Социально-психологическое влияние: теоретический аспект. О влиянии социальной среды на развитие личности человека

Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в социальную среду, которая воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Общество влияет на людей и их группы, принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил, возлагает на них бесчисленное количество обязанностей. Конечно, от влияния никуда не уйти, поэтому актуальность проблемы влияния несомненна. Но мы можем научиться противостоять влиянию, отстаивать свои позиции, мыслить критически.

Что же такое социальное влияние? Наиболее очевидное определение можно дать исходя из того, что социальное влияние включает в себя процессы, посредством которых люди прямо или косвенно влияют на мысли, чувства и поступки других людей. То есть в процессе социального влияния предполагается такое поведение одного человека, которое в результате меняет то, как другой человек себя ведет или же меняет то, что человек чувствует или думает по отношению к некоему стимулу. В качестве стимула может выступать, к примеру, некая значимая проблема, какой-то определенный продукт или некоторое действие. Также стимулом и «агентом» влияния можем послужить и мы сами. Например, с помощью подкупающей улыбки мы можем попытаться завоевать расположение незнакомого нам человека - будь то работодатель или приглянувшаяся нам девушка. В отдельных ситуациях в качестве стимула может выступать и объект влияния: например, если мы разговариваем с другом, находящимся в глубокой депрессии - мы оказываем ему поддержку, подбадриваем его, стараясь, чтобы его самооценка повысилась и настроение улучшилось. Наконец, мы можем также влиять и сами на себя, например если мы решим сменить свой образ жизни и исполнить данные самому себе обещания: похудеть, начать делать все вовремя, не опаздывать и т. п. Если обобщить, социальное влияние - это некие изменения, которые происходят в сознании одних людей под воздействием других, либо общества в целом. Существует много техник социального влияния, но все они укладываются в рамки определенных процессов, зависящих от того, как люди мыслят, что они чувствуют и переживают, а также как они принимают различные решения. Исходя из классификации Зимбардо, социальное влияние существует в трёх различных средах взаимодействия: межличностной (общение один на один с человеком всегда так или иначе ведет за собой влияние), специально создаваемой (например, на лекции), или в среде СМИ, когда транслируемые сюжеты оказывают влияние на миллионы людей по всему земному шару. Государство давно использует различные методы социального влияния для воспитания и обучения людей, пропаганды, рекламы, деятельности специалистов по связям с общественностью, а также во всех видах своей активности в интересах поддержания стабильности в обществе.

Говоря о воздействие на людей и общество в целом, можно говорить о таких характеристиках такого воздействия как доступность, наглядность, многообразие различных видов и способность воздействовать на разнообразные массовые аудитории. Один из наиболее распространенных видов воздействия сразу на большие массы людей - влияние на различные слои и группы населения с помощью наглядных средств, несущих сильный эмоциональный заряд. Для этого используют художественно оформленные плакаты, транспаранты, фотостенды, стенные газеты и карикатуры, карты, схемы, специально организованные выставки, а также другие средства, например, наклейки, нашивки, сувениры с соответствующей символикой.

Говоря о межличностном влиянии и психологическом воздействии, на мой взгляд хорошим примером может являться дезинформирование или некое введение в заблуждение, обман. Американский психолог Пол Экман, в своей книге, посвященной психологии лжи, трактует обман как: “Действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны собеседника просьбы не раскрывать правды”. Хорошим примером практического применения социального влияния могут являться азартные игры. Взять хотя бы игры в карты. Считается, что одним из главных достоинств хорошего игрока в покер является умение блефовать - суть блефа состоит в том, что игрок, как правило, без слов - лишь своей мимикой, должен показать другому игроку, что тот должен либо скинуть свои карты, либо, наоборот, поддержать некоторую ставку. Как пишут профессиональные игроки в покер: “Блеф, или введение противника в заблуждение - это искусство вывода из равновесия других игроков. Как нестандартная игра в футболе или бейсболе, когда игрок делает обманный маневр, так и блеф в покере - это необходимый навык для любого игрока.”

