Есть ли государственные гарантии по оплате труда работников в России? Гарантии оплаты труда Виды государственных гарантий по оплате труда.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

В систему государственных гарантий по оплате труда включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (ст. ст. 137, 138 ТК РФ).

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с или по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ).

Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно ст. 3 данного Закона МРОТ применяется для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. С 1 января 2009 г. он составляет 4330 руб. Это означает, что заработная плата работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени или выполнившего нормы труда, с учетом всех доплат, надбавок, стимулирующих и компенсационных выплат, в том числе и северных надбавок и районных коэффициентов, не может быть ниже указанного размера или регионального МРОТ, если он установлен в субъекте РФ.

Какие существуют формы и системы оплаты труда персонала: Видео

Важный аспект гарантированности заработной платы - это существование ряда государственных гарантий, которые соблюдаются по отношению к любому работнику и обязательны для каждого работодателя. Закон гарантирует каждому работнику справедливое и своевременное вознаграждение за труд. Это означает, что условия оплаты труда не могут быть хуже, чем предусмотрено действующим законодательством. Например, недопустимо устанавливать заработную плату ниже минимального размера, удерживать из нее суммы, не предусмотренные законодательством, нарушать сроки и очередность денежных выплат, произвольно решать вопрос об изменении формы оплаты труда и т.д.

Для того чтобы на практике исключить подобные нарушения, современное российское трудовое законодательство впервые в законодательной практике предусматривает специальную систему основных гарантий в области оплаты труда работников, которая обеспечивается принудительной силой государства. Одним из наиболее существенных механизмов обеспечения соблюдения трудовых прав работников на современном этапе является система гарантий по оплате труда, установленная действующим Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 130 ТК РФ в эту систему включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (далее- МРОТ) (ст.133 ТК РФ);

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст. 137-138 ТК РФ);

ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст.131 ТК РФ);

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда (гл. 56 и 57 разд. XIII ТК РФ) ;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст.142 ТК РФ);

сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136).

Минимум заработной платы защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводство рабочей силы. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. МРОТ (с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля) устанавливается на всей территории РФ и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133 ТК РФ). Прожиточный минимум представляет собой стоимость потребительской корзины, обязательных платежей и сборов. На федеральном уровне прожиточный минимум один раз в квартал утверждает Правительство РФ, в регионах - органы исполнительной власти. Федеральный МРОТ устанавливается на всей территории России законом и не может быть меньше федерального прожиточного минимума трудоспособного населения. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Субъекты РФ вправе заключать региональные соглашения о минимальной зарплате с учетом местных социально-экономических условий и собственного прожиточного минимума. Данное соглашение распространяется на всех работников, работающих на территории субъекта РФ, кроме тех, кто трудится в организациях, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133 и 133. 1 ТК РФ). Региональная минимальная зарплата не должна быть меньше федерального МРОТ.

В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.

Еще одной государственной гарантией по оплате труда работников является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена лишь частичная (не более 20%) оплата труда в натуральной форме. Порядок выплаты заработной платы товарами либо продукцией, производимой в организации, определяется указанными договорами. При этом должны соблюдаться правила ст. 131 ТК и Конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы".

К государственным гарантиям ТК РФ относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы. Статья 136 ТК РФ в соответствии со сложившейся традицией и требованиями Конвенции МОТ N 95 устанавливает место и сроки выплаты заработной платы. Трудовой кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК).

Задержка выплаты заработной платы признается серьезным нарушением трудовых прав работника и влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц.

Выше были вкратце охарактеризованы гарантии права работника на получение справедливой заработной платы. Эти гарантии предусмотрены ТК, и их реализация не выходит за пределы собственно трудовых отношений. Наряду с ними ст. 130 ТК РФ называет ряд гарантий, которые имеют межотраслевое значение и обеспечиваются не только и не столько нормами трудового права, сколько нормами других отраслей законодательства. К ним, в первую очередь, относится ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя.

Еще одной гарантией по оплате труда, которая также обеспечивается в основном нормами иной отрасли законодательства, выступает ограничение размеров налогообложения заработной платы. В соответствии со ст. 224 НК налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13%. Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка (ст. 218 НК); социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения (ст. 219 НК); имущественные, например на приобретение квартиры (ст. 220 НК).

