Какие персонажи есть в произведении куприна слон. Анализ произведения «Слон» (А

Произведение Куприна «Слон» написано в форме детской сказки, которая, тем не менее, скрывает в себе проблематику взрослой жизни и мудрые мысли опытного автора, который сам был отцом нескольких дочерей.

Рассказ был написан в 1907 году, в период между двумя революциями, когда Куприн опубликовал цикл очерков, рассказы и повести. Начиная с 1907 года, проза писателя стала более выделяющейся в русской литературе, он добился признания среди коллег и внимания публики. «Слон» вошёл в собрание сочинений в 6 т. Том 4.

Примечательно, что в те революционные дни люди были настроены специфически. Эту историю они восприняли как иносказание. Девочка – символ русского народа, уставшего от тревог и безрадостного течения жизни. Слон – воплощение его мечты о достойных условиях, высоком социальном положении, справедливости и свободе. И, по мнению автора, для счастья людям нужно совсем не много: хоть на один день прикоснуться к мечте, найдя утерянную надежду и веру в ее исполнение. Конечно, такая трактовка – слишком вольная интерпретация, зато она очень хорошо показывает, как тогда были настроены читатели, а, возможно, и сам автор.

Жанр, направление

  1. Направление – реализм;
  2. Жанр – рассказ.

Куприн работал во времена, когда реализм перетекал из крупной прозаической формы романа или эпопеи в малообъемные жанры: рассказы, новеллы, повести. Он успешно опробовал все эти формы, вложив в них мудрые мысли, но, не растягивая содержание на тома и главы. Публика сполна оценила это, ведь уже устала к тому времени от объемного и грузного чтения.

Главные герои и их характеристика

Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.

  1. Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели. Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания. Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
  2. Слон Томми – большое доброжелательное животное, которое смогло помочь главной героине в выздоровлении. Слон очень спокойный, послушный и, подобно всем зверькам, очень любит поесть. Он сразу же находит с Надей общий язык: его маленькие глаза сужаются, словно смеются, он нежно пожимает её руку своим сильным пальцем, кивает в знак благодарности.
  3. Отец девочки – второстепенный персонаж. Это добрый и отзывчивый мужчина, который, судя по достатку, немало работает. Может, состояние девочки вызвано именно тем, что его нет рядом. Пытаясь создать малышке все условия, он, скорее всего, забывает о главном – о том, что детям в ее возрасте нужно много общения, а вот куча подарков может навредить им, сделав их характеры капризными.

Темы и проблемы

  1. Через весь рассказ тянется основная тема взаимоотношений между родителями и детьми . Автор показывает, как полезно прислушиваться к своим детям, уметь сказать правильные слова в поддержку. Но нельзя переусердствовать с заботой, иначе ребёнок вырастет слишком избалованным. Эту грань между равнодушием и чрезмерной опекой нужно уметь найти, как сделал это отец девочки. Примечательно, что в этом ему помогли не деньги, а умение договориться с людьми. На этом примере он и сам многому научился, ведь ребенку нужны не столько игрушки, сколько внимание.
  2. Общая проблематика произведения — воспитание детей. Все знают, насколько тяжёл этот труд и сам процесс воспитания, тянущийся чуть ли не на протяжении всей жизни родителей. Поведение Нади может быть следствием ошибки семьи: окруженная игрушками и роскошными условиями, девочка остается одинокой, ведь все ее куклы – не живые. Отсутствие внимания и общения с родителями повлекло за собой развитие апатии к жизни. Интерес ребёнка к внешнему миру понижается, он не понимает отношения мамы и папы к своей личности и просто уходит в свой мир, замыкаясь в себе. Как правило, проблемы в человеке, отрицательные качества характера всегда являются причиной неправильного воспитания и плохого примера со стороны семьи.
  3. Также поднимается тема отношений человека с природой на живом примере Нади и Томми. Их дружба и выздоровление девочки после знакомства со слоном – пример неразрывности связи между человеком и окружающим миром. Автор напоминает нам, как важна взаимность между матушкой природой и тем, что она создала. Каждый из нас должен относиться к животному с уважением, словно к своему собрату. И тогда оно может отблагодарить нас, сняв нервное напряжение и подарив положительные эмоции.
  4. Смысл

    Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл. Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве. В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.

    Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.

    Чему учит?

    Рассказ «Слон» учит тому, что в семье необходимо проявлять понимание и чуткость. Всегда необходимо иметь рядом близких людей, которые всегда помогут вернуться на истинный путь, если ты с него сбился. Нужно уметь ценить тех, кто находится рядом с нами и постоянно оказывает поддержку.