Что же касается социальной психологии, то поисками ответов на вопросы социального влияния занимаются исследователи, изучающие такие вопросы, как формирование социальных норм, субъективная валидность, убеждение и изменение установок, личное принятие и публичная уступчивость, власть и авторитет, групповая поляризация, а также социальная конформность, речь о которых и пойдет в этой и следующей главе. Объединяет все эти вопросы проблема нормативного социального сходства и различия между людьми, проявляющихся в их восприятии, когнициях (результатах когнитивных процессов), чувствах и поступках. Чтобы понять, что именно исследователи понимают под социальным влиянием, нужно понять их концепцию социальной нормы. Влияние имеет непосредственное отношение к тем процессам, посредством которых люди соглашаются или не соглашаются с тем, что есть приемлемое поведение, они формируют, поддерживают или изменяют социальные условия, порождающие эти формы и влияющие на них. Реальность неоднозначна, она постоянно изменяется, и чтобы внести порядок и стабильность в наши отношения с внешним миром и друг с другом, мы создаем и усваиваем общие для всех «рамки референтности», или социальные нормы.

Социальное влияние – это: а) воздействие общества, других людей; б) изменения, которые происходят в сознании одних людей под воздействием других. "Разумеется, мы свободны в своем выборе, – подчеркивают американские психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, – но будучи, как и все остальные, составной частью социального мира мы не в состоянии избежать мягкого или жесткого воздействия окружающих, способного склонить чашу весов наших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежать влияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии" (Зимбардо Ф., 2010).

Общество в целом, его различные представители, радио, телевидение, реклама и т.д. всегда стремятся оказать влияние на окружающих людей. Но и сами люди не просто выступают объектами социального влияния, но также пытаются влиять и на других. Социальное влияние, таким образом, несомненно, является важной частью социального взаимодействия. "Оно играет ключевую роль во многих формах социального взаимодействия, включая лидерство, агрессию, предубеждение и оказание помощи" (Бэрон Р., 2003).

В то же время социальное влияние является составной частью многих форм социального поведения, и поэтому в течение долгого времени являлось предметом тщательного исследования социальных психологов, что в значительной мере обогатило научные представления об этом процессе.

Процесс социального влияния представляет собой такие действия и поведение одного человека или групп людей, которые имеют своей целью и следствием изменение взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения, а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом других людей.

Социальное влияние:

  • – характеризуется проявлением во многих сферах жизни и деятельности людей, равно как и в их каждодневном взаимодействии с другими людьми;
  • – имеет своим следствием или целью внесение изменений в то, как другие люди ведут себя, чувствуют или думают о чем-либо;
  • – даже если оно в своих попытках непосредственного воздействия на поведение других людей не имеет большого эффекта, оно способно изменить их убеждения или установки, таким образом подготавливая почву для трансформации их поведения в целом.

Существует множество техник социального влияния, однако все они укладываются в рамки определенного числа процессов воздействия на людей и зависят от того, как они мыслят, воспринимают и оценивают свое существование и социальное окружение, что они чувствуют и переживают, как принимают свои решения.

Можно говорить о существовании социального влияния в трех определенных средах взаимодействия:

  • межличностной – в которой число непосредственных участников взаимодействия, как правило, невелико и влияние людей друг на друга происходит с глазу на глаз;
  • специально создаваемой – когда человек или группа людей целенаправленно обращаются с речью к определенной (часто специально собранной) аудитории, пытаясь убедить ее согласиться с каким-либо утверждением или совершить какое-либо действие;
  • характерной для средств массовой информации, когда сюжеты, транслируемые телевидением, радиовещанием и в печатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару (Зимбардо Ф., 2010).

Можно говорить и о влиянии еще одной универсальной "среды", в качестве которой выступает или отдельная социальная группа, или все общество целом. В ней существуют и активно функционируют явные или подразумевающиеся правила действий или поведения, называемые социальными (групповыми) нормами действий и поведения.

В некоторых случаях социальные нормы подробны и точны. Например, правительства, в идеале, действуют на основании конституции и изданных законов, спортивные соревнования обычно регулируются четкими правилами, а знаки в общественных местах (например, вдоль дорог, в парках, аэропортах) подробно описывают ожидаемое поведение. Другие нормы, напротив, являются невыраженными или неявными. Большинство из нас подчиняются таким неписанным правилам, как "Не стойте слишком близко к незнакомым людям на эскалаторе" и "Не приходите на вечеринку точно в назначенный срок". Точно так же на нас влияют текущие и быстро изменяющиеся стандарты одежды, речи, внешности. Независимо от того, явными или скрытыми являются социальные нормы, очевидным остается один факт: большинство людей большую часть времени подчиняются им" (Бэрон Р., 2003).