Следующая гарантия, имеющая комплексный характер, это обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 25 ГК).

Признание работодателя банкротом также рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в том числе права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда).

Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В случае недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение комиссии по трудовым спорам, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда (п. 2 ст. 855 ГК).

Еще одна гарантия комплексного характера, не предусмотренная непосредственно ТК, но действующая на территории РФ в силу ее международных обязательств (ст. 10 ТК), это запрещение цессии в отношении заработной платы.

Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ N 95 "О защите заработной платы" (1949), которая ратифицирована СССР 31 января 1961 г. и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением - один из основных правовых принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ).

Исходя из данного принципа деятельность контрольно-надзорных органов должна быть направлена на соблюдение не только трудовых прав работников, как это традиционно воспринимается на бытовом уровне, но также и соответствующих прав работодателей.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права является одним из способов защиты трудовых прав и свобод (ст.352 ТК РФ). Порядок осуществления указанного контроля (надзора) относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.Основные государственные гарантии по оплате труда

Важный аспект гарантированности заработной платы - это существование ряда государственных гарантий, которые соблюдаются по отношению к любому работнику и обязательны для каждого работодателя. Закон гарантирует каждому работнику справедливое и своевременное вознаграждение за труд. Это означает, что условия оплаты труда не могут быть хуже, чем предусмотрено действующим законодательством. Например, недопустимо устанавливать заработную плату ниже минимального размера, удерживать из нее суммы, не предусмотренные законодательством, нарушать сроки и очередность денежных выплат, произвольно решать вопрос об изменении формы оплаты труда и т.д.

Для того чтобы на практике исключить подобные нарушения, современное российское трудовое законодательство впервые в законодательной практике предусматривает специальную систему основных гарантий в области оплаты труда работников, которая обеспечивается принудительной силой государства. Одним из наиболее существенных механизмов обеспечения соблюдения трудовых прав работников на современном этапе является система гарантий по оплате труда, установленная действующим Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 130 ТК РФ в эту систему включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (далее- МРОТ) (ст.133 ТК РФ);

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст. 137-138 ТК РФ);

ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст.131 ТК РФ);

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда (гл. 56 и 57 разд. XIII ТК РФ) ;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст.142 ТК РФ);

сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136).

Минимум заработной платы защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводство рабочей силы. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. МРОТ (с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля) устанавливается на всей территории РФ и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133 ТК РФ). Прожиточный минимум представляет собой стоимость потребительской корзины, обязательных платежей и сборов. На федеральном уровне прожиточный минимум один раз в квартал утверждает Правительство РФ, в регионах - органы исполнительной власти. Федеральный МРОТ устанавливается на всей территории России законом и не может быть меньше федерального прожиточного минимума трудоспособного населения. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Субъекты РФ вправе заключать региональные соглашения о минимальной зарплате с учетом местных социально-экономических условий и собственного прожиточного минимума. Данное соглашение распространяется на всех работников, работающих на территории субъекта РФ, кроме тех, кто трудится в организациях, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133 и 133. 1 ТК РФ). Региональная минимальная зарплата не должна быть меньше федерального МРОТ.

В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.

Еще одной государственной гарантией по оплате труда работников является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена лишь частичная (не более 20%) оплата труда в натуральной форме. Порядок выплаты заработной платы товарами либо продукцией, производимой в организации, определяется указанными договорами. При этом должны соблюдаться правила ст. 131 ТК и Конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы".

К государственным гарантиям ТК РФ относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы. Статья 136 ТК РФ в соответствии со сложившейся традицией и требованиями Конвенции МОТ N 95 устанавливает место и сроки выплаты заработной платы. Трудовой кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК).

Задержка выплаты заработной платы признается серьезным нарушением трудовых прав работника и влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц.

Выше были вкратце охарактеризованы гарантии права работника на получение справедливой заработной платы. Эти гарантии предусмотрены ТК, и их реализация не выходит за пределы собственно трудовых отношений. Наряду с ними ст. 130 ТК РФ называет ряд гарантий, которые имеют межотраслевое значение и обеспечиваются не только и не столько нормами трудового права, сколько нормами других отраслей законодательства. К ним, в первую очередь, относится ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя.

