Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем

Народная игра

Дидактическая задача. Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровое правило. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

— Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

— Что я делаю? — спрашивает он у детей.

— Дрова пилите.

— Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.

— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

— Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

— Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

— Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель.— Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,.-— предлагает воспитатель.

— Они рисуют.

Мыши

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила . После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3 — 4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут — вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

Воробушки и автомобиль

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровое действие. Имитация летающих птичек.

Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

— Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

— У-у-у, — повторяют дети.

— Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель.— Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

Кто в домике живет?

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игровое правило. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

— Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают:

— Му-му-му.

— Мяу-мяу.

— Бе-е, бе-е.

— Га-га-га.

— Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

Гуси

Народная игра

Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровое правило. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровое действие. Имитация движений гусей.

Ход игры . Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя

Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками.

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:

Лапы красные растопырили, «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

Гуси-гуси

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило . Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей Ответы гусей

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Сколько?

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.

Игровое правило. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Две лодочки по озеру

Широкому плывут;

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:

— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Слова

1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате.

2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.

3-е четверостишие Объединяются по двое и, изображая гребцов, гребут веслами.

4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут, изображая лошадок.

Эта игра проводится в конце года.

Так бывает или нет?

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровое действие. Отгадывание небылиц.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание . Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

Зеркало

Народная игра

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Игровое правило . Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.

Игровые действия. Подражание действиям товарища. Придумывание разнообразных движений.

Ход игры . Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Каравай

Народная игра

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила. Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Слова

Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким,

Испекли мы каравай.

Вот такой... сужают круг,

Вот такой... приседают все,

Вот такой... руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.

Вот такой...

Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Кого хочешь выбирай!

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.

Коршун

Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры . Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

— Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном, — говорит воспитатель.

— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.

— Ямочку копаю, — отвечает коршун.

— Что в ней ищешь?

— Камешек.

— Зачем тебе камешек?

— Чтобы носик точить.

— Зачем тебе носик точить?

— Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспитатель.— Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Карусель

Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры . Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив- веревку в виде кольца:

Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Зайка

Дидактическая задача. Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

Игровое правило. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».

Игровое действие. Имитация движений, характерных для зайчика.

Ход игры. На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:

Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу.

Он ушами шевелит, Начиная, со слов «вот так», поднимают руки к голове, поворачивают кисти то в одну, то в другую сторону.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть. Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах на месте.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать. Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

Что сажают в огороде?

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

Ход игры . Воспитатель спрашивает:

— Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

— Морковь.

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года?

Дидактическая задача . Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

— Огурцы.

— Свекла.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?;* и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня... (Зима)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (Лето)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня... (Весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И елочек. Я... (Осень)

Узнай по описанию

Дидактическая задача. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило. Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия . Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает.

— Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

— Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.

Игровое правило . Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.

Игровые действия . Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

Ход игры. Воспитатель говорит:

— Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится.

Воспитатель начинает:

— Стол стоит... (бросает мяч одному из играющих).

-— Позади.

— Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку).

— Справа.

— Дверь от нас...

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

— Какая рука у тебя ближе к окну?

— Правая.

— Значит, где находится от тебя окно?

— Справа.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровое правило. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.

Игровые действия. Кто ошибется, садится на последний стул (как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». — «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Дидактическая задача . Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровое действие . Передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры . Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года (см. рис).

— А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Какой предмет?

Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия . Группировка предметов; поощрение победителей.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

— Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

— Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.

— Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.

— Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.

В возрасте трех, четырех лет ребенок начинает активно познавать мир. Его интересует абсолютно все – неопознанное, новое. Дидактические игры для детей 3-4-х лет – это возможность дать малышу определенные важные жизненные навыки, знания, развить его умственные, логические способности.

Дидактическая игра в 3 года играет огромную роль в развитии личности. С одной стороны, это один из методов обучения, с другой – возможность приучить малыша к самостоятельной деятельности, когда он должен находить себе занятие сам.

Одни дидактические игры для детей 3-4 лет помогают малышам познать окружающий мир, природу. Другие прививают первые навыки, необходимые для усвоения школьной программы – знания по математике и логическому мышлению развивают речь, умственные способности.

Инициатива по выбору игры принадлежит воспитателю: родители выбирают игру не столь обдуманно по причине незнания определенных образовательных программ.

Все дидактические игры для детей 3 лет и более подчиняются определенным правилам. Воспитатель может быть участником или взять на себя роль арбитра, партнера. Он поясняет, контролирует ход игры, оценивает поведение детей, реакции малышей во время игры.

Каждое руководство предусматривает несколько этапов:

  • подготовка к игре, знакомство с правилами;
  • проведение самой игры;
  • точный анализ результатов, определение победителей.

Подготавливая детей к игре, изучают внимательно правила. На этом этапе воспитатель определяет группу малышей, для которых ставится характерная возрастная задача. Дидактические игры 3-4 года на подготовительном этапе заставляют арбитра или воспитателя сформировать группы, подгруппы, количество малышей, принимающих участие в игре. На подготовительном этапе выбирается сама игра, определяется материал для проведения:

  • различные игрушки;
  • яркие картинки;
  • всевозможные подсобные предметы;
  • готовые игры;
  • листья, цветы, другие природные материалы.

