Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. Наблюдение «Кормушки для зимующих птиц»

Работа над данным проектом стала результатом эмоционального всплеска после экскурсии в природу. Ребята пополнили свои знания о птицах нашего края. На уроках биологии учащиеся усвоили, что для птиц не так страшен холод, как голод. Дети пришли к единодушному решению: птицам надо помочь пережить зиму. В ходе работы возникла необходимость в исследовательской деятельности, которая способствовала получению новых знаний о жизни зимующих птиц. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри классного коллектива. К этой работе были привлечены и учащиеся начальных классов. Регулярное наблюдение за кормушкой формирует у ребят ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Работая над проектом, ребята поняли, что для птиц не важно, из какого материала выполнена кормушка, как она украшена. Главное — наличие корма. Наша зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Масленникова Татьяна Викторовна, 09.01.2018

567 82

Содержимое разработки

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Корочанская школа-интернат»

Природоохранная акция "Птицы – наши друзья"

Социальный проект

«Покорми птиц зимою -

они послужат тебе весною»

Выполнили: учащиеся 7 классов

Масленникова Т.В., учитель биологии

г. Короча, 2017 г.

    Введение

2. Методика проведения исследовательской части работы

3. Кормушки своими руками

4.Вывод

1. Введение

Тема проекта «Птицы-наши друзья» является актуальной, потому что зимой птицам не так страшен холод, как голод.

Виталий Бианки писал: «У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам тепло разливается. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую пуховую шубку. Сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибает. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?»

Птицы –наши верные друзья. С наступлением холодов многие из них улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края- это перелетные птицы. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. Не все птицы с наступлением холодов покидают насиженные гнезда, многие остаются зимовать в наших краях - воробышки, синички, вороны и многие другие не любят путешествовать. Кроме того, некоторые птички с наступлением зимних холодов перебираются в русские леса из более холодных краев - среди них любимцы детей красногрудые снегири. Всего в средней полосе России и других регионах нашей страны зимуют около ста пятидесяти различных птиц. Холода птицам не особо страшны: они умеют согреваться под снегом, греться за стрехой деревенских избушек, находить убежища на городских чердаках. Гораздо опаснее и труднее для птиц снежные зимы, что прячут весь птичий корм под сугробами: каково птицам зернышки да червяков из-под снега добывать? А без птиц нам людям не прожить! Чтобы на деревьях стало меньше вредителей, надо жить в дружбе с пернатыми друзьями - птицами. На улице зима. Мы можем им сейчас помочь. Люди давно уже придумали, как помогать зимовать полезным птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое хозяйство. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей. Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Птицы быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилью. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.

Проект осуществляется в зимнее время года. Суть его в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на территории школы. Сначала мы решили ознакомиться с материалом из научной, художественной литературы о жизни птиц зимующих в нашей местности.

Проблема: Как сделать так, чтобы в наш сад прилетало больше пернатых друзей.

Проблемные вопросы

Кто зимует рядом с нами? Как помочь птицам зимой? Зачем надо создавать и организовывать регулярную работу птичьих"столовых".

Учебные вопросы.

    Где лучше разместить кормушки?

    Какие кормушки для каких птиц предусмотреть?

    Чем кормить птиц?

    Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в тёплые края?

    Когда птицы нуждаются в заботе человека?

План проведения проекта

    Составление плана работы.

    Организация дежурства в птичьей "столовой".

    Ежедневное наблюдение за птицами около школы.

    Ежедневное кормление птиц в одно и тоже время (утро, день, вечер).

    Составление презентации.

    Праздник «День птиц»

Конец формы

Цель: Привлечь птиц к своему жилищу, школе.

С классными руководителями и воспитателем, поставили перед собой следующие задачи :

1. Изучить информацию о видах кормушек для птиц;

2. Изготовить кормушку из подручных средств;

3. Узнать, в каком месте, на какой высоте лучше вывешивать кормушки;

4. Изучить информацию о зимующих птицах нашего города;

5.Вести систематическое наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушкам в городских дворах, и подкармливать их.

Ожидаемый результат: Посещение птицами нашей столовой.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Конечный результат : Презентация проделанной работы.

Методика проведения исследовательской части работы.

Исследование проводилось в течение четырех месяцев (ноябрь – февраль)

1 этап: ноябрь.

Ознакомление, анализ литературы, статей по избранной теме.

2 этап: декабрь.

Проектирование своих кормушек

3 этап: январь.

Наблюдений за погодой и птицами, кормление птиц.

4 этап: февраль.

Анализ полученных результатов.

Исследовательская часть

Как хорошо сказано в стихотворении А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна-

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

В течении месяца ребята находили информацию о птицах, зимующих в Белгородской области. Узнали их повадки, каким кормом питаются эти птицы. Большое внимание уделили вопросу об истории происхождения кормушки. Учащиеся 7-х классов рассказали, что существует большое количество различных видов кормушек . Их можно изготовить из всего, что находится под рукой. Это могут быть пластиковые бутылки, всевозможные коробки, ёмкости, кормушки с навесом от снега и без него. Выполненные из дерева, фанеры, пластика, картона. Примитивные и настоящие произведения искусства.

