Куликовская битва. Олег Иванович (князь Рязанский) Князь олег иванович рязанский

Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков. Трижды прадедом князя Олега был святой благоверный князь Роман Рязанский, страстотерпец.

В 1350 г., когда Олегу было 12 лет, он унаследовал Рязанский княжеский стол. Пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с тысяцким. Окружение юного князя оберегало его, взращивало в нем благотворные ростки Православной Веры и чувства христианской любви к Родине, воспитывало в готовности к «бережению» родной земли от врагов.

Господь уготовал на долю Олега Рязанского великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким Полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. При кн. Олеге было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Под 1353 г., когда князю Олегу было всего 15 лет, в летописях приводится сообщение о завоевании им у Москвы Лопасни.

В 1365 г. на Рязанские земли внезапно напали татары во главе с Тагаем. Они сожгли Переяславль Рязанский и, ограбив ближайшие волости, возвращались в пределы мордвы. Князь Олег, собрав войска, верный православному долгу защиты Отечества, спешно выступил за Тагаем, повторяя подвиг Евпатия Коловрата. «Под Шишевским лесом на Воине» «побиша князи рязанстии татар» и вернулись в Переяславль победителя¬ми. Это была первая крупная победа русских над ордынцами.

В связи с «литовщиной», в летописях отмечается, что в 1370 г. на помощь осажденным в Москве «приспе князь Володимер Дмитриевичь Проньскый, а с ним рать рязанская». В Никоновской и Симеоновской летописях уточняется, что с пронским князем была «рать великого князя Олга Ивановича Рязанскаго».

После этого у князя Олега возникла какая-то тяжба со своим зятем, пронским князем Владимиром. Пронский князь обратился за помощью к Москве, и на Рязань была послана московская рать. 14 декабря 1371 г. Олег Рязанский потерпел поражение под Скорнищевым близ Переяславля (ныне Канищево, один из микрорайонов г. Рязани). Но уже летом 1372 г. св. Димитрий рассматривал Олега Рязанского и Владимира Пронского как союзных князей. Сообща они подписали перемирие с литовским князем Ольгердом. В продолжение восьми лет между князьями не нарушались дружеские отношения, основанные на взаимной помощи и доверии. Это подтверждает и Договорная грамота 1375 г. между св. Димитрием Ивановичем и св. Михаилом Тверским. Она признает великого князя Олега Рязанского третейским судьей в спорных делах между Москвой и Тверью. Такое доверие великие князья оказали Олегу Ивановичу, отдав должное его нравственным добродетелям и богооткровенной мудрости.

Еще рельефнее обозначился межгосударственный союз Олега Рязанского и св. Димитрия Московского в их отношениях с татарами. Никоновская летопись повествует, что в «1373 году пришли Татары из Орды от Мамая на Рязанского князя Олега Ивановича города его пожгли, множество людей побили и с большим полоном воротились во свояси». Св. Димитрий Иванович Московский с братом Владимиром Андреевичем Серпуховским собрали «всю силу княжениа великаго» и поторопились на помощь рязанцам, но опоздали. Антиордынская направленность звучит во многих договорных грамотах русских князей. Так в договоре 1375г. со св. Михаилом Тверским, где Олег Рязанский назван в числе союзников Москвы, один из главных пунктов гласил: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем прошву их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного пойти на них».

Осенью 1377 г. полчища Арапши (Араб-шаха) ворвались в пределы Рязанского княжества разорив его столицу - Переяславль. Захваченный врасплох этим внезапным нападением и плененный, князь Олег, однако, не потерял самообладания и, по свидетельству Софийской летописи, «из рук убежаша изстрелян».

На следующее лето хан Мамай отправил на Русь мурзу Бегича с большой ратью. Бегич. пройдя далеко вглубь Рязанской земли, остановился у реки Вожи. правом притоке Оки. Рязанцы своевременно предупреждали св. Димитрия обо всех передвижениях Бегича. Св. блгв. князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, но Олег Рязанский и его зять - князь Пронский - явились по первому зову Московского князя и встали на реке Вожже. Сражение произошло 11 августа 1378 г. на берегах этой рязанской реки, в 15 верстах от Переяславля Рязанского. Бегич был наголову разбит Московско-рязанским ополчением. Выигранная союзниками битва была предвестницей Куликовской победы.

Мамай, собрав остатки разбитых войск, двинул полки на Москву. Но на его пути - на Оке - стояли воины св. Димитрия, а с ними дружины Рязанского и Пронского князей. Защищая Москву и переправы через Оку, князь Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Тогда Мамай и отомстил князю Олегу Рязанскому: осенью 1378 г. нечестивые пожгли Переяславль, Дубок и другие рязанские города, многие села, взяли большой полон, «вся земля бысть пуста и огнем сожжена».

Мамай вознамерился напомнить Руси нашествие хана Батыя, отовсюду собирая огромные силы, посылая в соседние страны нанимать дружины армян, генуэзцев, черкесов, ясов и других народов. А литовский князь Ягайло, - как отметил средневековый писатель А. Кранц, - попытался вероломно воспользоваться обстанов¬кой.

Св. кн. Димитрий начал подготовку к решительному сражению с татарами. К нему стекались дружины из примыкающих к Москве княжеств.

Летом 1380 г. Орда переправилась на правый берег Волги и перекочевала к устью реки Воронежа, а затем в Рязанские пределы. Русские рати вышли навстречу. Войско св. блгв. кн. Димитрия беспрепятственно прошло через Рязанскую землю и достигло берегов Дона.

Стратегия и тактика великого рязанского князя, стремящегося достигнуть наилучших результа-тов с наименьшими для княжества потерями, была глубоко продуманной. Он во время переговоров с Мамаем и Ягайло о совместных действиях узнал их планы, и, как пишет Б.А. Рыбаков, сообщил о них блгв. кн. Димитримю. Академик Б.А. Рыбаков в статье «Куликовская битва» отметил: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Дмитрию рязанский князь Олег Иванович… его письмо Дмитрию содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчет московских полководцев. Оказалось, что у Москвы не один явный враг, о котором доносят пограничные разъезды, а два врага. Второй - Ягайло - пробирается по своим землям с запада и вот-вот вольет свои войска в полчища Мамая»,

К полю битвы дружины во главе с Владимиром Серпуховским двигались, не торопясь, они прикрывали правый фланг войск св. блгв. князя Димитрия от Ягайлы, двигаясь параллельно его движению. С левого фланга войска не были прикрыты, так как охранять их не требовалось. С этой стороны стояли войска кн. Олега Рязанского.

Л.Н. Гумилев отметил, что, не преуменьшая героизма русских на Куликовом поле, немаловаж-ным фактором победы оказалось отсутствие в битве 80-тысячного литовского войска Ягайлы, который опоздал всего на один дневной переход - и не случайно. По договору вступить в сражение он был обязан только при условии соединения с войсками Олега Ивановича. А Олег не стронул с места свои войска. Он «…прииде на рубеж Литовьскый, и ту став, и рече бояром своим: «Аз хощу зде ждати вести, как князь велики пройдет мою землю и приидет в свою отчину, и яз тогда возвращуся во свояси». Он загораживал левый фланг московского войска и стоял на пути Ягайлы к Москве.

