Какой бог подарил огонь людям. Греческая мифология

Миф о Прометее рассказывает нам печальную историю титана, защищающего людей и наказанного богами, безразличными к страданиям смертных. Именно Прометею приписывается создание человеческого рода в мифологии Древней Греции. Создав людей из земли, он обратился к Афине, вдохнувшей в них жизнь. Прометей сделал своих созданий, глядящими в небо, подобными богам.

Каждый день смотрел Прометей на землю, радостно наблюдая, как день ото дня увеличивалось число людей. Вскоре их можно было увидеть повсюду хлопочущими, как муравьи. Хорошо жилось Прометеевым людям, даже слишком хорошо. Не знали они никаких забот, ничего не страшились. Жизнь у них была благополучной, а смерть - легкой. Прометей научил их строить жилища и засевать поле, чтобы не страдать от голода. Учил их труду - единственному источнику настоящего счастья. Только о богах никогда не упоминал ни словом, так что люди о них ничего не знали. А потому не взывали к ним, не приносили жертвы.

Это было очень не по душе небожителям, особенно всемогущему Зевсу. Призвал он к себе Прометея и приказал научить новое человечество почитанию и покорности богам. Прометей дал обещание, но не выполнил его. Он был убежден, что созданные им люди так совершенны, что обойдутся без богов.

Мало-помалу проходили века, людей становилось все больше, но по-прежнему они не знали богов и не почитали их. Разгневался Зевс, созвал всех богов и объявил им, что уничтожит поколение людей, не признающих богов, и сам создаст новых, более совершенных, чем сотворенные Прометеем. Узнал Прометей о его замысле, о судьбе сотворенных им людей. Не мешкая, отправился он на Олимп и стал умолять Зевса отменить свое решение. Обещал, что расскажет людям, как они должны жить, чтобы боги были ими довольны. Но Зевс был неумолим. В конце концов, он согласился не уничтожать людей, но при условии, что они будут приносить жертвы богам. Заключил об этом договор с Прометеем, пригрозив ему, что если договор не будет выполняться, то людям придется плохо.

Прометей подчинился воле Зевса. Он забил быка, завернул мясо в шкуру, а сверху положил не очень-то вкусные внутренности. Рядом он сложил другую кучу - из головы и костей, которые упрятал под блестящим ароматным жиром. Потом попросил Зевса указать, какую из двух куч он желает получать от людей как жертву бессмертным богам. Зевс почувствовал подвох, но все же указал на кучу, покрытую жиром. С той поры люди приносили на алтарь богам кости и жир жертвенных животных, а из вкусного мяса готовили пиршественные блюда для себя.

Однако остальные боги не хотели мириться с этим и просили Зевса отомстить людям за обман. Зевс внял этим просьбам и придумал действительно суровое наказание: он отобрал у людей огонь. Тот самый огонь, который Прометей вынес из глубин земли и подарил созданным им людям как самую большую драгоценность.

Его сердце сжалось от боли. Знал он, что значит лишиться огня. И так как безмерно любил людей, решил помочь им, понимая, что навлечет на себя гнев властителя богов. Совсем немного времени прошло с тех пор, как Зевс отнял у людей огонь, но Прометей уже убедился, какие страдания они терпят из-за этого. Вся жизнь на земле остановилась: тихо стало в мастерских ремесленников, пастухи перестали извлекать радостные мелодии из своих свирелей, в жилищах людей поселилась печаль. Тьма, черная тьма грозила охватить весь мир и снова ввергнуть его в давние мрачные времена, с каких он начинался. Поэтому Прометей не колебался более. Тайно проник он на Олимп с намерением похитить огонь у богов и принести его людям.

Он изготовил себе удобный прочный посох, подходящий по размерам для такого великана, но необычайно легкий. Затем искусно выдолбил его сердцевину, так что внутри посох стал пустым, прикрыл отверстия с обеих сторон так, что они стали не видны, и прихватил с собой этот посох в обитель богов. Там горел вечный огонь. Прометей незаметно спрятал в посох тлеющие угли и живые искры, зародыш нового огня, и быстро покинул Олимп.

Возвратившись на свою высокую гору, он открыл одно из отверстий своего посоха и извлек его содержимое. Тысячи искр разлетелись в воздухе, как рой пчел, разгорелись и пали на землю в виде маленьких языков пламени. Люди с восторгом подбирали их и несли в дома. Море огней озарило в тот вечер землю, и человечество не погибло, выжило. Уже не нужно было людям бояться холодной, наводящей печаль темноты, в которой бы не вызрели плоды цивилизации. Мир двинулся вперед.

Когда Зевс заметил, что у людей по новой появился огонь, его окутал дикий гнев. Тотчас же созвал он богов, чтобы те посмотрели, как трудолюбивые, но высокомерные люди, созданные Прометеем, возделывают поля, приручают животных, чтобы они помогали им в работе, строят жилища и корабли под парусами. А еще они увидели, что люди спускаются в недра земли и извлекают оттуда драгоценные металлы, что они научились считать и писать, изготовлять лекарства. Зевсу было ясно, кто дал людям огонь и кто обучил их всему. Конечно же Прометей! Поэтому и охватила Зевса, а с ним и других богов, неописуемая ярость. В конце концов, решили они оставить огонь людям, но сокрушить их другим способом.

Призвал Зевс Гефеста, самого мастерского среди богов, и поручил ему изваять из глины фигуру очаровательной девушки с человеческим голосом и красотой богини. Когда Гефест изготовил изваяние, его оживили, а одна из богинь украсила девушку нарядным поясом, накинула на нее роскошное покрывало и одела в белые одежды. Афродита, богиня любви, наделила ее неотразимым очарованием, Гера - величавостью, посланец богов - Гермес - хитростью и коварством. Каждый из небожителей одарил ее чем-либо. Столь щедро разукрашенная и всем одаренная девушка получила имя Пандора. Затем Зевс приказал Гермесу, чтобы он доставил эту девушку, исполненную неодолимой прелести, на землю и сделал ее женой брата Прометея, которого звали Эпиметей. Он никак не напоминал своего мудрого брата Прометея, который заранее обдумывал любое дело. Напротив, Эпиметей начинал задумываться лишь потом, после того как сделал что-то и уже поздно что-либо поправлять.

