Положение о рейтинге учащихся. Рейтинг активности классов как оптимальная модель организации и диагностики ученического самоуправления

«УТВЕРЖДЕНО»

педагогическим советом школы

Протокол № 4 от 01.01.2001 г.

Директор МОУ СОШ № 28

__________________

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 28.

1. Общие положения.

1.1. Рейтинг учащегося - это индивидуальный показатель уровня успехов, достигнутых в учебной и внеурочной деятельности .

Наглядно отражать промежуточные и конечные результаты учебной деятельности учащихся школы и классных коллективов в целом;

Стимулировать учебные усилия, научно-исследовательскую и внеурочную деятельность учащихся школы и классных коллективов;

Развивать навыки самооценки учащихся;

Сравнивать достижения отдельных учащихся;

Анализировать результаты работы школы.

Многоаспектность (оцениваются знания учащихся, умения применять их на практике, отслеживается динамика личностного развития ученика);

Учитываются индивидуальные способности каждого школьника;

Оцениваются не только количественные, но и качественные показатели учащегося в учебной и внеурочной деятельности.


2.3. Полугодовой рейтинг определяется по результатам учебной деятельности в I-м и II -м полугодии с учетом участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, различных конкурсах и спортивных соревнованиях разного уровня.

2.4. Годовой рейтинг каждого учащегося школы складывается из всех его полугодовых рейтингов. Годовой рейтинг отражает учебные успехи учащихся школы в текущем учебном году. Это позволяет сравнивать учебные успехи учащихся всех классов школы между собой.

3.2. Полугодовой рейтинг считается как сумма учебных достижений учащегося. К рейтинговой сумме прибавляются одноразовые добавки за призовые места в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня согласно таблице:

Ранг олимпиад и

конференций

занятое место

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

школьный

городской

областной

всероссийский

Производится одноразовая добавка за выход в финал школьной научно- практической конференции : 0,4 балла - I место, 0,3 балла - II место; 0,2 балла – III место; 0,1 балла - участие.

3.3. Индивидуальные достижения учащихся в различных конкурсах и спортивных соревнованиях рассчитываются согласно таблице с коэффициентом 0,5.

Ранг конкурсов и

соревнований

занятое место

I

II

III

школьный

городской

областной

всероссийский

4. Подведение итогов.

4.1. На основе результатов текущего и полугодового рейтинга составляется общешкольный список учащихся "Сотня лучших учащихся школы".

Идея рейтинга как наиболее оптимальной системы мотивации, контроля и оценивания воспитательной работы в школе родилась сама собой, можно сказать ее подсказала сама жизненная практика. С детства увлекался музыкальными хит-парадами, подсчетами и решил применить детские практические увлечения в теоретической части своей профессиональной работы. Система выявления активности среди 5–11-х классов с помощью рейтинга открыла массу преимуществ и перспектив перед классными коллективами и школьными лидерами, которые эту систему организовывали и поддерживали.

Однако тема оказалась сложнее и неоднозначней, чем думалось вначале, лет пять назад. С одной стороны, идея рейтинга – новомодный тренд современной российской педагогики, который полностью вписывается в постулаты московского образования – прозрачность, самостоятельность, ответственность. Топ-400 школ Москвы, рейтинговые мероприятия округа, города, по которым оцениваются образовательные комплексы столицы, служат наглядным тому примером.

С другой стороны, за всей пестротой всевозможных интересных вариантов составления рейтинга нет универсальной, единой шкалы учета работы учащихся. Да и никогда не будет, так как невозможно все индивидуальные траектории развития школьников и школ оценивать единой системой рейтинга. Здесь сталкиваются природосообразный и культуросообразный подходы к образованию. В ходе реализации этой системы постоянно возникает множество нюансов и непредвиденных обстоятельств. Все они носят в большинстве случаев субъективный характер, что подрывает авторитет самой рейтинговой системы и ею полученные результаты.

Сегодня, к сожалению, в образовании основное внимание уделяется школьной успешности, интеллектуальному развитию ребенка, его способности изучать учебные предметы. Этому подчинена вся система оценки школьных знаний, качества образования. Социальный статус ребенка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оцениваются. Вместе с тем у нынешних школьников наблюдается повышенный индивидуализм и девиация в поведении, неумение общаться, уступать друг другу, спокойно договариваться на словах, предлагать помощь другому, выстраивать положительное межличностное взаимодействие на уроке и перемене.

Точнее и проще оценивать непосредственно обучение, разбивая процесс на четкие нормированные этапы, срезы знаний на различных уровнях в течение учебного года. Показателями качества здесь служат результаты олимпиад, ЕГЭ, ОГЭ и прочих диагностических работ. Сложнее с воспитанием: здесь всё сводится в основном к оценке активной общественной позиции учащегося, динамики его духовно-нравственного развития и необходимых условий, обеспечивающих данный результат. Хотя не факт, что отсутствие активной жизненной позиции или необходимых условий для социализации детей приводит к отсутствию их воспитанности в целом.

