Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Какие организации обязаны применять профстандарты?

Какие организации обязаны применять профстандарты - сегодня актуальный для каждого сотрудника кадровой службы вопрос. В нашей статье мы рассмотрим, что такое профстандарт, обязателен ли он и если да, то для каких должностей и на каких предприятиях.

Что такое профстандарт?

Ст. 195.1 ТК РФ дает обстоятельный ответ на этот вопрос. Под профстандартом принято понимать характеристику квалификации, которую работнику достаточно иметь для осуществления своих трудовых функций.

При этом квалификацией считается определенный набор знаний, умений и профессиональных навыков.

Профессиональный стандарт будет представлять для работодателей своего рода основу (норму) для установления требований к соискателям с учетом специфики деятельности отдельно взятой компании.

Обязательно ли применение профессиональных стандартов?

В ст. 195.3 ТК РФ даны разъяснения относительно обязательности профессиональных стандартов. Их использование необходимо, если требования к квалификации, установленные для отдельного работника, закреплены на законодательном уровне, прописаны в иных нормативных актах.

В остальных случаях профессиональные стандарты при желании работодателя могут быть взяты за основу при определении требований к работникам.

Иными словами, с 01.07.2016 ст. 195.3 ТК РФ обязательна для применения всеми работодателями (независимо от формы собственности, в том числе предпринимателями), но только в том случае, если уровень квалификации, назначенный для сотрудника, прописан в законе. Ярким примером могут послужить врачи, учителя.

Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.

Частные компании: профстандарты, обязательные к применению

Администрация частного работодателя вправе самостоятельно определять необходимость их использования, не выходя при этом за рамки ст. 195.3 ТК РФ.

При внедрении в действие нормативов у многих кадровиков может возникнуть вопрос о наличии совпадений или различий по одной и той же профессии. Каким документом руководствоваться — Единым классификационным справочником (ЕКС, ЕКТС) или профстандартом? Следует воспользоваться разъяснениями, изложенными в письме Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. П. 5 разъяснений гласит, что администрация вправе самостоятельно решить, какие документы она будет применять. Однако надо учесть тот факт, что скоро, возможно, последует отказ от ЕКС и ЕКТС (п. 4 разъяснений).

Указанные разъяснения дают ответ и на вопрос об обязательности профстандартов (п. 6 разъяснений).Ст. 57 ТК РФ требует приводить наименование должности согласно ЕКС и ЕКТС или профстандарта, если нормами ТК РФ или иных актов для таких сотрудников установлено право на получение дополнительных льгот, премий, выплат либо установлены ограничения.

Порядок (обязательность) применения профстандартов организациями

Если работодатель решает внедрять на предприятии профстандарты, необходимо проведение следующих мероприятий:

  1. Издание соответствующего приказа, распоряжения об утверждении и введении в компании профстандартов.
  2. Подписание, оформление плана-графика мероприятий, способствующих их введению.
  3. Создание особой комиссии, отвечающей за внедрение стандартов и оказывающей сотрудникам консультационные услуги по всем возникающим вопросам.
  4. Изучение принятых профессиональных стандартов и определение необходимости их введения.
  5. Определение списка профессий, которые планируется привести в соответствие с новыми документами.
  6. Подготовка соответствующих уведомлений о необходимости введения профстандартов.
  7. Проверка уровня квалификации соответствующих сотрудников.
  8. Подготовка документации, в которую вследствие введения профстандарта будут внесены изменения:
  • трудовых соглашений;
  • должностных инструкций;
  • дополнительных соглашений;
  • положений подразделений;
  • иных актов предприятия.

Обучение или повышение уровня квалификации сотрудников (если оно необходимо) допускается при помощи аттестационной комиссии либо специализированных учебных центров.

Ознакомление сотрудников со всеми изменениями — завершающий этап введения профстандарта в действие.

ВАЖНО! Увольнять сотрудника, не соответствующего требованиям профстандарта, недопустимо. ТК РФ подобного основания не содержит.

Для кого с 1 июля 2016 профстандарты обязательны?

Существует перечень профессий, для которых законодательством введены неукоснительные требования к квалификации:

  1. Адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ).
  2. Судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-I).
  3. Экипажи воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ).
  4. Аудиторы (ст. 4, 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
  5. Главные бухгалтеры (ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
  6. Государственные и муниципальные служащие (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
  7. Работники, трудящиеся на подземных работах (ст. 330.2 ТК РФ).
  8. Работники, имеющие дело с химическим оружием (ст. 7 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 № 136-ФЗ).
  9. Учителя, педагоги (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  10. Медики, фармацевты (ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
  11. Служащие, занимающиеся вопросами участия, оформления, организации, проведения госзакупок (ст. 38, 112 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

По всем перечисленным должностям профстандарты, обязательные к применению, должны быть использованы работодателем.

Наименования должностей: обязательны ли справочники

При составлении штатного расписания администрация работодателя имеет право выбрать стандартизированную (Т-3) или самостоятельно утвержденную форму. Основой для его заполнения будут наименования должностей, специальностей (профессий).

За работодателем закреплено право самому определять названия должностей и профессий. Например, руководитель предприятия может числиться в штатном расписании как заведующий, генеральный директор и даже президент.

Однако есть исключение: если выполнение работ связано с предоставлением сотруднику дополнительных льгот, преимуществ, премий или компенсаций, наименование занимаемой им должности должно строго соответствовать справочнику или профстандарту. Причем как в трудовом соглашении, подписываемом при приеме на работу, так и в штатном расписании и иных документах, регламентирующих трудовую деятельность сотрудника (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Кому надо обязательно соблюдать профессиональные стандарты — 2018 - 2019: ответственность за невыполнение?

В качестве примера можно привести следующие судебные решения:

  1. Назначение на должность сотрудника, не подходящего по условиям профстандарта, привело к тому, что суд обязал учреждение возвратить зарплату данного сотрудника в бюджет (постановление ФАС ВСО от 12.11. 2013 по делу № А33-2144/2013).
  2. Работодателя обязали переподготовить сотрудника, чья квалификация не соответствовала требованиям к его должности (постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014).

Если же для организации использование профстандартов является обязательным, за их неприменение возможно привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства:

  • на должностных лиц предприятия будет наложен штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • на само предприятие — штраф от 30 000 до 50 000 руб.

