Экскурсия скит всех святых валаам. Валаамский монастырь — обитель высшей чистоты

В этой статье я расскажу вам не только о том, чем может быть интересен Воскресенский скит туристу и паломнику, но и поделюсь своими впечатлениями от первой встречи с Валаамом.

Воскресенский скит едва ли не самый важный на Валааме, потому что именно на месте его основания получила начало духовная жизнь острова. Отсюда началась история православной Карелии. Существует легенда о том, как апостол Андрей Первозванный принес на эти земли христианство и в знак этого воздвиг крест - как раз в том месте, где сейчас возвышается скит, а когда-то была воздвигнута часовня.

Здесь сосредоточены уникальные достопримечательности, аналогов которым нет не только в других точках острова, но и даже во всей нашей необъятной стране.

Как добраться

В первый приезд на Валаам я начала знакомство со здешней жизнью именно с Воскресенского скита. Наш теплоход тогда рано утром прибыл в Никоновскую бухту.


Никоновская бухта

Большая Никоновская бухта считается главной, потому что в нее могут заплывать даже громадные четырехпалубные теплоходы (в основном из Санкт-Петербурга).


Именно отсюда начинаются многие туристические маршруты. Никоновской она называется, потому что в 18-м и 19-м веках здесь подвизался монах по имени Никон (1745–1822) - говорят, он жил в пещере неподалеку.

Однако не весь остров является копией Святой земли. Основные постройки, имеющие прямое отношение к Новому Иерусалиму - это как раз Воскресенский скит, часовня «Моление о чаше» и часовня Вознесенская на горе Елеон. Также есть:

  • свое ;
  • гора Фавор (на ней Спасо-Преображенский монастырь);
  • гора Елеон; под ней предполагаемый Гефсиманский сад и одноименный скит;
  • Воскресенский скит на горе Сион. Гора Сион в Библии означает «место пребывания Бога - его дом» или как еще говорят: проекция места обители Бога в царстве небесном.

Все эти места удалось устроить в определенных точках ландшафта острова, и благодаря этому в России появилась своя Святая земля, которая своими реликвиями напоминает каждому паломнику о том, откуда произрастают корни их веры, и дает возможность хотя бы на эмоциональном уровне перенестись на святую землю Израильскую. Подробнее про Валаам читайте .

Воскресенский скит был заложен в 1901 году при игумене Гаврииле, на месте часовни в апостола Андрея Первозванного.


Но идея создания нового Иерусалима воплотилась позже благодаря игумену Маврикию (1907–1918), который ездил в и вернувшись, решил оставить на Валааме частичку самого важного для православных христиан места в мире.

В него входят: церковь Успения Богородицы, Вознесенская часовня на горе Елеон, келейные корпуса и маленькая часовенка «Моление о чаше». Главным сооружением скита является церковь Успения Богоматери. В 1906 году здесь была поставлена часовня, которую после перестройки в 1911 году превратили в церковь. Церковь относится к клетскому типу, широко распространенному на Русском Севере. К западной части церкви примыкает двухъярусная колокольня, завершенная восьмигранным шатром с луковичной главкой. 12 сентября 1998 года церковь была вновь освящена. Напротив Успенской церкви стоит небольшая деревянная часовенка «Моление о чаше», за ней - живописное Никоновское озеро. К западу от Гефсиманского скита находится одна из самых спокойных на Валааме, Малая Никоновская бухта. Поражает различие левого и правого берегов бухты. Левый берег – пологий, зарос густым лесом. А правый возвышается скалой высотой до 40 метров, из расселины которой поднимаются редкие стволы сосен. Скала названа монахами горой Елеон. У ее подножья проложена дорога, которая вела к находившейся раньше в этом месте пристани. Здесь был сооружен серый гранитный поклонный крест, видимый издалека. Крест – памятник материальной культуры начала ХХ века.