Наказав так людей, Зевс не мог не наказать и самого Прометея. Он повелел двум могучим божественным существам, Власти и Силе, отвести Прометея на край света, на пустынную отвесную скалу дикого Кавказа, куда никогда не ступала нога человека. Гефесту же приказал приковать Прометея к этой пустынной скале. Гефест отправился в путь с Олимпа на волшебной колеснице, пролетел в ней по воздуху и спустился на указанную скалу, чтобы без промедления выполнить приказ повелителя богов. Через мгновение далеко во все стороны разнеслись удары его тяжелого молота, которым он заколачивал в скалу крепчайшие гвозди. Удары были настолько сильными, что отзвук от них донесся до небесных дворцов на Олимпе. Прометей испытывал страшные страдания, но собрал все свои силы и не издал даже тихого стона.

Кара богов на этом не кончилась. Главные мучения были впереди. К вечеру Прометей услышал хлопанье огромных крыльев. Над скалой закружил орел, бросился на Прометея и стальным клювом стал рвать его печень. Клевал он до тех пор, пока ничего от нее не осталось. К утру печень вновь выросла, раны зажили. Но из вечера в вечер продолжается эта ужасная мука. Прометей и кричал от невыносимой боли, и страдал, молча, но ниоткуда не приходила к нему помощь, никто не сжалился над ним. Люди пользовались огнем, который он добыл для них, но помочь ему не могли.

И все же Прометей не впадал в отчаяние. Напрасно морской бог уговаривал его покориться Зевсу и повиниться перед ним. Прометей не чувствовал за собой никакой вины. Только любовь к людям двигала им, он хотел сделать их жизнь лучше и радостней, за что же ему просить прощение у Зевса? Тело гиганта было сковано, но дух его мечтал о свободе, о том, чтобы разрушить власть богов над миром и человечеством. Не будет он ни о чем молить Зевса, который блаженствует на Олимпе в то время, как человечество осуждено на страдания.

Посланец богов Гермес доставил Прометею решение Зевса: если он и далее будет упрямиться, то молния низвергнет его в пропасть, обрушится на него вся скала, и в этой страшной могиле он будет находиться тысячу лет. А затем обрекут его на новые страдания.

Но Прометея не сломили ни уговоры, ни угрозы. Он твердо знал, что он прав, что страдает за доброе дело и оказал великую услугу людям. Он твердо решил, что никогда не будет молить Зевса о милости. Чувство, что он страдает безвинно, еще больше укрепляло его упорство. Неужели, думал он, не имею я права противиться Зевсу - тирану, который стал полным господином на небе и властвует над богами и людьми?

И Прометей стал презирать всех, кто склонял его к покорности, ненавидеть Власть и Силу, этих жестоких исполнителей воли Зевса, перестал уважать его робких и послушных слуг, таких, как Гефест и Гермес. Прометей верил, что свободолюбие, в конце концов, победит в борьбе с властью богов. Он потому продолжал стойко сносить муки, гордясь тем, что терпит их за благодеяние людям. Стойко переносить муки ему помогало пророчество, что Зевсу грозит опасность, а он, Прометей, обретет свободу.

Узнав, что Прометей располагает неблагоприятным для божественного самодержца предсказанием, Зевс направил к нему Гермеса, поручив выведать у титана его тайну. Однако, ничего не сказал посланцу бога Прометей. Разгневался Зевс и выполнил свою угрозу: низверг ударом молнии скалу и скинул Прометея в глубокую пропасть.

Несколько веков находился титан во мраке, потом поднял его Зевс на свет и вновь послал орла, чтобы опять терзал он печень Прометея. Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея. Невыносимая боль ослабила, в конце концов, его упорство. Он открыл Зевсу тайну пророчества. Повелитель богов сделал все, чтобы избежать грозящей ему опасности, и тем самым навсегда сохранил свою власть. Но и сам Зевс узнал сверхчеловеческую силу Прометея, поэтому смирил свой гнев. И другие боги решили освободить упрямого титана.

Когда самый знаменитый из греческих героев Геракл забрел в своих странствиях на Кавказ, он пронзил стрелой мучителя-орла и разбил оковы, связывавшие многострадального героя. Так завершились самые большие мучения, которые когда-либо терпели из-за любви к людям. Зевс повелел одеть Прометея в нарядные одежды, вспомнил все хорошее, что сделал для него титан, поместил Прометея среди богов и сделал его своим советником. А чтобы исполнилось пророчество, что Прометей будет вечно прикован к скале, обломок этой скалы был вделан в перстень, который постоянно носил Прометей.

Никогда не сотрется из памяти подвиг этого человеколюбивого титана, который осветил мир и разум человеческий пламенем познания.


История Прометея — один из самых известных древнегреческих мифов, ты наверняка не раз слышал это имя. Прометей оказал серьезнейшее влияние на человечество. Благодаря ему люди получили огонь, но оказывается Прометей ещё является причиной появления женщин на Земле.

Греческие мифы являлись формой обучения подрастающих поколений и попыткой объяснить законы мироздания. История Прометея даёт очень интересный взгляд древних греков на природу женщин и именно с этой истории я открываю новую рубрику на сайте, которая так и называется — «женщины».

Миф о Прометее

Всё началось давным-давно. Сначала появился Хаос, затем Гея — божество земли, от неё родился Уран, бог неба. От Геи и Урана произошли циклопы, гекатонхейры и титаны.