За вторичное совершение указанного правонарушения наступает ответственность по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ.

Можно предположить, что ведение лицензируемой деятельности с привлечением труда лиц с неподходящей квалификацией является несоблюдением лицензионных требований и правонарушением по ч. 3 ст. 19.20 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исходя из вышесказанного, следует, что использовать профстандарты необходимо для сотрудников, занимающих должности, для которых законом или нормативными актами установлен определенный уровень квалификации, а также если за выполнение трудовых функций работнику положен ряд льгот, компенсаций либо, наоборот, наложены ограничения.

Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 01.07.2016 регулируют положения статьи 195.3 ТК РФ. До сих пор многие организации и ИП не знают, как с ними работать. Когда в силу их необходимо переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если оказалось, что образование сотрудников не удовлетворяет принятым стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто всё это контролирует? Профсоюзы? Инспекции по труду? Давайте разбираться.

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, который содержит описание следующих норм:

  1. Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью.
  2. Требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Все профстандарты примерно одинаковы и имеют единую структуру (согласно приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.

Государственный реестр профстандартов

Все сведения о профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда, внесены в особый Государственный реестр. Этот перечень размещен на официальной странице Минтруда России в соответствующем разделе. См. http://profstandart.rosmintrud.ru/ :

Профстандарты и область их использования

Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • организации процессов управления;
  • выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • облегчения классификации тарифных разрядов;
  • выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.

Обязательное применение стандартов

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

ПРИМЕР

Гражданин «П» по роду службы задействован в особо вредных и тяжелых работах. Льготой и компенсацией для граждан, занимающихся такой деятельностью, выступает досрочный выход на пенсию. Значит, чтобы после ухода на заслуженный отдых работник мог рассчитывать на получение положенных ему благ, в трудовом договоре его должность должна быть прописана точно так, как она числится в справочнике или профстандарте. При малейшем несоответствии сотрудник рискует лишиться своих законных привилегий.

Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.

Административный кодекс в 4-й части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться:

  • от 50 до 100 000 рублей – для организации;
  • от 10 до 20 000 – для должностных лиц;
  • от 5 до 10 000 – для частных предпринимателей.

Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.

Требование к соответствию работников профстандартам

Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.

Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандарта для бухгалтеров в 2019 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:

  1. Высшее образование.
  2. Стаж работы по специальности «Бухгалтерия» или «Аудит» – не менее 3-х лет из последних пяти.

Но нужно ли предъявлять данные требования, если бухгалтер устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должность бухгалтера и с высшим и со средним образованием.

Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

Повышение квалификации сотрудников

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

В серьезных и крупных компаниях работодатель и владелец фирмы заинтересован в высоком уровне подготовки служащих. Для его проверки и подтверждения могут быть использованы международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Спорный момент: обязательно ли учиться?

Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2019 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Вопросы применения ст. 195.3 ТК РФ

Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

  • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
  • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

Неукоснительное следование профстандартам

Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям утверждённых профессиональных стандартов?

Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.

Обязательность профстандартов в частных организациях

Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?

Ответ: Да, обязательно. Закон един для всех, вне зависимости от форм собственности и статуса предприятия и ее владельца.

Различия в профстандарте и квалификационном справочнике

Вопрос: Как следует поступать, если для одной и той же профессии в справочнике по квалификациям и в профессиональном стандарте прописаны различные требования? Какой из этих двух документов использовать в таких случаях?

Ответ: Право выбора в данном случае принадлежит работодателю.

Увольнение работников

Вопрос: Можно ли уволить сотрудника, если вдруг оказалось, что он не соответствует требованиям профессионального стандарта? Например, у него нет высшего образования и необходимого стажа работы, которые стали обязательными по новым правилам?

Ответ: Нет, введение новых профессиональных стандартов не может являться основанием для увольнения ранее нанятых работников. Уволить работников можно лишь на основании результатов проведенной аттестации.

Изменение трудовых обязанностей

Вопрос: Должны ли быть автоматически изменены обязанности трудящихся с введением нового профессионального стандарта?

Ответ: Нет, автоматического изменения обязанностей в данном случае не предусмотрено.

Изменение трудовых договоров

Вопрос: Закон обязывает работодателя начать переписывать трудовые договора и должностные инструкции для своих сотрудников с вступлением в силу новых стандартов?

Ответ: Да, но только в том случае, если требования профессиональных стандартов являются обязательными применимо к конкретной должности.

Оплата обучения

Вопрос: Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников, если того требует работодатель?

Ответ: Закон не может однозначно ответить на этот вопрос. Нужно решать, исходя из содержания других правоустанавливающих внутренних документов. Поднимать трудовой договор, различные соглашения, коллективные договоры. У работодателя нет прямой обязанности оплачивать профессиональное образование сотрудников.

Перевод на более высокую должность

Вопрос: Имеет ли право работодатель назначить на должность лицо, которое по условиям профессионального стандарта ей не соответствует?

Ответ: Работодатель имеет на это право. В частности, работодатель может создать аттестационную комиссию. Она может решить, что рекомендуемое лицо обладает достаточным опытом, ответственно выполняет свои обязанности и в полной мере с ними справляется. И тогда можно работника перевести на вышестоящую должность.

Ответственность за игнорирование требований профессиональных стандартов

Утвержденные профессиональные стандарты очень важны в социальной сфере. Ответственность за их неисполнение предусмотрена в случае, когда они являются обязательными. Или в том случае, если они не являются обязательными, но работодатель добровольно принял на себя обязательства следовать их требованиям. Например, отразив это решение в локальном нормативном акте компании.

Если работодатель обязан соблюдать профстандарты, но не делает этого, то его могут привлечь к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Привлекать к ответственности работодателей будут инспекции по труду.

Также см. видео на тему профстандартов

В недавнем прошлом мы использовали для разработки должностных инструкций и функциональных обязанностей работников Единый тарифно-квалификационный справочник. Но, как показала практика, в нем не всегда получалось найти характеристики и квалификационные требования по тем или иным профессиям и должностям просто потому, что справочник устарел. На замену ЕТКС должны прийти профессиональные стандарты, разработка и утверждение которых активно ведется с апреля 2014г. В настоящее время готовы уже около 700 стандартов, а до 2018 года планируется утвердить порядка 1500 профессиональных стандартов.