Еще одной гарантией по оплате труда, которая также обеспечивается в основном нормами иной отрасли законодательства, выступает ограничение размеров налогообложения заработной платы. В соответствии со ст. 224 НК налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13%. Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка (ст. 218 НК); социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения (ст. 219 НК); имущественные, например на приобретение квартиры (ст. 220 НК).

Следующая гарантия, имеющая комплексный характер, это обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 25 ГК).

Признание работодателя банкротом также рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в том числе права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда).

Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В случае недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение комиссии по трудовым спорам, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда (п. 2 ст. 855 ГК).

Еще одна гарантия комплексного характера, не предусмотренная непосредственно ТК, но действующая на территории РФ в силу ее международных обязательств (ст. 10 ТК), это запрещение цессии в отношении заработной платы.

Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ N 95 "О защите заработной платы" (1949), которая ратифицирована СССР 31 января 1961 г. и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением - один из основных правовых принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ).

Исходя из данного принципа деятельность контрольно-надзорных органов должна быть направлена на соблюдение не только трудовых прав работников, как это традиционно воспринимается на бытовом уровне, но также и соответствующих прав работодателей.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права является одним из способов защиты трудовых прав и свобод (ст.352 ТК РФ). Порядок осуществления указанного контроля (надзора) относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

2. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц

Рядом особенностей обладает работа у работодателей - физических лиц. Работодателей -- физических лиц, вступающих в трудовые отношения с работниками, можно разделить на две группы, различающиеся как по своему правовому статусу, так и по объему прав и обязанностей в сфере трудовых отношений.

К первой группе относятся работодатели -- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (работодатели -- индивидуальные предприниматели). При этом указанные физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов данную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, но вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных Трудовым кодексом РФ на работодателей -- индивидуальных предпринимателей.

Ко второй группе работодателей -- физических лиц относятся работодатели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использует чужой труд для обслуживания домашнего хозяйства или оказания помощи в творческой либо научной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, -- со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) (ст. 20 ТК РФ).

В письменный трудовой договор с работником, принимаемым на работу к работодателю -- физическому лицу, в обязательном порядке включаются все условия, которые являются существенными как для работника, так и для работодателя.

При этом условия, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (например, условия о продолжительности рабочего времени сверх установленной трудовым законодательством, установление заработной платы менее минимального размера оплаты труда и т.п.), являются недействительными.

В соответствии со ст. 303 ТК РФ работодатель -- физическое лицо обязан:

Оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

Уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

Оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

На работодателя -- физическое лицо, не являющегося индивидуальным предпринимателем, возложена обязанность в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства в соответствии с регистрацией.

Внесенные в Трудовой кодекс РФ поправки направлены также на уточнение места регистрации данного трудового договора. Работодатель, не являющийся индивидуальным предпринимателем, в уведомительном порядке регистрирует трудовой договор по месту постоянной регистрации по месту жительства.

В отличие от прежней редакции ст. 303 ТК РФ обязанность по регистрации трудового договора возложена только на тех работодателей -- физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Это обусловлено тем, что работодатели -- индивидуальные предприниматели наделяются правом вести трудовые книжки своих работников и поэтому освобождаются от регистрации трудовых договоров в органах местного самоуправления.

В соответствии со ст. 304 ТК РФ по соглашению сторон трудовой договор между работником и работодателем -- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок

Указанная статья предоставляет право работнику и работодателю -физическому лицу, который не является индивидуальным предпринимателем, заключать трудовой договор как на неопределенный, так и на определенный срок по соглашению сторон. Это предполагает, что работник и работодатель - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, вправе решать вопрос о сроке трудового договора по соглашению сторон независимо от характера предстоящей работы или условий ее выполнения, т.е. без учета положений ст. 58 и 59 ТК РФ.

Что касается работодателей -- индивидуальных предпринимателей, то они вправе по соглашению сторон заключать срочный трудовой договор с работником с учетом предписаний ст. 58 и 59 ТК РФ.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем -- физическим лицом. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 305 ТК РФ).

