Как выглядит московская школа будущего. Школа будущего, какая она? Как изменится школа в будущем

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробовали представить себе такую школу...

Компьютеры. Конечно же, все школы будут полностью компьютеризированы. Причем в довольно скором времени. Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.

Оценки. Их, наверняка, станет больше. Возможно, будет введена 100-бальная система оценок. Ведь чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети. В данный момент та же "пятёрка" может быть у разных детей разная - у кого-то с натяжкой, у кого-то наоборот очень хорошая, твёрдая. Классные журналы в будущем тоже исчерпают себя и уйдут в небытие. Компьютеры и Интернет будут заменять бумажные документы.

Интерьер. Когда давным-давно по всей России стали образовываться учебные заведения, то они были больше похожи на тюрьмы. Тем более, в те времена люди ещё не понимали, зачем нужно учиться. В общем, школы выглядели так: пол, стены, потолок, столы, стулья и всё. Но с каждым годом школы становились всё более обустроенными. Так что, скорее всего, в будущем понятие "Школа - это второй дом" будет полностью оправданным. Наверняка голые стены будут оклеены обоями, повсюду будут стоять мягкие диваны и кресла. Остается надеяться, что в будущем дети не будут сходить с ума и перестанут сбивать всё живое на своём пути.

Учителя и ученики. В школе никогда не будут преподавать низкоквалифицорованные люди. Все учителя будут проходить тщательное собеседование. Ну а ученики, как были все разными, так такими же навсегда и останутся. Кто-то будет учиться лучше, кто-то хуже, кто-то будет принимать участие в развлекательных школьных мероприятиях (а таких мероприятий в будущем будет ещё больше чем сейчас!), а кто-то, наоборот, в научных конференциях.

Развлечения. Уже сейчас многие школы практикуют совместные поездки, походы, экскурсионные туры. В будущем их должно стать больше и они должны входить в обязательную программу обучения. Таким образом, качество образования тоже улучшается. В каждой школе будет спортивный клуб с секциями. Также в комплексе будут проходить соревнования (между школ или между классами).

Как вы видите себе школу будущего? Что будет в ней такого, чего не было в школьные годы у вас?

Татьяна, 19: В мои годы не было возможности доступа в Интернет во время уроков информатики. Какой-никакой, а все же отдых. Еще, мне кажется, что не должно быть ЕГЭ. Так, как выпускалась из школы я – намного продуктивнее и полезнее. Я сдавала обычные экзамены – письменные и устные. Уроки физкультуры не должны быть обязательными, особенно – в старших классах.

Маргарита, 18: Было бы продуктивнее ввести лекционно-семинарскую систему. Но подход к каждому ученику, тем не менее, должен быть индивидуальным. В моей старой школе все непрофильные предметы, которые были мне абсолютно неинтересны, были обязательны для посещения. Я считаю, что это неправильно. Обучение не должно навязываться школьнику и вызывать негативные эмоции. Что касается самоуправления, школьные выезды должны организовываться чаще.

Алексей, 23: С оптимистической точки зрения, школа будущего сохранит советскую систему "насыщения учеников знаниями", при этом начнёт давать главное - навыки применимые в жизни. Умение общаться, самостоятельно добывать информацию, критически мыслить и всячески стремиться к развитию и самосовершенствованию. Надеюсь, что школа вернёт общечеловеческие ценности, а этика и эстетика будут её краеугольным камнем.

Но реально, я очень боюсь полной деградации нашего образования. В данный момент в нашем образовании всё больше американизма. А подписанное в 1999 году Болонское соглашение может загубить то, что уже есть. Людям не наученным мыслить самостоятельно, хотят дать право выбора - учить или не учить математику, физику, химию, историю. Всё это приведет к деградации общества - отсутствия у выпускников кругозора и элементарных знаний. В 21 веке школа уже забыла, что такое нравственность и мораль, и меня сильно коробит, когда я вижу 6-классниц в стрингах и мини-юбках, а 8-классниц обсуждающих у подъезда очередной минет.

Татьяна, 22: Школа будущего мне представляется так: техника, техника и еще раз техника, хорошо это или плохо, не берусь судить, думаю, учителей все -таки техника или компьютеры-роботы заменять не должны, живое общение лучше всего. Хотелось бы, чтобы в школе будущего была шире программа. Например, танцы для девочек стали бы обязательными, а также этикет и др. В общем, предметов, которые бы пригодились на практике в жизни должно быть больше.