На горе Елеон, на самой высокой ее точке, в 1912 году была сооружена деревянная Вознесенская часовня, входящая в ансамбль Гефсиманского скита. Из Малой Никоновской бухты она видна одновременно с поклонным крестом. Часовня имеет пятиглавое завершение, рублена «в лапу» и обшита тесом. Очень красиво крыльцо часовни. Архитектурное решение Вознесенской часовни идентично решению Успенской церкви. С вершины горы Елеон, где оборудовано несколько смотровых площадок, открывается потрясающий вид на Малую Никоновскую бухту, за которой – просторы Ладожского озера. Один из самых восхитительных видов на Валааме – маленький островок, расположенный посредине пролива, отделяющего Малую Никоновскую бухту от озера.

От горы Елеон по лесной тропинке можно пройти к Коневским (Игуменским) озерам. Небольшими протоками озера соединены между собой. Свое название водоемы получили по построенному здесь в 1870 году скиту с церковью во имя иконы Коневской Богоматери. Каждое из озер имеет свое название: самое большое – Игуменское, поменьше – Мустоярви, и, наконец, самое маленькое Оссиево озеро. В северной части Игуменского озера растет целая роща сибирской лиственницы, насчитывающая более полусотни деревьев. У подножья скалы – остатки фундамента кельи Дамаскина, который жил здесь во времена своего отшельничества.

За деревянным мостиком расположен недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери. В 1858 году сюда с острова Предтеченский была перенесена часовня. Рядом стояли две избы-кельи. В середине 50-х годов ХХ века строения скита были разобраны до фундаментов. В 2003 году началось воссоздание Коневского скита. В 2005 году состоялось освящение хра ма во имя иконы Коневской Божией Матери. Рядом появился келейный корпус.

В начале мая 2018 года я побывал в составе небольшой паломнической группы в удивительном месте – на Валаамском архипелаге, где расположен знаменитый православный монастырь. Находится архипелаг в Карелии, в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км.

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера. Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Тут настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер. Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь. В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался , которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность. По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое). Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма. Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло : «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена , обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Чтобы попасть из центральной усадьбы монастыря в скит, нужно пройти около двух километров, в том числе по множеству деревянных мостиков. Перед скитом заканчивается остров Валаам и начинается остров Никольский, который прежде назывался Крестовым.

Выстроенный в 1833 году в традициях русского зодчества XVII века Никольский храм когда-то служил маяком (в одном из его больших окон всегда горел мощный фонарь). Рядом с церковью монахами разбиты огород и фруктовый сад, защищенные от холодных ветров с одной стороны каменной стеной, с другой – сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Храм Николая Чудотворца был излюбленным местом на Валааме для писателя Александра Дюма-отца, посетившего монастырь в 1858 году, и для Патриарха Алексия II.

Скит, посвященный Крестителю Руси – , – был первым на Валааме скитом, возведенным в новейшее время. Строительство, стартовавшее в 2002 году, курировал известный церковный архитектор А.А. Анисимов. Скитский комплекс построен в псковско-новгородской манере.

В сентябре 2008 года Патриарх Алексий II освятил Владимирский храм с белокаменным резным иконостасом, имеющим мозаичные вставки, и белокаменным же алтарем. Это последний храм, освящение которого совершил предыдущий Предстоятель Русской Православной Церкви, скончавшийся 5 декабря 2008 года.

В храме есть придел во имя мученицы Людмилы Чешской. Родившаяся около 860 года, она вышла замуж за чешского князя Борживоя. Супруги приняли крещение из рук святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Людмила и Борживой потрудились для христианского просвещения своего народа, строили храмы. Князь умер молодым; на престол вступил его сын Вратислав, которому, в свою очередь, наследовал внук Людмилы и Борживоя Вячеслав. Вдова Вратислава Драгомира, пользуясь юностью и неопытностью сына, пыталась насаждать в стране язычество. Людмила воспротивилась этому, за что была убита по велению Драгомиры. Спустя четыре года, в 925 году, Вячеслав перенес останки бабушки в базилику святого великомученика Георгия Победоносца на Пражском Граде. А ее глава вместе с главой князя Вячеслава покоится в соборе святого Вита там же, в историческом центре Праги.

