущественное развитие внешнего зародышевого слоя, из которого формируются нервная система и мозг, в то время как внутренний и средний зародышевые слои развились минимально, поэтому слабо развиты кости, мускулы, жировые прослойки. Этот тип олицетворяет худой человек, с вытянутым лицом, тонкими и длинными руками и ногами, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой.

    В. Штерн: любая система целей человека строится на основных взаимоотношениях между личностью и миром, между Я и средой. Здесь цель может иметь двоякое направление. С одной стороны, она может касаться Я, а с другой - мира, среды. В зависимости от того, какое из этих направлений превалирует в системе целей, Штерн различает аутотелическую и гетеротелическую направленность, а в зависимости от особенностей взаимосоотношения последних выделяет три различных типа характера: аутистический, гетеристический иинтроцептивный.

    1. В аутистическом характере преобладают аутотелические стремления. Цель воли аутиста по сути всегда составляет он сам. Он либо индивидуалист, то есть постоянно стремится выдвинуть на передний план и подчеркнуть особенности своей личности, либо субъективист, то есть его отношение ко всему строится в зависимости от того, какое значение имеет это для его личности, либо же эгоист, то есть относится ко всем и ко всему как средству осуществления своих личных целей.

    2. Гетеристический характер имеется в том случае, когда целенаправленность выходит за рамки собственной личности, стремясь к осуществлению лежащих за ее пределами ценностей. Различают три типа гетеристов: а) альтруист, усматривающий свою цель в основном в благополучии ближнего, других людей; для него характерна причастность к целям других людей, сочувствие, или синтелия; б) гипертелист, то есть человек, устремленный в основном на службу коллективу (государству, Родине, классу, человечеству и пр.); он переживает себя, в первую очередь, членом какой-либо группы, коллектива, а не отдельным индивидом, стремясь действовать на благо коллективу; в) идеотелист видит свое предназначение не в службе отдельным лицам или коллективу людей, а отвлеченным идеям и идеалам; его поведение определяют идеалы справедливости, свободы, братства. Идеотелист, готовый пожертвовать собой во имя, например, свободы людей, может оказаться в отношении отдельного человека строгим и беспощадным, а гипертелист, готовый принести себя в жертву интересам родины, может быть чрезвычайно индифферентен в отношении конкретного гражданина.

    3. С настоящим, завершенным характером имеем дело при структурном объединении чужой и личной целеустремленности (аутотелии и гетеротелии), когда субъект не противопоставляет чужую и личную целеустремленность, переживая их как взаимодополняющие и взаимозавершающие моменты. Такой характер Штерн называет интроцептивным, для которого служба родине, человечеству или иным идеалам означает не отрицание собственной индивидуальности, а скорее ее упрочение и развертывание, поскольку собственная индивидуальность находит свое воплощение именно в этом.

    Разумеется, интроцептивный характер представляет собой идеальный тип Обычно подобное объединение касается лишь определенных, весьма узких сфер.

    Э. Фромм Социальные типы характера. По фромму, характер это система отношений к себе, к людям, к вещам. Характер формируется вследствие определения общественных отношений к человеку. Есть типические черты характера, кот. Характеризуют большинство. С

    Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными. Они хотят,чтобы их любили. Склоны к образованию зависимости. Характерен для тоталитарных обществ. Чтобы получить что то от этой жизни люди должны это заслужить. Такие люди стараются к кому то приладиться, чтобы что то заслужить

    Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негатив - агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. Позитив - уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

    Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. Накопители тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности - предусмотрительность, лояльность и сдержанность. Характерна для раннего периода формирования капитализма

    Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Капиталистический мир

    В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип - независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки, созидательная деятельность.

    Классификация А. Ф. Лазурского.

    Этот ученый подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров бывают, когда интересы и профессиональная деятельность человека, его знания, навыки, миросозерцание (назовем это экзопсихикой) развиваются именно в том направлении, какое продиктовано прирожденными особенностями его нервно-психической организации (эндопсихикой), т. е. экзо- и эндопсихика обусловливают друг друга.