Данная проблема даже не в создании и реализации рейтинговой системы как стимула, побуждающего учащихся и преподавателей прикладывать максимум сил для постоянного повышения качества выполняемой работы. Что есть качество воспитанности учащегося, если рейтинговая система изначально – не цель, а лишь средство для его достижения? Качество, как известно, враг омассовления, стандартизации общества, а функционирование школьного учебного процесса как раз апеллирует к государственным стандартам. Да и учитель профессия массовая, а масса всегда будет неоднородна по отношению к качеству. Вот почему многие педагоги зацикливаются на следствии (место в рейтинге), а не на причине (повышение качества ученика и/или целого класса). Вышеописанная дилемма сигнализирует о более тщательной разъяснительной и организационной работе на начальном этапе внедрения рейтинговой системы.

Из практического опыта

Рейтинг активности классов – это интерактивная игра для учащихся 5–11-х классов, которая проходит на протяжении всего учебного года в школьном отделении № 2 ГБОУ школа № 1279. Причем рейтинговая таблица разбита на две лиги: младшую (5–8 классы) и старшую (9–11 классы) с учетом возрастных особенностей учащихся. Она ставит перед собой три цели:

1) систематизировать разрозненные воспитательные мероприятия школы в единый увлекательный игровой процесс;

2) обеспечить внутреннюю (не административную) мотивацию классов, учащихся и педагогов к участию в совместной общественной жизни школы;

3) получить возможность удобного анализа и диагностики эффективной воспитательной деятельности классных коллективов и их руководителей.

  1. Сентябрь – выборы ученического актива и планирование деятельности органами ученического самоуправления на год.
  2. Октябрь-декабрь – первое полугодие игры и отчетная ученическая конференция в декабре о промежуточных итогах рейтинга.
  3. Январь-апрель – второе полугодие игры.
  4. Май – подведение окончательных итогов игры на общешкольной конференции.

Мотивация, конкурентоспособность, креативность – все эти и другие требования к современному школьнику наиболее оптимально удовлетворяет рейтинговая система. Недаром выпускные экзамены в формате ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале. Меня в данном случае интересует воспитательная составляющая ЕГЭ, которая почти никак не учитывается в выпускных экзаменах, что показательно. На выходе из школы после 11 лет выпускник понимает, что уровень его воспитания вторичен, главное – сдать экзамены, набрав побольше баллов любой ценой. Для устранения данного дефекта выпускных экзаменов сейчас разрабатываются персональные портфолио ученика, где отражается его социальная активность и динамика развития его гражданской позиции. Однако принципы коллективизма, корпоративности, приверженности своему отечеству сильно нивелированы сегодня. И, как мною замечено, чем больше формализма среди педагогов, тем больше неформальных групп образуются в подростковой среде. Но и неформальные отношения среди педагогического коллектива дискредитируют в глазах детей многие обязательные нормы права и закона в обществе.

При подготовке каждого мероприятия, входящего в рейтинг активности классов, важно соблюдать учитывать следующие моменты. Вначале нужно четко определить верхний порог в баллах и критерии оценивания каждого воспитательного мероприятия:

  • по 10-балльной шкале оцениваются общешкольные мероприятия, празднование памятных дат, спортивные и интеллектуальные состязания;
  • по 5-балльной шкале оцениваются участие в фестивалях, тематические недели с множеством номинаций, общественно-полезная деятельность, акции, мероприятия в каникулы, фото- и видеоотчёты;
  • дополнительные бонусные 3 балла можно заработать каждому классу за оригинальность и мастерство при выполнении какого-либо мероприятия, за добровольное участие в сверхурочных делах, не входящих в рейтинг активности классов.

Далее необходимо утвердить ответственных за мероприятие лидеров ученического самоуправления и педагогов. Определить состав жюри, который нельзя будет упрекнуть в предвзятости к какому-либо классу. Обозначить роль классных руководителей в предстоящем мероприятии. Учет всех этих моментов позволит избежать лишних вопросов и упреков в субъективности полученных результатов.

Если взять за основу понимание того, что рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека, то, следовательно, рейтинг активности классов – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на детский коллектив; сумма баллов, набранная им в течение года и рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Следует обратить внимание на несколько «подводных камней», которые неизбежно возникают в течение года:

  1. «Заказ» школы и/или планирование учеников. Нужно вначале года перед игрой сразу оговорить со всеми классами о гибком или директивном планировании мероприятий рейтинга и, как следствие, возможном дисбалансе мероприятий по классам.
  2. Формирование «элиты» класса и ее разрыв с остальным коллективом класса. Необходимо постоянно акцентировать внимание активистов и лидеров ученического самоуправления на тот факт, что рейтинг активности классов – это в первую очередь игра, процесс, в котором каждый класс растет над собой от мероприятия к мероприятию, а не победа любой ценой.
  3. Качество или количество мероприятий класса. Рейтинг в пользу тех, кто стабилен. Если класс побеждает, но не всегда участвует, то он проиграет тому, кто выступает постоянно, но не побеждает. И это справедливо, но не для всех понятно.
  4. Качественное количество класса. Стоит определить показатель вовлеченности класса в каждое мероприятие, потому что это сказывается на его результате. Должна быть обозначена четкая цифра участников, в противном случае за основу берется 50% класса.
  5. Мотивация на участие в рейтинге активности классов до конца учебного года. В середине года может возникнуть существенный отрыв лидеров и аутсайдеров по баллам, во многом благодаря степени участия классных руководителей классов. Активная позиция классного руководителя обеспечивает постоянно высокие результаты. Поэтому необходимо мотивировать классных руководителей для побед своего класса.

Подводя итоги анализа основных трудностей, появляющихся при использовании рейтинговой системы можно сказать, что их объединяет некий психологический дискомфорт взрослого человека от отказа ограниченной и оттого простой и стабильной прежней системы оценивания в пользу многогранного, но сложного и порой не совсем понятного рейтинга. При наличии четкой недвусмысленной «договорной» основы между всеми участниками педагогического процесса в отношении рейтинговой системы оценивания, его активная совместная разработка создает гораздо больше преимуществ для каждого, нежели проблем.

Оценивание успешности воспитательной работы является важнейшим фактором, который организует, направляет и стимулирует процесс обучения ученика, исходя из его возрастных и индивидуальных способностей. Несмотря на все «подводные камни», существующие рейтинговые системы, которые разбиты на четкие параметры (месяц, направление, проблема, возраст), выделяют следующие позитивные факторы воздействия как на учащихся, так и на педагога:

  • достаточно высокий уровень объективности оценивания как отдельного учащегося, так и классного коллектива в целом за определенный период;
  • не вердикт, а стимулирование; не констатация, а "вложение в будущее";
  • отражение не разового результата, носящего бессистемный характер, а тенденций развития образовательного процесса ученика, складывание позитивной динамики развития учащегося;
  • высокий уровень рефлексии и адаптации данной системы, отвечающей на запросы каждого образовательного учреждения;
  • учет внешкольных форм оценивания, в том числе международных (сертификаты, дипломы, грамоты и т. д.);
  • создание для старшеклассников основы для выбора сферы и вида будущей деятельности;
  • повышение мотивационной составляющей, самоактуализация и ориентация ученика на успех, инициативу и повышение самооценки;
  • прозрачность процесса оценивания и анализа деятельности всех его участников по реальным рейтинговым событиям (для ученика, родителей, классных руководителей);
  • отсутствие самого острого подводного камня современной школы – страха неправильного ответа, действия, так как рейтинг выступает инструментом поощрения и стимулирования, а не наказания;
  • повышение общественной активности и культуры поведения учащихся за счет самоконтроля и самодисциплины;
  • развитие школьного самоуправления;
  • стимулирование творческого отношения к работе учеников и преподавателей;
  • снижение субъективизма результатов деятельности, так как он перестает зависеть от взаимоотношений учителя и ученика;
  • придание обучению элемента соревнования, что играет большую роль в школе, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников;
  • возможность ученика и педагога выбирать стратегию своей деятельности для достижения обозначенных конечных результатов в соответствии с критериями.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования рейтинговой системы в организации и диагностике ученического самоуправления в школе. Эта система «замыкает» детей друг на друге, создавая благоприятный эффект как для лидеров (воспитание чувства ответственности), так и для инертного большинства (усвоение опыта лидеров). Воспитательная работа обретает системный характер, гибко выстраивается в соответствии с особенностями и приоритетами образовательного учреждения, а также легко поддается диагностике и текущему мониторингу.

Список литературы:

  1. Внедрение рейтингов в старшей школе. Система рейтингов // .
  2. Денищук В.Ф. Рейтинговая система как эффективный метод обучения и воспитания.
  3. Непомящая Е.В. Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания // Классное руководство. – 2006. – [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru
  4. Полякова С.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся // Журнал "Справочник заместителя директора школы". – 2009. – № 11.
  5. Рейтинговая система оценок в школе // Газета "Управление школой". – 1999. – № 33.
  6. Шкуричева Н. Воспитание гармоничных межличностных отношений младших школьников // Народное образование. – 2009. – № 7.

Приложение

Положение

об интерактивном школьном фестивале в течение учебного года

1. Общие положения

Интерактивный школьный фестиваль «Рейтинг активности классов», проводимый в течение учебного года для учащихся средней и старшей школы, является одним из важнейших элементов организации, реализации и систематизации воспитательного процесса ГБОУ СОШ №5. При этом он является не самоцелью, а лишь средством достижения поставленных насущных целей и задач перед администрацией школы. Положения фестиваля разработаны в соответствии с основными постулатами президентской программы «Наша новая школа», программы «Столичного образования – 6» (прозрачность, самостоятельность, ответственность) и Устава школы.