Людмила и Вячеслав – первые чешские святые, небесные покровители Чехии. Мученицу Людмилу чтут как молитвенницу за бабушек, матерей и христианских учителей. В Москве единственным местом, где можно поклониться мощам этой святой, является храм святителя Николая Чудотворца в Котельниках – Патриаршее подворье и представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

Воскресенский скит входит в число точек на карте Валаама, воспроизводящих Святую Землю, вместе с упоминавшейся горой Фавор, горой Елеон с Вознесенской часовней, Гефсиманским скитом, Мертвым морем (Лещевским озером) и рекой Иордан (протокой, соединяющей два озера). «Русский Иерусалим» задумал создать на Валааме в начале XX века игумен Макарий (Баранов), хотя Воскресенский скит возник несколькими годами ранее. Скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда могут заходить габаритные суда. Порой отсюда начинается осмотр Валаама, ведь именно здесь, как повествует легенда, Андрей Первозванный воздвиг крест.

Скит также известен как Новоиерусалимский и Красный (все его постройки выполнены из красного кирпича). Он был заложен в 1901 году; в 1906 году состоялось освящение верхнего (в честь Воскресения Христова) и нижнего (во имя Андрея Первозванного) храмов, сочетающих русский и византийский стили.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии. Тут хранится частица Гроба Спасителя

Когда Валаам принадлежал Финляндии, на территории скита находилась монастырская школа. В советские годы одну церковь преобразовали в танцплощадку, а другую – в прачечную. С 2000-х годов комплекс возрождается. В наши дни там размещаются паломническая служба монастыря, жилье для экскурсоводов и трапезная.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии, купольной часовенки в иерусалимском храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня. Тут хранится частица Гроба Иисуса, привезенная со Святой Земли. Над репликой лавицы (пещерного камня, на котором лежало тело Христа) возжены семь лампад; одна из них неугасаемая. Валаамская Кувуклия помещена в Андреевском храме – тусклом, лишенном росписей, с низкими потолками, призванном напоминать о страданиях и смерти Спасителя на Голгофе. В противоположность ему верхняя Воскресенская церковь – светлая, открытая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой. Своим убранством она выражает дух «Праздника праздников и Торжества из торжеств» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью и добра над злом.

Ильинский скит

Этот скит назван в память великого ветхозаветного пророка Илии, жившего в IX веке до Рождества Христова. С юных лет он посвятил себя проповеди Единого Бога, подвизался в пустыне, непрестанно молился и соблюдал строгий пост. Тогда в Израиле правил царь-идолопоклонник Ахав. Чтобы доказать истинность Единого Бога, Илия однажды собрал на горе Кармель народ и жрецов языческого божества Ваала и предложил принести жертвы Богу и Ваалу на двух разных жертвенниках, но не поджигать их. Если Ваал воспламенит свою жертву огнем с неба, то он и есть подлинный Бог, если же Господь – Бог Он. Жертва Вааала осталась нетронутой, а Бог воспламенил жертву, дрова, каменный жертвенник и даже окружавший его ров с водой. Потрясенные израильтяне покаялись и восславили Бога.

Лишь Илия и Моисей удостоились беседы с Христом во время Его Преображения на Фаворе. Илия был вознесен в огненной колеснице «яко на небо». Именно будет Предтечей Второго Пришествия Иисуса и в ходе проповеди примет телесную смерть.

Ильинский скит находится в 10 километрах от Валаама, на острове Лембос (на карельском – «Чертов»). Второе название острова – Ильинский. Еще в XVIII веке там стояла часовня. В 1868 году на Лембосе был построен храм, освященный во имя пророка Божия Илии. В советское время в келейных корпусах Ильинского скита жили рыбаки. В 1967 году храм и братские корпуса сгорели (возможно, их подожги намеренно, чтобы стереть скит с лица земли). К концу XX века от комплекса почти ничего не осталось.