    А. Ф. Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде. Низший уровень - это плохо приспособленные люди (рассудочный, аффективный, активный); среда накладывает на них особо сильный отпечаток, насильственно приспособляя к своим запросам и почти не считаясь с их врожденными особенностями. Средний - обретение человеком места в окружающей среде и использование ее в своих целях (теоретик и практик - идеалист). Высший - уровень творчества, когда человек стремится среду переделать (зав-т от уровня развития показателей красоты, альтруизма, религии, борьбы и власти).

    С учетом данных уровней, показывающих степень приспособления и преобладание мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций, Лазурский предлагает следующую классификацию характеров:

    1. Низший уровень:

    1) Рассудочный: слабо одарен, но рассудочен, склонен анализировать мотивы и последствия действий, копировать чужие действия («все как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен.

    2) Аффективный , среди которого выделяются разновидности: подвижный, живой (близок к сангвиникам);

    ❖ чувственный, с преобладанием органических чувственных влечений; ❖ мечтатель, интересы которого сосредоточены на внутреннем мире.

    3) Активный, разновидности которого:

    ❖ импульсивно-энергичный (беспорядочен в действиях, не обдумывает последствия, склонен к риску, азартным играм, самоуверен, драчлив, склонен к любовным приключениям, не готов к серьезному систематическому труду);

    ❖ покорно-деятельный (выполняет внушения и директивы, получаемые извне);

    упрямый (добивается исполнения принятых им решений).

    2. Средний уровень:

    1) Теоретик-идеалист (непрактичный):

    ❖ ученый (последовательность мышления, научные интересы); художник (развитое воображение, занятие каким-либо искусством); религиозный созерцатель (развитое воображение).

    2)Практик-реалист:

    ❖ альтруист (человеколюбец, развита способность сочувствия, симпатии);

    ❖ общественник (общительность и предприимчивость в общественных делах);

    ❖ властный (твердая воля, способность влиять на окружающих);

    ❖ хозяйственный (расчетливость, направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера).

    3. Высший уровень (сознательность, скоординированность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы). Типы-идеалы высшего уровня делятся по содержательным показателям:

    ❖ альтруизм;

    ❖ знание индуктивное/дедуктивное;

    ❖ красота;

    ❖ религия; общество, государство; внешняя деятельность, инициатива; система, организация;

    ❖ власть, борьба.

    Характер (в пер. с греч. — печать, оттиск) — отчетливо выраженная определенность, типичность поведения человека; система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

    Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид вычерпывает те его возможности, которые необходимы для разрешения системы жизненных задач. Стержневой основой характера является ценностная направленность личности, интернализация (присвоение) личностью социально-адаптированных способов поведения.

    В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Социально существенные поведенческие особенности индивида формируются по механизму обобщения тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая цельность и последовательность, адаптивность поведения.

    Характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром. Он — мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности, социально сформированная поведенческая схема личности, поведенческий синдром личности.

    В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование происходит и в зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.

    До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида — это определенная направленность его жизненной энергии (либидо). Устойчивые способы поведения определяются устойчивой системой мотивации. («При изучении характера, — заметил Бальзак, — имеешь дело с побуждающими человека силами».) Характер — это судьба, это не только устойчивые особенности поведения, но удовлетворенность индивида своей линией поведения, личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей «показать» свой характер.

    Проблема характера — проблема целостного охвата психических особенностей индивида.

    Физиологическая сфера поведения индивида охватывается понятием темперамент, социально обусловленная же сфера его поведения — понятием характер. Темперамент соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер — с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Природная особенность индивида накладывает отпечаток и на его характер, то есть и на социально сформированные способы поведения. Анализируя характер человека, необходимо различать эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) его особенности. Но эти группы характерологических особенностей взаимосвязанны. Социальное наследование коррелирует с биологическим.

    Характер человека — обобщенный итог его жизнедеятельности в определенных условиях социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. И наиболее устойчивые и значимые из этих условий выковывают соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности характера человека. Воспитание человека, формирование его характер — это отвержение одних форм поведения и закрепления других, наиболее приемлемых в данной среде.