2. Цели и задачи фестиваля

Основная цель фестиваля – систематизация и контроль динамики воспитательного процесса в классах средней и старшей школы, мобилизация и самоактуализация всех участников воспитательного пространства школы.

Задачи фестиваля:

  • выявление наиболее эффективных и «западающих» систем организации ученического самоуправления в рамках классов средней и старшей школы;
  • стимулирование и ориентация на «воспитание успехом» учащихся и их руководителей;
  • повышение общего уровня творческого, физического, интеллектуального и морального развития учащихся.

3. Порядок проведения фестиваля

Фестиваль включает в себя следующие основные этапы:

  1. Подготовительный этап – сентябрь. Проводится ученическая конференция, на которой выбираются представители старшей школы в актив ученического самоуправления – УС 5, определяются учителя-наставники по каждому воспитательному направлению-сектору, определяется актив общешкольного родительского комитета, который будет активно сотрудничать и оказывать посильную поддержку во всех начинаниях представителей УС 5.
  2. Основной этап – октябрь-май . В начале каждого месяца определяется лимит мероприятий, входящих в рейтинговую таблицу активности классов, которые оцениваются по 5- и 10-балльной системе, классы делятся на младшую (5–8 кл.) и старшую (9–11 кл.) лиги; в конце месяца полученная сумма баллов за участие в обозначенных мероприятиях прибавляется к предыдущей, определяя место класса за текущий месяц.
  3. Завершающий этап. На ученических конференциях: промежуточной и итоговой – декабрь и май соответственно – дается текущий и итоговый анализ проделанной работы, в дискуссионной форме определяются основные трудности, перспективы, будущие планы, награждаются победители фестиваля и отдельные его участники.

4. Номинации фестиваля

  • Самый активный класс (старшей и младшей лиги);
  • Самый патриотичный класс;
  • Самый спортивный класс;
  • Самый сплоченный класс;
  • Самый умный класс (старшей и младшей лиги);
  • Самый творческий класс;
  • Самый инициативный класс;
  • Самый путешествующий класс;
  • Самый позитивный класс;
  • Самый скромный класс;
  • Самый непредсказуемый класс;
  • Самый правосознательный класс;
  • Надежда фестиваля (младшая лига);
  • Прорыв года (старшей и младшей лиги).

Отдельной номинацией награждается «Лучший староста класса»

Все участники фестиваля получают грамоты и поощрительные призы, победители получают переходящий кубок «Самый активный класс школы». Администрация школы оставляет за собой право учреждать специальные номинации.

Критерии оценивания мероприятий фестиваля

Направление

Мероприятия

Максимальный балл

1

Учебно-познавательное

Интеллектуальные викторины

2

Спортивно-оздоровительное

Школьные турниры, проведение физминуток

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

3

Культурно-массовое

"Форт Байярд", "Веселые старты", "Мистер/Мисс школы" и прочие конкурсы, связанные с командообразованием

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

4

Общественно-полезная деятельность

Сбор макулатуры, участие в субботниках, сотрудничество с ветеранами, дежурство по школе, соблюдение внешнего вида

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

5

Художественно-эстетическое

Стенгазеты, плакаты, фотоотчеты, оформление классного уголка

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

6

Духовно-нравственное

Театральные инсценировки, литературно-музыкальные конкурсы

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

7

Экскурсионная деятельность

Мероприятия в каникулы, выезды за пределы Москвы

Глухов Фёдор Валентинович,

заместитель директора по ВР ГБОУ школа № 1279

Объект исследования – профессиональная (учебная, методическая, внеклассная) и общественная деятельность учителя-предметника.

Цель исследования – объективная оценка профессиональной деятельности каждого учителя-предметника, его вклада в УВП, активизация деятельности каждого педагога.

    Основные положения

1. Трудовая дисциплина, выполнение норм техники безопасности.

2. Успеваемость учащихся по предмету .

    Качество ЗУН учащихся по предмету.

    Состояние школьной документации :

    календарные и поурочные планы;

    планы факультативов, кружков, спецкурсов;

    ведение журналов: классных, для внеклассной работы.

    Внеклассная работа:

    кружки, факультативные занятия и т.д.;

    проведение внеклассных мероприятий – вечеров, конкурсов, КВНов, праздников и т.д.;

    предметные олимпиады (качество подготовки);

    участие в работе детского научного общества, конференциях

    Методическая работа :

    участие в решении методической проблемы школы;

    работа над решением личной методической проблемы;

    прохождение курсов повышения квалификации;

    участие в проведении школьных, районных, областных, республиканских семинаров учителей-предметников;

    разработка и оформление дидактических материалов, банка тестов, материалов для зачетов, видеоматериалов, прикладного программного обеспечения;

    оформление кабинета;

    участие в смотрах, конкурсах, педагогических чтения и т.д.