Дети принимают участие на равных правах, а воспитатель определяет возрастные группы.

  1. Детям младшего возраста необходимо все подробно разъяснить. Воспитатель сам принимает активное участие, выполняя роль игрока.
  2. Для детей среднего возраста игра начинается без участия взрослых после разъяснения правил. Но воспитатель или взрослый человек постоянно дает советы по ведению игры, в то время как дети активно играют.
  3. Ребёнок старшей возрастной группы внимательно слушает правила до начала игры, после чего играет самостоятельно или с партнерами. Если возникают трудности, он может уточнить правила у воспитателя.

При большом педагогическом опыте, благодаря хорошему багажу знаний, воспитатель сможет разъяснить все правила, и наводящих вопросов практически не возникает даже у детей младшего и среднего возрастов.

Воспитатель не может отсутствовать во время проведения игры, так как должен постоянно контролировать ее ход и разъяснять правила, если это необходимо. После окончания игры подводятся итоги.

Воспитатель обязан определить победителя, похвалить его, указать на ошибки. Здесь важно не вызвать отрицательных эмоций и постараться разъяснить, что в следующий раз, поработав над ошибками, ребенок обязательно станет победителем. Поэтому дидактический анализ допущенных ошибок крайне важен, независимо, какой год идет ребенку.

Элементы дидактической игры

Любая дидактическая игра состоит из нескольких этапов:

  • разъяснение правил;
  • постановка задач;
  • сама игра;
  • изучение результатов;
  • анализ игры;
  • определение победителей.

Перед проведением игры должны быть точно определены правила и поставлены задачи. Все это преследует дидактические цели. Постановка задач активизирует умственные способности малыша, заставляя его обдумывать каждый шаг.

Это иногда вынуждает ребенка напрягать интеллектуальные способности, активизировать мышление. Такие действия положительно влияют на развитие памяти, наблюдательности, мышления.

Цели игр

Существует несколько видов подобных игр, в зависимости от того, какого возраста ребенок принимает участие.

  1. Необходимо сравнивать предметы на разных картинках, отбирать одинаковые по смыслу или по другим критериям.
  2. Классификация предметов на картинках. Материал, из которого изготовлен или состоит предмет, его предназначение.
  3. Определение предмета по нескольким похожим признакам. Один ребенок описывает предмет, изображенный на картинке, другие должны определить, о чем он рассказывает.
  4. Тренировка внимания и памяти. Ребенку показывают предмет или изображение и просят запомнить. Затем убирают и вносят какие-то изменения. Малыш должен определить, что именно произошло с игрушкой или изображением, например, появилась родинка у куклы на щеке, с картинки исчез какой-то предмет и так далее.
  5. Организовать поведение и активизировать малыша помогут игры, предусматривающие выполнение каких-то действий.

Дидактические игры, которые правильно организованы, никогда не вызовут у малышей подозрение, что их чему-то учат, даже несмотря на то, что все игры требуют изучения и соблюдения определенных правил.

Если ребенок увлечен, изучение будет восприниматься как интересное приключение. Поэтому, выбирая игры, воспитатель должен быть уверен, что это будет интересно и полезно.

Анализ и подведение итогов проводится самими участниками совместно с воспитателем. Кто победил, почему именно он стал победителем, кто против этой победы, – так дети учатся отстаивать свои права и решения.

Организатор или воспитатель должен оценить, кукую духовную и моральную пользу принес процесс игры. Дети, выполняя правила дидактических игр, тренируют память, внимание, проявляют сообразительность.

Все это, подкрепленное позитивным результатом игры, повышает собственную самооценку, дарит чувство радости. Желательно, чтобы по оценкам результатов дети получили призы. В игре нет победителей и побежденных, поэтому награждать необходимо всех.

Виды игр

Существует много видов дидактических игр. Они различаются по логике, познавательным целям, содержанию, действиям, правилам, организации игрового процесса. Важно выстроить доверительные взаимоотношения между детьми, взрослыми, воспитателями. Все игры, предназначенные для детей дошкольного возраста, делятся на три основных вида:

  • словесные (игры со словами);
  • настольные;
  • с различными предметами.

Увлекательными для детей являются настольные игры: картинки, кубики, пазлы, конструкторы. Предметы могут содержать определенную группу изображений. Это может быть животный мир, архитектура, природа, продукты питания: ребенок должен распределить изображения, предметы по группам.

Словесные подразумевают игру со словами, которые направлены на развитие речи.

Не менее интересны игры с предметами. Подбирается определенная группа по цвету, форме, назначению. Из всего отобранного необходимо распределить предметы по определенным группам: игрушки, кубики, части конструктора и так далее.

Роль игры в развитии

Ребенок самостоятельно познает окружающий мир. При контакте с предметами, при изучении форм и цвета, он развивает мышление, тренирует память. Здесь важно вовремя заметить интерес к чему-то и развивать его, помогая стать малышу личностью.