Вдруг над горой закружил белый голубь – и сел там, где когда-то возвышался алтарь

Скит поднимают из руин с 2003 года. Примечательно, что, когда конюх Николай перевозил на тяжеловозе бревна от причала к месту возведения храма, на горе он увидел белого голубя (хотя на Валаамском архипелаге голуби не водятся), который покружил и сел там, где когда-то возвышался алтарь. Николай вместе с братией поймали голубя и по колечку-«паспорту» на лапке узнали, что это финская почтовая птица, прилетевшая из той точки, куда в 1940 году эвакуировались валаамские монахи. Это было воспринято как благословение прежних поколений братии на восстановление скита пророка Илии. Уже через три года Ильинский храм был построен и освящен.

До Ильинского скита мы плыли минут сорок. По пути нам встретилось несколько ладожских нерп – млекопитающих, похожих на тюленей (они занесены в Красную книгу России). На причале паломников ожидал улыбчивый послушник Павел. Он повел нас по лестнице к деревянному храму, сооруженному в стиле Русского Севера XVII–XVIII веков, и первым делом предложил угоститься чистейшей водой из скитского колодца. Павел показал нам храм и провел по берегу острова. Остановившись на площадке возле отвесной скалы, он поведал трогательный случай: в один из приездов на Валаам, взирая отсюда на Ладогу, Патриарх Алексий II сказал, что хотел бы умереть в этом месте. Потом мне рассказали, что наш провожатый – бывший артист цирка из Нижнего Новгорода. Пару лет назад Павел бросил успешную карьеру и поступил послушником в Валаамский монастырь.

На Северном Афоне вообще немало насельников с необычными судьбами. Так, в Смоленском скиту мы познакомились с монахом Феофилом, который в светской жизни был диджеем, ныне же занимается кулинарным делом и фотографией (в интернете выложены его работы). Сопровождал нас в дни пребывания на Валааме инок Герман, раньше учившийся в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России и трудившийся в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Все они молоды, образованны, полны энергии и могли бы реализоваться в мирской среде. Это веское свидетельство в пользу того, что в монашество люди уходят отнюдь не от несчастий и безысходности (как многие считают), а по зову Божиему, против которого бессильны любые материальные блага, профессиональные достижения и житейские радости.

В настоящем очерке я коснулся лишь малой толики достопримечательностей Валаамской обители – тех, которые посетил сам и которые предполагаю включить в маршрут «Святыни неразделенного христианства». Здесь можно приложиться к мощам (матери Пресвятой Богородицы), пророка и крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла, апостола Андрея Первозванного и других.

В заключение поделюсь такой историей. Надгробная плита одной могилы на старом братском кладбище Валаама содержит надпись:

«На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен…»

Далее рассказывается история короля Швеции и Норвегии Магнуса II Эрикссона по прозвищу Смек («Ласковый»), который дважды воевал против Руси, дал клятву более не нападать на соседа, нарушил ее, потерял войско в кораблекрушении на Ладожском озере, три дня и три ночи носился по волнам на корабельной доске, пока не был спасен валаамскими монахами. Он перешел в Православие, затем принял монашеский постриг. Прожив на Валааме всего три дня, скандинавский король скончался.

Споры о том, где окончил свои дни могущественный король Швеции – на русском Валааме в 1371 году или в Норвегии в 1374-м, – не утихают до сих пор. Однако одно можно сказать точно: Валаам – тот уголок планеты, где любой человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное. Как, возможно, нашел это католический правитель, который под действием Божественной благодати и в знак благодарности за проявленные к нему заботу и любовь обратился в веру своих недавних врагов.

С кит Всех Святых еще называют "Белый скит" - он самый первый и самый большой скит Валаама.
В 1789-1796 годах тут были построены каменный храм и шесть келейных корпусов для братии.

Но сначала начну с житейского. Машину мы нашли без проблем. Такса - полторы тысячи в час с машины. Хоть вчетвером набивайтесь))) но если больше по времени займет, то больше и заплатите))) ездили на Ниве с очень толковым местным мужиком (прожившем тут всю жизнь) который поведал нам о Валааме много интересного, чего не прочтешь даже в Википедии.

