Применение компьютерных программ для создания мультимедийных пособий. Создание мультимедийного учебного пособия по компьютерной графике

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Звуковой калейдоскоп»

Описание материала: Предлагаю вам электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Звуковой калейдоскоп». Данный материал будет полезен учителям-логопедам. С помощью данного пособия формируется аналитико-синтетическая активность у дошкольников.

Описание работы

Тема пособия: «Звуковой калейдоскоп»
Возраст целевой группы: 5-6 лет
Цель пособия: формирование аналитико-синтетической активности у дошкольников с ОНР.
Задачи:
1. Уточнять правильную артикуляцию гласных звуков «а, о, у»;
2. Закреплять умение различать схематические изображения гласных звуков между собой, опираясь на форму рта при их произнесении;
3. Закреплять навык определять место звука в слове;
4. Закреплять умение соотносить выделенный звук с его схематическим изображением;
5. Закреплять умение подбирать схему к слову, и наоборот;
6. Формировать положительную мотивацию к аналитико-синтетической деятельности.

Алгоритм работы с пособием

Слайд № 1
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой калейдоскоп»
Слайд № 2
Предлагается рассмотреть картинки, выделить первый звук в словах, подобрать символ, обозначающий этот звук.


Слайд № 3
Предлагается рассмотреть картинки, выделить гласный звук в середине слова, подобрать символ, обозначающий этот звук.
По щелчку мыши на символ звука правильный вращается и остается, а неправильные исчезают.


Слайд № 4
Предлагается рассмотреть картинки, выделить гласный звук в конце слова, подобрать символ, обозначающий этот звук.
По щелчку мыши на символ звука правильный вращается и остается, а неправильные исчезают.


Слайд № 5



Слайд № 6
Необходимо определить место заданного звука в названии картинки и соотнести со схемой.
По щелчку мыши на правильную схему, она вращается и остается, а неправильные исчезают.


Слайд № 7
Ребенку предлагается «забрать» медаль, большую или маленькую. При нажатии на медаль, она переносится к смайлику (смайлик увеличивается в размере): улыбающийся смайлик «указывает» на то, что ребенок выполнил задания без ошибок, а смайлик с нейтральным выражением лица «говорит» о наличии недочетов при выполнении задании.

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста

Коммунальное государственное учреждение

Общеобразовательная средняя школа-гимназия №1

им . Н. А. Островского”

Учебно -Исследовательская работа

Тема:

Создание мультимедийных пособий

с помощью программы AutoPlay Media Studio на примере пособия

«Изучаем родной край»

Предмет: Информатика

Выполнила: ученица 10 класса

Старожилова Анжелика

Руководитель: учитель информатики

СтарожиловВ.Ю.

Г. Шемонаиха

2014-2015 гг.

Абстракт………………………………………………….…………………………….3

Глава I - ……………………………………………..……………………………….4

Глава II - ……………………….……………………………………………………...4

Глава III - ………………………….…………………………………………………10

Глава IV - ……………............................................................................................... .11

Глава V – Заключение, выводы ……………………………...…………………….14

Терминологический словарь.………………….…………………………………...15

Список литературы…………………………….……………………………………16

Абстракт

Цель:

Создать мультимедийное пособие с помощью программы AutoPlay Media Studio 8

Задачи:

1) Познакомиться с интерфейсом программы AutoPlay Media Studio 8

2) Создать мультимедийное пособие в программе AutoPlay Media Studio

3) Создать сайт к мультимедийному пособию

Гипотеза:

Применение мультимедийных пособий позволяет повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Они способствуют повышению качества визуальной информации и самостоятельности учащихся.

Глава 1.

Введение:
Для чего нужны мультимедийные пособия

Бурное развитие новых информационных технологий привело к тому, что существенно изменилось восприятие человеком информации. Основными каналами получения информации стали радио, телевидение и персональный компьютер. Поскольку экранные каналы информации стали привычными и более естественными, то стало возможным их использование в образовательных целях. Мультимедийные учебные пособия позволяют обогатить школьный курс, дополнив его специфическими возможностями компьютерных технологий, и сделать его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся. Главное достоинство учебных пособий - это органичное сочетание новейших компьютерных технологий с традициями и перспективными направлениями школьного образования. Учебное пособие имеет разнообразные мультимедийные возможности и содержит видеосюжеты, анимационные ролики и графики, звук, качественные иллюстрации, интерактивные задания и т. д. Процесс обучения с использованием пособия становится более эффективным и интересным.