У титана Иапета и его супруги Клемены родились четыре сына: Менетий, Атлант, Эпиметей и Прометей. Имя Эпиметея обозначает, «тот кто сперва делает, а затем думает», а Прометей — «обладающий даром предвидения», тот кто прежде всего думает, а затем делает.

Титаномахия — война богов и титанов

Во время борьбы Зевса за власть, против были все титаны, кроме одного — Прометея, обладавшего даром предвидения и знавшего, что победителем в войне будет Зевс, поэтому примкнул к громовержцу и убедил Эпиметея сделать то же самое. Началась затяжная война — титаномахия, в ней, как предсказывал Прометей, победил Зевс.

Создание человека


Наступило мирное время, олимпийские боги всё больше погружались в скуку. Зевс обратился к сыну — Гефесту и приказал создать что-то для развлечения богов. Гефест долго раздумывал и наконец родилась идея. В мастерской он связал вместе начальные элементы Вселенной и боги создали животных. Другие существа были сделаны подобием богов и имя им — люди, которые будут исключительно мужского пола.

Осталось распределить качества между животными и людьми. Исполнить поручение царь богов наказал титанам Прометею и Эпиметею. Эпиметей попросил брата уступить ему эту работу. Прометей, несмотря на дар предвидения, позволяет себя уговорить.

Эпиметей берется за дело: одних зверей он наградил силой, других скоростью, третьих скрытностью. Одним дал теплый мех, чтобы согреться, другим толстую шкуру, чтобы защититься от хищников. Закончив работу, Эпиметей раздал все качества животным, и так увлекся, что совсем забыл про людей.

Тогда Прометей пришёл к Зевсу с просьбой, дать людям что-то для защиты от животных, пусть боги подарят людям олимпийский огонь. От молнии бога-громовержца люди извлекли огонь, оставалось лишь поддерживать его.


Гипнос — бог сна

Наступило золотое время человечества. Люди жили в мире и безмятежности, ни невзгод, ни войн, ни стихийных бедствий, ни голода, пшеница росла сама собой и её хватало на всех. Люди имели возможность пировать вместе с богами. Они не умирали как в наши дни, когда приходило время, бог сна Гипнос забирал людей в Элизиум — загробную обитель душ блаженных.

Бунт Прометея

Настал момент, когда Зевсу надоело общество людей, он задумал определить человечеству место в существующем миропорядке, где царь на вершине, остальные боги ступенькой ниже, а люди ниже всех.


Зевс организовал пир и пригласил всех богов и людей, приказав принести в жертву быка, поделив тушу пополам. Хорошая половина должна достаться богам, худшая — людям. Все божества согласились с царем, не согласен лишь Прометей, ему не по нраву подобные правила, он возмущен, что люди лишаются всех благ, но именно Прометей получил поручение поделить жертвенного быка и титан принял решение дерзко обмануть царя богов.

Прометей разделил тушу быка следующим образом: на одну чашу положил лишь кости, но обильно покрыл их жиром, что придало очень привлекательный вид. Съедобную половину Прометей покрыл осколками костей и потрохами, что сделало её очень неприглядной и представил на выбор Зевсу.

Выбор громовержца пал на привлекательную часть, которая на самом деле являлась костями, покрытыми жиром. Вскрыв обман Прометея, Зевс пришел в ярость. И пусть царя богов обманул хитрый титан, платить будут его подопечные — люди.

Сперва Зевс забрал у человечества хлеб. Отныне, чтобы выжить, людям придется трудиться. Затем он забрал свой главный подарок — огонь, теперь нельзя было защититься от зверей или осветить свой путь во тьме.

Генрих Фридрих Фюгер «Прометей несёт людям огонь», 1817 г.

Прометей бросился к Афине, дочери Зевса, попросил заступиться за людей, которых наказывают за то, чего они не совершали. Афина соглашается тайно пропустить его на Олимп. Он взял угли из священного огня, спрятал в полом стебле фенхеля и выкрал.

Создание первой женщины

Прометей бросил вызов царю богов и будет наказан. Зевс опять обратился к Гефесту, который создал мужчин и повелел сделать женщину, которая должна выглядеть как богиня. Пусть она будет великолепна, обладать красотой и всеми возможными внешними достоинствами.


Афродита одарила её красотой и женственностью, Афина подарила прекрасные одежды, Горы — богини времен года, увенчали её голову цветами, Грации обвили шею ожерельями. Гермес по приказанию Зевса наделил её умом, лживым властным характером, сексуальным желанием, которое невозможно удовлетворить, а самое главное — любопытством. Этому созданию дали имя Пандора, что означало «подарок богов».

Прекрасное существо готово и Зевс вдохнул в неё жизнь. Так появилась Пандора — самая первая женщина на Земле, прародительница всех женщин. Пандора — это огонь, посланный людям взамен того, что царь богов отнял, который согревает, но в то же время обжигает. Создание Пандоры — наказание человечеству за похищение олимпийского огня Прометеем.


Теперь необходимо было свести Пандору с мужчиной, но не со всяким мужчиной, а с тем, кто сначала делает, а потом думает — с Эпиметеем. К нему пришел Гермес и принес прекрасный подарок — Пандору. Эпиметея охватили сомнения, потому что брат предупредил, не брать от Зевса никаких даров, ведь Прометей всё знает, он может предвидеть события, но красота Пандоры ослепляет Эпиметея и он принимает её.

Зевс подарил Пандоре шкатулку. Боги наполнили её всеми бедами мироздания: болью, смертью, недугами, катастрофами, войнами… Зевс предупредил Пандору, никогда не заглядывать в шкатулку — идеальное решение для разжигания женского любопытства.