Маша Шибанова

Сегодня сюжеты фантастических фильмов прошлых лет уже не кажутся такими уж не реальными. Каждый день технологии все больше развиваются и применяются повсеместно. Мы уже не можем представить себе жизнь без современных научных достижений. В будущем, я думаю, прогресс не будет стоять на месте, и школа не исключение.

Интересно размышлять о том, какой будет школа в будущем. Не могу сказать, что современная мне совсем не нравится. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, учеба в школе изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о том, какой будет школа, когда человек откроет для себя неведомые сегодня секреты науки.

Школа будущего - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные, физические, психологические, физиологические особенности школьников, по-новому организовано обучение на различных ступенях обучения.

Однако, мне бы не хотелось, чтобы школа изменилась полностью. Высокий уровень автоматизации, не должен повлиять на любовь человека к искусству, поэтому рисованию, музыке, ручному труду по прежнему будет уделяться внимание. Я думаю, что так же как и сегодня, классы будут украшены цветами и портретами выдающихся людей. На переменах, ученики не перестанут общаться друг с другом, переключившись на планшеты и айфоны. А самое главное, без чего невозможно представить себе школу будущего - это, конечно, учителя.

Новые учителя, это учителя открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому.

Никакой, даже самый прогрессивный компьютер, не заменит творческого, умного, профессионального коллектива учителей. Никакой андроид не даст ученикам живого общения и понимания, участливого внимания к жизни детского коллектива. В такой школе, мне кажется, захочется учиться любому, поэтому каждый ученик будет успевающим и ответственным в учебе.

Оценочная система в школе будущего отменится. Учеников станут побуждать не к простому заучиванию материала, а к достижениям. Задания школьникам будут даваться научно-исследовательские и творческие. Ученикам за успешную учебу в школе будут платить неплохие стипендии. Критерии успешной учебы довольно сложны, в основном они зависят от количества изобретений, внедренных рационализаторских предложений, изданных книг, установленных рекордов в спорте и побед на турнирах.

И еще, в школе будущего можно будет с пятого класса выбрать себе направление обучения. Если тебе даются языки, литература, то идешь по гуманитарному направлению, разбираешься в математике и физике - по математическому и так далее. Это поможет школьникам узнать свои склонности и выбрать подходящую будущую профессию.

Думаю, оценок в школе будущего не будет. Потому что школьники будут не просто заучивать материал и решать одни и те же задачи, а выполнять научные и творческие задания, а потом на специальных конференциях делиться результатами с остальными. Учителя будут им помогать в этом, будет много индивидуальных занятий.

Ш кола будущего - это центр взаимодействия как с родителями, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

XX век уничтожил традиционную семью, уничтожил целые сословия в нашей стране - дворянство, купечество, да и крестьянство. А ведь сохранить своё лицо, не копируя Запад, мы можем, только восстановив и собрав по крупицам наши русские традиции. Этим и должны заниматься и семья, и школа. Воспитание - непрерывный процесс, поэтому нельзя "свалить" воспитание своего ребенка только на школу. Семья обязательно должна принимать непосредственное участие в этом процессе. Уважаемые бабушки и дедушки, дорогие мамы и папы, давайте сегодня, сейчас начинать с азов, с фундамента. Давайте перед сном читать малышу традиционные русские сказки и предания. Русский школьник должен быть знаком с именами славянских и русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена или Человека-паука, должен знать мировоззрение своих кровных предков, должен постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными жаргонизмами. Только в содружестве «школа-родители» мы сможем воспитать гражданина, патриота своей великой страны.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Что касается ученической мебели, то она станет более комфортная и функциональная. Удобная мебель появится и в коридорах школы, чтобы ученики могли отдохнуть и подготовиться к занятиям. Кроме спортивных залов, в каждой школе появятся бассейны и тренажерные залы. В школе будущего непременно должны быть мастерские и лаборатории, где ученики смогут применять на практике, получаемые на уроках знания и знакомиться с новыми научными разработками. Школьные экскурсии в будущем, благодаря сверхскоростному транспорту, смогут проходить в любом уголке земного шара.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Возвращаясь к образу школы будущего, хочу сказать, что не современное оборудование должно стать ее главным показателем. Оно должно быть лишь необходимым условием ее существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры - вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди - вчерашние выпускники школ - значит, и школа должна стать современной. И это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и школу и ребенка в школе.

«Умная школа» - уникальный образовательный проект, масштабный учебный комплекс, который будет построен на берегу реки Ангары у границы Иркутска. Школа будет создана по индивидуальному дизайну, в котором сочетаются исследовательский дух и чувство безопасности и комфорта.

