Как меняется настроение в разные фазы цикла. О чем говорят глаза-хамелеоны

Какие виды настроения бывают? Их существует большое многообразие. Нередко приходится слышать озвученную мысль о том, что настроение человека меняется несколько раз на дню. Люди порой настолько неустойчивы в психическом плане, что им становится трудно контролировать себя.

Настроение человека тесно связано с эмоциями. Чем более они стабильны, тем увереннее и комфортнее ощущает себя личность. Какое бывает настроение у человека? Этот непростой вопрос мы и рассмотрим в данной статье.

Радость

Этот вид настроения характеризуется приподнятостью чувств, ощущением позитива. Человек внутренне чувствует себя благоприятно, готов решать необходимые задачи. Будущее не вызывает у него состояния опасения, мнительности или тревожности. Находясь в радости, проживая ее собственными чувствами, личность свободно раскрывает свои эмоции. Это настроение можно назвать полным удовлетворением. Человек открыто общается с окружающими и делится с ними своим позитивом, который буквально отражается в глазах. Всегда можно заметить со стороны, что рядом с вами находится кто-то в хорошем настроении. Он становится солнышком, которое сияет и согревает все вокруг.

Радость помогает излечиться от множества различных недугов. Ведь когда человек пребывает в прекрасном расположении духа, всяческие болезни отступают, уходят под воздействием положительных эмоций. От самой личности зависит то, какое бывает настроение у нее.

Грусть

Этот вид настроения характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью. В состоянии грусти человек чувствует себя подавленным, ненужным, иногда даже отвергнутым. Если человек «застрял» в данном настроении, его иногда нужно постараться взбодрить, утешить. В некоторых случаях грусть может носить характер глубоких размышлений, и тогда личности действительно необходимо побыть одной. Чуткость и деликатность окружающих поможет понять, какое бывает настроение у их близких и родных людей.

Нельзя пытаться насильно вывести человека из этого состояния. Грусть не может длиться слишком уж долго. Она необходима, чтобы переосмыслить значимые противоречия, внутренние конфликты. В том случае, когда грусть носит затяжной характер, можно говорить о наступившей депрессии. Какое бывает настроение у хмурого человека? Конечно, подавленное, он чаще всего неприветлив и молчалив.

Вдохновение

Данное состояние характеризуется чувством целостности с самим собой и окружающим миром. Это настроение можно назвать радужным, в котором легко приходят в голову различные идеи и присутствует твердое стремление воплотить их в жизнь. Вдохновение словно поднимает человека над миром, он ощущает себя смелым, отважным и сильным. В таком состоянии личность способна совершать настоящие подвиги, быть максимально полезной себе и окружающим.

Как понять, что человек пребывает в настроении покорителя вершин? Он бесконечно улыбается, чувствует себя уверенно и легко, ведет позитивные разговоры, от которых невольно заряжаешься оптимизмом! Какое бывает настроение чаще всего у такой личности? Светлое, яркое, возвышенное! Ему и до неба рукой достать и звезду в ладонь нетрудно вложить!

Тревожность

Данное состояние характеризуется сильной внутренней мнительностью, дискомфортом и постоянным страхом испытать что-то негативное. Люди, у которых преобладает этот тип настроения, чаще всего подозрительны, недружелюбны, замкнуты и необщительны. Их трудно уговорить на какую-нибудь встречу, которая им явно неинтересна, они не хотят предпринимать лишних усилий. Надо ли говорить о том, что они крайне редко ставят перед собой реальные цели, а если и имеют их в душе, то совершенно не стремятся реализовывать. Все потому, что они не верят в себя, в саму перспективу стать успешным человеком. Какое бывает настроение у них? Его просто нет. Хорошо, если это временное явление, которое через несколько часов сменяется принятием себя. Но так бывает далеко не всегда.

Таким образом, мы рассмотрели вопрос, какое бывает настроение. Список можно продолжать до бесконечности. Главное, пожалуй, заключается в том, чтобы не застревать в негативных эмоциях, не поддаваться разрушающим мыслям. Не общайтесь с людьми, которые вечно жалуются на что-то. Напротив, необходимо ежедневно наполнять себя радостью и позитивом.

Настроение - это устойчивое эмоциональное состояние. Переживая эмоцию, мы уделяем больше внимания тем событиям, которые соответствуют нашему настроению. Как следствие, мы о таких событиях узнаем больше. Один из экспериментов, продемонстрировавших эти явления, состоял из трех стадий. На первой стадии испытуемых гипнотизировали и вызывали у них либо радостное, либо грустное настроение (подбирались гипнабельные испытуемые). На второй стадии загипнотизированному испытуемому читали краткий рассказ о встрече двух мужчин - счастливого и грустного. В рассказе живо описывались события из жизни этих мужчин и их эмоциональные реакции. После прочтения рассказа испытуемых спрашивали, кто, по их мнению, был основным персонажем и с кем они себя идентифицировали. Испытуемые с вызванным радостным настроением больше идентифицировали себя со счастливым персонажем и полагали, что в рассказе о нем сообщалось больше; испытуемые, у которых было вызвано грустное настроение, больше идентифицировали себя с грустным персонажем и полагали, что большинство высказываний в рассказе были о нем. Эти результаты показывают, что испытуемые уделяли больше внимания персонажу и событиям, которые соответствовали их настроению. Подтверждение тому, что о соответствующих их настроению событиях испытуемые узнавали больше, чем о несоответствующих, получены на третьей стадии эксперимента. Через день после чтения рассказа испытуемые, теперь уже находясь в нейтральном настроении, вернулись в лабораторию. Их попросили воспроизвести рассказ. Они смогли вспомнить больше о том персонаже, с которым они ранее себя идентифицировали: 55% фактов, припомненных ранее «счастливыми» испытуемыми, касались счастливого персонажа; 80% фактов, припомненных ранее «грустными» испытуемыми, касались грустного персонажа (Bower, 1981).

Как же именно соответствие между настроением и новым материалом влияет на усвоение этого материала? Мы знаем, что новый материал запоминается лучше, если его связать с информацией, уже имеющейся в памяти. Настроение человека во время заучивания может повышать доступность воспоминаний, подходящих под это настроение, и такие воспоминания легче связать с новым материалом, также соответствующим этому настроению. Предположим, вы слышите рассказ об ученике, которого выгнали из школы. Если вы слушаете этот рассказ в плохом настроении, некоторые ваши воспоминания о своих неудачах (в частности, учебных) могут стать доступнее и тогда их легко будет связать с похожей новой информацией о ком-то, кого выгнали из школы. Напротив, если вы слушаете этот рассказ в хорошем настроении, наиболее доступные при этом воспоминания могут слишком отличаться от информации о школьной неудаче, чтобы способствовать связыванию старых воспоминаний с новым фактом. Таким образом, от настроения зависит, какие воспоминания наиболее доступны, а последние определяют, что нам легче всего запомнить в данный момент (Isen, 1985; Bower, 1981).