В первую же ночь Пандора не удержалась перед искушением узнать, что находится внутри шкатулки. Она приподняла крышку, в тот же миг на Землю вырвались все беды, которые будут терзать людской род до конца времен. Добро и зло отныне станут неотъемлемыми составляющими нового мира.

Наказание Прометея

Прометей несколько раз обманул Зевса. Пандора — вот ответ царя богов на обман. За её безупречной красотой, скрыты ужасные беды. Отныне человечество будет продолжать своё существование через оплодотворение женщины.


Зевс покарал человечество, настал момент наказать их защитника. Он повелел приковать Прометея на вершине Кавказских гор. Каждый день орел будет прилетать и клевать печень Прометея, каждое утро она будет отрастать вновь, потому что титан бессмертен. Но Прометей не просил пощады, он хранил тайну, от которой зависело будущее Зевса. Если царь богов хочет узнать её, придется дать титану свободу. Так прошла тысяча лет.


Наконец Зевс уступил терпению Прометея и отправил Геракла на помощь. Освобожденный титан сдержал обещание и рассказал, если Зевс возьмет в жёны морскую нимфу Фетиду, она родит ему сына, который свергнет отца. Громовержец сразу положил конец этому любовную приключению и приказал Фетиде соединиться со смертным, от которого она в будущем родит великого героя Ахиллеса.

Вот такой древние греки видели источник происхождения женской природы и воспитывали на этих историях своих сыновей. Молодые (и не очень) люди нового времени воспитаны в большинстве своём мамами и сопливыми голливудскими мелодрамами, которые очень далеки от реальности.

Древние считали женщину источником всех проблем человечества, в современном мире женский образ наоборот превозносится до уровня невинного непогрешимого беззащитного ангела. Правда наверняка где-то посередине, но, если ты до сих пор витаешь в облаках, советую прислушаться к опыту далёких предков, иначе наследница Пандоры приоткроет свою шкатулку специально для тебя. Удачи.

, Менетия и Эпиметея , двоюродный брат Зевса . Супруг Гесионы, отец Девкалиона (по варианту - от Пандоры).

Имя Прометей означает «предвидящий», «мыслящий прежде» (в противоположность имени его брата Эпиметея - «крепкого задним умом», «думающего после»).

Во время битвы богов младшего поколения, возглавляемых Зевсом, с титанами Прометей встал на сторону Зевса. Десять лет длилась битва. Молнии Зевса выжгли на земле всё живое, и она опустела. Возродить жизнь Зевс поручил Прометею.

Согласно Гесиоду , Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.

Но люди были жалкими и бессильными, они не умели предвидеть приближение зимы с её морозами, не умели готовить пищу, поскольку не владели огнем. А всесильные и могучие боги жили на заоблачном Олимпе. Судьба людей их вовсе не волновала.

Только Прометея печалила судьба людей. Из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он дал людям знания, научил их искусствам, счету, чтению и письму. Он познакомил людей с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать.

Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы корабль быстро нес человека по безбрежному морю.

Для смертных Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли пользоваться силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей в колесницу впряг коня и сделал его послушным человеку.

Прометей открыл людям силу лекарств, и они научились лечить болезни.

Этим и прогневал он Зевса, и Громовержец решил жестоко наказать Прометея. Он позвал к себе двух могучих богов - Власть и Силу и приказал им отвести Прометея на Кавказ, и пригвоздить там к скале на вечные времена. А Гефесту, за то, что не уберег огонь, приказал Зевс помочь приковать своего друга Прометея.

И вот Прометей прикован к скале. Жгут его тело палящие лучи солнца, хлещут дожди и град, зимой же снег хлопьями падает на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. Громадный орел каждый день прилетает на скалу. Он рвет своим клювом печень титана. Но Прометей бессмертен. Раны заживают за ночь, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки.

Но вот родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить титана от оков. Во время своих странствований он приходит сюда, на край земли. Герой этот – Геракл , сильнейший из людей, могучий, как бог. Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы. Кончились муки Прометея. Встал титан, теперь он был свободен. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его.

Произошло это незадолго до Троянской войны...

Вот что говорит о Прометее древнегреческий поэт Гесиод в своих поэмах «Теогония» и «Труды и дни», которые являются одним из основных источников наших знаний о древнегреческих мифах:

(отрывки приводятся в пересказе Георга Штоля)

Во времена первобытные, когда миром правил еще Кронос, боги и люди, происшедшие от одной общей матери Земли, дружно жили вместе, едва сознавая, есть ли между ними какое различие. Когда же, по низвержении Кроноса, власть над миром принял мощный сын его Зевс и когда жилищем богов стал высоковершинный Олимп, боги пожелали отделиться от людей и установить, какие почести должны воздавать люди бессмертным за их благодеяния. В сикионский город Мекону боги и люди собрались на совет. Зевс взял на себя дело богов, представителем же людей был Прометей, сын Япета, из рода божественных титанов, которые после долгой борьбы с Зевсом были низвергнуты им в бездны Тартара. Разумный и хитрый Прометей понадеялся на свой ум и задумал перехитрить Зевса, мудрейшего из богов. Прометей убил большого быка, разрубил его на части и предоставил небожителям выбрать из частей ту, которую они пожелают для будущих жертвоприношений. Части эти он сложил в две кучи. В одной поместил куски мяса и съедобные, жиром покрытые внутренности, плотно прикрыл их кожей жертвенного животного, а сверху положил желудок, самую дурную часть; в другую кучу искусно сложил кости и покрыл их белоснежным, блестящим жиром. Так лучшей части придал он невзрачный, худшей же - красивый вид. Отец богов и людей, всеведущий Зевс, прозрел обман и, смеясь, сказал: «Могучий сын Япета, верный друг мой! Как неравно соразмеряешь ты части». Прометей подумал, что удалась его хитрость, и с улыбкой молвил: «Зевс досточтимый, величайший из бессмертных богов! Выбери часть, какая тебе полюбится». Полный гнева в сердце, Зевс нарочно избрал худшую часть - кости, дабы иметь повод смирить людей, которым мыслил злое. Обеими руками сиял он блестящий жир и, когда увидел белые кости и убедился в хитром обмане, сказал с гневом: «Поистине, друг, сын Япета, знаток ты великий в коварстве; не разучился ты обманывать!» С этих пор люди стали сжигать на дымящихся алтарях кости жертвенных животных. За обман Прометея в наказание ему Зевс не дал людям огня. Но Прометей хитростью похитил огонь с Олимпа, из Зевсова дома, и принес людям на землю тлеющую искру. Когда Зевс увидал у людей лучезарный огонь, он разгневался еще более, сковал Прометея несокрушимыми цепями, прибил его к скале, пронзив грудь его клином, и послал на него мощнокрылого орла. Каждый день выклевывал орел у скованного страдальца печень, и каждую ночь отрастала она снова. Только спустя много времени Геракл убил орла и избавил Прометея от мучений. Такова была воля Зевса, пожелавшего, чтоб этим подвигом любимый сын его Геракл добыл себе на земле еще большую славу.