Возникает закономерный вопрос: что с этим делать и нужно ли предпринимать какие-то действия кадровикам?

В 2014г. в Госдуму был внесен законопроект, который предполагал применение профстандартов как обязательных для государственных организаций с 2016г, а с 2020г. – для остальных. Но ситуация изменилась. Вышеназванный законопроект был снят с обсуждения и 2 мая 2015 года был опубликован закон № 122-ФЗ «О порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения в ТК РФ относительно профстандартов уже были внесены 03.12.2012 году законом N 236-ФЗ, а именно добавлена статья 195.1 ТК РФ, в которой дали расшифровку понятия «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (обратите внимание, что ранее квалификация оценивалась с учетом уровня образования и опыта работы). А также впервые дали понятие «Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

И теперь согласно новому закону № 122-ФЗ, в ТК РФ с 1 июля 2016 года будут введены новые статьи 195.2 и 195.3:

«Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.»

Исходя из формулировок части первой статьи 195.3 ТК РФ работодатели обязаны будут применять профстандарты, если при описании характеристик должности в нем будут четко заявлены квалификационные требования как обязательные. В противном случае, профстандарт можно лишь использовать как основу для разработку должностной инструкции.

Рассмотрим пример:

2 января 2015 года вступил в действие приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». В анализируемом профессиональном стандарте есть графа «уровень квалификации». Для соответствующих должностей устанавливается 6 и 7 уровень, характеристика каждого определяется приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н «Об установлении квалификационных уровней для целей подготовки профессиональных стандартов».

Согласно анализируемому профессиональному стандарту для специалиста по охране труда установлены:

Требования к образованию и обучению Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности ЛИБО высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда ЛИБО среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда
Требования к опыту практической работы Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет
Особые условия допуска к работе При наличии у работодателя опасных производственных объектов - соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности

То есть работник, претендующий на должность «Специалист по охране труда» должен соответствовать вышеназванным квалификационным требованиям. Таким образом, применение профессионального стандарта «Специалист по охране труда» является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для всех организаций.

Должности и профессии согласно профессиональным стандартам разделены на несколько уровней квалификации от 1 до 9.

К профессиональным стандартам, в которых не установлены требования к квалификации относятся лишь те, в которых устанавливается уровень с 1 по 3. К таким профессиональным стандартам можно отнести, например профстандарт «Маляр строительный», требования к уровню квалификации которого 2. Для уровня 2 нет требований к квалификации. Для данного уровня установлены лишь требования к обучению, а именно работником должны быть получены основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило не менее 2 месяцев). Кроме того, в данном профессиональном стандарте отсутствуют и требования к практическому опыту. То есть, в данном случае работодатель берет профессиональный стандарт именно за основу и сам формулирует квалификационные требования к работнику. Например, если в организации работает маляр, то из профессионального стандарта можете взять наименование должности и содержание трудовой функции.

Начиная уже с уровня 4 устанавливаются требования к квалификации работника. Поэтому, если в профстандарте установлены квалификационные требования уровней с 4 по 9, то применение профстандарта будет является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Исходя из вышесказанного, рекомендую до вступления в действие ст.195.2 и 195.3 ТК РФ с 01.07.2016г. выявить наличие утвержденных профстандартов на должности/профессии, имеющиеся в вашем штатном расписании, и определить к каким из них вы будете обязаны применять обязательные квалификационные требования и регулярно отслеживать появление новых утвержденных стандартов.

Реестр утвержденных профстандартов можно найти на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

И в заключение, хочу довести до вашего сведения, что 19.10.2015г. был утвержден профессиональный стандарт «Специалиста по управлению персоналом», который предназначен как для руководителей кадровых служб, так и для специалистов по кадрам.

Полный текст ст. 195.1 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 195.1 ТК РФ.

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к статье 195.1 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит определение понятия "квалификация", согласно которому это уровень:
- знаний (совокупность научной и профессиональной информации, имеющейся у работника);
- умений (наличие профессиональных, производственных и творческих способностей у работника);
- профессиональных навыков (профессиональные способности сделать работу качественнее по сравнению с другими работниками);
- профессионального опыта (наличие профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать результат той или иной работы и в связи с этим делать работу качественней).

Уровень всех вышеизложенных показателей представляет собой их количественную и качественную характеристику, позволяющую сравнивать одного работника с другим и отличать одного работника от другого.

2. В ч.2 комментируемой статьи содержится определение профессионального стандарта, под которым понимается характеристика квалификации, позволяющая определить ее уровень, то есть количество знаний, а также качество и степень профессиональных способностей, умений, опыта и навыков работника, которые позволяют ему осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности на требуемом уровне и лучше, чем те работники, которые высокой профессиональной квалификации не имеют.

Следует отметить, что с 1 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч.2 комментируемой статьи будет дополнена положением, в соответствии с которым профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает бланкетную норму о том, что Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22 января 2013 года N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. Отметим также, что приказом Минтруда России от 30 сентября 2014 года N 671н утверждены методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов. Данные рекомендации предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов при разработке проектов профессиональных стандартов.

Однако следует обратить внимание, что с 1 июля 2016 года ч.3 комментируемой статьи утрачивает силу в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ. При этом ТК РФ будет дополнен ст. 195.2 "Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов" и ст. 195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

Консультации и комментарии юристов по ст 195.1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 195.1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Наверно, не осталось уже в нашей стране HR-ов, которые ничего не слышали о профессиональных стандартах, которые вот уже 4 года активно разрабатывает и утверждает Минтруд РФ. До недавнего времени автор этого поста, несмотря на профессиональную занятость в сфере управления персоналом, как ни странно, принадлежал к счастливому меньшинству людей, которые, если что-то о профессиональных стандартах (для краткости - профстандарты) и слышали, то думали, что это не про нас, и вообще - когда-нибудь потом.

