Душа человеческая. Наука и религия

Тело человека изучено вдоль и поперек, и все же остается неисследованная область, о которой можно только размышлять и строить догадки. Много веков люди задаются вопросом: что такое душа? Если ее нельзя увидеть, значит ли, что ее не существует вовсе?

Что такое душа и где она находится?

С подачи религии понятие понимается, как находящееся в человеке «нечто», которое вселяется в тело в начале жизни и покидает с наступлением смерти. Что такое душа человека в общем смысле? Это человеческое сознание, мысли, образы и видения, особенности характера. Но место, где находится незримая сущность, разные народы определяют по-разному:

  1. В Вавилоне отводили для нее место в ушах.
  2. Древние евреи рассуждали, что носителем является кровь.
  3. Эскимосы полагают, что душа располагается в шейном позвонке, как самом жизненно важным органе.
  4. Но самое распространенное мнение: она живет в частях тела, задействованных в дыхании. Это грудь, живот, голова.

Что такое душа с научной точки зрения?

До сих пор неизвестно, из чего состоит душа, сколько она весит и в какой части тела располагается. Однако неоднократно совершались попытки докопаться до истины. В 1915 году американский врач Мак Дугалл измерял вес человека до и сразу после смерти. Колебания составили всего 22 грамма - такой вес присвоили «душе». Подобные опыты проводили и другие доктора, но данные не подтвердились. Точно одно: в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче. Исследователи околосмертного состояния фиксировали аномальные движения и неясные всплески энергии.


Что такое душа в психологии?

Термин «психология» можно перевести, как «наука о душе». Хотя понятие это абстрактно, не имеет ни формы, ни доказательства, для психологии оно играет важнейшую роль и является главным предметом изучения. Несколько веков теологи и философы пытаются дать ответ на вопрос «Что такое человеческая душа?». Один из основоположников психологии, Аристотель, отрицал представление о ней, как веществе, но видел ее в разрыве от материи. Основной функцией сущности он называл реализацию биологического существования организма. Другой известный философ, Платон, выделяется три начала души:

  • низшее, неразумное – роднит человека с животными и растениями;
  • разумное – противодействующее стремлениям первого, господствующее над ним;
  • «яростный дух» - то, ради чего человек борется со всем миром, его стремления.

Что такое душа человека в православии?

Только церковь не ставит вопрос: . Священное Писание называет ее одной из двух составляющих каждого человека наравне с телом. Что такое душа в православии? Это основа жизни, бестелесная сущность, бессмертное незыблемое начало, сотворенное Господом. Тело можно умертвить, а душу – нет. Она невидима по природе, но одарена разумом, и ум принадлежит ей.

Неприкаянная душа – что это значит?

Люди проходят свой путь в этом мире, отмеренный им свыше. Верующие считают, что такое понятие, как душа после смерти покидает тело и отправляется в дальнейшее путешествие в другой мир. Но иногда сущность не находит покоя, если дела человека на земле не завершены. Что значит неупокоенная душа? Она привязана к месту, людям, событиям, не может отпустить тело и мир живых. Согласно поверьям не могут найти покой самоубийцы, трагически погибшие или те, кого «не отпускают» родные. Они как бы зависают между мирами и иногда являются живым в виде призраков.


Дух и душа - в чем разница?

Ступенью из сознания в реальности является душа, помогая адаптироваться в мире. Человеческое «я» определяется в этом мире духом, личностью. С точки зрения философии эти понятия друг от друга неотделимы, и оба находятся в теле, но все-таки различаются. И остается открытым вопрос: что такое дух и душа?

  1. Душа – нематериальная суть личности, двигатель жизни для человека. С ней вместе начинается всякий жизненный путь с самого зачатия. Ей подвластна область чувств и желаний.
  2. Дух высшая степень всякой сущности, который ведет к Богу. Благодаря духу люди выделяются из мира животных, становятся на ступеньку выше. Дух – это самопознание, область воли и знания, и формируется в детском возрасте.

Болит душа – что делать?

Пусть увидеть внутренний духовный мир невозможно, но можно ощутить, в особенности почувствовать . Это происходит, когда человек испытывает сильные эмоции негативного характера, например, страдает после смерти близкого или тяжелого расставания. Люди не пришли к единому мнению, что делать если болит душа от любви или горя. Нет лекарств, чтобы унять страдания (в отличие от физической боли). Только время является самым надежным лекарем. Справиться с болью поможет поддержка близких. Они помогут в нужную минуту, дадут совет, отвлекут от грустных мыслей.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Что делает душа после смерти?