    Каждый человек и сам должен быть готов исполнить любую прихоть, лишь бы увидеть вновь улыбку на лице близких людей.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Название произведения: Слон

Год написания: 1907

Жанр: рассказ

Главные герои: Надя - девочка 6 лет, отец Нади, хозяин зоопарка , Томми - слон.

Доброта и душевность куприновских историй прослеживается в кратком содержании рассказа «Слон» для читательского дневника. После прочтения трудно отказаться от знакомства с оригиналом

Сюжет

Надя заболела - пропал аппетит, не встает с кровати. Родители девочки переживают. Доктор говорит, у Нади нет жажды жизни и она умирает. Чтобы девочка выздоровела, ее нужно заинтересовать. Родители пытаются развеселить дочку куклами, игрушками, сладостями, но ничего не помогает. Надя не хочет расстраивать родителей, но не может ничего изменить.

Ночью Наде приснился слон. Утром она сказала, что хотела бы увидеть слона. Отец в смятении - он готов на все ради выздоровления девочки, но как же ему привести большого зверя домой. Он общается с хозяином зоопарка и просит одолжить слона на день. Хозяин зверинца сочувствует герою, у него тоже есть дочь, и соглашается.

Когда к Наде приводят слона, она общается с ним, демонстрирует ему лучшие игрушки и кукол, они вместе трапезничают. Девочка уснула рядом с новым другом. Во сне они с Томми поженились. и у них появились забавные слонята. Слона возвращают в зверинец, а утром девочка просит передать Томми, что выздоровела.

Вывод (моё мнение)

В трудную минуту важно помогать друг другу, незнакомым. Владелец зверинца согласился с просьбой отца Нади, сопереживая ему. Все мы люди, и доброта и помощь делают нас человечными. Иногда у нас болит не тело, а душа, а чтобы ее исцелить, нужно светлые чувства, теплые и добрые, волшебные впечатления.

Александр Иванович Куприн

«Слон»

Маленькая девочка Надя (6 лет) заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет.

Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери).

Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаёвничают: девочка пьёт чай, слон — сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, весёлых слоняток».

Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова.

Шестилетняя Надя нездорова. Ее не интересуют любимые куклы, ни даже друзья, с которыми она так сильно любила играть раньше. Даже от шоколада отказывается. Надя больна равнодушием к жизни. Врачи, которые приходят каждый день в их дом, ничего не могут сделать. Каждый раз дают только один и тот же совет – не давать Наде скучать, развлекать ее и исполнять все ее капризы. Родители бы и рады выполнить предписания врачей, но Надя ничего не желает.

Этим утром Наденька проснулась немного бодрее обычного. Она видела какой-то сон. Но не может его вспомнить. На привычный вопрос мамы нужно ли ей что-нибудь, вдруг вспоминает свой сон и шепотом, как будто секретом делясь, просит слона. Папа Наденьки тут же выбегает из дома и уже через 30 минут принес дочери большого серого слона. Он заводной. Умеет качать хоботом и хвостом, а на его спине в палатке, расшитой золотом сидят 3 маленьких человечка. Огорченная Надя говорит, что этот слон мертвый, а она хотела живого и напомнила отцу, что тот когда-то обещал свозить ее в зверинец, но так и не свозил.

Отец вновь уходит из дома, на этот раз он едет в зверинец. Посмотрев представление, он подошел к хозяину зверинца. Он рассказывает ему о своей дочери, о ее болезни и просьбе привести ей слона. Хозяин зверинца проникся сочувствием к девочке Наде, так как у него самого шестилетняя дочь. Они договариваются, что ночью, чтобы не нарушать спокойствия горожан, они приведут слона в дом к Наденьке. На следующее утро девочка проснулась и ей сообщили, что в гости пришел слон, но сначала надо поесть и одеться. Надя проявляет интерес ко всему, что происходит вокруг. Быстро съела яйцо, выпила горячего молоки и, не сопротивляясь, оделась. Когда Надю вывезли в гостиную к слону, она была поражена его размерами. Она познакомилась со слоном Томми, поинтересовалась, как он спал, и стала угощать слона булками и сладкой водой. Весь день они вместе играют и даже обедают за одним столом.

Вечером, когда пришло время спать Наденьку никак не могли оторвать от Томми, так она и уснула рядом с ним. Девочку отнесли в кровать, а слона вернули в зверинец. Наутро девочке объяснили, что Томми ушел домой к своим деткам и просил ей передать, что ждет ее в гости, когда та окрепнет и выздоровеет. Надюшка хитро улыбнулась и попросила передать Томми, что она уже здорова.