Выбирая игру дидактическую, появляется возможность расширить кругозор малыша, помочь ему лучше узнать окружающий мир, научить различать характерные признаки одушевленных и неодушевленных предметов. Обычно это цвет, форма, величина, размер. Ребенок учится выявлять некоторую связь между различными предметами, например, человек и продукты питания, животные, растительный мир.

Главное, что такие игры развивают моторику, логическое мышление, дают первые знания по школьной программе. Учителя начальной школы отмечают, что дети, которые в детском саду активно занимались дидактическими играми, приходят в школу, уже хорошо читая и считая.

Очень часто первые школьные навыки в домашней обстановке родители навязывают, заставляя учить буквы, цифры и математические действия, что прививает скорее ненависть к учебе, чем желание учиться.

Сейчас активно развивается ментальная математика, заниматься которой детям интересно. Уже в первом классе они способны за минуту складывать и отнимать шестизначные цифры.

Занимаясь дидактическими играми, ребенок весело проводит время, не подозревая, что он обучается, игра сопровождается приятными для психики изображениями или музыкой. Все это создает хорошее настроение, которое является залогом здоровья и развития малыша.

Подбирая игру для ребенка, не надо приобретать дорогие виды. Это могут быть игры, созданные из подручных материалов.

Немного истории

Первые дидактические игры появились еще несколько веков назад. Родители стали замечать, что дети проявляют интерес к различным предметам, именно играя с ними. Некоторые из древних видов игр существуют по сей день. Это относится изучению предметов быта, к животным и природе, к труду и профессиям.

Для того чтобы игра носила обучающий характер, часто вводили различные предметы или приводили в пример определенную жизненную ситуацию. Например, как спасти котенка, залезшего на дерево, что необходимо сделать водителю, чтобы машина поехала?

Решение этих задач вызывало у малыша прилив положительных эмоций, а правильное решение навсегда откладывалось в памяти.

Если привести пример игр, пришедших к нам из древности, то это могут быть:

  • гули-гули;
  • ладушки;
  • сорока-ворона;
  • прыгунки.

Эти игры практически сохранили свои первоначальные правила, а любые изменения в них внесены самими детьми.

Многие производители игрушек уделяют большое внимание дидактическим свойствам выпускаемого товара. Игрушка должна быть красочной, интересной, способной развивать мышление. Например, хорошо известные сегодня пазлы были разработаны в Англии еще в 1763 году. В переводе с английского это слово звучит как «игра на выдержку».

Первые аналоги современных пазлов изготавливались из красного дерева, на них были нанесены карты стран. Только во второй половине девятнадцатого века подобные пазлы стали появляться в Европейских странах и в Америке. Игра быстро завоевала популярность, которая сохраняется и сегодня.

С приходом новых технологий и тотальной компьютеризации, дидактические игры переместились на просторы Интернета. Теперь в роли партнера или судьи может выступать не воспитатель, а компьютер. Но живое общение никто не отменял, и роль воспитателя в этом процессе сложно недооценить. Это намного поучительнее и полезнее.

Дидактические игры для дошколят

Дошкольный возраст – самое важное время для развития личности. Главное, не упустить момент, когда у малыша появляется сильное влечение к познанию нового. Родители, в силу своей занятости, не всегда могут уделять этому достаточно внимания, поэтому крайне важно, чтобы перед школой ребенок посещал дошкольное учреждение.

Обучение должно происходить в игровой форме. Развить мышление можно, заставив ребенка сложить картинку сначала из небольших фрагментов, затем предложить ему пазлы. Это развивает мышление, тренирует моторику, сенсорику, внимание, усидчивость.

Игра и ее действия

Это метод, помогающий развивать активность у ребенка. Для того чтобы получить положительный результат, малыш должен сделать ряд действий. Процесс игры должен быть интересным и увлечь ребенка.

Собрать картинки, переставить предметы по группам, изобразить звуки, которые издают определенные животные. Для детей старшего возраста интерес представляют более сложные игры: лото, инсценировки, сюжетные игры. Здесь детям отводится определенная роль, и предлагается осуществлять определенные действия, соответствующие этой роли.

Каждый вид дидактической игры имеет свои правила. Это важное условие, придерживаться которого обязаны все участники. Без правил не может быть игры, даже если они разные для всех участников. Ставится определенная дидактическая задача, выполняя которую, дети достигают поставленных целей.

Все цели дидактических игр должны быть взаимосвязаны. Задача определяет действия, а правила помогают найти положительное решение. Самое главное, чтобы подрастая, ребенок мог уже самостоятельно ставить задачи в любой игре и добиваться целей.

Игры, окружающие детей

Придумать игру можно самостоятельно. Необязательно бежать в ближайший магазин и приобретать дорогие варианты дидактических игр. Даже процесс приготовления борща на обед можно превратить в дидактическую игру. Попросите ребенка дать овощи для борща. Предложите ему добавить в борщ апельсин или яблоко, оцените реакцию на это малыша. Поинтересуйтесь, для чего годятся фрукты, что можно из них приготовить?

Прогулка на улице – это тоже своеобразная дидактическая игра со множеством предметов.