Одной из особенностей трудовых отношений работников, работающих у работодателей -- физических лиц (как работодателей -- индивидуальных предпринимателей, так и не являющихся индивидуальными предпринимателями), является то, что решение вопросов, связанных с установлением режима работы и времени отдыха, осуществляется по соглашению между работником и работодателем -- физическим лицом. Это означает, что стороны самостоятельно определяют режим рабочего времени, порядок предоставления и продолжительность перерывов в работе, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков.

Продолжительность рабочей недели работника, работающего у работодателя -- физического лица, не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установлено Трудовым кодексом РФ.

Таким образом, нормальная продолжительность рабочего времени для работника, работающего у работодателя -- физического лица, не может согласно ст. 91 ТК РФ превышать 40 часов в неделю, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

Следует учитывать, что согласно ст. 92 ТК РФ отдельным категориям работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Поэтому если работник, работающий у работодателя -- физического лица, относится к той или иной категории работников, которым в соответствии со ст. 92 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (работники в возрасте до шестнадцати лет, инвалиды I и II группы и т.д.), то работодатель -- физическое лицо обязан установить ему сокращенную продолжительность рабочего времени согласно положениям упомянутой статьи Трудового кодекса РФ.

Аналогичным образом, если в соответствии с законодательством работнику установлен ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, то он также должен быть ему предоставлен.

Согласно ст. 306 ТК РФ об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель -- физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней.

При этом работодатель -- физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, имеет право изменять определенные сторонами условия трудового договора только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда

Это означает, что в отличие от общего правила, установленного ст. 72 ТК РФ, согласно которому изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, решение об изменении упомянутых условий может быть принято работодателем -- физическим лицом единолично.

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Внесенные в Трудовой кодекс РФ поправки направлены на усиление защиты трудовых прав работников, работающих у работодателей -- индивидуальных предпринимателей, а также на исключение произвольного и безосновательного изменения условий трудового договора.

В этой связи Трудовым кодексом РФ предусматривается, что работодатель -- физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, имеет право изменять определенные сторонами условия трудового договора только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

Поэтому при возникновении спора о законности и обоснованности изменения определенных сторонами условий трудового договора (например, изменение места работы, условий оплаты труда и т.п.), работодатель -- индивидуальный предприниматель должен будет доказать, что эти условия не могли быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Статья 307 ТК РФ предусматривает, что помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с работником, работающим у работодателя -- физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором.

При этом сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором. Это означает, что трудовой договор с работником, работающим у работодателя -- физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 77 ТК РФ), а также по основаниям, предусмотренным непосредственно трудовым договором.

Следует иметь в виду, что если работодателем являлось физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по п. 1 ст. 81 ТК РФ (ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем), в частности, когда прекращается деятельность работодателя -- физического лица на основании им самим принятого решения, вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 2 ст. 25 ГК РФ), в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, отказа в продлении лицензии на определенные виды деятельности.

Под прекращением деятельности работодателя -- физического лица, не имевшего статуса индивидуального предпринимателя, следует понимать фактическое прекращение таким работодателем своей деятельности (см. п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Статья 307 ТК РФ возлагает на работодателя -- физическое лицо, не являющегося индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязанность в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

В случае смерти работодателя -- физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора в соответствии с ч. 3 ст. 307 ТК РФ, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора.

Вместе с тем ст. 307 ТК РФ не содержит порядка реализации данного права работника.

Представляется, что в целях регистрации факта прекращения трудовых отношений в указанных случаях работник должен обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, с соответствующим заявлением, к которому по возможности необходимо приложить копии документов, подтверждающих факт смерти работодателя, отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев и т.п.

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем -- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, самостоятельно, рассматриваются в суде (ст. 308 ТК РФ).

В настоящее время Трудовой кодекс РФ допускает создание у работодателя -- индивидуального предпринимателя комиссий по трудовым спорам, в которых будут рассматриваться индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников, работающих у такого работодателя, за исключением тех споров, которые в соответствии со ст. 391 ТК РФ рассматриваются непосредственно в суде (в частности, о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора).

