Система пожара тушения на судне. Противопожарные системы, судовые системы судна, рулевое устройство, классификация судов, транспортные суда, служебно-вспомогательные суда, суда технического флота и специальные суда, суда на подводных крыльях

Какие стационарные системы пожаротушения применяются на судах?

К системам пожаротушения на судах относятся:

●системы водяного пожаротушения;

●системы пенотушения низкой и средней кратности;

●системы объемного тушения;

●системы порошкового тушения;

●системы паротушения;

●системы аэрозольного тушения;

Судовые помещения в зависимости от их назначения и степени пожароопасности должны оборудоваться различными системами пожаротушения. В таблице указаны требования Правил Регистра РФ к оборудованию помещений системами пожаротушения.

К стационарным системам водяного пожаротушения относятся системы, использующие в качестве основного огнетушащего вещества воду:

  • противопожарная водяная система;
  • системы водораспыления и орошения;
  • система затопления отдельных помещений;
  • спринклерная система;
  • дренчерная система;
  • система водяного тумана или тонко распыленной воды.

К стационарным системам объемного тушения относятся следующие системы:

  • система углекислотного тушения;
  • система азотного тушения;
  • система жидкостного тушения (на фреонах);
  • система объемного пенотушения;

Кроме систем тушения пожаров на судах применяются системы предупреждающие пожары, к таким системам относится система инертных газов.

Каковы конструктивные особенности водяной противопожарной системы?

Система устанавливается на всех типах судов и является основной как для тушения пожаров, так и системой водоснабжения для обеспечения работы других систем пожаротушения, общесудовых систем, мытья танков, цистерн, палуб, для обмывки якорных цепей и клюзов.

Главные преимущества системы:

Неограниченные запасы забортной воды;

Дешевизна огнетушащего вещества;

Высокая огнетушащая способность воды;

Высокая живучесть современных ВПС.

В состав системы входят следующие основные элементы:

1. Приемные кингстоны в подводной части судна для приема воды в любых условиях эксплуатации, в т.ч. крена, дифферента, бортовой и килевой качки.

2. Фильтры (грязевые коробки) для предохранения трубопроводов и насосов системы от засорения их мусором и другими отходами.

3. Клапан невозвратный, не позволяющий опорожняться системе при остановке пожарных насосов.

4. Основные пожарные насосы с электро- или дизельными приводами для подачи забортной воды в пожарную магистраль к пожарным кранам, лафетным стволам и другим потребителям.

5. Аварийный пожарный насос с независимым приводом для подачи забортной воды в случае выхода из строя основных пожарных насосов со своим кингстоном, клинкетной задвижкой, предохранительным клапаном и прибором контроля.

6. Манометры и мановакууметры.

7. Пожарные краны (концевые клапаны) расположенные по всему судну.

8. Клапаны пожарной магистрали (запорные, невозвратно-запорные, секущие, отсечные).

9. Трубопроводы пожарной магистрали.

10. Техническая документация и запасные части.

Пожарные насосы подразделяются на 3 типа:

1. основные пожарные насосы, установленные в машинных помещениях;

2. аварийный пожарный насос, расположенный вне машинных помещений;

3. насосы, допускаемые в качестве пожарных насосов (санитарные, балластные, осушительные, общего пользования, если они не используются для перекачки нефти) на грузовых судах.

Аварийный пожарный насос (АПЖН), его кингстон, приемный отросток трубопровода, нагнетательный трубопровод и отсечные клапаны располагаются вне машинного посещения. Аварийный пожарный насос должен быть стационарным насосом с независимым приводом от источника энергии, т.е. его электродвигатель должен запитываться и от аварийного дизель-генератора.

Пожарные насосы могут запускаться и останавливаться как с местных постов у насосов, так и дистанционно с ходового мостика и ЦПУ.

Какие требования предъявляются к пожарным насосам?

Суда обеспечиваются пожарными насосами с независимым приводом, следующим образом:

●пассажирские суда валовой вместимостью 4000 и более должны иметь - по меньшей мере, три, менее 4000 – по меньшей мере два.

●грузовые суда валовой вместимостью 1000 и более – по меньшей мере, два, менее 1000 – по меньшей мере, два насоса с приводом от источника энергии, один из которых имеет независимый привод.

Минимальное давление воды во всех пожарных кранах при работе двух пожарных насосов должно быть:

● для пассажирских судов валовой вместимостью 4000 и более 0,40 Н/мм, менее 4000 – 0,30 Н/мм;

● для грузовых судов валовой вместимостью 6000 и более – 0,27 Н/мм, менее 6000 – 0,25 Н/мм.

Подача каждого пожарного насоса должна быть не менее 25 м/ч, а общая подача воды на грузовом судне не должна превышать 180 м/ч.

Размещаются насосы в разных отсеках, если это не возможно, то должен быть предусмотрен аварийный пожарный насос с собственным источником энергии и кингстоном, расположенными вне помещения, где находятся главные пожарные насосы.

Производительность аварийного пожарного насоса должна быть не менее 40% от общей производительности пожарных насосов, и в любом случае не менее, указанной ниже:

● на пассажирских судах вместимостью менее 1000 и на грузовых 2000 и более – 25 м/ч; и

● на грузовых судах валовой вместимостью мене 2000 – 15 м/ч.

Принципиальная схема водяной пожарной системы на танкере

1 – кингстонная магистраль; 2 – пожарный насос; 3 – фильтр; 4 – кингстон;

5 – трубопровод подачи воды к пожарным кранам, расположенных в кормовой надстройке; 6 – трубопровод подачи воды в систему пенного пожаротушения;

7 – сдвоенные пожарные краны на палубе юта; 8 – палубная пожарная магистраль; 9 – запорный клапан для отключения поврежденного участка пожарной магистрали; 10 -сдвоенные пожарные краны на палубе бака; 11 – невозвратно–запорный клапан; 12 – манометр; 13 – аварийный пожарный насос; 14 – клинкетная задвижка.

Схема построения системы линейная, питается от двух основных пожарных насосов (2), расположенных в МО и аварийного пожарного насоса (13) АПЖН на баке. На входе, в пожарные насосы установлены кингстон (4), путевой фильтр (грязевая коробка) (3) и клинкетная задвижка (14). За насосом устанавливается невозвратно-запорный клапан для предотвращения стекания воды из магистрали при остановке насоса. За каждым насосом устанавливается пожарный клапан.

От основной магистрали через клинкетные задвижки имеются ответвления (5 и 6) в надстройку, от которых запитываются пожарные краны и другие потребители забортной воды.

Пожарная магистраль проложена на грузовой палубе, имеет ответвления через каждые 20 метров на сдвоенные пожарные краны (7). На магистральном трубопроводе устанавливаются через каждые 30-40 м секущие пожарной магистрали.

По Правилам морского Регистра во внутренних помещениях в основном устанавливаются переносные пожарные стволы с диаметром спрыска 13 мм, а на открытых палубах – 16 или 19 мм. Поэтому пожарные краны (гидраты) устанавливаются с D у 50 и 71 мм соответственно.