Марк Сартан

руководитель проекта «Умная школа»

Если вас спросят, как выглядит школьное здание в России, то представить и описать его у вас не составит труда.

Подобные здания узнаются всегда и сразу, даже если мы видим их мельком. Ну да, иногда можно его с чем-то спутать. Например, со зданием какого-нибудь завода. Или казармой. Или поликлиникой.

Традиционная школа - фабрика по штамповке учеников

Представления о классическом школьном здании у нас остаются такие же, как во времена СССР:

  • Типовой корпус с промышленно-безликим видом;
  • По фасаду равномерно распределены одинаковые окна;
  • Единый вход-портал;
  • Одинаковый размер классов;
  • Прямые пустые коридоры;
  • Неизменность планов всех этажей;
  • Монотонные и набившие оскомину цветовые решения.

Эти архитектурные решения ясно дают понять: в традиционном представлении школа - это завод по производству человеческого материала.

Школа индустриальной эпохи предполагает соответствующее содержание образования - унифицированные программы и фронтальный метод обучения. У всех детей одинаковая учебная программа, которую они осваивают одновременно, делая практически одно и то же, лишь с разной степенью эффективности. И судят об их успехах, сверяясь с одним общим списком требований.

Фабричная метафора школы неоднократно использовалась в культуре. Вспомните, например, знаменитую песню Pink Floyd - Another Brick In The Wall.

Использовалось это сравнение и в книгах. Например, Майкл Гриндер свою книгу об использовании техник нейролингвистического программирования в педагогике назвал так - «Исправление школьного конвейера».

Педагог Джон Тэйлор Гатто свою знаменитую книгу, в которой он подверг критике базовые постулаты государственного образования, назвал «Фабрика марионеток» .

Название «Школа - это фабрика» дал одному из своих главных эссе теоретик фотографии Алан Секула.

Но вернёмся к школьному зданию и его устройству. Ровное, симметричное, неуникальное, оно фактически вынуждает ребёнка чувствовать себя не полноценным человеком, а фабричной заготовкой, которую взрослые будут обрабатывать.

Ребёнок в такой школе ощущает себя ничем не выдающимся, не отличающимся от других. Поэтому у многих конвейерно-групповой метод обучения не вызывает никакого протеста. Но это не значит, что именно он нужен ребёнку.

Современная школа - город в городе

Хотя не все это заметили, но индустриальная эпоха осталась позади. Современное образование вместе со всем миром уходит от унификации в сторону индивидуализации.

Мы видим в учениках не заготовки, а полноценных и равноправных участников образовательного процесса.

В новую информационную эпоху к школьному зданию предъявляются совсем другие требования. Чтобы отвечать потребностям современного ребёнка, оно должно не застревать в прошлом, а радикально измениться. Мы ждём от современного школьного здания:

  • Визуальное своеобразие;
  • Уникальные эстетические решения;
  • Индивидуальный подбор фактуры и цвета;
  • Несколько входов в здание вместо одного парадного;
  • Разнообразие помещений, возможность их трансформировать;
  • Нелинейная связь помещений, их открытость;
  • Зонирование и мультифункциональность школьных пространств;
  • Пульсирующие, неоднородно оформленные помещения.

Таким образом, современная школа должна быть многообразной, а не представлять из себя унылое архитектурное единство. Такая школа похожа не на завод или бараки, а на современный город - яркий, разный, предоставляющий огромное разнообразие возможностей для своих обитателей.

За логикой архитектуры следует и логика образовательных программ. Современные школы предоставляют детям:

  • Вариативность в обучении детей;
  • Возможность формировать индивидуальный образовательный маршрут;
  • Выбор из нескольких профилей обучения;
  • Доступ к общественным пространствам, используемым в образовательном процессе;
  • Жизнь внутри сообщества, где ты являешься полноправным участником отношений.

В такой школе ребёнку должно быть интересно и приятно находиться, он должен чувствовать, что обучение - это не только его обязанность, но и право, которым ребёнку нужно воспользоваться, чтобы достичь в жизни счастья и успеха.

Школа будущего

Да, безусловно, учеников ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве заготовок для промышленной обработки. Но и концепции школы-города, в которой они рассматриваются просто как граждане со своими правами, тоже недостаточно.

В «Умной школе» мы идём дальше, поскольку понимаем, что главная задача школы будущего - научить ребёнка ответственно распоряжаться собственной жизнью.