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом и титанами, чтобы вырвать у них власть над миром, Прометей советовал родственным ему титанам покориться Зевсу, далеко превосходящему их мудростью. Но дикие титаны, полагаясь на свою великую силу, со смехом отвергли этот совет. С дерзостной отвагой вступили они в борьбу. Тогда Прометей отделился от своих и вместе с матерью перешел на сторону Зевса: предупрежденный предсказанием матери, он знал, что победа останется на той стороне, где вместе с силою будет и мудрость. После страшной борьбы, продолжавшейся десять долгих лет, Зевс, благодаря всего более Прометею, одержал победу над Кроносом и надменными титанами и низвергнул их, по совету Прометея, в глубокий тартар. Кронос во время падения в тартар произнес над сыном проклятие, какое когда-то изрек над ним самим низверженный Уран. Поэтому и Зевсу надлежало ждать участи, подобной участи отца его Кроноса.

Новый властитель разделил почести и должности в своем царстве, управляемом новыми законами, между младшими родственными ему богами. Должны были исчезнуть последние следы владычества титанов. Даже тех из них, которые помогали ему, Зевс отстранил от себя. Океан был удален на самый край земли, пророчица Фемида должна была уступить свой оракул в Дельфах Зевсову сыну Аполлону, а люди, жившие при Кроносе, должны были погибнуть и очистить место для нового поколения людей. Тогда за бедный род людской вступился Прометей и возвестил Зевсу, что придет время - смертная жена родит героя, любимца Зевсова Геракла, который будет побеждать львов, и только смертному дано будет тогда освободить Зевса, отца богов и людей, от тяготеющего над ним отчего проклятия. Зевс уступил и избавил род человеческий от гибели; но Прометея, оказавшего ему столько услуг своим мудрым советом, ненавидел он, как последнего из могучего рода титанов, который один еще осмеливался противиться Зевсовой воле. Сам Прометей вскоре дал властителю повод к гневу и наказанию.

Люди были жалкое, бессильное племя, без мысли и без надежды. Зрячие, они ничего не видели, слушая - не слышали; как тени бродили они, их мысли не имели связи и, простоумные, не разумели того, что ощущали. Не ведали люди светлых, каменносечных хором, не знали и плотничьего искусства: подобно кишащим муравьям, они жили в глубоких подземельях, гнездились в лишенных солнечного света пещерах; не узнавали близости зимы или весны цветоносной и обильной плодами осени. Все, что ни делали они, делали необдуманно, непорядком. Сжалился тогда Прометей над бедными созданиями. Он отправился на остров Лемнос, в кузницу своего друга Гефеста, на огненную гору Мосихл, взял там искру божественного огня, принес ее, схороненную в тлеющей феруловой тростинке, своим людям и научил их всякому искусству и всякой науке. Он уяснил им восход и закат светил небесных, научил их науке чисел, употреблению письма и дал силу воспоминания, основу вещего искусства. Дикого горного вола запряг он для людей в ярмо, гордого коня впряг и колесницу, построил корабль и окрылил его льняным парусом - чтобы плавал он по водам морским. По его же наставлению люди научились находить, добывать и употреблять на пользу сокрытые в земле сокровища: медь и железо, серебро и золото. До той поры, если настигала кого болезнь, не было средств к исцелению, ни питья, ни мази: Прометей научил людей делать целебные смеси, от которых останавливается беспощадная сила болезни. Тогда же открыл он им различные средства угадывать будущее, объяснять сны, понимать гармонию звуков, разуметь полет птиц, смотреть во внутренности животных. Освободил он людей и от мучительного предчувствия и страха смерти и вселил в них слепую надежду, так что они забыли и думать о смерти. Так были люди посвящены Прометеем во все искусства жизни и из своего дикого, беспомощного состояния перешли к прекрасной, более счастливой жизни.

Зевс озлобился на титана за этот самовольный поступок и особенно за похищение, против его воли, божественного огня, Прометея, правда, предостерегала мать его Фемида, уверяя, что новый властитель только о том и думает, как бы избавиться от последнего из титанов. Она предрекла сыну, как, скованный, будет он за свой поступок мучиться тридцать тысяч лет, пока, истомленный, обессиленный всевозможными мучениями, не примирится с властителем. Но Прометей не боялся Зевсова гнева; его гордый дух, его любовь к человеческому роду влекли его к погибели.