Хороший внешний вид;

Долговечность.

При оценке кормушек мы обращали внимание на:

Обеспечение сохранности корма (предохранение его от снега, ветра, обледенения);

Доступность корма для скармливания птицам;

Возможность установки кормушки вблизи места обитания птиц;

Хороший внешний вид;

Долговечность.

К проекту подключились и другие ребята. Ученики начальных классов приносят корм: пшено и семечки, подсыпают в кормушки, следят за их чистотой.

Мы отмечали в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдали за поведением птиц.
Таблица наблюдений за погодой и птицами в декабре

Дата

Температура воздуха

Количество птиц

Какие птицы прилетают

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Утро, день, вечер

Вывод.

В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность. Изготовление кормушек и постоянная забота о зимующих птичках в крестьянских семьях считались делом младшего поколения. И детишки с восторгом исполняли его: сколь радостно смотреть, как благодаря тебе в сад прилетают изголодавшиеся птички и, отведав угощения, ласково поют на ветках - будто спасибо добрым людям говорят! Изготовление кормушки - дело нехитрое, но и у него есть свои законы.

Кормушку можно сделать даже из кусочка твердого картона. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края картонки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик - так еда не выпадет и ветром ее не унесет. Большой бортик делать не рекомендуется: птицы опасаются садиться в такую кормушку, потому что становятся более уязвимы для деревенских любителей птиц - голодных котов. Чтобы сделать встречу с пушистым хищником еще менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться.

Подвешивают кормушку за веревочки, привязанные к четырем сторонам картонки (для этого в краях проделываются дырочки и веревочки завязываются узелком), сверху веревочки соединяются и связываются в длинную косичку, которую можно будет привязать к балясинам крыльца или веранды. Это делается для того, чтобы можно было перемещать кормушку вверх-вниз и добавлять в нее корм.

Картонные кормушки во время оттепели могут намокнуть и стать негодными. Не беда - картон легко найти в любом доме. А в последнее время для изготовления кормушек стали во всю пользоваться твердыми пакетами из-под молока или кефира, геркулеса: их делают на манер скворечников, прорезая в стенке круглую дырочку, в которую птичке влететь легко, а кошка внутрь пробраться не может.

Чтобы кормушка продержалась дольше, ее можно сделать из куска фанерки: при этом, чтобы у фанерки не скалывались края и птички не ранили о них лапки, по линии распила лист смачивают горячей водой и только после этого берутся за ножовку. Бортики можно сделать потолще, чтобы легче было приклеить их к краям.

Кормушки своими руками.

По мере того, как мы знакомились с трудами разных авторов, мы приступил делать их сам. Новогодние подарки в этом году были в картонных коробках-кормушках. Их мы тоже решил использовать для столовой. Хотя это и готовая кормушка.

Приготовили оригинальную из трех полиэтиленовых бутылей: большой, 5-литровой (это основа), и двух пол-литровых, обрезанных и вставленных в отверстия по бокам. Навесы-крыши надежно защищают насыпанные в кормушки семечки от дождя и снега. Ко дну бутыли-основы прикреплен проволочный крюк для подвешивания сала.

Понравится ли такая кормушка птицам, мы решили выяснить. Чаще всего эту кормушку посещают синички, подлетая буквально на долю секунды. Схватив семечко, они устремляются к ближайшему дереву или кусту, где и шелушат его, прижав лапкой к ветке. Наведываются к кормушке и воробьи, но лишь когда поблизости нет синиц.

Кормушку следует подвесить повыше, на самый конец тонкой ветки. Необходимо следить за тем, чтобы на дне бутыли всегда был достаточный слой корма. А еще очень любят птички лесной корм. Его можно заготовить заранее. Как раз сейчас, в ноябре, пока еще снег не укрыл полностью лесные тропы и полянки, можно отправиться на сбор такого корма. Подойдут для птиц ягоды рябины, калины, семена ясеня и даже обычный репейник.

Кормушки можно повесить разные. Мы узнали, что старые садоводы для привлечения птиц используют, например, такую: берут трехлитровую банку, насыпают туда не калёные семечки подсолнуха, переворачивают банку с содержимым над каким-нибудь подносом (коробка с бортиками), оставив между ними пространство около 1,5см. Семечки лягут горкой, но высыпаться не будут. Птички клюют семечки, и корм постепенно опускается. Кормушка закрепляется на дереве с помощью проволоки. Содержимого банки хватает примерно на неделю.