Для этого ученики должны научиться распоряжаться пространством школьного здания, подчинить его собственным интересам. Мы хотим, чтобы ученики были прежде всего авторами (или как минимум активными соавторами) собственного образования и - смотрим шире - собственной жизни.

Каковы особенности образовательного процесса в школе будущего?

  • Образование по системе «перевёрнутый класс» - дети изучают новый материал самостоятельно, а в классе занимаются практикой и укреплением своих навыков;
  • Учёба имеет не только просветительский, но и творчески преобразующий характер;
  • У учеников поддерживаются личная вовлечённость в образование и высокая мотивация;
  • В основе ценностного воспитания школьников лежат идеалы развития и прогресса, что повышает конкурентный потенциал будущих выпускников;
  • Главный принцип образования - ребёнок с его помощью учится проектированию собственной жизни.

Архитектура «Умной школы» должна стать принципиально новым образовательным инструментом: она будет учить выбирать маршруты в сложно организованном пространстве аналогично тому, как ребенок выбирает свой содержательный маршрут в образовательном пространстве. Пространство «Умной школы» будет отзывчивым, то есть будет откликаться на потребности и трансформироваться в соответствии с ними.

Для этого особое внимание в проекте уделяется ландшафтному дизайну и принципам природного урбанизма. Наша задача - построить инновационную школу, которая объединит в себе технологические и рукотворные пространства с одной стороны и природные - с другой.

Это будет естественно устроенное пространство, открывающее новые возможности для учеников. Они смогут свободно передвигаться по нему и пользоваться им для реализации своих проектов.

Так чему же должно учить школьное здание? Тому, что ты ни в коем случае не заготовка под человека, что ты не только гражданин и член общества, но ты ещё и автор своего образования и своей жизни!

Сочинения детей о школе будущего

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Я учусь в четвёртом классе начальной школы «Радуга». В этом году ей исполняется десять лет. Школа мой второй дом. В ней очень уютно и светло. Я очень люблю учиться. Люблю занятия по физкультуре. Надеюсь, что в будущем в нашей школе будет современный спортивный зал, а может быть и своё футбольное поле.

После уроков ребята смогут найти себе занятие в кружках по интересам. Ведь их будет очень много?! Учиться будет не только интересно, но и весело. На переменах ребята будут петь в караоке любимые песни, листать интересные журналы в библиотеке, играть в мини футбол, навещать своих питомцев в живом уголке, совершать экскурсии в ботанический сад.

Дети в такой школе научатся ценить дружбу, станут добрыми и отзывчивыми. И каждый будет рад учиться в ней.

ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Школа – это место, где дети получают знания. Там учат читать, писать и считать…

В будущем моя школа будет похожа на дворец, где вместо парт и стульев, будут удобные кресла и столы. На перемене дети будут играть в компьютер, который стоит у каждого на столе. На подоконниках много цветов, в коридоре как в ботаническом саду, много деревьев и необычно красивых цветов. Там летают бабочки, поют птицы и прыгают рыжие белки. В музыкальном зале – большой аквариум, в котором плавают морские рыбки. В буфете раздают разноцветное мороженое и вкусные булочки.

Мне кажется, что в этой школе интересно будет не только детям, но и нашим учителям.

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Я представляю нашу школу в будущем так. В школе будут большие, светлые, уютные классы. В центре школы расположена большая игровая комната. В ней на перемене можно поиграть в настольный теннис, покувыркаться на кольцах, полазать по канату. В школе будет большая библиотека, в которой много интересных книг и работать в ней смогут сами дети.

В самом светлом уголочке школы – расположен живой уголок. В нём живут попугаи, рыбки, ёжики, белочки, хомячки, кошечки, черепашки. На первом этаже школы расположен ботанический сад. В нём растут экзотические деревья, кустарники и растения, весело щебечут птицы.

Вместо уборщиц ходит робот – полотёр, который моет и натирает до блеска полы. Вокруг школы раскинулся фруктовый сад, на территории которого расположен большой теннисный корт.

В школе будущего настолько всё хорошо, что дети не хотят уходить домой.

Было бы так!

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Школа будущего в моём представлении выглядит немного иначе, чем сейчас. В ней интересно будет проводить время в течение всего дня.

К школе пристроят бассейн. У нас будет новый спортивный зал с тренажёрами, в котором будут проводиться соревнования по разным видам спорта: гонки на велосипедах, роликовых коньках. А ещё в школе организуют живой уголок. В нём будет террариум, аквариум, клетки с птицами и мелкими животными. Ребята смогут ухаживать за своими любимцами.