C лекций по формированию личности(Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.)

Определение понятия «социального влияния» О социальном влиянии говорилось еще во времена античности. Первые определения влияния в основном были сфокусированными на искусстве построения речи и ораторскому мастерству. В Древней Греции изучение влияния было связано с риторикой. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику воздействия, апелляции к эмоциям и логику обоснования. Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если он строится на общем почве субъекта и объекта воздействия, что предполагает знание аудитории и ее представителей. Выдающийся оратор Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, художественная стилизация, содействие их запоминанию, их искусное проговаривания. Итак, социальное влияние определяется исследователями этого феномена как влияние на психику человека, поэтому это понятие нельзя отождествлять с понятием «социально-психологическое воздействие». Социальное влияние в широком понимании, как асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие относительно другой, а в узком смысле - как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть вызвана действиями других людей. Он различает такие виды социально-психологического воздействия; - Принуждение (основным средством давления - возможное наказание за отказ подчиниться); - Награждение (средство давления - вознаграждение за согласие подчиниться); - Легитимное (обусловленное законом); - Информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника социального влияния); - Референтное (обусловленное идентификацией объекта социального воздействия с субъектом) Следовательно, проблемы социального влияния - это проблемы изменений, которые происходят в психике человека в результате воздействия на нее со стороны других людей, а также того, как именно происходят эти изменения, какие механизмы здесь работают. Ведь социальное влияние - это давление на человека со стороны агента влияния, которое осуществляется без каких-либо насильственных действий, без ограничений физической свободы действий, без какой-либо угрозы (прямой или косвенной) жизни или здоровью объекта воздействия. Объект воздействия свободно, добровольно принимает систему ценностных смыслов субъекта влияния. Социальное влияние является воздействием на психику человека . Это влияние осуществляется на основе законов человеческой психики и основывается на психологических особенностях человека, которые делают ее податливой к влиянию. К этим особенностям относятся, прежде всего, эмоционально-мотивационная сфера личности, ее самосознание. Неправильно было бы представлять социальное влияние в виде отдельных актов или разъединенных попыток людей влиять друг на друга. Социальное влияние действует на нас постоянно, потому что мы находимся в непрерывном потоке людей и взаимодействий. Все эти события, люди, ситуации, обстоятельства и т.д. образуют единое энергетическое поле социального воздействия, в котором каждый индивид является одновременно субъектом и объектом воздействия. В рамках энергетического поля социального влияния существует много разновидностей срабатывания его компонентов. Энергетические потенции, заложенные в самом механизме социально-психологического взаимовлияния, могут по разному проявляться в различных социальных связях.

Топюк Анна Викторовна

Студентка 5 курса, кафедры психологии АМГУ, г. Благовещенска

Бадалян Юлия Валерьевна

Научный руководитель, канд. псих. наук, доцент АМГУ, г. Благовещенска

В данной работе, я постараюсь дать характеристику явлению «социальные сети», понять причины формирования зависимости от социальных сетей и проанализировать механизм их работы.

Зависимость от «социальных сетей», вспыхнувшая несколько лет назад за рубежом, охватила и Россию. Интернет предоставил возможность людям, ранее имевшим общение, найти друг друга и наладить контакт. Бывшие одноклассники, однокурсники, армейские товарищи, сокамерники и люди, которые встречались лишь однажды, погрузились с головой в компьютер, заполнив социальные сети. Увлекшись поиском старых друзей и родственников,человек не замечает, как виртуальная жизнь выходит на первый план, настойчиво смещая реальную.

Сайт «Одноклассники» насчитывает более 30 000 000 пользователей, и ежемесячно эта цифра увеличивается на полтора-два миллиона. На сайте «В Контакте» каждую секунду создается новый профиль. 68 % молодежи в возрасте от 18 до 24 лет – «сидят» на этих сайтах ежедневно. Социальная сеть это веб-сервис, некое виртуальное сообщество, состоящее из людей с одинаковыми интересами, наклонностями, деятельностью, одноклассниками.