Радуясь, что нашел вину за гордым, непокорным высшей власти титаном, Зевс повелевает могучим исполнителям своей воли, Силе и Власти, схватить Прометея, отвести его в скифскую страну, на самый край земли, и приковать его там к голым, омываемым волнами скалам Кавказа. Дело это исполняет Гефест, но исполняет его с тайным нежеланием: с давних пор был он дружен с Прометеем. Гефест налагает ему несокрушимые железные оковы на руки и на ноги, на ребра и бедра и адамантовым клином пронзает ему грудь. В то время как он, глубоко вздыхая, исполненный сострадания, оковывает своего друга железной цепью, грубые спутники его, издеваясь над несчастным, говорят ему не одно жестокое слово и укоряют за преступную гордость, сгубившую его; но, сын титана, титан гордо и упрямо молчит, не издает ни одного стона. Только по удалении своих мучителей, одинокий, начал он громко жаловаться на свои мучения, на свой позор, и голос, его далеко разносился по скалистым берегам моря. Всего более скорбит он о том, что терпит муки за доброе дело, за благодеяния свои людям: свое противодействие воле Зевса считает он справедливым.

Прекрасные океаниды из далекого грота отца своего услышали стук молота, которым приковывали страдальца к скале; полные участия, прилетают они утешить его и склонить к уступкам новому властителю: он с ними одного племени, отцы их - братья; Гесиона, супруга Прометеева, сестра им. Приходит и сам старец Океан и увещевает Прометея покориться могучему Зевсу, которому он и сам мудро уступает. Океан готов идти на Олимп к Зевсу и замолвить о Прометее слово. Но титан не хочет никакого ходатайства, сострадание к нему может навлечь на Океана ненависть и гнев нового властителя. Прометей твердо, непреклонно решился испить чашу страданий, пока наконец не укротится гнев в груди Зевса.

Только что отошел Океан - прибегает нестерпимо мучимая оводом Ио, злосчастная дочь аргосского царя Инаха, которую, за любовь к ней Зевса, Гера обратила в корову и которая в страшных мучениях блуждала по земле, не принимая ни питья, ни пищи и нигде не находя покоя. Зевс - виновник ее горя, как и Прометеева. Прометей узнает Ио своим провидящим умом и возвещает ей, какие она должна пройти страны в Европе и Азии и как, наконец, после долгих странствий, в Египте найдет она избавление от своих страданий; там прикоснется к ней рукою своей Зевс, и родит она сына Эпафа. От него, в тридцатом колене, произойдет мужественный герой Геракл, которому суждено освободить титана от мучений. Тогда и Зевс наконец склонится к примирению. И сам Зевс находится под всемогущей властью Мойры , и ему не избегнуть грозного рока без помощи Прометея. Проклятие отца Кроноса, которого низверг он с престола, грозит и ему тем же низвержением, если только он заключит брак, о котором помышляет. Судьба Зевса в руках Прометея. Он один знает, от вещей матери своей, имя богини, которая, если Зевс вступит с нею в брак, родит ему сына - сын: этот будет сильнее отца и лишит его власти над миром. Эту тайну Прометей скроет в груди своей, и никакие пытки, никакие хитрости не заставят его открыть ее, если Зевс не освободит его от оков; а не сделает он этого - престол его будет низвергнут, и сам он падет с великим позором.

С высокого неба своего Зевс услышал угрозы титана. Он послал своего вестника Гермеса к Прометею с повелением открыть роковую тайну. Громом и молнией грозит он раздробить скалу, к которой титан прикован, и низвергнуть его в мрачную пропасть, где будет он томиться целые тысячелетия, а если и возвратится в светлый мир, то Зевсов мощный и жадный орел будет терзать его исстрадавшееся тело и пожирать его печень. И не кончатся муки эти до тех пор, пока один из богов добровольно не сойдет за него в аид, в мрачную область смерти. Но не устрашить Прометея никакими угрозами; он решился хранить свою тайну - даже когда все вокруг разрушится. И вот задрожала земля, проревел глухой отголосок грома, молния блещет огненными извивами, прах взвивается вихрем; все ветры, освобожденные от цепей, рвутся в общую битву; подъятое море сливается с небесами, и скала, вместе с титаном, при завывании бури низвергается в пропасть.

Целые тысячелетия скованный Прометей, одинокий, томится в мрачной, глубокой расщелине скал; но сердце его непоколебимо. По повелению Зевса он опять увидел свет и еще тысячелетия висел он, прикованный к скале, в скифской пустыне, и, как и грозил ему некогда Зевс, безжалостный орел раздирал ему грудь и печень. Неизменно каждый третий день мощнокрылый орел медленно опускается с вышины, вонзает лютые когти свои в чрево страдальца и выклевывает ему печень, а печень после каждого раза отрастает снова. Кровь, текшая из ран и в течение веков скапливавшаяся на его теле, согревается палящим солнцем и каплями падает на каменистую землю.

Такие мучения, продолжающиеся тысячи лет, могут сломить самый упорный дух, самую исполинскую силу. И Прометей наконец утомился; он желает примирения и свободы. Прежние его сообщники, титаны, давно уже примирились с новым мироустройством, помирились с Зевсом. Свободные от цепей, они снова вышли из тартара, пришли к своему злосчастному родичу и дают ему совет - покориться. Приходит и Фемида, старая, скорбью согбенная мать Прометея, и напоминает ему, что теперь близко уже время, когда Зевс пожелает вступить в роковой брак, который будет причиной его падения. «Теперь-то, - говорила Фемида, - Зевс станет просить у тебя совета и примирения; это последний случай спастись: не следует упускать его».

Зевс слышит слова мудрой Фемиды и ввиду близкой опасности начинает помышлять о примирении с Прометеем. С течением времени смягчился прежний властолюбивый дух Зевса: трон его так прочен, что ему уже нечего бояться титанов.

