Игры с любовной линией на pc. История любви

После Международного женского дня стоит вспомнить некоторых очень важных героев игр.

Эмили Колдуин однажды ударила меня по лицу и по моей ориентации – это было потрясающе.

С 8 марта! Сегодня день, когда повсюду славят женщин, даже если они заслуживают того, чтобы их славили каждый день. Тем не менее, Международный женский день особенно важен для меня, и вот почему:

Прошло несколько лет с моего каминг-аута, но я всегда буду помнить этот день. Осознание того, как многого я добилась, вызывает улыбку на моем лице, и во многом это все благодаря видеоиграм и непрерывному развитию общественного многообразия в них. Нам еще предстоит пройти долгий путь, но когда я писала это, я поняла, что чувствовала себя счастливой, находя себя в персонажах, в которых, как мне казалось, я никогда не смогла бы себя найти. Для меня играть за персонажа, с которым я могу себя отождествлять – просто лучше всего. Некоторые могут не чувствовать себя так, но я знаю, что многие люди чувствуют то же, что и я.

И это нормально. Потому что видеоигры – это круто, и нам нравится, когда мы погружаемся в них, так почему мы не можем ассоциировать себя с чем-то, что является частью нас?

Итак, мои бисексуалки и лесбиянки, этот список для вас. Представляю вам 10 видеоигр, в которых можно играть за женских персонажей нетрадиционной ориентации.

Ну, вы должны были предвидеть это.

Независимо от того, нравится ли вам играть за Стража, Хоука, Инквизитора или всех троих, каждая игра в RPG-франшизе Dragon Age позволяет вам изобразить свою сексуальность с надлежащим уважением. На самом деле при обсуждении таких аспектов, как сексуальная ориентация или пол в видеоиграх, совершенно невозможно не вспомнить об этой полюбившейся франшизы от Bioware.

И да, хотя она далеко не идеальна, нельзя отрицать, что Bioware предприняла важные, позитивные шаги в обеспечении репрезентации в первоклассных играх. В первой игре у женской версии Стража нет определенной ориентации, и иногда (если вы не можете сказать «нет» щенячьим глазам Алистера или Лелианы), можно было даже оказаться в любовном треугольнике между мужским и женским персонажем. Возможность играть за лесбиянку или бисексуалку появляется и в Dragon Age 2: там можно завести роман с Изабелой, Меррилль, Андерсом и Фенрисом. Эта возможность сохраняется и в Inquisition. На протяжении всей франшизы эти отношения не высмеивались и не ощущались ущербными, и это фантастическое чувство – особенно, если вам трудно со своей ориентацией.

Независимо от того, как вы относитесь к этим играм, франшиза Dragon Age продолжает оставаться отличной и толерантной даже вне видеоигр (просто почитайте их комиксы, вы поймете, что я имею в виду) и (лично для меня) помогла многим лучше понять проблемы сексуальной ориентации и пола.

Покойся с миром, мое сердечко.

Когда Райли Абель и Элли поцеловались в дополнении The Last of Us «Left Behind», открылся целый ящик Пандоры. Многие почему-то чувствовали себя преданными, другие считали, что Naughty Dog пытались «понравиться хиппи-либералам», короче говоря: это был полный бардак. Даже во время всех этих срачей я не мог не думать, что все просто не улавливали смысл, хотя он был прямо перед глазами.

Люди были счастливы. Запутавшиеся девушки писали в Твиттер, как они были счастливы увидеть что-то, с чем они могли себя связать, и это было так здорово слышать. Хоть я тогда еще и не играла в The Last Of Us, эта игра все равно повлияла на меня по-своему. Моя лучшая подруга написала мне черт знает во сколько: «Элли поцеловала девочку, о, мой бог, Элли поцеловала девочку!»

Быть того не может. Ну и как оно?

Потрясающе.

Видеть счастливыми людей, которых вы любите – это просто какая-то эйфория, от которой нельзя избавиться. Я так благодарна, что Naughty Dog создали такого замечательного персонажа, и я не могу дождаться следующего появления Элли в сиквеле The Last of Us 2.

Хотите, чтобы у вас была девушка, которая ест камни? Тогда Stardew Valley для вас.

Chucklefish действительно были уверены в успехе этого симулятора фермы от ConcernedApe. В то время как Stardew Valley не пихает романтический аспект вам в лицо, это блестящая особенность, которая позволяет вам воссоздать себя (или вашего оригинального персонажа, каждому свое) именно таким образом, как вы себя представляете.

Конечно, вы проводите большую часть своего времени, занимаясь сельским хозяйством и копаясь в пещерах, но это не мешает вам полюбить одного из жителей, живущих в округе. Независимо от того, какая ориентация у вашего персонажа, вы можете завести роман с кем угодно, и все они трогают по-своему. Эбигейл понравилась мне больше всего.

Более того, Stardew Valley относится к этим отношениям с таким же уважением, как и к гетеросексуальным. Но даже если вы не влюбитесь в этих прекрасных персонажей, сама игра обязательно победит вас. Зацените ее!

«Гейская жизнь», как сказали бы фанаты.

С тех пор, как Life is Strange вышла в 2015 году, она набрала феноменальную женскую фанбазу. Я не думаю, что есть подобная фанбаза (за исключением Bioware), которая так же помешана на персонажах. И, сыграв в обе эти игры (а также в фанатскую визуальную новеллу Love is Strange), легко понять, почему.

В оригинальной Life is Strange вы наблюдаете за жизнью Макс Колфилд, девушки, которая наконец вернулась домой в Аркадию Бэй, где она обнаруживает, что у нее есть суперспособность: путешествовать во времени. Хотя это всего лишь один из увлекательных аспектов Life is Strange, причина, по которой эта игра включена в список, – это отношения Макс с ее лучшей подругой, Хлоей Прайс. Возможность поцеловать Хлою появляется во втором эпизоде, где Макс может также намекнуть на ее чувства к Хлое – это затем продолжает развиваться в дневниковых записях и романтических взаимодействиях. В то время как концовка оставила горькое послевкусие, мне остается сказать только одно: «bae > bay».

Что насчет Life is Strange: Before The Storm, то там вы играете за Хлою Прайс, которая невероятно отличается от Maкс во многих смыслах. Что остается неизменным, так это то, что вы тоже можете открыться сногсшибательной красивой девушке, Рейчел Эмбер. Рейчел отвечает на эти чувства, и многие другие персонажи, вовлеченные в историю, упоминают ваши отношения с Рейчел.

Это невероятная игра. Только не забудьте держать под рукой носовой платок.

Dishonored 2 не уходит в сторону от сексуального многообразия.

Когда вышел трейлер Dishonored 2, я была почти уверена, что как минимум 10% женщин в мире почувствовали себя чуть менее гетеросексуальными. Это здорово, потому что главная героиня Dishonored 2 Эмили Калдуин – бисексуалка, по словам одного из создателей игры Харви Смита. Учитывая любовные письма Эмили к Виман, персонажу, пол которого целенаправленно не уточнялся, я бы сказала, что участие Эмили в этом списке не будет слишком надуманным.

Но если уж вы придираетесь к этому, вспомните вот о чем: Меган Фостер, она же Билли Лерк. Во время прохождения игры вы узнаете все больше и больше о Билли и ее любовнице. Пускай у этой истории трагичный конец, Билли недавно появилась в качестве главного героя в игре Dishonored: Death of the Outsider.

И в то время как Далила – не играбельный персонаж, как Эмили или Билли/Меган, нельзя забывать о ковене ведьм-лесбиянок, которые есть у нее в распоряжении. Какой сильный ход.

Pyre

Pyre дает вам возможность встречаться с бисексуальным призраком. В какой еще игре можно встретить такое?

Если есть игра, заслуживающая похвалы за взгляд на любовь и сексуальность, то это Pyre.

Слэш-РПГ от Supergiant – шедевр повествования, особенно когда речь идет о персонажах, которых вы все полюбите. Эти персонажи создавать отношения друг с другом, дружеские или романтические, и вы можете помочь им пройти через определенные выборы, которые вы делаете на протяжении всей игры.

Но не волнуйтесь, вам не обязательно быть Гуру Любви для всех остальных, вы можете помогать и себе в этом вопросе. Ваш персонаж может флиртовать с другими женщинами в фургоне, например, с гарпией Памитой и демонессой Джодариэль. К сожалению, это ни к чему не приводит, поскольку Памита не относится к вашим чувствам серьезно, а Джодариель просто не видит себя в роли вашей спутницы. Печально, не так ли?

Но подождите, есть надежда на Незрячую Сандру! Сандра – это привидение, оказавшееся в Запредельном Кристалле, и она живет уже почти тысячу лет, но она и вы (Чтец) могут стать ближе, вплоть до того момента, когда Сандра признается в своих страхах и чувствах по поводу того, что вы ее бросите. Это душераздирающе, но концовка, где вы остаетесь вместе, более чем компенсирует это.

Prey

Играя за женскую версию Морган Ю, можно узнать немного больше о протагонисте.

Одной из основных проблем является отсутствие разнообразия, когда речь идет о людях с другим цветом кожи в видеоиграх, особенно о женщинах других рас, которые также являются частью ЛГБТ-сообщества. Так что вы можете представить себе мое удивление и ликование, когда я узнала, что Морган Ю была в отношениях с другой женщиной. Конечно, Prey не совсем о любви, радугах и поцелуйчиках, так что отношения Морган с главным инженером Михаилой Илюшиной идут не совсем хорошо…

Но даже что-то столь маленькое может значить многое для нужных людей. И это, конечно, значило много для меня. Поэтому, даже если вы не впечатлены тем, как мало ЛГБТ-контента в этой игре, поддержите Prey, потому что эта игра этого заслуживает.

Цири и ее бисексуальность в основном можно увидеть только в книгах, но в Wild Hunt тоже есть упоминание.

Цири – путешественница во времени, которая покорила нас, когда впервые появилась в мире Ведьмака в финальной игре, Wild Hunt.

Поскольку Цири слишком занята бегством от преследующей ее Дикой Охоты, вопрос об ее ориентации поднимается нечасто. Но если вы прочтете “Сагу о ведьмаке” Анджея Сапковского, вы обнаружите, что Цири неравнодушна и к женщинам, и к мужчинам, к счастью для них. У нее даже есть татуировка с красной розой, как и у ее девушки Мистл. Кто сказал, что романтика умерла?

Хотя это не упоминается в игре в полной мере, есть сцена в бане, где женщины спрашивают Цири о мужчинах. В этой сцене вы можете сказать «на самом деле, я предпочитаю женщин», что приведет к интересным реакциям – и все они хороши. Если хорошо посмотреть, можно также увидеть татуировку в виде розы на бедрах Цири, показывающую, что Мистл все еще много значит для нее.

Знаю, это был слишком легкий выбор. Но был бы этот список полон без Overwatch?

Эпичный каминг-аут Трейсер в комиксе “Reflections” вызвал такую же бурю дерьма от фанатов, как и поцелуй Элли. Но опять же, кому не наплевать?

Overwatch – это шутер, который нравится многим игрокам в мире, у игры есть преданная фанбаза и ниша в киберспорте. С таким разнообразием фанатов было бы глупо со стороны Blizzard не включать персонажей, с которыми могло бы сблизиться ЛГБТ-сообщество: так появилась Трейсер. Она первый официально объявленный ЛГБТ-персонаж, но Blizzard заверили, что она наверняка не будет последней.

Вот что я скажу: пусть это будет Сомбра.

В любом случае.

Что бы вы ни думали об «Андромеде», там были отличные романы с девушками.

Я все еще не совсем простила Bioware то, что моей Шепард не позволили завести роман с Мирандой или Джеком, ну да ладно. Наверное, придется строить отношения с Лиарой… Опять. В отличие от Dragon Age, научно-фантастическая драма от Bioware была не лучшей, когда дело доходило до лесбиянок/бисексуальных женщин, часто излагая факты об их биографии (поищите историю Азари и поймете), а затем меняя их.

Но, даже если оригинальная трилогия Mass Effect была не идеальна, когда речь заходила о предоставлении любых других вариантов, кроме Лиары, романы в “Андромеде” многое скомпенсировали. Роман Ветры Никс, турианской наемницы, с сестрой Райдер стал одним из моих любимых – а ведь он был без единой ! Но даже если вы действительно не испытывали любовь к Ветре, были еще варианты с азари Пиби (даже несмотря на ту любовную сцену) и самой странной девушкой, Суви Анвар.

В то время как “Андромеда”, возможно, потерпела неудачу во многих других отношениях, один романтический аспект выносит на себе всю 50-часовую кампанию, так что вы обязательно должны сыграть в эту игру!


Представляем вашему вниманию новый выпуск ежемесячного рейтинга ТОП-10 от пользователей сайта сайт. В феврале мы пытались составить десятку самых интересных и запоминающихся любовных историй из игр. Десятка готова, и теперь мы готовы представить вам результаты. Приступайте к разбору!

Принц и принцесса Фара из серии Prince of Persia (315 голосов)


На десятом месте у нас оказалась незабываемая парочка из серии о принце Персии: собственно говоря, сам принц и индийская принцесса Фара. Этих двух героев вы должны знать наверняка. Как это обычно бывает, поначалу они совершенно не доверяли друг другу. Однако потом, когда они вместе прошли через целую кучу самых разных неприятностей, все по-настоящему завертелось. Их история была действительно красивой, но, к сожалению, заняла лишь десятое место в нашем голосовании. Видимо, на результаты повлияло то, что игры из серии вышли уже относительно давно.

Джеки и Дженни из The Darkness (330 голосов)


На девятом месте - короткая, но запоминающаяся история любви героев из . Главный герой, племянник мафиозного босса, очень любил свою девушку Дженни, с которой они были знакомы с самого детства. Но бандитская жизнь - совсем не сахар. Дядя героя заподозрил его в измене, и в итоге Дженни застрелили прямо на глазах героя. Не выдержав этого, он совершает самоубийство. В других случаях на этом месте все бы и закончилось, но в The Darkness это только начало. История Джеки и Дженни, как мы уже сказали, была короткой, но сильной. Даже сейчас на слезу пробивает!

Марио и принцесса Пич из серии о Mario (380 голосов)


На восьмом месте - одна из самых старых и самых длинных любовных историй в играх в принципе. Этих героев знают все. Ну, правда, никому же не нужно рассказывать о Марио и принцессе Пич? Усатый водопроводчик спасает ее уже десятилетия. Принято считать, что он делает это не просто потому, что очень добрый - помимо этого, Марио банально влюбился. Ну что ж, с кем не бывает! Неизвестно, сколько еще просуществует эта парочка, но думаем, что довольно долго.

Макс и Хлоя из Life is Strange (449 голосов)


Да-да, на седьмом месте у нас две девочки: Макс и Хлоя из недавней . Мы поначалу сомневались, стоит ли включать их в этот рейтинг, но желающих оказалось слишком много. Можно бесконечно долго спорить, любят они друг дружку или это просто такая дружба, но в игре можно как минимум увидеть поцелуй. Мы вот совершенно уверены, что все это неспроста. В конце концов, вся игра вертится вокруг отношений между героинями, и запоминается в первую очередь именно этим. Спойлерить мы не будем, а просто скажем, что если вы еще не играли в Life is Strange - обязательно сделайте это. Хорошая вещь, и вполне заслуженное седьмое место!

Эцио и Кристина из Assassin’s Creed (549 голосов)


Шестое место заняла длинная и сложная история отношений Эцио и Кристины из Assassin’s Creed. Герои полюбили друг друга еще в молодости, но не могли законно быть вместе, поэтому банально прятались. Само собой, так не могло длиться вечно, и после разлуки Кристина вышла замуж за совсем другого человека. Тем не менее, это не помешало ей любить Эцио и спустя годы думать о том, что все могло бы быть иначе. Короче говоря, классика. Эта любовная линия была превосходно проработана: настоящая романтика! Неудивительно, что ей удалось попасть в наш рейтинг.

Серый Страж и Морриган из Dragon Age (653 голоса)


На пятом месте у нас и любовная история Серого Стража и Морриган. Вы же в курсе, что без романтики не обходится ни одна игра от BioWare. Морриган - неприступная и самодостаточная женщина, но даже к ее сердцу можно подобрать свой ключик. Просто будьте смелым и решительным, и не забывайте дарить ей всякие цацки. Если все будет хорошо, то вы даже увидите постельную сцену, за демонстрацию которой нам однажды дали жирный страйк в YouTube.

Джим Рейнор и Сара Керриган из StarCraft (858 голосов)


На четвертом месте оказалась любовная история Джима Рейнора и Сары Керриган из серии StarCraft. Отличный показатель, тем более для стратегии. В этом жанре приоритеты обычно отдаются совсем другим вещам. Возможно, что в какой-нибудь другой жизни у Рейнора и Керриган все было бы замечательно, но во вселенной StarCraft такого просто не бывает. Керриган превратилась в королеву зергов, ну а Рейнор... В общем, жизнь у него тоже непростая. Оба героя - настоящие игровые иконы, поэтому нет ничего удивительного в том, что они присутствуют в нашем рейтинге.

Макс Пэйн и Мона Сакс из Max Payne 2 (918 голосов)


Первую тройку открывает история Макса Пэйна и Моны Сакс. Мы, по правде говоря, думали, что по итогам голосования эта парочка займет первое место. Их грустную историю знают, наверное, все. Тут вам и нуар, и постоянный дождь, и неожиданные сюжетные повороты - в общем, все очень круто. Правда, недолго. Если вы любите мрачные сюжеты, завывания скрипочки, суровые монологи и роковых женщин, то вам как раз в . Там есть все. Очень хорошее третье место.

Шепард и Лиара из серии Mass Effect (1104 голоса)


На второе место снова пролез Шепард! В серии Mass Effect можно было крутить романы со всеми подряд, но, по какой-то причине, больше всего голосов было отдано за роман с Лиарой. Вы ее наверняка помните: это синяя инопланетянка с непростой судьбой, которая появляется во всех частях серии и играет там далеко не последнюю роль. В принципе, такое число голосов за Лиару вполне понятно. В конце концов, этот персонаж серии проработан намного лучше других, поэтому и шашни крутить с ней вдвойне интересно. Или даже втройне. Но на первое место Шепард с Лиарой как-то недолюбили.

Геральт и Трисс из серии The Witcher (2694 голоса)


Вечный спор о том, кто круче: Трисс или Йениффер, решился в нашем рейтинге. По итогам, большинством голосов официально признано, что рыжая волшебница Геральту подходит намного лучше. Вдвоем они заняли первое место, притом с огромным перевесом. Ну что ж, у нового времени новые герои! Справедливости ради стоит заметить, что в играх о ведьмаке любовная история Геральта и Трисс действительно обыграна просто замечательно. Это настоящие, живые персонажи, которые ведут себя нормальные люди. Даже не знаем, что тут еще добавить - вся эта тема уже обмусолена вдоль и поперек. Если вы играли в третьего , признавайтесь, кого вы там выбрали, в комментариях.

Тема следующего рейтинга - «Игры, которые вы перепроходите чаще всего». На нашем форуме уже открыта , в которой любой желающий может предложить свои варианты для последующего голосования. Заходите и принимайте участие в формировании рейтинга!

В ноябре вышла ИГРа CIBELE - интимная история, придуманная дизайнером Ниной Фриман, которая произвела маленький фурор. Игра по большей части основана на личном опыте виртуальных отношений Фриман и предлагает пережить их вместе с ней от начала до неизбежного конца. Cibele не похожа ни на какую другую видеоигру: тут смешались игра, в которую играет главная героиня и где она знакомится с будущим бойфрендом, и происходящее на экране ноутбука девушки - чаты и видеозвонки влюбленной пары. Cibele не зря обратила на себя внимание широкой публики: хороших игр про отношения (а не банальных японских симуляторов свиданий) не так уж много, а уж тех, которые поднимают провокационные вопросы, и того меньше. Рассказываем про удачные видеоигры, которые осмысляют сложности романтических отношений.

Текст: Гриша Пророков

Braid

PlayStation 3, Xbox 360, Microsoft Windows, Linux, Mac OS

Braid - это платформер почти что в духе Super Mario Bros. (более того, к этой игре тут есть множество отсылок), но с необычным элементом. Главный герой может манипулировать временем: перематывать, останавливать его и так далее. Уровни представляют собой головоломки, которые нужно разгадывать, используя эти способности. Даже сюжет как будто заимствован у «Марио»: главный герой отправляется спасать принцессу, похищенную злодеем. Braid стала одним из главных хитов 2008 года и в какой-то степени запустила волну инди-игр, одновременно прославив своего автора Джонатана Блоу.

Случилось это потому, что Блоу на самом деле через свою платформер-головоломку рассказывает историю романтических отношений. Уровни в Braid перемежаются текстовой историей любви главного героя и принцессы, однако главную мысль игра удивительным образом доносит через сам геймплей: о том, что нельзя верить воспоминаниям и что в отношениях мы часто видим себя лучше, чем мы есть на самом деле. Механика с манипуляцией временем оказывается для истории ключевой. Если хотите понять конкретнее, то просто откройте игру - всё сразу встанет на свои места.


Analogue: A Hate Story

Microsoft Windows, Linux, Mac OS

Следует сразу оговориться: в Японии существует целый жанр визуальных новелл и их поджанр - «симуляторы отношений», которые посвящены тому, что вы пытаетесь эти отношения построить. За исключением пары, действительно выдающихся таких новелл в этом списке нет, просто потому что выбрать лучшие из них затруднительно. Этот пункт как раз исключение из правил. Analogue: A Hate Story - это научно-фантастическая визуальная новелла, которую придумала канадка Кристин Лав и действие которой происходит в далеком будущем.

По сюжету вы играете за детектива, который отправляется на борт корабля поколений «Мугунгхва», пропавшего в XXI веке и вернувшегося 600 лет спустя. По непонятным причинам люди, живущие на нем, деградировали до средневекового патриархального общества. Большую часть истории детектив взаимодействует с искусственным интеллектом корабля, и их отношения оказываются в центре сюжета. Только от игрока зависит, какого рода будут эти отношения - романтического или иного толка. Однако этим создательница игры не ограничивается, затрагивая в Analogue: A Hate Story самые разные темы: ЛГБТ, трансгуманизм, традиционные браки и одиночество.


Silent Hill 2

PlayStation 2, PlayStation 3, Xbox 360, Xbox, Microsoft Windows

Все слышали о «Сайлент Хилле» - это один из самых известных видеоигровых хорроров, по которому даже сняли два фильма. Вторая часть игры, вышедшая в 2001-м, справедливо считается лучшей в серии: помимо того, что это ужастик, это еще и тонкое исследование психологии отношений. Главный герой, Джеймс Сазерленд, неожиданно получает письмо от своей скончавшейся жены Мэри, которая пишет, что ждет его в городе Сайлент Хилл.

Приехав в него, Сазерленд встречает девушку, очень похожую на жену, которую даже зовут созвучно - Мария. Вместе они отправляются на поиски супруги героя и постепенно раскрывают тайну ее смерти. Осторожно, спойлер: Мэри на самом деле была тяжело больна, и их отношения с мужем из-за этого похолодели, в том числе из-за отсутствия секса. Это история про стыд, ненависть к себе, отвращение к близкому человеку и потерю близости - самые трудные вещи, которые могут возникнуть в отношениях.


Catherine

PlayStation 3, Xbox 360

Винсент Брукс - классический тридцатилетний балбес, который никак не может повзрослеть, но словно в пику себе встречается с жесткой и манипулятивной Кэтрин. Когда Кэтрин заводит разговор об ответственности и возможном браке, Винсенту начинают сниться кошмары. Вскоре в его жизни появляется еще одна девушка по имени Кэтрин (по-английски их зовут по-разному, Katherine и Catherine соответственно), с которой он заводит интрижку - отчего кошмары становятся только интенсивнее.

Основная часть Catherine происходит в мире снов Винсента: это метафорические головоломки, в которых герой карабкается по огромным лестницам (ну вы сами поняли фрейдизм сна), а другие мужчины представлены в виде овец. В то же время у игры есть полноценный сюжет с несколькими вариантами концовок. На первый взгляд Catherine можно счесть мизогиническим произведением: во всех своих проблемах Винсент винит женщин, однако не всё так просто. На деле игра глубоко исследует проблемы ответственности и неверности всех задействованных сторон.


Passage

Microsoft Windows, iOS, Mac OS, Linux

Passage - это работа экспериментатора Джейсона Рорера, который делает небольшие авторские игры. Рорер пытается исследовать, на что способен язык этого медиума, как его можно расширить и что им можно сказать. Passage проходится всего за пять минут, она совершенно бесплатная, и скачать ее можно . Игрок видит узкий экран всего 100 x 16 пикселей, по которому можно ходить маленьким человечком, к которому вскоре присоединяется спутница - персонажи были срисованы с автора и его жены.

Это крайне минималистичная и простая игра, но за пять минут Рорер умудряется сказать об отношениях и о том, каково это, провести целую жизнь с другим человеком - больше, чем иным большим произведениям удается за долгие часы. Кроме прочего, Passage относится к тому типу видеоигр, про которые в интернете любят спорить, справедливо ли их называть играми вообще, потому что здесь нет привычных игровых задач и условий победы. Мы же предлагаем не ломать голову над дефинициями, а просто не пожалеть на Passage пять минут своей жизни - такой мощный посыл того непременно стоит.


Curtain

Microsoft Windows, Mac OS, Linux

Тема физического и морального насилия в отношениях пока еще редко затрагивается в видеоиграх, но есть исключения. Curtain - история о двух девушках из Глазго, которые живут вместе. Сюжет напоминает скорее ЛГБТ-кино, чем игры: девушка встречает девушку, влюбляется в нее, они собирают панк-группу, съезжаются вместе, но в их отношениях начинаются проблемы.

Игра заключается в том, что вы ходите по квартире Элли и Кейси, так зовут персонажей, и изучаете разные объекты, находящиеся ней. Всё происходит в реальном времени: вы читаете записки, разговариваете по телефону, играете на гитаре и так далее. Девушки сопровождают происходящее своими комментариями и рассказами. Начинается всё безобидно, но со временем игрок начинает понимать, что Кейси контролирует и оскорбляет свою подругу. Игра выполнена в кричащих цветах: розовый, фиолетовый и так далее, - они режут глаз, но авторы говорят, что сделали это специально, чтобы Curtain выглядела сыро, жестко и вызывающе.


Cibele

Microsoft Windows, Mac OS

Нина Фриман изучала в университете английскую литературу, а затем интернет-журналистику. Сейчас она делает видеоигры: их уже девять, и последняя называется Cibele. Это автобиографическая игра о том, как 19-летняя Нина влюбилась и потеряла девственность с молодым человеком, которого она встретила в онлайн-игре. Вскоре, однако, он пропал из ее жизни. Игра, по сути, пересказывает историю их отношений: они развиваются и становятся всё острее с каждым разговором по телефону и очередным полученным сообщением.

Большую часть Cibele мы видим экран компьютера Фриман: онлайн-игру, в которой она встретила свою любовь, а также переписку в чатах, документы на рабочем столе и так далее. Помимо этого Фриман поместила себя в игру с помощью видео и фотографий. Cibele - очень интимная видеоигра, местами от нее даже становится неловко, как будто читаешь чужой дневник. Но в то же время это беспрецедентная в своей честности и откровенности история о подростковой сексуальности и взрослении; том, как они выглядят на самом деле, а не как их привыкли изображать в поп-культуре.


Hatoful Boyfriend

Microsoft Windows, OS X, Linux, PlayStation 4, PlayStation Vita

Еще один визуальный роман - японский и про… голубей. Нет, это не пункт про зоофилию - читайте дальше. Игра происходит в параллельной вселенной, где Земля вместе с людьми населена разумными птицами. Главная героиня - единственный человек, посещающий элитную академию для птиц. С одной стороны, ей нужно найти любовь, с другой - раскрыть заговор, сложившийся внутри академии.

Несмотря на странную концепцию, это очень хорошая визуальная новелла: с интересными диалогами, персонажами и историей. Тот факт, что главные герои - голуби, просто добавляет немного абсурда и показывает ограниченность и нелепость «симулятора отношений» как жанра, а также может служить метафорой инаковости, которую ощущает любой подросток. Hatoful Boyfriend сделала Моа Хато, полуанонимная сценаристка и художница из Японии, которая рисует мангу и делает визуальные новеллы.


To the Moon

Microsoft Windows, OS X, Linux

Самая душераздирающая игра в этом списке. Компания Sigmund Corporation занимается тем, что создает искусственные воспоминания для умирающих. Так, люди вспоминают жизнь такой, какой им хотелось бы ее помнить, а не какой она была на самом деле. Искусственные воспоминания конфликтуют с настоящими, поэтому процедуру проводят только для людей, которым осталось жить совсем недолго.

To the Moon - история Джонни Вайлза, пациента, который мечтает попасть на Луну, хотя сам не знает почему. Доктора Sigmund Corporation путешествуют сквозь его воспоминания, чтобы узнать, откуда возникло это желание. Сама игра - это история любви Вайлза и Ривер, их трудной жизни и непростых отношений. To the Moon сделал канадский разработчик Кен Гао в 2011 году, который собрал игру на простой программе RPG Maker XP. Однако видимая простота, к счастью, не помешала ей стать одной из лучших и самых признанных игр 2011-го.


Coming Out On Top

Microsoft Windows, Mac OS

Подзаголовок этой визуальной новеллы - «A Gay Dating Sim». Всё так и есть: это игра, целиком посвященная гомосексуальным мужчинам. Главный герой - гей, который учится в колледже и только-только совершил каминг-аут. Собственно, это игроку предлагается сделать в самом начале игры и пережить то, как на его поступок отреагируют друзья героя.

С одной стороны, Coming Out On Top эксплуатирует множество стереотипов. Все потенциальные партнеры в игре - красивые рельефные мужчины из мира фантазий; здесь полно откровенных сцен и пошлых шуток. С другой - как ни странно, игра сделана с отличным вкусом. Да, тут всё гипертрофированно, кричаще, бурлескно - но в то же время смешно, остроумно и по-доброму. При желании в игре даже можно вступить в брак - маленькая победа, о которой в иных реальных странах можно только мечтать.

Как только человечество перестало рисовать на стенах пещер и перешло к более сложным формам искусства, любовь стала одной из главных тем, движущих культуру вперед. Литература, музыка, живопись, кино - никого не миновала эта участь. Игры, конечно, пока еще не признали видом искусства (и слава богу, лично я не хочу чтобы премии видеоигр по накалу страстей и скандалов стали похожи на «Оскар»), но и разработчикам, и игрокам ничто человеческое не чуждо. Так что не стоит удивляться, что романтические отношения отхватывают свой кусок экранного времени у пальбы по врагам из больших толстых пушек.

С тех пор, как Марио искал похищенную принцессу не в том замке, мир несколько изменился. Все реже и реже любовную линию используют в качестве мотиватора, простого, как деревянная дубина: враги сожгли родную хату, украли любовь всей жизни и отрезают от нее по кусочку каждые полчаса, так чего же ты ждешь, герой? Это раньше мы видели свой «романтический интерес» лишь во вступительном ролике да в конце, героически спасенную (это, конечно, всегда была «она») нами же от какого-нибудь мерзкого чудовища. Зато теперь эти «виртуальные возлюбленные» перестали быть персонажами-функциями, они обрели историю и характер, стали личностями, и, как правило, сопровождают нас в приключении от начала и до конца.

Способ подачи тоже эволюционировал: нам больше не швыряют в лицо красивую модельку со словами «на вот, люби!» Нередко пресловутая химия зарождается между героем и его партнером прямо на наших глазах. Мы становимся свидетелями развития их отношений, развития их личностей, начинаем сопереживать. Хороший пример — романтическая линия в Wolfenstein: The New Order (напоминаю, это шутан про то как бравый американский вояка мочит фашистов с двух рук). Девушка главного героя, Аня, поначалу выглядит типичной милашкой в беде. Но на протяжении игры она читает вслух дневники, принадлежащие ее погибшей сестре, и в какой-то момент ты понимаешь, чьи это записи на самом деле, и что Аня за человек. Бывает и наоборот: всего парой красивых намеков игра может рассказать нам гораздо больше, чем бесконечными диалогами и откровенными кат-сценами (кто не вздрогнул, осознав, чье сердце держал в руках Корво, у того нет души). А иногда нам даже не нужно видеть персонажа, чтобы поверить, что он живой и настоящий, как это было с Делайлой из Firewatch , в которую очень легко влюбиться самому.

Но далеко не всегда всё так сложно. Большая часть современных игр, особенно РПГ с их невероятной свободой действия и принятия решений, среди прочих выборов дает нам самим решать, с кем закрутить роман. И это правильно: в конце концов, мы тут на протяжении ста часов спасаем, как умеем, страну/мир/галактику, можем мы сами решить, с кем спит наш герой? Бывают игры, в которых нам предлагают чисто косметическую дилемму «блондинка или брюнетка». Но гораздо чаще выбор любовного интереса оказывает влияние на сюжет. Иногда напрямую, как в Dragon Age: Origins , где игрока буквально ставят перед выбором: сохранить отношения или жизнь (роман с Алистером, крайне рекомендую), или в KotOR падать на темную сторону в два раза веселее, если делаешь это в компании с симпатичной джедайкой. Иногда это просто позволяет увидеть персонажей, мир и самого себя с другой стороны. В любом случае, это один из тех выборов, которые делают каждое прохождение уникальным опытом и заставляют возвращаться к игре снова, снова и снова.

Почему-то считается, что романтические линии в играх интересны только девушкам. Это, мягко говоря, полная ерунда. Вспомним Baldur’s Gate 2 , игру, в которой, как мне кажется, и сформировался удачный шаблон романа со спутниками, используемый BioWare и по сей день. Что мы имеем? Три хорошо проработанных, больших и сложных любовных линии, написанных для мужского персонажа, тогда как персонажу женскому предлагался аж целый один Аномен. Для тех, кто не знает, кто такой Аномен, просто скажу, что ни одна вменяемая девушка встречаться с таким не захочет. Да и в целом похоже, что этот роман сделали «на отвали», внезапно спохватившись, что на долю женщин ничего не осталось. Лучше бы разрешили Виконию закадрить , честное слово.

Впрочем, если отвлечься от давно минувших дней, ситуация не сильно изменилась. Достаточно зайти на любой игровой форум, в тему, посвященную отношениям в играх — мужчин там будет не намного меньше, чем женщин. Или же можно вспомнить великое бурление по поводу внезапно открывшейся ориентации Трейсер, а ведь это персонаж сетевого шутера, а не какой-нибудь РПГ на шестьдесят часов экранного времени! Угадаете, кого волновала её потерянная гетеросексуальность?

Всякий раз, когда при мне говорят что-нибудь про «розовые сопли для девчонок», я вспоминаю одну историю. Я как-то подшутила над приятелем, рассказала, что в одной MMORPG есть скрытый роман. Так он прошерстил весь YouTube и пару недель приставал ко мне, пытаясь узнать как его получить. После этого как-то не верится, что целевая аудитория романов в играх — исключительно девушки.

Да, романтические отношения интересны всем. И в этом таится определенная опасность, потому что все чаще и чаще в попытках угодить и вашим, и нашим, разработчики предпочитают брать количеством любовных линий, а не их качеством и проработкой. Пусть каждый роман состоит из трех диалогов, поцелуя и сцены секса — зато их будет девять, а не три! Зато у нас будет можно трахнуть инопланетянина, одноногого транссексуала и искусственный интеллект в клонированном человеческом теле! (Я ничего не имею против отношений с инопланетянами, транссексуалами и ИИ, когда они гармонично встроены в сюжет, а не примотаны сбоку синей изолентой, чтобы привлечь дополнительную аудиторию). Серьезно, мы все очень рады разнообразию, но сделайте так чтобы один роман отличался от другого не только моделькой персонажа, пожалуйста, спасибо.

Но даже несмотря на то, что сейчас трудно представить себе игру без романтической составляющей, многие продолжают считать, что любить романы в играх (особенно в хрестоматийных rpg-со-спутниками) — это что-то стыдное. Что лишь неудачницы без личной жизни могут «залипать на нарисованных мужиков», что настоящего геймера интересует только бои, лут, ачивки и всяческий хардкор.

Ну что ж, сколько игроков — столько и мнений. Одним важно, чтобы в игре был отличный геймплей, другим куда важнее история, персонажи, и все, что происходит между ними, а третьим и вовсе главное, чтобы было красиво и пафосно. И никто не может решать за другого, что почетней любить.

А что касается романов, мое мнение таково: группа профессионалов потратила десятки часов своего времени, чтобы превратить бездушный кусок компьютерного кода в настоящую личность, и если я, игрок, испытываю к ней сильные эмоции — это ни в коем случае не плохо. Это, можно сказать, признание их заслуг.

Да, лично я люблю многочасовые «симуляторы свиданий» от BioWare , и мне не стыдно. И никому не должно быть.

С чего начались и как изменялись романтические отношения в ролевых играх.

В закладки

В марте состоялся релиз Andromeda, новой части культовой серии Mass Effect. Хотя сюжет этой игры не связан с предыдущими, в ней легко можно найти немало знакомых черт, в том числе и возможность вступать в романтические отношения с членами своей команды. DTF разбирается в том, откуда в RPG вообще появилась эта концепция, и каким образом она стала практически обязательной для этого жанра.

Первые шаги

RPG являются одним из старейших жанров видеоигр. Они прямо восходят к настольным ролевым играм, вроде знаменитых «Подземелий и драконов», в которых играли персонажи «Очень странных дел», и которые появились, строго говоря, до возникновения современной индустрии видеоигр, хотя и позже появления самой концепции виртуальных развлечений.

Популярность «Подземелий и драконов» среди технических специалистов в США обусловило то, что их виртуальные аналоги, такие, как текстовая игра с простым названием Dungeon, начали появляться уже в 70-е годы. Уже там можно было найти многие элементы жанра RPG, знакомые нам сейчас: нелинейное исследование мира и выполнение побочных заданий, развитие персонажа в одном из множества направлений благодаря опыту, получаемому за бои, и так далее.

Впрочем, в хоть сколько-нибудь современный вид RPG пришли гораздо позже, на рубеже 80-90-ых. Это произошло благодаря развитию популярных серий вроде Wizardry и Might and Magic (не путать с Heroes of Might and Magic), а также выходу многочисленных игр во вселенных «Подземелий и драконов», вроде Dark Sun: Wake of the Ravager (Strategic Simulations, Inc., 1994) и Menzoberranzan (DreamForge Intertainment, 1994). Последняя, кстати, является первым случаем появления знаменитого доброго тёмного эльфа Дзирта/Дриззта До’Урдена в виртуальном пространстве.

Любопытно, что не считая дикой по современным меркам графики и порой немного наивного сюжета, опирающегося на каноны «высокого фэнтези», эти игры вполне выдерживают сравнение с современными RPG. В них присутствует достаточно открытый мир с большим количеством заданий, позволяющих действительно изменить окружающую обстановку, поддержав или уничтожив ту или иную фракцию. Также стоит отметить большое количество интересных механик, с помощью которых разработчики стремились разнообразить опыт игроков, например, в серии Might and Magic помимо собственной партии порой приходилось возглавлять целое войско.

Wizardry VI: Bane of the Cosmic Forge

Единственное, чего этим RPG не хватало, так это какой-либо динамики отношений между самими героями. Что бы не происходило вокруг, какое бы мировоззрение вы не выбрали для своих персонажей, они всё равно упорно действовали вместе, и только смерть могла их разлучить.

Уже в 1994 году это стало предметом критики, в рамках которой западные RPG сравнивались в худшую сторону с Final Fantasy 4, где уже тогда присутствовали отношения между отдельными членами команды.

Отсутствие чего-то подобного было особенно обидно для игроков на фоне интереснейших механик, определявших характер главного героя в RPG без партии, вроде Ultima. Там персонаж мог совершать множество различных выборов, постепенно приобретая и развивая в себе то или иное качество из достаточно длинного списка положительных и отрицательных черт вроде «Совестливый», «Благородный», «Гордый» и так далее. В упрощенном виде похожая механика была введена в недавнюю игру Torment: Tides of Numenera. А в 90-ые всем хотелось увидеть что-то столь же интересное в отношениях между персонажами в отряде игрока.

И в 1998 году просьбы игроков были услышаны – студия BioWare выпустила игру, изменившую облик жанра RPG: Baldur’s Gate. В ней было множество принципиально новых решений, одним из которых являлось создание только одного основного персонажа, главного героя, который постепенно собирает свой отряд из уже прописанных NPC, встречающихся ему на пути.

Хотя в играх и раньше вводились компаньоны, присоединявшиеся к героям по ходу развития сюжета, в Baldur’s Gate впервые в фокусе оказался единственный герой. Это решение, которое сейчас кажется традиционным, позволило авторам игры ввести, наконец, хоть сколько-нибудь сложные связи внутри партии.

Так как спутники героя уже не создавались игроком, разработчики могли вводить разнообразные диалоги, побочные квесты и взаимодействия с ними. И, наконец, это позволило ввести в игру отношения между самими спутниками, никак не касающиеся главного героя: одними из первых членов партии в Baldur’s Gate были супруги: полуэльфы Джахейра и Калид.

Первая встреча с Джахейрой и Калидом в Baldure"s Gate

Ироничным является то, что именно эти двое NPC являются, фактически, первым примером романтических отношений внутри отряда в RPG. Хотя главный герой игры и мог разговаривать со своими спутниками, и вмешиваться в их общение друг с другом, игра не оставляла возможности для чего-то большего.

Впервые вступить в романтические отношения с одним из своих товарищей стало возможно только через год в игре от Black Isle – Planescape: Torment, действие которой также происходит в мире «Подземелий и драконов». Хотя сейчас Planescape ассоциируется в первую очередь со странной вселенной и огромными «полотнами» текста, которые игроку приходилось изучать, на момент ее выхода игра шокировала совершенно другим. Вместо того, чтобы фокусироваться на спасении мира, королевства или хотя бы одного города, Planescape рассказывал глубоко личную, почти что интимную историю взаимоотношений между человеком и его собственной смертью.

Силуэт Дэйонарры за спиной у Безымянного

Главный герой, Безымянный, выступал как центральная фигура для повествования, чьи решения, чувства и отношения играли ключевую роль. В силу этого нет ничего удивительного в том, какое большое место в игре занимали его романтические отношения.

Одним из первых персонажей, которого вы встречаете в игре (после говорящего черепа Морте) был призрак бывшей возлюбленной Безымянного, Дэйонарры. Ритуал, подаривший герою бессмертия, провела влюблённая в него ночная ведьма по имени Рейвен Пазлвин.

И, самое главное, в игре присутствовала возможность завести новые отношения с одной из спутниц. При этом уже тогда разработчики ввели в игру элемент выбора: игрок мог развивать роман либо с воровкой-тифлингом Анной, либо с аристократичным суккубом Падшей Грейс (Fall-from-grace).

Обложка саундтрека к Planescape:Tornament с портретами Анны и Падшей Грейс

Именно тогда разработчики и создали знакомую нам формулу из периодически начинающихся диалогов, в которых нужно выбрать правильные ответы и выполнения небольших побочных квестов, чтобы отразить возникновения и развития романтических чувств между героями.

Элемент выбора тоже был важен. Разработчики осознанно сделали двух потенциальных возлюбленных главного героя совершенно разными, противопоставив выросшую на улице, резкую, непосредственную и агрессивную Анну, и спокойную, рациональную Падшую Грейс, с которой у Безымянного не было возможности даже поцеловаться.

Такой контраст давал игроку дополнительную возможность подчеркнуть, какой именно образ Безымянного он хочет создать. Все последующие романтические история в RPG продолжают ту традицию, которую начала студия BlackIsle. Это, впрочем, не отменяет ценность экспериментов, которые последовали уже в кратчайшие сроки после выхода игр Planescpe: Torment.

Концовка Baldur"s Gate 2: Thron of Baal при романе с Виконией

Романтическую линию в каждую игру

Первым из них стало продолжение Baldur’s Gate – Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn (2000). Если в игре от BlackIsle романтические линии делали свои первые шаги, и были, по словам самих разработчиков, не доработаны, то в BioWare смогли довести этот мотив до его логичного развития. Герой мужского пола мог закрутить роман с одной из трёх спутниц: суровой Джахейрой, потерявшей между частями мужа, ранимой эльфийкой Аэри и жестокой дроу Виконией де Вир. Сделать это было не просто – игрок должен был, во-первых, очень точно отвечать все всех диалогах со своей избранницей, практически постоянно иметь её в партии, а также соответствовать определённым требованиям к расе и мировоззрению.

Так, Викония не начинала романов с эльфами и добрыми персонажами, и никто из троицы не был готов связать свою жизнь с дворфом. Похожим образом, кстати, обстояли дела и в вышедшей в 2001 году игре Arcanum: Steamwork and Magic Obscura от Troika Games. Хотя большая часть «романтических» реплик в диалоге с единственным потенциальным партнёром персонажа, эльфийкой Рейвен, были доступны любому герою, объясниться с ней в любви было чрезвычайно сложно. Персонаж должен был соответствовать определённым требованиям к значению интеллекта и внешности, быть добрым, а, самое главное – быть эльфом, при том, что на момент создания персонажа можно было выбрать из восьми различных рас.

Arcanum: Steamwork and Magic Obscura

Однако не смотря на эти сложности, а, возможно, именно благодаря ним, романы с этими героинями стали важной вехой для RPG. Их до сих пор активно обсуждают на форумах, расширяют возможности в соответствующих модах, а многие люди с готовностью перепроходят не только весьма разнообразный Arcanum, но и практически линейную Baldur’s Gate исключительно ради того, чтобы завоевать сердце новой спутницы.

При этом в своём проекте BioWare пошли на решение, которое ни они, ни другая крупная студия потом не решилась повторить – они сделали романтические отношения внутри партии конфликтными. Отдельные диалоги между многими спутниками в Baldur’s Gate 2 вообще постепенно складывались в цельные истории: Викония флиртует с магом Эдвином, Джахейра и варвар Минск вспоминают приключения из первой части и так далее.

Но самой примечательной является ветка, которая открывается, если герой возьмёт в партию барда Хаэр’Далиса и Аэри. Между этими двумя героями начнут развиваться отношения, которые не ограничатся только строчками в диалоге – если сам главный герой также претендует на благосклонность эльфийки, то Хаэр’Далис неоднократно выразит ему своё недовольство и, в конце концов, вызовет на поединок, который завершится смертью одного из персонажей. Несложно понять, почему столь радикальную ситуацию не стали повторять в последующих играх, хотя, несомненно, обидно, что разработчики принесли драматизм сюжета в жертву ради комфорта игроков.

Хаэр’Далис признается в любви Аэри

Таким образом, в рамках Baldur’s Gate 2, студия Bioware, фактически, окончательно утвердила «канон» построения романтических отношений между героем и его спутниками. Они должны предполагать выбор, строиться на определённых требованиях к поведению персонажа в целом, и разрешаться через отдельные диалоги и квесты. При этом некоторые из их решений в этой сфере, в первую очередь возникновение параллельной романтической линии между отдельными компаньонами, так и не были повторены ни в одной более поздней игре.

В дальнейшем изменения происходили скорее в качественную сторону, чем в количественную – нетрудно заметить, что Baldur’s Gate 2 придерживался достаточно жёстких ограничений для мужского персонажа. Для персонажа женского пола они были ещё строже – единственный потенциальным партнёром был достаточно непопулярный молодой паладин Аномен.

Также в игре не было никакой возможности для однополых отношений, если не считать эксперименты со знаменитым Поясом Смены Пола: романы, который главный герой начинал, превратившись из женщины в мужчину или наоборот, продолжались даже после того, как заклятье оказывалось снято. Это, впрочем, является скорее багом Baldur’s Gate, чем осознанно ведённой возможностью.

Карт Анаси из Star Wars: Knights of the Old Republic

Шаги в направлении большего равенства в сфере романтических линий были сделаны в 2003 году, сразу в двух RPG. Knights of the old Republic, разработанная всё теми же BioWare, оказалась первой игрой, в которой у персонажа мужчины и женщины было равное количество потенциальных партнёров – по одному.

Герой-мужчина мог признаться в любви джедаю Бастилле, а женщина – начать отношения с ветераном Мандолорианской войны и «клоном» Хана Соло Картом Онаси. По-своему интересным элементом игры было то, что многие диалоги с этими персонажами оставались одинаковыми вне зависимости от пола героя, но создавали ощущение разных историй при наличии или отсутствии отношений. Впрочем, несмотря на коммерческий успех игры, её романтическая составляющая оставалась достаточно малозаметной.

Встреча с Бертрамом в Temple of Elemental Evil

А первый осознанный шаг в сторону включения в RPG ЛГБТ-отношения был сделан в том же 2003 году в игре Temple of Elemental Evil (Troika Games). Это RPG примечательно само по себе тем, что его механика является почти точной калькой с правил настольной игры по «Подземельям и драконам», без каких-либо серьёзных модификаций. Более того, сюжет игры, в свою очередь, копируют ранее написанный «модуль» с тем же названием, считающийся сейчас классикой среди фанатов настольных ролевых игр и перекочёвывающий из одной редакции правил в другую.

Но с точки зрения романтических отношений Temple of Elemental Evil интересен не связанными с этим вещами. Во-первых, один из главных героев игры мог вступить в брак. Любопытно, но такая возможность фактически отсутствует в остальных RPG, не считая комичной женитьбы под дулом дробовика во втором Fallout (BlacIsle).

Даже если герой выстраивает отношения с кем-то вроде той же Аэри из Baldur’s Gate, кому было бы логично хотеть как-то формализовать отношения, или, как в случае Dragon Age 2 (BioWare) игра охватывает достаточно долгое время, вопрос свадьбы всё равно не всплывает. Но Temple of Elemental Evil ещё более примечателен тем, что это было первое RPG, в котором присутствовали осознанно введённая авторами возможность вступить в гомосексуальные отношения и, строго говоря, даже заключить однополый брак. Объектом страсти в этом случае выступал пират по имени Бертрам, до сих пор входящий в топ-20 величайших персонажей-геев по мнению сайта GayGamer.net.

И хотя сейчас такого рода решением можно впечатлить только очень консервативную часть игрового сообщества, на момент выхода игры в 2003 году романтическая линия Бертрама стала поводом для достаточно резкой критики в адрес всего проекта.

Впрочем, для большинства игроков появление в играх гомосексуальных отношений ассоциируется с другой игрой, также сделанной компанией BioWare – Jade Empire. Как и в случае с самой идеей романтических отношений, студия оказалась в данном случае не столько первопроходцами, сколько теми, кто смог довести идею до ума и сделать достаточно сложной и интересной.

В их игре, где действие происходит в мифическом Китае и строится вокруг боевых искусств, главный герой мог начать роман с одним из трёх членов партии: воительницей Рассветной Звездой, принцессой Шёлковой Лисой и странником Небом. При этом романы с Небом и Лисой были доступны персонажам любого пола, а со Звездой – только мужского.

Помимо этого, герой, начавший отношения одновременно с Шёлковой Лисой и Рассветной Звездой, мог потенциально не выбирать между ними, к чему его вынуждали другие игры, но попытаться уговорить их на отношения втроем. И хотя сама игра и её персонажи в результате отошли на второй план, уступая в популярности более традиционному фэнтези, тот факт, что попытки BioWare расширить границы допустимого в игре оказались восприняты скорее благосклонно, проложило дорогу дальнейшему развитию темы романтических отношений.

Поцелуй главного героя с Небом

Хотя такого рода эксперименты пока ещё оставались редкостью, любовные линии RPG в принципе стали абсолютно общим местом на протяжении 2000-х годов. Все они развивались по похожей модели из диалогов, побочных квестов и, иногда, поиску конкретных вещей в качестве подарка. Кроме того, они неизменно отдавали предпочтение главным героям-мужчинам, практически всегда обладавшим большим выбором потенциальных партнёров.

Неудачи и поиск нового

Исключением из этого принципа стала игра Neverwinter Nights 2 от студии Obsidian Entertainment, которая, впрочем, вошла в историю романтических отношений в RPG по другой причине. Несмотря на то, что игра в целом получила высокие отзывы, собрала неплохую кассу и даже обзавелась парой больших дополнений, она также запомнилась игровому сообществу как пример максимально неудачных любовных линий в игре.

Все были разочарованы тем, что на фоне разнообразного мира, интересных квестов и множества ярких компаньонов, на жизнь которых игрок действительно мог повлиять, для отношений оказывались открыты только, мягко говоря, прямолинейный паладин Касавир и друид Элани. Причём по сути дела вся уникальная любовная линия, отличающаяся от обычного построения хороших отношений с компаньоном, сводилась к одному-единственному диалогу перед решающей битвой.

Отдельно объектом критики стало то, что Элани, согласно сюжету игры, десятилетиями наблюдала за деревней главного героя и в буквальном смысле знает его с пелёнок. Многие игроки восприняли в этом свете их отношения как квази-инцестуальные.

Элани из Neverwinter Nights 2

Особенно обидным является то, что «счастье было так возможно». Если смотреть на первоначальную задумку, следы которой до сих пор остались в некоторых диалогах, то видно, что Obsidian предполагали ввести в игру достаточно сложную и разнообразную схему любовных линий, способную превзойти даже Baldur’s Gate 2.

Число потенциальных партнёров должно было быть больше, и включать в себя милую воровку Нишку или злого рейнджера Бишопа. Более того, их отношения должны были быть гораздо более комплексными – так, Бишоп и Касавир могли ревновать героиню женского пола друг к другу, вплоть до того, чтобы предать партию именно из-за разбитого сердца. Даже в выпущенной игре вторая глава оказывается выстроена вокруг отношений между главным героем и девушкой по имени Шандра Джерро, которые, при желании, могут выглядеть как очень трогательная любовная история – но, к несчастью, с неизменно трагическим концом, на который игрок никак не в силах повлиять.

К несчастью, ограничения по срокам и необходимость вместить в игру множество других сюжетных веток заставили разработчиков отказаться от этих амбициозных планов. В результате студия Obsidian обзавелась репутацией людей, которые «не умеют» делать романтические ветки, что заставило их вообще отказаться от этого элемента в своих последних играх – Pillars of Eternity и Tyranny.

Бишоп из Neverwinter Nights 2

Впрочем, другая причина этого решения заключалась в том, что значительная часть сообщества уже немного устала от романтических линий в играх и отнеслась к их отсутствию положительно. И связано это с широкой популярностью соответствующих сюжетов в двух последний и крупнейших проектах студии Bioware - трилогиях Dragon Age и Mass Effect.

Параллелей между этими играми достаточно много, и сфера романтических отношений главных героев с их компаньонами не стала исключениям. В обоих случаях первые части трилогий, вышедшие, соответственно, в 2007 и 2009 годах, оказались пионерами в плане полной гендерной симметрии.

В Dragon Age: Origins игроку были доступны по двое персонажей каждого пола, один из которых был при этом бисексуален. В Mass Effect – по одному потенциальному партнёру для Шеппарда мужского и женского пола (Эшли Уильямс и Кайден Аленко), и не обращающая внимания на такие частности представительница расы азари Лиара Т’Сони.

Эшли Уильямс из Mass Effect

В дальнейших играх система отношений была уже не столь стройной, помимо романов с компаньонами там могли возникать, например, побочные отношения с проходными персонажами, но общий курс на максимальную инклюзивность сохранялся.

И в Mass Effect, и в Dragon Age представлены потенциальные партнёры разного пола и разной ориентации, отношения с которыми в Dragon Age, как и в более старых играх, сильно определяются расой. При этом в BioWare были вынуждены постоянно балансировать между желанием включить в игру как можно больше вариантов, и поддержанием своей традиционной манеры вводить некоторые «запреты» на романы между отдельными компаньонами и главным героем «неподходящего» происхождения.

Это максимально заметно в третьей части Dragon Age – Dragon Age: Inquisition (2014), в которой из 12 компаньонов (включая троих советников) роман можно было начать с 8, хотя в каждое конкретное прохождение, выбирая расу и пол, игрок уже отсекал для себя примерно половину вариантов. Любопытно, что третий Dragon Age при этом стал первой игрой, где в наиболее «привилегированном» положении с точки зрения отношений оказался не человек, а эльф.

Главная героиня Dragon Age: Inquisition объясняется в любви с магом Соласом

Многие игроки с восторгом отнеслись ко всем этим возможности. Но при этом они также стали и объектом достаточно последовательной критики. Не считая достаточно предсказуемого гомофобного ворчания, фанаты RPG обвиняли BioWare в профанации жанра.

Интересно, что при этом они часто апеллировали к «старым играм», хотя реально романтические отношения были неизбежной частью жанра с 1998 года, который для многих критиков был годом рождения. Именно на это недовольство смогли капитализировать Obsidian Entertainment и inXile Entertainment (Torment: Tides of Numenera), исключив из своих игр какие-либо намёки на романтику в попытках заставить их выглядеть более «старомодными».

Реально причиной недовольства заключалась в изменении самих игр. Dragon Age и, особенно, Mass Effect очень сильно опирались на каноны кино, а не фэнтэзийной литературы и настольных игр. Это проявлялось как в изменении камеры и непосредственного игрового опыта, так и в попытке уйти к более «голливудским» сюжетам.

Одной из составных частей этого стала фактически «обязательная» романтическая линия – многие игроки сталкивались с тем, что соответствующие диалоги начинались, практически, спонтанно, когда они просто пытались наладить нормальные отношения с компаньонами.

Проблема в том, что вариативность игры, возможность начинать романы то с одним, то с другим персонажам мешала BioWare вплетать каждую конкретную любовную линию глубоко в сюжет. Игрок мог начать отношения то с одним, то с другим героем, но это практически не влияло на реплики остальных персонажей, не мешало ему совершать те или иные выборы, например, когда во второй части Mass Effect было нужно отправить одного «добровольца» от команды на опасное задание. А в случае, если персонаж переходил из игры в игру, как Гаррус Вакариан, его сердце приходилось завоёвывать по новой.

Всё это приводило к тому, что большая часть таких отношений вызывало ощущение «фанфика», какого-то дополнительного контента, реально существующего «отдельно» от основной игры. И хотя искренние симпатии игрока к тому или иному персонажу могли компенсировать это ощущение, позволив ему самостоятельно принимать решения, исходя из чистого стремления к следованию роли, сама игра никак не понуждала к этому.

Шепард застукала Гарруса и Тали

Самым ярким примером этого является Mass Effect 3, где BioWare впервые после Baldur’s Gate 2 вводят отношения между двумя компаньонами: Гаррусом и Тали’Зорой. Сами по себе их диалоги могут быть очень милыми, трогательными, и позволяют проникнуться к персонажам исключительно симпатией.

Но при этом если игрок сам начинает роман с кем-то из этой пары, то он не просто не провоцирует конфликт – отношения между его спутниками просто не начинается. Такой приоритет игроку в ущерб глубине мира создает ощущения, что все романтические отношения в целом являются чем-то «несерьёзным». Но большое количество времени, которое разработчики при этом им уделяют, а также сравнительно откровенные сцены, возникавшие в ходе романов, способствуют восприятию всей механики как своего рода «фансервиса».

Divinity: Original Sin

Параллельно с развитием этих серий, в 2014 году свет увидела RPG Divinity: Original Sin, ещё одна часть сериала Divinity, первая часть которого вышла ещё в 2002. Original Sin предлагал несколько иной взгляд на любовные отношения, в какой-то мере ближе всего подходя к тому, о чём мечтали игроки ещё в середине 90-х.

В отличие от многих современных RPG, в Divinity вы создаёте не одного героя, а двух, к которым затем могут присоединиться компаньоны. Причём между этими двумя героями на протяжении игры возникают диалоги, позволяющие им проявлять те или иные черты собственного характера, практически также, как это делали ещё в Ultima.

Никаких романтических отношений с компаньонами при этом не предполагается, но после прохождения игры, в зависимости от того, как именно главные герои общались друг с другом, концовка может подразумевать, что они разошлись и никогда больше не встречались, что они стал друзьями или намекать на нечто большее.

И хотя непосредственное воплощение этой идеи в Divinity выглядит неочевидным при первом прохождении и, напротив, излишне прямолинейным при повторном, сама по себе попытка эксперимента с изображением любовной линии, несомненно, заслуживает внимания.

Она напоминает нам о том, что в этой важной для RPG сфере по-прежнему есть место для развития, совершенствования и творческого поиска, и даёт надежду на то, что студии, пытаясь угодить своей аудитории, будут не только вырезать любовные линии целиком, но и пытаться продемонстрировать их каким-то новым драматичным образом.

Написать