презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Культура Руси X - XIII вв

Как зарождалась культура Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Таким образом, культура-это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.


Карта. Киевская Русь в веках.


Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры: Опыт восточного славянства Иноплеменное международное влияние Влияние Византии - одной из наиболее культурных государств мира Влияние различных культурных направлений, стилей, традиций и их значительная духовная переработка постоянным преломлением в абсолютно духовном стиле Языческая религия, языческое мировоззрение Христианство


Феномен русской культуры Открытость и синтетичность древнерусской культуры Опора культуры на народные истоки и восприятие Переплетение христианских и народно-языческих влияний Русская Культура Характерные черты Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании Народность, цельность, простота в искусстве Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре Мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи Постоянное биение пульса, исканий, сомнений, страсти в литературе


Письменность, грамотность, школы. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. Об этом говорит «Житие» славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян до их христианизации. Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., также были написаны на греческом и русском языках. К этому времени относится существование толмачей переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент. Азбука, вырезанная на дощечке, и писало – инструмент для письма на дереве и бересте, найденные археологами в Новгороде.


Книгоиздание в древней Руси Книгоиздание в древней Руси Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводились, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания святых. Переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.


Образование Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XIXII вв., особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек. Грамотность Благодаря алфавиту уровень грамотности в Древней Руси XI–XII вв. был очень высок. И не только среди высших слоёв общества, но и среди простых горожан. Об этом свидетельствует то, что в 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. С тех пор найдены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Витебске, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые, в том числе юридические, документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Осталось и еще одно любопытное свидетельство развития грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Так, Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: «Ох, тяжко мне» и подписался своим христианским именем Василий.


Летописи. Летописи это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие тому или иному княжескому дому. Летописание, по мнению ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди – священники, монахи.


Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Вот это-то его умение направить идею летописи в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями. Свод, который вошел в историю под названием «Повесть временных лет», создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Большинство историков считают автором этого свода монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. В гг. летопись снова была переписана. И в дальнейшем «Повесть временных лет» входила непременной составной частью как в киевские летописи, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.


Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик», «житие Феодосия Печёрского», «житие Бориса и Глеба» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало XII в.). Для большинства из них характерен широкий, общерусский взгляд на события и явления, гордость созданным государством, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны русских князей между собой. В эпоху сложения и первоначального развития феодальной формации прогрессивным было то, что очищало путь новому, укрепляло его, помогало ему развиваться. И русская литература успешно содействовала новому феодальному государству, направляя его преимущественно на решение задач общенародного значения. Русские писатели XI–XIII вв. заставляли своих читателей и слушателей думать о судьбах русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности. Почетное место в этой литературе занимают исторические труды. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.



Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Основные политические идеи «Поучения» во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем «Поучении» видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и «худые» птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, «послушание» и «покорение» старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок истории в 6 классе по теме КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ в XII – XIII веках. Казиев Казим Зейнудинович учитель истории МКОУ «Дружбинская СОШ».

2 слайд

Описание слайда:

1. Рассмотреть особенности культуры русских княжеств. 2. Охарактеризовать главную идею литературного творчества. 3. Познакомить с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи XII-XIII вв. 4. Определить влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру.

3 слайд

Описание слайда:

1. Особенности культуры XII-XIII вв. 2. Научные знания. 3. Литература. 4. Зодчество. 5. Живопись. 6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

4 слайд

Описание слайда:

Вопрос: Какое влияние, на ваш взгляд оказала раздробленность на культурное развитие русских земель? Вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало её дальнейшему расцвету. Каждый князь был заинтересован в развитии своего княжества, в увековечивании своего имени. Появились местные культурные центры – в них складываются собственные культурные традиции. Крупные культурные центры XII-XIII веков – НОВГОРОД, ПСКОВ, ВЛАДИМИР, ГАЛИЧ.

5 слайд

Описание слайда:

Новгород, Псков - черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Владимиро-Суздальское княжество – образцы торжественности и пышности, подчёркивает силу и значение владимирских князей. Несмотря на пестроту местных школ, стиле, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей системе. Наиболее совершенные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период.