Подкармливать хочется в первую очередь синиц. Но обычно на кормушку налетают воробьи и не уходят оттуда, пока все не обчистят. А вот если корм положить в овощную сетку с мелкими ячейками и повесить сеточку на дерево, воробьям не так просто "воровать" - сетка качается, туда не усесться. А синицы цепкие, могут удержаться на сетке. К тому же они культурные, схватят корм и улетят. У синиц даже очередь к кормушке. Корм в этом случае - также не каленые семечки, но чтобы они не высыпались, их смешивают со свиным несоленым салом. Сало растапливается, туда кладут семечки, все смешивают. Полученную смесь заливают в пластмассовую бутылку, с отрезанным верхом. Через некоторое время застывшую смесь вырезают из бутылки и кладут в сетку. Сала в ней 30-40%. Такого корма хватает где-то на месяц. Можно взять обычную 1,5-2-питровую пластмассовую бутылку. Крышку посередине просверлить, вставить туда шуруп и завернуть в удобном для вас месте. На самой бутылке вырезать дно так, чтобы оставались небольшие бортики. После этого ввернуть бутылку в крышку. Получилась удобная кормушка. Висит она и зимой, и летом, не мешает.

В школьной мастерской мы решили смастерить настоящую столовую-избушку. Работу начали с того, что составили проект.

Из какого материла;

Чертёж кормушки;

Чего сколько понадобится;

Сколько времени нужно;

Какие инструменты нужны.

Собрали всё, что нужно и принялись за работу. Через два часа упорной работы вот какое чудо у нас получилось.

Вывод

Изучив и проанализировав литературу о зимующих в наших местах птицах, о том какую помощь могут оказать им люди в зимнее время, и сами сделав несколько кормушек, мы стали внимательно следить за птицами. Корм для птичек надо подсыпать постоянно - если делать это лишь время от времени, птицы к пункту питания не привыкнут и будут облетать его стороной, отдавая предпочтение более рачительным хозяевам. Чем кормить птичек? В принципе чем угодно. Это могут быть остатки ужина и обеда: крошки хлеба, остатки картошки, каши, можно и кусочек мяса (недаром же птички червяков клюют). Кашка птице не обязательна вареная, они с удовольствием будут клевать овес, просо и другую крупу..

Я советую всем знать пять правил кормления птиц:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

3. Остужайте остатки еды прежде, чем давать их птицам.

4. Если в округе водятся кошки, поставьте кормушку вне зоны их досягаемости.

5. Не давайте птицам корм с искусственными добавками или солью.

6. Разные птицы едят разный корм. Старайтесь максимально разнообразить содержимое кормушки.

7. Птицы – наши друзья, не надо пугать их.

Сами следуем этим правилам. В нашей столовой каждый день гостей много. Некоторые даже нас не боятся. Птицы стали нашими друзьями. Мы постараемся их доверие оправдать.



Анализ проделанной работы.

Работа над данным проектом стала результатом эмоционального всплеска после экскурсии в природу. Ребята пополнили свои знания о птицах нашего края. На уроках биологии учащиеся усвоили, что для птиц не так страшен холод, как голод. Дети пришли к единодушному решению: птицам надо помочь пережить зиму. В ходе работы возникла необходимость в исследовательской деятельности, которая способствовала получению новых знаний о жизни зимующих птиц. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри классного коллектива. К этой работе были привлечены и учащиеся начальных классов. Регулярное наблюдение за кормушкой формирует у ребят ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Работая над проектом, ребята поняли, что для птиц не важно, из какого материала выполнена кормушка, как она украшена. Главное - наличие корма. Наша зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

ПРИЛОЖЕНИЕ










Список литературы

    «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.

    «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.

    «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.

    «Покормите птиц зимой» А. Яшин.

    Все о птицах России

    Мини-энциклопедия "Птицы мира"

    Детская энциклопедия "Птицы"

    Мосалов, Волцит: Птицы России. Определитель

    Художник: Мосалов Алексей Александрович

    Редактор: Волцит П. М.

    Издательство: Астрель, 2014 г

    Серия: Обучающие карточки : Зимующие птицы России. Издательство: Литур . Год издания: 2016

Экологический проект

Руководитель проекта : Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 с.Прикумское, Минераловодского района Ставропольского края.

Проект составила: Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов.

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления учащихся о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь – апрель

Участники проекта: учащиеся 2 класса «б».

План проведения проекта:

Подготовительный этап

    Составление предварительного плана проведения проекта;

    Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, загадок и стихов о зимующих птицах;

    Подготовка презентации для привлечения детей к проекту;

    Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о зимующих птицах.

    Приобретение методической литературы.

Основной этап

мероприятие

сроки

форма

Анкета входная

ноябрь

внеурочная

Исследовательская работа «Зимующие птицы в нашем крае»

ноябрь

внеурочная, родители, дети

3.

Знакомство с зимующими птицами. Игра «Угадай птицу по описанию».

ноябрь

внеурочная

4.

Беседа «Птицы – наши друзья»

декабрь

внеурочная

5.

Изготовление птиц из бумаги (оригами)

урок, внеурочная

6.

Рисуем птиц (урок ИЗО)

декабрь

урок

7.

Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов. (творческие задания)

январь

внеурочная с родителями

8.

Просмотр презентации «Как помочь птицам зимой»

январь

урок внеурочная

9.

