Влияние умственного труда на здоровье человека. Большая энциклопедия нефти и газа

Умственный (интеллектуальный) труд

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Формы умственного труда.

Операторский труд

В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд (руководители предприятий, учреждений). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями.

Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению.

Труд учащихся и студентов. Необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 - 20)% от общего обмена в организме.100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 - 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.

Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т.к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Физиолог Н.Е. Введенский (1852 - 1922) разрабатывал вопросы гигиены умственного труда, рекомендовал для обеспечения высокой работоспособности выполнение следующих условий:

необходимость постепенного втягивания в труд;

строгая ритмичность работы, в равной степени исключающая как переутомление, так и бездеятельность;

последовательность и систематичность умственного труда;

правильное чередование труда и отдыха.

Физический труд выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую истатическую . Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной , при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.



В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20...25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

Наполуавтоматическом иавтоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формыинтеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельноститворческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД - - предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

Человек умственного труда

сущ. , кол-во синонимов: 3

Интеллектуал (11)

Интеллигент (10)

работник умственного труда (3)


  • - Способ сравнения интеллектуального развития, свойственного данному возрасту, с хронологическим возрастом...
  • Большая психологическая энциклопедия

  • - развитие умственное: уровень - совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий...

    Педагогический терминологический словарь

  • - реализуется в форме государственного законодательства о труде и занятости...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - English: Safety working conditions Состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно...

    Строительный словарь

  • Большой экономический словарь

  • - часть общего отклонения прямых затрат на оплату труда, рассчитываемая умножением разницы между фактически затраченными часами рабочего времени и стандартными часами на стандартную ставку начисляемой заработной...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - Фраза синонимична ругательному дурак, тупица,поскольку подобная инвалидность означает, что у человека поехала крыша...

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) оскорбление; 2) об интеллигенте...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - сущ., кол-во синонимов: 5 ошибка мироздания ошибка природы паноптикум тупиковая ветвь эволюции ходячее недоразумение...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 легко...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 духовно зрелый развитой...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 малоразвитый не имеющий достаточного кругозора...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 интеллектуал интеллигент человек умственного труда...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 трудящийся...

    Словарь синонимов

"человек умственного труда" в книгах

Глава 6 ПРИДВОРНЫЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ЛЕКАРИ И ЛЮДИ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Традиционная Япония. Быт, религия, культура автора Данн Чарльз

Глава 6 ПРИДВОРНЫЕ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ЛЕКАРИ И ЛЮДИ УМСТВЕННОГО ТРУДА Императоры, потомки богини Солнца, начиная с X века властвовали обычно недолговременно, но императорский род никогда не прерывался. Дворец их находился в Киото, где на землях, предоставленных им

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ В СЛУЧАЕ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ В СЛУЧАЕ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА Работники умственного труда – это работники, навыки и знания которых неразрывно связаны с товарами или услугами, производимыми их организацией-работодателем. Поэтому это название применимо к

10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья Долг руководителя заботиться о здоровье как важнейшей социально-экономической категории, выражающейся количественно в продолжительности деятельности и жизни, сохранении

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Труд как главный фактор правильного воспитания. Необходимость умственного труда и его духовное значение]

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Труд как главный фактор правильного воспитания. Необходимость умственного труда и его духовное значение] 6) Мне очень хотелось бы, чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы, главным образом, на значение качества его.

1) Количество труда и стоимость труда. [Неразрешимость проблемы обмена труда на капитал в ее рикардовской постановке]

Из книги Том 26, ч.2 автора Энгельс Фридрих

1) Количество труда и стоимость труда. [Неразрешимость проблемы обмена труда на капитал в ее рикардовской постановке] Глава 1-я - «О стоимости» - сразу же открывается у Рикардо отделом I, носящим заголовок:«Стоимость товара, или то количество любого другого товара, на

ГЛАВА 5 ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО УМСТВЕННОГО

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

ГЛАВА 5 ЧТО НИЧЕМ ИЗ УМСТВЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, ПРЕВОСХОДЯ ЕГО, ПРИЧИНА ВСЕГО УМСТВЕННОГО Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не

СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА

автора Тоффлер Элвин

СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА Суперсимволическая экономика делает устаревшим наше представление не только о безработице, но и о труде. Чтобы понять это, понять вызываемую этим борьбу, нам нужны новые термины. Сегодня подразделение экономики на «сельское хозяйство»,

ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Метаморфозы власти автора Тоффлер Элвин

ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА В Нью-Гэмпшире Сунуну действовал недостаточно изобретательно. Отнести что-либо к разряду конфиденциальной информации или воспрепятствовать доступу - это старая тактика. Теперь в распоряжении тех, кто хочет контролировать

Из книги автора

Интенсивность умственного труда В XIX веке всякий, имеющий хоть какое-то образование, работающий не руками, а головой, работал не долго, 5–7 часов. И работал он совсем не так интенсивно, как мы с вами.Пролетариат начинал работать очень рано, лет с 14-ти, а вот средний класс –

Глава 3. Пролетарии умственного труда

Из книги Могущество и бессилие компьютера автора Кочетков Геннадий Борисович

Глава 3. Пролетарии умственного труда 1. «Офис будущего» В 80?е годы компьютеризация проникла в сферу управления частных капиталистических компаний и государственных организаций. Традиционный офис, учреждение, где осуществляется обработка, составление различных бумаг,