Особое значение для нас имеет известие летописца о раскаянии Ягайла в том, что он доверился Олег)’ и позволил себя обмануть: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима… ныне же почто аз в безумие впадох», - приводит слова Ягайла Никоновская летопись. Ягайло правильно все понял, он увидел, что обманут, и, по словам Никоновской летописи, «побежа назад, никимже гоним».

Средневековый автор А. Кранц писал о нападениях на возвращавшиеся московские войска литовцев. Воины князя Ягайло напали на русские обозы и перерезали раненых. Литовский князь Кейстут, возмущенный этой расправой, отстранил Ягайло от престола.

Кроме летописных записей, памятником, близким по времени возникновения к событиям, является «За-донщина» Софония Рязанца. В ней в перечне убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских (а каждый из них был со своим отрядом!) - много больше, чем от любого другого города.

Результатом союзнических отношений в эпоху Куликовской битвы стала «Договорная Грамота (1381 г.) Великаго Князя Рязанскаго Олега Ивановича с Великим Князем Димитрием Иоанновичем и братом его Князем Володимером Андреевичем: о бытии им в дружбе и согласии; о управлении всякому своими землями, по старым грамотам и рубежам; о незаключении ни с кем мира, а паче с Литвою и Татарами, без общаго согласия; о взаимном вспоможении противу общих их неприятелей…».

В 1382 г. на Русь пришел хан Тохтамыш. После разорения Москвы он «огнем пожже» и Рязанскую зем¬лю. Летописи повествуют: «на ту же осень (т.е. в 1382 г.) князь великий Дмитреи Ивановичь посла свою рать на князя Олга Рязаньскаго. Князь же Олег Рязанскыи не в мнозе дружине утече, а землю всю и до остатка взяша, и огнем пожгоша и пусту сътвориша, пуще ему стало и Татарьскои рати». Борьба велась между Рязанью и Москвой с 1382 по 1385 г., и Москва терпела одно поражение за другим. Под 1385 г. летописи говорят о захвате великим князем Олегом Коломны - рязанского города, перешедшего к Москве после 1301 г.

Распря между св. Димитрием Московским и Олегом Рязанским, окончившаяся поражением св. блгв. кн. Димитрия, вынудила Москву просить о мире. Олег Иванович вначале не соглашался, требовал больших уступок. Тогда св. Димитрий Донской решил отправить к Олегу Ивановичу посольство с мольбой о мире во главе с прп. Сергием Радонежским. Преподобный Сергий долго беседовал с князем о пользе душевной, о мире и о любви и «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчил Олега Ивановича. Умиленный душой, Олег Рязанский «взял с князем (Димитрием) мир вечный». И с этих пор князья имели между собою «великую любовь». В 1386 г. этот мир был скреплен браком сына вел. кн. Олега Рязанского Феодора с Софией, дочерью св.блгв. кн. Димитрия Донского. Как пишет российский историк Д.И. Иловайский: «Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками».

Олег Иванович, заботливый семьянин, вырастил и воспитал двух сыновей и четырех дочерей. Первой его женой, по преданию, была татарская царевна. После ее смерти супругой князя стала Евфросиния Ольгердовна Литовская. Историки, опираясь на документальные свидетельства, единодушно отмечают любовь Олега Рязанского к супруге Евфросинии, с которой рука об руку он прошел весь земной путь, и к детям. Великий рязанский князь был щедр и к своим зятьям, среди которых летописи указывают князя Василия Друцкого, козельского князя Ивана Титовича, смоленского - Юрия Святославича, пронского - Владимира Дмитриевича.

Посещение преподобного Сергия имело глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он полюбил пребывание в монастырях и монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и супруга его Ефросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух живших там монахов - отшельников Василия и Евфимия Солотчинских, поразивших князя своей духовной высотой. Возможно, в память этой встречи князь Олег заложил на этом месте обитель. Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега Ивановича в монашество с именем Ионы.

Инок Иона часто пребывал в Солотчинской обители и трудился как простой послушник, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украшая себя плодами Духа Святого. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно носил под монашеским облачением.

Жалованные грамоты князя Олега Рязанского свидетельствуют о построении им на Рязанской земле многих церквей и монастырей.

Олег Рязанский, став монахом, не оставлял светского, княжеского сана, продолжая нести крест князя-воина, имел горячее попечение об интересах земли и народа, данных ему Господом. В договорных грамотах конца XIV века впервые приводятся названия многих рязанских городов, что указывает на активную созидательную деятельность князя. Обширное строительство, конечно, велось, в первую очередь, в Переяславле Рязанском, ставшем при князе Олеге столицей княжества.

В девяностые годы XIV в. великий рязанский князь Олег Иванович по силе стал равен самым могущественным князьям Руси. Он расширил и укрепил границы княжества, возвратил земли, захваченные литовским князем Витовтом, в 1400 г. отвоевал у литовцев Смоленск, куда посадил на княжеский стол своего зятя Юрия Святославича.

Великий рязанский князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 г. в возрасте 65 лет. Перед смер¬тью принял схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. После закрытия монастыря, в 1923 г., честные останки князя Олега Рязанского были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. 13 июля 1990 г. честные останки Олега Ивановича были переданы в Свято-Иоанно-Богословский монастырь. 22 июня 2001 г. они были перенесены в Солотчинскую обитель. С этого дня наблюдалось мироточение и благоухание от честной главы князя Олега Рязанского.

На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитался как святой. Многие страждущие притекали к мощам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя Олега пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и «падучей» (т.е. эпилепсии).

С.Д. Яхонтов в своем докладе, посвященном 500-летию преставления кн. Олега Ивановича, подчеркнул, что «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

Рязанцы хранят в своем сердце дорогое имя кн. Олега Ивановича. После 1626 г. на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура князя-воина. Народное сознание сразу связало это изображение с именем Олега Рязанского.

по материалам книги: Игумен Серафим (Питерский), монахиня Мелетия (Панкова) «Великий князь Олег Иванович Рязанский»

Великий князь рязанский с 1350 г., сын великого князя Ивана Александровича. В первый раз летопись упоминает об Олеге 22 июля 1353 г., когда рязанцы ворвались в московские пределы и захватили город Лопасню; "князь же их Олег Иванович тогда был еще млад". Лопасня осталась за Рязанью. В следующие года в Москве начинается какое-то брожение; часть бояр переезжает в Рязань, что обострило отношения между княжествами. В 1358 г. из Орды явился в Рязань царевич Мамат-Хожа для разграничения между Москвой и Рязанью и много грабил там; московский князь все-таки заподозрил, что он действует в пользу Олега, и не пустил его на московские земли. В 1365 г. ханский князь Тагай разграбил рязанскую землю, но Олег настиг его в урочище Войнове, разбил наголову и отнял все награбленное.