Сбор книг о птицах, стихов, загадок, пословиц и поговорок, разыгрывание сценок.

январь

внеурочная, с родителями

10.

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

февраль

внеурочная

11 .

Подкормка и наблюдение за птицами.

внеурочная

12.

февраль

внеурочная

13.

Проведение дидактических игр «верю-не верю», «Четвертый лишний», «Накорми птиц».

март

урок внеурочная

14.

март

внеурочная

15.

Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

март

урок

16.

Изготовление памятки «Как кормить птиц»

апрель

внеурочная

17.

Изготовление кормушек для птиц. Организация птичьей столовой на территории школы.

декабрь

внеурочная с родителями

18.

Участие в акции «Скворечник»

март

внеурочная

19.

Отчетное мероприятие «Покормите птиц зимой»

внеурочная

20.

Итоговая анкета по проекту.

апрель

внеурочная

Заключительный этап.

Готовый продукт проекта:

Оформление отчётов исследования работ. Оформление альбома работ на данную тему, выставка рисунков и фотографий зимующих птиц, поделок. Участие в акции «Скворечник».

    Викторина по командам. Награждение;

    Внеклассное отчётное мероприятие - «Покормите птиц зимой!»

    Оборудование:

    Фотоаппарат

    Компьютер

    телевизор

    магнитофон

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в школе по формированию у школьников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Выводы о проделанной работе:

    Готовя угощение, дети имели в виду, что птицам нельзя давать цитрусовые, соленые сухарики и чипсы, не должны быть жаренными, сало – солёным, а ржаным. Игнорирование этих запретов не только может вызвать нарушение пищеварения, но и привести к гибели птиц. Дети внимательно относились и к качеству пищи, зная, что птички вряд ли обрадуются прогорклым семенам, заплесневелому хлебу или крупе изъеденной жучком

    Для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка – это не соленое сало, нежирные семечки подсолнечника, семена тыквы,арбуза, дыни, крошки белого хлеба, овсяные хлопья. Не забыли мы и про главный деликатес синичек и дятлов – сало и маргарин, которые можно не только положить в кормушку в виде кусочков, но и намазали ими кору дерева.

    Только заканчивается конкурс, посвященная определению лучшей кормушки. Авторы затейливых конструкций, получив заслуженную порцию славы, забывают о тех, для кого их творения предназначалось. В таком случае кормушка может нанести только вред. Если птицы несколько раз пообедали на определенной кормушке, то однажды, не найдя в ней корм, они не сразу полетят искать другую, а останутся ждать следующей кормёжки.

    Следует помнить несколько не хитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно с бортиками. Чтобы ветер и снег не проникли в кормушку. Еще одно важное «техническое» требование: у кормушки не должно быть острых краев и глубоких щелей, иначе птички могут застрять или поранится. В закрытых кормушках – домиках отверстие для птиц должно быть не меньше 8 см., но не стоит делать его слишком большим, иначе обед синички достанется голубю или вороне. Кормушку нужно не только постоянно пополнять пищей, но и регулярно очищать ее от снега и мусора, проверять. Не появились ли, в ней щели и не выступил ли где - нибудь гвоздь. Моделей кормушек – множество. Но голодные птички к эстетическим изыскам равнодушны, для них главное в кормушках – удобство и безопасность. Ведь самые удачные кормушки – это не те, в корм надежно защищен от осадков и ветра.

    Помочь птицам не так уж сложно: организовав кормление всего на одной кормушке, можно поддержать не малое количество птиц. Зимняя подкормка - дело не только нужное и полезное, выжившие зимой птицы истребят большое количество вредных насекомых, но и очень увлекательное: наблюдать за веселой птичьей толкотнёй у «обеденного» стола- огромное удовольствие!

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашей школе проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Учащиеся нашего класса с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек: громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Дети узнают, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В классе проводим различные мероприятия познавательного характера.

Учащиеся рассматривают картинки с птицами, разучивают стихи о птицах.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетаются зимой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна:

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

***

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их -не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

***

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков

***

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

***

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки

Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

***

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

***

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын

***

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

***

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

    Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

    Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

    Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

    Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

    Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

    Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

    Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

    Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

    Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

    Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

    Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

1. Какого цвета ворон и ворона?

2. У какой птицы птенцы не знают своей матери?

3. Какие птицы особенно любят рябину?

4. Какие птицы остаются у нас на зиму?

5. Какая птица издает крик, похожий на рёв быка?

6. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок?

8. Какая птица имеет самый длинный язык – 8-10 см?

9. Какая птица летает в «очках» на носу?

10. Есть ли у скворца своя песня?

11. Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Загадки о зимующих птицах.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? такая всем морока,

Когда трещит... (сорока)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Памятка «Как кормить птиц».

1. Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

2. Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

4. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

5. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

6. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы.

7. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

8. Кормушку необходимо регулярно чистить

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Дети получают карточки с изображением птиц. Учитель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь

2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь : У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)

Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

Мы построили вдвоем,

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,

Прилетай скорей … (Скворец.)