ВЕДЕНИЕ ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

Внесенные в ст. 309 ТК РФ поправки предусматривают обязанность работодателя -- индивидуального предпринимателя вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, в силу ст. 66 ТК РФ работодатель -- индивидуальный предприниматель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Полагаем, что работодатели -- индивидуальные предприниматели должны вести трудовые книжки на работников, принимаемых на работу после вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Что касается работодателей -- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, то они не имеют права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

Документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме, либо (при отсутствии письменного трудового договора) справка о работе или иные документы, подтверждающие факт работы у данного работодателя.

оплата труд работник договор

Задача 1

В результате неосторожных действий станочника Клочкова была выведена из строя автоматическая линия, на ремонт которой ушла вся рабочая неделя. На данной линии были заняты пять человек, которые оставались это время без работы. Возможно ли возложение материальной ответственности на Клочкова? Если да, то из каких сумм будет складываться его материальная ответственность?

Решение. В результате неосторожных действий станочника Клочкова работодателю нанесенущерб. Согласно ст. 238 Трудового кодекса работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Согласно ст.241 ТК РФ за причиненный ущерб работник, по общему правилу, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. Согласно ст.138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

Задача 2

На работника за курение на рабочем месте наложено дисциплинарное взыскание. Можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственности за такой поступок?

Решение. Работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. (ст. ст. 189 и 190 ТК РФ). С 1 июня 2013 г. были введены в действие нормы ФЗ от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» о запрете курения на рабочих местах в помещениях.

За курение, пусть даже в специально оборудованных местах, но в рабочее время, а не в перерывы, предусмотренные локальными нормативными актами, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. -2015.- № 6868 (297).- Ст. 18.

2. Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» //

3. Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об оплате труда работников государственных учреждений»// Собрание законодательства РФ.- 15.02.1999.- N 7.- ст. 869.

5. Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы» (заключена в Женеве 01.07.1949 № 95) Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 31.01.1961.// Ведомости ВС СССР.- 01.11.1961

6."Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации" (постатейный) (3-е издание, пересмотренное) (под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова) ("НОРМА", "ИНФРА-М", 2015)

Научная и учебная литература.

7."Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт: Монография" (отв. ред. Ю.П. Орловский) ("КОНТРАКТ", 2015)

8."Трудовое право: Учебник для прикладного бакалавриата" (под ред. В.Л. Гейхмана) ("Юрайт", 2015)

9."Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: Научно-практическое пособие" (отв. ред. Т.Ю. Коршунова) ("Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ", 2015)

"Трудовое право России" (под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова) ("Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина", 2014)

"Трудовой договор (отношения)" (Семенихин В.В.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2015)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обеспечение права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы – основной принцип трудового права. Основные государственные гарантии по оплате труда. Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2013

    Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Защита трудовых прав, законных интересов работников. Особенности регулирования труда женщин. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров. Оплата труда работников здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Характеристика заработной платы как одного из основных элементов трудового правоотношения, ее признаки. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Основные формы заработной платы, их характеристика. Компенсация сверхурочной работы.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2014

    Порядок заключения трудового договора. Отличие трудового договора от гражданско-правового договора. Основания прекращения трудового договора. Юридические гарантии охраны прав некоторых категорий работников. Порядок оформления увольнения работника.

    контрольная работа , добавлен 10.07.2010

    Характеристика раздела VI Трудового Кодекса РФ "Оплата и нормирование труда". Основные принципы регламентации оплаты труда. Система государственных гарантий по заработной плате работников. Порядок отражения трудовых отношений в трудовом договоре.

    статья , добавлен 02.01.2010

    Правовой статус субъекта трудового права. Понятие государственной службы в Российской Федерации. Сущность трудового договора, его заключение с государственными служащими. Основания прекращения трудового договора. Особенности правового регулирования труда.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2009

    Понятие, стороны и содержание, виды трудовых договоров. Порядок заключения и изменения, примерная форма трудового договора. Правовые вопросы прекращения трудового договора, основания прекращения трудового договора для отдельных категорий работников.

    дипломная работа , добавлен 08.01.2010

    Основания заключения срочного трудового договора. Особенности регулирования труда руководителя организации, государственных служащих, сезонных и временных работников. Гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству и вахтовым методом.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    дипломная работа , добавлен 08.12.2013

    Теоретический анализ понятия, классификации и порядка рассмотрения трудовых споров - разногласий между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора. Особенности индивидуальных и коллективных споров.