В 1371 г. великий князь московский Дмитрий Иванович предпринял поход на Рязань. Причина этого похода неизвестна. Олег был разбит и бежал; Дмитрий захватил в свои руки Рязань и отдал ее Владимиру Пронскому, но зимой того же 1371 г. Олег, при помощи татарского мурзы Салахмира, вновь захватил Рязань в свои руки. Осенью 1377 г. царевич Арапша взял Переяслав; Олег едва избежал плена. В следующем году татары были разбиты рязанцами, при помощи москвитян, на берегах реки Вожи, а в 1379 г. явился Мамай и так опустошил Рязанскую землю, что, по словам летописца, ее приходилось вновь населять. Это повлияло, вероятно, на образ действий Олега во время Куликовской битвы: он вошел в сношение с Мамаем, обещая давать ему такой выход, какой рязанские князья давали при хане Узбеке, а также присоединить свои войска к войскам татарским. С союзником Мамая, князем литовским Ягайлом, Олег заключил формальный договор; но ни Ягайло, ни Олег в Куликовской битве не участвовали. Когда московские войска после победы возвращались домой и проходили через рязанские пределы, рязанцы напали на них и разграбили. Дмитрий московский хотел было идти походом на Олега, но оказалось, что он не виноват, так как в то время был на литовской границе.

В 1381 г. Олег заключил с московским князем договор: Олег считается по отношению к последнему младшим братом и в старшинстве приравнивается к Владимиру Андреевичу Храброму (см.); определены границы между Москвой и Рязанью, причем Талица, Выползов и Токасов отошли к Москве; Олег не должен вступаться в Мещеру, которую великий князь московский приобрел по купле; места, отнятые у татар, остаются за теми кто их отнял; Олег должен сложить крестное целование литовскому князю и действовать по отношению к Литве заодно с великим князем московским; для разбора дел назначается суд смесный, а в случае разногласия смесных судей - третейский. Договор этот был нарушен Олегом уже в 1382 г. Желая избавить рязанскую землю от разорения Тохтамыша, шедшего на великого князя московского, Олег стал на сторону татар, обвел их вокруг рязанской земли и указал брод на Оке. На обратном пути татары все-таки опустошили рязанскую землю; для наказания Олега предпринял поход и Дмитрий Донской. Московские войска, по словам летописца, "землю ему пусту сотвориша", так что Олегу "пущи бысть и татарские рати".

В 1385 г. Олег напал на Коломну и стал одерживать верх над москвитянами, опустошая московские пределы. Дмитрий завел переговоры с Олегом о мире, но мир был заключен только в 1386 г., при посредстве Сергия Радонежского, а в 1387 г. сын Олега, Федор, женился на дочери Дмитрия, Софье. После этого внимание Олега всецело сосредоточивается на татарах и Литве. Олег отправил в Орду заложником сына своего Родослава, но тот в 1387 г. бежал оттуда; следствием этого бегства было нашествие татар на Рязань и Любутск, во время которого сам Олег едва не попал в плен. Нашествия татар повторялись, без видимых причин, и в следующие годы. В 1394 г. татары были разбиты Олегом. В 1396-98 гг. то Олег ходил на Литву, то Витовт - на Рязанскую землю. В 1401 г. Олег предпринял поход на Смоленск и посадил там Юрия Святославича, женатого на дочери Олега; затем отправился в Литву и с большой добычей возвратился домой. Умер в 1402 г.; христианское имя Олега было Иаков, в схиме, перед смертью - Иоаким.

Князь Олег Рязанский — один из самых загадочных персонажей российской истории. Названный московскими историками "изменником", он до сих пор уважаем рязанцами как патриот, мудрый властитель и защитник Отечества.

Олег Иванович , в схиме Иоаким (1351—1402) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. С вступлением на великокняжеский стол Олега Ивановича начинается эпоха наибольшего могущества Рязанского княжества. Неблагоприятные географические и исторические условия помешали Олегу создать из Рязани особый центр, около которого могла бы собраться Северо-Восточная Русь.

В эпоху «великой замятни» в Золотой Орде, до концентрации власти в руках Мамая, Олег в союзе с Владимиром Пронским и Титом Козельским разбил ордынского князя Тагая в 1365 году на реке Войде.

К периоду с 1370 по 1387 год относятся настойчивые попытки Олега отстоять независимость своего пограничного со степью княжества, наиболее уязвимого к ордынским набегам, в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе против Орды.
Олег в 1370 году стал одним из организаторов сбора войск в помощь осаждённой Ольгердом Москве, но в 1371 году был разбит войсками Дмитрия Московского
под командованием князя Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского в сражении при Скорнищево, рязанское княжение занял Владимир Пронский (в 1373 году он при поддержке Мамая смог вернуть себе княжение; московское войско выходило на северный берег Оки).

В 1377 году Рязань была разорена ордынским царевичем Арапшой, Олег едва избежал пленения. В 1378 году Дмитрий вывел войска за Оку и в союзе с Данилой Пронским разбил ордынское войско в битве на Воже. В 1379 году Рязань была вновь разорена самим Мамаем.
В 1380 году Олег вступил в переговоры с Мамаем и Ягайло против Дмитрия, однако, Дмитрий разбил ордынцев за пределами рязанской земли в Куликовской битве, в которой погибло 70 рязанских бояр с русской стороны.

Мог ли Дмитрий Донской, отправляясь в поход на Куликово поле, оставить в своем тылу сильную дружину и конное войско князя-предателя? Конечно, московский князь не мог совершить столь легкомысленный поступок. В этом случае Дмитрий Донской мог остаться и без армии, и без обозов.
Другой исторический факт - Мамай ждал на поле войско своего союзника литовского князя Ягайло. Позже летописцы писали, что Ягайло просто опоздал к битве. Ну и как тут было не опоздать, если литовский князь был извещен через свою разведку, что рязанцы не позволят ему пройти через свои земли на соединение с войском Орды? Понимал он и то, что такой настрой ратников не мог быть без ведома князя Олега. Ягайло испугался встречи с войском рязанским.
Получается, что Дмитрий Донской и Олег Рязанский договорились обо всем заранее. И рязанское войско осталось прикрывать тыл русского воинства от армии Ягайло.

Олег Рязанский за годы своего княжения приобрел славу не только великого воина, но и великого дипломата. Часть дружины князя шла на поле под видом ополченцев. Без штандартов и прочих опознавательных знаков. Лазутчики Мамая докладывали в Орду, что Олег и его войско остались в Рязани. Но вместе с тем сотни и сотни рязанских ратников приняли участие в Куликовском сражении. Вот о чем свидетельствует лепописец в "Задонщине":
"Господин князь Дмитрий Иванович, нет у нас больше 40 бояринов московских, да 12 князей белозерских, да 70 бояринов рязанских".

Получается, что Рязань выставила самое большое количество бояр, а следовательно, и ополченцев. Вряд ли кто из рязанских бояр со своими ополченцами осмелился бы биться с Ордой без дозволения князя Олега.

В 1381 году Олег заключил с Дмитрием неравноправный антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, но в 1382 году показал Тохтамышу броды на Оке, что, однако, не спасло Рязань от разорения во время возвращения ордынцев в степи и стало причиной разорения Рязанского княжества Дмитрием Донским осенью того же года.