У каждого человека есть явные и скрытые потребности, которые он стремиться удовлетворить, это может быть потребность в общении, самореализации, а соц. сеть даёт ощущение удовлетворение этих потребностей. И всё это кажется очень доступным, стоит написать красивую цитату, и тебе отвечают 10 человек, стоит загрузить новое фото и тебе поставят 15 человек, 10 баллов, стоит сделать пару кликов и в друзьях уже новый знакомый. Однако происходит уход от реальности, подмена реального общения на виртуальное, которое даёт ощущение удовлетворение потребностей. Чем больше он получает общение через соц. Сеть тем больше ему хочется, а потребность всё также остаётся неудовлетворённой, ему сложнее жить реальной жизнью .

Каждый пятый зарегистрированный пользователь (21 %) посещает социальные сайты два-три раза в неделю, каждый десятый (11 %) - еженедельно, лишь 2% бывают на социальных страницах ежемесячно, реже одного раза в месяц заходит каждый 20-й пользователь.

Средняя продолжительность ежедневного пребывания в социальных сетях среди молодежи составляет более 3,5 часов. Место живых эмоций занимают смайлики и рожицы, а место лица собеседника – «аватар».

Известны факты систематического нахождения отдельных людей в интернете по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю. Но вопрос не в цифрах. По словам доктора Кимберли Янг, «степень сетевой зависимости определяется не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни» .

Интернет-аддикция наносит ущерб отношениям с семьей и друзьями, влияет на выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.)

Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении, ведь в виртуальном мире намного легче выразить себя, создать идеальный образ. Особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет при живом общении.

Происходит полная замена реальных отношений виртуальными. Большой процент пользователей удаляется из сетей, но через некоторое время снова создают странички, они осознают свою зависимость, но не в состоянии с ней справиться. Есть процент и тех, кто смог отказаться от постоянного пребывания в сети.

Больше всего зависимости от интернет подвержены люди с заниженной самооценкой. Человек создает образ, которому хочет соответствовать и выдает информацию на странице за действительную. Некоторые пользователи, осознавая расхождения с созданным персонажем, избегают личных встреч с новыми виртуальными знакомыми, а постепенно и с остальными людьми .

Развитие интернета превратило человечество в одну большую глобальную деревню и дало возможность организации коммуникаций людям из разных частей планеты в режиме реального времени. Сформировалось поколение, которое обладает новыми идентификационными параметрами и воспринимает виртуальную реальность как реальную среду обитания. Появление новой особой среды обитания человека уже приводит к изменениям сложившихся в социуме архетипов и форм социальных взаимодействий. Учёт этого фактора требует корректировки всех практических действий по организации и управлению информационными ресурсами.

Самыми популярными являются социальные сети, с помощью которых молодёжь пытается выразить себя, создать свое виртуальное «Я». Там подростки пытаются рассказать о своих достижениях, «подвигах», талантах, надеясь получить общественное признание и восполнить недостающее общение. Социальные сети стали для всех одним пристанищем, где собрались люди самого разного социального уровня, возраста, пола и вероисповедания. Люди втягиваются во вредный процесс ненужной соревновательности, где фактически поощряется полная безнравственность.

И все же, несмотря на все отрицательные стороны социальных сетей, нельзя не признать, что назад дороги нет. И отказаться от них уже никто не сможет, потому что, если это сеть для общения, то она очень удобна, экономна и практична, если для работы и творчества, то кажется быстрой, продуктивной и полезной.

По мнению психиатров, у поколения 90-х, которому неведом мир без интернета, может развиться «потенциально опасный» взгляд на окружающий мир и на собственную личность. Дети, которые с пеленок привыкли к социальным сетям, могут испытывать трудности в «реальных» взаимоотношениях с людьми, поскольку плохо разбираются в тонких оттенках выражений лица, тона голоса и языка тела.

К тому же социальные сети формируют у подростков ложное впечатление, что любовь и дружбу легко завоевать и столь же легко разрушить. Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый. Людям, привыкшим к быстрому течению интернет-жизни, реальность может показаться слишком скучной, и они могут попытаться «оживить» ее, совершая импульсивные поступки, в том числе попытки самоубийства, поскольку им свойственно занижать ценности реальной жизни.

Подростки вопреки логике верят в бессмертие. Размышляя о своей смерти, они представляют собственные похороны, слезы и угрызения родных так, как будто бы они еще живы, смотрят на все это невеселое действо со стороны. Инстинкт самосохранения полностью формируется только к 21 году. Поэтому подростку, как это ни грустно звучит, решиться уйти проще, чем взрослому человеку. Да и компьютерные игры, в которые почти все подростки играют, как правило, представляют смерть в виде некоего возобновляемого ресурса - ты бьешься с врагом, тебя убили, ты перезагрузил игру - и снова бежишь по полю.

Большие психологические проблемы могут возникнуть у ребят, чьи родители впадают в одну из двух крайностей: либо вообще не обращают внимания на подростка, либо чрезмерно его контролируют и опекают. Причем опека опеке рознь. Специалисты напоминают: заботиться надо не только о том, чтобы ребенок был сыт, здоров и делал уроки, но и о постоянном эмоциональном контакте.

Можно ведь не следить за успеваемостью сына или дочери, но воспитывать их ненавязчиво, своим примером. Если ребенок видит, что у отца с матерью доверительные отношения, что они совместно решают проблемы, тогда и он не замыкается в себе. Главная причина, по которой подростки уходят из жизни, - конфликты в семье и социуме. Причем опаснее всего скрытые, продолжительные конфликты, когда у ребенка накапливается недовольство ситуацией, близкими и самим собой. Оставшись без эмоциональной поддержки, он может решиться на непоправимый шаг.

Для изучения влияния социальных сетей на подростков мною было использовано анкетирование. Выборка составила 100 человек. Каждому предлагалось ответить на 10 вопросов. В этом исследовании принимали участие студенты АМГУ г. Благовещенска в возрасте 18-19 лет, обучающиеся по специальностям: Экономика, Социология, Менеджмент и управление, Филология.

Согласно результатам исследования социальную сеть «Мой мир» используют 84 %, «Одноклассники» - 76 %, «В контакте» - 34 %, «Фейсбук» - 13 %, причём 70% сидят сразу в 2,3 сетях. Средняя продолжительность ежедневного пребывания в социальных сетях составила более 5 часов. Вместо общения с друзьями, чтением книг и учёбой молодые люди всё больше времени предпочитают находиться в постоянном контакте с виртуальными одноклассниками. Те студенты, у которых время пребывания в сети от 6 до 24 часов, а это 28%, не видят угрозы для себя. Это говорит о неумении анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать оценку своим действиям. У этих студентов отсутствует самокритичность, а это одно из критериев психологического здоровья человека.

На вопрос если бы завтра запретили интернет, чем бы вы себя заняли, 31 % говорит что пошли бы гулять с друзьями, 30 % почитали книги и 20 % наконец-то занялись учёбой по-настоящему. Произошла подмена ценностей. Отсутствует способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинить свои поступки выдвинутым требованиям, на основе которых формируется дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

Характерным результатом негативных влияний социальных сетей на подростка выступает высокий уровень социальной деазаптации, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу.

Изучив результаты исследования, я предлагаю несколько пунктов решения этой проблемы:

  1. В нашей области, нужно создать программу по интернет-консультированию. Подросткам комфортнее начинать общение с психологом в Сети. В Европе уже существуют специализированные центры помощи людям, страдающим зависимостью от сетевых сообществ.
  2. Должны появиться «блоги доверия», где специалисты проконсультируют ребят по их проблемам и подскажут, в какую службу обратиться.
  3. Начать реализовывать развивающие программы и тренинги, направленные на развитие коммуникативных способностей (эмпатия, самообладание в конфликте, гибкость и активность в общении), на развитие духовно-нравственных способностей, где подросток научится самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к сотрудничеству.

Список литературы

  1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.: ЮНИТИ, 2009.‑ 165 с.
  2. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М: Изд-во Эксмо, 2000. – 321 с.
  3. Янг К. С. Диагноз интернетзависимость // Мир Интернет. 2000, № 2. С 24‑29

Социальное влияние: процессы и среда

Процесс социального влияния предполагает такое поведение одного человека, которое имеет своим следствием - или целью - изменение того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает по отношению к некоему стимулу. В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема (например, проблема абортов), продукт (скажем, диетический лимонад), действие (к примеру, использование шпаргалок на экзамене). Так, вы можете попытаться убедить приятеля, не имеющего твердой позиции по данному вопросу, разделить вашу точку зрения на проблему абортов. Можете подбить другого приятеля попробовать новый напиток, который пришелся вам по вкусу. Кроме того, если кто - нибудь из тех, кто уважает вас лично, признается в том, что хочет обмануть преподавателя на экзамене, ваша честность может послужить для него образцом и помочь избежать соблазна. Во всех трех случаях вы оказываетесь агентом социального влияния.