В обеспечении права работников на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы особое значение придается гарантиям оплаты труда. Система основных государственных гарантий по оплате труда работников установлена в ст. 130 ТК РФ, и в дальнейших статьях ТК РФ эти гарантии раскрываются и детализируются. В указанную систему включаются следующие государственные гарантии:

  • – величина минимального размера оплаты груда в Российской Федерации;
  • – меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • – ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • – ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • – обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • – федеральный государственный надзор, включающий в себя проведение проверок за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • – ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • – сроки и очередность выплаты заработной платы.

Минимальный размер оплаты труда является одной из первых гарантий в указанной системе. Он устанавливается согласно ст. 133 ТК РФ одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Напомним, что в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 37) указанный минимальный размер оплаты труда гарантируется каждому работнику и без всякой дискриминации. Основой для установления минимального размера заработной платы является величина прожиточного минимума. Это основополагающее правило было предусмотрено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Оно получило свое закрепление в ст. 133 ТК РФ, хотя порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда в перспективе до величины прожиточного минимума, согласно ст. 421 ТК РФ, определяются специальным федеральным законом. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”" с 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5205 руб. в месяц. До этого минимальный размер оплаты труда составлял 4611 руб. в месяц (Федеральный закон от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ).

В ст. 133 ТК РФ определены источники финансирования, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики:

  • – организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета;
  • – организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ;
  • – организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов.

Наряду с этим минимальный размер оплаты труда всеми указанными организациями обеспечивается и за счет иных видов финансовых источников. К ним отнесены внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, другими работодателями обеспечивается за счет собственных средств.

У работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), его месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Данная норма содержит важную юридическую гарантию установления и выплаты работнику за его труд заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного на федеральном уровне. Соответствующая обязанность возлагается на работодателя. Минимальный размер оплаты труда служит основой, как бы "точкой отсчета", тарифных ставок или должностных окладов в схеме должностных наименований и окладов, конкретизированных в штатном расписании, расстановке кадров и т.д.

Следует выделить также минимальную заработную плату. Согласно ст. 133.1 ТК РФ она устанавливается в субъекте РФ региональным соглашением и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, за счет средств этих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

Следующей государственной гарантией являются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Обеспечение такого повышения, согласно ст. 134 ТК РФ, включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цеп па товары и услуги. Индексация направлена на поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ от 24 октября 1991 г. № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан" индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения, например при пересмотре уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д. (ст. 1). Индексация в бюджетных организациях должна осуществляться в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами. Однако механизм индексации, определенный указанным Законом, не получил своего практического применения.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; другие работодатели – в порядке, определенном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).

Государственной гарантией является ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Перечень оснований и размеры удержаний из заработной платы работников устанавливаются ТК РФ (ст. 137, 138) и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться в следующих случаях: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно невозвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм груда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ). Удержания также могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания не производятся при увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5–7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Работодатель вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат при том условии, что работник не оспаривает как оснований, так и размеров удержаний. Заработная плата, излишне выплаченная работнику, в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не может быть с него взыскана, за исключением следующих случаев: 1) счетной ошибки; 2) если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; 3) если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Во всех указанных случаях удержаний из заработной платы законом предусмотрены предельные размеры таких удержаний. При каждой выплате заработной платы размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ или взыскании алиментов на несовершеннолетних детей либо при возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний в этих случаях не может превышать 70%.

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание. К такому роду выплат Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" относит денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, некоторые пособия по социальному страхованию (ст. 101). Ограничение размеров налогообложения доходов от заработной платы регулируется не трудовым законодательством, а другими федеральными законами, НК РФ.

К системе государственных гарантий ТК РФ относит ограничение оплаты труда в натуральной форме. Выплата заработной платы производится согласно ст. 131 ТК РФ в денежной форме в валюте РФ (в рублях). Оплата труда может осуществляться в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ, при следующих условиях: 1) выплата части заработной платы в неденежной форме (натуральная оплата) допускается в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника; 2) доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы, т.е. остальные 80% должны быть обязательно выплачены в денежной форме; 3) не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот.

