Мифы рима. Список использованых источников

Мифы о сотворении мира

Земли еще не было. Суша, море и воздух были так перемешаны, что земля не была твердой, море - жидким, а воздух - прозрачным. И над этой бесформенной массой царило беспечное божество по имени Хаос, и никто не знал, как оно выглядит, поскольку света еще не было. Хаос делил трон со своей женой, темной богиней ночи по имени Никс, чьи черные одежды и еще более черный облик не могли разогнать окружающий мрак.
Время шло, и супруги устали от власти и призвали себе на помощь сына Эребуса (Темноту). Первое, что он сделал, это сверг своего отца и занял его трон, а затем, решив, что ему нужна спутница, женился на своей матери Никс. Эребус и Никс правили вместе до тех пор, пока их замечательные дети Эфир (Свет) и Гемера (День), объединившись, не свергли их и не присвоили власть над миром.
И тогда впервые освещенный Хаос выявил всю свою неприглядную сущность. Эфир и Гемера тщательно осмотрели царивший повсюду беспорядок и, разглядев заложенные в нем возможности, решили превратить его в прекрасную вещь. Однако они хорошо понимали всю грандиозность поставленной пред собой задачи и чувствовали, что им одним не справиться, а потому призвали на помощь Эроса (Любовь), свое собственное дитя. Соединенными усилиями они создали Понт (море) и Гею (Землю, Ге, или Терру), как называли тогда землю.
В начале своего существования Земля вовсе не была такой прекрасной, какой она стала сейчас. На холмах не качали ветвями покрытые густой листвой деревья, в долинах не росли цветы, на лугах не было травы, в воздухе не порхали птички. Земля была голой; повсюду царили безмолвие и покой. Первым это заметил Эрос и, схватив свои животворящие стрелы, пустил их в холодную грудь земли. И тут же ее коричневая поверхность покрылась роскошной зеленью, из листьев деревьев выпорхнули разноцветные птицы, на густых лугах появились самые разнообразные животные, а в прозрачных водах ручьев замелькали быстрые рыбы. Повсюду воцарилась жизнь, радость и движение.

Гея, очнувшись ото сна, восхитилась всем, что сделал Эрос для ее украшения, и, решив завершить и увенчать его труды, создала Урана (Небо).

Помощники Юпитера

Юпитер имел своих собственных помощников, среди которых была Победа, или Ника, готовая в любую минуту выполнить его малейшее желание, и говорят, что Юпитер любил ее так сильно, что всегда держал под рукой ее изображение.
Стоязыкая богиня славы Фама, изображаемая с трубой в руке, провозглашала по его просьбе все, что бы он ни захотел, никогда не задаваясь вопросом, правда это или нет.
Иногда рядом с Юпитером изображали Фортуну, богиню удачи, которая путешествует по миру на постоянно вращающемся колесе, рассыпая небрежной рукой свои бесчисленные дары и равнодушно раздавая свои милостивейшие улыбки. Другая помощница Зевса, Геба (жена Геркулеса), богиня молодости, была всегда готова по его велению разлить по кубкам богов нектар, который они пили, произнося тосты во имя друг друга.
Но однажды эта прекрасная богиня оступилась и упала и была лишена своего поста. Отцу богов пришлось подыскивать ей замену.
Он принял образ орла и полетел над землей. Но не успел он улететь далеко, как увидел на соседнем холме юношу изумительной красоты. Зевс тут же ринулся вниз, схватил юношу своими крепкими когтями и отнес на Олимп, и здесь похищенный Ганимед, сын царя Трои, был подробно проинструктирован о тех обязанностях, которые ему предстояло выполнить в будущем.

Рождение Минервы

Боги хоть и были бессмертными, но страдали от физической боли так же, как и простые смертные. Однажды у Юпитера страшно разболелась голова, и, надеясь, что боги смогут подсказать, как избавиться от боли, он собрал всех древнегреческих богов на Олимпе. Но совместные усилия облегчить страдания Юпитера ли к чему не привели, даже советы Аполлона, бога медицины, оказались бесполезными. Не желая, а может быть, уже не в силах терпеть дальше эту адскую боль, Юпитер попросил одного из своих сыновей, Вулкана, разрубить ему голову топором. Послушный бог с живостью повиновался, но не успел он ударить топором, как из головы Юпитера появилась Минерва - в полный свой рост, облаченная в сверкающие доспехи, с острым копьем, распевая торжествующую песню победы.
Собравшиеся на Олимпе боги задрожали от страха перед этой неожиданной гостьей, и в то же самое время над морем и над сушей пронесся сильный вихрь, возвещая о появлении великой богини.
Богине, присоединившейся к жителям Олимпа, суждено было стать покровительницей мира, оборонительных войн и женского рукоделия, воплощением мудрости и прогнать мрачное божество по имени Тупость, которая до этого правила миром. Минерва, изгнав свою непривлекательную предшественницу, быстро схватила скипетр и тут же начала править вместо нее.