Тем не менее, неумолимая рука маркетологов от рынка образовательных услуг внесла свои коррективы, и вот уже в электронной почте лежит красивая презентация о том, что такое профстандарты, для чего они нужны, кто и как претворяет их в жизнь, и серьезный список нормативной документации, регулирующий их применение, с толкованием от именитых экспертов. Ну и конечно, под занавес - ненавязчивая ссылка на горячо любимую кадровиками статью 5.27 КоАП о штрафах за несоблюдение требований ТК РФ не далее, как уже с 01.07.2016, и коммерческое предложение о том, как быстро и недорого спасти работодателя от последствий несоблюдения законодательства.

Беглый анализ информации общедоступных источников по теме обязательности профстандартов в Интернет удивляет разнообразием мнений: тут и безапелляционные утверждения авторитетных экспертов, и экзотические версии якобы "инсайдеров"-разработчиков профстандартов, и словесные баталии на известных кадровых порталах, и скупые неоднозначные комментарии чиновников. В общем, сейчас каждый может выбрать себе версию по душе. Но закон то один на всех, и не далее как с 1 июля 2016 года все встанет на свои места.

Сразу оговорюсь, что этот пост автором сделан не для того, чтобы убедить кого-либо из коллег в какой-то однозначно верной точке зрения по поводу обязательности профстандартов. В рамках проведенного анализа будут рассмотрены 3 в основном представленные в медиа точки зрения по вопросу, и для каждой из них приведены аргументы "за" и "против". Позиция автора по этому вопросу сформирована, но она никоим образом не должны быть истолкована, как единственно верная, т.к. точку в этом вопросе поставит время, Законодатель и суды.

Итак, 24-го апреля 2015 года Государственная Дума РФ в третьем чтении рассмотрела Федеральный Закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" , 29 апреля его одобрил Совет Федерации, а 2-го мая подписал Президент. Закон вступает в силу с 01.07.2016 года. Полный текст ФЗ доступен в по ссылке в «Источниках информации» в конце поста, я же приведу здесь только ту самую статью 195.3 этого закона, об которую сломано столько копий, и которая, с точки зрения Законодателя, полностью раскрывает порядок применения профстандартов:

«Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов."

Итак, статья одна, а мнений об обязательности применения работодателями профстандартов, как минимум, три.

Мнение первое: С 1-го июля 2016 года все утвержденные профессиональные стандарты являются обязательными к применению всеми (в том числе и коммерческими) предприятиями

Главный (и, в общем-то, единственный) аргумент "за" - каждый профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда, который является ведомственным нормативно-правовым актом (НПА). Косвенный вывод о том, что приказ является НПА, можно сделать, обратившись к Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» , где говорится: "Нормативные правовые акты издаются Федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений..."

Соответственно, буквально следуя первому абзацу статьи 195.3, каждый профстандарт, утвержденный НПА, является обязательным для применения всеми организациями без исключения.

Казалось бы, что еще нужно - все абсолютно логично, связно, четко написано и есть аргументация, но...

1) Ненадолго предположим, что Законодатель действительно вкладывает в часть первую статьи 195.3 такой смысл. Но тогда не будет большой беды, если мы для удобства восприятия добавим в формулировке статьи к "НПА" еще и "профстандарты", т.к в этой идеологии НПА включают и профстандарты: "Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, профессиональными стандартами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями."

Занятно получается: все профессиональные стандарты, в соответствии с утвержденным макетом, содержат требования к квалификации (в макете предусмотрены соответствующие разделы "Требования к образованию и обучению", "Требования к опыту практической работы"). Вопрос: зачем по тексту упоминается ТК РФ и другие ФЗ, если, исходя из заявленной логики, уже само по себе наличие профстандарта делает его обязательным к применению? Зачем Законодателю прописывать эту, в общем-то, нехитрую мысль таким изощренным способом? Все коллеги так или иначе разрабатывали нормативную документацию, согласитесь, что если бы вам нужно было утвердить какой-либо ЛНА, допустим, с 1-го марта, то в приказе об утверждении вы бы написали "Положение вводится в действие с 1 марта", а не "Положение вводится с 1 числа месяца 1 квартала, но не с 1 января, и не с 1 февраля". Законы пишут специально обученные люди, до утверждения документы проходят правовую и лингвостилистическую экспертизу. Почему, в этом случае, никаких замечаний и уточнений в процессе утверждения законопроекта ни у кого не возникло, ответа эксперты-толкователи не дают.

2) Продолжим эксперимент. Если только что в первой части статьи Законодатель всех без исключения обязал применять утвержденные профстандарты в части квалификационных требований, то с какой целью во второй части статьи он вдруг говорит о каких-то характеристиках квалификации, которые работодатель применяет в качестве основы для определения требований к квалификации? Разве не этот же Законодатель в первой части статьи только что жестко ограничил всех работодателей в праве самостоятельно определять квалификационные требования, если для должности есть утвержденный профстандарт? Конечно, опытные коллеги могут возразить, что из под пера разработчиков ТК РФ иной раз и не такие шедевры коллизий могут появиться. Но как сами коллеги оценят вероятность того, что закон прошел 3 чтения, изменился до неузнаваемости, получил множество отзывов замечаний, и никто из участников согласования не обратил внимания на такие явные противоречия? На мой взгляд, такая вероятность крайне мала.

3) Некоторые эксперты, в подтверждение точки зрения обязательности применения профстандартов в части квалификационных требований для всех, приводят также Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37" (ссылка на текст в «Источниках информации»). И сопровождают этот громкий заголовок комментариями о появлении судебной практики по обязательности применения профстандартов. Все бы ничего, но что-то заставляет задуматься, как решение ВС РФ от 25 мая 2015 должно являться судебной практикой для применения ФЗ, который вводится в действие с 1 июля 2016 года.

Ну да ладно, самое интересное в сути вопроса: гражданин попросил ВС РФ признать частично недействующим Квалификационный справочник, на основании которого ему требовался 5-летний стаж, научные труды или изобретения, чтобы занять должность научного сотрудника. Из решения не ясно, сам гражданин додумался, что именно эти требования КС мешают его назначению на должность, или ему отказывал в этом работодатель, ссылаясь на КС. Во всяком случае претензии у гражданина были не к работодателю, а именно к справочнику, который, по его мнению, препятствовал реализации его конституционных прав и свобод. ВС РФ вполне логично и закономерно отказал гражданину в его требовании, мотивируя это тем, что (цитата) "справочник носит для работодателя рекомендательный, а не обязательный характер", т.е., по сути, указал гражданину на несостоятельность его претензий к справочнику, потому что справочник сам по себе ни в коей мере права и свободы не ограничивает. Но вернемся от гражданина к профстандартам: ВС РФ в своем решении дежурно указывает, что с 1 июля 2016 года вступает в действие вышеупомянутый ФЗ, и цитирует ту самую часть первую статьи 195.3. И на этом о профстандартах в решении, собственно, все.