Дороги тут больше на пешего туриста и велосипедиста. Машин на острове (у простых людей) около пяти))) остальные джипы высоких начальников и монастырские. У каждого монаха в сане и своя машина и своя кухарка.

Владимирский мост. Рядом с ним ВИП причал))) Теперь мы переезжаем на остров Скитский.

Ограждений у моста вообще нет,даже условных))) а ведь падать высоко...

Карта - схема Валаама, "Скит Всех Святых" слева сверху.

Деревья встречаются вековые...

Вот шишкинская сосна...

Часовня Крестных страданий.

В нее мы зашли. Её архитектурный стиль - эклектика. Она была построена в 1842г. архитектором К. Брандтом.

Все это из черного мрамора. Внутри никого... благодать. Чем-то напоминает греческие храмы. Там все примерно так же, все лежит открыто - свечи, деньги, старинные книги, иконы,... и только зажигалка на веревочке...)))

Недалеко от часовни в 1991 году были обретены мощи преподобного Антипы. В 1865 г. он прибыл на Валаам и поселился в скиту Всех святых. Пройдя долгий путь послушания и духовного восхождения в молдавских и афонских монастырях, преподобный принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до кончины преподобного Антипы чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь.
Он лежит за часовней. Говорят похоронен не на территории скита не случайно, хотел что бы и женщины могли на его могилу прийти...

Тут нас обогнали велосипедисты))) временно)))

Подъезжаем к монастырю. Этот считается тут не только самым старым, но и самым строгим и "правильным".
Когда то он был единственным на острове, поэтому, говоря "Скит", имели в виду именно этот "Скит Всех Святых". Место для него было выбрано неслучайно. По приданию и XV веке здесь подвизался преподобный Александр Свирский.

В лучшие годы в нем проживало до 50-и монахов, поэтому и прозвали этот скит большим, а позже когда братский корпус оштукатурили и побелили, стали называть Белым. Нижняя теплая церковь освящена во имя Всех Святых в 1849 году архимандритом Игнатием Брянчаниновым.
Тут все строго. Монахам нельзя ни мясо ни рыбы ни молока, ни электричества, спать не более 6 часов. Даже не представляю что им нельзя в пост...

Женщинам за эти ворота нельзя. Монастырь мужской. Женщин сюда пускают только в один день в году, на день "Всех Святых".

Я туда зашел, но все монахи сразу попрятались, словно вымерло все... сюда даже мужчинам вход без благословения наместника монастыря запрещен. Но я жеШь блоХер... прости Господи...

Год постройки храма 1793. Архитектор А.М.Горностаев (перестройка).

Расскажем, как добраться до знаменитого острова, чем он знаменит и какие места можно посмотреть на Валааме. Почитайте перед поездкой.

Путешествие в Карелию невозможно представить без посещения Валаама – уникального места, куда постоянно съезжаются паломники и простые туристы. Это самый большой из группы северо-западных островов Ладожского озера. Он окутан тайнами и легендами, невероятно красив и сохранил необыкновенную природную девственность.

Подобрать тур на Валаам

Посещая такое сакральное место как Валаам, важно сосредоточиться на эмоциях и впечатлениях. В этом вам помогут ребята из Алем-Тур, рекомендуем их в качестве надежного партнера. Они занимаются отдыхом в Карелии еще с 2002 года. Организуют на Валаам как обычные путешествия, так и поездки для паломников. Трансфер, проживание и экскурсии включены.

Взгляните, какие туры у них для вас есть https://www.alem-tour.ru/tours/excursionnye-letnie-toury/


Историческая справка

Не все тайны острова разгаданы до сих пор. Считается, что его покровителем был Апостол Андрей Первозванный, первым посетивший эту землю. Остров переходил из рук в руки: с VII века до XVII – время новгородского владения, затем на 100 лет его занимают шведы, а с XVIII века он вновь становится российским. Сразу после Октябрьской революции финны забирают остров себе, и окончательное возвращение в состав России происходит в 1940 году.