Летописцы утверждают, что рязанский князь указал хану дорогу на Москву и броды на Оке. Но сомнительно, что Тохтамышу предоставить такую информацию мог только Олег. Москва к тому времени просуществовала более трехсот лет и была городом с развитой торговой историей. Пути, по которым в Москву попадали многочисленные купцы, не были тайной. То же самое и с бродами на Оке. Их знали не только сам Олег Рязанский и его приближенные, но и многие другие.
Видимо, Олег действительно убедил Тохтамыша идти на Москву в обход Рязанского княжества. Но это был элемент двойной политической игры. Олег пытался защитить свои разоренные земли от ханского войска, но и с Дмитрием Донским ему не было резона ссориться. Возможно, он предупредил московского князя о надвигающейся опасности. Дмитрий, благодаря полученной информации, отправился в Переславль-Залесский и успел собрать полки.
А Тохтамыш уперся в каменные стены Московского Кремля. На стенах крепости были установлены первые пушки, и штурм захлебнулся в крови ордынцев. Подвело москвичей предательство нижегородских князей Василия и Семена. Они уговорили защитников Кремля открыть ворота и вступить в переговоры. Тохтамыш ворвался в Москву и устроил резню, но вынужден был отступить. К городу подходили войска Владимира Серпуховского и самого Дмитрия.
Обратно в степи Тохтамыш все-таки пошел через Рязанское княжество и разорил его. Скорее всего, хан понял, кому на самом деле помогал рязанский князь, и отомстил.

В ходе московско-рязанских разборок 1385 году Олег, воспользовавшись ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша, захватил Коломну.
Благодаря вмешательству преподобного Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война. Олег заключил вечный мир с Дмитрием Донским и в 1387 году женил своего сына Федора на дочери Дмитрия Софье.

В последующие годы Олег поддерживал зятя, смоленского князя Юрия Святославича, против Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения происходили на Литовской и Рязанской территории (1393—1401).

Перед самым концом жизни Олег принял иночество и схиму под именем Иоаким в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Солотчинский монастырь


У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. "Изменник", ставший все же святым...

Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах, и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века.

В учебниках истории о великом князе Олеге Рязанском пишут как о предателе - мол, выступил на стороне татаро-монгол в Куликовской битве... Описывая эпоху Куликовской битвы летописи (сочиненные почти исключительно в Москве!) обвиняют его в предательстве, называя «изменником», «советником безбожного Мамая». Это ожесточение летописцев против рязанского князя пережило столетия.

Насколько все это несправедливо по отношению к Олегу, мы можем судить только теперь, когда в российской исторической науке началась реабилитация великого рязанского государя.
Как пишет в своем эссе «Олег Иванович, великий князь Рязанский» Владыка Симон , архиепископ Рязанский и Касимовский : «первым поднял голос в его защиту русский историк XVIII в. М.М.Щербатов (1733 - 1790). Он постарался объяснить поведение Олега Ивановича обстоятельствами того времени (в период 1771-1777 гг. М.М. Щербатов был Государственным герольдмейстером - прим. М.Шелковенко).
Затем историк Н.С. Арцыбашев (1773 - 1841) в книге «Повествование о России» (М., 1888, т. II, кн. III) критически рассмотрел высказывания московских летописцев об Олеге. Он писал: «Обстоятельства этой войны так искажены витийством и разноречием летописцев, что во множестве прибавок и переиначек весьма трудно усмотреть настоящее».

Д.И.Иловайский писал:
«Бесспорно полустолетнее княжение Олега было самым славным и самым счастливым сравнительно с предыдущими и последующими княжениями, несмотря на тяжкие бедствия, которые нередко посещали Рязанский край при его жизни. Народ заплатил ему за это любовью и преданностью».

Советский историк М.Н.Тихомиров (1893—1965) уже в пятидесятых годах нашего столетия в своих трудах о Куликовской битве вновь поднял вопрос о необходимости критического изучения и проверки летописных источников. Он указал на Симеоновскую летопись, которая отражает в части до 1390 года сгоревшую Троицкую и Рогожский летописец и поэтому содержит древнейший рассказ о Куликовской битве. Особенностью повествования названных летописей является, во-первых, немногословность, во-вторых, цельность. В этом изложении не видно явных сокращений или вставок. Причем в рассказе о Куликовской битве имя Олега Рязанского не упоминается.

Современный историк А. Г. Кузьмин в труде «Рязанское летописание» (М, Наука, 1965) отмечает, что все обвинения в адрес Олега Ивановича имеют позднейшее происхождение. «Сказание в первоначальном виде, — говорит он, — едва ли содержало многочисленные и противоречивые выпады против рязанского князя» . Как указывает А. Г. Кузьмин, «слух об участии Олега в борьбе на стороне Мамая» был распространен в Москве для оправдания захвата у Рязани района Тулы и — весьма важно! — что он появился лишь в XV веке.

Можно также упомянуть публикации писателя Ф. Шахмагонова «Секретная миссия рязанского князя. (К истории Куликовской битвы 1380 г.)» и «Кого же предал рязанский князь Олег?», где доказывается, что на самом деле Олег Рязанский, не имея возможности открыто противостоять татарам, чтобы не погубить свое княжество, в то же время был тайным союзником Димитрия Донского,

В статье научного сотрудника АН СССР А. Надирова «Старым повесть, а молодым память» (Тайны веков. М., 1977, с. 404— - 414) дан комментарий на материал Ф. Шахмагонова. «Сама попытка, — пишет ученый, — заново переосмыслить личность великого князя рязанского Олега Ивановича представляется крайне гуманной и благотворной, ибо речь идет о восстановлении доброго имени человека, сыгравшего немалую роль в судьбе нашей Родины... Если бы к историческим лицам применялась «презумпция невиновности», Олег давно бы был уже посмертно реабилитирован (или оправдан за недостаточностью улик)».

Об этом же говорится в книгах А.Хлуденёва "Олег Рязанский", и одноименной книге Ю.Лиманова .

Говоря об обстоятельствах и реальных событиях той эпохи, Л.Н. Гумилев в своей книге «От Руси до России» писал, что князя Олега не было на Куликовом поле как раз потому, что он, имея всего пятитысячный отряд и умело маневрируя, отвлекал восьмидесятитысячное литовское войско Ягайлы, находившееся всего в одном дне перехода от места главных событий. Это не позволило литовцам вовремя соединиться с Мамаем и, в значительной степени, предрешило итог сражения.

Л.Н.Гумилев:
"Никак не уменьшая героизма русских на Куликовом поле, заметим, что немаловажным для победы оказалось отсутствие в битве восьмидесятитысячного литовского войска. Ягайло опоздал к битве всего на один дневной переход. И это было не случайно. Оказывается, Олег Рязанский, которого обвиняли в измене и предательстве, с пятитысячным отрядом сумел, искусно маневрируя, задержать литовцев. Когда же литовцы отогнали Олега, битва уже закончилась, И тогда воины Ягайлы напали на русские обозы и перерезали раненых."

В то же время, как свидетельствуют средневековые хроники, на самом Куликовом поле пало 70 рязанских бояр - больше чем каких-либо других. И находились они там на стороне Дмитрия со своими дружинами и, конечно, не без ведома Олега.
Рязанцы считают, что рязанских воинов в Куликовской битве было больше, чем москвичей, и сражались они храбрее.

Если обратиться во времена самого Олега (минуя ангажированных летописцев), к авторитетам его современников - великих русских подвижников и святых Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, то и здесь, по горячим следам событий, нельзя найти Олегу обоснованных упреков. Всего через год после Куликовской битвы в договорной грамоте 1381 г., устанавливающей отношения Рязани с Москвой, Олег Иванович признает Дмитрия Донского старшим братом, - а такие договоры не заключают с «изменниками».
И, несмотря на возникшую вскоре после этого распрю между князьями, они, при посредничестве преподобного Сергия Радонежского, восстановили мир и даже породнились: Дмитрий выдал свою любимую дочь Софью замуж в Рязань за сына Олега Федора. И ныне они вместе покоятся в Христорождественском соборе в Рязанском кремле.