Так на каком основании это решение, которое, по сути, концептуально противоречит обязательности применения профстандарта, как документа-правопреемника ЕКС и ЕТКС, и не содержит никакой дополнительной информации по применению профстандартов, кроме уже имеющейся, должно трактоваться как положительная судебная практика об обязательности применения всех профстандартов всеми работодателями без исключения? Уверен, уважаемый ВС РФ был бы крайне удивлен такой трактовке своего решения, которое, скорее всего, было выбрано в качестве подтверждения мнения первого по заголовку, без учета реального содержания.

Мнение второе: Профстандарты обязательны к применению в части квалификационных требований в том случае, если выполняемые трудовые функции в соответствующем профстандарте соответствуют четвертому и выше уровням квалификации (по шкале уровней квалификации, предусмотренной специальным приказом Минтруда). Если трудовые функции по профессии ограничены первыми тремя уровнями, то работодатель самостоятельно определяет квалификационные требования.

Это довольно экзотическое мнение встречается в медиа намного реже, чем первое. Причиной его появления, видимо, является стремление одновременно увязать идею о необходимости применения всех профстандартов всеми работодателями без исключения и одновременно преодолеть логические противоречия мнения первого, о которых говорилось выше.

Действительно, при такой трактовке в тексте появляется определенный смысл: все профстандарты обязательны, будучи НПА (по той же логике с НПА, что и в первом мнении), но для некоторых профстандартов квалификационные требования не установлены законодательно, так как в них перечислены только трудовые функции первых трех уровней квалификации. А для первых трех уровней квалификации, квалификационные требования законодательно не установлены. И только такие профстандарты не являются обязательными в части требований к квалификации, и работодатель самостоятельно определяет квалификационные требования по данным профессиям.

Довольно удобная и не лишенная определенной логики трактовка, но, к сожалению, далеко не бесспорная, и вот почему:

1) В качестве обоснования такой позиции, эксперты ссылаются на Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов " (ссылка на текст в «Источниках информации»). В приказе выделяются 9 уровней квалификации, которые отличаются 3-мя показателями уровня квалификации и способом достижения этого уровня (ссылка на приказ в конце поста). Поскольку для первых трех уровней квалификации в графе "Основные пути достижения квалификации" не предполагается прохождение образовательных программ обучения квалифицированных работников, а для всех следующих уровней это указано, некоторые консультанты делают вывод, что для первых 3-х уровней требования к квалификации не установлены. Так, для первого уровня квалификации необходим инструктаж или краткосрочное обучение, а для второго и третьего уровней - программы профессионального обучения.

Как, видимо, считают сторонники мнения второго, поскольку приказ Минтруда - это НПА, и в нем для первых трех уровней квалификации не установлены требования к квалификации, то именно работников, выполняющих трудовые функции первых трех уровней, имел в виду Законодатель в части второй статьи 195.3.

Эксперты, дающие такое толкование, к сожалению, явно не знакомы с ФЗ "Об образованиив Российской Федерации" (ссылка в «Источниках информации»). А между тем, рассматриваемый нами приказ Минтруда, в части основных путей достижения квалификации, написан в точном соответствии с формулировками статьи 12 вышеуказанного ФЗ. Статья 12 ФЗ в пункте 3, в частности, определяет основные образовательные программы, которые реализуются в РФ, а именно

1. Основные общеобразовательные программы

2. Основные профессиональные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3. Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Как можно легко увидеть, эта типология, в том числе, и легла в основу различных уровней квалификации в Приказе Минтруда. Например, третий уровень квалификации предполагает достаточность для выполнения трудовой функции основных программ профессионального обучения, а четвертый - уже требует среднее профессиональное образование.

Но означает ли это, что первые три уровня не предполагают наличия квалификации? Для ответа на этот вопрос вновь обратимся к ФЗ "Об образовании в РФ", а именно-статье 73 "Организация профессионального обучения", и уже в пункте 1 видим:"Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования."

Т.е. результатом профессионального обучения является приобретение знаний, умений и навыков для работы, что в терминологии статьи 195.1 ТК РФ означает - приобретение определенной квалификации. Более того, в соответствии со статьей 60 этого же ФЗ "Об образовании в РФ" лицам, прошедшим профессиональное обучение, выдается документ о квалификации (например, свидетельство о профессии рабочего). Да, те самые "корочки", которые позволяют работнику выполнять трудовые функции и работать по профессии.

Таким образом, в отношении уровней квалификации 2 и 3 приказом Минтруда установлены характеристики квалификации, предполагающие прохождение профессионального обучения, что, на мой взгляд, делает вывод экспертов об отсутствии требований к квалификации по этим уровням, мягко говоря, неубедительными. В отношении же уровня 1, на мой взгляд, следует руководствоваться той же логикой: инструктаж либо краткосрочное обучение тоже направлены на приобретение знания, необходимого для работы, а значит определяют характеристику квалификации.

2) В более чем 800 утвержденных на текущий день профстандартах крайне редко встречаются профстандарты, в которых предусмотрены только трудовые функции, для выполнения которых достаточно только первых трех уровней квалификации. Абсолютное большинство профстандартов для рабочих включают в себя и трудовые функции, соответствующие 4-му уровню квалификации. Напомню, что эксперты, придерживающиеся второго мнения, считают, что не обязательными в части квалификационных требований являются только те профстандарты, в которых приведены трудовые функции, соответствующих уровню квалификации, меньшему 4-го. Соответственно, абсолютное большинство профстандартов является обязательными к применению всеми работодателями.

