Основные компоненты педагогического процесса: описание, принципы и функции. Педагогический процесс как система и целостность

Исторические особенности зарождения понятия целостности педагогического процесса

Педагогический процесс – это коренная, основополагающая категория педагогической науки.

Истоки зарождения педагогики показывают, что дифференциация и интеграция, протекавшие в ее рамках стихийно, привели к разграничению функций воспитателя и учителя. Но к середине XIX века все чаще звучат аргументы в пользу единства обучения и воспитания. Эта точка зрения четко выражена в педагогических трудах И.Ф. Гербарта. Он отмечал, что обучение лишенное нравственного образования - это средство без цели, а нравственное образование без обучения - цель, лишенная средства. Позже идея целостности педагогического процесса поддерживалась К.Д.Ушинским. Под целостностью педагогического процесса он понимал единство административной, учебной и воспитательной составляющих учебной деятельности. У Ушинского было много последователей: Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров и другие. Важное место среди исследователей педагогического процесса отводится П.Ф. Каптереву. По его теории, педагогический процесс должен обеспечивать сбалансированное соотношение между образованием и воспитанием с целью всестороннего развития личности.

Огромный вклад в развитие теории о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко.

Начиная с 30-х годов двадцатого столетия, усилия советских педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания, как самостоятельных процессов. Только в середине 70-х годов снова возрождается интерес к проблеме целостности педагогического процесса. В это время формируются различные подходы к трактовке целостного педагогического процесса. Это обусловлено сложностью педагогического процесса. Тем не менее, авторы современных концепций сходятся во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно исключительно основываясь на методологии системного подхода.

Целостность педагогического процесса

Определение

Педагогический процесс – это целенаправленное, содержательно насыщенное и организованное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности с направляющей ролью педагогов.

Это научная, развивающаяся и совершенствующаяся система, которая опирается на законы воспитания, творчество педагогов и особенности возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют определенные закономерные принципы.

Педагогический процесс тесно связан с прочими общественными процессами, в частности экономическим, политическим, нравственным и культурным. Он зависит от состояния общественных процессов, взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Особенностью учебно-воспитательного процесса является целостность и сохранение всех важнейших составных частей. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития основанного на целостности составляет сущность педагогического процесса. Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов. Сложные взаимотношения внутри педагогического процесса выражаются в:

  1. единстве и самостоятельности образующих его процессов;
  2. целостности и соподчиненности входящих в него процессов;
  3. наличии общего и сохранении оригинального.

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы – это способность к выполнению социальных функций. Общество заинтересовано в высоком качестве выполнения этих функций. Это возможно только при условии целостности педагогического процесса. Целостная, гармоничная личность может развиваться и формироваться исключительно в целостном педагогическом процессе. Целостность при этом понимается как качество педагогического процесса, которое характеризует высшую ступень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, которые функционируют в нем. Целостный педагогический процесс отличается внутренним единством входящих в него компонентов и их взаимодействием. В нем происходят непрерывно движение и преодоление внутренних противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил и образование новых качеств.

Через целостный педагогический процесс реализуется организация жизнедеятельности воспитанников, отвечающая их потребностям и оказывающая сбалансированное воздействие на сознание, чувства и волю личности. Деятельность, которая наполнена нравственно-эстетическими элементами и вызывающая положительные переживания, а также стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к окружающему миру, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс не сводится только к единству процессов обучения и воспитания, он не может рассматриваться только как единство различных видов воспитания. Это не обратное сложение в единый процесс вырванных частей из единого целого. Существует единый, неделимый педагогический процесс, который приближается к целостности путем разрешения противоречий между целостностью личности ученика и влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Определение

Целостность педагогического процесса - это взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений, возникающих в нем и реализованных в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса и в связях педагогического процесса с внешней средой.

Аспекты целостности педагогического процесса

Содержание целостности педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, который накоплен людьми. Реализация элементов содержания образования - это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.

С точки зрения организации педагогический процесс можно назвать целостным при условии единства самостоятельных процессов-компонентов:

  1. процесса освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;
  2. процесса взаимодействия педагогов и воспитанников в части содержания образования;
  3. процесса личностного взаимодействия педагогов и учеников;
  4. процесса самостоятельного освоения учащимися содержания образования.

Первый и последний процессы отражают предметные отношения, процесс взаимодействия – педагогические отношения, а третий - взаимные, таким образом, охватывается педагогический процесс целостно.

Педагогический процесс является целостным процессом Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.

Целостность педагогического процесса проявляется:

В единстве процессов обучения, воспитания и развития; -в соподчиненности этих процессов; -в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

3.Педагогический процесс является многофункциональным процессом. Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.

Образовательная:

    реализуется, прежде всего, в процессе обучения;

    во внеклассной работе;

    в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

    в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;

    в личности и профессионализме педагога;

    в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая: Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

    Педагогический процесс обладает рядом свойств.

Свойствами педагогического процесса являются:

    целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;

    целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;

    целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

    Структура педагогического процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

        Стимульно-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

    эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

    мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

    формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

        Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

Связан с разработкой и отбором содержания образования. Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

        Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса. Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

        Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

        Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

6. Педагогический процесс как система:

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию:

    указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

    понимание системы как множества элементов, которые находятся в определенных отношениях между собой.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г. Афанасьев выделяет следующие признаки системы:

      наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент – это минимальная система, обладающая основными свойствами системы. Минимальное допустимое число элементов в системе – два;

      наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь – это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов;

      наличие интегративных качеств, т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

      наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

      целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы;

      наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:

    во взаимодействии с внешней средой;

    во взаимодействии данной системы с системами более низкого или высокого порядка;

    • наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах;

      наличие управления.

Перечисленные признаки являются основанием для формулирования понятия «система».

Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, связанная с внешней средой. Системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой участников педагогического процесса, направленная на развитие личности.

Любое образовательное учреждение рассматривается как сложная социально- педагогическая система. Процесс обучения, процесс воспитания являются подсистемой педагогического процесса, учебное занятие является подсистемой процесса обучения.

Движущие силы педагогического процесса: Условием любого развития и движения – является разрешение противоречий, которые возникают внутри самой системы и при ее взаимодействии с внешней средой. Какие противоречия присущи педагогическому процессу? Противоречия, возникающие между компонентами педагогического процесса. Эти противоречия условно можно разделить на внешние и внутренние.

Закономерности образовательного процесса.

Педагоги выделяют следующие закономерности образовательного процесса: 1. Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса. Данная закономерность раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов. 2.Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся. Данная закономерность раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации процесса и его результатами.

3.Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.

4.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

Наследственности; воспитательной и учебной среды; применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия 6.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

Интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

7.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

Действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Некоторые педагоги выделяют и другие закономерности педагогического процесса. При организации педагогического процесса их надо знать и учитывать. Из выделенных закономерностей вытекают принципы педагогического процесса, те основополагающие требования, соблюдение которых влияет на эффективность этого процесса.

Принципы педагогического процесса. Современные педагоги выделяют принципы организации и принципы руководства педагогическим процессом. Выделяются следующие принципы организации функционирования педагогического процесса:

Принцип научности Общественно значимая целевая направленность педагогического процесса. Комплексный подход к организации различных видов деятельности субъектов педагогического процесса. Принцип активности субъектов педагогического процесса. Принцип взаимозависимости и взаимообусловленности всех структурных компонентов педагогического процесса. Принцип постепенного развития субъектов педагогического процесса. Единство требовательности и уважения к субъектам педагогического процесса. Учет возрастных и индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса. Принцип стимулирования деятельности, инициативы и творчества субъектов педагогического процесса. Создание комфортного психологического климата. Принцип комплексной оценки деятельности субъектов педагогического процесса.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств испытуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования показали, что это понятие суженное и неполное, оно не отражает всей сложности процесса и прежде всего его основных отличительных черт – целостности и общности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

Педагогический процесс как ведущая, объединяющая система включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую (рис. 3). В ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами и методами их протекания.


Рис. 3


Педагогический процесс как система не идентичен системе его протекания. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др. Каждая их них функционирует в определенных внешних условиях: при-родно-географических, общественных, производственных, культурных и т. п. Есть и специфические для каждой системы условия. Например, к внутришкольным условиям относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и др.

Структура (от лат. struktura – строение,) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. В качестве компонентов системы, в которой протекает педагогический процесс, Б.Т. Лихачев выделяет следующие: а) целенаправленную педагогическую деятельность и ее носителя – педагога; б) воспитуемых; в) содержание педагогического процесса; г) организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты (ядром этого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения); д) педагогическую диагностику; е) критерии эффективности педагогического процесса; ж) организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннего и гармоничного развития личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятельност-ный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспи-туемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называют также организационным, организа-ционно-деятельностным, организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

4.2. Целостность педагогического процесса

Педагогический процесс представляет собой внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям.

Целостность, общность, единство – вот главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение единой цели всех составляющих его процессов. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и образовательную и развивающую функции, обучение немыслимо без сопутствующих ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.

Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательны устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены.

Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Здесь информацию педагогам дают наблюдения за ходом деятельности и поведением учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

4.3. Закономерности педагогического процесса

Среди общих закономерностей педагогического процесса (подробнее о них см. 1.3) можно выделить следующие.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закономерности: более высокие общие достижения будет иметь тот ученик, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности, возможностями (материально-техническими, экономическими и др.) общества, условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и др.).

4.4. Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Поставить правильную цель, задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее сущность – получить ясное представление о состоянии личности (или группе) путем быстрой фиксации его определяющих (важнейших) параметров. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект педагогического процесса.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы: руководства педагогическим процессом в школе, воспитательной работы в классе, проведения уроков и др.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

Постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

Взаимодействие педагогов и учеников;

Использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

Создание благоприятных условий;

Осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

Обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Целостность педагогического процесса

Историческое развитие педагогической профессии привело к разграничению, а иногда - к противопоставлению основных педагогических процессов: обучения и воспитания. Однако представления о том, что "учитель учит, а воспитатель воспитывает" ошибочны. В педагогическом процессе происходит формирование и развитие личности, которая является целостным образованием. Целостность личности воспитанника объективно требует целостности процессов, влияющих на неё.

Начиная с середины XIX в. прогрессивные педагоги все чаще отмечают единство обучения и воспитания. Так, И.Ф. Гербарт, писал: «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование <…> без обучения есть цель, лишенная средств». Понимание целостности педагогического процесса в отечественной педагогике формировалось под влиянием идеи К.Д. Ушинского о единстве "административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности". Важный вклад в исследование педагогического процесса внёс П.Ф. Каптерев, по замыслу которого общеобразовательный курс школы должен обеспечивать правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. В период становления советской педагогики представления о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях расширили Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Однако с начала 1930-х до середины 1970-х хх гг. советская педагогика отошла от идеи целостности педагогического процесса, в этот период основные усилия были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вновь возникший в 1970-е гг., отразился в работах Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.С. Ильина, В.М. Коротова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева и др. Следует особо отметить роль Ю.К. Бабанского в пропаганде целостного восприятия педагогического процесса. В 1980-е гг., являясь автором и научным редактором вузовских учебников педагогики, он включил включил в них вопросы теории целостного целостного педагогического процесса.

Развитие теории целостного педагогического процесса в постсоветский период связано преимущественно с научной школой В.А. Сластенина.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.

Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.

· знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе - знаний о способах действий);

· умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;

· опыта творческой деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен;

· опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной. Основные функции, в свою очередь, трансформируются в единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели педагогического процесса: формирования гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Содержательная целостность педагогического процесса

Для решения любой из задач требуется освоение воспитанником знаний, опыта действий по алгоритмам (умений и навыков) и творчества, а также опыта отношений к окружающему миру. Приведём пример. Освоение воспитанником некоторых культурных норм и правил поведения относится к задачам воспитания. Для этого воспитанник должен освоить...

· знания о сущности данных культурных норм и способах их реализации в своей деятельности и поведении;

· опыт следования данным нормам в повседневной жизни (навыки, привычки, соответствующие культурным нормам);

· опыт соблюдения культурных норм в новых для воспитанника условиях (для этого ему потребуется творчески интерпретировать усвоенные правила культурного поведения);

· опыт уважительного отношения к окружающим людям, заложенного в осваиваемых нормах и правилах поведения.

При неполном освоении этих компонентов освоение культурной нормы будет поверхностным, а её реализация - носить ситуативный характер (например, воспитанник ведёт себя культурно лишь тогда, когда за ним наблюдает педагог).

В организации педагогического процесса свойство целостности приобретается им при обеспечении единства процессов четырёх основных видов (рис. 3.4):

· процессов освоения и конструирования педагогом содержания образования, а также комплекса способов и средств его передачи воспитанникам; эти процессы имеют характер предметных отношений, поскольку педагог взаимодействует с предметами, а не с живыми участниками педагогического процесса, однако процессы педагогического освоения и конструирования необходимы для педагогической адаптации содержания образования и подготовки к эффективной реализации следующих процессов;

· процессов делового взаимодействия (формального общения) педагогов и воспитанников; данный вид процессов отражает собственно педагогическое взаимодействие;

· процессов личностного взаимодействия (неформального общения) педагогов и воспитанников; посредством этих процессов между педагогами и воспитанниками устанавливаются доверительные отношения, что является необходимым условием полноценного педагогического взаимодействия

· процессов самостоятельного освоения воспитанниками содержания образования (самообразования и самовоспитания), в которых отношения также имеют предметных характер, однако их особенность состоит в том, что воспитанник осваивает педагогически адаптированное содержание образования, пользуясь теми способами и средствами познания, которые подобраны и оптимизированы педагогом.



Рис. 3.4. Организационная целостность педагогического процесса

Любой из перечисленных процессов не ограничивается рамками, например, только обучения или только воспитания, их взаимосвязь охватывает весь педагогический процесс в целом.

Понятие целостного педагогического процесса: его компоненты и структура

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей – Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и др.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы по его замыслу был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Однако, начиная с 30-х годов, основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х годов. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Р. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. Авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно «только на основе методологии системного подхода».

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стержневого понятия.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет «педагогический процесс ». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие ), направленное на достижение поставленной цели, решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни был организован педагогический процесс, он имеет следующую структуру (рис. 5).

ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ

Рис. 5. Структура педагогического процесса

Структура педагогического процесса представлена следующими основными компонентами :

целевой – включает в себя цели (стратегическую и тактические) и задачи, которые могли бы быть определены как подчиненные (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях;

деятельностный – характеризует формы, способы, средства, методы организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение;

результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

В своем первом приближении к определениюпедагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому являются целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность. Только в целостном педагогическом процессе возможно достижение цели его реализации: формирование цельной, гармоничной личности.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.



Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитание личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентаций, но в то же время формируются представления, знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. На практике принцип целостности реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, то есть деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.

Таким образом, педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образования. Целостность , общность и единство , – главные характеристики педагогического процесса .

Педагогический процесс как целостность может быть так же рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всегопедагогическую систему (Ю. К. Бабанский).

«Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». В педагогической литературе и образовательной практике понятие «система» употребляется часто безотносительно к его реальному, истинному содержанию. Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (система дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего образования и т.п.) или даже с образовательной деятельностью конкретного учебного заведения. Однако понятие «педагогическая система» выходит за рамки узко понимаемой персонализации. Дело в том, что при всем своеобразии, неповторимости и многочисленности педагогических систем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

В этой связи под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы . Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Существуют статические и динамические педагогические системы .

К статическим педагогическим системам относятся дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи и др.), авторские педагогические системы, профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, лицеи, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музыкальные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т. п.), учреждения повышения квалификации и др.

Ученые считают, что для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов : педагогов и воспитанников (субъектов), содержания образования и материальной базы (средств).

Педагогический процесс является динамической педагогической системой (рис. 6), системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субординацию элементов системы по вертикали. Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором и представляет собой многоуровневое явление. Она ориентирована на цели воспитания, обучения, развития и для их осуществления, цель педагогического процесса всецело подчиняется целям образования. По горизонтали систему координирует уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса.

Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Содержание – это та часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанных области – содержание образования и содержание воспитания . Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: содержание образования отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания – «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?». Уже сама формулировка вопросов дает представление о том, что содержание образования реализуется прежде всего в процессе обучения и самообразования, То есть в интеллектуальной деятельности (кстати, и изучается эта проблема, главным образом, в рамках дидактики), содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, в труде, общении и т.п.). Выше уже отмечалось, что это разделение условно: все функции педагогического процесса выступают только в единстве.


Рис. 6. Структура педагогического процесса как целостной динамической системы

Способами осуществления педагогического процесса являются воспитание и обучение. Поэтому педагогический процесс выполняет три основные функции :

· образовательную (формирование мотивации, способов и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений;);

· воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека);

· развивающую (формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности).

Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л.С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.

Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования, целостности педагогической деятельности и деятельности обучающихся. Целостность содержания образования заключается в единстве его четырех компонентов: знаний (в том числе о способах выполнения действий), умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру (к учению, труду, человеку, природе, обществу, самому себе).

Таким образом, целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов (табл. 3).

Таблица 3.

Отдельные аспекты целостного педагогического процесса

Аспект Содержание аспекта педагогического процесса
Целевой Единство функций обучения, воспитания и развития личности
Содержательный Отражение в содержании образования элементов (в их взаимосвязи): знаний, в том числе умений и навыков; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру
Процессуальный (организационный) Единство процессов педагогического, взаимного, предметного и личного взаимодействия, образования и самообразования
Операционально-технологический Внутренняя целостность всех относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса, единство преподавания и учения, учения и других видов деятельности

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй – собственно педагогические, а третий – взаимные, следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы, и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования, а наиболее подвижными – методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

Структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

Преобразование содержания образования в учебный материал;

Анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

Выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

Анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, которые как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие является сложным процессом, состоящим из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную и универсальную характеристику педагогического процесса. Технология педагогического взаимодействия представлена схематически (рис. 7).

Рис. 7. Технология педагогического взаимодействия

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учащиеся – объект усвоения» и т.п.

Принято различать виды педагогических взаимодействий , а следовательно, и отношений :

- педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

- взаимные (отношения со взрослыми сверстниками, младшими);

- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

- отношения к самому себе .

Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны , два взаимообусловленных компонента : педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть : прямые икосвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеруобратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь жемногообразны и ответные реакции воспитанников : активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем категории «педагогическая деятельность», «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», сводящие педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. Оно подразумевает активность двух важнейших участников педагогического процесса – педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента: педагогов и воспитанников, выступающих наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными качествами. Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога,педагогической деятельностью особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.

Представляется, что традиционный подход является следствием некритического, а потому и механистического переноса в педагогику основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике субъект – это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то

руководством взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления. Но если ученик – это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы). Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы.

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. С помощью методов, средств и организационных форм педагогического процесса осуществляется взаимодействие его субъектов. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Подметодами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействияпедагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.Этовзаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни идеятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами . Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов, убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и методы отождествляют со средствами обучения и воспитания , которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Важнейшим выражением акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся являются формы организации педагогического процесса . Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления. В педагогике принято выделять формы воспитания и обучения, формы организации учебного процесса и формы организации (организационные формы) воспитания.

Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, то есть содержанием образования.

Предпосылкой возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Эта цель способствует заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, в педагогическом процессе социальный опыт трансформируется в качестве формируемого человека (личности ). А успешное усвоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Таким образом, цель , будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т. е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами)функционирования педагогической системы в педагогическомпроцессе являются обучение и воспитание. От их педагогическойинструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах – педагогах и воспитанниках.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют, таким образом, технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.Педагогическая технология в целом представляет собой последовательную, взаимообусловленную систему действий педагога, связанную с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемую в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, поэтому может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.

Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность – деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение «воспитанник – объект усвоения».

Целостная педагогическая деятельность способствует реализации всех компонентов содержания образования (рис. 8). Целостная деятельность обучающихся – это единство учения и других видов деятельности.

Рис. 8. Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования

Как уже отмечалось ранее, основным исходным отношением в педагогическом процессе является собственно педагогическое отношение с позиций субъект-субъектного подхода в системе «педагог – воспитанник». В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают определенную педагогическую задачу, которая является основной единицей педагогического процесса.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача . Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, соотнесенной с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Основное отличие педагогической задачи от всех других заключается в том, что ее цель и результат заключаются в изменении самого действующего субъекта, овладевающего определенными способами действия. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат – в изменении самого действующего объекта, заключающемся в овладении им определенными способами действия.

Развивающаяся во времени, педагогическая задача должна удовлетворять следующим условиям : обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и естьпедагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его этапы должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство , а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса можно считать только оперативные задачи, выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов :

1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;

3) осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррекция течения педагогического процесса;

4) анализ результатов решения.

Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной воспитательной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу воспитательного взаимодействия.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования – результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий , являющихся следствием ошибочных педагогических решений. Эти противоречия являются движущими силами педагогического процесса :

1. Наиболее общее внутренне противоречие объективного характера , представляет собой противоречие между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должен обладать учащийся, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности.

2. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями их реализации.Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.

3. Главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте , представляет собой несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Это противоречие конкретизируется целым рядом второстепенных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

4. Субъективные противоречия педагогического процесса : между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса .

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности . Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными причинами (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

В педагогике выделяют следующие законы и закономерности педагогического процесса:

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса . Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения.

2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся . Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

3. Закон целостности и единства педагогического процесса . Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики .

5. Закономерность динамики педагогического процесса . Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе . Темп и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности, воспитательной и учебной среды, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом . Эффективность педагогического воздействия зависит от:

Интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

Величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых

8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

Действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

Интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и др.) стимулов.

9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности, качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11. Закономерность обусловленности педагогического процесса:

Потребностей общества и личности;

Возможностей общества (материально-технических, экономических и др.);

Условий протекания процесса (морально-психологических, эстетических и др.).

12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием : обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

13. Закономерность зависимости между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения . Согласно этому положению обучение не может состояться если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частое выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается.

14. Закономерность взаимодействия всех компонентов обучения , обеспечивающая достижение результатов, соответствующих поставленным целям. Данная закономерность как бы соединяет в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

Учитывая все вышесказанное можно охарактеризовать условия построения целостного педагогического процесса :

Преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками;

Осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспитанников по алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности;

Осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразование своей личности как в учебное, так и во внеурочное время;

Комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач;

Направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности обучающихся.

Соблюдение этих условий способствует формированию базовой культуры личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.