Нет единого мнения по поводу путешествия духовной сущности после смерти. Все знания об этом продиктованы Библией. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются и мозг перестает работать, мысль покидает тело. Но это нельзя измерить и можно только принимать на веру. Согласно Библии душа после смерти проходит несколько этапов очищения:

  • на третий день отмирает эфирное тело;
  • на девятый – погибает астральное;
  • ментальное и казуальные тела покидают человека на сороковой день, и душа очищается.

Если верить древним писаниями, духовная сущность перерождается и находит новое тело. Но Библия говорит, что после смерти человек (то есть душа) попадает в рай или ад. Доказательство этому – показания людей, переживших клиническую смерть. Все они рассказывали о странном месте, в котором пребывали. Для одних оно было светлым и легким (рай), для других – мрачным, страшным, наполненным неприятными образами (ад). Пока продолжает оставаться одной из главных загадок человечества.

Встречаются и еще более интересные истории о выходе души из тела – во время сна и не только. Применяются даже специальные практики, с помощью которых можно астральное начало отделить от физического и отправиться в путешествие по хрупкой материи. Вполне вероятно, что все без исключения люди способны на сверхъестественные вещи, но еще не до кона изучили науку жизни и смерти.

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

Спасение души

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

О душе в Библии

В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

  1. Человек.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

  2. Живое существо.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

    Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

  3. Жизнь.

    Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

    Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

  4. Внутренний мир человека.

    У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

    Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

  5. Одна из трёх сущностей человека.

    Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

  6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

    Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

  7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

    Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

    2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

Отношение к смерти Апостолов:

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

Душа и царь Соломон

Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Душа в других религиях и учениях

Буддизм

Теософия

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

О душе в художественных произведениях

Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

См. также

  • Диалог Платона

Она есть то, о чем современные люди много что знают, и в тоже время не знают ничего. Она вселенная заключенная в каждом человеке. Она непостижимая загадка, но она точно есть. Она человеческая душа. Самое загадочное и неизвестное науке состояние.

Она многогранная и очень разная может быть наполненной и в тоже время пустой как вакуум. Человеческая душа настолько сильная что, человек не знает всех ее возможностей. Человеческая душа одно из немногих явлений во вселенной которое нельзя разрушить.

Человеческая душа это мир позволяющий человеку выбрать свой путь и идти по этому пути. У души огромный запас памяти, он настолько огромный, что даже самые мощные компьютеры созданные человеком не могут сравниться по мощности с человеческой душой.

Душа не решает за человека, куда ему идти и что делать, но в тоже время она имеет свойства запоминать каждый шаг и анализировать все происходящие вокруг события. Этим и прекрасна душа.

В современном мире, когда развитие науки и техники достигло высокого уровня, и открылись потрясающие технические возможности для открытия многих тайн вселенной. Мировое научное сообщество пытается приблизиться к тайнам души и понять ее загадочность, или же и вовсе раскрыть ее тайны.

Ученые пытаются понять природу человеческой души, ее расположение, куда она уходит после смерти. Но пока, наверное, к счастью природа души так и непознана. Но благодаря многочисленным экспериментам сегодня с большой долей вероятности можно утверждать, что душа существует, она живет, живет по своим законам, и даже подается изучению.

Не будем углубляться в вопрос, сколько же весит человеческая душа? Многочисленные опыты, в том числе и умирающими людьми, дают цифру коло 6 гр. Но суть даже не в этом. Суть в том нужна ли душа человеку, и может ли простой смертный существовать без души.

Во многих религиях и мистических учения душа это сокровенный мир, хранящий в себе информацию энергию, и природные тайны.

Душу можно охарактеризовать следующими тезисами:

  • душа это энергетический центр.
  • хранилище информации о жизнедеятельности человека.
  • душа живет гораздо дольше человеческого тела.
  • гармония позволяющая сохранять равновесие во вселенной.
  • возможности души как энергетического центра безграничны.

Очень часто можно слышать термины бездушный человек, или же добрая душа. А существует ли в природе злая душа, или же добрая душа?

Однозначно можно сказать, что не бывает злой или доброй души, также как не бывает бездушных людей. Душа, это прежде всего хранилище информации в которой содержатся все данные о жизнедеятельности человека.

Человек сам совершает шаги и делает выбор. Данные же анализируются душой, и обработанная информация выдается в виде мыслей и новых поступков человека. Как во вселенной, что ты ей отправляешь, то и получаешь в ответ. Душа не бывает ни доброй, ни злой, но однозначно она очень сильная.