Не пошел бы Сергий к «советнику безбожного Мамая», и не выдал бы в его семью свою дочь Дмитрий. Все это, конечно, косвенные свидетельства, но зато какие!

Примечателен факт, что в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский.
Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.

Профессор ГОУ "Рязанский институт развития образования" Борис Горбунов:
- Олег Рязанский был суверенным государем обширного княжества, границы которого доходили до современного Воронежа и охватывали почти всю территорию нынешней Тульской области. Сложность и неоднозначность исторической деятельности Олега Рязанского, скорее всего, объясняется его позицией благожелательного нейтралитета. Ведь как суверенный государь он вынужден был вести политику лавирования между Ордой, Московским княжеством и Литвой (граничившей с Рязанским княжеством на Западе).
Поздние летописи изображают Олега Рязанского как предателя русского дела. Однако в ранних летописях, как выяснил академик Л. В. Черепнин , о предательстве Олега ничего не сказано. Скорее всего, это объясняется тем, что поздние летописи были переписаны в угоду московским правителям, чтобы оправдать нападение в 1385 году Московского княжества на Рязанское. В целом же период правления Олега Рязанского - это эпоха наивысшего расцвета для Рязанского княжества.

Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон в своем труде писал:
«Весь период самостоятельного княжества для рязанцев сосредоточился в одном Олеге Ивановиче, других князей они не помнят. Именно к нему память народная хранит любовь и уважение. Не случайно на рязанском гербе изображен Олег Иванович, самый знаменитый и самый любимый своим народом великий князь рязанский». «Никогда Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».



Герб Рязани (утвержден 29 мая 1779 г.):
«В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленыя, обложенная соболями» (Винклер, с. 131, по утв. 29 мая.)

По местным рязанским преданиям, на гербе изображен великий князь Олег Иванович Рязанский.

Сейчас трудно однозначно сказать, кто первым назвал князя в рязанском гербе Олегом, но в своем популярном труде «Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины» (1922 г.) рязанский историк и краевед Д.Д. Солодовников уже определенно утверждает: «На рязанском гербе изображение самого знаменитого рязанского князя Олега Ивановича». Даже главу, посвященную Олегу, он назвал «Рязанский герб».

Отражение подобной точки зрения можно встретить и на страницах книги ведущей современной исследовательницы русской геральдики Н.А. Соболевой «Старинные гербы российских городов» (М.: Наука, 1985), где она пишет: «Образ рязанского князя Олега не оставлял равнодушными рязанцев». Правда, почему-то, она отнесла это утверждение к первоначальной рязанской эмблеме в виде идущего коня с печати Ивана Грозного, предположив, что конь является «намеком на известное сказание о «вещем Олеге», который по словам А.С. Пушкина «принял смерть от коня своего». Но это случилось в Киеве в 912 г., и здесь Н.А. Соболева ненароком смешала Олега Вещего (княжил в 882-912 гг.) и рязанского Олега Ивановича (княжил в 1350-1402 гг.), живших с разницей в 500 лет. Но, тем не менее, в главном Н.А. Соболева оказалась права: образ Олега, хотя и не так давно, но прочно занял в сознании рязанцев главное историческое место.

Это обнаружилось и в том, что он почитается здесь в качестве местночтимого святого. Официальной его канонизации Русской Православной Церковью пока не произошло, но, как считают многие, к этому идет дело.

"До революции рязанцы обращались в Синод с просьбой причислить своего любимца к лику святых. Естественно, им было отказано. Одновременно с возрождением православия после 1988 г. на Рязанщине возрождается и культ Олега. Митрополит Рязанский и Касимовский (в 1972 - 2003 гг.) Симон при подготовке к прославлению Собора рязанских святых включил в него князя Олега, была подготовлена икона святого Олега. Но в последний момент Синод исключил Олега из списка рязанских святых. После этого, как рассказывали мне монахини Богородицерождественского Солотчинского монастыря, митрополит Симон утверждал, что день прославления князя Олега обязательно настанет. Тогда будет великое торжество в Рязани и на родине князя Олега наступит духовный и материальный расцвет.

Митрополит Симон уделял особое внимание возрождению Богородицерождественского монастыря в Солотче. Этот монастырь был учрежден князем Олегом. В нем был похоронен он и его жена Евпраксия. С 1994 г., когда в этом монастыре была возобновлена монашеская жизнь, он стал центром почитания князя Олега. Рязанский краеведческий музей передал монастырю честную главу Олега (кольчуга осталась в музее). И теперь, по утверждению монахинь, она вновь проявляет свою чудотворную силу. У гробницы святого не затухает лампада. Монахини утверждают, что великий князь Олег еще в молодые годы принял вместе со своей женой святой (ее святость также официально не признана) Евпраксией монашеские обеты. Он был уникальным князем - подвижником веры, князем монахом.

Монастырь пользуется любовью и заботой окружающего населения. Если в другие знаменитые монастыри Рязанской земли (Иоанно-Богословский мужской и Успенский Вышенский женский монастыри) приезжает больше паломников и туристов со всей страны, то Солотча - любимое место именно рязанцев (и верующих, и неверующих). Олег - великий подвижник земли Рязанской не только для православных, но и для преподавателей вузов города, для офицеров и чиновников. С большим почтением об Олеге отзываются старообрядцы и некоторые протестанты.

При архиепископе Павле, сменившем в 2003 г. митрополита Симона, произошел очередной всплеск почитания князя Олега Рязанского, в котором владыка играет не последнюю роль. Архиепископ Павел и губернатор Георгий Шпак, осознав насколько распространено почитание князя Олега, энергично поддерживают его культ. По благословению архиепископа Историко-архивный отдел епархии во главе с протоиереем Сергием Трубиным готовит новое большое собрание документов и свидетельств святости князя Олега. В публичных выступлениях архиепископ и губернатор не забывают вспоминать князя Олега. Осенью 2006 на Куликовом поле архиепископ Павел в присутствии Шпака торжественно освятил памятник рязанцам погибшим на Куликовом поле (по распространенному в Рязани мнению рязанское ополчение на Куликовом поле было самое многочисленное и самое смелое, победа была достигнута благодаря рязанцам, а не москвичам) ".
"История, культура и традиции Рязанского края"

В свое время архиепископ Рязанский и Касимовский Симон, который внес большой вклад в восстановление доброго имени оклеветанного рязанского князя, написал интересную статью "Олег Иванович, великий князь рязанский" (опубликована в журнале "Московская патриархия", № 1 за 1988 год).
Скан статьи можно прочитать здесь: "Олег Иванович, великий князь рязанский"

Память о доблестных защитниках Отечества былых времен вдохновляет и нынешних воинов. Рязань по праву считается столицей ВДВ. И воины-десантники с большим почтением относятся к святому благоверному князю Олегу Рязанскому:

И все же кто у вас на эмблеме? Илья Муромец вроде?

Нет, это святой благоверный князь Олег Рязанский.

Святой? - удивился я и специально подначил: - А я думал, десантники - это просто качки, здоровые ребята, ломающие кирпичи. А тут святой...