В этом случае снова возникает вопрос об адекватности Законодателя: зачем давать работодателю право устанавливать некие требования к квалификации по крайне ограниченному набору профессий низкого уровня квалификации? Если профессиональное обучение, по логике экспертов, не означает наличия у работника квалификации, то какие тогда характеристики квалификации из профстандартов работодатель применяет в качестве основы для определения требований к квалификации (часть вторая статьи 195.3)? Ответов на эти вопросы в своих комментариях эксперты, к сожалению, не дают.

Таким образом, по-моему мнению, второе мнение по вопросу обязательности применения всеми профстандартов, хоть и является, на первый взгляд, более осмысленным, чем первое, на поверку слабо подтверждается (а скорее опровергается) существующей нормативной базой и логикой нормотворчества.

Мнение третье: Профстандарты обязательны для применения всеми работодателями без исключения, но только в том случае, если упомянутые в них требования к квалификации уже предусмотрены ТК РФ, Федеральными законами, иными НПА (но не самим профстандартом). При этом обязательными эти требования являются в той части, которая совпадает с требованиями, установленными вышеназванными документами.

В части требований и других характеристик квалификации, которые прямо не упомянуты в вышеназванных документах, профессиональные стандарты могут быть использованы для самостоятельного формирования работодателем квалификационных требований с учетом особенностей предприятия.

Самое интересное, что для того, чтобы так сформулировать мнение, достаточно всего лишь немного перефразировать текст статьи 195.3. И никаких скрытых подтекстов, правовых коллизий, и отсылок на несуществующую судебную практику. Скучно и доступно, в статье написано то, что и имеется в виду. Парадокс в том, что сторонников такой трактовки обязательности профстандартов значительно меньше, чем первых двух.

Для первых двух мнений приведены аргументы "за" и "против". Нужно быть честным, и такие же аргументы привести и для третьего мнения. К сожалению, до конца честным у меня быть не получится - я не нашел прямых аргументов "против", хотя действительно, объективно их искал. Единственное, что сбивает с толку при такой трактовке статьи - это фраза "характеристики квалификации" во второй части, вместо более логичной фразы "требования к квалификации". Впрочем, понятие "характеристики квалификации" более широкое, и по смыслу отсылки к первой части статьи понятно, что речь идет в том числе и о требованиях.

Теперь, что касается аргументов "за":

1) Есть очень интересное интервью от О.Ю.Баталиной , Председателем комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Она дала это интервью 16 апреля 2015 года, за неделю до того, как лично представила законопроект (а именно она отвечала за его представление) на третье чтение в Государственной Думе РФ. Ссылка на полное интервью есть в «Источниках информации», здесь же приведем наиболее интересную, с точки зрения подтверждения мнения третьего, часть:

"Законопроект устанавливает, что профстандарты являются обязательными для применения работодателями, если требования к квалификации работника установлены в Трудовом кодексе, федеральных законах и других нормативно-правовых актах. О каких актах идет речь? Можно привести пример из сферы гражданской авиации. Минтранс РФ в 2010 году своим приказом утвердил Порядок функционирования непрерывной системы профподготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Именно эти требования и должны быть обязательными. В другой сфере – здравоохранении – закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает необходимость наличия у медицинских и фармацевтических работников сертификатов специалиста. Порядок и условия выдачи такого сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утвержден приказом Минздрава от 2012 года. Ни у кого нет сомнения, что не может существовать гражданская авиация, если, например, порядок допуска к работе не является обязательным для исполнения. Не может быть так, что для одной компании этот порядок обязателен, а для другой нет. Также немыслимо допускать к работе медицинского работника без соответствующего сертификата специалиста независимо от того, в каком медучреждении он работает. Аналогичные требования к квалификации установлены в законодательстве и к ряду других специальностей.

В остальных случаях, когда обязательность применения квалификационных характеристик не оговорена в законодательстве, они используются работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации с учетом особенностей конкретного производства. При этом решение о том, что конкретно использовать из требований профстандартов в кадровой политике, при управлении персоналом, при обучении, аттестации своих сотрудников, при разработке должностных инструкций, присвоении тарифных разрядов работодатель принимает самостоятельно.

В данном подходе законопроект не содержит различий применения этих норм как государственного, так и для частного сектора. При этом для госсектора предусмотрено дополнительное требование. Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений наделено правом дополнительно определять требования профстандартов, обязательные для применения госсектором."

Комментировать, собственно, нечего. Один из авторов законопроекта пояснила, что речь в части обязательности идет об уже закрепленных законодательно требованиях к квалификации. Врачи, летчики, учителя, водители, - все должны иметь необходимые навыки или соответствующее образование и опыт, для того, чтобы выполнять свои трудовые функции в любой (как государственной, так и коммерческой) организации, что уже отражено в существующей нормативно-правовой базе. И с 1 июля 2016 профстандарты, в части совпадающих с уже имеющимися в нормативно-правовой базе требованиями к квалификации, становятся обязательными к применению для все работодателей.

2) Есть также довольно свежее письмо Минтруда от 30.12.2015 (ссылка в «Источниках информации»), отвечающее на вопрос об обязательности применения профстандартов. В этом письме за подписью Заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства А.В. Анохина, после перечислений всех уже известных нам статей о профстандартах, есть вот такой абзац:

"Таким образом, в настоящее время в законодательстве отсутствуют нормы об обязательности применения работодателями профессиональных стандартов коммерческими организациями."

Далее А.В.Анохин указывает, что исключением из этого правила являются указания об обязательности употребления работодателем наименования должности в трудовом договоре так же, как она указана в профстандарте, если в соответствии с ТК РФ или ФЗ РФ для этой должности предусмотрены какие-либо компенсации, льготы или ограничения. Данное требование содержится в статье 57 ТК РФ, и абсолютно логично продолжает ранее имевшееся в предыдущей редакции статьи требование об обязательном соответствии наименования должности квалификационным справочниках при наличии тех же условий (так, например, все "вредные" профессии должны были четко соответствовать ЕТКС и вредным спискам, чтобы у работника не возникло проблем с ПФР при подтверждении льготного пенсионного стажа).

Конечно, 2 вышеприведенных комментария являются именно комментариями, а не официальными разъяснениями, которые можно было бы предъявлять надзорным органам, которым, наверняка, тоже понадобится время, чтобы разобраться в правилах применения профстандартов. Хотя, по мнению некоторых экспертов, ГИТ планирует уже 1-го июля провести общероссийский флешмоб по проверке соответствия всех работников профстандартам...