Глава 2

Знакомство AutoPlay Media Studio 8

AutoPlay Media Studio 8 – это программа для визуального создания оболочек автозапуска дисков. При помощи неё вы сможете создавать электронные учебники, CD\DVD визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобным просмотром, простые аудио и\или видео плееры, небольшие каталоги товаров или услуг и так далее.

Минимальные системные требования программы, заявленные в файле справки :

Операционная система Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 7 или новее.

Процессор Pentium 4 (или аналогичный) и более новый.

ОЗУ 256 МБ или больше.

Разрешение экрана 1024x768 пикселей или больше.

Глубина цвета 16 бит или больше.

Свободное дисковое пространство 100 МБ для инсталляции.

Мышь.

DirectX 7 илиновее.

Internet Explorer 4.0 илиновее.

Adobe Flash Player 8 илиновее.

Adobe Reader 8 или новее.

Но эти требования очень сильно зависят от того, какой проект Вы создаёте.

Интерфейс

Окно программы AutoPlayMediaStudio можно разделить на 6 областей.

1. Панель меню.

2. Панель инструментов.

3. Проводник проекта.

4. Панель свойств объекта.

5. Рабочая область.

6. Панель размера проекта.

Панель меню

Панель меню содержит такие пункты как:

Файл.

Правка.

Выравнивание.

Страница.

Диалог.

Объект.

Проект.

Публикация

Вид.

Инструменты.

Помощь

Меню Файл. Содержит команды на сохранение, открытие и создание нового проекта. Вы можете экспортировать свой проект как файл шаблона проекта (*.APT) и как архив проекта (*.APZ). При сохранении в качестве шаблона у Вас будет возможность ввести имя автора, контактную информацию, веб-сайт и так далее. Сохранение в качестве архива может быть использовано с целью создания резервной копии.

Меню Правка содержит весьма привычные команды. Вырезать, вставить, группировать и так далее. В этом же меню находится доступ к настройкам программы.

Меню Страница содержит команды по созданию, удалению, дублированию и переименованию страниц. Оно будет особо полезно, в случае если в Вашем проекте много страниц. При помощи, например, дублирования можно будет создавать копии однотипных страниц, изменяя в них только основной контент, а вспомогательные элементы, фон, кнопки управлением окна и так далее.

Меню Вид позволит Вам включить\отключить панели инструментов AutoPlay Media Studio 8, сетку, привязку к сетке и различные дополнительные панели (галерея кнопок, редактор скриптов, проводник объектов и так далее).

Панель инструментов

Панель инструментов состоит из нескольких небольших панелей (Стандартная, Объекты, Страницы, Выравнивание), которые можно перемещать или отключать, в зависимости от Вашего желания.

Рабочая область

Рабочая область - это область окна программы, в которой Вы непосредственно будете создавать свой проект. В верхней части расположена горизонтальная линейка и вкладки листов проекта. В левой части области AutoPlay Media Studio 8.0 находится вертикальная линейка.

Панель размера проекта отображает размер готового проекта со всеми внешними файлами. Это очень удобно, если Вы знаете, что Ваш проект будет записан на DVD носитель. Вы всегда сможете увидеть сколько свободного места останется на диске и поместится ли вообще проект на носитель.

Работа с объектами

К основным операциям с объектами в AutoPlay Media Studio относиться:

Выбор.

Положение.

Группировка.

Блокировка.

Скрытие.

Выравнивание.

Страницы

В большинстве случаев Ваша программа, создаваемая в AutoPlay Media Studio, состоит не из одного окна, на котором расположены все объекты, а из нескольких. Это чем-то напоминает веб-сайт. В проектах AutoPlay Media Studio это называется страницы. У страниц есть свойства.

В свойствах страницы, Вы можете задать имя страницы, которое будет отображаться в проводнике проекта, описание страницы (оно будет выводиться в результатах поиска, если Вы предусмотрите такую возможность в Вашей программе), фоновый цвет страницы и фоновый градиент (два цвета). В качестве фона Вы можете использовать изображение, если оно будет меньше, чем размер окна, то одновременно Вы можете указать и цвет фона. Можно задать анимацию при смене страницы (на подобии слайдов в Microsoft PowerPoint).