На школьной крыше выстроят стеклянный купол, где будут установлены телескопы. На уроках окружающего мира в вечернее время ребята смогут наблюдать за звёздами и другими небесными телами.

А во время летних каникул ребята вместе с учителями смогут отдохнуть в разных уголках нашей необъятной родины, узнать много нового, познакомиться и подружиться со своими сверстниками.

Я хотел бы учиться в такой школе.

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Для меня школа будущего – это большая школа с просторными, светлыми классами. У каждого ученика отдельная парта с персональным компьютером, а вместо доски – большой телевизионный экран, с помощью которого учитель демонстрирует детям учебные программы.

Я думаю, что в школе будущего обязательно откроют класс хореографии. Девочки будут учиться танцу. А мальчишки будут играть в школьной футбольной команде. Для этого построят большой спортивный зал, оборудованный современными тренажёрами и футбольное поле.

В кабинете музыки – много музыкальных инструментов и большой плазменный телевизор для просмотра концертов и прослушивания музыкальных композиций.

В такой школе ученикам будет легко и интересно учиться.

ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Год 2187. Утро. Лечу я на своём планеромобиле. Впереди высится двенадцатиэтажное здание из стекла и бетона. Я припарковываю свой планер на стоянке и захожу в здание. Двери на фотоэлементах бесшумно открываются передо мною, вокруг снуют роботы уборщики. По коридору из столовой доносится запах свежей выпечки. Это моя школа!

Помещение школы просторное и светлое. Уютные классы, оснащённые компьютерами по последнему слову техники. Дети изучают четыре иностранных языка, но это совсем не сложно, новейшие технологии успешно этому способствуют. Ещё в школе есть бассейн, два спортзала и стадион, накрытый защитным полем, чтобы можно было заниматься даже в непогоду. Для тех, кто увлекается биологией, химией и физикой имеются прекрасные лаборатории со всем необходимым оборудованием. На последнем этаже находится школьная обсерватория для любителей астрономии.

Но самое интересное начинается после уроков. В концертном зале на три тысячи посадочных мест каждый день проводятся разнообразные мероприятия. Ученики занимаются в хореографической, художественной и музыкальной студиях. А по выходным летают на экскурсии в разные страны.

В процессе обучения дети получают прекрасное образование, становятся всесторонне развитыми и в итоге получают аттестат мирового образца.

Да это моя школа! И я в ней директор!

КАК Я ПРЕДСТАВЛЯЮ НАШУ ШКОЛУ В БУДУЩЕМ.

Я представляю школу радужной (раскрашенной полосками как у радуги), окна круглые, двери звёздочкой, на каждой двери класса висит фото учителя, который учит учеников своего класса, в каждом классе две доски, на которых можно порисовать. И семь мелков: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

У каждого класса свой цвет. Я будут любить такую школу.

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Я мечтаю, чтобы в будущем моя школа была самая лучшая. Я представляю свою школу такой: она станет более просторнее и красивее. Около школы будет очень уютно. Там будет большая спортивная площадка с разными аттракционами, бассейном и зимним катком. Будет много цветов и маленьких фонтанчиков. Ещё я мечтаю, чтобы в школе был живой уголок, в котором были бы щенки и котята, с которыми можно поиграть на перемене. Я хочу, чтобы было больше праздников и конкурсов, а особенно викторин по чтению.

В школе будет много разных кружков и спортивных секций. Я хочу, чтобы к нам приезжали дети из других стран, чтобы все дружили, а учителя оставались добрыми, как сейчас и чтобы эта школа никогда не закрывалась!

ШКОЛА БУДУЩЕГО.

Я представляю свою школу одиннадцатиэтажной. На первом этаже учатся первоклассники, на втором – второклассники, на последнем этаже – институт. Ученики не опаздывают на уроки, они поднимаются в класс на лифте.

В столовой на завтраки дают вкусный торт, а на обед – конфеты. К каждому дому подъезжает автобус и забирает детей в школу. В этой школе задают самые лёгкие задания, и все справляются с ними. Ученики воспитанные, в школе можно найти много хороших друзей. Каждый день было бы четыре урока, на пятых уроках проводились бы соревнования, эстафеты и различные игры. Вот какой я хочу видеть свою школу.

выпуск 2004 г.

Нашим детям приходится учить в школе гораздо больше, чем нам. А голова у них такого же размера, что и у родителей. Поэтому либо нужно сокращать какие-то дисциплины, как, например, астрономию, либо менять систему обучения. На самом деле выбора не существует, считает Василий Филиппов, один из самых интересных молодых российских предпринимателей в сфере высоких технологий.