И повелел тогда Зевс странствовавшему по земле Гераклу пойти к скифской скале и своей стрелой убить на груди Прометея жадного орла. А когда Геракл обещал, что друг его, божественный кентавр Хирон, случайно получивший от отравленной стрелы его неизлечимую рану, добровольно умрет за Прометея, Зевс повелел ему разорвать Прометеевы оковы. С дружескими речами посылает Кронион к титану Гермеса, и титан охотно открывает наконец свою тайну. Вот она: если Зевс вступит в брак с дочерью Нерея Фетидой, то по решению судьбы она родит сына, более сильного и могучего, чем отец, и этот сын низвергнет его с престола. А потому пусть выдаст ее Зевс за вождя ахейцев Пелея: у него от этого брака родится сын - прекраснейший из героев Эллады. Чтобы завершить примирение, пришел и Хирон и объявил, что он готов снизойти за Прометея в подземный мир. На память о своем плене и в знак того, что он покорился и предался Зевсу, Прометей возложил себе на голову ивовый венок и для той же цели стал носить с тех пор железный перстень, в который вставлен был камушек, отбитый от кавказской скалы. Так миновала Зевса роковая беда, а Прометей стал свободным от оков и на свадьбе Фетиды с Пелеем боги праздновали примирение свое с титанами.

Легенда о Прометее, наверное, одна из самых печальных и красивых сказок, которые создало человечество за недолгий срок своего существования. Родилась она в Древней Греции, стране, давшей нашей цивилизации огромный культурный толчок и заложившей основы современной демократии.

Отдельным пластом лежат мифы, сотворенные в Элладе тысячелетия назад. Они настолько прочно вошли в современную историю, быт, что многие даже не знают и не понимают значения обыденных вещей и ритуалов, считая их чем-то естественным и недавно родившимся. А ведь даже простое кольцо с камнем является символом­ и пришло к нам из тех давних времен. И связано оно именно с Прометеем. Большинство, конечно, слышали о нем, но вряд ли смогут толком сказать, что принес Прометей людям, кроме огня, и чем еще знаменит этот мифический титан. А ведь Прометей дал человечеству не только живительное пламя…

Предыстория

Легенд о Прометее много, и каждая имеет право на существование. Попробуем объединить их в одно целое.

Когда-то мир населяли два вида сказочных существ – титаны и боги. Сосуществовали они более-менее мирно, ссорились по пустякам, но дальше этого дело не шло. Но однажды все переменилось, и случилась между богами и титанами настоящая война. Победителями оказались боги во главе с громовержцем Зевсом. Побежденных суровый повелитель молний низверг в мрачные глубины Земли, навеки заточив их за медными дверями и поручив охрану гекатонхейрам – чудовищным сторуким и пятидесятиглавым тварям.

Однако не все титаны сражались против богов. Были и такие, которые, наоборот, поддержали Зевса и его соратников. Среди них был и Прометей – сын титана Япета. Зевс не забыл его услуг и разрешил Прометею свободно жить на Олимпе среди богов.

Творение богов

У древних греков есть несколько версий происхождения племени человеческого. Одна из них утверждает, что это событие произошло благодаря Прометею. Что слепил он первого человека из сырой глины по образу и подобию олимпийских небожителей. Помогла ему в этом Афина, дочь Зевса, вдохнув в ожившую фигурку душу. В результате титан стал создателем, как бы отцом человеческого рода. Именно этим объясняют его такую горячую любовь к людям.

Забота отца о своих детях

Первые люди были слабы и беззащитны. Они ничего не умели и не знали. Человек жил как во сне. Он не различал ни дня, ни ночи, пение птиц и шум ветра ни о чем ему не говорили. Однако Прометей не оставил детей своих. Терпеливо обучал он их всевозможным ремеслам, давал знания об окружающем мире, рассказывал, что такое дружба и любовь. А так как в них была заложена искра божья, то эти примитивные существа постепенно становились настоящими людьми.

Интерес со стороны богов

Смелый эксперимент чудаковатого титана заинтересовал обитателей Олимпа. Для начала они взяли род людской под покровительство, но взамен потребовали поклонения и приношения жертв на воздвигнутых в их честь алтарях. Но и этого показалось мало высокомерным небожителям. Решили они провести общий совет, чтобы придумать, как еще нагрузить простых смертных.

Прометей считал, что люди и так достаточно почитают богов, и поэтому решил не только присутствовать на этом собрании, но и сделать все возможное, чтобы помочь детям своим.

Бык, ставший знаменитым

Главным вопросом было жертвоприношение. Боги хотели, чтобы им отдавали лучшую часть жертвенного животного. Естественно, для людей, живших и так не слишком сытно, это был не лучший вариант. Поэтому Прометей решил пойти на хитрость. Он привел быка, заколол его и разделил на две неравные части. В большую часть он сложил кости, сухожилия и все это замаскировал жиром. В меньшую часть отправились лучшие куски мяса, съедобные внутренности, а сверху была накинута шкура и совсем непригодные в пищу части быка. Зевс заметил хитрость, но выбрал все-таки большую кучу. Сделал он это специально, чтобы обосновать свое последующее наказание сына Япета, которого он всегда недолюбливал.

Огонь и жизнь

За обман богов лидер олимпийцев наказал для начала не Прометея, а род человеческий, не дав ему огня – он рассудил, что так будет гораздо больней для чувств гордого титана. И он был прав. Прометей относился к людям, как к своим детям, и переживал за них едва ли не больше, чем они сами. Тем более он понимал, что, не получив огня, люди очень быстро вернутся к дикому состоянию, из которого он их с таким трудом вывел.