Пример:

Вставка кнопки: выбрать в меню затем растянуть кнопка,

написать текст можно выполнив двойной щелчок мыши на кнопке, откроется окошко, где вписываем текст

Просмотр проекта

Чтобы произвести проверку нужно нажать на кнопку Предпросмотр и запуститься проект. Создание пособия в программе AutoPlay Media Studio 8.

    Запускаем программу. Выбираем: «создать новый проект». Выбираем шаблон страницы. Открывается окно программы с готовой страницей. Чтобы её переименовать, заходим в свойства, и в строке «name » меняем название на «титульный». Вставка дополнительных страниц: в строке меню выбираем «страница», а открыв её, команду - «добавить страницу». Аналогично вставляем добавляем еще две страницы. Таким образом, получаем 4 страницы.

    Следующим шагом, вставляем фон, используя «новый объект изображение». Выбираем объект изображение, показываем путь к файлу, нажимаем «открыть» и подтверждаем действие.

    Берем «новый объект метка» и двойным щелчком выделяем текстовое поле. Набираем необходимый текст. Затем, выбираем вкладку «шрифт» и ставим (ОБЯЗАТЕЛЬНО) – кириллицу.

    Для закладок пособия выбираем инструмент «новый инструмент кнопка», двойным щелчком на объекте в текстовом поле выбираем название закладки, меняем шрифт на кириллицу. Таким образом, создаем 5 аналогичных закладок.

    Вставка кнопок для перехода между страницами: создаем кнопку, двойным щелчком изменяем текст (назад-вперед), копируем и вставляем на другие страницы.

    Вставка звуковых файлов: вставляем картинку обозначающую звук, вставляем так же как и изображение.

    Программа содержит действия «отменить» и «восстановить» в виде стрелок.

Вставка мультимедийных объектов:

    Звук:

(Заранее я записала стихотворения). Двойным щелчком открываем вкладку «быстрое действие» и выбираем «запуск программы». Далее показываем путь, откуда берем звуковой файл и нажимаем «ок».

    Вставка слайдов и видео:

Осуществляется таким же образом, как и звук, только заранее необходимо нужную нам презентацию сохранить как демонстрацию.

Третья страница пособия содержит тест, созданный в презентации PowerPoint , с триггерами,

Постепенное наращивание парка вычислительной техники в быту делает перспективной отрасль деятельности, связанной с разработкой и внедрением, как мультимедийных пособий, так и технологий обучения «без преподавателя». В отличие от обычного (бумажного) учебника мультимедийное пособие может и должно обладать «несколько большим интеллектом», поскольку компьютер может имитировать некоторые аспекты деятельности преподавателя (подсказывать в нужном месте в нужное время, дотошно выяснять уровень знаний и т.п.). Оно должно содержать весь необходимый (и даже более) учебный материал по определенной дисциплине. Только наличие полного учебного материала по дисциплине может обеспечить успешное обучение по мультимедийному пособию. Наличие же «интеллектуальных аспектов» в мультимедийном пособии не только компенсирует его недостатки (использование только на компьютере), но и дает ему значительные преимущества перед бумажным вариантом (быстрый поиск необходимой информации, компактность, дешевизна и т.д.). Мультимедийное пособие может быть, с одной стороны, в значительной степени автономным, а с другой стороны - может отвечать некоторым стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащемся в нем информационных данных, что обеспечит возможность легко и быстро набирать необходимый комплект пособий, связанных в единую обучающую систему.

Создание мультимедийных пособий основывается на двух компонентах: методически обработанном контенте и мультимедийных технологиях создания учебника.

При подборе контента эффективно опираться на человеческие знания в целом и каждого отдельного индивидуума имеют сложную иерархическую структуру, подобную структуре материального мира.

Как структура материи от элементарных частиц восходит к сложным объектам окружающего нас мира, точно также и знания, основываясь на самых простейших понятиях, восходят до сложнейших понятий, ранее не известных закономерностей окружающего нас мира (открытий).

Процесс обучения можно рассматривать, как происходящий в одном человеке, но в главном ничем не отличающийся от приобретения знаний человечеством. Главное отличие - эхо ограниченность и определенность знаний при их изучении, в отличие от безграничности и непредсказуемости знаний о природе.