Офицер (как потом я узнал, зовут его Тимофей Михайлович Юдин, он преподаватель Рязанского командного училища ВДВ) нахмурился, шутку мою не понял:

Вы что думаете, наши ребята головами только кирпичи разбивают? В прошлом году ездили мы на международный конкурс по юридическому праву вооруженных конфликтов, то есть по знанию законов и обычаев ведения войны. Участвовали в конкурсе 23 команды из пятнадцати стран. И кто, думаете, занял первое место? Курсанты нашего училища. А насчет святости... Конечно, мы не святые, но большинство наших курсантов крещеные, половина регулярно ходит в храм на богослужения. И, вообще, мы - десантники. Если слышали, в Чечне среди наших нет ни мародерства, ни жестокости, и дедовщину мы не терпим.

А церковь у вас своя, при училище?

У нас есть свой священник, отец Лаврентий. А церковь приходская - кафедральный собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Наше училище находится в историческом центре Рязани, как раз между этим собором и кремлем, где также есть действующий собор. Из окон училища шесть старинных церквей видно. И названия кругом символические, мы как раз на пересечении улицы Семинарской с улицей Генерала армии Маргелова - создателя ВДВ, чье имя училище носит... А вот и Вячеслав Иванович!

К нам подошел пожилой человек с белой окладистой бородой и ласковыми, в сетке морщинок, глазами. Сразу видно, человек церковный, наверное, староста какого-нибудь храма.

Подполковник в отставке Зикунков, заведующий кафедрой культурологии в нашем училище, - представил коллегу офицер. - А я тут, Вячеслав Иванович, про Борисоглебский храм толкую.

О, история собора поучительна, я каждый год курсантам рассказываю, - с ходу подхватил преподаватель. - Храм в честь князей-страстотерпцев был построен в Рязани в память о «мировой», которую заключили Олег Рязанский и Дмитрий Донской при посредничестве Сергия Радонежского, - он специально для этого приезжал в Рязань.

Олег Рязанский - это святой, который на вашей эмблеме изображен? - уточняю.

Именно он, но только святым его почитают в нашей епархии, а всецерковно он не прославлен.

Тут политики много, я ж говорю: он воевал с Дмитрием Донским, поскольку тот у него кусок земли отхватил. А перед этим якобы в Куликовской битве отказался участвовать. Но это заблуждение. Военная хитрость Олега, наоборот, и предрешила нашу победу на Куликовом поле. Дело в том, что Рязанское княжество было очень большое, граничило и со Степью, и с Литвой. И с обеими Великий князь Олег боролся. А накануне Куликовской битвы потерпел ряд поражений и заключил мирный договор со степняками. И как он откликнулся на призыв Дмитрия Донского? Послал ему на помощь 70 своих бояр с войском, а сам остался в Рязани и, говоря военным языком, дезинформировал противника. С одной стороны, он посылал верные сведения Дмитрию Донскому о продвижении Мамая, а с другой - отправлял «дезу» литовцу Ягайло, который с запада двигался на соединение с Мамаем. Так что, когда началась битва, войско Ягайло было далеко от Куликова поля и не смогло ударить в тыл нашим.

Эта история весьма поучительна для наших курсантов-десантников. Тут и военная хитрость, и доблесть, и святость. Благоверный Олег первым из русских князей начал отвоевывать наши территории на западе - освободил часть приокских земель, взял город Смоленск. Последние 12 лет жизни он вместо вериг носил под монашеской одеждой тяжелую кольчугу, одетую на голое тело. Перед смертью принял схиму и был похоронен в Солотченском монастыре, который же и основал в 20 километрах от Рязани. Сейчас этот монастырь действующий, живут в нем тридцать монахинь, и мощи святого князя открыты для почитания. А кольчуга его, 16 фунтов весом, выставлена в рязанском кремле.

Как считает известный специалист по геральдике М.Шелковенк о , все вышесказанное дает основание для постановки вопроса о юридическом закреплении имени Олега Ивановича в гербах Рязани и Рязанской области - непосредственно в блазонах гербов или в их официальном толковании. Князь даже изображен на этих гербах волею судьбы на золотом фоне, как принято изображать святых в иконописи. Хотя здесь, конечно, присутствует счастливое совпадение. Но весьма, тем не менее, символичное.

Рязанский герб

За всю историю существования Рязанщины на ней рождались многие замечательные личности, прославившие Родину. Но не просто выдающимся, а великим рязанцем был князь Олег. Перед всеми наветами сама госпожа История оправдала этого достойного славы рязанца, перенеся его Святой образ на герб Отечества. И герб этот устраивает по большому счёту верующих и неверующих, левых и правых, молодых и старых, незримо объединяя всех нас, таких разных, в единое сообщество.

Олег Иванович Рязанский (в крещении Иаков, в схиме Иоаким) (ум. в 1402 году) - великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.

Олег Иванович является ярким представителем династии рязанских князей. Период правления его отца летописи обходят молчанием (если, конечно, считать его отцом Ивана Александровича), поэтому трудно сказать, в каких условиях формировался его характер. Олегу было не более 15 лет, когда он занял рязанский великокняжеский стол. Однако у него были умные и преданные советники, которые позволили не только сохранить тишину в Рязанском княжестве, но и расширить его владения. В 1353 г., когда черная смерть опустошала Северо-Восточную Русь, там на некоторое время началось безвластие. Князь Семён Гордый скоропостижно скончался, и его наследники поспешили в Орду рядиться о наследстве. Воспользовавшись моментом (Рязанщину эпидемия не затронула), рязанские полки захватили Лопасню, пленив тамошнего наместника Михаила Александровича. Миролюбивый Иван Красный, воротившись из Орды, не стал начинать войны из-за Лопасни и оставил Рязанцев в покое. Иван Иванович восполнил потерю, захватив другие рязанские земли, а за наместника отдал богатый выкуп.

В последующие годы Рязанское княжество начало оправляться от череды татарских набегов и внутренних неурядиц. Помешать этому процессу не смогли даже татарский набег 1358 г. и новое появление чумы в 1364 г. На следующий год на Переяславль напал ордынец Тагай, сжегший город и разграбивший ближайшие волости, но Олег с Владимиром Пронским и Титом Козельским нагнали его под Шишевским лесом и отбили всю добычу.

В 1371 г. был нарушен долгий мир между Москвой и Рязанью. По неизвестной причине Дмитрий Донской двинул на Рязань полки под командованием Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. В битве у Скорнищева, недалеко от Переяславля, рязанцы были разбиты, а Олег с малой дружиной едва убежал. Судя по всему, к тому времени было нарушено и согласие между рязанскими и пронскими князьями. Рязанский стол тут же занял пронский князь Владимир Ярославич (возможно он и был инициатором похода Дмитрия Донского), но его торжество было непродолжительно. На следующий год Олег привел дружину татарского мурзы Салахмира и изгнал Владимира из своего княжества. Дмитрий Донской на этот раз вмешиваться не стал. Возможно он решил, что Олег Рязанский для него будет полезнее в качестве союзника для защиты юго-восточных рубежей Московского государства. И действительно, в течение следующих семи лет московский и рязанский великие князья жили в мире.