Одно из неверных утверждений гласит: Душа живет всю жизнь в человеческом теле и лишь со смертью покидает его. Однако это не так:

Душа, как и любое астральное тело, может покидать человеческое тело во время сна, и возвращаться в него. Во время путешествия ей доступны любые уголки вселенной. Не зря многие люди рассказывают удивительные истории о различных параллельных мирах, в которых побывали во время сна. Описывают их детально, хотя естественно во время бодрствования попасть туда не могли.

Древние люди так же верили в перемещении души во время сна. Например: неписанный закон древних людей гласил: Нельзя раскрашивать лицо человека боевой краской, когда он спит, душа может вернуться к человеку и не узнать его.

  • -она не бывает ни доброй ни злой.
  • -она способна путешествовать во время сна.
  • -душа это огромный банк данных.
  • — живет душа гораздо дольше человеческого тела.

Вывод: Душа это отражение поступков и мыслей во вселенной. Какую душу иметь определяет сам человек. Душа чрезвычайно красивая и очень сильная.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/05/111111111111111111dusha-1024x628.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2017/05/111111111111111111dusha-150x150.jpg 2018-08-06T20:35:37+07:00 PsyPage Отражение астральное тело,банк данных,вселенная,гармония,душа,загадка,красота,наука,неизвестность,отражение поступков,природа души,путь,равновесие во вселенной,сила,сокровенный мир,состояние,тайна,хранилище информации,энергетический центр,явление во вселенной Она есть то, о чем современные люди много что знают, и в тоже время не знают ничего. Она вселенная заключенная в каждом человеке. Она непостижимая загадка, но она точно есть. Она человеческая душа. Самое загадочное и неизвестное науке состояние. Человеческая душа что это такое? Она многогранная и очень разная может быть... PsyPage

Из чего же состоит Душа Человека? Впервые об этом очень подробно рассказал Янис Калнс в книге «Душа»
Вот что он пишет: «Медес - так звучит слово, означающее Душу на том уровне ментального мира, из которого я получаю информацию. Медес - одна из двух главных составных частей Человека, энергоинформационное проявление жизни. Вторая главная составляющая часть - нам всем известное физическое тело. Душа - это нематериальная часть Человека - так считают представители многих религий, но вернее сказать - это результат синтеза различных единиц энергии и информации.
Изображение Души Человека представлено на рис.1 .

Рис.1. Изображение Души Человека
Если существует Душа, то она, разумеется, из чего-то состоит. Главная составная часть физического тела - клетка, а Души - Мегастон. Количество Мегастонов тем больше, чем более развита Душа. Это число беспрерывно меняется. В нем содержится информация о событиях в прошлом, настоящем и будущем.
Изображение Мегастона Души Человека представлено на рис.2 и на обложке книги.
МЕГАСТОН гуманоида 1 уровня