Положения ст. 131 ТК РФ в основном соответствуют Конвенции МОТ № 95 "Об охране заработной платы" (1949 г.). Выплата работнику заработной платы в неденежной форме (в соответствии с коллективным договором или трудовым договором) по смыслу ст. 131 ТК РФ и ст. 4 Конвенции МОТ № 95 может быть признана обоснованной при доказанности юридически значимых обстоятельств. К таким обстоятельствам в п. 54 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 отнесены:

  • – наличие добровольного волеизъявления работника, подтвержденного его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом ст. 131 ТК РФ не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты;
  • – заработная плата в неденежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы;
  • – выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
  • – подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
  • – при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость во всяком случае не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.

К числу государственных гарантий в ТК РФ отнесено обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности, что соответствует требованиям Конвенции МОТ № 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (1992 г.), которую Россия ратифицировала Федеральным законом от 1 мая 2012 г. № 39-ФЗ. Данное право обеспечивается не ТК РФ, а федеральными законами. При ликвидации юридического лица (работодателя) расчеты по оплате труда и выплате выходных пособий производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью (п. 1 ст. 64 ГК РФ). Такое же правило установлено п. 3 ст. 25 ГК РФ в отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями. При банкротстве работники организации признаются кредиторами в части требований по оплате труда и выходных пособий в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В указанную систему (ст. 130 ТК РФ) входит федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Данный надзор является частью государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, который осуществляют Федеральная инспекция труда и федеральные органы исполнительной власти по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных норм всеми работодателями н территории РФ осуществляется этими органами, Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Следует выделить также ведомственный контроль. Все эти вопросы рассматриваются в гл. 16 учебника.

Важной государственной гарантией является установление сроков и очередности выплаты заработной платы.

В ст. 136 ТК РФ предусмотрен порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Закреплена обязанность работодателя при выплате заработной платы в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Все указанные данные должны отражаться в специальных расчетных листках, форма которых утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения работы или перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. По общему правилу заработная плата выплачивается непосредственно работнику. Исключения могут предусматриваться федеральным законом или трудовым договором. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца, в конкретные сроки (день) выплаты заработной платы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Эта обязанность работодателя по выплате заработной платы каждые полмесяца, установленная законом, не допускает возможности предусматривать иные сроки, например один раз в месяц. Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть определены иные сроки выплаты заработной платы. Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до сто начала.

При прекращении трудового договора с работником выплата всех причитающихся ему сумм в соответствии со ст. 140 ТК РФ производится в день увольнения (последний день работы). Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требований о расчете. При споре о размере сумм, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить неоспариваемую им сумму в указанный срок.

Государственной гарантией является ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы, регулирующие общий порядок и сроки выплаты заработной платы, закреплены в ст. 136 ТК РФ на уровне требований, предъявляемых к работодателям в силу исполнения их основных обязанностей по своевременной выплате в полном размере заработной платы, причитающейся работникам. Многочисленные нарушения сроков выплаты заработной платы, к сожалению, продолжающиеся и ныне, требуют более эффективных мер воздействия в пресечении этих нарушений, включая ответственность работодателей. Такая ответственность за задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты груда определена для работодателя и (или) уполномоченных им представителей в ст. 142 ТК РФ.

При задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Впервые такое право закреплено в ТК РФ в целях самозащиты работника и на основе запрещения принудительного труда. В ст. 4 ТК РФ к принудительному труду отнесено в том числе "нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата се не в полном размере". В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Но он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника па работу.

Работодатель за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, несет материальную ответственность перед работником согласно ст. 236 ТК РФ. Работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/ 300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Работодателем возмещается моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием по выплате заработной платы, иным выплатам. Возмещение осуществляется в денежной форме и размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае спора – судом (ст. 237 ТК РФ). Руководитель организации за невыплату свыше двух месяцев заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности несет уголовную ответственность (ст. 145.1 УК РФ). За нарушение трудового законодательства или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению руководитель (представитель работодателя) привлекается к административной ответственности (ст. 5.27, 5.31 КоАП).