В каждом случае вы меняли или пытались изменить поведение, чувства или мысли другого человека относительно какого - то вопроса, объекта или действия. В других случаях стимулом - и агентом влияния - можете послужить вы сами. Например, с помощью обходительности и подкупающей улыбки вы можете попытаться завоевать расположение новой знакомой. В отдельных ситуациях в качестве стимула может выступить ваша «мишень», объект вашего влияния: если, к примеру, вы разговариваете по душам с другом, находящимся в состоянии депрессии, и подбадриваете его, оказываете ему поддержку, стараясь, чтобы его самооценка повысилась. Консультанты и психотерапевты - профессиональные «влиятели», чьей целью зачастую становится изменение образа «Я» клиента. Наконец, вы сами можете быть одновременно и «влияющим» и «влияемым», если решите сменить образ жизни и исполнить очередные обещания, данные самому себе под Новый год: похудеть, завести новых друзей, вовремя справляться с работой и т. д.

Существует множество техник социального влияния, однако все они укладываются в рамки сравнительно немногих основных процессов, зависящих от того, как именно люди думают, запоминают, чувствуют и принимают решения. И прежде чем сосредоточить наше внимание на том, что делать и как наилучшим путем достичь цели влияния, необходимо задуматься, почему эти механизмы работают, - постараться понять психологию влияния.

Именно это мы и попытаемся сделать с помощью данной книги. Наша основная академическая цель - изложить основные сведения, раскрывающие природу социального влияния во всем разнообразии его проявлений. На практическом уровне мы надеемся, что знания, почерпнутые из книги, окажутся востребованными в вашей повседневной жизни, помогут вам самим более успешно осуществлять социальное влияние и быть более компетентным членом своей социальной среды, обрести навыки обнаружения направленных против вас нежелательных видов влияния, равно как и средства сопротивления им.

Для начала мы приведем несколько характерных и ярких примеров социального влияния, которое можно наблюдать в трех различных средах взаимодействия: межличностной среде, специально создаваемой среде убеждения и в средствах массовой информации. Одним из различий между подобными сферами проявления влияния является то, насколько личностными, или индивидуализированными, они являются. Второе же различие заложено в степени или широте охвата целевой аудитории, на которую направлено влияние.

Наиболее индивидуализированные ситуации влияния встречаются в межличностной среде, где число непосредственных участников невелико и общение агента влияния с его объектом происходит с глазу на глаз. Усилия, предпринятые двумя вашими лучшими друзьями для того, чтобы убедить вас сходить с ними в кино, - пример межличностного влияния. Такими же примерами можно считать попытки матери заставить вечно занятого сына - подростка навести порядок в комнате и стремление продавца в автомобильном салоне убедить вас приобрести определенную модель.

Специально создаваемая среда убеждения также представляет собой достаточно pacnpocт раненный вариант. Здесь коммуникатор, как правило обращающийся к слушателям с речью, пытается убедить аудиторию согласиться с каким - либо утверждением или совершить какое - либо действие. В процессе убеждения задействован один агент влияния, пытающийся воздействовать на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей. Евангелические проповедники - типичный пример подобных убеждающих собеседников, с церковной кафедры оказывающих влияние на установки и поведение слушателей. Специально создаваемая среда убеждения менее индивидуализирована, чем среда межличностного взаимодействия. Несмотря на это, многие коммуникаторы достигают значительного успеха, увлекая за собой аудиторию, их призывы оказываются настолько эффективными и страстными, что мы присваиваем им титул харизматических личностей.