Всех прелестных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица… (Грач.)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (Цапля.)

В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

Что такое – посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы - … (снегири).

Летом ловит он жуков,

Поедает червяков.

На юг не улетает,

Под крышей обитает.

«Чики-рики», - не робей.

Дам тебе крошек, …. (воробей).

Села на кормушку

Птичка с желтым брюшком (синица).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Знатная персона.

Это же … (ворона)

Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Стрекочет на весь лес. (сорока).

На деревьях днем умело

Клювом долбит он кору.

Друг деревьев, враг жуков –

Это кто же он таков? (дятел)

Анкета.

1. В каком виде работы ты участвовал?

Рисунок птицы;

Доклад о зимующей птице;

Поиск литературного произведения

Написание сочинения;

Изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

2. Что тебе больше всего понравилось делать?

- рисунок птицы;

- доклад о зимующей птице;

- поиск литературного произведения;

- написание сочинения;

- изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

3. Как выполнял задание?

- самостоятельно;

- с помощью родителей;

- с помощью учителя.

4. Чем пользовался?

- справочниками, энциклопедиями;

- компьютером.

5. У твоего дома есть кормушка?

Да -

Нет -

6. Кормишь птиц сам или после напоминания взрослых?

Сам

Взрослые

7. Чего ты достиг (что понял, узнал, чему научился)?

- расширил знания о птицах;

- учился находить и пользоваться дополнительной литературой;

- учился оформлять доклад, сочинение;

- учился выступать перед публикой;

- учился работать в группе

- получил удовольствие.

III этап - заключительный

После таких бесед, викторин, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, изготавливают кормушки. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего класса есть обязанность, приходить и приносить корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Итогом нашего проекта стал праздник «День птиц».

Список использованной литературы:

4. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина

5. «Времена года» Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева

6. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., Педагогика, 1992 г

7. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение,1986г.

8. Сайт:http://www.rbcu.ru/

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Конкурсный проект акции «Покормите птиц зимой»

в номинации «Птичье кафе»

тема

«Видовой состав птиц,

посещающих кормушку

в течение всего холодного периода»

Руководитель проекта:

учитель биологии МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» Беляева Наталья Александровна

2015-16 уч.г.

Введение

I .Этапы реализации проекта:

-теоретический этап

-основной (практический) этап

II

III .

IV . Приложение

Фото птиц и кормушек

Введение

Актуальность данного проекта состоит в том, что большое количество пернатых погибает в зимнее холодное время года. Некоторые из них остаются у нас зимовать. Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.

А человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. К тому же покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее.Вот почему так важна зимняя подкормка птиц! Она помогает сохранить как обычные, так и редкие виды птиц, ведь многие из них остаются на зимовку в нашем регионе. Следовательно, нужно решить проблему с подкормкой и сделать доброй традицией развешивание кормушек в садах, возле домов в нашем селе Борки.

Гипотеза: помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они, запоминая места кормления, возвращаются к нам весной и оберегают наши сады.

Цель проекта:

Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности,

Оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия птиц Суджанского района,

Развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи проекта:

    Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.

    Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

    Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.

    До конца зимы ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

Основные методы:

Визуальное наблюдение за живыми объектами,

Анализ статистических данных,

Работа с разнообразными источниками информации,

Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: январь – март 2016 г.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта : фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, учебники, методические пособия, справочный материал, интернет-ресурсы.

Результатом нашего труда должна быть помощь зимующим птицам и сбор информации о них. Работая над проектом, мы так же хотели, быть примером для всех жителей села и других учеников нашей школы.

Этапы реализации проекта

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Задачи: расширить знания о жизни зимующих и кочующих птиц в условиях сельской местности, об их приспособленности, особенностях поведения и питания.

Объект наблюдения: видовое разнообразие птиц с. Борки Суджанского района.

По нашим наблюдениям, в нашей сельской местности зимой можно увидеть следующих птиц: голубя, воробья, ворону, снегиря, синицу, дятла, дрозда-рябинника, ворону и сороку.

Согласно нашим наблюдениям, мы составили таблицу местообитания, особенности питания и хозяйственного значения этих птиц.

Место обитания, зимовка

Значение

Питание

Си́зый го́лубь (Columba livia )

Обитает в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем(чердаки, заброшенные сараи)

Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи;

Уничтожают также семена сорных трав. В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.)

Воробей домовый (Passer domesticus )

Обычно в городах и поселках. Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах)

уничтожает насекомых

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов,хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Больша́я сини́ца , или больша́к (Parus major )

Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица.

Наш незаменимый помощник в борьбе с вредителями садов и огородов.

Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе.