Влияние настроения на оценку и суждения

Эмоциональное настроение влияет на оценку нами других людей. В повседневной жизни есть масса тому примеров. Например, когда мы в хорошем настроении, привычка приятеля постоянно смотреться в зеркало может выглядеть просто странной; в плохом настроении мы можем подумать, какой же он пустой человек. Настроение влияет и на оценку неодушевленных предметов. В одном эксперименте испытуемых просили оценить свои основные приобретения. Испытуемые, которых только что привели в хорошее настроение, сделав им небольшой подарок, оценивали свои телевизоры и машины выше, чем контрольные испытуемые, находившиеся в нейтральном настроении (Isen et al., 1978).

Настроение влияет также на суждения о частоте встречаемости в мире рискованных ситуаций. Плохое настроение заставляет нас видеть риск более вероятным; хорошее настроение заставляет считать риск менее вероятным. В эксперименте по оценке рисков испытуемые экспериментальной группы сначала читали рассказ в газете о трагической смерти, что создавало у них отрицательное настроение. Контрольные испытуемые читали спокойный газетный рассказ, приводивший их в нейтральное настроение. Затем всех испытуемых просили оценить встречаемость разных фатальных явлений, включая болезни вроде лейкемии, сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи типа пожаров и наводнений. Испытуемые, пребывавшие в отрицательном настроении, оценивали частоту таких фатальных явлений почти вдвое выше, чем испытуемые в нейтральном настроении. Кроме того, только настроение испытуемого, но не содержание рассказа, создавшего такое настроение, имело значение для оценки частоты встречаемости. В трагической истории, прочитанной в эксперименте одними испытуемыми, говорилось о случае лейкемии, другие испытуемые читали о гибели во время пожара; обе группы испытуемых переоценивали встречаемость и лейкемии, и пожаров в одинаковой степени. Аффект как бы существовал отдельно от содержания прочитанного, и только он направлял последующие оценки. Аналогичный эффект наблюдался у испытуемых, приведенных в хорошее настроение. Прочтение рассказа о чьей-то большой удаче заставляло испытуемых занижать оценку встречаемости разных фатальных явлений, и степень занижения ими различных рисков не зависела от содержания прочитанного (Johnson & Tversky, 1983).

Те или иные настроения могут конкретно влиять на наши суждения о мире и о других людях. В одном эксперименте испытуемые приводили себя в печальное или злое настроение, представляя себе печальное или злящее событие, а затем их просили оценить возможные причины вероятных событий, таких как опоздание на важный рейс самолета или утеря денег. Испытуемые с гневным настроением склонны были приписывать такие гипотетические события ошибкам других людей, а испытуемые в печальном настроении скорее приписывали их ситуациям (например, опоздание на самолет по причине пробок на дороге). То есть «гневные» испытуемые больше склонны винить в отрицательных событиях кого-то, а «печальные» склонны считать, что причиной таких событий была неудачная ситуация (Keltner, Ellsworth & Edwards, 1993).

Таким образом, плохое настроение заставляет мир казаться более опасным. А такое видение мира может подкреплять плохое настроение. Кроме того, как отмечалось ранее, будучи в плохом настроении, мы избирательно направляем внимание на негативно окрашенные факты и запоминаем их; это тоже может подкреплять плохое настроение. Аналогичное соображение применимо к хорошему настроению. Оно заставляет мир казаться менее опасным и направляет наше внимание и запоминание на позитивно окрашенный материал. Таким образом, общие последствия настроения служат его же закреплению.

Агрессия как эмоциональная реакция

Эмоции вызывают не только общие реакции, но и конкретные действия. Мы можем рассмеяться при радости, отпрянуть при испуге, стать агрессивными, разозлившись, и так далее. Среди этих типичных тенденций к действию психологи хорошо изучили одну - агрессию.

Особое внимание к агрессии частично объясняется ее социальной значимостью. На государственном уровне, в эпоху, когда ядерное оружие все еще широко доступно, даже один акт агрессии может привести к катастрофе. На индивидуальном уровне у многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, сильно зависит их здоровье и межличностные отношения. Еще одна причина, по которой психологи обратились в своих исследованиях к агрессии, состоит в том, что две основные теории социального поведения совершенно по-разному объясняют ее природу. Психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врожденную потребность (драйв), а теория социального научения - как приобретенную в научении реакцию. Изучение агрессии позволяет нам оценить эти конкурирующие теории.

Далее мы сначала опишем эти различные точки зрения и соответствующие исследования, а затем посмотрим, чем различаются эти взгляды в отношении того, как агрессия представляется в СМИ. Не забудем, что под агрессией мы имеем в виду поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку (физически или словесно) или разрушающее его собственность. Ключевое понятие этого определения - намерение. Если человек случайно наступает вам на ногу на переполненном эскалаторе и тут же извиняется, его поведение нельзя расценить как агрессивное; но если кто-то подходит к вам, когда вы сидите за столом, и наступает вам на ногу, то у вас не возникнет сомнений, что это агрессивное действие.

Агрессия как врожденная потребность

Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действия определяются инстинктами, в частности - половым инстинктом. Когда выражение этих инстинктов подавляется (фрустрирует), возникает потребность в агрессии. Позднее ученые-психоаналитики расширили эту гипотезу фрустрирующей агрессии до следующего положения: всякий раз, когда усилия человека по достижению какой-либо цели блокируются, возникает агрессивное побуждение, которое мотивирует поведение к нанесению вреда препятствию (человеку или объекту), вызвавшему фрустрацию (Dollard, 1939). В этом предположении есть два основных момента: во-первых, обычная причина агрессии - это фрустрация; во-вторых, агрессия обладает свойствами органической потребности: являясь формой энергии, которая сохраняется, пока цель не будет достигнута, и являясь также врожденной реакцией (те же свойства есть у голода, секса и других физиологических нужд). Как мы увидим, наибольшие споры вызвал именно тот аспект гипотезы фрустрирующей агрессии, который связан с органической потребностью.

Агрессия у других видов. Если агрессия, подобно голоду, действительно является органической потребностью, то от других видов млекопитающих следует ожидать проявления агрессивных схем, сходных с нашими. С течением лет появлялись разные данные по этому вопросу. В 60-х годах в ранних работах по этологии предполагалось, что основное различие между человеком и другими видами состоит в том, что у животных развились механизмы контроля за их агрессивными инстинктами, а у человека - нет (см. напр.: Ardrey, 1966; Lorenz, 1966). Последующие работы 70-х и 80-х годов, однако, показали, что животные могут быть не менее агрессивны, чем мы. Было показано, что случаи убийств, изнасилований и уничтожения детенышей среди животных встречаются гораздо чаще, чем полагали в 60-х годах. Один из видов убийств связан с пограничными войнами между шимпанзе (Goodall, 1978). В одном хорошо документированном случае в национальном парке Гомби Стрим в Танзании банда из 5 самцов шимпанзе охраняла свою территорию от всякого постороннего забредшего туда самца. Если эта банда встречала группу из двух и более самцов, то их реакция была резкой, но не смертельной; однако если им попадался только один незваный гость, то один член банды держал его за руку, другой за ногу, а третий забивал его до смерти. Или пара членов банды тащила вторгшегося по камням, пока он не умирал. В другой пограничной войне шимпанзе, наблюдавшейся в 70-х годах, племя примерно из 15 шимпанзе уничтожило соседнюю группу, методично убивая ее членов по одному самцу. Кроме того, по крайней мере у приматов, самки участвуют в агрессивных актах столько же, сколько самцы, хотя их столкновения менее смертельны, поскольку зубы у них короче и не такие острые (Smuts, 1986).

Хотя наблюдения, подобные этим, ставят агрессию животных в один ряд с человеческой, есть много очевидных различий. Например, только люди ведут широкомасштабные войны.

Биологическая основа агрессии у других видов. Данные о биологической основе агрессии у животных содержат свидетельства агрессивных побуждений по крайней мере у некоторых видов. В ряде работ было показано, что умеренная электрическая стимуляция определенного участка гипоталамуса вызывает у животных агрессивное, даже смертоносное поведение. Когда гипоталамус кошки стимулируют через имплантированные электроды, она шипит, ее шерсть щетинится, зрачки расширяются, и она нападает на крысу или на другие объекты, помещенные в ее клетку. Стимуляция другого участка гипоталамуса вызывает совершенно иное поведение: вместо проявления каких-либо яростных реакций кошка спокойно подкрадывается и убивает крысу.

По сходной методике вызывалось агрессивное поведение у крыс. Выращенная в лаборатории крыса, которая никогда не убивала мышей и не видела, как их убивают дикие крысы, может жить себе спокойно в одной клетке с мышью. Но если стимулировать ее гипоталамус, крыса бросится на свою соседку по клетке и убьет ее, проявляя те же реакции, что и дикая крыса (жесткий укус в шею, разрывающий спинной мозг). Стимуляция, видимо, запускает врожденную реакцию убийства, до этого дремавшую. Аналогично, если в ту же часть мозга крыс, которая заставляет их спонтанно убивать попавшуюся на глаза мышь, впрыснуть нейрохимический блокатор, они временно становятся мирными (Smith, King & Hoebel, 1970). Таким образом, в этих случаях агрессия обретает свойства органической потребности, поскольку направляется врожденными реакциями.

У высших животных такие инстинктивные схемы агрессии контролирует кора мозга, следовательно, на них больше влияет опыт. Живущие группами обезьяны устанавливают иерархию доминирования: один-два самца становятся лидерами, а другие занимают разные подчиненные уровни. Когда гипоталамус доминирующей обезьяны электрически стимулируют, она нападает на подчиненных самцов, но не самок. Когда таким же образом стимулируют обезьяну низкого ранга, она съеживается и ведет себя покорно (рис. 11.5). Таким образом, агрессивное поведение у обезьян не вызывается автоматически стимуляцией гипоталамуса, оно зависит также от ее окружения и прошлого опыта. Аналогично у людей. Хотя мы и оснащены нервными механизмами агрессии, их активация обычно находится под контролем коры (кроме случаев повреждения мозга). Действительно, у большинства индивидов частота проявления агрессивного поведения, формы, которое оно принимает, и ситуации, в которых оно проявляется, определяются в основном опытом и социальным влиянием.

Рис. 11.5. Стимуляция мозга и агрессия. С помощью радиоуправления умеренный электрический ток подается на электроды, имплантированные в гипоталамус обезьяны. Реакция животного (нападение или побег) зависит от его положения в иерархии доминирования в данной колонии.

Биологические основы агрессии у человека. Один из биологических факторов, который, возможно, связан с агрессией у мужчин, - это уровень тестостерона. Как вы помните из главы 10, тестостерон - мужской половой гормон, отвечающий за многие мужские характеристики организма; у обезьян он связан с агрессией. Недавние исследования показывают, что у человека более высокий уровень тестостерона приводит к более сильной агрессивности. В одном крупномасштабном исследовании участвовали более 4400 мужчин-ветеранов США. Им давали разные психологические тесты, часть из которых провоцировала агрессивность; у них также брали кровь на анализ, чтобы определить уровень тестостерона. У мужчин с большим уровнем тестостерона случаи агрессивного поведения с их стороны были более вероятны. Поскольку агрессивность мужчин иногда ведет к антисоциальному поведению, можно было бы ожидать, что в американской жизни высокий уровень тестостерона будет помехой успеху. Действительно, мужчины с очень высоким уровнем тестостерона чаще обладали низким социальным статусом, чем высоким (Dabbs & Morris, 1990).

Эти данные в какой-то степени подтверждают биологическую основу агрессии у человека и, следовательно, то, что агрессия подобна органической потребности, И все же в этих исследованиях связь между тестостероном и агрессией часто оказывалась сомнительной: чтобы обнаружить ее, нужны большие группы испытуемых. Поэтому необходимо искать детерминанты агрессии где-то еще.

Агрессия как реакция, приобретенная в научении

В теории социального научения изучается социальное взаимодействие между людьми, но ее истоки лежат в бихевиористских исследованиях научения у животных (некоторые из них обсуждались в гл. 7). Основное внимание она уделяет схемам поведения, складывающимся у людей в ответ на окружающие события. Некоторые виды социального поведения вознаграждаются, а некоторые приводят к неблагоприятным результатам; в процессе дифференцированного подкрепления люди со временем выбирают более успешные схемы поведения. Теория социального научения отличается, однако, от строгого бихевиоризма тем, что в ней подчеркивается важность когнитивных процессов. Поскольку люди могут мысленно представлять ситуацию, они способны предвидеть вероятные последствия своих действий и соответственно перестраивать свое поведение.

Теория социального научения отличается от строгого бихевиоризма еще и тем, что в ней подчеркивается важность викарного научения, или научения через наблюдение. Многие схемы поведения приобретаются путем наблюдения за действиями других и за последствиями, которые эти действия для них имеют. Ребенок, наблюдающий за болезненным выражением на лице старшего брата, сидящего в кресле у зубного врача, будет бояться, когда настанет и его время в первый раз посетить дантиста. Теория социального научения подчеркивает роль моделей в передаче как конкретных видов поведения, так и эмоциональных реакций. Она занимается тем, какие модели наиболее эффективны и от чего зависит, будет ли действительно осуществляться усвоенная модель поведения (Bandura, 1986, 1973).

Учитывая такой акцент, неудивительно, что в теории социального научения отвергается понятие об агрессии как о потребности, порождаемой фрустрацией; агрессия рассматривается в ней подобно всякой другой выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется, тем вероятнее возникает. Человек, испытывающий фрустрацию из-за того, что не может достичь цели, или обеспокоенный каким-то стрессовым событием, переживает неприятную эмоцию. Какую реакцию вызовет эта эмоция, зависит от того, какие реакции этот индивид выучил для того, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями. Фрустрирующий человек может искать помощи у других, проявлять агрессию, бросать все, еще сильнее стараться преодолеть препятствие, глушить себя наркотиками или алкоголем. Выбрана будет та реакция, которая успешнее всего облегчала фрустрацию в прошлом. Согласно такому взгляду, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех людей, которые научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением (Bandura, 1977).

На рис. 11.6 показано, чем отличается представление об агрессии в теории социального научения и психоаналитической теории (гипотезе фрустрирующей агрессии). Согласно теории социального научения, а) агрессия - просто одна из нескольких реакций на неприятное переживание фрустрации; б) агрессия как реакция не обладает свойствами органической потребности, и следовательно, на нее влияют предвидимые последствия поведения.

Рис. 11.6.

На схеме показаны факторы, определяющие агрессию согласно психоаналитической теории (гипотезе фрустрации-агрессии) и теории социального научения. С точки зрения теории социального научения, эмоциональное возбуждение, вызванное неприятными переживаниями, может выразиться в сколько угодно различных формах поведения, в зависимости от того, какое поведение подкреплялось в прошлом.

Подражание агрессии. Одним из источников данных в пользу теории социального научения служат исследования, показывающие, что агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Детсадовские дети, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии в отношении большой надувной куклы, впоследствии подражали многим действиям взрослых, включая самые необычные (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Дети подражают агрессии взрослых. Детсадовские дети наблюдали, как взрослый выражает разные формы агрессивного поведения в отношении надувной куклы. Понаблюдав за взрослым, мальчики и девочки стали вести себя к кукле агрессивно, детально повторяя многие агрессивные действия, продемонстрированные взрослым, включая поднятие и бросание куклы, удары по ней молотком и пинки ногами.

Эксперимент был расширен включением в него двух фильмов с разными моделями агрессии (в одном взрослый вел себя агрессивно в отношении куклы, а в другом то же самое агрессивное поведение демонстрировал мультфильмовский персонаж). Результаты были одинаково удивительными. Дети, смотревшие любой из двух фильмов, вели себя в отношении куклы так же агрессивно, как и дети, наблюдавшие агрессию живой модели. На рис. 11.8 показаны параметры агрессивного поведения для каждой из этих двух групп и для двух контрольных групп, которые наблюдали неагрессивную модель либо не наблюдали никакой вообще. Из этих исследований следует вывод, что наблюдение за живыми моделями агрессии либо за изображенными в фильме повышает вероятность агрессии со стороны наблюдателя. Возможно, это частично объясняет, почему у детей, которых родители строго наказывали, агрессивность выше средней: моделью служили родители (Eron, 1987).

Рис. 11.8.

Наблюдение агрессивных моделей (живьем или в фильме) значительно повышает количество случаев агрессивного поведения, проявляемого детьми, по сравнению с наблюдением неагрессивной модели или вообще никакой. Заметьте, что наблюдение живой модели приводит к подражанию более конкретным агрессивным действиям, тогда как наблюдение за моделью в фильме (и с живой игрой, и мультфильмом) способствует более агрессивным реакциям всех типов (по: Bandura, 1973).

Подкрепление агрессии. Еще одно свидетельство в пользу теории социального научения состоит в том, что агрессия, подобно другим приобретенным реакциям, чувствительна к подкреплению. В ряде исследований показано, что дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, которым они научились, если такие их действия подкрепляются или если они наблюдают, что агрессивные модели подкрепляются. В одном исследовании за детьми наблюдали в течение 10 недель, записывая случаи межиндивидуальной агрессии и события, которые следовали сразу за этим, такие, как положительное подкрепление агрессии (например, жертва дрожит или плачет), наказание агрессии (жертва контратакует) или нейтральные реакции (жертва игнорирует агрессора). Для детей, проявлявших самый высокий уровень агрессии, наиболее частой реакцией на их агрессивное действие было положительное подкрепление. Дети, проявлявшие менее всего агрессии, чаще всего получали в ответ наказание. Дети, поначалу бывшие неагрессивными, но от случая к случаю преуспевшие в остановке чужой агрессии путем контратаки, постепенно сами становились инициаторами нападения (их агрессивность находила положительное подкрепление). Очевидно, последствия агрессии играют важную роль в формировании поведения (Patterson, Littman & Bricker, 1967).

Выражение агресии и катарсис

Исследования, пытающиеся провести различие между агрессией как потребностью и агрессией как реакцией, приобретенной в научении, часто обращаются к явлению катарсиса (освобождения от эмоции путем сильного ее переживания). Если агрессия - потребность, то выражение агрессии должно служить катарсисом, приводя к ослаблению силы агрессивных чувств и прекращению соответствующих действий (подобно тому как прием пищи ведет к уменьшению голода и прекращению связанных с ним действий). С другой стороны, если агрессия - приобретенная реакция, выражение агрессии может приводить к усилению таких действий (если агрессия подкрепляется). В настоящее время данные говорят в пользу того, что агрессия - приобретенная реакция.

Агрессивные действия. Психологи провели множество лабораторных исследований, чтобы определить, ослабляется ли агрессия после того, как она была частично выражена. Исследования детей показывают, что участие в агрессивных действиях либо усиливает агрессивное поведение, либо оставляет его на том же уровне. Эксперименты со взрослыми дают сходные результаты. Когда студентам колледжа давали возможность неоднократно бить током другого человека (который не мог ответить), они становились все большими карателями. Злые испытуемые после успешных нападок становятся даже еще более карательными, чем незлые. Если бы проявление агрессии приносило освобождение от нее, то у злых испытуемых их агрессивная потребность должна была бы ослабляться, и чем больше бы они выражали агрессию, тем меньшими карателями становились бы (Green & Quanty, 1977; Berkowitz, 1965).

Некоторые данные о катарсисе взяты из реальной жизни. В одном случае уволенных работников аэрокосмической промышленности из Калифорнии сначала устно опросили о том, что они чувствуют по отношению к своим компаниям и начальникам, а затем попросили изложить свои чувства письменно. Если бы агрессия обладала свойством катарсиса, то люди, выразившие много гнева в устном интервью, в письменных отчетах высказали бы его меньше. Результаты, однако, показали иное: люди, зло говорившие в беседе, в своих отчетах выражали злость еще больше. В другом исследовании анализировалась связь между враждебностью страны (в отношении соседних стран) и видами культивируемых в ней спортивных игр. Обнаружилось, что более воинственные культуры предпочитают более воинственные игры. Опять-таки агрессия питает агрессию, а не рассеивает ее (Ebbessen, Duncan & Konecni, 1975).

Результаты говорят против того, что выражение агрессии обладает катарсическим действием. Однако есть обстоятельства, в которых выражение агрессии уменьшает сферу ее действия. Например, агрессивное поведение может повышать чувство беспокойства у агрессоров, которое подавляет дальнейшую агрессию, особенно если они видят, что их действия нанесли вред. Но в этих случаях влияние на агрессивное поведение можно объяснить, не предполагая, что ослабла агрессивная потребность. Далее, хотя выражение враждебности в действии обычно не снижает агрессию, человек может от этого почувствовать себя лучше. Но это может происходить потому, что он чувствует себя более сильным и ощущает больший контроль над ситуацией, а не потому, что у него ослабла агрессивность.

Наблюдение насилия. Большинство обсуждавшихся нами работ касались последствий непосредственного выражения агрессии. А что можно сказать о воздействии косвенно выражаемой агрессии, наблюдаемой в виде насилия на телеэкране и в кино? Оказывает ли наблюдение за насилием катарсическое действие, создавая виртуальный выход для агрессивного побуждения? Или же оно, наоборот, вызывает агрессию, поскольку служит моделью насильственного поведения? Мы уже видели, что в экспериментальной ситуации дети подражают живому или показанному на экране агрессивному поведению, но как они будут реагировать в более естественных условиях? Это важный вопрос, учитывая то количество сцен насилия в СМИ, свидетелями которых мы являемся. Особенно это касается детей, для которых количество насилия в некоторых телепрограммах продолжает расти. Например, в 1980 году в мультфильмах, показываемых субботним утром, в среднем было 18,6 актов насилия в час; к 1990 году их число выросло до 26,4 (New York Times, 1990).

В нескольких экспериментальных исследованиях контролировался просмотр детьми телевизора: одной группе показывали мультфильмы с насилием в течение определенного времени каждый день; другой группе показывали мультфильмы без насилия в течение такого же времени. Количество случаев проявляемой детьми агрессии во время их дневных занятий тщательно регистрировалось. Дети, смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивны во взаимодействиях со сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы без насилия, изменений в межиндивидуальной агрессии не было (Steuer, Applefield & Smith, 1971).

В приведенном исследовании участвовали экспериментальная и контрольная группы. Однако большинство исследований, где изучались детские телевизионные привычки, полагались на корреляционный метод; в них определялась связь между количеством воздействующего телевизионного насилия и тем, в какой степени дети используют агрессивное поведение для решения межиндивидуальных конфликтов. Эта корреляция была явно положительной (Singer & Singer, 1981) даже у детей из Финляндии, где количество программ с насилием ограничено (Lagerspetz, Viemero & Academi, 1986). Корреляция, однако, не означает причинной связи. Возможно, более агрессивные дети предпочитают смотреть телепрограммы с насилием, то есть наличие агрессивной природы заставляет человека смотреть на насилие, а не наоборот.

Чтобы оценить эту гипотезу, в одном исследовании изучали особенности смотрения телевизора за 10-летний период. Было изучено более 800 детей в возрасте 8-9 лет. Исследователи собрали информацию о предпочтениях смотрения каждого ребенка и его агрессивности (оценивавшейся детьми из той же школы). Было обнаружено, что мальчики, предпочитавшие программы со значительным количеством насилия, гораздо более агрессивны в межиндивидуальных отношениях, чем мальчики, предпочитавшие программы с малым количеством насилия. Пока что эти данные в общем повторяют результаты предыдущих исследований. Но 10 годами позднее более половины первоначальных испытуемых были проинтервьюированы в отношении их телевизионных предпочтений; они прошли тест на правопреступные тенденции, и их агрессивность была оценена также их сверстниками. Рис. 11.9 показывает, что сильное воздействие телевизионного насилия в возрасте 9 лет имело положительную связь с агрессивностью мальчиков в возрасте 19 лет. Самое важное, что эта корреляция остается значимой, даже когда для контроля за степенью детской агрессивности используются статистические методы, что уменьшает возможность того, что исходный уровень агрессивности определяет и телевизионные предпочтения в детстве, и взрослую агрессивность.

Рис. 11.9.

Предпочтение мальчиками 9 лет телепрограмм с насилием имеет положительную корреляцию с агрессивным поведением в возрасте 19 лет (по: Eron et al., 1972).

Любопытно, что эти результаты не показали наличия устойчивой связи между телевизионными предпочтениями девочек и их агрессивным поведением как в том, так и в другом возрасте. Это согласуется с результатами других исследований, показывающими, что девочки гораздо меньше мальчиков подражают агрессивному поведению, если только они специально не подкрепляются в этом. В нашем обществе девочки меньше подкрепляются за агрессивное поведение. И поскольку большинство агрессивных ролей на телевидении - мужские, женщины находят меньше агрессивных моделей для подражания. В отношении мальчиков, однако, большинство исследователей приходят к заключению, что просмотр сцен насилия повышает межиндивидуальную агрессию, особенно у маленьких детей. Действительно, этот вывод подтверждается обзором 28 исследований по этому вопросу (Wood, Wong & Chachere, 1991). Это является аргументом против идеи катарсического действия агрессии и представления, что агрессия - это потребность.

Результаты исследований, включающих просмотр показываемых по телевидению сцен насилия, убедительно свидетельствуют о необходимости усилий, направленных на снижение уровня агрессии, содержащегося в детских телепередачах. Полученные данные имеют значение также и для родителей. Родители, берущие на себя ответственность за воспитание своих детей, должны не только тщательно следить за характером телепередач, которые смотрят их дети, но также должны воздерживаться от поощрения агрессивных действий как со стороны детей, так и персонажей детских телепрограмм. Родители должны осознавать, сколь мощную роль оказывают их реакции в моделировании поведения: если они ведут себя агрессивно, их дети, вероятно, также будут вести себя подобным образом.

В нашем обзоре агрессии мы никоим образом не охватили все ее возможные причины. К распространенным причинам гнева и агрессии относятся потеря самооценки или осознание нечестности действий другого человека (Averill, 1983); ни один из таких факторов мы близко не рассматривали и обсуждали агрессию только в плане альтернативы между органической потребностью и реакцией, приобретенной в научении. Агрессии способствуют также многие социальные факторы; такие условия, как бедность, скученность, действия представителей власти, например полиции, и ценности, принятые в своей культурной группе, - вот далеко не все из них. Некоторые из этих социальных влияний рассматриваются в главе 18. В заключение скажем, что агрессия часто возникает, когда человек находится в состоянии фрустрации, но она не обязательно следует за фрустрацией; существует много социальных условий, которые усиливают или ослабляют склонность человека к агрессивным действиям (Berkowitz, 1981).

Изучение агрессии ясно показывает, что эмоциональная реакция - сложное явление. Аналогично, каждая из рассмотренных нами составляющих эмоции - автономное возбуждение, когнитивная оценка и эмоциональное выражение - сама по себе является сложным событием, включающим множество факторов, как биологических, так и психологических. Фактически каждая из теорий эмоций, описанных в данной главе, пытается ответить на вопрос, каким образом взаимодействие биологических составляющих эмоции (таких как физиологическое возбуждение и имеющие универсальный характер выражения лица) и психологических составляющих эмоции (таких как когнитивная оценка) приводит к переживанию эмоции. В целом исследования, рассмотренные в данной главе, позволяют предположить, что в большинстве случаев биологические и психологические составляющие эмоции, вероятно, оказывают друг на друга взаимное влияние в ходе динамического процесса, развертывающегося во времени. Первоначально ситуация может вызвать у индивидуума слабую эмоцию, однако по мере того как он оценивает ситуацию на более глубоком уровне, интенсивность эмоции и степень физиологического возбуждения могут возрасти. Эффекты воздействия эмоции на его воспоминания сходных событий в прошлом и на оценку этих событий могут привести к дальнейшему усилению интенсивности и субъективного переживания эмоции. Со временем петли обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции могут начать оказывать влияние на развитие эмоции. Мы вернемся к обсуждению обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции, когда будем рассматривать тему стресса в главе 14 и тему эмоциональных расстройств в главах 15 и 16.

1. К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности к определенным действиям. Решающим является вопрос о природе этих составляющих. Другие главные вопросы: каков вклад возбуждения, оценки и выражения в силу эмоционального переживания? Какие составляющие определяют качественную дифференциацию эмоции?

2. Сильные эмоции обычно содержат физиологическое возбуждение, вызванное активацией симпатического отдела автономной нервной системы. Люди с повреждениями спинного мозга, ограничивающими обратную связь от автономной нервной системы, испытывают менее сильные эмоции. Автономное возбуждение помогает дифференцировать эмоции, поскольку паттерны возбуждения (включая сердечный ритм, температуру кожи) у различных эмоций неодинаковые.

3. Когнитивная оценка - это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на силу эмоции, и на ее качество. Когда людей приводят в состояние диффузного возбуждения, оценка ими ситуации влияет на качество их эмоционального ощущения. Есть, однако, случаи, в которых эмоция не содержит сознательной или преднамеренной оценки (например, ощущение страха, приобретенное в детстве путем классического обусловливания). Такие докогнитивные эмоции опосредуются отдельными нервными путями в мозге.

4. Выражения лица, сопровождающие основные эмоции, имеют универсальное значение: люди разных культур одинаково определяют эмоцию, которую выражает лицо человека на определенной фотографии. Культуры могут различаться факторами, вызывающими те или иные эмоции, а также правилами надлежащего проявления эмоций. Способность распознавать эмоциональное выражение локализована в правом полушарии мозга и неврологически отлична от способности к узнаванию лиц.

5. Помимо коммуникативных функций, выражение эмоций способствует их субъективному переживанию (гипотеза обратной связи). В пользу этой гипотезы говорит то, что, когда люди преувеличивают реакции своего лица на эмоциональные стимулы, они сообщают о более сильном эмоциональном ощущении.

6. Пребывание в эмоциональном состоянии имеет некоторые общие последствия. Одно из них - это то, что эмоция может иногда придать человеку энергии, а иногда «разрядить» его. Умеренная эмоция вызывает оживление, но сильная может быть разрушительной. Другая общая реакция на пребывание в эмоциональном состоянии заключается в том, что событиям, совпадающим с нашим настроением, уделяется больше внимания и они лучше запоминаются. Еще одно следствие состоит в том, что эмоциональный настрой влияет на оценку нами людей и объектов, а также на оценку того, что случится в будущем. В плохом настроении мы относительно завышаем свои оценки частоты рискованных случаев в жизни; в хорошем настроении эти же риски оцениваются как относительно редкие.

7. Агрессия - это типичная форма реагирования при гневе (хотя она может возникать и по другим причинам). Согласно ранней психоаналитической теории, агрессия есть органическая потребность, возникающая в результате фрустрации; согласно теории социального научения, агрессия есть реакция, приобретенная в научении.

8. Гипотеза, по которой агрессия приравнивается к одной из органических потребностей (как и голод), подтверждается некоторыми исследованиями биологических механизмов агрессии. У низших животных агрессия контролируется нервными механизмами гипоталамуса. Стимуляция гипоталамуса у крысы или кошки ведет к реакции ярости или убийства жертвы. У человека и других высших млекопитающих агрессивное поведение в основном контролируется корой мозга, и значит, на него сильно влияет прошлый опыт и социальная среда. Даже у человека, однако, есть некоторые биологические основы агрессии (например, уровень тестостерона у мужчин).

9. Согласно теории социального научения, агрессивные реакции могут приобретаться путем подражания и учащаться при положительном их подкреплении. Дети чаще выражают агрессивные реакции, когда они подкрепляются к таким действиям (например, когда жертва дрожит или плачет), чем когда они за такие действия наказываются (жертва контратакует).

10. Данные показывают, что агрессия либо усиливает последующее агрессивное поведение, либо оставляет его на прежнем уровне. Так, когда студентам колледжа дают возможность бить током другого человека (который не может ответить), они становятся все более карательными. Косвенное выражение агрессии оказывает сходное действие: существует положительная связь между количеством насилия, воздействующего на детей с телеэкрана, и степенью агрессивности их действий.

Ключевые термины

Когнитивная оценка

Прекогнитивные эмоции

Агрессия

Катарсис

Вопросы для размышления

1. Исходя из того, что развитие эмоций было обусловлено тем фактом, что они служат полезным целям, каким целям (если таковые имеются) могут служить крайние проявления эмоций, такие как тяжелая депрессия или хронический гнев?

2. В последние годы получило широкое распространение понятие эмоционального интеллекта - способности понимать и регулировать собственные эмоции. Что означает, по-вашему, быть эмоционально интеллигентным в нашем обществе? Как, с вашей точки зрения, проявления эмоционального интеллекта могут различаться от культуры к культуре?

Существует целый ряд видов камней, которые могут изменять свой цвет, причем не только при изменении общего освещения, но и при смене температуры тела и даже из-за изменения настроения у человека. Такой камень является материалом с эффектом смены цвета, причем цвет меняется там достаточно сильно и это становится сразу же заметно.

Среди различных видов камней с эффектом смены цвета можно выделить сапфиры, шпинели, гранаты и ряд других, только у этих драгоценных камней это явление будет редким. Заметно изменяет свой цвет при смене освещения такой камень как шри-ланкийский сапфир, который благодаря большим содержаниям хрома может стать темно-пурпурным из-за действия света.

У многих других сапфиров тоже наблюдается смена цвета от действия температуры и освещения, хотя эти свойства даже плохие, так как это может ухудшить эстетические свойства камня. Также свой цвет может менять аквамарин и ряд видов опала, а сильнее всего меняется цвет у александрита от голубого и зеленого до красного и других оттенков. Изготавливается сегодня еще искусственный камень, такой как синтетический сапфир, в котором цвет сильно может изменяться.

Александрит

Самым известным самоцветом, который может менять свой цвет является александрит, который меняет цветовые гаммы в зависимости от освещения и даже от настроения у человека. Такое свойство именуется плеохроизмом, александрит при естественном обычном освещении становится зеленым, а из-за искусственного освещения принимает рубиновый или малиновый цвет.

Месторождения камня — это Урал, а также Шри-Ланка и Бразилия, где стал добываться только в середине 19 века, относится александрит к хризобериллам и отличается содержанием хрома. Именно содержание хрома дает материалу возможность менять свет, то есть александрит обладает эффектом кошачьего глаза, благодаря чему он может светиться изнутри и даже мерцает. Такой камень может иметь самые разнообразные цвета, зеленый действует успокаивающие, а красный делает человека страстным и притягивает любовь.

Александрит обладает еще магическими уникальными свойствами и считается камнем Юпитера, Нептуна и Сатурна, а также тесно связан со знаком Скорпион. Минерал этот очень прочный и красивый, у него большое светопреломление, но самое главное это способность менять цвет при смене настроения и освещения. Свое название он получил в честь царевича Александра, когда ему исполнилось 18 лет, тогда он добывался только на Урале и считался чисто русским камнем.

Александрит действительно меняет цвет в зависимости от эмоционального настроя человека, также его цвет меняется из-за грядущих событий и ярких поворотов судьбы, то есть он буквально является магическим барометром.

Гранат меняет цвет

Свой цвет может еще изменять ряд сапфиров и гранат, только гранат не обычный, а добываемый в Бекили Мадагаскар, а также в Танзании и Кении. Такие уникальные гранаты представляют собой смесь спессартитов и пиропов, которые могут иметь самые разные оттенки в зависимости от освещения и даже состояние человека. Благодаря своим свойствам гранат очень близок к александриту, хотя он имеет ряд особенностей и может изменять цвет в зависимости от времени суток. В течение дня цвет может меняться от синего и серого до зеленого и красноватого, где последний цвет бывает только к вечеру. Из-за флуоресцентного освещения гранат становится синим, а при свечении лампы накаливания гранат будет уже красного цвета.

Возможно вам также понравится:

Какой камень помогает в заживлении ран Какой камень называется вдовий камень и почему? Какой камень нужно носить чтобы забеременеть Какой камень защищает от колдовства? Какой камень исполняет желания? Какой камень-талисман приносит удачу и деньги?

Многие, особенно девушки, хотят что-то поменять в собственной внешности. Причем такое стремление вызвано не недовольством собой, а желанием перемен, присущим практически каждому.

В полной мере это касается и изменения цвета глаз. К примеру, обладательницы серых либо зеленых глаз нередко мечтают о глубоких, роковых карих очах, а знойные кареглазые брюнетки зачастую хоть на минуту хотят стать нежными голубоглазками. Конечно, в наш технологичный это легко достигается посредством специальных , однако, существуют индивиды, которым повезло много больше – им от рождения даны глаза-хамелеоны.

Это, не выдумка и не миф, их глаза действительно способны менять цвет в зависимости от нанесенного макияжа, окружающей остановки или настроения.

Почему глаза меняют цвет?

До настоящего момента глаза-хамелеоны, несмотря на развитие науки и медицинский прогресс, остаются весьма загадочным явлением. Ученые пока не в силах объяснить, почему глаза меняют цвет, и отчего одним людям присуща такая особенность, а других она обошла стороной. Но некоторые гипотезы все же существуют.

Считается, что изменение окраса радужки зависит от работы эндокринной и нервной систем. Такие выводы сделаны на основе информации о том, что патологии этих систем способны влиять на изменение цвета глаз. Значит, они же задействованы в механизме смены цвета глаз и здоровых людей.

Особенно заметны, даже самым не наблюдательным, изменения цвета радужки в широком диапазоне: от голубых или серых до карих. Подобные переходы просто не могут не привлечь внимание.

Исторически сложилось, что людей с подобными особенностями причисляли к когорте магов, колдунов и ведьм, ведь такие изменения, происходящие буквально на глазах у окружающих, вызывают невероятное любопытство и даже мистический ужас.

В более узком спектре оттенок глаз может изменяться в пределах одного цвета: от темного к светлому и наоборот.

Так, глазам одного человека при разных внешних факторах или различных внутренних переживаниях бывает присущ насыщенный синий цвет, голубой, серый или светло-голубой. На это способна влиять обстановка, освещение, погодные условия или эмоциональные переживания.

При этом, до сих пор не установлено, является ли такая особенность наследственной, либо приобретается в течение жизни. Собственно, о возможности приобретения навыков смены цвета глаз говорят некоторые ученые теории, утверждающие, что любой человек способен развить в себе навыки изменения некоторых своих внешних особенностей. Обучающие данным навыкам техники, при этом, основываются на доказанных гипотезах о причастности к процессу эндокринной и нервной систем. Сегодня подобные методики распространяются на различные характеристики: от регуляции дыхания до частоты биения сердца.

Стоит отметить, что признаком какого-либо заболевания ли скрытой патологии подобная смена цвета глаз не является. Если цвет глаз изменяется постепенно и равномерно, под действием определенных условий, причин для паники нет. Можно даже радоваться, что без определенных усилий меняется внешность. Однако, если раньше такого феномена не наблюдалось, и глаза вдруг стали менять цвет, стоит обратиться к офтальмологу, дабы исключить некоторые потенциальные проблемы здоровья органа зрения.

До настоящего момента глаза-хамелеоны, несмотря на развитие науки и медицинский прогресс, остаются весьма загадочным явлением.

Значение глаз-хамелеонов

Нередко внешним особенностям человека приписывают какие-то признаки характера и поведения. Существуют даже специалисты, способные по внешнему виду индивида, довольно близко описать его внутренние качества. И по цвету глаз также можно довольно точно описать характер человека.

Правда стоит учитывать, что все это только общие оценки, поэтому вовсе не обязательно, что определенные черты лица действительно свидетельствуют о каком-либо определенном качестве человека.

Людям, имеющим глаза-хамелеоны могут быть присущи черты, довольно логичные для их особенностей: такие люди импульсивны и переменчивы, полностью зависят от обуревающих их эмоций. Можно утверждать, что подобно изменению цвета их глаз, в определенной ситуации, меняется их настроение, поведение, и даже речь.

Глаза-хамелеоны у девушек

Особенно часто, девушки с изменчивым цветом глаз противоречивы или нерешительны, редко способны довести начатое до конца, и в их поступках сложно разглядеть логику. У них постоянно меняются интересы и приоритеты, что мешает в достижении каких-то целей.

Плюсом же таких девушек становится то, что они легко подстраиваются под меняющуюся обстановку и адаптируются к людям и обстоятельствам, они легки на подъем и мобильны. Им проще держаться в тени, однако зачастую они достигают больших высот, в отличии от тех, к кому приковано внимание.

Глаза-хамелеоны у мужчин

Если девушкам подобное поведение легко прощается, все-таки они более подвержены эмоциям, то мужчинам с подобным характером приходится довольно трудно. И если девушки воспринимаются наивными, романтическими и эмоциональными натурами, то у мужчин должно быть другое поведение. От мужчин ожидают постоянства и стабильности, а не эмоциональности и импульсивности, которые присущи парням, имеющим глаза-хамелеоны.

Удивительные явления встречаются в природе. Вероятно, вы слышали, что у некоторых людей бывают глаза хамелеоны. Такие индивидуальные особенности вызывают восхищение, а иногда и страх, ведь общество опасается неизвестного и нетипичного. В некоторых случаях можно заметить, как резко поменялся цвет радужной оболочки за короткий период времени.

Что такое глаза хамелеоны

Глаза, меняющие свой оттенок, встречаются не особенно часто, тем не менее полезно знать, как это называется. Термин произошел от животного хамелеон, который в зависимости от окружающей обстановки может менять свой цвет, это связано с маскировкой. У некоторых людей становится другим оттенок радужной оболочки. Конечно, это не имеет отношение к попытке слиться с окружающей обстановкой, а всего лишь физиологическая особенность.

Ученые до сих пор изучают вопрос, почему меняют цвет глаза, однако у них есть всего лишь несколько предположений.

Оттенок человеческого глаза зависит от содержания в нем меланина. Это пигмент, и чем его больше в верхнем слое, тем темнее радужка. Если он отсутствует, то глаза приобретают голубой оттенок. Таким образом, есть предположение, что количество фермента в радужной оболочке может варьироваться, что и провоцирует изменение в оттенке глаз . Одна из вероятных причин – из-за нарушения в работе эндокринной системы. Генетического же доказательства и передачи по наследству пока не обнаружено. Точных данных, от чего это происходит во всех случаях нет, есть только предположения.

Виды в изменении цвета радужки. Глаза людей меняются по-разному.


Есть три основных типа изменений:

  • Гормональные нарушения – это как одна из теорий. Если замечено, что глаза поменяли цвет, а раньше за ними такого не наблюдалось, то лучше пройти обследование у эндокринолога.
  • Возрастные . Многие, наверное, замечали, что новорожденные дети в большинстве своем имеют голубые глаза очень приятного оттенка. Меланина пока в радужке недостаточно, да он и не нужен был в утробе матери, так как защищать от ультрафиолета не требовалось. Примерно к 6 месяцам проявляется настоящий цвет глаз. Далее происходит утолщение радужной оболочки, поэтому цвет может становится насыщеннее. Однако к старости происходит эффект выцветания. Карие глаза могут стать более блеклые, голубые превратиться в серые. Причины этого – потеря меланина с возрастом и проблемы со здоровьем.
  • В течение дня . Это наиболее интересный тип изменения цвета глаз, который непременно обращает на себя внимание. Оттенок зависит от освещения, размеров зрачка, а иногда и настроения человека. При этом глаза могут переливаться разными оттенками и даже отличаться, если смотреть на них под разным углом. Именно с такими глазами связаны суеверия.

Полезно знать: не стоит обходить вниманием изменения в пигментации, особенно если раньше подобного не наблюдалось. Иногда это говорит о скрытых заболеваниях.

Особенности изменений глаз-хамелеонов

Это удивительно, когда вы думаете, что у человека серые глаза, и тут понимаете, что они стали зеленые или ярко-голубые. Иногда оттенок изменяется слабо, и заметить его можно только при постоянном общении с человеком. Однако бывают случаи, когда цвет меняется достаточно ярко и в короткий промежуток времени или в больших диапазонах – вдруг карие становятся зелеными.

Стать другим цвет глаз может не только в связи с работой эндокринной системы, но и нервными переживаниями. Смена настроения, испуг, желание – все эти эмоции отражаются на цвете радужки. Не зря же говорят, что глаза – это своеобразное зеркало, которое многое может рассказать о физическом и психическом состоянии человека.

Подобные особенности не считаются патологией, если они наблюдались изначально, то есть с детства.


Что означают глаза хамелеоны

С глазами, изменяющими свой цвет, связано много поверий, кто-то ищет в них особенное значение. В народе верили, что такие люди обладают особенным даром и колдовской силой, и даже опасались их.

Приписывают таким людям и некоторые особенности темперамента и поведения. Было замечено, что цвет глаз частично связан с определенными чертами характера. Но вот с хамелеонами все гораздо сложнее.

Часто у людей с подобными глазами наблюдаются следующие особенности поведения:

  • Импульсивность.
  • Переменчивость настроения.
  • Яркий внутренний мир.
  • Выраженная индивидуальность.
  • Поведение, речь также меняется вместе с оттенком радужной оболочки.

Окружающих людей часто интересует вопрос: могут ли менять цвет глаз люди по своему желанию. Скорее всего, это на уровне мифов, хотя исключить этого факта нельзя, вполне вероятно, что кто-то способен это сделать. Если вдруг радужка резко переходит с карего на зеленый, это выглядит очень эффектно. Иногда для этого достаточно поменять угол освещения, чтобы глаза приобрели другой оттенок, чем и пользуются владельцы хамелеонов.

Видео

Глаза хамелеоны у женщин

Девушки с такими глазами обладают противоречивым складом характера. Они часто бывают нерешительны, настроение может меняться очень быстро. От веселья они вдруг резко переходят к грусти или совершают импульсивные поступки. У таких женщин часто меняются жизненные приоритеты, что мешает им идти к одной цели. У дам с глазами хамелеон множество разноплановых интересов, но некоторые дела они просто бросают на полпути либо делают их очень долго, так как внимание рассеивается в разных областях.

Есть у них и плюсы. Они легко подстраиваются под изменяющуюся действительность, легки на подъем и прекрасно адаптируются среди других людей . В социуме чаще всего держатся в тени, однако при этом могут добиваться успеха.

В целом жизнь у них ярка и необычная. Они притягивают противоположный пол, поэтому поклонников у них хватает. Если окружающие видят, как меняется глаз, это непременно обращает на себя внимание.

Фотогалерея

Глаза хамелеоны у мужчин

Характер их немного схож с девушками, обладающими изменчивыми глазами, но если для слабого пола такие черты приемлемы, то мужчинам они могут доставить неудобства. От мужчин общество ждет стабильности, здесь же ярко выраженно импульсивное и непредсказуемое поведение . Они достаточно неорганизованны и непоследовательны. Тем не менее такие своеобразные личностные черты помогают в сложной ситуации, когда необходимо мгновенно подстроиться под условия окружающей обстановки. С такой же легкостью они могут поменять свою жизнь, просто потому, что им все надоело.

В целом, люди, которых вы знаете с такой интересной особенностью радужки, заслуживают внимание к себе. Их серо-голубые-зеленые глаза невероятно притягательны и вызывают восхищение. Личности с таким завораживающим взглядом творческие, многосторонние, с ними интересно общаться, отдыхать и иметь деловые отношения .