Теперь это популярный музей-заповедник, открытый для туристов с 1979 года.

Как добраться

Зимой путешественники не смогут посетить остров, так как связь местного немногочисленного населения с большой землей лишь самая минимальная. Добраться до острова можно по воде, в теплый сезон. Если вы хотите самостоятельно приехать на остров, то выезжать лучше из Приозерска или из Сортавалы.

Из г. Приозерск самостоятельно

Электричка из Санкт-Петербурга идет 3 часа до Приозерска. Оттуда нужно взять билет до Валаама на метеор, который будет в пути час с четвертью.

Сверху можно полюбоваться на величественную Ладогу и насладиться скоростью. Если взять билет на тихоход, то путешествие продлится 3 с половиной часа. Место прибытия – Монастырская бухта. Лучше позаботиться сразу об обратном билете.

Из Сортавалы самостоятельно

С Ладожского вокзала из Санкт-Петербурга надо взять билет на поезд «Санкт-Петербург - Костомукша» до г. Сортавала. В пути 6 часов, можно купить места в сидячем вагоне. Поезд ходит не каждый день, поэтому билеты лучше приобрести заранее. Можно доехать и автобусом с Северного вокзала, который находится у метро Девяткино. Из Сортавалы нужно взять билет на метеор, места на который следует предварительно забронировать. Время в пути – меньше часа.

С экскурсией

Самый надежный способ благополучно посетить остров – это оформить поездку через туристическую организацию. Цены зависят от выбранного маршрута. Из Сортавалы поездка обойдется на 1000 рублей на человека дешевле, чем из Приозерска. Дети до 7 лет смогут посетить остров бесплатно, а до 12 лет получают 50%-ную скидку. Заказать экскурсии можно прямо на причале в офисах или в администрации Валаама по телефону (место нахождения – краеведческий музей).

Из Санкт-Петербурга

Насладиться отдыхом на теплоходе и полюбоваться Ладожским озером лучше всего в составе экскурсионной группы из Санкт-Петербурга, заказав один из круизов. Тогда не надо будет заботиться о билетах, ночлеге и питании. Теплоходы останавливаются в Большой Никоновской бухте.

Размещение на острове

Гостиницы на острове предоставляются обычно паломникам. Самостоятельно бронируют места в «Игуменской» или на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который специально предназначен для ночлега туристов и находится в Монастырской бухте.

С недавнего времени разрешается ставить палатки на туристических стоянках. Одна из стоянок называется «Скалистый берег». Место удивительное по красоте, с горящим маяком и романтической атмосферой. За сутки нужно заплатить 100 рублей. Талон будет служить лесничему доказательством легального пребывания на стоянке.

Вещи можно спокойно оставлять, воров на острове нет. Передвигаться по территории удобно на велосипеде, взятом напрокат. Но пешком пройтись по ней гораздо интереснее и полезнее. Для отдыха есть на острове деревянные беседки со скамеечками. Они окружены деревьями, на которых резвятся белки. Они не боятся гостей, и если повезет, то можно их даже покормить.


Главные достопримечательности

Посетить все интересные места острова за один день нереально. Валаам – это ансамбль церквей и часовен, богатой природы и уникальных сооружений.В своем первозданном виде сохранились некоторые из них: Спасо-Преображенский собор, надвратная церковь святых Петра и Павла, конюшенный дом, водопроводный дом, Успенская церковь и помещения Белого и Красного скитов.Что необходимо увидеть в первую очередь?


Мужской Спасо-Преображенский монастырь

От Монастырской бухты по ступенькам легко попасть на территорию монастыря, где находится и одноименный собор. Фотографироваться внутри нельзя. В соборе нет ожидаемых росписей на стенах и потолке. Они были закрашены в советские времена, когда здесь был клуб для боцманов, которые учились и жили в монастырских корпусах.