Уничтожает множество вредных насекомых. В период размножения питается мелкими беспозвоночными и их личинками. Её рацион составляют гусеницы бабочек, пауки, долгоносики и другие жуки, двукрылые (мухи,комары, мошки) и полужесткокрылые (клопы, тли и т. п.). Также тараканов, прямокрылых(кузнечиков, сверчков), мелких стрекоз, сетчатокрылых, уховёрток, муравьёв, пчёл (предварительно удалив жало),двупароногих многоножек, клещей и др. Весной может охотиться на нетопырей-карликов, Птенцов выкармливает главным образом гусеницами бабочек, длина которых не превышает 1 см. Кормится на полях бросовым зерном ржи, кукурузы, пшеницы, овса, плоды и семена:сосны, ели, липы, клёна, берёзы, сирени, конского щавеля, лопуха, пикульников,красной бузины, рябины, ирги, черники, подсолнечника и конопли.

Снеги́рь , или обыкновенный снегирь (Pyrrhula pyrrhula )

Живет в лесах, парках, садах (избегает только чистые сосняки с густым подлеском). Оседлая и кочующая птица.

Красивые певчие птицы. Они украшают нашу жизнь.

Питается снегирь семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной). Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

Серая ворона (Corvus cornix )

Предпочтение отдает населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках.

В большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя - вредителя озимых посевов.

Всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей - семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами.

Пёстрый дятел (Dendrocopos )

Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

Дятлы иногда используют в качестве барабана пустые консервные банки и куски железа для того, чтобы их барабанная дробь звучала достаточно далеко: так они призывают к себе других дятлов, чтобы вместе «лечить» деревья.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев.

Свиристели (лат. Bombycilla )

Свиристели не являются перелётными птицами, они кочуют на небольшие расстояния вне брачного сезона, перемещаясь зимой несколько южнее своего летнего ареала.

Очень красивая птица. она украшает наш мир. Ей даже посвящены стихи…

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

(поэт-футурист Велимир Хлебников )

…..Я тень, я свиристель, убитый влет

Подложной синью, взятой в переплет

(Первые строки поэмы Владимира Набокова « Бледное пламя »)

Птицы питаются летом насекомыми, зимой ягодами и фруктами.

Дрозд - ряби́нник (Turdus pilaris )

Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири - до водораздела между Енисеем и Леной. Встречается как залётная, зимующая птица, хотя при значительном урожае лесных ягод зимует также в средней Европе. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам.

Особое предпочтение в зимнее время эти дрозды отдают рябине. Недаром же их так назвали. При обильном урожае птицы могут надолго задержаться в одном месте, пока не объедят все ягоды. Дрозд рябинник – основной распространитель семян этих растений. Побывав в желудочно-кишечном тракте птицы, семена всхожести не теряют.

Птица всеядная. Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами (например, облепихой).

Весной и летом питается преимущественно насекомыми, червями, улитками, зимой и осенью – ягодами, плодами, семенами. Кормиться может как на деревьях, так и на земле.

Результаты наблюдений:

1. За время наблюдения из всех видов, зимующих птиц кормушки в основном посещали воробьи, синицы.

2. Во время наблюдения были выявлены кормовые предпочтения. Кормушки, где дополнительно к основным кормам были закреплены кусочки несолёного сала, чаще посещались птицами, особенно синицами. Сосчитать сколько раз прилетали синицы к кормушке очень сложно, потому что нельзя узнать эти синицы вернулись или прилетели новые. Предпочтение синицы отдавали и нежареным семечкам подсолнечника, тыквы, овсяным хлопьям.

3. Традиционное пшено, овёс, крошки белого хлеба в большей степени привлекали воробьёв. Если что-то просыпалось на снег, то воробьи, тут как тут, охотно собирали крошки хлеба, различные семена, прямо со снега.

Основной (практический) этап

Изготовление и размещение кормушек.

Материалы для строительства

Кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант.

Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают.

Кормушки-сетки - Эффективны потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток.

Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому мы решили делать кормушки из дерева (запаслись деревянными рейками и фанерой). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".

Правила развешивания кормушек.

Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день. Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.

Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.

Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала размещаем в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.

В подвесные кормушки можно мы кладем орешки и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.

Во время непогоды: сильного дождя, снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.

Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.

Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.

«Помогаю птицам я»

Как - то, на уроке раз, попросил учитель нас:

Вы попробуйте детишки, смастерить для птиц «домишки».

Дружно все мы согласились, к папам, к мамам обратились.

И построили «домишки» - из вторичного сырья.

Было много удивленья, шуток, смеха и веселья.

Почему? Скажу вам я - это конкурс мастерства.

Один домик для пернатых был похожий на дворец,

Но мальчишки как «мужчины», кормушки делали из древесины

У девчонок домик проще, но поверьте, он не тощий.

Не промокнет он от снега, и не страшен будет дождь,

Потому что, пластик прочный, защитит пернатых - ВОТ!

Все мы вместе собрались, чтоб пернатых подкормить

Новоселье было сразу, угощенье каждый день.

Понимаем, Мы в ответе за прирученных друзей.

Так летим же в школьный сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!

Да, в саду я убедился:

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка.

Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.

Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут.

Опять осеннею порой к нам в гости прилетели

И сели дружною семьей на ветках свиристели.

Дрозды- рябинники летят сквозь ветры, дождь и град.

Рябины красные огни, наверно, их манят.