Как же, в соответствии с этим подходом, предполагается применять профстандарты?

Для наглядной иллюстрации, как это выглядит на практике, можно взять следующие примеры:

1. Откроем Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ссылка на текст в «Источниках информации»). Пунктом 7 данного ФЗ установлены следующие требования к квалификации главного бухгалтера ОАО, он должен:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

А теперь откроем профессиональный стандарт "Бухгалтер" , и найдем трудовую функцию "Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта", которая является типичной функцией главбуха. И вот что указано в квалификационных требованиях:

Требования к образованию и обучению:Высшее образование, Среднее профессиональное образование, Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

Требования к опыту практической работы: Не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования - не менее трех лет из последних пяти календарных лет.

Таким образом, данный профстандарт является обязательным для всех главных бухгалтеров ОАО в РФ в части квалификационного требования - наличия высшего образования и стажа работы, связанной с ведением бухучета, определенного ФЗ. Третье требование ФЗ (неснятая или непогашенная судимость за экономические преступления) не является квалификационным (оно не касается знаний, умений, навыков и опыта работы), и естественно, что в профстандарте его нет, а значит и обязательным, с точки зрения исполнения профстандарта, оно не является.

Следовательно, надзорные органы после 1-го июля 2016 года смогут оштрафовать работодателей, которые являются ОАО, по статье 5.27 КоАП, если начиная с 1-го июля 2016 года на должность главного бухгалтера работодатель принял или перевел работника, не имеющего высшего образования и вышеуказанного стажа работы на дату приема/перевода. При этом, с точки зрения трудового законодательства, если у принятого или переведенного работника есть неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики, то хотя это и является нарушением положения ФЗ, это не может быть квалифицировано как нарушение ТК РФ, так как положения статьи 195.3 выполнены.

Для главных бухгалтеров организаций других форм собственности (не являющихся ОАО), их работодатели могут устанавливать квалификационные требования, ориентируясь на требования, указанные в профстандарте, но требования профстандарта сами по себе, не будучи закрепленными нормативными актами работодателя, не являются обязательными.

2. Откроем ТК РФ, статью 330.2 "Особенности приема на подземные работы"

«Лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».

В качестве примера профстандарта возьмем, например, профстандарт "Изолировщик на подземных работах в строительстве" . В этом стандарте в требованиях по образованию и обучению указаны образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, программы переподготовки и квалификации. Соответственно, на эту профессию нельзя принимать или переводить работника, у которого нет хотя бы среднего профессионального образования (неважно, профильного или нет), потому что ТК РФ ссылается на профстандарт, а в профстандарте указано требование по наличию среднего профессионального образования. При этом за нарушение данной статьи могут оштрафовать уже сейчас, т.к.статья 330.2 уже с декабря 2012 года содержит требование по соответствию профстандарту. Другое дело, что сами профстандарты, устанавливающие конкретные требования появляются не одномоментно. Тем не менее, в силу закона, их требуется соблюдать в части требований к квалификации, и для подземщиков статья 195.3 подтверждает, по-сути, уже работающее правило.

Можно привести и массу других примеров - врачи, летчики, педагоги, аудиторы и т.п. Но уже понятно, что в соответствии с этой трактовкой закона, круг профессий, для которых профстандарты в части квалификационных требований являются обязательными, ограничен. Более того, абсолютное большинство работодателей знакомо с уже действующими требованиями ТК РФ, ФЗ, других НПА к этим профессиям, и их исполняет, потому что они, как правило, очевидны: никто не посадит комбайнера за штурвал самолета, не позволит арматурщице колоть людям уколы, а биологу - писать аудиторские заключения. Единственное, что теперь, если такие случаи вдруг вскроются, это становится нарушением именно трудового законодательства, и за это положен штраф по статье 5.27 КоАП.

Что же касается еще одной страшилки от экспертов, о возможном увольнении уже принятых и не соответствующих требованиям профстандартов сотрудников, то в соответствии со статьей 12 ТК РФ действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Рассмотренный нами ФЗ таких случаев не предусматривает, а значит все работники, принятые и переведенные до 1 июля 2016 года на должности и профессии, для которых какие-то квалификационные требования профстандартов все-таки окажутся обязательными, даже в случае несоответствия этим требованиям своей квалификации, спокойно продолжают работать дальше. Более того, как уже отмечалось многими коллегами, ТК РФ просто не содержит такого основания увольнения, как несоответствие квалификации требованиям профстандарта. Есть основание по п.3 статьи 81 ТК РФ, в виде несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, но это долгий и тернистый путь, к тому же ненужный работодателю, который как-то с таким неквалифицированным сотрудником работал, и в абсолютном большинстве случаев не планировал расставаться. И здесь действительно имеет смысл проанализировать возможности доведения квалификации до требуемой (возможно, работника придется куда-нибудь переводить и возвращать обратно), после чего можно будет спокойно жить и работать дальше. В этом будет заинтересован и сам работник, так как следующий его работодатель уже не сможет принять его на работу на аналогичную должность на законных основаниях, и при возможной потере работы (от этого никто не застрахован), придется тратить время на получение необходимых документов, подтверждающих навыки и образование.

Что же касается приемов, переводов на эти должности после первого июля без нужных квалификационных документов – к сожалению да, это будет нарушением трудового законодательства со всеми вытекающими последствиями. Остается только надеяться на разумность требований к профессиям и должностям в существующей нормативно-правовой базе (для этого эту базу придется, как минимум, внимательно просмотреть), и отслеживать появление новых требований в НПА и новых профстандартов. Уверен, что со временем профессиональное сообщество сформирует конкретный список таких "особенных" профессий и должностей, и проблем с применением квалификационных требований не будет.

Итак, мы рассмотрели три наиболее распространенные точки зрения относительно применения профессиональных стандартов. С моей точки зрения, именно третье мнение наиболее вероятно и является справедливым. И дело не только в рассмотренной нормативной базе и комментариях. Дело в, мягко говоря, спорности идеи единовременно обязать всех работодателей без исключения применять профессиональные стандарты в нашей стране.