Падение Вулкана

Когда-то Вулкан был сильно привязан к матери (Юноне), всячески демонстрировал ей свою любовь и даже пытался ее утешать, когда она страдала от пренебрежения Юпитера. Однажды, решив наказать Юнону за очередной приступ ревности, Юпитер приковал ее к золотой цепи и свесил с неба. Но Вулкан, заметив это, втянул ее обратно, и собирался уже было освободить от цепей, как вернулся Юпитер и, рассердившись, что он вмешался в дела родителей, низверг его с неба.
Пространство между небом и землей было таким огромным, что Вулкан падал весь день и всю ночь, пока, наконец, не оказался на горе Мосихл, на острове Лемнос.
Конечно, для любого смертного это падение означало бы верную смерть, и даже Вулкан не вышел из него целым и невредимым. Он сломал себе ногу и с тех пор стал хромать, оставшись калекой на всю жизнь.
И хотя Вулкан рисковал и жестоко пострадал, спасая свою мать, она не сделала ни малейших попыток узнать, приземлился ли он живым или разбился при падении. Оскорбленный ее безразличием и неблагодарностью, Вулкан поклялся, что никогда не вернется на Олимп, и поселился в одиночестве в горе Этна, где вместе с Циклопом установил огромную кузницу, чтобы изготовлять много хитрых, полезных вещей из металла, который в изобилии имелся в недрах земли.
Вулкан изготовил себе двух золотых служанок, которые поддерживали его, куда бы он ни шел.
Вулкан создал также золотой трон с бесчисленными тайными пружинами. Когда на нем никто не сидел, он казался самым обычным стулом, но, как только кто-нибудь опускался в него, пружины приходили в движение, и трон запирал сидевшего на нем. Несчастный не мог ни встать, ни избавиться от объятий этого золотого чудовища.
Закончив его создание, Вулкан отослал его своей матери, которая, придя в восхищение от его красоты и тонкой отделки, гордо уселась на него и обнаружила, что оказалась его пленницей. Напрасно пыталась она встать, напрасно все боги пытались вырвать ее из объятий трона. Их соединенные усилия и все их хитрости оказались совершенно бесполезными.
Наконец, к Вулкану отправили Меркурия, который самым дипломатичным образом попросил его почтить Олимп своим высоким присутствием, но красноречие
убедительность Меркурия не смогли заставить бога огня покинуть свое прокопченное жилище. Посланник богов вынужден был вернуться назад и сообщить о провале своей миссии. Тогда боги посовещались и решили послать Бахуса, надеясь, что его метод убеждения окажется более удачным.
Захватив с собой флягу своего лучшего вина, Бахус предстал перед Вулканом и предложил ему освежиться. Вулкан, которому от жары все время хотелось пить, принял предложенную чашу и пил до тех пор, пока совсем не опьянел. В этом состоянии Бахус привел его на Олимп, заставил освободить царицу небес и велел обнять отца и попросить прощения.
И хотя Вулкан сумел вернуть себе милость богов, он не стал жить на Олимпе, но предпочел вернуться в свою кузницу и продолжить работу.

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Палатин считается главным среди основных семи холмов Рима, так как именно на этом месте возник Вечный город. Легенды гласят о том, что здесь были вскормлены волчицей два мальчика-близнеца, один из которых – Ромул – стал основателем Рима и первым древнеримским царем. На холме были найдены следы строений 8 века до н.э., относящихся к эпохе появления первых городских поселений.

Вид с Палатинского холма

Хочется верить, что археологами на Палатине были обнаружены следы хижины, где когда-то жил Ромул. Хотя прямых доказательств этому нет, специалисты косвенно подтверждают такую возможность. Но как бы там ни было, территория Палатина начала заселяться раньше других римских холмов. И это – факт!