Александр Грек

Вася Филиппов — личность не медийная, и я с ним познакомился случайно. Но уже через несколько минут разговора был поражен его масштабом, и разговор затянулся на часы. Василий — классический ребенок из академической питерской семьи, папа и мама — профессора в области физики и математики. Так что сомнений, кем стать, у Васи с детства не было: конечно, ученым-физиком. Главные увлечения — математика, физика и программирование. Получалось неплохо: Василий победил во Всероссийской олимпиаде по физике, правда, на международной взял только бронзу. Поступил на математический факультет, как он выражается, «чтобы фундаментально знать математику», и на третьем перевелся на физической факультет. Параллельно набивал руку на кодировании, долго разрываясь между увлечением квантовой теорией поля и программированием. В общем, типичная жизнь, скажем, студента физтеха.

Также, что типично для студентов, основал с друзьями стартап. Но вот дальше все пошло нетипично. Стартап специализировался на программах для наладонных компьютеров, PocketPC, предшественниках современных смартфонов. «Когда PocketPC в 1999 году первый раз попал мне в руки, было полное ощущение, что держишь в руках будущее. Девайс из будущего», — вспоминает Вася. На тот момент не было никаких ресурсов для разработчиков. Ребята решили, что будут писать статьи, как программировать PocketPC. Сами ничего не знаем, но всех будем учить. И поскольку кроме них никого не было, они вдруг оказались экспертами. «Как писалась статья? — вспоминает Филиппов. — Сам ничего не знаешь, садишься, разбираешься, а потом пишешь. Неожиданно повалили заказы».


Первые года два делали для других, а потом решили делать продукты под своим брендом — SPB Software. В конце 1990-х — начале 2000-х это было очень трудно — что-то в России делать для всего мира. Трудно и страшно. Первые пять продуктов не пошли. Шестой пошел получше. Седьмой еще лучше. Восьмой стал номером один в мире. Потом и компания стала номером один в мире. А еще через некоторое время — номером один с большим отрывом. Шесть из топ-10 продаваемых программ для PocketPC были питерскими.

SPB Software стал мировым экспертом в области PocketPC. Лучше ребят эту систему знал только Microsoft. Сначала питерцы научились делать очень хорошие продукты, а через некоторое время — и очень успешные. В какой-то момент поисковик Google по запросу SPB сначала выдавал SPB Software, а уж потом Санкт-Петербург. После PocketPC компания начала разрабатывать продукты под Android, программы для мобильного телевидения, сотовых операторов, и в итоге компанию купил «Яндекс».

Никто, кроме нас

«После этого я три года работал в «Яндексе», и мне там очень нравилось — прекрасная компания и хорошие люди, — Василий пытается понятно объяснить невероятное — как он ушел из компании, куда все пытаются попасть. — Но объективно я понимал, что без меня «Яндекс» справится. А вот мою идею насчет образования если не реализую я, может никто не реализовать». А идея у Василия была глобальная. И для этого он основал международную компанию MEL Science со штаб-квартирой в Лондоне и отделом разработок, конечно, в Санкт-Петербурге.


«У меня четверо детей, поэтому о проблемах современного образования я знаю не понаслышке. И им сейчас надо учить намного больше, чем учил я. У меня, например, в школе вообще не было IT, в частности программирования. Сейчас это большой важный пласт, — Василий говорит о том, что волнует большинство родителей во всем мире. — Лет через десять это будет не один, а два-три предмета только по информационным технологиям, биология за последние тридцать лет скакнула вперед фантастически. У меня в школе это были пестики-тычинки, а у современных детей — ДНК, РНК, и это все объективно очень важно. Сегодня биология чуть ли не наука номер один. И это все надо учить. Но и все то, что учил я, тоже никуда не делось. А голова у них такого же размера, как у меня. И времени на школу столько же. И что с этим делать?»

Если сокращать какие-то предметы за счет углубления других, из школы будут выходить узкие специалисты, что не очень хорошо, потому что слишком много всего интересного происходит именно на стыках наук. Плохих решений много: например, перестать чему-нибудь учить — скажем, астрономии. Хорошее решение только одно — начать учить эффективнее. Просто сказать, но трудно сделать. Как считает Василий, самая большая проблема современного образования — зубрежка. Это не работает. Экзамен прошел, забыли все, не осталось ничего. Так работает наш мозг — мы плохо запоминаем факты. Зато мы хорошо запоминаем суть событий, логику развития вещей, базовые принципы, визуальные вещи. Если ты в десятом классе съездил, например, в Париж, ты до сих пор что-то из этой поездки помнишь. Сделать переход от зубрежки к пониманию значит фундаментально улучшить образование.