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА

Из книги Как вылечиться от разных болезней. Рыдающее дыхание. Дыхание Стрельниковой. Дыхание йогов автора Александр Иванов

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА Никто не будет спорить с тем фактом, что правильное чередование физического и умственного труда, отдыха и нагрузок является важнейшим средством поддержания здоровья. Вроде бы в этой сфере все давно исследовано и

Интенсивность умственного труда

Из книги Человек будущего автора Буровский Андрей Михайлович

Интенсивность умственного труда В XIX веке всякий, имеющий хоть какое-то образование, работающий не руками, а головой, работал не долго, 5-7 часов. Главное же - и он работал не так интенсивно, как мы с вами.Пролетариат начинал работать очень рано, лет с 14, а вот средний класс -

Советы служителям Церкви и людям умственного труда, ведущим сидячий образ жизни

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Советы служителям Церкви и людям умственного труда, ведущим сидячий образ жизни СИ, 308-310:225. Переедание особенно вредно тем, кто обладает спокойным темпераментом; такие люди вообще должны есть поменьше, а побольше заниматься физическим трудом. Есть люди, одаренные яркими

Революция умственного труда началась

Из книги Репортаж из XXI века автора Васильев Михаил Васильевич

Революция умственного труда началась Полтора столетия назад не было ни счетно-решающих машин, ни электроники- науки, из которой они развились. Была только мечта - создать механизм, способный выполнять ту работу, которую мог бы делать лишь один, но зато самый

Ученые почти десять лет наблюдали за пожилыми людьми, как пациентами госпиталя, так и людьми, которые редко обращались к врачам и участвовали в эксперименте добровольно, пишет "МК" . Оказалось, что чем больше тот или иной человек был связан с наукой, тем более крепким здоровьем он обладал. Швейцарские исследователи связывают это с постоянной тренировкой мозга: если все время решать нестандартные задачи, учить иностранные языки, запоминать множество формул, то задействованные в работу нейроны - клетки головного мозга - умирают медленнее. Людям, кто хотел бы продлить свои годы жизни, дольше оставаться в здравом уме и твердой памяти, ученые советуют побольше тренировать мозг всевозможными заучиваниями и решать головоломки.

Комментарий вице-президента Европейской ассоциации геронтологов Владимира ХАВИНСОНА:

Наиболее важен для долгожительства даже не столько уровень IQ, сколько уровень интеллигентности людей. Насколько они внутренне уравновешенны, насколько уважительно относятся к окружающим, насколько умеренны в еде и дружат с физическим трудом. Часто такие люди могут быть не высокого интеллекта, но живут дольше за счет умеренности во всем. Кстати, те, кто придерживается религиозных правил, к примеру поста, отвержения злости и зависти, также часто относятся к группе долгожителей. Ученым же дополнительно помогают долго жить большие знания тех же правил гигиены и питания, больший интерес к жизни. К примеру, очень много долгожителей среди нобелевских лауреатов, независимо от того, к какой области научной деятельности они относятся. Признанный во всем мире факт: уровень долгожительства повышается с уровнем эволюционного развития человека.

Cтраница 1


Умственный труд отделен от физического труда в наибольшей степени в профессиях тяжелого ручного труда низкой квалификации, где роль рабочего сводится к исполнению несложных операций, требующих лишь физической силы. Сюда в особенности относятся профессии грузчиков, откатчиков и других рабочих, занятых прежде всего на вспомогательных и подсобных ра - Оотах.  

Умственный труд включает в себя все виды деятельности человека, требующие напряженной работы головного мозга, центральной нервной системы и зрительного напряжения.  

Умственный труд включает в себя способность мышления и понимания событий, проистекающих в процессе труда.  

Умственный труд связан с психоэмоциональным напряжением, вызванным затруднительными ситуациями и риском в экстремальных ситуациях.  

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.  

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) - человек выполняет функции руководителя и управляет коллективом людей.  

Умственный труд - объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.  

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.  

Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают его.  

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии улиц умственного труда.  

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.  

Умственный труд существенно отличается от физического. Нельзя, например, период врабатывания для умственного труда, как для физического, считать равным десяткам минут: он занимает в норме всего несколько минут, а для восприятия несложной речи - около 15 секунд. Основываясь на данных об устойчивости внимания, время лекции следует продлить до 90 - 100 минут без перерывов, а не приравнивать ее к уроку в школе. Ничто так не утомляет и не раздражает при умственном труде, как частые отвлечения. Из практики известно и лекторам и слушателям, что три лекции с двумя перерывами пройдут быстрее, чем с обычными во многих вузах пятью перерывами.  

Умственный труд, - отмечал К. Д. Ушинский, - едва ли не самый тяжелый.  

Умственный труд - составная часть общественно полезной деятельности людей, проявляется преимущественно в нервно-психических усилиях, необходимых для воспроизводства и развития процессов познания и преобразования природы и общества. Доля умственной деятельности отражает степень содержательности Tpv - ra, его интеллектуализации, что o6vc ювлено использованием достижений научно-технического прогресса и творческой инициативы трудящихся.  

Умственный труд представляет собой работу с информацией и, следовательно, мерой его интенсивности является количество воспринимаемой и перерабатываемой информации в единицу времени. Сущность нормирования умственного труда и его элементов заключается в определении оптимальной интенсивности работы с информацией исходя из скорости восприятия и мышления, с учетом утомления.