7. Педагогический такт и этика делового общения .

Объект исследования – дисциплина, учебная, трудовая, творческая, спортивная деятельность учащегося.

Цель исследования

    Основные положения

1. Учебная деятельность:

    успеваемость учащегося;

    качество ЗУН учащегося;

    участие учащегося олимпиадах, конкурсах и т.д.;

    участие учащегося в работе детского научного общества.

2. Дисциплина:

    внешний вид учащегося;

    посещаемость учащимся учебных занятий;

    опоздания учащегося на занятия;

    состояние учебников, тетрадей, дневников учащегося.

3. Уровень воспитанности :

    поведение на уроках и переменах;

    взаимоотношения с учащимися;

    взаимоотношения с учителями;

4. Творческая деятельность:

    участие в интересные дела класса (встречи, конкурсы и т.д.);

    участие в общешкольных делах;

5. Трудовая деятельность:

    дежурство в классе;

    дежурство по школе;

    трудовые десанты.

6. Спортивная деятельность:

    здоровый образ жизни;

    участие в спортивных мероприятиях класса и школы;

Объект исследования – дисциплина, учебная, трудовая, творческая, спортивная деятельность класса

Цель исследования – организация совместной деятельности учеников и учителей в органах школьного самоуправления, активизация деятельности каждого ученика и в целом класса.

  1. Основные положения

1. Учебная деятельность:

    успеваемость учащихся класса;

    качество ЗУН учащихся класса;

    участие учащихся класса в олимпиадах, конкурсах и т.д.;

    участие учащихся класса в работе научного общества.

2. Дисциплина:

    поведение учащихся класса;

    внешний вид учащихся класса;

    посещаемость учащимися учебных занятий;

    опоздания учащихся на занятия;

    состояние учебников, тетрадей, дневников учащихся класса.

3. Творческая деятельность:

    интересные дела класса (встречи, конкурсы и т.д.);

    участие в общешкольных делах;

    участие во внешкольных мероприятиях;

4. Трудовая деятельность:

  • санитарное состояние кабинета;

    санитарное состояние территории школы;

    дежурство по школе;

    трудовые десанты.

5. Спортивная деятельность:

    здоровый образ жизни;

    участие в спортивных мероприятиях школы:

    участие в районных и областных спортивных соревнованиях и мероприятиях.

ГБОУ Гимназии № 1592 имени героя РФ Е.Н. Чернышева города Москвы

В Законе об образовании РФ образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Общее положение

Рейтинг – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления. «рейтинг класса» - инструмент комплексного оценивания результатов классов, способствующий формированию целостной личности, включающий учебную; социально и личностно значимую деятельность. Определение рейтинга классов помогает формированию атмосферы здоровой конкуренции классных коллективов, способствующей повышению интереса учащихся к образовательному процессу, дальнейшему развитию.

1. Цели: создание инструмента комплексного оценивания результатов классов. В ее рамках предусматривается оценка достижений класса по основным образовательным направлениям:

    Учебные достижения;

    Общественная активность;

    Выполнение норм гимназической жизни;

    Научно-исследовательская деятельность;

    Творческие достижения.

2. При рейтинговой системе основные показатели оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения и фиксируются путем занесения в ведомость по окончании каждого триместра и по итогам учебного года.

3. По результатам рейтинговой системы оценивания определяются «Лучший класс» и классы, занявшие 2 и 3 места по итогам каждого триместра и/или года. Лучший класс и классы-призеры награждаются грамотами и подарками в конце учебного года.

4. Система оценок для определения рейтинга интеллектуального, творческого и личностного роста класса выстраивается таким образом, чтобы обеспечить определенный баланс ценностных ориентиров гимназии. Лидерами рейтинга могут становиться только те классы, которые наряду с хорошими учебными результатами реализуются во внеучебной сфере, общественной жизни или расширяют рамки «обязательного образования», переходят к творческим формам самостоятельного исследования и так далее.

    сплочение классного коллектива через атмосферу соревнования

    выявление лидерских способностей среди учащихся

    активизация познавательной и научной деятельности

    вовлечение класса в школьные мероприятия

    повышение мотивации учащихся к освоению учебных предметов, активизация научно-исследовательской деятельности;

    стимулирование общественной активности классов, участия в жизни школы;

    повышение ответственности школьников за принятые решения, соблюдение норм школьной жизни;

    дополнительное поощрение и стимулирование классных коллективов;

    определение приоритетных направлений учебной и внеучебной деятельности;

    усиление учебной дисциплины, улучшение показателей посещения уроков, активизация самостоятельной и индивидуальной работы.