На палубе бака и юта перед рубкой устанавливаются побортно сдвоенные пожарные краны (10 и 7).

При стоянке судна в порту противопожарная водяная система может запитываться от международного берегового соединения с помощью пожарных рукавов.

Как устроены системы водораспыления и орошения?

Система водораспыления в помещениях специальной категории, а также в машинных помещениях категории А прочих судов и насосных помещений должна питаться от независимого насоса, автоматически включающегося при падении давления в системе, от водопожарной магистрали.

В других защищаемых помещениях допускается питание системы только от водопожарной магистрали.

В помещениях специальной категории, а также в машинных помещениях категории А прочих судов и насосных помещений система водораспыления должна быть постоянно заполнена водой и находиться под давлением до распределительных клапанов на трубопроводах.

На приемной трубе насоса, питающего систему, и на соединительном трубопроводе с водопожарной магистралью должны быть установлены фильтры, исключающие засорение системы и распылителей.

Распределительные клапаны должны располагаться в легкодоступных местах вне защищаемого помещения.

В защищаемых помещениях с постоянным пребыванием людей должно быть предусмотрено дистанционное управление распределительными клапанами из этих помещений.

Система водораспыления в машинно-котельном отделении

1 – втулка валикового привода; 2 – валик привода; 3 - кран спускной импульсного трубопровода; 4 – трубопровод верхнего водораспыления; 5 – трубопровод импульсный; 6 – клапан быстродействующий; 7 – пожарная магистраль; 8 – трубопровод нижнего водораспыления; 9 – распылительная насадка; 10 – кран сливной.

Распылители в защищаемых помещениях должны быть размещены в следующих местах:

1. под подволоком помещения;

2. в шахтах машинных помещений категории А;

3. над оборудованием и механизмами, работа которых связана с использованием жидкого топлива или других воспламеняющихся жидкостей;

4. над поверхностями, по которым может растекаться жидкое топливо или воспламеняющиеся жидкости;

5. над штабелями мешков с рыбной мукой.

Распылители в защищаемом помещении должны быть расположены таким образом, чтобы зона действия любого распылителя перекрывала зоны действия смежных распылителей.

Насос может иметь привод от независимого двигателя внутреннего сгорания, расположенного так, чтобы пожар в защищаемом помещении не влиял на подачу воздуха к нему.

Данная система позволяет тушить пожар в МО под сланями распылителями нижнего водораспыления или и одновременно верхнего водораспыления.

Как работает спринклерная система?

Такими системами оборудуются пассажирские суда и грузовые суда по методу защиты IIC для подачи сигнала о пожаре и автоматического пожаротушения в защищаемых помещениях в диапазоне температур от 68 0 до 79 0 С, в сушилках при температуре, превышающей максимальную температуру в Районе подволока не более чем 30 0 С и в саунах до 140 0 С включительно.

Система автоматическая: при достижении предельных температур в охраняемых помещениях в зависимости от площади пожара автоматически открывается один или несколько спринклеров (водяной распылитель), через него для тушения подается пресная вода, когда ее запас закончится, тушение пожара будет продолжено забортной водой без вмешательства экипажа судна.

Общая схема спринклерной системы

1 – спринклеры; 2 – водяная магистраль; 3 – распределительная станция;

4 – спринклерный насос; 5 – пневмоцистерна.

Принципиальная схема спринклерной системы

Система состоит из следующих элементов:

Спринклеры, сгруппированные в отдельные секции не более 200 в каждой;

Главное и секционные контрольно-сигнальные устройства (КСУ);

Блок пресной воды;

Блок забортной воды;

Панели визуальных и звуковых сигналов о срабатывании спринклеров;

Спринклеры – это распылители закрытого типа, внутри которых расположены:

1) чувствительный элемент – стеклянная колба с легкоиспаряющейся жидкостью (эфир, спирт, галлон) или легкоплавкий замок из сплава Вуда (вставка);

2) клапан и диафрагма, закрывающие отверстие в распылителе для подачи воды;

3) розетка (рассекатель) для создания водного факела.

Спринклеры должны:

Срабатывать при повышении температуры до заданных величин;

Быть стойкими к коррозии в условиях воздействия морского воздуха;

Устанавливаться в верхней части помещения и размещаться так, чтобы подавать воду на номинальную площадь с интенсивностью не менее 5 л/м 2 в минуту.

Спринклеры в жилых и служебных помещениях должны срабатывать в интервале температур 68 - 79°С, за исключением спринк­леров в сушильных и камбузных помещениях, где температура срабатывания может быть увеличе­на до уровня, превышающего температуру у подволока не более чем на 30°С.

Контрольно-сигнальные устройства (КСУ ) устанавливаются на питающем трубопроводе каждой секции спринклеров вне защищаемых помещений и выполняют следующие функции:

1) подают сигнал тревоги при вскрытии спринклеров;

2) открывают пути подачи воды от источников водопитания к работающим спринклерам;

3) обеспечивают возможность проверки давления в системе и ее работоспособности с помощью пробного (спускного) клапана и контрольных манометров.

Блок пресной воды поддерживает давление в системе на участке от напорной цистерны до спринклеров в дежурном режиме, когда спринклеры закрыты, а также питания спринклеров пресной водой в период запуска спринклерного насоса блока забортной воды.

В блок входят:

1) Напорная пневмогидроцистерна (НПГЦ) с водомерным стеклом, вместимостью на два запаса воды, равных двум производительностям спринклерного насоса блока забортной воды за 1 минуту для одновременного орошения площади не менее 280 м 2 при интенсивности не менее 5 л/м 2 в минуту.

2) Средства для предотвращения попадания забортной воды в цистерну.

3) Средства для подачи сжатого воздуха в НПГЦ и поддержания в ней такого давления воздуха, которое после израсходования постоянного запаса пресной воды в цистерне обеспечивало бы давление не ниже, чем рабочее давление спринклера (0,15 МПа) плюс давление столба воды, измеренного от дна цистерны до наиболее высоко расположенного спринклера системы (компрессор, редукционный клапан, баллон сжатого воздуха, предохранительный клапан и др.).

4) Спринклерный насос для пополнения запаса пресной воды, включающийся автоматически при падении давления в системе, до того как постоянный запас пресной воды в напорной цистерне будет израсходован полностью.

5) Трубопроводы из стальных оцинкованных труб, расположенные под подволоком защищаемых помещений.

Блок забортной воды подает забортную воду в открывшиеся, после срабатывания чувствительных элементов, спринклеры для орошения помещений распыленной струей и тушения пожара.

В блок входят:

1) Независимый спринклерный насос с манометром и системой трубопроводов для непрерывной автоматической подачи забортной воды к спринклерам.

2) Пробный клапан на напорной стороне насоса с короткой выпускной трубой, имеющей открытый конец для обеспечения пропуска воды по производительности насоса плюс давление столба воды, измеренного от дна НПГЦ до самого высокорасположенного спринклера.

3) Кингстон для независимого насоса.

4) Фильтр для очистки забортной воды от мусора и др. предметов перед насосом.