При изучении дисциплины происходит изучение новых понятий на основе уже известных. В целом, весь процесс обучения в школе строится по такому же принципу от основополагающих понятий и дисциплин к более сложным.

Обучение начинается с задания обучаемому цели обучения - изучаемой темы. Учебное пособие должно выдать все неизвестные обучающемуся знания по этой теме.

Предполагается, что учебный материал представлен множеством понятий. Для определения понятия необходимо знание других понятий, непосредственно с помощью которых, определяется изучаемое понятие (Например: чтобы изучить понятие команды, необходимо прежде изучить следующие понятия - адрес, операция, операнд, результат).

Между понятиями существует отношение включения. Каждому понятию, соответствует некоторое подмножество понятий, с помощью которых оно определяется и с которыми находится в отношении включения. Отношение включения является частично упорядоченным . Оно определяет частично упорядоченное множество понятий. Это отношение обусловливает разбиение всех понятий на подмножества (уровни знаний).

Нижний уровень составляют базовые знания. Понятия этого уровня предполагаются известными обучающемуся, и не требуют дальнейшего определения. На основе этого уровня определяются понятия на уровень выше.

На основе понятий этих уровней определяется следующий уровень понятий и так далее. Разбиением понятий дисциплины на группы и уровни создается модель знаний по дисциплине - семантическая сеть.

Фрагмент семантической сети мультимедийного пособия по компьютерной графике:

1.1. Точечные и векторные изображения;

1.2. Объектно-ориентированный подход;

1.3. Рабочая среда и интерфейс пользователя;

1.4. Создание нового документа;

1.5. Открытие и закрытие документа;

2.1. Прямоугольники;

2.2. Эллипсы;

2.3. Спирали;

2.4. Сетки;

Разработка семантической сети является творческим процессом. Поэтому, аналогично тому, как после составления программы она требует отладки, так и вновь созданная семантическая сеть требует анализа и оптимизации.

Качество разработанной семантической сети можно оценить с помощью ряда показателей используемых для оценки качества данных:

Достоверность;

Кумулятивность;

Противоречивость.

Под кумулятивностью понимается свойство данных небольшого объема достаточно полно (точно) отображать действительность.

Достоверность - степень безошибочности данных.

Противоречивость - это отсутствие двух взаимоисключающих понятий.

Приведенные показатели позволяют оценить наличие явных ошибок в сети.

Обучающийся стремится изучить заданные ему темы с наибольшем пониманием и «в кротчайшие сроки». Поэтому, разработанную сеть, после ее анализа и доработки необходимо оптимизировать, так чтобы время изучения было минимально, а понимание наиболее глубоким.

Для уменьшения времени изучения необходимо оптимизировать семантическую сеть, таким образом, чтобы потребовалось меньше анализа знаний (тестирования) и сократить (если это возможно, без нарушения понимания) число понятий. Для этого существуют следующие способы:

Замена определения понятия на более простое (с меньшим числом понятий, для объяснения основного понятия);

Если одно и тоже понятие используется для объяснения нескольких понятий одного уровня, то можно обойтись одним его тестированием, а в других случаях уже брать готовый результат;

Путем сокращения типов понятий, объясняющих понятия более высокого уровня.

Следует отметить, что оптимизация не является формальной процедурой. После оптимизации, вследствие возможности привнесения человеком ошибок - семантическую сеть целесообразно проанализировать.

Этапы проектирования учебного пособия приведены на рисунке 6.

Рис. 6. Этапы проектирования мультимедийного учебного пособия

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и предоставления информации всё активнее входит в нашу жизнь. Этот процесс начался не так давно, однако темпы его распространения невероятно стремительны.

В современной жизни нас окружает огромное море информации с географическим содержанием - и с экранов телевизоров, и в различных печатных изданиях, большое количество информации скрыто в компьютерных сетях, которой может пользоваться ученик при самообразовании.

Компьютер позволяет ученику облегчить и упорядочить процесс подготовки домашнего задания, качественно оформить доклад или реферат, выработать умение разрабатывать мультимедийные презентации по различным темам урока.