Рис.2. Изображение Мегастона Души Человека

Оболочка мегастона обеспечивает необходимую среду для всех процессов в мегастоне. Она используется также в качестве экрана, на котором можно визуально показать имеющуюся в мегастоне информацию о событиях в прошлом, настоящем и будущем, а так же трансформировать с ее помощью информацию из параллельных миров.
Невоны — сжатый газ, который возгорается и, взрываясь, уничтожает мегастоны, когда ядрышко невона получает соответствующую информацию от отанита. Приходит в действие в ситуациях, когда в отаните запрограммирована очень опасная астроноидическая информация. Они могут уничтожить один мегастон, но могут вызвать и цепную реакцию во всех мегастонах или их части.
Микролон — дополнительный защитный экран, который оберегает отан и его частицы, если по той или иной причине испорчена оболочка мегастона. Микролон для каждого мегастона вырабатывает цвет, который необходим, или который соответствует внутренней информации.В микролон введены программы, которые сами меняют цвет мегастона на черный или фиолетовый, если мегастон начинает принимать в себя информацию астроноидов.
Хусторы аккумулируют энергию, которую производят скантеры, чтобы использовать ее для нужд души и тела в случаях, когда подача энергии от общего энергетического поля прекращается. Но чаще всего эта энергия применяется, когда происходят нападения в астральном плане, для нанесения контрудара большей мощности, т.к. внутренние резервы суммируются с поступающей энергией.
Скантеры генерируют энергию, возбуждение для которой берут от общего энергетического поля Вселенной. Генерированная энергия в среднем в 1,5 раза больше полученной, и направляется к хусторам. Одновременно скантеры производят скантериозу. Скантеры состоят из внутренней и внешней пары скантеров, они вращаются в противоположных направлениях и таким образом обеспечивают баланс мегастонов и спиралей. Скантеры выполняют также функции вентиля протока информации.
Скантериозы — составные части скантера, выделенные отдельные частицы, которые в случае гибели скантеров (причин может быть очень много) соединяются и образуют новые скантеры.
Отан — защитный экран информативного центра, состоящий из отанол. Отанолы — составные части отана. Отанолы в ситуации, когда отанит наполнен информацией, кроме защитной функции выполняет также функции запасной базы накопления информации до того момента, когда образуется новый мегастон для накопления информации.
Отанит — база накопления информации, которая состоит из 18 тысяч информативных единиц, последние в свою очередь делятся на еще более мелкие единицы и их называют мастилы, митроны, алферы, алменовы, инфезы, инекезы, фезии, анталы, силии, касталы и т.д.
Мастилы отвечают за правильное размещение спиралей в душе, а также участвуют в приведении спиралей в порядок, если возникли отклонения от нормы. Митроны обеспечивают сеансы связи между представителями ментальной и медесной систем, а также с любой другой галактикой в физическом плане. Митроны находятся в мегастонах всей души и обеспечивают связь с высшими мирами каждому отдельному мегастону и в тех случаях, если душа разделилась. Митроны всех мегастонов могут объединиться в передаче одной информации, увеличивая таким образом мощность передачи.
Алферы — 600 информативных единиц в отаните. Они образуют зрительную систему каждого мегастона. Вся совокупность алферов мегастонов души называется триалбой — зрением души. Они окрашены так же, как отанит, только в другой оттенок.

На языке Бога «три» означает три, «алба» — глаз. Имеются в виду два глаза физического тела и один глаз души.
Алменовы — 960 информативных единиц в отаните, образующих слуховую систему каждого мегастона. Вся совокупность алменов мегастона называется апситоном — слухом души. Цвет алменова тот же, что и отанита, только другого оттенка.

Мегастоны с огромной скоростью, примерно такой же, как скорость света, кружатся спиралеобразно, чтобы скорее и точнее перемещаться и моментально доставлять информацию гелию - «мозговому» центру Души.





Гелий — «мозговая» система души — главный центр обработки информации. Состоит из спирали мегастонов и матона.
Гелиевая спираль мегастонов — важнейшая спираль, осуществляющая защитные функции матона. В мегастонах этой спирали в концентрированном виде имеется важнейшаяинформация всех мегастонов души. Следовательно, гелиевая спираль мегастонов — одна изнескольких баз данных души, где в концентрированном виде дублируется важнейшаяинформация. Она необходима на случай, если какая-нибудь из информативных баз портится и информация стирается.

Душе спиралеобразное кружение Мегастонов обеспечивает перемещение во Вселенной с огромной скоростью и способность моментально передавать физическому телу необходимую информацию даже на расстоянии миллионов световых лет.

Мегастоны в Душе сгруппировываются в спирали. Каждая пара Мегастонов, которая кружится по своей спирали, по этому же пути кружит совместно со многими другими парами Мегастонов, образуя большую спираль с очень большим количеством Мегастонов.

Эти большие спирали в свою очередь образуют форму Души в соответствии с потребностями конкретного тела. Количество Мегастонов определяет уровень развития Души, воплотившейся в Человека.
В Душе Человека может находиться от 500 до 10000000 Мегастонов. Количество Мегастонов определяет уровень развития Души.

Порядок группировки Мегастонов в спиралях организует гелий по определенным признакам:

а) спирали Мегастонов, ответственных за поддержание всех жизненных процессов в физическом теле;
б) спирали, в которых запрограммирована информация высокого уровня для выполнения конкретных задач. Эта информация или уже выражается как таланты, или по каким-то причинам ещё не используется;
в) спирали, ответственные за эмоции Человека;
г) спирали, в которых содержится вся информация о том, как уберечь Душу и физическое тело от нападений разного характера;
д) спирали, в которых есть и продолжает накапливаться вся информация о теперешней жизни, работе, высказанных словах и мыслях. Вся информация без исключения: и добрые, и плохие дела, речи и помыслы;
е) и другого характера информация.
В случае разрыва спиралей возникает проблема в передаче информации. Эти проблемы проявляются как разного рода болезни.
Главным центром обработки информации является гелий, который состоит из спиралей Мегастонов и Матона.
Матон - ядро мозговой системы Души. Он состоит из мастилов. В Матоне столько же мастилов, сколько Мегастонов в Душе. Мастилы - это представители каждого Мегастона в Матоне. Их делегирует отанит.
Мастилы отвечают за передачу информации в Мегастон, а также за прием информации от него. Задачи Матона следующие:
1. фильтровать всю входящую и выходящую информацию;
2. поддерживать все жизненные процессы в Душе;
3. организовывать все функции;
4. передавать и принимать информацию на неограниченном расстоянии.