В 1377 г. татары Мамая разорили Рязанщину – Дмитрий не успел прийти на помощь соседу. В 1375 г. царевич Арапша захватил Переяславль. Олег, застигнутый врасплох, едва успел спастись, весь израненный татарскими стрелами. На следующий год Мамай отправил на Москву мурзу Бегича. 11 августа 1378 г. произошла знаменитая битва на реке Воже, недалеко от Переяславля, когда московские полки разбили татар. Однако Олег не принимал участия в сражении. Разъяренный Мамай обрушил свой гнев на Рязань. Олег оказался не готов к обороне и бежал на левый берег Оки, позволив татарам разорять свои владения.Наконец летом 1380 г. Орда, к которой присоединились многие другие народы, переправилась через Волгу и перекочевала к устью Воронежа. Дмитрий Донской, узнав об опасности, начал собирать полки.

Олег предложил Мамаю свою помощь. Летописцы Северо-Восточной Руси, а вслед за ними и историки, традиционно клеймили Олега как предателя. Однако Рязань, находившаяся на окраине Руси, на границе со степью, всегда больше других страдала от татарских набегов, особенно в последние годы. Если бы Олег сейчас открыто встал на сторону Дмитрия, то Рязанскому княжеству наверняка вновь пришлось бы несладко. Принимая непростое решение, Олег руководствовался прежде всего интересами своего княжества. Однако рязанский князь оказался не полностью лишен общерусского патриотизма, а потому принял непростое решение, потребовавшее от него хитрости и дипломатической ловкости.

Олег тайно затеял переговоры с Мамаем, обещая заплатить тому традиционный выход и дать войска, а также заключил союз с Ягайлой, но вместе с тем послал в Москву предупредить о подходе татар. Дмитрий узнал об измене Олега уже в пути. Он изменил маршрут следования своего войска, чтобы обойти Рязанское княжество, но своему сторожевому полку, оставленному возле Лопасни запретил чинить насилие местным жителям, то есть не стал провоцировать Олега на агрессию. Олег тем временем плел интриги, обещая помощь и Мамаю, и Ягайле. А в итоге рязанские полки не пришли ни на Куликово поле, где их ждал Мамай, ни к Одоеву, где их дожидался Ягайло.

Исход Куликовской битвы известен: татары были разбиты. Но для нас более интересен результат, достигнутый Олегом для своего княжества: рязанские земли не тронуты, дружина цела, а могущественный сосед разгромлен. После Куликовской битвы, правда, имел место один неприятный эпизод, когда рязанцы напали на обоз войска, возвращавшегося к Москве, в котором находились раненые, и разграбили его. Дмитрий вроде бы собрался мстить, но рязанцы послали к нему своих бояр, сообщивших, что Олег бежал на Литовскую границу, и упросили оставить их в покое. Дмитрий согласился, послав в Рязань своих наместников. Однако Олег вскоре вернулся и в 1381 г. заключил с Дмитрием унизительный для Рязани договор, по которому признавал московского князя старшим над собой, уступал Москве Талицу, Выползов и Такасов, отступался от крестного целования с Ягайлой и вообще обязывался действовать заодно с московским князем как против литовцев, так и против татар.

В 1382 г. татары предприняли очередной поход на Русь под предводительством Тохтамыша, и Олег вновь оказался меж двух огней. Он снова предложил татарам свою помощь и указал броды на Оке, но это не спасло его. Татары на обратном пути разорили Рязанщину, а затем еще и Дмитрий Донской наказал предателя. Обиженный Олег в 1385 г. напал на Коломну. Дмитрий вновь было послал на Рязань рать, но на этот раз московское войско было разбито. Не желая тратиться на борьбу с южным соседом Дмитрий запросил мира, но Олег не соглашался на его условия. Лишь в 1386 г. благодаря стараниям Сергия Радонежского мир был заключен, а на следующий год скреплен родственными узами: Рязанский княжич Фёдор Ольгович женился на московской княжне Софье Дмитриевне. С тех пор ссор между московским и рязанским князьями больше не было.

Татары продолжали беспокоить Рязань. Олег отправил в Орду заложником сына своего Родослава, но тот в 1387 г. бежал оттуда; следствием этого бегства было нашествие татар на Рязань и Любутск, во время которого сам Олег едва не попал в плен. Татары совершили три успешных набега в 1388 – 1390 гг., а в 1394 и 1400 гг. Олег дал им достойный отпор. Последний раз татары побеспокоили Олега в 1402 г., но тогда престарелый князь уже не оказал им сопротивления.

После Куликовской битвы отношения Олега с Литвой стали откровенно враждебными. В 1396 г. Олег принял у себя зятя Юрия Святославича, изгнанного из Смоленска литовцами. Олег дважды ходил на литовский город Любутск, а Витовт в ответ дважды разорял Рязанскую землю. В 1401 г., вняв просьбам Юрия, Олег снарядил поход на Смоленск. Сторонники Юрия среди смолян взяли верх. Они убили литовского наместника и впустили своего бывшего князя. На обратном пути Олег вновь повоевал приграничные литовские земли и воротился с богатым полоном.

В отношении с другими, более мелкими соседними князьями – Пронскими, Муромскими, Елецкими, Козельскими – Олег Иванович выступал в качестве старшего. В летописях много упоминания о том, как соседние князья выступали в качестве его подручных.

Олег много сделал как устроитель и защитник Рязани, благодаря чему завоевал любовь и уважение рязанцев. Недаром жители Рязани считают, что князь, изображенный на гербе города, это никто иной как Олег Иванович.

Олег Иванович Рязанский скончался 5 июля 1402 г., приняв перед смертью схиму под именем Иоакима, и был погребен в основанной им Солотчинской обители близ Переяславля.

Оценка деятельности

У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским - основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.

Герб Рязани

«В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленыя, обложенная соболями» (Винклер, с. 131). Согласно рязанским преданиям, на гербе изображен сам великий князь Олег Иванович Рязанский.


Князь Олег Рязанский правил с 1350 года. По распространенной версии, он был сыном князя Ивана Александровича, а по другой - Ивана Коротопола. При этом оба его предполагаемых отца принадлежали к одной ветви Рюриковичей, являясь двоюродными братьями.

Биография князя

Князь Олег Рязанский появился на свет в 1335 году. Примерно в 1350 году он получил город Ростиславль, который не сохранился до наших дней, от наследников Ярослава Пронского.

Был весьма воинственным правителем. Князь Олег Рязанский разорил еще один древнерусский город - Лопасню, который находился на границе рязанских земель и, не сохранившийся до нашего времени. Он это сделал, чтобы отомстить за своего предка князя Константина, которого в Москве убил Юрий III. У себя в резиденции Олег Иванович принимал московских бояр, которые были недовольны правлением Ивана II.

Сыграл определенную роль в эпоху "Великой Замятни". До того как власть сконцентрировалась в руках Мамая, он, объединившись с Владимиром Пронским, а также Титом Козельским, разбил бека Тагая в 1365 году. Это произошло у Шишевского леса.

Также князь Олег Рязанский прославился тем, что в период с 1370 по 1387 годы предпринимал неоднократные попытки сохранить независимость своего княжества, которое чаще других подвергалось набегам Орды.

Подозрения в измене

В российской истории князь Олег Иванович часто оценивается негативно из-за подозрений в его предательстве во время Куликовской битвы. В основном, они основаны на переговорах, которые вел князь с Мамаем и Ягайло против Дмитрия Ивановича.