И тогда Прометей пошел на неслыханную дерзость. Он посмел ослушаться повелителя всего живого на Земле. Мятежный титан украл огонь, чтобы отдать его людям. Придя на Олимп в простой одежде путника, он подошел к божественному огню. Опершись на обычный деревянный посох, долго и задумчиво смотрел Прометей на играющее пламя. А когда на него перестали обращать внимание, быстро и осторожно положил внутрь посоха, который оказался пустотелым, тлеющие угли. Незаметно спустившись на землю, титан вихрем пронесся по местам, где жили люди, и везде раздавал угольки. И осветилась темная ночь яркими искрами домашних очагов и веселыми сполохами пастушьих костров. И принесли люди благодарственные жертвы своему отцу и покровителю Прометею, спасшему их от дикости и вымирания.

Гнев богов

Ужасен был гнев свирепого Зевса, когда увидел он с Олимпа, как весело засверкала ночная Земля тысячами маленьких огоньков. Ему не надо было спрашивать – кто дал людям огонь. Он это знал и так. Злопамятный бог решил отмстить и Прометею, и людям.

Пандора

Глупая красавица Пандора открыла страшный ящик, названный потом ее именем. Когда-то, желая как можно больше облегчить жизнь детей своих человеческих, загнал в него Прометей все болезни и печали, все беды и невзгоды, чтобы люди могли жить долго и счастливо. Этот сосуд он отдал своему брату Эпитемею на хранение. Вот к нему и подослал коварный Зевс солнцеликую Пандору, ставшую женой Эпитемея. Открыв это вместилище зла, недалекая и любопытная «мисс Эллады» выпустила на волю всю гадость, что там таилась. С тех пор обречены люди на вечные страдания и беды.

Месть Зевса

Но для Прометея Зевс придумал еще более страшные мучения. Беспощадные слуги царя богов Власть и Сила схватили мужественного титана. По приказу Зевса отвели его в самую безлюдную и дикую часть Земли – на Кавказские горы. Среди угрюмых гор выбрали одинокую скалу, о подножье которой билось в бессильной ярости седое море. Лучший друг Прометея, знаменитый мастер и кудесник кузнечного дела, хромой Гефест, нелюбимый сын Зевса и красавицы Геры, приковал титана нерушимой цепью к самой вершине скалы. Плача от горя и сострадания к своему верному другу, но не смея ослушаться грозного отца, вбил кузнец в грудь Прометея алмазный клин, на все времена пригвоздив непокорного бунтаря к каменному утесу.

Пророчество

Но ничто не могло сломить мужество и гордость неустрашимого титана. Каждый день он посылал проклятия повелителю Олимпа, показывая всем, что дух его не сломлен. А однажды он воскликнул: «Не вечно твое царство, высокомерный владыка! Придет время, и кончится твоя власть. Я вижу твой конец и знаю, как его избежать. Но ты никогда не узнаешь этой тайны!»

Как и любой диктатор, Зевс мечтал жить и править вечно. Поэтому, услышав пророчество поверженного титана, испугался и решил любым способом выведать у него самую главную тайну своей жизни. Он послал к Прометею бога хитрости и коварства, лукавого Гермеса, чтобы тот выпытал обманом у него этот секрет. Но прикованный титан только посмеялся над жалкими потугами бога лжи и подлости: «Никогда я не буду рабом твоего хозяина, никакие мучения не сломят меня и не заставят рассказать тебе правду!»

Униженный Гермес вскричал в бешенстве: «Тогда я расскажу, что тебя ожидает! Скоро, очень скоро ты окажешься в самой мрачной каменной бездне, где проведешь века. А когда ты потеряешь счет времени, ты снова увидишь свет, но, поверь, тебе захочется обратно в бездну. Потому что каждый день к тебе будет прилетать огромный орел и терзать твою печень! И вот тогда ты сам взмолишься о пощаде!» Но в ответ коварный бог услышал только презрительный смех.

Несломленный духом

Все случилось, как и предрекал Гермес. В одну страшную ночь началась небывалая буря. Море ревело, как взбесившийся Немейский Лев, а небо беспрерывно хлестало молниями. И не выдержала могучая скала, к которой был прикован мятежный титан. Надломилась и рухнула в клокочущее море, уйдя через него в черную бездну.

Примечание. Немейский Лев – чудовище, убитое Гераклом (1-й подвиг из 12).

Никто не может сказать, сколько прошло времени, может, 10 веков, а может, 100. Но пришел час, когда ничего не забывающий Зевс поднял скалу из пучины и снова поставил ее на землю. В тот же день прилетел гигантский орел и начал клевать печень бесстрашного мученика. Насытившись, мерзкая птица улетала за горизонт, чтобы завтра появиться вновь. Прометей был бессмертен, как и все богоподобные создания, поэтому за ночь печень восстанавливалась и у орла все время была сытная трапеза. День за днем, год за годом, столетие за столетием длилась эта пытка. Но ни одного стона не слышали пролетающие мимо чайки, ни одного крика боли не донеслось до чутких ушей Зевса.

Не боящийся богов

Все когда-нибудь заканчивается. Пришел конец и мукам Прометея. Легендарный герой Эллады, могучий Геракл, во время одного из своих бесчисленных путешествий случайно оказался в тех безлюдных местах. Прометей давно ждал его, так как обладал даром предвидения и знал, что рано или поздно появится герой и спасет его. Он позвал Геракла, и богатырь, подойдя ближе, ужаснулся, глядя на истерзанного титана, о котором слышал только хорошее. Ни минуты не колебался могучий Геракл. Его не страшили ни гнев Зевса, ни гигантский орел, который уже приближался к скале. Вскинув свой огромный лук, герой пустил стрелу и наповал убил кровожадную птицу. А потом одним ударом своей мощной палицы разбил волшебные цепи, сковывающие титана. Так наконец-то Прометей обрел свободу. И лишь после этого он рассказал примчавшемуся Гермесу, что ожидает Зевса. Ну, это уже другая история.

Своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа , дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.А
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы" ступали хоры мужчин и мальчиков.