7. Система начисления баллов

УЧАСТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КАКИХ-ЛИБО МЕРОПРИЯТИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ КОПИЯМИ ГРАМОТ, ДИПЛОМОВ, БЛАГОДАРСТВЕННЫХ ПИСЕМ ИЛИ ИНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ.

    составляет отчет из подтверждающих достижения и участие класса документов: ксерокопии либо оригиналы

    сдает отчет заместителю директора по ВР.

    сдает дневник по дисциплине заместителю директора по ВР

По завершении проверки и подсчета баллов администрация школы публикует на сайте итоговый рейтинг классов.

Критерии

баллы

Штрафные баллы

прочее

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Средний бал успеваемости класса

Цифра из элжура

Участие учеников в школьном туре олимпиад

1 балл за 1 ученика

Участие в окружном туре олимпиад

2 балл за 1 ученика

Участие в городском туре олимпиад

3 балла за 1 ученика

Участие в Всероссийском туре олимпиад

4 балла за ученика

Призеры окружной олимпиады

5 баллов за ученика

Призеры городской олимпиады

10 баллов за ученика

Призеры Всероссийской олимпиады

15 баллов за ученика

5 баллов (за одно участие в окружных)

10 баллов за участие в городских

15 баллов за Всероссийский конкурс

15 баллов за каждого призера

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА (творческая и общественная деятельность)

Оформление классного уголка

1 (если информация не обновляется. В каждом триместре новая информация)

Участие класса в Акции САМа (волонтерство)

5 (одно мероприятие)

Посещение классом театра и/или музея ПО БЕСПЛАТНЫМ БИЛЕТам (в соответствии с постановлением Правительства г.Москвы) в свободное от учебы время (вторая половина дня - с 16:00, суббота. воскресение):

5 за одно посещение

Данное посещение должно быть зафиксировано приказом по школе отражено в журнале инструктажа (на пункте охраны).

Помощь САМу в организации мероприятия

5 (за одно мероприятие)

Участие в Дне самоуправления

1 ученик =1баллу

Взаимодействие класса старшей школы с классом начальной школы

10 баллов

5 за отсутствие взаимодействия

(положительный отзыв классного руководителя начальной школы и учеников класса)

Участие в школьном мероприятии

5 (за одно мероприятие)

5 (класс не участвовал)

Победа в школьном мероприятии

10 (за одно мероприятие)

ДИСЦИПЛИНА

Школьная форма

5 (балл выставляется раз в неделю по результатам рейда САМа)

1 ученик без формы - 1 штрафной балл (выставляется во врем рейда)

Рейд проводится под руководством заместителя директора по ВР

Дежурство по школе.

10 (выставляется в конце недели по 2 балла за день, если нет замечаний)

1 балл за каждое замечание

Замечания по дисциплине на уроке в дневнике класса

5 (нет замечаний)

Выставляется дважды в триместр

1 за 1 замечание

Правонарушения (информация от социального педагога)

10 (нет правонарушений в триместр)

5 за каждое правонарушение

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности оценивания учащихся, а также подготовки детей к жизни в реальных конкурентных условиях социума. Модернизация содержания школьного образования, профилизация старших классов, современные педагогические технологии, основанные на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения, требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.

Контролирование, оценивание знаний, умений - эти древние компоненты педагогической технологии являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки.

Одним из направлений, способствующих решению данной задачи, выступает использование рейтинговой системы оценки успеваемости школьников (далее - рейтинговая система), так как "лучший способ добиться, чтобы дело было сделано, это поощрять соперничество:. не низменное корыстное соперничество, а стремление добиться превосходства". (Д.Карнеги " Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека. Следовательно, рейтинг обучения ученика- это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга ученика:

Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения практикуемых в школе видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на конференциях, и т.д.

Этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие - вид рейтинга.

По этапу контроля предусматривают его следующие виды:

  • текущий;
  • промежуточный,
  • итоговый.

Все результаты, достигнутые учащимися на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель ученика - набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь.

Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.

Можно встретить разные шкалы использования рейтинговой системы. Так в ряде вузов используется 500 балльная шкала оценивания. В других вузах используют 100 балльную шкалу.

Педагоги школ сетуют на то, что пятибалльная система оценки знаний не позволяет им предельно точно определить уровень знаний ребят. Выходом из сложившейся ситуации может стать увеличение шкалы отметок. В последние годы этой проблеме уделяется самое пристальное внимание в педагогической литературе. Пока официально признанной остается пятибалльная система. Но уже сейчас некоторые учителя внедряют в практику новые подходы к оценке знаний учащихся. Следует отметить, что в ходе эксперимента по проведению единого государственного экзамена выпускники школ получают результаты по стобалльной системе.

а) оценок по различным предметам

б) баллов за контрольные мероприятия

в) баллов призового фонда

г) баллов за самостоятельную и учебно-исследовательскую работу.

За каждый вид работ начисляется определенное количество баллов, которое заранее оговаривается с учениками.