Большинство трактуют это как измену князьям, которые решили объединиться против монгольского ига. Вместе с тем отдельные исследователи считают, что это была тонкая политическая игра, главная цель которой - сохранить от разорения собственные земли.

Таким образом, великий князь Рязанский стремился склонить Дмитрия выйти навстречу Мамаю еще до того, как тот окажется на Рязанской земле, а также умышленно пытался ввести в заблуждение Ягайла и Мамая, относительно вероятного соединения с ним в районе Оки.

При этом само существование такого сговора не раз ставилось под сомнение российскими историками. Основные нападки на Олега содержатся в Симеоновской летописи. Многие уверены, что это более поздние вставки, так как подобные сведения отсутствуют в других летописях того периода.

При этом в "Задонщине", которая, как достоверно известно, была написана вскоре после Куликовской битвы, Олег не упоминается ни разу. Поэтому его союз с Мамаем остается под большим вопросом, а слух о том, что князь Олег Рязанский в Куликовской битве мог участвовать на стороне татар, распространили его противники, чтобы завладеть рязанскими землями.

В результате только в 1381 году Олег Рязанский признал себя "младшим братом", заключив договор с Дмитрием. Его хитроумная политика принесли свои плоды, мощная армия Мамая была уничтожена, рязанское княжество удалось спасти от разорения, а собственную дружину при этом сохранить. Фактически с этого момента началось присоединение Рязанского княжества к Московскому государству, хоть и официально оно закончилось только в 1456 году.

Новый виток противостояния с татарами случился, когда в 1382 году на Русь напал Тохтамыш. Дмитрий не успел собрать силы. Олег, чтобы снова сохранить свои земли от разорения, указал им на броды на реке Оке. Но Рязань все же была частично разграблена, когда войско возвращалось обратно. Той же осенью карательный поход на Рязань совершил Дмитрий. После этого стала очевидной необходимость присоединения Рязанского княжества к Московскому государству.

Участие в Перевитской битке

В истории Руси также часто упоминается Перевитская битка. Она произошла, когда в 1385 году Олег воспользовался тем, что Москва была ослаблена после нашествия на нее Тохтамыша. Он отправился походом на будущую российскую столицу, захватив Коломну.

К этому периоду имеет отношение сражение под Перевитском, которое практически не оставило следа в истории, но при этом имеет большое значение для всего государства. Оно произошло весной 1385 года. Московским войском командовал Владимир Андреевич Серпуховской, которого наголову разбили рязанские отряды.

В центре внимания оказалась как раз Коломна, которая была отнята силой у Москвы в самом начале столетия, а также то, что Олег сохранил нейтралитет в Куликовской битве.

Нападение на Московское княжество

Князь Олег все тщательно продумал и 25 марта 1385 года напал на московское княжество. Москва не стала медлить с ответом, собрав мощное войско под командованием князя Владимира Серпуховского. Узнав об этом, Олег поспешил покинуть Коломну, так как почувствовал, что не в состоянии удержать город. Свои войска он отвел как раз к Перевитску. Это была мощная, хорошо укрепленная крепость, располагавшаяся на границах рязанского княжества.

Примечательно, что московские войска в той битве потерпели поражение, вместе с тем большинство летописей умалчивает об этом событии. Определенную решающую роль в противостоянии сыграл и тот факт, что начался разлив рек. Из-за него москвичи не смогли нанести ответный удар, к тому же они были весьма ослаблены.

Дмитрий Иванович оказался фактически зажат в угол. Он был вынужден отправить богатый выкуп, чтобы вызволить пленных, но послы дважды возвращались с пустыми руками.

Рязань настаивала на территориальных уступках со стороны Москвы. Эта война, окончившаяся неудачей для будущего столичного княжества, Елецк был подчинен Рязани.

Роль Сергия Радонежского

Фактически соседние княжества в тот момент оказались на пороге очередной междоусобной войны. Избежать ее удалось только благодаря Сергию Радонежскому. Святой добился, чтобы Дмитрий и Олег заключили мир. Укрепили его в 1387 году, когда Олег выдал своего сына Федора за дочь Дмитрия Софью.

Отправиться с посольством в Рязань Сергия попросил Дмитрий. Тот не спешил, выждав два месяца, только когда начался Рождественский пост, отправился в путь. Дело в том, что одним из ключевых содержаний именно этого поста является покаяние. Человек осознает все свои грехи и прощает погрешности другим людям.

Из Москвы к Сергию присоединились охрана князя и бояре. На конном обозе они отправились к Рязани. Проехав Коломну, отслужили молебен. Оказавшись на рязанской стороне, их стали сопровождать люди рязанского князя. В Филиппов пост они прибыли в Переслав-Рязанский.

Договор между Олегом и Дмитрием

Мирный договор, который заключили между собой князья Олег и Дмитрий, подробно описывает историк Иловайский. Он отмечает, что Олег на тот момент подвергался острой критике со стороны летописцев и их последователей. Особенно замечательным этот мир был тем, что на самом деле оправдал свое название, став вечным.

После этого уже не было никаких войн между Дмитрием Донским и Олегом Ивановичем, даже их потомки больше не шли друг против друга. На место ожесточенной и кровопролитной борьбе пришли соседские и дружеские отношения, которые закреплялись родственными связями. Рязанскому княжеству удалось продлить свое политически независимое существование примерно на 125 лет.

Сергий благословил открыть в Коломне, ставшей своеобразным яблоком раздора, монастырь. С тех пор Олег всячески стал поддерживать своего зятя, смоленского князя Юрия Святославича, когда тот противостоял литовскому Витовту, пытавшемуся захватить город. При этом столкновения проходили на рязанской и литовской территориях с 1393 по 1401 годы.

Перед самой смертью Олег принял иночество, постригся в монахи он под именем Иоаким. Это произошло в Солотчинском монастыре, основанном им в 18-ти километрах от столицы княжества.

Смерть Олега

Князь Олег скончался в 1402 году. Сначала его похоронили в каменном гробу на территории Солотчинского монастыря.

Монастырь был закрыт при советской власти в 1923 году. Тогда останки князя были перенесены в Рязанский губернский музей. Уже в 1990 году после распада Советского Союза их передали в Свято-Иоанна-Богословский монастырь, а в 2001 году они, наконец, вернулись в Солотчинскую обитель. В конце концов, Олега и его супругу перезахоронили в соборе Рязанского Кремля.

Оценка правления

В наши дни по-разному оценивают период правления князя Олега. Стоит признать, что у него была сложная и противоречивая судьба, недобрая слава о нем дошла до наших дней, хотя, вероятно, все это стало делом рук более поздних летописцев.

Хоть он и считался многими изменником, в результате был признан святым. Князя нередко называли "вторым Святополком" за его жестокость и коварство. Но при этом его любили в Рязани, потому что он делал все возможное, чтобы защитить свой город от разорения, ради этого был готов даже идти на переговоры с врагами. Он стал одной из самых ярких и значимых фигур в русской истории XIV века.

Память о князе

Сегодня памятник князю Олегу установлен в Рязани. Он появился в 2007 году.

Над проектом монумента на Соборной площади Рязани работал Зураб Церетели. Его официальное открытие было приурочено к торжествам в честь 70-летнего юбилея Рязанской области.

Сегодня он является одним из главных украшений Соборной площади Рязани. Сам памятник Церетели передал в дар рязанцам.