Одним из самых известных российских писателей является А.И. Куприн. «Слон» (краткое содержание для читательского дневника поможет школьникам понять смысл и идею повести) - это небольшой рассказ автора, созданный в 1907 году. Это трогательная наивная история о дружбе маленькой девочки и большого слона из зверинца. Небольшое произведение отличается неторопливым повествованием, выразительным языком и оригинальной развязкой. Данное сочинение традиционно включается во все сборники детских произведений и является одной из лучших книг для учеников среднего школьного возраста.

Завязка

На уроках в начальных классах проходят тему: "Куприн. «Слон»". Краткое содержание для читательского дневника необходимо для анализа на школьных уроках для написания сочинения. Этот рассказ - один из самых трогательных, наивных и вместе с тем глубоких и серьезных, предназначенных для детского чтения. Повествование начинается с описания обычной семьи, в которой болеет маленькая девочка Надя.

По словам доктора, у нее отсутствует интерес к жизни, отчего она увядает с каждым днем. И вот однажды девочка неожиданно попросила у родителей слона. Отец привез ей игрушечное животное, которое умело двигаться, однако она хотела настоящего. Несомненным талантом в изображении человеческих чувств и переживаний обладал Куприн. «Слон» (краткое содержание для читательского дневника позволяет лучше понять композицию этого маленького рассказа) - это книга, которая посвящена раскрытию удивительной дружбы между девочкой и этим животным. Отец Нади сумел договориться с хозяином зоопарка о том, чтобы желание девочки было исполнено.

Кульминация

Основная часть произведения посвящена трогательной картине общения девочки со слоном. Автор не скупился на подробное описание того дня, который они провели вместе. Одним из наиболее известных писателей 20 века является Куприн. «Слон», краткое содержание для читательского дневника которого может пригодиться детям перед прочтением этого произведения - это история, сюжет которой посвящен наивной дружбе между Надей и животным. Главная часть повествования - это раскрытие образа героини в тот день, когда ее желание было исполнено. Она снова стала веселой, живой, общительной, у нее появились обычные детские желания, которые бывают у каждого ребенка. В этом возрождении Нади и заключается весь смысл произведения.

Заключение

Ученикам младшего звена можно предложить написать небольшое сочинение на тему: «Куприн. “Слон”». Краткое содержание для читательского дневника (3 класс - это время, когда дети наиболее восприимчивы к таким историям) поможет школьникам разобраться в главной идее произведения: возвращение ребенка к нормальной полноценной жизни возможно только при живом и непосредственном общении.

«Творчество А.И.Куприна» - Куприн работает корреспондентом. Общественный резонанс. Дознание. Роман «Жанет». Раздумья писателя об обреченности творческой личности. Постановка острых социальных проблем. Гранатовый браслет. Русский сатирический листок. Олеся. Известность. Страстная минута. Кризисные явления. Купринское пристрастие.

«Куприн Александр Иванович» - В 1890г. Александр Иванович Куприн. «Гранатовый браслет» (1910). Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину. Там находится 4 года. В 90-х г.г. знакомится с Буниным, Чеховым и Горьким. Куприн эмигрирует за границу. Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Семнадцать лет писатель провел в эмиграции.

«Куприн Золотой Петух» - Ответы на вопросы. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? 5.Куприн пишет: «…почти за пределами слуха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо». Ответ №1. Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? В рассказе я заметила много эпитетов.

«Жизнь и творчество Куприна» - Биография. Семья. Александр Иванович Куприн (1870-1938г.г.). Куприн служил кадровым офицером в Подольской губернии. Литературные жанры Куприна. Краткий обзор жизни и творчества. Детство А.И. Куприна. А.И. Куприн и Е.М. Куприна 1937 г. Елизавета Морицевна Куприна и А.И. Куприн Ялта 1907г. А.И. Куприн с Е.М.Куприной и дочкой Ксенией.

«Белый пудель Куприн» - А.И.Куприн. Зато Серёжа охотно делился своими планами. Реальная основа сюжета создания произведения. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Композиция рассуждения. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. Синквеин. Барыня обозлилась на нас. Творческая мастерская по рассказу Александра Ивановича Куприна «Белый пудель».

«Святочный рассказ» - Особенности святочного рассказа. Чудо милосердия. 2.Герои рассказов – дети. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» А.И.Куприн. 3.Счастливый финал. Святочный рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Чудо святочного рассказа. Рождество.Святки. 1.События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок.