Техники арт-терапии: суть терапии, базовые и нетрадиционные техники, творческое самовыражение, советы психиатров. Продолжаем разъяснять что такое нетрадиционная арт терапия

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Работа по этому методу направлена на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. В отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Арт-терапии очень эффективна при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи, с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной концепции, которую можно корректировать. Арт – терапия направлена

Основная цель арт - терапии:

· Предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме.

· Развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам.

· Вести психологическую работу с мыслями и чувствами.

· Развивать наблюдательность.

· Развивать воображение.

· Развивать сенсорные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ГСКУАО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера» проживают воспитанники в возрасте от 3 до 18 лет. Структура центра представлена деятельностью 5 отделений: администрация, приют (четыре возрастные группы), медицинское отделение, хозяйственный отдел и пищеблок. Основные направления работы представляют: социально – правовая, медицинская, психолого-педагогическая службы. В Центре созданы необходимые условия для социального возрождения, восстановления здоровья и социальных связей детей. Для воспитанников, находящихся на реабилитации, создана коррекционно – развивающая среда: групповые комнаты, оснащенные игровой и спальной зоной, сенсорная комната, оснащена оборудованием для релаксации, спортивный зал, оснащенный тренажерами и модульным оборудованием, музыкальный зал оснащен музыкальными инструментами и оборудованием.

В своей работе педагоги – психологи используют нетрадиционные техники арт – терапии.

Арт-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Работа по этому методу направлена на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. В отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Арт-терапии очень эффективна при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи, с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной концепции, которую можно корректировать. Арт – терапия направлена

Основная цель арт - терапии: - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Основные задачи арт - терапии:

  • Предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме.
  • Развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам.
  • Вести психологическую работу с мыслями и чувствами.
  • Развивать наблюдательность.
  • Развивать воображение.
  • Развивать сенсорные способности.
  • Повышение самооценки

Фризлайт

Фризлайт – это удивительное искусство «застывшего света». Фризлайт называют также светографикой, светописью, лайтпейнтингом, лайтграффити, но все эти названия объединяет одно – рисование светом.

Фризлайт выполняется при помощи всего нескольких основных инструментов: фотоаппарата, источника света и недюжинной фантазии автора рисунка.

Для того, чтобы заниматься фризлайтом нужна фотокамера с возможностью регулирования длительности выдержки, при этом выдержка должна быть от 10 до 30 секунд. Желательно также иметь дополнительную вспышку, кроме встроенной в фотоаппарат – это поможет создавать более эффектные рисунки.

В качестве источников света для фризлайта подходят любые, главное чтобы они давали равномерный свет. Это могут быть обычные бытовые фонарики, светодиоды, галогеновые лампы, лазерные указки и т.д. Если использовать разноцветные источники света, можно получить множество разнообразных красивых эффектов.

Одно из основных условий фризлайта – полная или относительная темнота, поэтому выполняется он либо в полностью затемненном помещении, либо в ночное время суток на улице.

Для рисунка фризлайт фотоаппарат устанавливается на штативе – во избежание дрожания и смазывания снимка. Выдержка устанавливается длинная – настолько, насколько того требует идея рисунка. Чем длиннее выдержка, тем больше времени есть на «рисование»

Данная техника рисования очень увлекательна как для детей так и для взрослых. Дети создают всевозможные групповые рисунки. Процесс такого рисования не просто увлекательное занятие но и, открытие нового волшебного мира!

Монотипия
Монотипия - это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.

Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15x20 см (перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.

Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее психолог предлагает детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней.

Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются, хотя это не обязательно и зависит от уровня развития рефлексии у детей. Иногда психолог ограничивается комментариями.

Существуют и другие варианты применения этой методики:

1. уменьшить материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия;

2. предложить создать на ватмане групповую монотипию и затем совместно дорисовать ее до какого-либо образа;

3. для развития восприятия детям сначала предлагается использовать в монотипии один цвет, постепенно добавляя другие цвета и анализируя их сочетание.

Пластилиновая живопись
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку
.

Фотокопия – рисование свечой

Задачи: развитие воображения, снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Рисование песком. Эту технику можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
- психосоматические заболевания
- повышенная тревожность, страхи
Песочное искусство представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Рисование песком на подсвеченном стекле постоянно меняющихся картин выглядит столь эффектно. Детям нравится эта удивительная техника.
Это один из видов увлечений, который не допускает до человека возникновения депрессивных состояний.
Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования песком на стекле условия для вхождения человека в расслабляющее и снимающее стрессы медитативное состояние.

Данные техники позволяют получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивают эффективное эмоциональное отреагирование.

2. Облегчают процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей.
3. Дают возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создают благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
5. Существенно повышают личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.


В западной культуре поход к психиатру или психотерапевту – это чуть ли не обыденная вещь для каждого жителя. У нас же многие люди настолько боятся подобных врачей, а еще больше того, что о посещении «мозгоправа» узнают соседи и знакомые, что предпочитают справляться с психологическими травмами, депрессией и стрессом самостоятельно.

Однако такой подход к душевным расстройствам зачастую приводит только к усугублению состояния. Прекрасной альтернативой анализа и решения психологических проблем является библиотерапия, изотерапия, мандалотерапия и вообще весь спектр методов арт-терапии.

Суть арт-терапевтических методик

Что же такое арт-терапия? Это сравнительно новое направление, которое постепенно набирает все больше популярности в психологии, психоанализе, в социальной работе и в психотерапии. Суть состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий травматического стресса, в облегчении традиционного лечения психических и невротических расстройств, а также выявлении психологических и личностных проблем. Цели индивидуальной и групповой арт-терапии заключаются в самовыражении и познании себя через символы в творчестве. К целям арт-терапии относится также самореализация, гармонизация личностного развития детей и взрослых. Проводить арт-терапию можно дома, в специализированном кабинете и даже на свежем воздухе.

Немного истории

История этого направления в психологии начинается с 1938 года, именно тогда впервые был использован термин арт-терапия. А ввел его А. Хилл – художник, который использовал лечение искусством в работе с больными туберкулезом. В США, описанные А. Хиллом арт-терапевтические методы, применялись для работы с детьми, побывавшими в лагерях фашистов. Позже, в 1960 году в Штатах была основана Американская ассоциация арт-терапевтов.

Большинство приемов арт-терапии основано на психоаналитической теории Фрейда о том, что конечный продукт человека отражает его бессознательное. К.Г. Юнг активно использовал арт-терапию, рисование мандалы и других символов для анализа душевного состояния своих пациентов. Сегодня многие специалисты, прошедшие обучение, отдают предпочтение именно арт-терапии, как инструменту психологии, психотерапии, личностного развития и самовыражения.

Нарисуй свою проблему

Рисуночная терапия (изотерапия) – это наиболее распространенная форма арт-терапии. Первые арт-терапевты именно с помощью рисунка работали со своими пациентами, отслеживая их эмоции, символы сознания, психические нарушения. Изотерапия заключается в работе с произведениями искусства и творчества. В одном из ее вариантов человек может быть активным участником и нарисовать картину самостоятельно под руководством арт-терапевта. Активная изотерапия позволяет выявить внутренние блоки, страхи, комплексы, личностные характеристики. Это также отличный инструмент для снятия агрессии, напряжения, облегчения переживаний.

Психологи применяют и пассивную изотерапию как метод психологической коррекции и анализа, оценивая интерпретацию пациентом специально подобранных творческих материалов. Изотерапия – прекрасный метод арт-терапии для взрослых и детей, который позволяет в мягкой форме без лишнего стресса решать множество психологических проблем, облегчать серьезное психотерапевтическое лечение, гармонизировать эмоции, развивать когнитивные функции и бороться с психотравмами. Отдельный вариант работы с рисунком – эмоциональная живопись – создание картины с помощь красочных брызг.

Мандала – цветок твоей души

Плетение и рисование мандал – излюбленный многими диагностами метод арт-терапии в психологическом консультировании. Мандалотерапия позволяет выявить глубинные травмы, особенности личности и характера, модели взаимодействия человека в обществе. Мандала – это очень древний геометрический символ гармонии вселенной, который в психологию принес Карл Густав Юнг. Мандала-терапия может проводиться с готовыми схемами, которые пациенту предлагают раскрасить, после чего специалист анализирует душевное состояние на основании выбора цветов.

Мандалотерапия проходит и в других вариантах, например, рисование специальных символов в мандале или плетение мандалы из разноцветных нитей на деревянных палочках. Каждый желающий может пройти несложное обучение по созданию и анализу мандал и потом использовать эту технику самостоятельно. Чтобы мандалотерапия была более эффективной, некоторые специалисты предлагают начинать с медитации. Это особенно актуально для групповой арт-терапии.

Виды и методы арт-терапии

Библиотерапия — это метод психокоррекции, который также относят к арт-терапии. Что это такое? Библиотерапия включает в себя психокоррекционные методики воздействия на пациента с помощью литературы, специально подобранной для конкретного случая. Применяется библиотерапия для гармонизации состояния психики пациента, она помогает справляться с физическими и психическими патологиями. Можно проводить библиотерапию в библиотеке, на природе, на индивидуальных занятиях. Это отличный метод арт-терапии для беременных, подростков, страдающих неврозами и психическими расстройствами людей, да и для всех, кто хочет решить проблемы личностного характера. Библиотерапия известна еще со времен Средневековья.

Фототерапия – путь к себе через фотографию. Фототерапия применяется в коррекционно-лечебной деятельности с 70-х годов прошлого века. Суть заключается в создании авторских фотографий либо в выполнении специальных упражнений по арт-терапии с использованием готовых, специально подобранных снимков. Психолог может предложить пациенту описать восприятие определенных образов на фотографиях, составить из них коллаж или инсталляцию. Фототерапия проводится в рамках как групповой арт-терапии, так и индивидуальной. В процесс создания инсталляции можно ввести и дополнительные техники. Фототерапия хорошо сочетается с такими арт-приемами, как терапия рисованием, танец или театр с использованием снимков.

Другие варианты лечения искусством

  • Музыкотерапия. Применяется, как вспомогательное средство в дополнение к другим техникам психотерапии, для коррекции психосоциальных сторон различных психосоматических расстройств. Терапия музыкой также популярна в воспитательно-педагогической практике.
  • Драматерапия. Это метод символического самовыражения с помощью театрально-драматических средств. Позволяет с помощью творчества распознать и смягчить психические расстройства, комплексы и социально-психологические проблемы.
  • – способ эмоционально-физической интеграции через танцевальные движения. Основывается на принципе единства тела и психики.
  • Куклотерапия. Чаще всего применяется в семейной психотерапии для коррекции поведения детей, подростков и всех членов семьи путем театральных кукольных постановок.
  • Логоритмика – сочетание речи и движений под музыку. Применяется в виде индивидуальной либо групповой арт-терапии для лечения детей с дизартрией, заиканием, задержками речевого развития, слабой моторикой и другими проблемами.
  • Песочная терапия в психологии применяется, как инструмент психоанализа, символического самовыражения, познания глубинных свойств сознания и собственной картины мира, а также для снятия психического напряжения.
  • Сказкотерапия. Это один из вариантов такого вида арт-терапии, как библиотерапия. Часто применяется в воспитательных, образовательных и психотерапевтических целях при работе с детьми.

Альтернативные арт-терапевтические методы

Нередко психологи используют комбинации различных направлений арт-терапии, добавляют новые прочтения, интерпретации и техники. Нетрадиционный подход к арт-терапии порой позволяет сделать психокоррекцию более индивидуальной, охватить более широкий спектр психотерапевтических задач. Одним из вариантов нетрадиционной арт-терапии является применение техник ландшафтной арт-терапии. Суть ландшафтной арт-терапии заключается в поиске на определенной территории всевозможных предметов, которые после используются для создания арт-объектов. Специалист по ландшафтной арт-терапии наблюдает за пациентами в течение всего процесса, как в кабинете, так и за его пределами во время поиска исходных материалов. Реализация ландшафтной арт-терапии проводится в различных формах, ее техники с успехом используются в работе с детьми, взрослыми, пожилыми и семьями. Программы ландшафтной арт-терапии могут иметь лечебную, профилактическую и личностно-развивающую направленность.

Задачи арт-терапевтических методик

Применение любых техник традиционной и нетрадиционной арт-терапии требует не только специального обучения, но также определенного опыта и личностных качеств психолога. Одним из преимуществ арт-терапии является широкая область применения. Использование различных техник арт-терапии показано при депрессии, стрессовых ситуациях, межличностных конфликтах, нарушениях развития аффективной сферы, фобиях и неврозах. Мягкость и ненавязчивость арт-терапии позволяет проводить ее для беременных, детей, подростков, инвалидов и любых других целевых групп. Посещение сеансов арт-терапии для беременных позволяет женщинам побороть страхи, справится с эмоциональной неустойчивостью и импульсивностью. Арт-терапия является отличным помощником в работе с семьей, когда требуется решение внутрисемейных конфликтов. Полезны методы арт-терапии и для пожилых людей, которые испытывают чувство одиночества, повышенную тревожность и другие инволюционные проблемы.

Групповая и индивидуальная арт-терапия позволяет решать многие психотерапевтические и личностные задачи. Например, лечение рисованием, скульптурой, работой с песком и другими творческими техниками дает возможность выплеснуть агрессию, гнев и остальные негативные эмоции без вреда для окружающих, а также проработать подавленное состояние. Арт — терапевтические методы облегчают проведение традиционной психотерапии, позволяют специалисту установить контакт с пациентом. Одной из ключевых задач является диагностика в арт-терапии методом мандалы, символического рисунка, фототерапии, пр. По результатам психодиагностики с помощью позитивной арт-терапии можно скорректировать состояние пациента, повысить его самооценку, эмоциональное состояние, усилить самоконтроль, развить творческие способности. Фокус на внутренних ощущениях и чувствах во время арт-терапии позволяет решать множество мужских и женских проблем, подростковых комплексов и конфликтов в отношениях.

Не перестаю уважать и восхищаться нашей аудиторией! Сколько всего люди знают техник!!! И еще остается желание узнать что-то новое! Я прошу обратить особое внимание на то, что нетрадиционная арт-терапия — это уникальная техника, причем довольно молодая; ее не следует путать с Нейрографикой.

Школа нетрадиционной арт терапии предлагает САМОМУ человеку ставить вопросы и получать ответы через Консультанта или Мастера. После специальной подготовки — медитаций, слушатель рисует не Умом, а Чувствами, Реакциями. Обратите внимание на отзывы, прошедших несколько сеансов терапии у Марины Гаценко:

Галина Чудова 15 февраля 2017, в 1:12 —
Для меня Потоковый рисунок сделать было ооочень приятно и легко. А при рассмотрении оказалось ещё и глубоко. Марина помогла мне вытащить на поверхность то, что нуждалось в рассмотрении, а значит в исцелении. На каком то моменте поймала себя что не знаю что рисовать. Потом поняла что это отражается и в жизни- не знаю что хочу в своей жизни. А в заключение поймала себя на том, что это очень приятно- рисовать без смысла и заданной цели. Просто рисовать! Спасибо, Марина!

Татьяна Фахури: Сегодня хочу выразить свою благодарность и восхищение за удивительную сессию по интуитивному рисунку с Мариночкой Гаценко!
Как только она предложила сессии, я сразу захотела ее пройти! И мое внутреннее чувство не подвело меня! Я получила очень ценную и интересную информацию для себя.
Понравилась практика во время настройки на рисунок! Так как я пользуюсь методом ТОТ (Технология Образного Творения), я очень сильно чувствовала все процессы во время настройки.
Мой запрос был об изобилии, и он проявился на бумаге. Марина, очень прочувствовала его и обрисовала картину о моем внутреннем состоянии очень точно. Мне было всё понятно, о чем она говорила… Мы нашли ответ на запрос, как всегда — истина внутри! И мое изобилие только внутри меня! Я еще продолжаю размышлять и работать с рисунком!
Марина, спасибо, я очень рада нашему знакомству!

Ирина Антонова‎, 18 февраля, 18:40 —
Вчера проходила сессию с Мариной Гаценко. У неё интересный способ считывания образов, через рисунок. Мы ставили вопрос о реализации. И вместе осмысливали образы приходящие ей. После сессии и до сих пор идет трансформация в теле и голове. Ночью приснился сон, который мы вместе разобрали и нашли болевую точку. Мы вместе размышляли, о чем мне говорило подсознание во сне. Я многое осознала и поняла, в каком направлении мне двигаться.
Мариночка, благодарю за помощь!!! Желаю тебе успехов в дальнейшем развитии способностей!!! Света, Любви и Счастья тебе и твоей семье!!!

Программа семинара:

День 1 . Рисунок «Дерево Рода»: проявляем на бумаге состояние Родовой энергии и возможные препятствия на ее пути по Дереву Рода. Устранение этих блоков через корректировку рисунка и дополнительные практики. Рисунок «Отношения с отцом/матерью»: показывает подсознательное отношение к родителям, выявляет проблемы и блоки в отношениях. Устранение этих блоков через корректировку рисунка и дополнительные практики. Рисунок «Внутренний мужчина/внутренняя женщина»: показывает находятся ли мужская и женская энергии в балансе или нет; выявляет истинные чувства внутренней женщины и внутреннего мужчины. Прорисовка баланса и гармонизация энергий происходит через корректировку рисунка и дополнительные практики.
День 2 . Рисунок «Моё изобилие». Демонстрирует насколько энергии изобилия и реализации проявлены у человека. Прорисовка и гармонизация энергии изобилия происходит через корректировку рисунка и дополнительные практики.
Рисунок «Внутренний мужчина/внутренняя женщина во 2 день тоже
Оба дня энергетические практики перед рисунками

Запись на семинар ведется по телефонам: +7 771 577 0021 и +7 707 059 3267;

На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.

Содержание статьи:

Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых


Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.

Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:

  • самовыражение;
  • снятие напряжения;
  • повышение самооценки;
  • гармонизация внутреннего мира;
  • развитие личности;
  • нормализация отношений в социуме;
  • осознание психологических проблем.
Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность - на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.

Основные приемы арт-терапии для взрослых


Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  2. Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача - создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Разновидности арт-терапии для взрослых

На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.

Изотерапия


Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  2. Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  3. Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  4. Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  5. Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  6. В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Музыкотерапия


Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  • Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

Основные этапы музыкотерапии:

  1. Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
  2. Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
  3. Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.

Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.

Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.

Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.

Фототерапия


Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.

Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.

Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.

Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.

Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых


Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.


Что такое арт-терапия - смотрите на видео:


Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.

это уникальный метод, позволяющий получать информацию из подсознания, делая это мягко и свободно. А это значит, что Вы легко получите ответ на любой свой вопрос.

С чего всё начинается?

Сеанс арт-терапии начинается с запроса, с того, что в текущий момент Вас волнует больше всего, и что в своей жизни Вы хотели бы исправить. Так выбирается тема рисунка и это открывает всю глубину Нетрадиционной Арт-терапии. Можно проработать любой запрос, начиная с проблем в отношениях, заканчивая предназначением и раскрытием внутренних ресурсов.

Всё начинается с момента рисования. Иными словами, если у Вас проблема, Вы её прорисовываете, и теперь она из бессознательного плана изливается на лист бумаги, так сказать из непроявленного – в явное. С этого момента Вы можете видеть свою проблему и говорить с ней.

Как создаётся Потоковый рисунок?

Вторым этапом сеанса является непосредственно сам процесс рисования. Он также является нетрадиционным. Это так называемое «Потоковое рисование». Суть его в том, что с помощью определенного дыхания Вы активизируете работу правого полушария головного мозга, тем самым пробуждая свое подсознание. С этого момента и начинается Ваш Диалог с Душой.

Потоковый рисунок создается в особом медитативном состоянии, в которое Вы входите с помощью Консультанта.

В чём отличие от традиционной Арт-терапии?

Основное отличие метода заключается в том, что в потоковых рисунках не ищут логики. Консультант обучен «считывать» образы подсознания при помощи сенсорного видения, поэтому его помощь незаменима.

В проявленных образах Вы легко узнаете:

  • себя,
  • свою ситуацию,
  • свое внутреннее состояние.

Во время сеанса Консультант сообщит, что Вам необходимо сделать, чтобы гармонизировать ситуацию.

Чего можно ожидать от сеанса?

Часто во время прорисовывания своей ситуации людей покидают обиды, гнев, злость, агрессия, апатия, лень, беспокойство, жалость и многое другое. Всё это буквально выплескивается на холст. Вы ощутите значительное облегчение уже после первого сеанса рисования, ибо избавитесь от многолетней эмоциональной ноши.

Как проходит сеанс?

  1. Вы прорисовываете проблему после формулирования запроса.
  2. Консультант нетрадиционной арт-терапии «считывает» её при помощи сенсорного видения.
  3. Вы получаете подробную расшифровку, увиденных образов, а также конкретные рекомендации по корректировке мышления и поведения, которую вам необходимо внедрить в свою жизнь.
  4. Вы вносите корректировки в свой рисунок, оказывая осознанное позитивное влияние на подсознание.

После того, как ваш рисунок готов, его можно передать Консультанту для прочтения. Консультант с помощью сенсорного видения проведет для вас образы, которые скрываются в Вашем подсознании, поможет определить проблемные зоны, мешающие дальнейшему развитию. И уже с полученной информацией Вы сможете проводить работу над собой самостоятельно.

А дальше….

Дальше начинается настоящее волшебство. С измененным рисунком потребуется несложная работа: смотреть на него каждый день хотя бы три минуты. Проделав это 21 день, Вы перепрограммируете своё подсознание, и даже Ваше внутреннее отношение к проблеме изменится. Порой не проходит и нескольких часов после сеанса, как становятся заметными первые результаты.

Что я могу ожидать от сеанса?

Во время сеанса Вас ждёт масса открытий.

Вы сможете:

  • лучше понимать себя и свое внутреннее состояние,
  • прислушиваться к голосу Души,
  • изменить внутреннее ощущение себя и мира,
  • получить долгожданные ответы и озарения
  • изменить внешний мир и окружение, проведя внутреннюю работу.

Сеансы Нетрадиционной Арт-терапии одинаково эффективны, как во время личных встреч, так и при удаленной работе через Интернет.

Чем можно рисовать?

Рисовать можно карандашами, фломастерами, цветными мелками или красками, используя при этом кисти или пальцы рук. Есть разные типы «Потоковых рисунков». Основное их правило – никаких правил, ограничений и логики.

Арт-терапия не решит разом всех проблем. Однако её очистительное действие сравнимо с эффектом многих духовных практик. С её помощью можно убрать больше количество эмоционального мусора. И важно помнить, что меняя себя и развиваясь, мусора в жизни будет все меньше, а чистоты в Душе всё больше.

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даёшь.

(Карлос Кастанеда)

Список тем для консультаций

Первый чакровый центр. Родовые отношения.

Рисунок «Дерево Рода».

Второй чакровый центр. Отношения с партнёром по жизни.

Рисунок «Внутренний мужчина и внутренняя женщина».

Третий чакровый центр. Центр социальности и образования.

Рисунок «Мое изобилие».

Четвертый чакровый центр. Душа, предназначение. Ваш диалог с Душой.

Рисунок «Предназначение Души».

Пятый чакровый центр. Центр Вашего потенциала и развития (когда все вышеперечисленное у Вас в полном порядке).

Рисунок «Дары и Таланты».

Шестой чакровый центр. Центр внутреннего пробуждения.

Рисунок «Внутренний мастер»,

Рисунок «Внутренний целитель».

Седьмой чакровый центр. Духовный центр.

Рисунок «Внутренний Бог/Богиня»,
Рисунок «Путь Вознесения».

Здоровье. Диагностика и лечение.

– Рисунок “Мое тело и аура”,
– Рисунок “Моя болезнь”.

Зависимости.

– Рисунок “Моя зависимость”

Страхи.

– Рисунок “Мой страх”.

Ваш индивидуальный запрос.


Все заявки и вопросы по теме отправляйте Консультанту Нетрадиционной Арт-терапии — Марине Гаценко.
Емейл: [email protected]