Легенды и мифы

Существует несколько версий происхождения названия холма. Наиболее приемлемым считается почитание древними народами божества Палес – покровителя пастухов. Интересно, что по одним источникам – Палес воспринимался как бог, а по другим – как богиня. В древние времена на Палатине находились пастушьи хижины, обычные пастбища и культовые сооружения, где совершались обряды и жертвоприношения. Примечательно, что во многих языках слово «дворец» связано со словом «Палатин». В частности, в средние века царские дома в России именовались палатами. Может быть они ассоциировались с роскошными императорскими дворцами, воздвигнутыми когда-то на холме?








Интересный миф связан с хижиной Ромула — легендарного основателя Рима. Само глинобитное строение с соломенной крышей, тщательно оберегаемое и восстанавливаемое на протяжении нескольких веков, сгорело дотла при первом римском императоре Октавиане Августе. Место, где мог стоять дом, обнаружили при раскопках в середине прошлого столетия по отверстиям в туфе, предназначавшимся под установку опорных стоек. Положение «следов» относительно холма и типичное для хижин латинян размещение несущих опор в плане склонило археологов к мысли, что найденные артефакты относятся к жилищу Ромула.

Артефакты, найденные при раскопках на палатинском холме

Другое предание гласит о том, что у подножия Палатина находилась пещера, где волчица вскормила Ромула и Рэма . Рядом росла смоковница и бил источник. При раскопках девятилетней давности археологи обнаружили Луперкал. Грот украшен незамысловатой мозаикой и мрамором. Предполагается, что это и есть та самая пещера волчицы (лупы), хотя есть мнения, что римляне здесь поклонялись не ей, а божеству, одно из имен которого произносится как Луперк. В переводе оно звучит – «защитник от волков». В честь него раз в год проводились так называемые Луперкалии.

Лепнина на домах жителей Палатинского холма

Сохранившиеся барельефы Палатинского холма

Еще одна легенда Палатина связана с лестницей Кака (Scale di Caco или Scalae Caci). В ней рассказывается о победе Геркулеса над уродливым, огнедышащим сыном Гефеста (Вулкана). Пока Геркулес спал на берегу Тибра, Какий украл у него коров и спрятал их. Но мифологический герой не только смог отыскать пропажу, но и сразился с великаном, убив его и разрушив пещеру уродца. Лестница Кака, скорее всего, находится на том самом месте, где и могли происходить события. Найти ее можно между Домом Ливии и предполагаемой хижиной Ромула.

Вы думаете, что это все? Нет, конечно же. Говорят, что на Палатине долгое время рос тёрн в том месте, куда вонзилось копье основателя Рима – легендарного Ромула. Он метнул его при выборе места для основания нового города с другого холма – Авентина – с такой силой, что вытащить оружие ни у кого так и не получилось. Слишком глубоко оно вошло в землю. Копье пустило корни, в результате чего и появился тёрн, ставший подтверждением того, что Вечному городу – быть! И мы это видим!

На просторах Палатинского холма

История Палатина

Размещение поселения на Палатине было выгодным со стратегической точки зрения. В те времена народ вынуждено выбирал территории, максимально защищенные от чужаков. К вершине Палатина вел лишь один подход по пологому склону, а остальные его стороны были обрывистыми. В окружении холма, к тому же, находились болота, препятствующие внезапному нападению врагов. Подобное расположение давало возможность несложной обороны, а присутствие поблизости Тибра позволяло снабжать Рим водой до тех пор, пока не появились акведуки.

Обрывистые склоны Палатинского холма сегодня

Ромул очертил границы будущего города. Позже Палатин был обнесен стеной, в которой разместили ворота:

  • Римские – вели к виа Нова;
  • Мугонские – стыковались с виа Сакра;
  • еще одни, название которых неизвестно, — соединяли Палатин с Большим цирком вблизи Лестницы Кака.

В республиканский период Палатин превратился в престижный район, который начали заселять известные римлянам полководцы и ораторы, государственные деятели и писатели. Их дома украшались пышно, с особым изыском.
Во времена Империи холм превратился в императорскую резиденцию с шикарными дворцами, своего рода – элитный центр.
Сегодня Палатин представляет собой скопление частично сохранившихся археологических объектов – бывших роскошных Домусов. Среди них самым скромным строением можно назвать жилище Августа – первого римского императора. Кстати, он не выбирал Палатин местом своего проживания. По утверждениям некоторых историков, в частности Светония, Октавиан здесь родился. Он стал основателем императорских резиденций, первым построив дворец на холме.