    В характере закрепляются социально типическое своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.

    Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера. Этот возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к активному формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод упражнения.

    Средовые условия, одобрение и порицание различных форм поведения микросредой образуют основное русло формирования характера . Но характер — это и способность индивида отстаивать свой стиль жизнедеятельности и свою жизненную позицию. Природа каждого индивида вступает в свои «сцепления» с действительностью. В этом взаимодействии внутреннего и внешнего возможны различные противоречия, внутриличностные конфликты. Только учитывая специфику взаимодействия внутреннего и внешнего у данного индивида, можно организовать эффективные средовые условия, направленные на мобилизацию положительных качеств индивида и подавление его отрицательных качеств. Люди таковы, каковы устойчивые требования среды.

    При коррекции негативных качеств характера воспитатель встречается с сопротивлением не только природы, но и затвердевшего пласта поведенческих реакций, приобретенных индивидом в предшествующем опыте, со сферой его подсознания. Ломка сложившихся стереотипов — это тяжелый нервно-психический труд. При этом возможны эмоциональные срывы и конфликты. Только глубокие жизненные кризисы, интимные процессы покаяния, внутреннего самопостроения ведут к кардинальным изменениям в характере человека.

    Не существует среднего стандарта индивидуального поведения. Поведение каждого человека в тех или иных его проявлениях значительно отклоняется от средней нормы. Люди стремятся самореализоваться в наиболее подходящих для их характера сферах общения и деятельности.

    Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнитель
    ских приемов поведения. В характере интегрируются все психические особенности индивида. Какие формы поведения отбираются индивидом? Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие проявления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие выражению индивида.

    Формирование характера связано со способностью индивида к научению. В характере проявляются закономерности функционирования навыков и привычек. При этом существенное значение приобретает механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования.

    В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения (например, приобретенная беспомощность). А под культурными напластованиями в психике человека всегда «дышит» незатухающий вулкан древнейших природных образований, И чем труднее для данного индивида поведенческая ситуация, тем выше вероятность извержения этого вулкана. Нередко психическое состояние индивида настолько модифицирует проявление его характера, что порой человек не узнает сам себя. Человек способен регулировать свой характер произвольно, приводя себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации.

    Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

    2) особенности волевой регуляции;

    3) эмоциональные особенности;

    4) интеллектуальные особенности.

    В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

    1. Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальное качество личности и характера человека — его нравственность — реализуемое в поведении индивида его моральное сознание, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия — звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас.

    Нравственность — свободное самопринуждение личности к социально-адаптированному, социально ценному поведению. По своей психологической сущности нравственность — система стереотипизированных форм поведения, основанная на понятиях добра и гуманизма; основной показатель социализированности, социальной самоидентификации личности. Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требовании личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида — это всегда духовное преодоление трудностей бытия.

    Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм ), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений характера.

    Социально ориентированное (просоциальное) поведение личности направлено на благополучие людей, оказание им бескорыстной помощи. Высший смысл своего существования такие личности видят в благородном, безвозмездном служении людям — в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким людям. Их поведение значительно превышает норму социальной ответственности. Эти люди — носители человеческой совести.

    Многие люди не достигают высоких вершин альтруизма, но их поведение соответствует норме социальной самоидентификации — они отвечают добром на добро, высоко ценят обыденную людскую взаимопомощь, добросердечные взаимоотношения.

    Противоположное альтруизму качество — агрессивность . В поведении асоциальных личностей мотивация агрессивности может устойчиво доминировать — они не упускают случая нанести окружающим людям моральный, материальный или физический ущерб. Свое самоутверждение они видят в причинении вреда другим людям. Первые появления агрессивности могут обостренно проявляться в условиях социальной бесконтрольности уже в детском возрасте. Дети испытывают повышенное влияние со стороны сильно действующих социокультурных образцов. Агрессивное поведение детей нередко даже поощряется малокультурными родителями, асоциальной средой.