Наука как игра

Хороший урок состоит как минимум из двух частей. Первая часть — эксперимент, демонстрация эффекта. Пока ребенок не начал что-то делать сам, уровень вовлеченности низкий. Как только вы даете ему что-то делать самому, у него загораются глаза. Ему интересно — и он твой. А самые эффектные опыты — в химии. Они красочны, это магия. Но проблема в том, что если ничего не объяснять, то они так и останутся магией, фокусами. «Как-то на выходных я делал с детьми опыты и поймал себя на мысли, что не могу объяснить им, что происходит внутри, — вспоминает Василий. — Я полез в YouTube, думал, найду хорошее объясняющее видео, но там на эту тему — ноль. И в этот момент я понял, чем хочу заниматься и что я принесу этому миру». Прикрутить к первой части — красочному эксперименту — не менее красочную вторую часть, объясняющую эффект. И если в физике, качая шарики, ты можешь понять какие-то закономерности в механике, то в химии шансов нет. Это еще одна причина, почему мы решили начать с химии.


Первая и наиболее эффектная часть курса химии от Василия Филиппова — собственно химические опыты. С пиротехническими эффектами, выращиванием причудливых кристаллов, чудесными превращениями одних материалов в другие. Обычно на этом все и заканчивается. Главное ноу-хау Василия — сразу после химического шоу доступно рассказать и показать детям, что на самом деле происходит внутри молекул и атомов. Если это ему удастся, химия станет самым любимым школьным предметом.

Rocket-science

Но как увлекательно объяснить ребенку суть химических реакций? Дать ему возможность «нырнуть» на микроуровень, позволить своими глазами увидеть, как взаимодействуют атомы и молекулы. И тут трехмерная компьютерная визуализация, а особенно технология виртуальной реальности VR — идеальный помощник. В науке, как правило, понять базовые принципы, уяснить суть — значит связать то, что ты видишь своими глазами, с тем, что происходит на уровне микромира. Вода закипела, и если ты можешь увидеть, как себя ведут молекулы воды, то поймешь суть процесса. Как самые быстрые отрываются, а самые медленные продолжают держаться друг за друга, и из-за этого вода испаряется. И когда все это связывается, картинка явления становится полной. Ребенок не зазубрил, но понял, что там происходит. Синтез микро- и макромира. Это хорошо работает в биологии (понять, например, как устроена клетка), частично в физике (там очень много математики) и прекрасно в химии. Вместо того чтобы зубрить, как в разных случаях ведет себя азотная кислота, мы можем погрузить ребенка внутрь реакции, и он увидит, почему и что там происходит, поймет и запомнит на долгие годы, а то и на всю жизнь.


После химических опытов дети могут попасть внутрь молекул. Для этого можно воспользоваться обычными компьютерами и планшетами, но лучше всего дети воспринимают виртуальную реальность. Чувствуешь себя Алисой в стране чудес. Химических чудес.

Чтобы покрыть школьный курс химии, биологии или физики, нужно порядка тысячи уроков. Сделать тысячу уроков руками — это неподъемные миллиарды инвестиций. Но этого и не надо. Надо создать платформу, которая позволит делать эти уроки очень быстро. Например, химия. Надо написать код, который симулирует поведение химической реакции. Это непросто, это действительно rocket-science, но сегодня возможно. Сейчас мы можем взять уравнения квантовой химии, решить их, пустить поверх всего этого молекулярную динамику и показать на атомном уровне, как идет химическая реакция. То же самое можно сделать с клеткой в биологии, смоделировать, что происходит внутри нее.


Конкретный пример — соль, например, как она растворяется в воде. На YouTube существует всего одно видео, которое более-менее правильно показывает этот процесс изнутри. Если проблемы решены на данном уровне, то дальше уже учитель может описывать урок в терминах более высокого уровня. Такое-то вещество в такой-то жидкости, запускаем процесс растворения, описываем реакцию, а вот наш код симулирует то, что происходит внутри. Задача учителя — рассказать о реакции максимально педагогически правильно. Такой урок можно сделать за день-два. В этом случае 1000 уроков — подъемная задача. Можно и без миллиарда долларов сделать.