В средние века Палатин использовали в качестве каменоломни . Роскошные постройки частично или полностью были разрушены. Камни нашли свое применение в строительстве замков и базилик, сооружении гробниц и статуй.
К середине 19 века холм превратился в скопище руин, поросших густой растительностью. Здесь сохранились лишь Фарнезские сады и Villa Mils, о которой мало что известно.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

1. История возникновения древнеримской мифологии

2. Пантеон римских богов

3. Мифы Древнего Рима «Ромул и Рем. Основание Рима»

4. «Семь царей Древнего Рима»

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В основе мировоззрения древних римлян лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над миром. Это способствовало возникновению культа самого Рима и формированию так называемого «римского мифа», отражающего легендарную римскую историю. Сюжеты «римского мифа» исследователи подразделяют на три группы. Первая связана с основанием римского государства легендарным героем Энеем, вторая -- с возникновением самого Рима и так называемым «временем царей».

Третья группа сюжетов «римского мифа» связана с установлением и ранним этапом существования римской республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой во имя славы и процветания Рима. Римляне расценивали такое самопожертвование не только как проявление патриотизма, но и как исполнение воли богов, которые предначертали Риму главенствующее положение в мире.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРИМСКОЙ МИФОЛОГИИ

Существует несколько мнений об этапах развития Римской мифологии. Некоторые историки за основу берут книги жрецов «Индигитаменты», которые рассказывают нам о безличных вредоносных или благодетельных силах - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: -- камень, Марс -- копье, Веста -- огонь.

Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн -- Фавна, Помон -- Помона), в обращении к богам «бог или богиня». Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Современные исследователи ведут споры касаемо этой теории, так как составителями «Индигитаменты» были жрецы, а не народ. Со временем греческому и этрусскому влияниям стали отводить все меньше внимания, акцентируя его на самобытности римской культуры.

Формирование древней римской религии развивалось параллельно с процессом объединения общин, на котором основано возникновение Рима. Боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин -- курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот.

На развитие Римской мифологии повлияли такие факторы:

· Демократизация общества дала возможность плебеям становится жрецами. Это не позволяло развиваться касте. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны чтить богов, так как они являлись основной частью их общины. Но, в то же время могли думать, говорить и писать о них все что угодно, вплоть до отрицания их существования

· Победоносная римская агрессия, стоившая народу немалых жертв, оправдывается мифом о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами

· Знакомство с более развитыми культурами и религиями

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 -- начала 5 в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь -- на покровительство Венеры, Антоний -- Геркулеса и Диониса), на бессмертие душ и на особые места их пребывания после смерти. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены -- с богинями. С установлением империи «римский миф», в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

2. ПАНТЕОН РИМСКИХ БОГОВ

В отличие от большинства древних народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали мифов о них -- об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях. Римляне сознательно отказывались придавать своим богам какой-либо облик и характер. Часто неопределенными оставались даже их пол и имя. По словам Яна Парандовского именно этот принцип и возвышал римлян над всеми остальными древними народами, которые мифами порочили честь богов.

Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона. Они хранились в тайне коллегией жрецов. Когда, по мнению оракулов, знамения были угрожающими, тогда жрецы по приказанию сената искали в этих книгах совета. Считалось, что богов Врагов Рима можно переманить на свою сторону с помощью формулы evocatio. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы -- Юпитер Капитолийский.

Существует предположение, что некогда у римлян бытовал миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери», «ворота». Он был богом входа и выхода, а также всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось в виду, что одно лицо обращено в прошлое, другое -- в будущее.

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление -- независимо от своей значительности -- имеет особого бога-покровителя. В римском пантеоне существовали бог посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так далее.

Римляне, подобно всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди животных -- волка, среди птиц -- орла и дятла. Богом полей, лесов и пастбищ, покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус» -- значит» волк»). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи, поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.

Сильван -- бог леса и дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва» -- «лес». Он не имел официального культа, но был популярным среди рабов и крестьян. Его благодарили за исцеление болезни, неожиданную удачу.