Согласно недавним исследованиям Росстата, около 60 процентов россиян работают не по специальности. Это огромная цифра, которая отражает разрыв между теми, кого в нашей стране учат и теми, кто в стране реально востребован. О причинах этого разрыва можно рассуждать долго, и это не предмет обсуждения в рамках этого поста. Но давайте только представим, что с 1-го июля всей этой огромной массе людей единовременно будет закрыта возможность работать без отсутствия необходимого образования.

Эксперты, продвигающие мнение первое и второе, убеждают, что в этом и есть посыл Минтруда, так как обязательное применение профстандартов приведет к упорядочиванию рынка труда и сокращению разрыва между образованием и потребностями экономики, но они, видимо, очень давно (если вообще) работали на реальном предприятии. В пример экспертами, как правило, приводятся работники кадровых служб или служб охраны труда, которым срочно нужно пройти курсы повышения квалификации, чтобы соответствовать профстандартам. Работающие не по специальности люди - это не только кадровики и инженеры по охране труда, которые в основной своей массе - люди с высшим образованием, и которым достаточно пройти курсы повышения квалификации для соответствия якобы обязательному профстандарту.

Это еще и рабочие парни и девушки, которые от безденежья сразу после школы или армии устроились на производство, и у многих из которых получилось уже на рабочем месте получить нужные знания, навыки и допуски, и которые теперь, получается, не соответствуют написанным для их профессий обязательным профстандартам. Это и ребята, которые в силу отсутствия жизненного опыта, по настоянию родителей, при отсутствии какой-либо информации от государства о востребованности специальностей на рынке труда, получили в ВУЗе раскрученную специальность, и споткнувшись о жесткую конкуренцию на рынке труда, нашли себя в другом направлении. Это и жители моногородов, которых реорганизация на градообразующем предприятии заставляет цепляться за любую возможную работу, так как социальная мобильность в стране по прежнему низкая. Это и люди старшего поколения, получившие свое образование в СССР, которые после распада государства были вынуждены сменить род занятий, потому что их исходная профессия в рыночной экономике оказалась не востребована. Это и иностранные граждане (как гастарбайтеры, так и топ-менеджеры), образование которых совершенно точно нельзя назвать соответствующим российским специальностям, но которые работают и выполняют трудовые функции, для которых профстандарты устанавливают квалификационные требования в соответствии с российской системой образования. Список можно продолжать и продолжать.

Получается, что профессиональный опыт всех этих людей бесполезен, так как на следующее место работы их просто не смогут принять по причине отсутствия необходимой квалификации? Что делать всем этим людям, если профстандарты с 1 июля фактически закабалят их за той специальностью (если она есть), которая указана в их документе об образовании?

Эксперты говорят - срочно повышать свою квалификацию до предусмотренной профстандартом. Но кто даст всем этим людям деньги, а главное - оплачиваемое время, чтобы это сделать? По данным ВЦИОМ на декабрь 2015, только 28 процентов семей в РФ имеют среднемесячный доход свыше 15 тысяч рублей на человека. Понятно, что эти цифры условны (человек в принципе не склонен говорить правду о своих доходах) но примерно они отражают реальную картину - у людей сегодня нет лишних денег на обучение, а главное - никто не даст им ни 250 часов на профпереподготовку, ни уж тем более несколько лет на получение нужного уровня образования. Эксперты говорят, что все эти затраты должны лечь на работодателя, - но это вообще из области фантастики. Мы правда думаем, что в текущих условиях повышения налоговой нагрузки, кризисных явлений в экономике и общей нестабильной ситуации, государство внезапно отберет у хозяйствующих субъектов имеющиеся человеческие ресурсы по причине якобы их несоответствия квалификации, и заставит заплатить деньгами и простоем за возможность этими же ресурсами пользоваться дальше?

Как уже было отмечено в начале статьи, все, что здесь написано является частным мнением автора, который не представляет ничьих официальных точек зрения, не преследует никаких коммерческих целей и не претендует на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Более того, главная рекомендация - при всех спорных моментах, касаемо применения профстандартов, лучшим решением будет получение официального ответа от Минтруда, тем более что ТК РФ прямо уполномочивает Минтруд эти разъяснения давать. До получения же официальных разъяснений, лучше не делать поспешных выводов, особенно если последствиями этих выводов становятся реальные затраты денег, времени и нервов.

Всегда есть соблазн принять чье-то авторитетное мнение и применить готовое решение, только вот, в отличие от источника авторитетного мнения ваши выгоды совсем не очевидны. Экспертов же можно понять: золотой дождь из гонораров за семинары и курсы повышения квалификации льется начиная с 2014 года, а как оно будет на самом деле - все смогут узнать только после 1-го июля 2016. А если этим вопросом активно не интересоваться, ответ на него можно вообще никогда не узнать: ГИТ просто не будет проверять исполнение статьи 195.3, т.к. с точки зрения закона там особо нечего нарушать, а HR-ы, у которых будут проводиться проверки, будут уверенно докладывать своим директорам - мы правильно сделали, что заставили всех учиться, вот лист с предписаниями от ГИТ, в котором ни слова о нарушениях законодательства в части профстандартов.

Ну а если даже вдруг выяснится, что всеобщее обучение и консалтинг под профстандарты были необязательными, всегда можно сослаться на первый опыт применения и несовершенство законодательной базы. Только, к сожалению, это не вернет экспертам репутацию, а вам - потраченные деньги и время.

Источники информации:

1.Федеральный Закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

http://www.rg.ru/2015/05/06/trk-dok.html

2.Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,

https://regulation.gov.ru/Regulation/Materials/16

3.Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37".

http://www.vsrf.ru/moving_case.php?findByNember=%C0%CA%CF%C815-388

4.Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"

http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

5.Комментарий О.Ю. Баталиной об изменении к третьему чтению законопроекта ФЗ № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

http://www.komitet1.km.duma.gov.ru/site.xp/056049049124051057048054.html

http://www.01gl.ru/#!/document/97/256970/

7. Профессиональные стандарты «Бухгалтер», «Изолировщик на подземных работах

http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov

8. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

http://www.rg.ru/2011/12/09/buhuchet-dok.html

9. Трудовой кодекс РФ, статьи 195.1, 330.2, 81, 12

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/