Образование по подписке

MEL Science первым предметом выбрали химию. Прежде всего надо создать хорошие химические наборы, для того чтобы можно было поделать эксперименты руками. «Это очень интересная работа, — говорит Василий, — вот ты месяц сидишь и думаешь, как эффективнее покрывать листок гальванопластикой. Пробуешь такой метод, сякой. Большая проблема химического опыта — повторяемость. По себе помню, сел с детьми делать опыты, а они не получаются. И мой авторитет отца у детей начинает таять на глазах. Это и для взрослого ученого тяжело: пробуешь — не получается, пробуешь — не получается. А у ребенка просто терпения не хватит. Глаза тухнут, всё. Поэтому я решил — у нас будет получаться всегда. Если мы делаем химический набор, мы хотим сделать лучший химический набор в мире».


Изобретенный нашим соотечественником Андреем Дороничевым кардборд, который прилагается в наборе, — ваш первый пропуск в мир виртуальной реальности. Не пройдет и года, как эта технология станет стандартом для мобильных телефонов, и на смену картонным очкам придут настоящие VR-девайсы.

Проблема химии в том, что большинство веществ выглядят как вода или обычная соль. Сейчас мы можем показать любое вещество в VR. На каждой баночке в наборе есть код, подносишь ее к телефону, и он показывает, что это за вещество, 3D-молекулу, структуру кристалла. Можно засунуть ее в очки виртуальной реальности, посмотреть ее там, полетать в буквальном смысле внутри вещества. Если очков VR нет, то можно посмотреть на обычных экранах компьютеров или смартфонов. В марте MEL Science запустил первые уроки в VR, а в сентябре появится первый готовый курс. Когда ребята начинали проект пару лет назад, казалось, что виртуальная реальность станет доступной через пять-семь лет. И тут все ошиблись — VR будет везде уже завтра. Но проблема в том, что это очень-очень новые технологии, сетует Василий. Ты всегда должен работать с версиями библиотек, которые пока не вышли.


Еще одна фишка MEL Science — подписка. В чем недостаток существующих химических наборов? Тебе дарят на Новый год или на день рождения красивую коробку, папа один-два раза с ребенком что-то делает, а потом она пылится на полке. И это типичная история. А подписка решает эту проблему. Раз в месяц по почте приходит набор и волей-неволей заставляет родителей по выходным заняться с ребенком. Первым приходит стартовый набор с разнообразной химической посудой и картонными очками для просмотра VR, который и используется в дальнейшем. Подписываться можно с любого момента. Осложняет задачу то, что все задания MEL Chemistry не выстроены в курс. Занятия строятся исходя из того, что ребенок не знает почти ничего. Только самые базовые вещи — что такое молекула и атом. Любой опыт может быть первым опытом ребенка по химии. Каждый раз почти с нуля рассказывать — плата за то, что это не курс.

Сейчас MEL Science запускает новый продукт, и это уже будет курс — с началом и концом. Курс может заменить школьную программу. А текущий набор MEL Chemistry — это дополнительное образование. Поэтому и требования по интересности гораздо выше. Школа может позволить давать что-то скучное, потому что дети обязаны это учить, а MEL Science — нет.


Так выглядит образование XXI века — очки виртуальной реальности, набор химической посуды и наборы «выходного дня» по подписке. Но главное в кадр не попало — это интерактивные занимательные истории о том, что происходит с веществами в результате химических реакций.

Есть разные рынки и разные потребности. «Я вижу три больших направления, — глаза Василия Филиппова горят. — Это внешкольное образование, дополнительное к школьному. Как у спортсменов — физкультура в школе есть, но если ты хочешь чего-то добиться, идешь в спортивные секции. Хочешь математикой заниматься — идешь в математический кружок. И учишь там не просто то, что в школе, а совсем другое. Комбинаторику или теорию графов, которую тебе в школе не дадут. Так и здесь. Сделать опыты, которые в школе не делают, и узнать что-то новое. Другой продукт — целый курс. Учить химию, физику или биологию. И третий сегмент — для школ. Тоже курс, но не замена школьному, а встраиваемый в школьную программу». Сейчас MEL Science работает на трех рынках: главный — США, второй — Великобритания, не забывает Василий и свою родину — Россию. И если вначале компания существовала как личный проект Василия (напомним, что он помимо всего прочего и хороший предприниматель), то в прошлом году в его проект вложила $2,5 млн инвестиционная компания SistemaVC, венчурная дочка АФК «Система». И главное — его идея действительно работает. Уже несколько моих знакомых семей знают, чем заняться с детьми по выходным. Включая меня самого.