Матон точно функционирует только в том случае, если в «мозговой» системе Души нет ни одного перепрограммированного Мегастона. В противном случае можно сказать, что «мозговая» система Души больна.

Различия людей проявляются не только в разделении на расы, национальности, классы, мужчин и женщин, в характере и внешнем виде каждого индивида, но и в состоянии их Души. Крайняя поляризация: гуманоиды - принадлежащие к Божественной иерархии и астроноиды - принадлежащие к дьявольской иерархии. Имеется еще много промежуточных стадий, которые возникают, когда гуманоид погрязает в дьявольских поступках.


Наши различия зависят не только от принадлежности к гуманоидам или астроноидам, но и от уровня развития каждой Души. Если в человеческой Душе возможное количество Мегастонов колеблется от 500 до 10000000, то на уровне физического тела эта огромная разница проявляется независимо от возраста физического тела, будь оно пяти или пятидесяти лет. Человеку, в Душе которого малое количество Мегастонов, очень трудно освоить вещи, которые кажутся простыми Человеку с большим количеством Мегастонов. В этом кроется ответ на извечный вопрос, почему в интеллектуальных тестах у индивидов, выросших и учившихся в одинаковых условиях, столь разные показатели.
Изначально дьявольская иерархия образовалась из падших Душ - таких, которые не выполняли божественных обязанностей. Позднее дьявольские силы научились создавать стопроцентные дьявольские Души, ибо переманить к себе Божественные было очень трудно. Надо сказать, что трудно это было до того момента, когда в мире стали появляться средства массовой информации. Божественные Души называются гуманоидами - существами высшего уровня, а дьявольские - астроноидами - существами низшего уровня. Существенное отличие таково, что гуманоиды служат другим, соблюдая Божьи законы, а астроноиды же любыми средствами стараются все подчинить своим интересам. Астроноид - человеческая Душа - представитель дьявольской иерархии. Они живут только для себя. Их цели связаны с борьбой за обеспечение энергоресурсами и за информацию, как лучше реализовать это обеспечение. Типичное проявление эгоизма - также один из главных признаков, характеризующих астроноидов, или в очень большой степени перепрограммированного гуманоида, руководимого дьявольскими программами».


Из вышесказанного можно сделать вывод, что Душа Человека - одна из двух главных составляющих частей Человека, энергоинформационное проявление жизни.
В Мегастонах Души содержится вся информация о событиях в прошлом, настоящем и будущем. В Мегастонах Души Человека содержится также и негативная информация (информация о его негативных мыслях, делах и поступках), а также негативные программы, введенные астроноидами Человеку с целью подчинения его своим эгоистическим интересам. Каждая Душа при её вселении в Человека имеет свою личную программу, которую она должна выполнить в этом своем воплощении. Эта программа записана в личном числовом коде Души.
Помочь Человеку выполнить его личную программу этого воплощения можно, произведя аннигиляцию (устранение) негативной информации в Мегастонах его Души и перепрограммировав их на выполнение задач Божественной Иерархии.
На рисунках из книги Яниса Калнса «Душа» дано изображение частей, составляющих Душу Человека-Гуманоида. Рисунки опубликованы с личного разрешения автора.
Где же находится Душа в теле Человека? Конечно Душа (мозговой центр Души - Гелий) должна находиться в районе Священного пространства Сердца. Некоторым из нас в повседневной жизни из-за происходящих событий часто бывает как-то нехорошо на Душе, некомфортно. Это происходит из-за того, что Душа Человека не находится в Священном пространстве Сердца и не может эффективно реагировать на происходящие события. Некоторые люди на уровне интуиции чувствуют, что его Душа находится не на своём месте. И это действительно так. Душа у некоторых людей может находиться в разных частях тела: эпифизе, мозжечке, продолговатом мозге, в районе коры головного Мозга и других местах. От места нахождения Души в Волновой Форме Человека сильно зависит его психическое и физическое здоровье.