Несколько примеров из окружающего мира, которые обязательно принесут много пользы.

  • Предметы, которые окружают тебя.

Необходимо заставить малыша внимательно изучить предметы, которые находятся в комнате, на подоконнике. Например, из чего сделан абажур на этой лампе? Что стоит на подоконнике и найди подобное в комнате (а подоконнике обычно стоят цветы, также они могут быть в комнате, в вазе).

Процесс игры можно разделить на несколько этапов и уровней, особенно если в игре принимает участие несколько детей. Такая игра развивает мышление, логику, внимательность.

  • Ассоциации.

Это игра, активно тренирующая логику. Перед ребенком раскладываются картинки, на которых изображены разные предметы, животные, фрукты. В самом начале можно сказать, что между этими изображениями нет ничего общего. Малыш должен возразить. Например, вот воробей, он ассоциируется с хлебными крошками, которые изображены на другой картинке. А это яблоко ассоциируется с тем червяком и так далее.

Предложите ребенку таким образом собрать не менее восьми пар, затем он должен объяснить, каким образом одно изображение ассоциируется с другим. Это должна быть логическая связь. Если логики нет, то пара убирается, и собрать уже 8 необходимых пар не получится. Такая ситуация грозит проигрышем.

  • Собираем портфель в школу.

Игра будет интересна для детей дошкольного возраста. На пол ставится рюкзак, и раскладываются самые различные предметы, среди них школьные принадлежности, игрушки и много другого интересного, что есть в комнате. Предложите ребенку собрать рюкзак для школы.

Затем проведите анализ, что именно и почему может ему понадобится в школе. Правильные предметы дают определенное количество очков. Неправильные – снимают очки.

  • Дни недели.

Отличная возможность выучить название дней недели. В самом верху находится понедельник. Ребенку предлагается расставить правильно остальные дни недели. Обязательно, чтобы выходные дни были окрашены в красный цвет.

Что и за чем идет, ребенку предстоит разбираться самостоятельно. Эта игра пробуждает желание скорее научиться читать, дает возможность хорошо запомнить дни недели, понять, когда именно идет выходной.

  • Четыре сезона в году.

В игре используются яркие картинки, которые ассоциируются с разными временами года. Игра рассчитана на детей 3 лет. Ребенку показывают картинку и просят назвать, какое это время года или что это за событие:

  • нарядная елка – Новый год, зима;
  • текут ручьи – весна;
  • море, пляж – лето и так далее.

Идеально, если ребенок подберет четыре картинки, которые напоминают ему о конкретном времени года. Важно менять картинки местами, чтобы соответствующие друг другу находились подальше.

  • 12 месяцев.

Расскажите сначала детям, что год состоит из 12 месяцев. Каждый сезон состоит из трех месяцев. Надо разобраться, какие месяцы соответствуют каждому сезону.

Перед ребенком раскладываются картинки. Среди них три, которые соответствуют определенному времени года или месяцу, остальные не имеют к этому никакого отношения. Важно, чтобы малыш выбрал правильный ответ, за который он получит больше балов, и открывается возможность перейти на следующий уровень, обойдя соперников.

Игра может показаться сложной для 3-х годовалых. Но это только на первый взгляд. Дети быстро все схватывают, запоминают и понимают. Можно использовать календарь, чтобы в первое время ребенку было легче.

Заключение

Сложно недооценить роль дидактической игры в развитии ребенка. Многие родители, чьи дети не посещают детский сад, должны осознавать важность подобных занятий и уделять им достаточно времени. Надеяться на компьютер не стоит: это не принесет здоровья малышу и отрицательно скажется на его зрении. Общения с компьютером в его жизни будет достаточно.

Включайте собственное сознание, активизируйте мозговую деятельность у малыша, и его развитие станет стремительным и полезным.

Надежда Морозова

Дидактическая игра - это игра только для ребёнка.

Для взрослого она - способ обучения.

В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. При этом родители должны знать, что игры всегда могут реализовать поставленную цель, если они : будут подобраны с учётом того, чтобы основное содержание их отвечало обучающей цели занятия; будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребёнка.

Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретенным знаниям, умениям и навыкам.

«Улица города»

Цель : уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал : макет улицы, автомобили, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Описание игры : с помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.

1 вариант. Например, воспитатель предлагает проехать по улицам города, соблюдая правила дорожного движения. Выигрывает тот , кто справился с ролью «водителя» или «пешехода» .

2 вариант. Воспитатель рассматривает с детьми игровое поле, задает ряд вопросов : «Какие дома на нашей улице?» (большие, маленькие, «Где должны ходить пешеходы?» (по тротуару, «Где должны ездить машины?» (по дороге, «Что такое перекрёсток?» , «Где и как правильно его переходить?» , «Что обозначает переход?» , «Как регулируется движение на улице?» , «Какие сигналы светофора вы знаете?» , «Можно ли играть на улице?»

Игра «Мягкая развивающая книга»

Цель : развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.

Описание игры : данное пособие интересно для детей младшей группы , а старшие дети могут проводить игры соревновательного характера, рассматривать, использовать слово «творчество» , придумывать истории, загадывать загадки.

Игра «Продолжи ряд»

Цель : учить анализировать геометрические фигуры, закреплять цвет, сравнивать и находить лишнее, ориентироваться на листе бумаги.

Материал : карточки с геометрическими фигурами.

Описание игры : дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов или фигура красного цвета среди жёлтых.


Игра «Преодолей препятствие»

Материал : кубик и игровое поле, фишки.

Описание игры : детям предлагается бросить кубик и передвигать фишку в соответствии с числом на кубике. Побеждает тот, кто придёт до финиша первым.


Игра «Вершки и корешки»

Цель : учить составлять целое из частей.

Материал : разрезные картинки овощей.

Описание игры : на столе лежат разрезные картинки с изображением овощей. Дети делятся на две группы, одни - «вершки» , другие - «Корешки» . По сигналу все бегают врассыпную, на сигнал «Раз, два, три, свою пару найди!» нужно найти свою половинку.

Игра «Кто что ест»

Цель : развивать память, мышление.

Материал : круг с видами животных, картинки с видами пищи для животных.

Описание игры : предложить определить, чем питается данное животное, и прицепить прищепкой к определенному животному.

«Игра «Как живут деревья?»

Цель : развивать речь, помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал : наглядные пособия в виде карточек с изображением деревьев и разных времен года (лето - зелёное дерево, осень - дерево с жёлтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна - дерево с набухшими почками)

Описание игры : выяснить, какое сейчас время года, как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребёнка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, зимой, весной, летом. Рассказать ребёнку, что смена времён года влияет на состояние растений.

«Чей листочек?»

Цель : развивать умение классифицировать предметы по признакам : память, мышление, воображение, помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал : карточки с изображением деревьев дуба, клёна, берёзы, листья этих деревьев, вырезанные из бумаги.

Описание игры : смешать листья, рассказать сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Надо помочь найти листочкам свою маму или папу - дерево. Предложить сложить листья возле соответствующего дерева. «Посмотри на листок, какому дереву он принадлежит?»

Игра «Фруктовый сад»

Цель : развивать речь, навык классификации, познакомить с растительным миром.

Наглядные пособия : муляжи овощей, фруктов, картинки с изображением фруктовых деревьев.

Описание игры : разложить перед ребёнком фрукты и овощи, объяснить, что кукла захотела сварить компот из фруктов, но они перемешались с овощами. Выбрать она их не может, потому что не знает, чем они отличаются. Предложить детям отделить овощи от фруктов, поинтересоваться, знает ли ребёнок, где растут фрукты. Как называются деревья? Рассмотреть изображения на картинках. Что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют?

Игра «Комнатные цветы»

Цель : развивать навык самостоятельности, познакомить с растительным миром.

Описание игры : предложить детям поухаживать за комнатными растениями, дать лейку, поучить рыхлить землю, протирать листья влажной губкой. Рассказать о том, что прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь, ведь многие из них прибыли к нам из Африки, Мексики, Индии и. тд. Пояснить детям, что погодные условия этих стран отличаются от наших, и поэтому каждый цветок требует особого ухода. Для полива одного цветка надо в леечку набрать больше воды, а этот любит пить совсем мало. Один любит тень, другой - солнце. Объяснить, почему в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, протирать пыль с листьев и т. п.

Игра «Рыбы, птицы, звери»

Цель : закрепить знания детей о животном мире .

Описание игры : дети становятся в круг, в центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит : «Зверь!» Поймавший мяч, должен быстро назвать какого-нибудь зверя и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий скажет : «Рыба» или «Птица» , поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему, выходит из игры .

Игра «В гости к Винни-Пуху»

Цель : освоение умения различать части суток : утро, день, ночь, вечер, пользуясь цветными моделями.

Материал : модели частей суток, игрушка Винни-Пух, загадки о частях суток, картинки с изображением частей суток.

Ход игры : Винни-Пух приносит цветную модель частей суток, говорит : «Стрелка, стрелка, покрутись, время суток, покажись! Это утро, это вечер, это день!» Воспитатель спрашивает, что за разноцветный круг у него, как с ним играть? Винни-Пух раскладывает картинки с изображением частей суток и стрелкой указывает на цветные обозначения, затем загадывает загадки о частях суток.

Игра «На что похоже?»

Цель : развивать творческое воображение и фантазию.

Ход игры : для игры необходим разнообразный природный материал, который раздаётся детям (лучше использовать кору деревьев, которая хорошо отслаивается и имеет слои причудливой формы). Воспитатель задаёт вопрос : «На что похоже?» Дети должны предложить варианты, затем наиболее интересные - зарисовать.

Игра «Верно - неверно»

Цель : развивать внимание и память.

Ход игры : воспитатель произносит разные фразы, верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет - топают. Например, «зимой всегда цветут ромашки» - дети топают, «лёд - это замёршая вода» - дети хлопают, «зимой всегда идёт снег» - дети хлопают.

В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры:

Упражнять детей определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на

ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры,

ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана.