Вертумн - бог всяческих перемен -- смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека.

Фоне - бог водных источников.В его праздник -- фонтаналий -- колодцы украшали цветами, а в источники бросали цветочные гирлянды

Помона - богиня созревающих древесных плодов. Ей была посвящена священная роща.

Среди богов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и Пикумн -- покровители брака и рождения. Кроме того, считалось, что Пилумн изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля навозом (другое его имя -- Стеркулин, что значит «навозный»).

Фортуна также первоначально была покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе -- символ неустойчивости счастья.

Покровительницей домашнего очага была богиня Веста. Неугасимый огонь в храме поддерживали жрицы Весты -- весталки. Домашнему очагу покровительствовали также особые божества -- лары. Лары покровительствовали также добрососедским отношениям.

3. МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА «РОМУЛ И РЕМ. ОСНОВАНИЕ РИМА»

римский бог культ мифология

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея -- Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.

Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь -- ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке, чтобы утолить жажду, подошла волчица, у которой недавно родились волчата. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.

Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.

4. «СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА»

Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали «квадратным Римом».

Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и великолепием. У него была свита особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил связку прутьев с воткнутой в середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.

Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного им города, он разделил всех жителей, которые могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а члены сената -- патрициями, в отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных мест и зачастую совершенно неимущего.

Для того, чтобы укрепить связи с соседними племенами, Ромул направлял к ним посольства с предложениями заключить брачные союзы женщин из этих племен с его подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот «подозрительный сброд». Но хитроумный Ромул решил настоять на своем и залучить к себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел распустить слух о том, что на его земле найден зарытый алтарь бога Посейдона.

Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, должен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.

ВЫВОДЫ

Римская империя вела многочисленные и, как правило, победоносные войны. Под своей властью она объединила огромную территорию. Но завоевывая и покоряя различные народы, римляне впитывали их культуру, в том числе религиозные представления и мифологию.

В конце концов в римский пантеон вошло несметное количество богов самого разного происхождения, религия древних римлян утратила свою цельность и самобытность и через некоторое время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анун Р., Шейд Д., Цивилизация Древнего Рима: Учебник - М. : АСТ, Астрель, 2004. - 176 с.

2. Гурычева М. С., Народная латынь: Учебник - М. : ЛКИ, 2008. - 210 с.

3. Кочкарева А. Г., Рыжкина З. А. Древние сказания: [Электронный ресурс]/ Кочкарева А. Г., Рыжкина З. А., Режим доступа: http://www.foxdesign.ru

4. Моммзен Т., Легенды Рима: [Электронный ресурс]/ Моммзен Т., Режим доступа: http://rome-history.info/2008/02/rimskaya-mifologiya/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Периоды развития религии Древнего Рима. Место религии в жизни древнего римлянина. Жестокие нравы Древнего Рима, его религия, полная крови и жестокостей. Пантеон - храм всех богов. Боги Древнего Рима, их характеристика, сфера влияния и ключевые функции.

    презентация , добавлен 03.12.2015

    Политеистический характер религии древних египтян, обожествление фараона. Мифологические воззрения Месопотамии, ведическая религия Древней Индии. Особенности зороастризма, манихейства, тенгрианства, брахманизма. Религии Древней Греции и Древнего Рима.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Юпитер как бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Яростный и неукротимый бог войны Марс, почитаемый как отец великого и воинственного римского народа. Боги Древнего Рима, их характеристика, сфера влияния, ключевые функции.

    презентация , добавлен 07.04.2016

    Зарождение мифологии древних греков от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Эволюция мифологических и религиозных представлений эллинов. Древнегреческие мифы и легенды о жизни богов, людей и героев. Религиозные обряды и обязанности жрецов.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Как и во что верили древние римляне, их легенды, сказания и обряды. Общая характеристика древнеримских Богов, культ мёртвых и домашних божеств. Обрядовая сторона - главная особенность римской религии и мифологии. Появление и развитие раннего христианства.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Культ природы в мифологии и верованиях древних славян. Образы богов праславянского пантеона. Истоки славянской мифологии. Классификация мифологических персонажей. Культ солнца и огня у древних славян. Славянские религиозные верования и язычество.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2011

    Юпитер как бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Янус в римской мифологии. Богиня брака и рождения, материнства Юнона. Диана - богиня растительного и животного мира. Богиня плодородия Венера. Бахус как бог виноделия.