Наиболее распространённым методом применения компьютера в учебных целях является использование мультимедийных образовательных презентаций, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который ученик или группа подбирают сами в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. Уроки с применением презентаций привлекают учащихся, создают положительный эмоциональный настрой к учёбе.

Глобальная сеть Интернет, как источник доступной информации для расширения возможностей обучения географии, помогает учащимся и учителю в подготовке к урокам. Поиск информации по заданной теме в Интернете вызывал у меня большой интерес. Изучая географию второй год, я решил создать мультимедийные презентации по различным разделам географии России, используя знания владения компьютерными программами, полученные на занятиях кружка «Познание». Каждый человек должен знать историю, географию своей страны, а мультимедийные презентации помогают воспринимать материал, активизируя познавательную деятельность школьников.

Принципы разработки учебных презентаций в программе Microsoft PowerPoint

Microsoft PowerPoint является одним из самых мощных на сегодняшний день приложений, предназначенных для подготовки и проведения презентаций. Презентации могут использоваться в процессе обучения, проведения уроков и классных часов и т.д. Презентации - это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление.

PowerPoint - это программа которая позволяет получать потрясающие результаты, и в тоже время ее легко использовать, поскольку именно она выполняет вместо нас огромный объем работы. Являясь составной частью пакета Microsoft Office, это приложение обладает рядом характеристик, которые являются общими для компонентов Office и открывают путь к совершенно новым и бездонным горизонтам функциональных возможностей. Презентации, созданные в данной программе можно использовать, как электронные пособия, не боясь, что оно будет скучными и неинтересными. Поскольку, добавляя рисунки, таблицы и другие красочно оформленные специальные эффекты, слайдовые демонстрации превращаются в мощный инструмент обучения, и превращают даже самого пассивного слушателя, в активного участника презентации.

При разработке электронного пособия были выявлены следующие принципы разработки учебных презентаций: Оптимальный объем. Наблюдения показывают, что наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8-20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

В связи с этим встает проблема отбора материала для презентации, не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключить дублирующие, похожие слайды.

Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

Разнообразие форм. Это требование предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто - то лучше воспринимает фотографии, кто - то схемы или таблицы и.т.д.

Учет особенности восприятия информации с экрана. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы. Среда PowerPoint является в этом плане весьма удобной, позволяя создавать достаточно интересные анимации.

Занимательность. Включение в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный настрои, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Цветовое оформление презентации должно соответствовать выбранной теме.

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Особенности мультимедийных пособий

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия. Multimedia -(Англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию. «Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.

В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации: Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения.

Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования. Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.

В состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Для демонстраций в классе необходим специальный проектор и экран.

Использование мультимедиа программ на уроках предъявляет высокие требования к компьютеру: объему памяти, звуковоспроизводящему оборудованию, скоростному режиму дисковода для CD-ROM или DVD-ROM.

Мультимедийные программы позволяют не только улучшить восприятие изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, они помогают организовать опрос в тестовой форме на уроке. Возможности мультимедийных программ позволяют накладывать одно изображение на другое, тем самым устанавливать причинно-следственные связи.

Сегодня созданы учебные электронные мультимедиа издания по географии с 6-го класса по 10-й класс, библиотека электронных наглядных пособий по географии с 6-го класса по 10-й класс, мультимедийное пособие по сдаче ЕГЭ по географии, существуют и мультимедийные коллекции рефератов, которыми могут пользоваться учащиеся для подготовки домашнего задания.

На уроках географии можно не только использовать разработанные кем-то учебные мультимедийные пособия, но и создавать свои. Появились программы, которые намного облегчают этот процесс.

Такую возможность сейчас имеют не только те дети, которые имеют компьютер дома, но и благодаря школьному Интернету. Выполнив задание, ребята увлечённо рассказывают о результатах работы на уроке, чем вызывают множество вопросов и вовлекают в беседу остальных. Презентации, созданные учащимся, дополняют их ответ при устных докладах. Для создания мультимедийного продукта нужно не только находить нужную информацию, но и отбирать её, отбрасывать ненужное, анализировать полученные сведения, приводить в систему, а не бездумно «скачивать» из Интернета. При самостоятельном создании компьютерной презентации ученик не только повторяет пройденный материал, но и имеет возможность узнать много нового и интересного об изучаемом явлении или предмете.

Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.

Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. У учителя появляется возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала.

Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.