Сам монастырь окружен стеной из красного кирпича, а собор поражает красотой и величием. На его фоне получаются дивные снимки на память.


Воскресенский скит

Скит – место, где живут скитники (монахи) небольшими группами. Они имеют свои храм и устав. Считается, что на месте Воскресенского скита Андрей Первозванный поставил крест, обозначив тем самым первым святую землю. Особенность Воскресенского скита – наличие двух церквей: нижней и верхней.

Нижняя является некоей копией пещеры Гроба Господня, которая находится в Иерусалиме. Над головой нет привычного купола, все скромно, без излишеств. Иконы верхней церкви написаны монахами, жившими на Валааме. Красивый золоченый купол храма – ориентир для прибывающих судов.

В трапезной скита путешественникам обычно предлагают пообедать. Еда простая, но очень вкусная.


Гефсиманский скит

Игумен Маврикий решил создать на острове «русский Иерусалим». Так в начале XX века появился Гефсиманский сад и другие места, повторяющие святыни Иерусалима. Скит находится у подножия Елеонской горы. Церковь и часовня декорированы искусной деревянной резьбой, а келейные корпусы расположены в окружении красавец-пихт. Место знаменито тем, что здесь жил исповедник «старого стиля» Тимон. Внутрь путешественников не пускают.


Коневский скит

В отдалении от главной дороги, на берегу озера, стоит уютная деревянная постройка, называемая Коневским скитом, где жили в разное время старцы и отшельники. Внутри находится икона Божьей Матери. Попросить исполнения желания у нее – мечта многих гостей острова. Туда пускают не всегда, чаще доступ открыт только для паломников и иногда для экскурсионных групп.


Монастырская ферма

Рядом с Коневским скитом находится местная ферма со зданиями и коровником. Немногочисленное население острова питается тем, что производится на ней. Путешественников здесь угощают молоком и хлебом домашней выпечки. Сыр, изготовленный здесь, сейчас пользуется популярностью, даже налажены поставки в магазины Санкт-Петербурга.

На острове растут прекрасные яблоки, виноград. А в теплицах выращивают арбузы и дыни. Сложная техника для выращивания не используется. У гостей складывается такое впечатление, что попадают они в век натурального хозяйства.


Музей быта

Историко-художественный музей у церкви Петра и Павла содержит экспонаты, по которым можно проследить историю острова, и картины русских художников, вдохновленных пейзажами этого удивительного места. Любители творчества И. Шишкина и А. Куинджи, П. Балашова и Ф. Васильева смогут увидеть знаменитые полотна.

На острове есть очень много интересных мест, которые невозможно посмотреть за один раз. Поэтому сюда снова и снова.

Какие сувениры привезти

Что можно привезти на память о поездке? Рынок сувениров предлагает продукты и изделия местных мастеров.

  • Иконы, которые написаны монастырскими монахами.
  • Красивые фарфоровые чашечки, предназначенные для хранения святой воды.
  • Подушки, наполненные можжевеловыми стружками. Они считаются лечебными, так как при нагревании начинают выделять целительные эфирные масла.
  • Расписные шали и палантины местных мастериц.
  • Копченую и вяленую рыбу из валаамских мест можно купить, чтобы поесть на месте, или привезти домой.
  • Традиционные магнитики, тарелки, деревянные дудочки, лапти и другие изделия талантливых людей этого края.

Чаще всего путешественники выбирают для экскурсии однодневный тур, но этого мало, если есть желание вдоволь насладиться местной природой и найти вдохновение. В любом случае не стоит забывать:

  • В любое время посещения острова необходимо прихватить с собой теплую куртку. У воды прохладно, часто идут несильные дожди – зонт тоже пригодится.
  • Предстоит неблизкая пешая прогулка, поэтому обувь должна быть удобная, лучше закрытая.
  • В храмах предлагаются юбки-накидки и головные уборы женщинам. Кто не любит пользоваться чужими вещами, должен взять их с собой из дома.
  • Курение и алкоголь на острове не приветствуются.