    Агрессивность развивается и у тех, к кому часто применяются акты насилия, злобность, ненависть, жестокость, физические наказания. Агрессивное поведение, приводя к ситуативным успехам, самоподкрепляется. Индивид начинает признавать верховенство грубости, силы и насилия. Нередко первые поощрения агрессивности закрепляют агрессивный тип поведения, порождая впоследствии крушения личности.

    Принятая индивидом система отношений к другим людям сводится к четырем основным стратегиями.

    1) «Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально-адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характер, а следовательно, и поведения, являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

    2) «Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.

    3) «Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

    4) «Я плохой и все люди плохие» — такова позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьей жизненной стратегии эта ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

    2. Отношение человека к самому себе связано с его самоанализом, внутренним диалогом. У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе — . Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя различные композиции возможных действии. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегуляции, в нем человек смотрит на себя как бы со стороны, с позиций других людей. Личность формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

    Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. И тогда индивид, по существу, перестает быть человеком. Отсутствие внутренней системы критических самооценок порождает нищету духа. Но и у социализированной личности возникают проблемы в согласовании внутреннего и внешнего мира. В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

    3. Отношение к труду и другим видам деятельности , обусловливающее трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.

    4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе характерологических качеств криминогенны корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

    Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Особенно существенна решительность — способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их; выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. Противоположное отрицательное качество — нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, в затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

    Не менее важны такие качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, сдерживать эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

    В жизни каждого человека существенны смелость и мужество — способность к самообладанию, действию в крайне опасных для жизни условиях. Противоположные отрицательные качества — трусость, малодушие — гипертрофированная боязнь зд свою жизнь и благополучие, пренебрежение, принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

    Волевые особенности личности определяют основные качества характера : цельность, силу, твердость и уравновешенность.

    Цельность характера — устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в напряженных ситуациях; твердость — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность — ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

    Волевая, деятельностная саморегуляция индивида, система волевых качеств определяются широтой, иерархизированностью и динамичностью его мотивационной сферы.

    Люди стремятся к достижению успехов и избежанию неудач. Мотивированные на успех индивиды предпочитают те виды деятельности, которые ведут к быстрому получению престижного результата. Для них характерен повышенный уровень притязаний и во многих случаях — дефекты самокритичности, нравственной принципиальности. Индивиды, преимущественно ориентированные на избежание неудачи, отличаются повышенной требовательностью к себе, более тонким самоанализом, а в ряде случаев — излишней робостью и нерешительностью. Они всячески избегают ситуаций, в которых возможны личностные утраты. Такие люди отличаются другой крайностью — заниженным уровнем притязаний.

    Самооценка своих психических возможностей — одна из характерных особенностей личности. Она связана с определенным уровнем тревожности, присущим для данного индивида. Высокотревожные индивиды особенно чувствительны к опасным ситуациям, склонны к дезорганизации своего поведения в этих ситуациях.

    Отдельные индивиды склонны к различным проявлениям ситуативной тревожности — их тревожность ситуативно избирательна, отдельные стимулы приобретают для них угрожающий характер, вызывают неадекватные реакции. Повышенный уровень возбуждения резко снижает их поведенческую адаптацию. (По закону Йеркса-Додсона, американских психологов, только средний уровень эмоционального возбуждения Обеспечивает максимальный успех деятельности.)

    Часто поведение людей в определенных ситуациях зависит от их прежнего опыта, от «выученных» способов поведения. Ситуация может ассоциироваться у данного индивида с его успехами или неудачами, победами и личностными поражениями. Систематические неудачи в определенных ситуациях могут сформировать у индивида так называемую выученную беспомощность.

    Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции — непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия; непроизвольные реакции индивида своим общим нервно-психическим и гуморально-вегетативным состоянием на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида — от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания индивидом своего мировоззрения, отношения к миру и жизни.