6 слайд

Описание слайда:

Большое место продолжала занимать церковная переводная литература. Но идёт накопление фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Факты, свидетельствующие о накоплении научных знаний: начинают переводить произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории; применение в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи сведений по математике, механике, астрономии, географии; обогащение географических знаний русских людей (торговые связи, военные походы, путешествия); появление врачевателей – лечьци (лекари). Самый знаменитый лекарь монах Киево-Печёрского монастыря АГАПИТ.

7 слайд

Описание слайда:

До распада государства и до монгольского нашествия литература следовала тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. С XII века начинается новый период в истории русского летописания: Летописи ведутся в каждом крупном княжестве. Летописцы сосредотачивают внимание на местных событиях, рассматривая история своих земель как продолжение истории Русского государства. Появляются родовые княжеские летописи, жизнеописания отдельных князей. Составителями их были бояре, дружинники, князья. Это усиливало светское направление в летописании.

8 слайд

Описание слайда:

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Возникают новые жанры литературы: ПОУЧЕНИЯ – Владимир Мономах «Поучение детям» – любимое произведение русских людей раннего Средневековья, центральная идея – укрепление единства Древнерусского государства. СЛОВО - произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью; автор Даниил Заточник «СЛОВО» («МОЛЕНИЕ»). Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XII века – это сочинение просительного послания, похвального и одновременно обличительного слова. “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”, выдающееся произведение древнерусской поэзии (XII в.), свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи.

9 слайд

Описание слайда:

… Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. "Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле".

10 слайд

Описание слайда:

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал уникальное произведение лирикоэпического жанра;. В качестве автора исследователи предполагали галицкого книжника Тимофея, "словутного певца" Митусу, сына тысяцкого Рагуила, Кочкаря, "милостника" Святослава киевского, киевского тысяцкого Петра Бориславича и самого князя Игоря (В.Чивилихин). Рукопись "Слова" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817+). Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован.

11 слайд

Описание слайда:

Архитектура XII-XIII вв. отличается от предшествующего периода уменьшением объёмов и упрощением внешнего вида каменных зданий. Интерьеры стали более чёткими и почти квадратными и строго подчиненные центральному подкупольному пространству. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой. Многие русские земли, имея собственных строителей всё же продолжали киевскую архитектурную традицию. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные её особенности.

12 слайд

Описание слайда:

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО БОГОЛЮБОВО - первый каменный град Северной Руси, резиденция князя Андрея Боголюбского, который правил в 1157-1174. Боголюбово было построено по распоряжению Андрея Боголюбского. В Лаврентьевской летописи замок носит имя Боголюбое, отсюда князь Боголюбский. Основание Боголюбова связывалось с легендой о явлении Богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения.

13 слайд

Описание слайда:

После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения. Частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений. Уцелела часть северной стены с переходом полуциркульных арках к лестничной башне, где был убит князь Андрей Боголюбский в июньскую ночь 1174 Дворцовый собор Боголюбского замка. Слева - лестничная башня. 12 в.

14 слайд

Описание слайда:

Боголюбово собор Рождества Главной святыней собора Рождества Богородицы была икона Боголюбской Богоматери (12 в.) 21 сентября 1164 года в Успенский собор была перенесена величайшая святыня Руси - Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

15 слайд

Описание слайда:

Успенский собор, собор Успения Пресвятой Богородицы. Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры. Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Высота – 32 метра. Первоначально собор был построен в 1158-1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси.

16 слайд

Описание слайда:

Летописец сообщает, что: «Во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Собор сложен из белого камня. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

После гибели Андрея Боголюбского город-замок опустел. В советское время Боголюбово стало филиалом Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1,5 км от Боголюбова - церковь Покрова на Нерли (1165).

22 слайд

Описание слайда:

Лучшим дошедшим до нас сооружением владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165г. Церковь была посвящена празднику - Покрову Богоматери. Церковь Покрова полна умиротворенности и чистоты. Она изящна, легка и гармонична. Уединенно стоит церковь на берегу Нерли. Весной, когда воды реки поднимаются, здание оказывается в плену у реки. Это было учтено строителями. Холм для строительства был укреплен сложным фундаментом и обложен белокаменными плитами. Шедевром мировой архитектуры называют храм Покрова на Нерли.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо - Дмитриевский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация. На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. В соборе сохранилась часть росписей XII века, в том числе фрагменты композиции «Страшный суд».