5) Реле давления.

6) Пусковое реле насоса, автоматически включающее насос при падении давления в системе питания спринклеров до того, как постоянный запас пресной воды в НПГЦ будет полностью израсходован.

Панели визуальных и звуковых сигналов о срабатывании спринклеров устанавливаются на ходовом мостике или в ЦПУ с постоянной вахтой и кроме того визуальные и звуковые сигналы от панели выводятся в другое место, чтобы обеспечить немедленное принятие экипажем сигнала о пожаре.

Система должна быть заполнена водой, но небольшие наружные участки могут не заполняться водой, если это является необходимой мерой предосторожности при отрицательных температурах.

Любая такая система должна быть всегда готова к немедленному срабатыванию и приводиться в действие без какого-либо вмешательства экипажа.

Как устроена дренчерная система?

Применяется для защиты больших пространств палуб от пожара.

Схема дренчерной системы на судне РО-РО

1 – распыливающая головка (дренчеры); 2 – магистраль; 3 - распределительная станция; 4 – насос пожарный или дренчерный.

Система не автоматическая, орошает водой из дренчеров одновременно значительные площади по выбору команды, использует для тушения забортную воду, поэтом находится в опорожненном состоянии. Дренчеры (распылители воды) имеют конструкцию аналогичную спринклерам но без чувствительного элемента. Запитывается водой от пожарного насоса или отдельного дренчерного насоса.

Как устроена система пенотушения?

Первая система пожаротушения воздушно – механической пеной была установлена на советском танкере «Апшерон» дедвейтом 13200 т, построенном в 1952 г в Копенгагене. На открытой палубе для каждого защищаемого отсека устанавливали: стационарный воздушно – пенный ствол (пенный монитор или лафетный ствол) низкой кратности, палубную магистраль (трубопровод) подачи раствора пенообразователя. К каждому стволу палубной магистрали подводили ответвление, снабженное дистанционно управляемым клапаном. Раствор пенообразователя приготавливался в 2 станциях пенотушения носовой и кормовой и подавался в палубную магистраль. На открытой палубе устанавливались пожарные краны для подачи раствора ПО по пенным рукавам к переносным воздушно – пенным стволам или пеногенераторам.

станции пенотушения

Система пенотушения

1 – кингстон; 2 – пожарный насос; 3 – лафетный ствол; 4 – пеногенераторы, пенные стволы; 5 – магистраль; 6 – аварийный пожарный насос.

3.9.7.1. Основные требования к системам пенотушения . Производительность каждого лафетного ствола должна быть не менее 50% расчетной производительности системы. Длина пенной струи должна быть не менее 40 м. Расстояние между соседними лафетными стволами, установленными вдоль танкера, не должна превышать 75 % дальности полета струи пены от ствола при отсутствии ветра. Сдвоенные пожарные краны равномерно устанавливаются вдоль судна на расстоянии не более 20 м друг от друга. Перед каждым лафетным стволом должен устанавливаться запорный клапан.

Для повышения живучести системы на магистральном трубопроводе устанавливаются через каждые 30 – 40 метров секущие клапана, с помощью которых можно отключить поврежденный участок. Для повышения живучести танкера при пожаре в грузовой зоне на палубе первого яруса кормовой рубки или надстройки устанавливают два лафетных ствола побортно и сдвоенные пожарные краны подачи раствора к переносным пеногенераторам или стволам.

Система пенотушения кроме магистрального трубопровода, проложенного по грузовой палубе имеет ответвления в надстройку и в МО, которые заканчиваются пожарными пенными клапанами (гидрантами пены), от которых можно использовать переносные воздушно – пенные стволы или более эффективные переносные пеногенераторы средней кратности.

Практически все грузовые суда комбинируют в грузовой зоне две системы водяного пожаротушения и трубопровод пенного пожаротушения путем прокладки параллельно этих двух трубопроводов и отводы от них к лафетным комбинированным пенно – водным стволам. Это значительно повышает живучесть судна в целом и возможность применять наиболее эффективные огнетушащие вещества в зависимости от класса пожара.

Стационарная система пенотушения с основными потребителями

1 - лафетный ствол (на ВП); 2 - пенообразующие головки (помещениях); 3 - генератор среднекратной пены (на ВП и в помещениях);

4 - ручной пенный ствол; 5 - смеситель

Станция пенотушения является составной частью системы пенотушения. Назначение станции: хранение и обслуживание пенообразователя (ПО); пополнение запасов и выгрузка ПО, приготовление раствора пенообразователя; промывка системы водой.

В состав станции пенотушения входит: цистерна с запасом ПО, трубопровод подачи забортной (очень редко пресной воды), трубопровод рециркуляции ПО (перемешивание ПО в цистерне), трубопровод раствора ПО, арматура, КИП, дозирующее устройство. Очень важно поддерживать постоянное процентное со

отношение ПО – вода, т.к. от этого зависит качество и количество пены.

Каковы действия по использованию пеностанции?

ЗАПУСК ПЕНОСТАНЦИИ

1. ОТКРЫТЬ КЛАПАН “ B “

2. ЗАПУСТИТЬ ПОЖАРНЫЙ НАСОС

3. ОТКРЫТЬ КЛАПАНА “ D “ и “ E “ 4. ЗАПУСТИТЬ НАСОС ПОДАЧИ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЯ

(ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПРОВЕРИВ, ЧТО КЛАПАН “ C “ ЗАКРЫТ)

5. ОТКРЫТЬ КЛАПАН НА ПЕННЫЙ МОНИТОР (ИЛИ ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ),

И ПРИСТУПИТЬ К ТУШЕНИЮ

ПОЖАРА.

ТУШЕНИЕ ГОРЯЩЕЙ НЕФТИ

1. Никогда не направлять пенную струю прямо на горящую нефть, т.к. это может вызвать разбрызгивание горящей нефти и распространение пожара

2. Направлять пенную струю нужно так, что бы пенная смесь “наплывала” на горящую нефть слой за слоем и покрывала горящую поверхность. Для этого можно использовать преобладающее направление ветра или особенности наклона палубы, где это возможно.

3. Использовать нужно один монитор и/или два пенных ствола

Станция пенотушения лафетный ствол

Стационарные системы объемного пенотушения предназначены для тушения пожаров в МО и других специально оборудованных помещениях путем подачи в них высокократной и среднекратной пены.

Каковы конструктивные особенности системы среднекратного пенотушения?

Среднекратное объемное пенотушение использует несколько стационарно установленных в верхней части помещения пеногенераторов средней кратности. Пеногенераторы устанавливаются над основными источниками пожара, часто на разных уровнях МО, чтобы охватить как можно больше площади тушения. Все пеногенераторы или их группы соединены со станцией пенотушения вынесенной за пределы охраняемого помещения трубопроводами раствора пенообразователя. Принцип действия и устройство станции пенотушения аналогично обычной станции пенотушения, рассматриваемой ранее.

Недостатки дайной системы:

Относительно низкая кратность воздушно-механической пены, т.е. меньший огнетушащий эффект по сравнению с высокократной пеной;

Больший расход пенообразователя; по сравнению с высокократной пеной;

Выход из строя электрооборудования и элементов автоматики после применения системы, т.к. раствор пенообразователя приготавливают на забортной воде (пена становится электропроводимой);

Резкое снижение кратности пены при эжектировании пеногенератором горячих продуктов горения (при температуре газов ≈130 0 С кратность пены уменьшается в 2 раза, при 200 0 С – в 6 раз).

Положительные показатели:

Простота конструкции; малая металлоемкость;

Использование станции пенотушения, предназначенной для тушения пожаров на грузовой палубе.

Данная система надежно тушит пожар на механизмах, двигателях, разлитое топливо и масло на пайолах и под ними, но практически не тушит пожары и тление в верхних частях переборок и на подволоке, тепловой изоляции трубопроводов и горящей изоляции электропотребителей из-за относительно небольшого слоя пены.

Схема системы среднекратного объемного пенотушения

Каковы конструктивные особенности системы объемного пожаротушения высокократной пеной?

Данная система пожаротушения гораздо мощнее и эффективнее предыдущей системы среднекратного тушения, т.к. использует более эффективную высокократную пену, которая обладает значительным огнетушащим эффектом, заполняет полностью помещение пеной, вытесняя газы, дым, воздух и пары горючих материалов через специально открытый световой люк или вентиляционные закрытия.

Станция приготовления раствора пенообразователя использует пресную или опресненную воду, что значительно улучшает пенообразование и делает неэлектропроводной. Для получения высокократной пены применяется более концентрированный раствор ПО, чем в других системах, примерно в 2 раза. Для получения высокократной пены используются стационарные генераторы высокократной пены. Пена в помещение подается либо непосредственно из выходного патрубка генератора, либо по специальным каналам. Каналы и выход с крышки подачи выполнены из стали, должны герметично закрываться, чтобы не пропустить пожар в станцию пожаротушения. Крышки открываются автоматически или вручную одновременно с подачей пены. Пену подают в МО на уровнях платформ в тех местах, где нет препятствий для распространения пены. Если внутри МО есть выгороженные мастерские, кладовые, то их переборки должны быть сконструированы таким образом, чтобы в них попала пена, или необходимо подводить к ним отдельные клапаны.

Принципиальная схема получения тысячекратной пены

Принципиальная схема объемного пожаротушения высокократной пеной

1 - Цистерна пресной воды; 2 - Насос; 3 - Цистерна с пенообразователем;

4 – электровентилятор; 5 - Переключающее устройство; 6 - Световой люк; 7 - Жалюзи подачи пены; 8 - Верхнее закрытие канала для выпуска пены на палубу; 9 - Дроссельный шайбы;

10 - Пенообразующие сетки пеногенератора высокократной пены

Если площадь помещения превышает 400м 2 , то рекомендуется вводить пену не менее чем в 2-х местах, расположенных в противоположенных частях помещения.

Для проверки в действии системы в верхней части канала устанавливается переключающее устройство (8), отводящее пену за пределы помещения на палубу. Запас пенообразователя для замены систем должен быть пятикратным для тушения пожара в наибольшем помещении. Производительность пеногенераторов должна быть такой, что он заполнить помещение пеной за 15 минут.

Высокократную пену получают в генераторах с принудительной подачей воздуха на пенообразующую сетку, смачиваемую раствором пенообразователя. Для подачи воздуха используется осевой вентилятор. Для нанесения раствора пенообразователя на сетку установлены центробежные распылители с камерой закручивания. Такие распылители просты по конструкции и надежны в эксплуатации, не имеют подвижных частей. Генераторы ГВПВ-100 и ГВГВ-160 снабжены одним распылителем, другие генераторы имеют по 4 распылителя, установленные перед вершинами пирамидальных пенообразующих сеток.

Назначение, устройство и типы систем углекислотного тушения?

Углекислотное пожаротушение как объемный способ начали применять в 50-е годы прошлого века. До этого времени очень широко применяли паротушение, т.к. большинство судов были с паротурбинными энергетическими установками. Углекислотное тушение пожара не требует никаких видов судовой энергии для приведения в действие установки, т.е. она полностью автономна.

Данная система пожаротушения предназначена для тушения пожаров в специально оборудованных, т.е. охраняемых помещениях (МО, помповые помещения, малярные кладовые, кладовые с огнеопасными материалами, грузовые помещения в основном на сухогрузных судах, грузовые палубы на судах РО-РО). Эти помещения должны быть герметичными и оборудованы трубопроводами с распылителями или соплами подачи жидкой углекислоты. В этих помещениях устанавливается звуковая (ревуны, звонки) и световая («Уходи! Газ!») предупредительная сигнализация о включении системы объемного пожаротушения.

Состав системы:

Станция углекислотного пожаротушения, где хранятся запасы углекислоты;

Минимум две пусковые станции для дистанционного приведения в действие станции пожаротушения, т.е. для выпуска жидкой углекислоты в определенное помещение;

Кольцевой трубопровод с соплами под подволоком (иногда на разных уровнях) охраняемого помещения;

Звуковая и световая сигнализация, предупреждающая экипаж о приведении в действие системы;

Элементы системы автоматики, отключающие вентиляцию в этом помещении и перекрывающие быстрозапорные клапаны подачи топлива к действующим главным и вспомогательным механизмам для их дистанционной остановки (только для МО).

Существует два основных типа систем углекислотного пожаротушения:

Система высокого давления – хранение сжиженного СО 2 производится в баллонах при расчетном (заправочном) давлении 125 кг/см 2 (наполнение углекислотой 0,675 кг/л объема баллона) и 150 кг/см 2 (наполнение 0,75 кг/л);

Система низкого давления – расчетное количество сжиженного СО 2 хранится в резервуаре при рабочем давлении около 20 кг/см 2 , что обеспечивается поддержанием температуры СО 2 около минус 15 0 С. Резервуар обслуживается двумя автономными холодильными установками для поддержания отрицательной температуры СО 2 в резервуаре.

Каковы конструктивные особенности системы углекислотного тушения высокого давления?

Станция тушения СО 2 – отдельное теплоизолированное помещение с мощной принудительной вентиляцией, находящиеся вне охраняемого помещения. На специальных подставках установлены двойные ряды баллонов объемом 67,5 л. Баллоны заполнены жидкой углекислотой в количестве 45 ± 0,5 кг.

Головки баллонов имеют быстровскрывающиеся клапаны (клапаны полной подачи) и соединены гибкими шлангами с коллектором. Баллоны сгруппированы в батареи баллонов единым коллектором. Этого количества баллонов должно хватить (согласно расчетов) для тушения в определенном объеме. В станции СО 2 тушения может быть сгруппировано несколько групп баллонов для тушения пожаров в нескольких помещениях. При открытии клапана баллона газообразная фаза СО 2 вытесняет жидкую углекислоту по сифонной трубке в коллектор. На коллекторе установлен предохранительный клапан, стравливающий углекислый газ при превышении предельного давления СО 2 за пределы станции. На конце коллектора устанавливается запорный клапан подачи углекислоты в охраняемое помещение. Этот клапан открывается как вручную, так и сжатым воздухом (или СО 2 , или азотом) дистанционно от пускового баллона (основной способ управления). Открывание клапанов баллонов с СО 2 в систему производится:

Вручную с помощью механического привода открываются клапаны головок целого ряда баллонов (устаревшая конструкция);

С помощью сервомотора, который способен открыть большое количество баллонов;

Вручную путем выпуска СО 2 из одного баллона в пусковую систему группы баллонов;

Дистанционно с помощью углекислого газа или сжатого воздуха от пускового баллона.

Станция СО 2 тушения должна иметь приспособление для взвешивания баллонов или приборы для определения уровня жидкости в баллоне. По уровню жидкой фазы СО 2 и температуре окружающей среды можно определить вес СО 2 по таблицам или графикам.

Каково назначение пусковой станции?

Пусковые станции устанавливаются вне помещения и вне станции СО 2 . Она состоит из двух пусковых баллонов, КИП, трубопроводов, арматуры, конечных выключателей. Пусковые станции монтируются в специальных шкафах, закрываемых на ключ, ключ находится рядом со шкафом в специальном футляре. При открывании дверей шкафа срабатывают конечные выключатели, которые отключают вентиляцию в охраняемом помещении и подают электропитание на пневмоактуатор (механизм, открывающий клапан подачи СО 2 в помещение) и на звуковую и световую сигнализацию. В помещении загорается табло «Уходи! Газ!» или загораются проблесковые лампы синего цвета, и подается звуковой сигнал ревуном или звонками громкого боя. При открывании клапана правого пускового баллона сжатый воздух или углекислота подается на пневмоклапан и открывается подача СО 2 в соответствующее помещение.

Как включить систему углекислотного пожаротушения для помпо вого и машинного отделений.

2. УБЕДИТЬСЯ, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ ПОКИНУЛИ ПОМПОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ЗАЩИЩАЕМОЕ СИСТЕМОЙ СО2.

3. ПРОИЗВЕСТИ ГЕРМЕТИЗАЦИЮ ПОМПОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

6. СИСТЕМА В РАБОТЕ.

1. ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ ШКАФА УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ.

2. УБЕДИТЬСЯ, ЧТО ВСЕ ЛЮДИ ПОКИНУЛИ МАШИННОЕОТДЕЛЕНИЕ, ЗАЩИЩАЕМОЕ СИСТЕМОЙ СО2.

3. ПРОИЗВЕСТИ ГЕРМЕТИЗАЦИЮ МАШИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

4. ОТКРЫТЬ КЛАПАН НА ОДНОМ ИЗ ПУСКОВЫХ БАЛЛОНОВ.

5. ОТКРЫТЬ КЛАПАНА No. 1 И No. 2

6. СИСТЕМА В РАБОТЕ.


3.9.10.3. СОСТАВ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ .

Система углекислотного тушения

1 – клапан подачи СО 2 в сборный коллектор; 2 – шланг; 3 - блокирующее устройство;

4 – невозвратный клапан; 5 – клапан подачи СО 2 в охраняемое помещение


Схема системы СО 2 отдельного небольшого помещения

Каковы конструктивные особенности системы углекислотного тушения низкого давления?

Система низкого давления – расчетное количество сжиженного СО 2 хранится в резервуаре при рабочем давлении около 20 кг/см 2 , что обеспечивается поддержанием температуры СО 2 около минус 15 0 С. Резервуар обслуживается двумя автономными холодильными установками (охлаждающая система) для поддержания отрицательной температуры СО 2 в резервуаре.

Резервуар и подсоединенные к нему участки трубопроводов, заполненные жидкой углекислотой, имеют теплоизоляцию, предотвращающую повышение давления ниже настройки предохранительных клапанов в течение 24 часов поле обесточивания холодильной установки при температуре окружающего воздуха 45 0 С.

Резервуар для хранения жидкой углекислоты снабжен датчиком уровня жидкости дистанционного действия, двумя контрольными кранами уровня жидкости 100% и 95%-го расчетного наполнения. Система аварийно-предупредительной сигнализации подает в ЦПУ и каюты механиков световой и звуковой сигналы в следующих случаях:

При достижении в резервуаре максимального и минимального (не менее 18 кг/см 2) давлений;

При снижении уровня СО 2 в резервуаре до минимального допустимого 95%;

При неисправности в холодильных установках;

При пуске СО 2 .

Пуск системы производится с выносных постов от баллонов с углекислым газом аналогично предыдущей системы высокого давления. Пневмоклапаны открываются и происходит подача углекислоты в охраняемое помещение.


Как устроена система объемного химического тушения?

В некоторых источниках эти системы называют системами жидкостного тушения (СЖТ), т.к. принцип действия этих систем на подаче огнетушащей жидкости галона (фреона или хладона) в охраняемое помещение. Эти жидкости испаряются при низких температурах и превращаются в газ, который тормозит реакцию горения, т.е. являются ингиботорм горения.

Запас хладона находится в стальных резервуарах станции пожаротушения, которая располагается вне защищаемых помещений. В защищаемых (охраняемых) помещениях под подволоком находится кольцевой трубопровод с распылителями тангенциального типа. Распылители разбрызгивают жидкий хладон и он под воздействием относительно низких температур в помещении от 20 до 54 о С превращается в газ, который легко перемешивается с газовой средой в помещении, проникает в самые удаленные части помещения, т.е. способен бороться и с тлением горючих материалов.

Хладон вытесняется из резервуаров с помощью сжатого воздуха, хранящегося в отдельных баллонах за пределами станции тушения и охраняемого помещения. При открывании клапанов подачи хладона в помещение срабатывает звуковая и световая предупредительная сигнализация. Помещение необходимо обязательно покинуть!

Каково общее устройство и принцип действия стационарной системы порошкового пожаротушения?

Суда, предназначенные для перевозки сжиженных газов наливом должны быть оснащены системами тушения сухим химическим порошком для защиты грузовой палубы, а также всех зон погрузки в носовой и кормовой частях судна. Следует обеспечить возможность подачи порошка в любую часть грузовой палубы не менее чем двумя мониторами и (или) ручными пистолетами и рукавами.

Система приводится в действие инертным газом, как правило, азотом, из баллонов, находящихся поблизости от места хранения порошка.

Следует обеспечить наличие не менее двух независимых, автономных установок тушения порошком. Каждая такая установка должна иметь собственные органы управления, газ, обеспечивающий высокое давление, трубопроводы, мониторы, а также ручные пистолеты/рукава. На судах, вмещающих менее 1000 р.т, достаточно одной такой установки.

Защита зон вокруг погрузочного и разгрузочного манифольдов должна обеспечиваться монитором, как с местным, так и дистанционным управлением. Если из своего фиксированного положения монитор охватывает всю защищенную им зону, то дистанционное нацеливание ему не требуется. В задней оконечности грузовой зоны следует обеспечить как минимум один ручной рукав, пистолет или монитор. Для всех рукавов и мониторов следует предусмотреть возможность приведения их в действие на рукавной катушке или на мониторе.

Минимально допустимая подача монитора составляет 10 кг/с, а ручного рукава - 3,5 кг/с.

Каждый контейнер должен вмещать порошок в количестве, достаточном для обеспечения подачи в течение 45 сек всеми мониторами и ручными рукавами, которые к нему подключены.

Каков принцип работы с истемы аэрозольного пожаротушения?

Система аэрозольного пожаротушения относится к объемным системам пожаротушения. Тушение основано на химическом торможении реакции горения и разбавлении горючей среды пыльным аэрозолем. Аэрозоль (пыль, дым туман) состоит из взвешенных в воздухе мельчайших частиц, получаемых при горении специального разряда генератора огнетушащего аэрозоля. Аэрозоль витает в воздухе примерно 20 минут и на этом протяжении воздействует на процесс горения. Она не опасна для человека, не повышает давление в помещении (человек не получает пневмоудара), не повреждает судовое оборудование и электромеханизмы, находящиеся под напряжением.

Запал генератора огнетушащего аэрозоля (для поджога пиропатроном заряда) может быть приведен вручную или при подаче электрического сигнала. При горении заряда аэрозоль выходит через щели или окна генератора.

Данные системы пожаротушения разработаны ОАО НПО «Каскад» (Россия), являются новинками, полностью автоматизированы, не требуют больших затрат на монтаж и обслуживание, в 3 раза легче углекислотных систем.

Состав системы:

Генераторы огнетушащего аэрозоля;

Щит управления системой и сигнализацией (ЩУС);

Комплект звуковой и световой сигнализации в охраняемом помещении;

Блок управления вентиляцией и подачи топлива к двигателям МО;

Кабельные трассы (соединения).

При обнаружении признаков пожара в помещении автоматические извещатели подают сигнал на ЩУС, который выдает звуковой и световой сигнал в ЦПУ, ЦПП (мостик) и в охраняемое помещение, а затем подает электропитание на: остановку вентиляции, блокировку подачи топлива на механизмы для их остановки и в конечном итоге на приведение в действие генераторов огнетушащего аэрозоля. Применяются разные типы генераторов: СОТ-1М, СОТ-2М,

СОТ-2М-КВ, АГС-5М. Тип генератора выбирается в зависимости от размеров помещения и горящих материалов. Самый мощный СОТ-1М защищает 60 м 3 помещения. Генераторы устанавливаются в местах, не препятствующих распространению аэрозоля.

АГС-5М приводится в действие вручную и забрасывается в помещении.

ЩУС для повышения живучести запитывается от разных источников питания и от аккумуляторов. ЩУС может подсоединяться к единой компьютерной системе пожаротушения. При выходе ЩУС из строя происходит самозапуск генераторов при повышении температуры до 250 0 С.

Как действует система тушения водяным туманом?

Огнетушащие свойства воды можно улучшить за счет уменьшения размера водяных капель.

Системы тушения тонкораспыленной водой, именуемые «системами тушения водяным туманом», используют капли меньшего размера и требуют меньше воды. По сравнению со стандартными спринклерными системами, системы тушения водяным туманом обладают следующими преимуществами:

● Малый диаметр труб, облегчающий их прокладку, минимальная масса, меньшая стоимость.

●Требуются насосы меньшей производительности.

●Минимальный вторичный ущерб, сопутствующий применению воды.

● Меньше влияет на остойчивость судна.

Более высокая эффективность водной системы, действующей с использованием мелких капель, обеспечивается за счет отношения площади поверхности водной капли к ее массе.

Увеличение этого отношения означает (для данного объема воды) увеличение площади, через которую может происходить теплопередача. Проще говоря, мелкие водные капли поглощают тепло быстрее, чем крупные и поэтому оказывают более высокое охлаждающее действие на зону пожара. Однако чрезмерно мелкие капли могут не попасть в место своего назначения, поскольку не обладают массой, достаточной для преодоления порожденных огнем теплых воздушных потоков. Системы тушения водяным туманом снижают содержание кислорода в воздухе и поэтому обладают удушающим действием. Но даже в закрытых помещениях такое действие носит ограниченный характер, как вследствие его ограниченной продолжительности, так и вследствие ограниченности его зоны. При очень малом размере капель и высоком теплосодержании огня, что приводит к быстрому образованию значительных объемов пара, удушающее действие проявляется сильнее. На практике системы тушения водяным туманом обеспечивают тушение в основном за счет охлаждения.

Системы тушения водяным туманом должны быть тщательно сконструированы, должны обеспечивать равномерное покрытие защищенной зоны, а также, при использовании их для защиты определенных участков, должны быть расположены по возможности ближе к соответствующей потенциально опасной зоне. В общем, конструкция таких систем совпадает с описанной ранее конструкцией спринклерных систем (с «влажными» трубами), за исключением того, что системы тушения водяным туманом действуют при более высоком рабочем давлении, порядка 40 бар, и в них используются головки особой конструкции, создающие капли требуемого размера.

Другое преимущество системы тушения водяным туманом заключается в том, что они прекрасно защищают людей, поскольку мелкие водные капли отражают тепловое излучение и связывают дымовые газы. В результате личный состав, занятый тушением пожара и обеспечением эвакуации, может ближе подойти к очагу возгорания.

1. Системы пожаротушения

Системы пожаротушения на корабле являются чрезвычайно важными составляющими конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Разновидности судовых систем пожаротушения:

Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;

Водяных завес;

Водяного распыления или орошения;

Газовые - на основе углекислоты или инертных газов;

Порошковые.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

Водяные - используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легко воспламеняемые и горючие вещества;

Пенные - устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;

Газовые и порошковые - используются для защиты от возгорания класса С.

Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Она размещается в следующих местах:

Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;

В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;

В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;

В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных - гребных;

В сетях вентиляции оборудования.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Водяное пожаротушение на судне

Система водяного пожаротушения на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов - кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

Внешнее пожаротушение - когда ситуация становится особо опасной

Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м2 каюты.

Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы -- размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные системы используются для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как во всем помещении, так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;

Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

Краткая характеристика пожаров

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.

Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;

нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;

ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;

задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях - должностные лица завода.

Разведкой пожара на корабле определяются:

наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);

возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;

наличие и состояние электроустановок;

состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения; пожаротушение корабль судно вентиляция

возможность взрывов и отравлений.

Основные способы пожаротушения

подача огнетушащих средств непосредственно на поверхность горящего материала (для его охлаждения, ограничения доступа воздуха и защиты от воздействия пламени);

герметизация помещений (отсеков) и наполнение их инертными газами или веществами, тормозящими горение.

Для тушения пожаров на кораблях применяются следующие огнетушащие средства:

вода (пар);

воздушно-механическая и химическая пена;

углекислый и другие инертные газы;

жидкостные огнегасительные составы;

порошковые составы.

Практически ликвидация горения при пожарах производится одновременным применением нескольких способов. Имеется несколько разновидностей способа тушения, основанного на удалении окислителя или снижении его процентного содержания в горючей среде. Основными из них являются:

Тушение методом изоляции горящих объектов от окружающей среды (закрытие или перекрытие или заделка всех отверстий и проемов).

Тушение методом затопления или заполнения горящих веществ негорючими веществами.

Способ тушения пожаров, основанный на прекращении доступа горючих веществ в зону горения, заключается в перекрытии задвижек и шиберов, постановке заглушек, установке колпаков с системой отводящих трубопроводов, устройстве гидравлических затворов и разобщении реагирующих веществ (кошма, засыпка песком, землей и т.д.).

Способ тушения, основанный на удалении горючих веществ, находящихся близ зон горения, заключается в устройстве разрывов и спуске горящей жидкости из резервуаров.

Способ тушения, основанный на разрушении зон горения, включает использование взрывчатых веществ и удаление горящих веществ для догорания в безопасные места.

Способ тушения, основанный на снижении температуры горящего вещества, заключается в перемешивании масс горящей жидкости, имеющей высокую температуру вспышки.

Судовые системы пожаротушения являются важнейшими конструктивными составляющими, при расчете и проектировании которых учитывается множество различных факторов, включая автономность корабля, ограничения габаритных размеров путей эвакуации, соседнее расположение помещений разных уровней пожарной опасности, использование горючих материалов в качестве элементов конструкции и т. п.

Указанные факторы существенно усугубляют опасность возникновения пожара на судах, поэтому особое внимание уделяется разработкам и внедрению новейших противопожарных систем, а также повышению эффективности способов обеспечения безопасности экипажа и пассажиров.

Классификация

Стационарные системы пожаротушения на судах рассчитываются еще на стадии проектирования плавучего средства, и полностью устанавливаются во время его закладки. Сегодня суда торгового флота Российской Федерации оснащаются противопожарными установками, которые делят, в зависимости от конкретной задачи, на:

  • Водяные, использующиеся для защиты жилых кают, общественных помещений судна и отсеков с горючими и/или легковоспламеняющимися веществами;
  • Газовые (на основе инертных газов и углекислоты), монтируемые в местах, где высока вероятность возникновения пожаров С-класса;
  • Пенные (с тушащим веществом в виде пены средней и высокой плотности), устанавливаемые в помещениях, где могут возникнуть возгорания класса В;
  • Порошковые – использующиеся для защиты помещений, где вероятно возникновение пожара класса С

Кроме того, на судах речного флота, предназначенных для перевозки пассажиров, традиционно применяется система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ). Эта система монтируется в:

  • машинном отделении, где располагаются силовые агрегаты, работающие на жидком горючем;
  • генераторной, где находятся источники аварийного и основного электричества;
  • зонах установки гребных электродвигателей;
  • местах расположения распределительных щитков и у разветвления электромагистралей;
  • сетях вентиляции оборудования.

Требования к судовым системам пожаротушения

Рабочие модули АОТ, представляющие собой баллоны с огнетушащим составом и детектором возгорания, подключаются к сети внешнего управления и оповещения. Кроме того, каждый модуль может быть активирован вручную, без участия автоматики.

Водяные системы пожаротушения на судне. Они монтируются в процессе закладки корабля, могут быть линейными или кольцевыми, с диаметром труб до 150-ти миллиметров. Последний аспект обусловлен необходимостью обеспечения напор воды в 350 кПа, а на грузовых кораблях — 520 кПа.

При этом, пассажирские плавсредства обычно укомплектованы спринклерными системами с распылителями, в то время, как на грузовые суда предпочтительнее устанавливать дренчерные системы, способными сформировать водяную завесу в местах, где монтаж огнеупорной перегородки невозможен.

Что до систем газового пожаротушения, то их применение ограничивается помещениями с вспомогательными генераторами и насосами, а также грузовыми отсеками различных судов. При этом объемные струи подачи газа направляются непосредственно на генераторы.


Согласно последней статистике в мире около 20% уничтоженных кораблей - жертвы пожаров. В России только в Северо - Западном Федеральном округе с 2008 по 2012 год тушить пришлось 82 пожара на речных и морских судах. Большая часть этих пожаров произошла в доках и на стоянках.

Почему происходят пожары на судах? Ведь рядом с пожаром, буквально в нескольких метрах имеется неисчерпаемый природный источник воды. Казалось бы, - возьми эту воду и потуши пожар. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь вмешиваются два фактора, которые блокируют это простое решение.

Фактор первый - скорость распространения.

Пожар на корабле распространяется молниеносно в силу конструктивных особенностей судов: низкие потолки, узкие проходы, металлические перегородки, легко пропускающие температуру в соседние отсеки, вентиляционные люки и шахты, полые конструкции с горючим теплоизоляционным наполнителем, быстро-воспламеняемые лакокрасочные покрытия и отделочные материалы, - все это приводит к тому, что пожар за 10 - 15 минут быстро набирает силу и охватывает уже сотни квадратных метров, а за 30 минут он охватывает уже все этажи много-палубного теплохода. Для борьбы с таким пожаром потребуются уже тонны и тонны воды или пены.

Фактор второй - потеря плавучести.

Использование воды приводит к быстрому наполнению трюма, постепенному крену и, как результат, к полному уходу на дно всего имущества, которое мы так активно пытались спасти. При использовании воды необходимо постоянно ее откачивать, что значительно усложняет задачу, а во многих ситуациях является просто технически невозможным.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: на водном транспорте нужны новые подходы и новые, более приемлимые и эффективные технологии в пожаротушении. Одним из таких решений является применение на судах объемнго аэрозольного тушения (АОТ).

Судовые противопожарные системы АОТ - эффективный способ защиты от пожаров судов Морского и Речного Флота.



Судовая система аэрозольного объемного тушения АОТ разработана МППА "ЭПОТОС" и сертифицирована для защиты речных и морских судов. Противопожарная система судна устанавливается на пассажирских судах речного или морского флота, буксирах, грузовых танкерах и служит для защиты:

  • главных и вспомогательных двигателей, машинных отделений;
  • генераторов электроэнергии, работающих на горючем топливе;
  • помещений пожарных насосов;
  • распределительных щитов (главных и аварийных);
  • электродвигателей различного назначения (в том числе гребных двигателей);
  • систем вентиляции судового оборудования;
  • помещений с резервуарами топлива, различных масел и смазочных материалов, сбора подсланевых вод, коффердамы;
  • помещений для хранения сжиженных или сжатых газов, других легковоспламеняющихся материалов или веществ.

Система АОТ. Испытания и сертификация.

Противопожарная судовая система сертифицирована и соответствует Техническому регламенту «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры», Техническому регламенту «О безопасности объектов морского транспорта», Правилам классификации и постройки морских судов, а также Правилам классификации и постройки судов внутреннего плавания.

Элементы судовой противопожарной системы АОТ прошли испытания и сертификацию Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС), Российского Речного Регистра (РРР). Генераторы огнетушащего аэрозоля "ТОР - 1500" и "ТОР - 3000", являющиеся исполнительными элементами системы, соответствуют международным требованиям и стандартам для судовых противопожарных систем на основе конденсированного огнетушащего аэрозоля - ISO 15779:2011 и MSC.1/Circ.1270 (IMO).

В частности, генераторы огнетушащего аэрозоля, входящие в состав системы, выдержали сертификационное испытание на коррозию, ударную деформацию (падение с высоты 2 м на жесткое основание и на копре – 1000g), вибрацию с диапазоном частот 10 - 150 Гц и максимальной амплитудой вибрационного ускорения 29,43 м/сек, температурную проверку (нагрев 250 Сº в течение 10 минут).

Натурные огневые испытания системы АОТ (на соответствие ТУ и циркуляра IMO MSC 1/Circ/1270 от 04.06.08) были проведены в июне 2011 г. в испытательной центре лаборатории «Пламя» Военно-Морского Инженерного Института (ГОУ ВПО) МО РФ в г. Пушкин - 4. Для дистанционного управления судовой противопожарной системой был применен сертифицированный блок управления и сигнализации БУС собственного производства, входящий в состав системы АОТ.

В ходе проведения огневых испытаний системы были потушены модельные очаги класса А и В: тлеющие материалы (древесина), дизельное топливо в металлических поддонах (включая струю дизельного топлива под низким давлением с малым расходом). Высокая огнетушащая способность судовой противопожарной системы АОТ была подтверждена натурными испытаниями в Южной Корее на соответствие ISO 15779:2011 и MSC.1/Circ.1270(IMO), которые проводились в испытательном центре компании Koryo Pyrotechnics Co.Ltd. На основании данных испытаний фирмой был получен Сертификат Греческого Морского регистра.

Судовые системы – это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.

Обеспечивают:
борьбу за непотопляемость – удаление воды из затопленных отсеков, прием или перекачивание водного балласта с целью спрямления поврежденного судна;
борьбу с пожарами;
– поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна – условий обитаемости;
– подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;
– удаление грязной воды с судна;
– подачу сжатого воздуха;
– погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.
Судовые системы по назначению и выполняемой функции.

Трюмная группа:
водоотливную – для удаления масс воды из затопленных отсеков после заделки пробоины, откачки фильтрационных (протекающих через неплотные соединения) вод;
осушительную – для удаления трюмной воды, для осушения междудонных и бортовых отсеков;
балластную – для изменения крена, дифферента и осадки судна путем приема или осушения специальных отсеков или цистерн.

В противопожарную группу входят:
– стационарные системы пожаротушения монтируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые. Стационарные установки позволяют быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение;
– система водяного пожаротушения – основная система для защиты оборудуемая независимо от наличия других систем. Система трубопроводов состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения температуры;
– спринклерные системы пожаротушения применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Их назначение – в ограничении распространения пожара и снижении температуры в защищаемых помещениях, что дает возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа.
Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров – специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях легкоплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начинает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60-75 °С;

– дренчерная система пожаротушения по компоновке магистралей и установке распылительных головок аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос и подает забортную воду в магистраль ко всем распылителям – мелкораспыленная вода покрывает защищаемую площадь. Дренчерные установки пожаротушения
применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная установка охлаждает металлические палубыи другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.

Система пенного пожаротушения применяется при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения.
На судах рекомендованы установки воздушно-механической пены.

Системами порошкового пожаротушения должны быть оборудованы все суда, перевозящие сжиженные газы наливом. На судне может быть несколько установок, смонтированных на салазках так, чтобы защищаемые ими площади перекрывали друг друга.
Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим свойством и частично охлаждающим. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор поступает к очагу пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс ценообразования вследствие подсоса воздуха.
Время действия установки зависит от запаса пенообразователя в цистерне. Когда весь пенообразователь израсходован и через выпускные отверстия начинает поступать вода, во избежание разрушения пены установку отключают. Важным словием ликвидации пожара является максимальная подача пены в течение первых 3 минут. Стационарные пожарные стволы пенотушения располагаются так,
чтобы любая точка защищаемого помещения была удалена не более чем на 9 м.

Система СО2-пожаротушения используется для защиты грузовых, машинных и насосных помещений, кладовых, камбуза. Стационарными установками СО2-пожаротушения оборудуют машинные и
грузовые помещения судна. Установка С02-пожаротушения машинных помещений вводится в действие, если ранее принятые меры не позволили локализовать пожар. По магистрали углекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе расширяется и в зону пожара подается плотный газ, эффективно вытесняющий кислород и понижающий его содержание в воздухе до 15% и ниже. Углекислый газ как огнетушащее средство нейтрален и не повреждает дорогостоящие грузы и механизмы.

Перед вводом в действие установки СО2-пожаротушения защищаемое помещение должно быть загерметизировано, за 20 с до момента подачи газа включается автоматический сигнал тревоги, одновременно с которым загорается световое табло, предупреждающее людей об опасности. По сигналу тревоги все люди должны покинуть помещение. Старший механик обязан убедиться в эвакуации людей из машинного помещения. Без дыхательного аппарата опасно входить в помещение, куда был подан углекислый газ, даже на короткое время.

Санитарная группа включает системы следующих назначений:
– пресной воды – для подачи питьевой воды в пищеблоки, холодной и горячей к ваннам, душевым, прачечным, умывальникам и другим потребителям;
– забортной воды – в санитарные помещения и для мытья палуб;
– сточную – для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и пр.;
– фановую и фекальную – для удаления фекальных вод из гальюнов; для сбора грязной воды из фановой и сточной систем в фекальные цистерны и сброса этих вод в специальное судно или за борт вне пределов территориальных вод;
– шпигатов – для удаления воды с палуб, мостиков и др.

Группа кондиционирования воздуха для поддержания зимой и летом в помещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной влажности.
Зимой подаваемый наружный воздух нагревается и увлажняется, а летом – охлаждается и осушается при автоматическом регулировании. К этой группе относятся системы:
– электрического отопления;
– вентиляции – для обмена воздуха в помещениях;
– аэрорефрижерации – для поддержания в помещениях заданной температуры путем отвода теплого и подачи охлажденного воздуха;
– рефрижераторная – для охлаждения провизионных камер и рефрижераторных трюмов.

Группа сжатого воздуха состоит из воздушных систем низкого, среднего и высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или механизмов, для работы пневмоприводов, не имеющих собственных компрессоров.

Специальная группа систем для наливных судов:
– грузовой, производящей погрузочно-разгрузочные операции с жидкими грузами в танках наливных судов;
– зачисткой, обеспечивающей зачистку танков наливных судов от остатка груза, отстоя и грязи;
– газоотводной, отводящей через предохранительные клапаны в атмосферу газы, выделяемые грузом в танках;
– подогрева вязких грузов – для подогрева грузов в танках при выдаче их с судна или при перегрузке между танками или цистернами;
– мойки танков – для подачи пара или горячей воды в танки после их разгрузки для мытья и газобезопасной обработки.