К их перышкам взъерошенным не пристают снежинки,

Они и под порошами резвятся для разминки.

(К. Мухаммади)

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Спасибо вам великое!”

II .Результаты реализации и практическая значимость проекта

Результаты реализации проекта

    Мы ознакомились с видовым составом орнитофауны с.Борки Суджанского района.

    Изучили биологические основы организации зимней подкормки птиц: правила изготовления и размещения кормушек, способы подкормки и возможные корма.

    Учащиеся школы изготовили и представили на конкурс кормушки для птиц. Лучшие кормушки были размещены на пришкольном участке.

    Ведется наблюдение за птицами, еженедельно пополняется корм в кормушках. Организован сбор кормов для птиц.

Выводы по проекту

1 . В зимний период большинство птиц живет в стаях. В селе птиц встречалось больше, чем в лесной зоне.

2. Бедность видового состава, низкая численность и неравномерность распределения птиц по территории - это основные особенности состояния зимней орнитофауны.

3. Подкормка птиц в кормушках имеет большое значение для пернатых. Это подтверждает анализ их поведения.

4. Концентрация особенно ощущается после снегопадов, когда птицам становится трудно добывать корм из-под снега. Вблизи же человеческого жилья они всегда могут найти, чем поживиться.

5. При регулярной и длительной подкормке численность птиц увеличивается.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

IV. Список используемой литературы

    Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

    Ж.-л.Биология №5, изд. «Первое сентября» стр. 14-16, 2009г.

    «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).

    В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.

    Благосклонов К.Н. «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве» (энциклопедия) стр. 224, М. 1949г.

    Поисковая система Интернета.

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы живы! Живы мы!
- Мы дожили!
- Мы выжили!

С этим стихотворением Валентина Берестова мы познакомились на уроке чтения, когда изучали «Азбуку». После прочтения этого произведения у нас возникло много вопросов. Как удаётся таким маленьким пташкам выжить в морозы? Конечно, благодаря помощи людей. Как мы можем помочь птицам? Все дружно ответили, что можно сделать кормушки. Вроде все всё знали. А чем нужно кормить птиц, чем можно, чем нельзя? Какие кормушки лучше? На эти вопросы ответить сразу мы не смогли. Поэтому мы начали наше исследование.

Цель: знакомство с особенностями зимней подкормки птиц.

Задачи:
- познакомиться с птицами, зимующими в Карелии;
- изучить правила кормления птиц;
- изготовить кормушку;
- провести наблюдения за птицами у кормушки.

Методы:
- изучение литературы;
- конструирование;
- наблюдение за птицами;
- фотосъёмка.

Изучение литературы
Зимующие птицы Карелии
Карелия - родина 217 видов птиц. Ещё 60 видов пересекают Карелию во время перелётов. Немало видов остаётся зимовать или совершает небольшие кочёвки. Осенью некоторых птиц в посёлках и городах становится больше. Им легче пережить зиму рядом с человеком. Рассмотрим особенности питания некоторых птиц, зимующих в Карелии.
Большая синица
Зимующие у нас большие синицы уже в конце августа из леса перелетают ближе к жилью человека. Летом питаются они в основном насекомыми, уничтожая вредителей садов и леса. С осени и до весны большие синицы становятся всеядными - кормятся пищевыми отходами, семенами, уничтожают зимующих в трещинах коры и стенках построек насекомых и их личинок. Часто посещают птичьи кормушки, где кормится семечками подсолнуха, остатками пищи, несолёным салом.
Воробей
Эти птицы в Карелии зависят от человека. Гнездятся в жилых и нежилых постройках. Птицы зерноядные, но большую часть года питаются пищевыми отходами и только птенцов выкармливают насекомыми. Живут стайками.
Сорока
В Карелии сороки гнездятся только вблизи населённых пунктов. Птица всеядна. Зимой посещает свалки, мусорные контейнеры - места, где можно найти пищевые отходы.
Снегирь
Обитает в таежных лесах, в Карелии встречается повсеместно. Розово-красная окраска нижней части тела известна всем, а вот у самки и молодых птиц она коричневато-серая. Стайки снегирей зимой часто появляются в населенных пунктах. Корм разный, зависит от сезона, местности и урожайности. Зимой это семена травянистых растений, ягоды рябины, почки.
Свиристель
Места зимовки свиристелей непостоянны. В годы хорошего урожая ягод рябины они всю зиму проводят у нас в Карелии. Зимой стайки свиристелей часто можно встретить на рябине, так же они поедают боярышник, облепиху и сочные плоды других кустарников.
Чиж
Населяет всю территорию Карелии. Любимое местообитания - старые ельники и сосняки. Питается семенами ольхи, берёзы, ели, сосны. Зимой вместе с синицами и воробьями прилетает к кормушке.