Работы могут быть как обязательными, так и дополнительными.

Обязательно в баллах оценивается посещение уроков, выполнение контрольных работ, рефератов, проекты, предусмотренных программой или учебным планом.

Кроме баллов, выставляемых ученику за те или иные виды работ, предусматривается система премиальных (дополнительных) или бонусных баллов.

Участие в олимпиаде, во внеклассных мероприятиях, самостоятельная исследовательская работа позволяют ученику компенсировать часть "потерянных" баллов с помощью дополнительных.

Школе необходима новая система оценивания, так как существующая ныне уже не отражает объективных возможностей учащихся и не является стимулом для развития познавательной активности детей. Проблему может решить использование накопительной, многобалльной системы оценивания (ее обычно называют рейтинговой).

Базовым документом, определяющим работу преподавателя и учащихся в учебном году, является рейтинг-план, который наиболее опытные методисты разрабатывают по дисциплине на весь учебный год. Основной принцип таков. Изучаемая тема разбивается на определенные разделы, в которых учитель выделяет основные виды работ. За каждый из них начисляется определенное количество баллов. А в начале изучения раздела учитель обязательно обсуждает с учениками тот минимум и максимум баллов, который можно заработать в том или ином разделе. Но школа пока остается в рамках пятибалльной системы и в журнал должны выставлять традиционные оценки. Для этого разработан критерий, по которому учителя должны переводить баллы рейтинговой системы в пятибалльную шкалу.

Безусловно, рейтинговая система привлекает также и своей открытостью: рейтинговый лист доступен для изучения каждому ученику, есть возможность объективно судить об уровне своих знаний и о потенциале, который позволит повысить баллы. Более комфортна эта система и с психологической точки зрения. Получив "двойку" в журнал, ребенок испытывает унижение. И потом - сколько надо работать, чтобы эту "двойку", что называется, "закрыть"! А в рейтинговой системе цифра 2 - это лишь баллы, которые суммируются с остальными. Конечно, этого мало, но, тем не менее, это стимул постараться в другом виде работ получить баллов больше, чтобы повысить общий рейтинг.

6. МОЙ ОПЫТ

Работая классным руководителем, я столкнулась с фактом падения успеваемости учеников выпускного 9 класса. Взяв на вооружение систему рейтингового контроля, я поставила перед собой следующие задачи:

  • повысить мотивацию в обучении, повысить качество знаний;
  • повысить общественную активность учащихся;
  • повысить результативность взаимодействия педагогического коллектива с родителями, активность участия родителей в жизни школы;
  • развитие самоуправления;
  • повысить культуру поведения и общения учащихся;
  • улучшить санитарно-гигиеническое состояние школы;
  • повысить уровень эстетики труда учащихся.

С помощью программы Excel я осуществляла текущий, промежуточный и итоговый контроль над работой учащихся. Рейтинг в числовом исчислении - индивидуальный числовой показатель достижений учащегося, возникающий как сумма баллов, полученных учащимся за выполнение различных видов деятельности и определяющий порядковое место учащегося в списке учащихся по итогам месяца.

  • рейтинг по итогам успеваемости ученика по предметам за определенный период (расчет по сумме средних баллов по предметам);
  • рейтинг по итогам индивидуального рейтинга ученика по каждому предмету (место ученика в рейтинге по предметам);
  • рейтинг "Бонусы";
  • рейтинг "Штрафы";

Подсчёт баллов может осуществляться и классным руководителем и учащимися. Каждый любит считать свою зарплату сам. Я обучила этому своих помощников и смело выставляла вычисленный ими балл.

Полезно на классных собраниях обращать внимание учащихся на их индивидуальные изменения и на динамику среднего балла по классу за определенный период.

По каждому пункту промежуточные итоги подводились еженедельно и переносились в сводную таблицу месяца (опыт показал, что целесообразнее вывешивать результаты раз в две-три недели так как это трудоемкий процесс). Общий балл за этот период сравнивался с предыдущим результатом, после чего определялся сам рейтинг:

  • рост учащегося;
  • место учащегося, которое он занимает в классе (согласно итогам).

Место учащегося в классе определял так называемый хит-парад: список учащихся в порядке убывания их рейтинга.

Копия вывешивалась на доске объявлений. По такому хит-параду сразу можно было выявить лидеров и отстающих. Лучшие поощрялись призами, льготами и наградами.

Так, например, мною использовалось право дать ученику "надбавку-бонус" за отсутствие пропусков, активность на занятиях, участие во внеклассных мероприятиях.

Бывало и так, что лидер постоянно держался на первом месте и никому не удавалось его достать. Чтобы преодолеть это, я предложила учащимся побороться за следующие "конфетки":

а) лучший по предмету;

б) обладатель наибольшего количества баллов призового фонда;

в) лучший дежурный;

г) самый дисциплинированный;

д) самый трудолюбивый и т.д.