    По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров : эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

    Эмоциональная сфера индивида — сфера подсознательно-мотивационной регуляции его поведения. Эмоции вступают в свои права во всех внезапно возникающих жизненно значимых ситуациях. Они доминируют в сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии. (Как особый класс психических процессов эмоции будут рассмотрены ниже.) По эмоциональным реакциям индивида (внешне выраженным или тщательно скрываемым) можно судить о тонких нюансах его животрепещущих связей с действительностью.

    Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов . Содержательная сторона эмоциональной сферы индивида характеризует его ценностные ориентации, общую психическую направленность; качественная — преимущественно положительную или отрицательную модальность присущих данному индивиду эмоциональных состояний; динамическая — особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление — .

    По эмоциональным качествам различаются натуры импрессивные — эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность); сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность); (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

    Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта. Различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов. Интеллект индивида — устойчивая структура его умственных качеств, способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ) .

    В развитии интеллекта индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее — их взаимодействие. Генетические факторы — наследственный потенциал, получаемый индивидом от своих родителей, исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим его миром. В сотнях тысячах генов, расположенных в 46 хромосомах, кроется огромный, еще малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. К настоящему времени выявлена функция лишь некоторых генов, связанных с грубыми психическими аномалиями.

    Однако по наследству индивиду передается лишь «сырье» для построения сложных психорегуляционных конструкций. Жизненные потребности индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям, различные генетические локусы, как показали недавние исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.

    Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности — любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

    Итак, характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие поведенческих схем индивида. Но в многообразии черт характера особенно выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида, — волевая сторона его психики, проявляющаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях. В этих случаях проявляется сила характера, которая наряду с цельностью и устойчивостью образует основные динамические качества характера . Ценностное же его качество определяется нравственностью личности.

    Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека . При его определении мы выделяем то существенно общее в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

    В связи с этим нами выделяются следующие типы характера:

    1. Гармонически целостный тип отличается высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество к реальности, а изменение ее сообразно своим идеалам — таков способ адаптации этих людей.

    2. Внутренне конфликтный, но внешне согласованный со средой тип отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Люди с таким типом характера постоянно сдерживаются волевыми усилиями, они имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности. Преодоление разлада с внешним миром они достигают внутренними тактическими перестройками, психологической защитой, обесцениванием текущих событий, не вписывающихся в их ценностную систему. Сохраняя базовые ценности личности, они не стремятся активно изменять внешние обстоятельства.

    3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные взаимосвязи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме — их изменчивые потребности должны, по их мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий. Они не закалены в борьбе за существование.

    В детстве такие индивиды, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности — получение удовольствий (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической защите — искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).

    4. Вариативный тип характера — внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип свидетельствует о низком уровне развития личности, отсутствии у нее устойчивых способов поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам — суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая от социальных норм и требований.

    Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений, им известен только один вид препятствий — внешние.

    Действительность озадачивает их только вопросами «технического» характера — как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам — таков общий способ адаптации этих людей (см. таблицу).

    Типы характера
    Гармонически целостный Внутренне конфликтный, внешне адаптированный Конфликтный с пониженной адаптацией Вариативный
    Черты характера
    Обусловленные отношением : Волевые : Эмоциональные : Интеллектуальные :
    к обществу целенаправленность импрессивностъ теоретический или практический склад ума
    к себе самостоятельность экспрессивность гибкость и глубина интеллекта
    к труду решительность пониженная эмоциональность устойчивая направленность: любознательность, рассудительность и др.
    к продуктам труда настойчивость эмоциональная неустойчивость
    дисциплинированность импульсивность
    Качества характера
    Целостность Сила Твердость Уравновешенность
    Акцентуации характера
    Возбудимый Аффективный Неустойчивый Тревожный

    Крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированны и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида, называются акцентуациями характера (от лат. accentus — ударение, подчеркивание). Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированными. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения.

    Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися лишь в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влиянию среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит улар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется — начинают доминировать особенности акцентуации.

    Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко . Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь 4 типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный (см. таблицу ниже). В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общей социальной дезадаптации личности.