Почему птиц надо подкармливать зимой
Зимняя подкормка птиц необходима. Уже осенью, когда становится холоднее на улице, птицы затрачивают больше энергии на поддержание температуры тела и теряют собственный вес. Чтобы поддержать температуру тела и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — повсюду снег и лёд.
В Карелии птицам зимой не достаёт не только корма, но и не хватает времени - зимний день очень короткий. В декабре и январе солнце появляется примерно на 5 часов. За это время птицы должны найти такое количество корма, которое необходимо им для нормальной жизни в течение дня и длинной, холодной ночи. Это удаётся не всем видам, многие не доживают до весны. Особенно много их гибнет во время резких похолоданий, сильных снегопадов.

Правила зимней подкормки птиц
- Начинать подкармливать птиц надо поздней осенью и продолжать до весны.
- Важно кормить птиц регулярно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корм можно заготовить в конце лета и осенью. Это семена берёзы, жгучей крапивы, одуванчика, лебеды, подорожника, щавеля. Из ягод запасают рябину, плоды шиповника и можжевельника. Зимой заготавливают семена ели и сосны.
- Зимующие птицы любят нежареные семечки подсолнуха, просо, давленый овёс, крошки пшеничного хлеба. Можно высушивать семена арбуза, тыквы, дыни, кабачков, яблок и груш.
- Если в кормушку прилетела незнакомая птица, можно накормить её нежареными семечками.
- Для синиц вывешивают кусочки несолёного свиного сала и мяса. Сало развешивают на тонких ветках, обвязывая ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно - утащат вороны.
- Неправильно подкармливая птиц, человек может им навредить, а закармливая, даже убить. Корма в кормушке должно быть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. И только нужного птицам.
- Нельзя кормить птиц жареным, солёным, острым, ржаным хлебом, цитрусовыми, кожурой банана.
- Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
- Необходимо следить, чтобы в кормушке не было снега, а корм был постоянно.

Типы кормушек
Кормушки для птиц могут быть разных конструкций (см. фото Приложение 2). Но обязательное условие, чтобы корм в них был защищён от ветра, снега, дождя.
Один из вариантов, когда сверху у кормушки широкая крышка, а по краю основания - бортики. Ширина щели между бортиком и крышкой - от 6 до 8 см. Так до корма не доберутся серые вороны, галки и сороки. Специально этих птиц не подкармливают, так как они переносят разные опасные заболевания и разоряют весной гнёзда певчих птиц.

Практическая часть
Изготовление кормушки
Мы с дедушкой изготовили две кормушки. Одну в виде домика с каркасом из деревянных брусков. Для основания взяли кусок строительной панели, так как её легче очистить от остатков корма. Крышу покрыли кусочками сайдинга, чтобы кормушка не промокала. Конёк из уголка. Украсили резьбой и деревянные детали покрыли морилкой коричневого цвета. Кормушку закрепили на кол высотой полтора метра. Расположили её рядом с кустами малины, напротив окна, чтобы удобно было наблюдать за птицами у кормушки.
Вторую кормушку из пластиковой бутылки разместили чуть подальше в кустах малины.
Третью кормушку из деревянных брусков и тонкой доски мы сделали в классе.

Наблюдение за птицами
Кормушку посетили несколько видов птиц. Это очень знакомые большая синица, воробей, снегирь, а также чиж, лазоревка, гаичка.
Синицы и воробьи прилетали стайками, чаще других видов птиц.
Увидели мы и незнакомых нам птиц. С помощью литературы определили чёрного дрозда. В один из дней он разрывал листья под малиной. Так как зима была с оттепелями, снега было мало.
Вместе с красногрудым снегирём прилетала самка снегиря. Грудка у неё окрашена в неяркий серый цвет.
Дольше всего не могли мы решить, что за птица с зеленоватым оттенком прилетала на кормушку, чаще в морозные дни. После долгих поисков решили, что это зеленушка, которая живёт в пихте недалеко от кормушки.
Наблюдая за кормушками, мы увидели, что птицы чаще прилетали к первой кормушке, съедали весь корм, быстрее семена подсолнечника.
В сильные морозы птиц прилетало больше, значит, мы помогали им выживать в трудных условиях зимы. Вторая кормушка, возможно, была не очень удобна для птиц.
Больше птиц прилетало днём, в светлое и более тёплое время суток. В солнечные дни птицы были более подвижны, прилетали стайками. Особенно оживленно вели себя синицы.
В марте к кормушке подлетали скворцы. В этом году они прилетели рано, в начале марта. После этого были ещё сильные заморозки и снегопад.
В начале апреля у кормушки появились зяблики и зарянки.

Выводы
По результатам наблюдений можно сделать выводы:
1) Птицы привыкли к подкормке и с удовольствием едят предложенный корм.
2) Для птиц удобны деревянные кормушки.
3) Основные посетители кормушки - синицы и воробьи.
4) Чем холоднее, тем чаще к нам прилетали птицы.
5) Любимое лакомство птиц семена подсолнечника, сало и хлебные крошки.
III. Заключение.
В результате проделанной работы я узнал, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, какие корма любят птицы, научился правильно кормить птиц. Теперь знаю из чего можно сделать кормушку и могу сделать её сам.