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Новгородская феодальная республика. Почти все новгородские храмы возводились на средства бояр, купцов и прихожан. Упрощение техники позволяло в короткие сроки создавать сооружения, соответствующие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. К началу XIII века в Новгороде сложился тип храма простой формы. В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия

28 слайд

Описание слайда:

В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник –церковь Спаса на Нередице.

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Живопись носит в основном религиозный характер, но в церковном искусстве чаще стали присутствовать бытовые сюжеты. Сквозь строгую византийскую академичность видны черты народного искусства. К началу XII века мозаика вытесняется фреской. Фрески яркие, красочные, на них нередко изображали реальные события и человеческие образы. На иконах святые очень походили на князей-заказчиков. В лицах святых меньше аскетизма, строгости, они приобретали характерные славянские черты

31 слайд

Описание слайда:

Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199. Введение во храм, Сретение.

32 слайд

Описание слайда:

Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Cлайд 1

Культура Руси в 10 – 13 веках. Интерактивное занятие по истории.

Cлайд 2

Культура Руси в 10 – 13 веках. План. 1.Главные особенности древнерусской культуры. 2. Грамотность и образование. 3.Письменная культура: А) религиозная литература; Б) историческая литература; В) светские произведения. 4. Зодчество и живопись. 5. Фольклор. 6. Быт и повседневность.

Cлайд 3

Что такое культура? Культура – с латинского – возделывание, обрабатывание. Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д. Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.

Cлайд 4

Этапы в культуре Древней Руси: 1.Культура восточного славянства – традиции язычества. 2. Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. 3. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Cлайд 5

Особенности древнерусской культуры: Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру; Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов, которые проживали на русских землях в процессе их освоения; Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания.

Cлайд 6

Образование и грамотность: Первые школы открыты при церквях, монастырях. Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом. С 11в. в богатых семьях обучение детей.

Cлайд 7

Необходимость письменности и ее появление: Развитие частной собственности и торговли; Государственные акты и договоры; Потребность в письменной истории; Появилась из Болгарии (2пол.9в.Кирил и Мефодий) с принятием христианства в 10 веке.

Cлайд 8

Общественно-политическая литература: Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора (12в),(события 860-1110гг.); «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона (11в) (проповедь – речь религиозно-назидательного содержания); Жития Бориса и Глеба (11в); Владимир Мономах «Поучение к детям».

Cлайд 9

Художественная и светская литература: «Хождение игумена Даниила в святые места» (описал свое паломничество в Иерусалим, 12в); «Моление» Даниила Заточника (12в); «Слово о полку Игореве» (1185г.)(о походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев).

Cлайд 10

Церкви сооружались по образцу крестово – купольного храма греков Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.

Cлайд 11

Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя..

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

«Золотые ворота» во Владимире «Золотые ворота" во Владимире были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". В 1469 году русский зодчий Василий Дмитриевич Ермолин подновил надвратную церковь "Золотых ворот". Позднее храм был перестроен.

Cлайд 15

Архитектура периода раздробленности. С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2-й пол.12в.большинство храмов однокупольные, строились из плинфы. Плинфа-от греч. «плинтос» - кирпич.

Cлайд 16

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

Cлайд 17

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

Cлайд 18

Дмитриевский собор во Владимире Построен в 1194-1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени.

Cлайд 19

Успенский собор во Владимире Построен в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.

Cлайд 20

Живопись. Фреска. Фреска- техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Cлайд 21

Живопись. Икона – от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Икона "Владимирская Богоматерь", написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве.

Cлайд 22

Фольклор. Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры. Ювелирное искусство. Чернь-черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.). Зернь - разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени. Выводы: Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства народа, в формировании общей культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.