Игра «Золушка»

Цель игры:

Ход игры:

Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,

можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель игры:

формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры:

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

Разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть

неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

После того, как ребенок научится выполнять задание

Без вашей помощи, предложите ему придумывать

свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем

формирование сенсорного эталона – цвет, а если

Использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

– форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

«Найди пару»

Цель игры: научить детей определять назначение предметов;

Устанавливать причинно-следственные связи между явлением

окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между

предметом и пользой от его использования.

Материал к игре: набор карточек, разделенных на две

половины: на одной половине – предмет, на другой –

изображение (например: мороз-шуба и т.д.).

Ход игры: воспитатель выкладывает все карточки изображением

Вниз. Участники игры набирают одинаковые количество карточек

и договариваются об очерёдности. Первый участник игры

выкладывает любую карточку изображение вверх. Следующие

участники игры по очереди выбирают из имеющихся у них

карточек такую, на которой изображен подходящий предмет,

и поясняют удобство от его использования.

Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».

Игра заканчивается, когда один из участников

Выложит все свои карточки.

«Узнай фигуру»

Цель игры:

совершенствовать восприятие формы; развивать

Произвольное внимание; развивать быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических

Фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы,

Похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.

Ход игры:

Ведущий знакомит детей с заготовленными

Геометрическими фигурами, которые раскладывает в

разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу

Дети произвольно перемещаются по залу, выполняя

различные движения. После того как ведущий называет одну

из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро

Построиться вокруг этой фигуры.

Отмечаются дети быстро и правильно выполнившие задание.

Игра «Шагаем в пробках»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Тренировать память с помощью стихотворений.

Ход игры:

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь

нам еще и в развитии мелкой моторики и координации

Пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету».

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе

Резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и

средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся

На «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи»,

Тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать»

С пробками на пальчиках, но и сопровождать

Свою ходьбу любимыми стихотворениями.

***

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры:

Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы!

Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать

пальчиковую гимнастику. Для этого нам понадобятся

обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой

(проверьте на своих пальцах, чтобы она не была

слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые

фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)

на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!»

Игра «Рисуем на крупе»

Цель игры:

Развивать моторику рук детей,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры:

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по

нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком

по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы

(забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование

способствует развитию не только мелкой моторики рук,

но и массажирует пальчики Вашего малыша.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему

прищепки, что получится? – Солнышко!

А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета?

– желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы

Закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного

круга и прищепки сделать… что? (Яблоко).

«Посади свою аллею»

Цель : учить детей последовательному расположению

в ряду элементов разной величины.

Правила игры : нужно посадить деревья в ряд так,

чтобы они уменьшались по высоте.

Дидактический материал : деревья (береза, липа, клен,

дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до

20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.

«Вкусные овощи»

Цель : закрепить умение детей различать овощи

По вкусовым качествам и запаху.

Правила игры : правильно определять название овощей

По вкусовым качествам, запаху.

Описание дидактического материала : корзинка с луком,

горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми

Овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки,

Миска, дощечки, передники, косынки.

«Аукцион»

Цель : совершенствовать знания детей в различении тканей

по качеству, закрепить знание цветов и их оттенков.

Правила игры : правильно описать качество ткани,

определить, какое изделие из нее можно пошить.

«Мы предприниматели»

Цель : упражнять детей в различении цветущих растений

по запаху; закрепить знание цветов и их оттенков.

Правила игры : правильно выполнять предложенные тесты.

Дидактический материал : цветущие растения (астра,

одуванчик, роза, лилия), трафареты, гуашь, кисточка.

Методика проведения : предложить детям открыть фирму

По производству духов. Дети думают, что для этого необходимо,

выслушивают ответы друг друга, затем обобщают их.

Воспитатель предлагает взять на себя роль президента фирмы

(либо выбирается кто-нибудь из детей, а воспитатель выступит

В качестве советника). Прием на работу в фирму осуществляется

на конкурсной основе, т. е. по результатам тестирования. Чтобы

стать сотрудниками фирмы, желающим необходимо хорошо

различать запахи, знать много названий цветущих растений,

Уметь о них рассказывать, быть дисциплинированными и культурными

«Поле чудес»

Цель : закрепить знания детей об основных цветах спектра

и их оттенках. Упражнять в различении качества поверхностей

Материалов.

Правила игры : выполняя задание, набрать наибольшее

Количество очков.

Дидактический материал : цветные карандаши,

Кусочки ткани разного

качества, листы белой бумаги, краски, кисточки, дуги всех

цветов спектра.

Методика проведения : в гости к детям приходит Буратино,

здоровается и спрашивает, узнали ли они его.

Буратино рассказывает, что он из сказки «О золотом ключике»

А. Толстого, которую они хорошо знают. В ней лиса Алиса

и кот Базилио перехитрили его: они предложили посадить

На «поле чудес» пять золотых монет, а затем их украли.

Буратино говорит, что в этой сказке с ним приключилось

много разных историй, но благодаря добрым папе Карло

и Джузеппе, а также куклам все закончилось хорошо.

«Цветные жалюзи»

Цель : закрепить представление детей о делении цветов на

Теплые и холодные.

Правила игры : занавесить окно (модель) так, чтобы оттенок

жалюзи соответствовал цвету празднично украшенного зала.

Дидактический материал : картонные жалюзи разных цветов и

Оттенков (по количеству детей, модель розового и голубого

празднично украшенных залов с незанавешенными окнами,

Фланелеграф.

«Волшебные лепестки»

Цель : закрепить знания детей основных цветов и их оттенков.

Правила игры : правильно сложить лепестки разных оттенков

в цветок, который считается распустившимся.

Дидактический материал : цветок красного цвета, сделанный

из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),

наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов

(по количеству детей), вазы, подносы.

«Художники»

Цель : познакомить детей с оттенками основных цветов.

Правила игры : правильно располагать шары по оттенкам

От самого светлого до самого темного и наоборот.

Дидактический материал : незаконченный рисунок на тему

«Девочки идут на праздник», бумага, краски, палитра, кисти,

банки с водой, лоскутки ткани (по количеству детей).

«Когда это бывает?»

Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать

Речь, память.

Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки,

Изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика,

Завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку,

Рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают

Картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор.

Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный

Ответ дети получают фишку.

***

«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,

Качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и

называть некоторые геометрические фигуры;

Развивать зрительное восприятие, память, воображение,

Мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными

Картинками.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле,

Обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он

Напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить

Ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди

Подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь

Давай найдем карточки, на которых изображены

Предметы круглой формы и закроем пустые клеточки.

Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз,

колесо, мяч и пуговиц». Можно усложнить задание.

Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими

картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические

фигуры, научится различать их, сравнивать

окружающие предметы по форме.

«Построй дорожку»
Цель игры: выявить уровень восприятия величины.
Оборудование: конструктор «Лего», игрушка зайчик,

Медвежонок.
Ход игры: сделай дорожку любой длины,

а теперь сделай дорожку длиннее предыдущей.

На длинную дорожку поставь медвежонка,

На короткую зайца.

«Формы из палочек»
Цель игры:
Упражнять детей различать предметы по величине;

формировать представления об относительной величине

предметов. Научить располагать в порядке убывания

величины три - четыре предмета. Учить расчленять

изображение предмета на составные части и

Воссоздавать сложную форму из частей.
Ход игры: 1) Педагог раскладывает большие карточки,

дает ребенку по одному предмету маленького размера.

Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести

изображения предметов по величине. После этого

закрепляется результат в слове, дается графическая

табличка – «большой», «маленький».
2) Педагог дает ребенку одну карточку с изображение

предмета и предмет такой же величины, разрезанный на

части. Взрослый предлагает собрать из частей целый

предмет путем накладывания частей на картинку – образец.

Эту игру можно повторять многократно, каждый раз

Изменяя ее сюжет.

«Разложи фигурки по домикам»

Цель игры: познакомить с плоскими геометрическими

Формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом,

Прямоугольником; учить подбирать нужные формы

Разными методами.

Оборудование: пять больших фигур (квадрат, круг,

треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких

таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры

Домики, и много маленьких и поиграйте с ними:

«Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он

катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем предложите разложить маленькие фигурки

«по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать.

Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди

Найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры,

Подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои

кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите

все фигуры, не требуя от детей повторения.

«Катится – не катится»

Цель игры:

телами – кубом шаром.

Оборудование: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая

действия словами: «Это шар, он катится - вот так.

Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться?

Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».

Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть

с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д.

Затем попросите разложить предметы по коробкам:

шары в одну коробку, а кубики в другую.

«Фигуры играют в прятки»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими

телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

Оборудование: картонная коробка среднего размера

(1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики

и шарики одинакового размера.

Ход игры: покажите детям коробку и научите их

проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики.

Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки

решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться

в коробку».

Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди

протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия

в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме

круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям

Спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание,

вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их

«жителей», обратив внимание малышей на то, что в

одном домике живут шарики, а в другом кубики.

«Найди пару по форме»

Цель игры: учить подбирать нужные формы методом

зрительного соотнесения.

Оборудование: пары плоских геометрических фигур

из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники,

Овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.

Ход игры: перед началом игры подберите геометрические

Фигуры. Воспитатель показывает фигуру, а ребенок говорит

что может быть формой такой фигурой (например, колпачок

– треугольный; холодильник – прямоугольный; мяч –

Круглый и. т. д.)

«Украсим коврик»

Цель игры:

«большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел

Мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики,

но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить

коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами)

Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные?

Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите

маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень

понравились ваши коврики, он теперь подарит эти

Коврики своим друзьям».

«Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Ребята, я вам

сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два

медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики.

Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут,

Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот

медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы

ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую

Или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок

Какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты

возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков

Посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные?

Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку?

Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят

С вами поиграть».

«Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета

по величине, активизировать в речи детей слова «большой,

Маленький».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам

пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли

С собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по

величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что

для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта

чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке

мы ее отдадим? » Затем сравниваем по величине блюдца,

конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с

величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и

угостить их фруктами.

«Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать

два предмета по длине, активизировать в речи детей слов

а «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки

Построили себе домики, но не успели построить к ним

Дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички.

Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы

Сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку

К домикам других зверюшек.

«Почини коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

Предмета по величине, активизировать в речи детей

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие

Коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто –

то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с

ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики.

Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим

на большой коврик? Какие мы положим на маленький

коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам

починить коврики».

«Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

предмета по величине, активизировать в речи детей слова

«большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры: Воспитатель рассказывает: «Жили – были в

лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на

Полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут,

кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики

Одинаковые по величине или разные? Чем отличаются

дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из

Них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по

Дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому

зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков

посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы

ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого

мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

«Сбор урожая»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два

Предмета по величине, активизировать в речи детей

слова «большой, маленький».

Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что зайка

Вырастил очень большой урожай, теперь его надо

собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла,

морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать

Овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по

Величине? Какие овощи мы в нее положим? » В конце

игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие

Овощи, а в маленькой – маленькие.


Раздел Методической копилки: Smart

Возраст: Средняя группа (4-5 лет)

Разделы направлений: Коммуникация, Познание, Социализация

Преподаватель: Карелина Светлана Вячеславовна — воспитатель

Образовательное учреждение: ГБДОУ № 6 Красносельского района Санкт-Петербурга

Добавлено: пятница, 08.07.2016

Описание:

Осень. Дидактические игры для детей 4-5 лет
Создано 06.06.2014
Автор проекта: воспитатель ГБДОУ №6 Красносельского района г. Санкт-Петербурга Карелина Светлана Вячеславовна

Возраст детей: 4-5 лет.

Описание проекта.
1 страница. Титульный лист
2 страница. Содержание
3 страница. Собери картинку
Цели:
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей;
- развитие умения оперировать предметами, образами;
- развитие координации движения рук.
4 страница. Пройди лабиринт
Цели:
- выявление устойчивости, концентрации объема внимания;
- развитие зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости.
Правильное прохождение задания отрывается при щелчке на исходную точку маршрута.
5 страница. Собери в корзину съедобные грибы
Цели:
- активизация словаря по теме: «Грибы»;
- классификация съедобных и несъедобных грибов;
- развитие мышления, связной речи.
Правильность прохождения задания проверяется щелчком на грибы (несъедобный гриб исчезает).
6 страница. Какие листочки ты видишь на картинке?
Цели:
- совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными);
- развитие зрительного восприятия и внимания.
7 страница. Четвертый лишний
Цели:


Правильность выполнения задания определяется исчезновением лишней картинки (фрукта или овоща).
8 страница. Штриховка
Цели:
- развитие мелкой моторики;

Для выполнения задания используется элементы из панели инструментов («Перья», «Ластик»).
9 страница. Сосчитай овощи и фрукты
Цели:
- формирование элементарных математических представлений, умения считать в пределах пяти;
- развитие умения соотносить цифру с количеством предметов.
Фрукты и овощи будут «пропадать» в корзинках с правильным числом, или возвращаться на прежнее место.
10 страница. Варим борщ и компот
Цели:
- классификация овощей и фруктов;
- развитие грамматического строя речи;
- согласование существительных с существительными (в родительном падеже).
Правильность выполнения задания характеризуется исчезновением предмета (овоща или фрукта) в нужной кастрюле (компот или борщ).

11 страница. Обведи рисунки по точкам.
Цели:
- развитие мелкой моторики;
- умение ориентироваться на плоскости.
12 страница. Разложи овощи и фрукты
Цели:
- классификация овощей и фруктов;
- развитие словаря по теме «Овощи и фрукты».
Правильность выполнения задания характеризуется исчезновением предмета (овоща или фрукта) в соответствующей ёмкости (корзина или ваза).
Для обновления задания используется панель «Конструктор занятий».
13 страница. Сказка «Репка». Расскажи сказку по картинке.
Цели:
- развитие умения пересказывать сказку на основе сюжетной картинки;
- развитие умения воспроизводить последовательность событий сказки;
- развитие связной речи.
14 страница. Найди отличия
Цели:
- развитие способности устанавливать сходство и различия предметов на основе зрительного анализа;
- развитие наблюдательности, устойчивости внимания.
15 страница. Кроссворд
Цели:
- развитие понимания ребенком иносказательного смысла загадок;
- развитие способности к поисковой деятельности.
16 страница. Найди парные картинки.
Цели:
- развитие способности устанавливать сходство и различия предметов;
- развитие наблюдательности, внимания.
17 страница. Домино
Цели:
- умение ориентироваться на плоскости;
- развитие логического мышления.
18 страница. Составь слово
Цели:
- развитие умения составлять слова из букв;
- развитие памяти.
19 страница. Мишкина кладовка
Цели:
- развитие зрительного внимания;
- развитие математического счета.