Чтобы поддерживать интерес у учеников: "Как там мои результаты?" можно просто вывесить хит-парад для ознакомления. Однако, гораздо полезнее, когда педагог говорит: "Посмотри, ты на 20-м месте в хит-параде, но твой темп роста выше, чем у лидера. Старайся, и ты достигнешь вершины". Или: "Друзья, я рад за Иванова. Он заметно продвигается вверх по рейтингу. Если он не потеряет темпа, то скоро будет в десятке лучших".

Как же работать с аутсайдерами? Рейтинговая система допускает использование баллов со знаком минус в виде наказания за различные провинности (штрафы). Например, в нашей гимназии введена сменная обувь и деловой стиль одежды. С целью привития эстетического вкуса учащимся и создания здоровьесберегающей среды в школе, эти критерии являются составляющими рейтинговой системы класса. Назначаются штрафы (вычитаются баллы) за отсутствие сменной обуви, пропуски без причин и т.д. Но метод кнута не может не вызвать раздражения у тех, кого наказывают. Значит, возникают отрицательные эмоции к самому процессу обучения и к преподавателю.

Совсем иное дело, когда преподаватель говорит: "Смотри, хит-парад показывает, что ты падаешь в рейтинге. У тебя еще есть время, соберись с силами, поработай".

Здесь отрицательный балл (будущий, а не сегодняшний) не вызовет неприятных эмоций, но послужит стимулом к работе.

По окончании месяца суммировались все набранные баллы. После выведения общего балла месяца подводились следующие итоги:

  • индивидуальный рейтинг учащегося (рост, место);
  • рейтинг класса, получаемый в результате суммирования всех набранных учащимися баллов.

Здесь же общий балл месяца сравнивался с результатом предыдущего и определялся рост среднего балла по классу.

а) чтобы проследить индивидуальные тенденции в развитии каждого ученика;

б) постоянно держать в поле зрения ситуацию в классе;

в) давать преподавателям, классному руководителю "пищу для размышлений" и возможность гибко корректировать свою деятельность, имея точные сведения о реакции учащихся на применение тех или иных методов.

При общешкольном подведении итогов определялся рейтинг класса. Определяющим фактором здесь также должно выступать не только общее количество баллов, но и динамика среднего балла по классу.

К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеклассной работы. Приведу только некоторые оценки самих учащихся данной системе: "легче учиться"; "обеспечивает стабильность работы в четверти"; "даёт чёткое представление о результатах работы в четверти"; "возникает стимул к учёбе" и т.п. И даже аргументы "противников" применения рейтинговой системы на всех дисциплинах (таковых оказалось 34,3%) звучат, скорее, как аргументы в её защиту. По сути, все высказывания можно свести к одному: "мы против, так как придётся много работать".

Я рассматриваю рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления развитием учащихся. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность ученика, что делает процесс обучения более эффективным.

Таблицы для использования рейтинговой системы с элементами автоматизации расчетов с помощью программы Excel можно найти в Приложении 1 , Приложении 2 . По этическим соображениям приведенные в таблицах данные изменены и отличаются от реальных.

Анализ применяемой нами рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у учащихся.

Учащийся видит свои реальные успехи (или неудачи) в сопоставлении с коллегами, это оказывает определенное мобилизующее влияние на дальнейшую учебу. Играет определенную роль и демократичность - гласность и открытость системы. Преподаватели, имея объективную информацию об успевающих и отстающих учащихся, может своевременно вносить определенные коррективы в учебный процесс с целью его оптимизации.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого ученика. Учителя подтверждают, что детям наиболее интересна рейтинговая система. Она пробуждает в них дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.

  • возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу учащихся в течение всего учебного года;
  • повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; ученикам становится "выгодно" посещать занятия;
  • предсказуемость итоговой оценки, учащиеся сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для них;
  • стимулирование творческого отношения к работе, как учеников, так и преподавателей;
  • снижение субъективизма итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика;
  • придание обучению элемента соревнования, что играет большую роль в школе, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников;
  • снижение возможности получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка;
  • возрастание роли текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу учеников;
  • устранение негативных сторон уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются "первый" ученик, "десятый", "двадцатый". "При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из "троечника" стать "хорошистом", могут не без основания показаться ему неоправданно значительными;
  • способность ученика выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Человечество борется над созданием стимулов к труду не одно тысячелетие, и пока лучше системы "заработал - получи сполна" ничего не выдумало.

Дети должны гордиться своими достижениями.

Я всегда стараюсь поощрять детей, которые гордятся своими достижениями, даже самыми незначительными с точки зрения нас, взрослых.

Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя, требует от него большей творческой выдумки в работе. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в школе вообще делать нечего, учителю необходимо постоянно что-то придумывать. Меня вдохновляют изменения и инициативы, которые происходят в современном образовании, в сегодняшней ШКОЛЕ.