Cлайд 27

Домашнее задание: Сообщения на следующие темы: 1.«Монахи Киево-Печерского монастыря» (Нестор, Антоний, Феодосий) – рассказать об известных фактах жизни этих монахов, об их вкладе в религиозную и культурную жизнь Руси. 2. «Русский героический эпос. Его особенности». (рассказать об истории русских былин, выделить основные отличия былин от сказок). 3. «Наставление государя. Представления о грехах и добродетелях русского князя» (рассказать о главных, с точки зрения автора, событиях его жизни и о его заветах своим детям). 4. «Архитектура Древней Руси в 12-13вв» (рассказать о наиболее значительных памятниках зодчества в различных княжествах, описать их особенности).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Руси X - XIII в. Зарождение Русской цивилизации

План Особенности культурного развития Письменность, грамотность, школы Летописи Литература Архитектура Живопись, скульптура, музыка Фольклор Повседневная жизнь Зарождение русской цивилизации

Особенности культурного развития Культура восточных славян была одновременно культурой и языческого мира с его древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.

Письменность, грамотность, школы. Буквы на Руси вырезали на деревянных дощечках и называли их резами. Позднее в качестве материала для письма стала использоваться береста (берестяные грамоты). Широкое распространение получила славянская грамота – алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием.

Христианизации Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток иностранных книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление получило при Ярославе Мудром и его сыновьях. Жизнеописание Александра Македонского «Александрия». Школы открывались изначально при церквах и монастырях. Позднее в школах стали учить и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нем.

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – граффити. На стене Софийского собора в свое время Владимир Мономах написал в свое время: «Ох, тяжко мне».

Летописи Летописи – погодные изложения важных событий на Руси. художественные и исторические произведения (взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей и др.) В конце X века была создана первая летопись при князе Владимире. В конце XII века – «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

Литература Общий подъём Руси, развитие грамотности и письменности, появления образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы. Первое литературное произведение – «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Во второй половине XII века – «Память и похвала Владимиру» монаха Иакова. «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе».

В XII веке появляются первые мемуары. «Поучение» Владимира Мономаха «Хождение игумена Даниила в святые места» Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о Полку Игореве» (к. XII века) – рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.

Архитектура Деревянная Русь. С появлением христианства в строительстве стали использовать камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремков. С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Полоцке

Спасо - преображенский собор в Чернигове

Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота, однокупольный храм Покрова на Нерли. При Всеволоде Большое гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире. Характерной чертой русской архитектуры этого времени стала резьба по камню.

Живопись, скульптура, музыка Древние резчики по дереву создавали скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Языческое искусство было связано с силами природы. Христианство воспевало бога, подвиги святых, апостолов, деятелей церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы.

Создавались произведения, которые шли в рамках народных традиций. Так иконы монаха Киево-Печерского монастыря Алимпия напоминали портреты живых людей. В каждом княжестве складывались свои направления в искусстве. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ ОТЛИЧАЛАСЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ В XIII веке появ. Ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах лики Богородицы и святых.

Фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе. Резьбой по дереву, а позднее – по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда. Большого мастерства достигли ювелиры. Серьги Киевской Руси

Составной частью Руси являлась музыка. Певцы, гусляры, мастера игры на лютне и духовных инструментах, плясуны тешили как знать, так и простой народ.

Караваджо "Лютнист"

Фольклор Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В древних песнях говорилось о том, как похищали невест. Целый мир русской жизни открывался в былинах. Их герой – богатырь. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче

Повседневная жизнь Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся развитием хозяйства страны. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями Во дворцах и дворах бояр толпились дружинники, слуги, челядь. В придворных гридницах устраивались пиры. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Раздавали пищу и деньги бедным и малоимущим.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скачки, турниры, различные игрища. В княжеско-боярской среде мальчика в три года сажали на коня, затем отдавали на выучку пестуну(воспитатель). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами отправляли на управление волостями и городами. Простые люди жили в землянках.

Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние) Головы укрывались убрусами (платками). Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка шапочки. Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали.

Зарождение русской цивилизации (учебник с. 118-120) Какие факторы оказали влияние на формирование русской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, является самым главным? Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чем состоят различия между ними? Под влиянием каких обстоятельств формировался духовно-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?