    презентация , добавлен 17.02.2012

    Рассмотрение особенностей религии и мифологии Древнего Египта, этапы ее развития. Характеристика общих признаков местных культов. Анубис как хозяин царства мертвых, покровитель бальзамировщиков. Знакомство с богами Древнего Египта: Ра, Осирис, Сет.

    презентация , добавлен 19.02.2013

    Особенности религии древнего Рима. Культ Весты, охранительницы и защитницы домашнего очага. Герои римского мифа. Идеализация бедности и осуждение богатства как важные слагаемые римского мифа. Описание семейных верований Рима как анимистической религии.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Историческое взаимодействие искусства и религии. Влияние религии на античную культуру. История становления античной религии на примере Древней Греции и Древнего Рима. Боги Древней Греции и Рима. Схожесть древнеримской и древнегреческой религии.

Содержимое раздела - мифы, легеды и саги, эпосы и былины, каноны и апокрифы религий со всего мира.

Легенды и сказания древнего Рима

Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы. Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания. Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами.

По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами.

На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.

Древний Рим – не просто самая могущественная из цивилизаций античности, это целая эпоха мировой истории и культуры, длившаяся с восьмого века до нашей эры по пятый век эры нашей. Это величайшее государство, в период наивысшего могущества охватывавшее территории от севера Англии до севера Африки, от Гибралтара до Персидского залива, получило название по главному своему городу – Риму. Когда-то небольшое поселение изгоев и отщепенцев, основанное легендарным полубогом Ромулом на берегу реки Тибр, Рим со временем превратился в самое блистательное творение рук человека античности и, по праву получив титул «Вечного города», стал сердцем огромной империи. Именно там, в столице мира, стоит искать квинтэссенцию римской культуры, ради чего, собственно, и написана эта книга. Поэтому на протяжении всего повествования мы так и не сможем далеко отойти от стен Вечного города.

Корпус историко-культурных сведений о Риме колоссален, под этой же обложкой вы найдете лишь краткий обзор римских верований и легенд. Римская культура специфична и интересна тем, что, веками поглощая и впитывая обычаи и нравы покоренных народов, сохранила под всеми этими наслоениями собственный стержень и собственный неповторимый дух. Познакомить читателя, ранее не соприкасавшегося с этой эпохой, с пантеоном римских богов и верованиями римлян, с логикой и этикой римской духовной культуры, с самыми известными или характерными легендами и преданиями Рима мы и намеревались, подбирая истории для данной книги. Все написанное ниже – это изложение трудов известных античных авторов, по мере надобности откомментированное с привлечением трудов известных историков и для удобства восприятия разбитое на законченные очерки и разделы. Мы надеемся, что эта книга станет лишь первым шагом на долгом пути вашего знакомства с величественной и суровой эпохой Древнего Рима.

Отбирая сюжеты для дальнейшего повествования, мы старались, во-первых, останавливаться лишь на том, что действительно способно заинтересовать современного читателя, во-вторых, делать акценты на ключевые моменты в понимании римской жизни: мышление, поведение, нравы и обычаи людей той эпохи. Немаловажным представлялась нам и необходимость должным образом, с позиций того далекого времени, раскрыть известные, позже многократно использовавшиеся в мировой культуре сюжеты.

Первый раздел нашей книги полностью посвящен характеристике и эволюции римских верований, взаимоотношениям римлян с богами и духами обширного пантеона. Во втором и третьем разделе собран корпус самых известных, любопытных и характерных римских легенд и преданий, соотнесенный с канвой исторических событий. Последний же раздел охватывает короткий, но, вероятно, самый освещенный период римской истории – век первых императоров, где мы по мере сил разбираем и эпизоды, возможно, уже известные читателю, наполняя их немаловажными подробностями и комментариями, позволяющими более объективно взглянуть на героев и эпоху.

Мы надеемся, что любознательному читателю, открытому для всего нового, эта книга принесет немало интересных сведений, неординарных наблюдений и, конечно, много часов увлекательного чтения.

По дороге в храм. Художник Л. Альма-Тадема

Пантеон и верования Древнего Рима

О римской мифологии

Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее – довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства – от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона – того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи – покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны – тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога – покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» – «или бог, или богиня».