Влияние осуществляется и в среде, характерной для средств массовой информации. Сюжеты, транслируемые телевидением, радиовещанием и в печатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару. По природе своей эти сообщения наименее индивидуализированы. Их объединяет не только предназначенность для широкой публики и наполненность смыслом для многих, но и то, что все они передаются опосредованно. Автор этих сообщений никогда не задействован физически в коммуникативном процессе и не подлежит четкой идентификации как конкретный человек или группа людей. Тем не менее воздействие через СМИ может быть весьма успешным. Десятки миллиардов долларов, расходуемых на рекламу ежегодно, наглядно свидетельствуют об эффективности средств массовой информации в продвижении на рынке широчайшего ассортимента продукции и в предвыборной пропаганде политических кандидатов.

Для того чтобы вы смогли получить ясное представление о трех основных средах, или сферах, в которых осуществляется влияние, мы приведем несколько современных и исторических примеров каждой из трех ситуаций. В качестве иллюстрации к межличностному влиянию мы рассмотрим методы, используемые проповедниками мунизма в попытке убедить молодых людей, подобных вам, обратиться в их веру. Анализируя создаваемую специально среду убеждения, мы рассмотрим источники власти над аудиторией таких харизматических деятелей, как преподобный Мартин Лютер Кинг - младший, Рональд Рейган, Адольф Гитлер и лидер движения «Народный Храм» Джим Джонс. Что касается СМИ, в центре нашего внимания окажутся стратегические и тактические приемы, используемые современными табачными компаниями в целях побудить некурящих людей начать курить, а у заядлых курильщиков пресечь намерение отказаться от своей привычки. Данные примеры и теоретический экскурс, следующий за ними, послужат иллюстрациями к тем идеям и принципам, на которых мы подробнее остановимся в последующих главах. Кроме того, описанные ситуации представляют собой вполне реалистичный и убедительный материал по проблеме, которую некоторые студенты могут ошибочно посчитать абстрактной игрой ума.

Из книги Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном автора Зейг Джеффри К.

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

Окружающая среда Необходимо изменить не только учителя, но и окружающую ребенка школьную среду.Проникновение развивающих материалов не может само по себе обновить обычную школу. Школа должна стать местом, где ребенок живет свободно, и это не только личная, духовная

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Макросоциальная среда Факторы макросоциальной среды. Характер макросоциальной среды определяется демографическими, экономическими, социокультурными, религиозными и национальными факторами.Демографический фактор проявляется в перенаселенности конкретной

автора Мельникова Надежда Анатольевна

Микросоциальная среда Микросреда определяется рядом социально-психологических особенностей человека, особенностями его взаимодействия с окружающими, стратегией поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенностями его воспитания, семейными традициями и

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

40. Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы Группа несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны с внешними отношениями группы. Внешние отношения влияют на внутренние отношения группы. Эта

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

ГЛАВА 9 СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СЛУЖБЕ У ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ Процессы оказания влияния на защите окружающей среды: можно ли сохранить нашу планету с помощью убеждения? Сохранение и укрепление здоровья Социально - психологические пути к психическому

Из книги Социальная психология. Интенсивный курс. автора Майерс Дэвид Дж

Социальное влияние, благоденствие и ваше будущее Конечно, невозможно полностью оградить себя от влияния. Все мы управляем другими людьми, а они управляют нами. В этой главе мы обсудили некоторые способы, позволяющие использовать психологию для оказания влияния на людей

Из книги Техника безопасности для родителей детей нового времени автора Морозов Дмитрий Владимирович

Терапевтическая среда Коммуникативный воркшоп - это лаборатория, где студент может заняться отреагированием своих провальных паттернов, полностью положившись на учителя, который в случае необходимости не замедлит вмешаться, чтобы спасти жертву от чрезмерной боли,

Из книги Социальная психология автора Майерс Дэвид Дж

Часть III. Социальное влияние Социальные психологи изучают не только то, что мы думаем друг о друге,- тема нашей предшествующей главы,- но также и то, как мы влияем друг на друга и как мы друг с другом связаны. Главы с 10-го по 18-й будут посвящены центральной теме социальной

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Многие дети, уже достигшие подросткового возраста, могут начать болезненную работу по переоценке ценностей под страхом осуждения или осмеяния коллективом сверстников. Оно сопоставимо со страхом первобытного человека потерять племя.Именно давление

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Часть II. Социальное влияние До сих пор мы преимущественно обсуждали то, что происходит в сознании индивидуума, так сказать, «под его кожным покровом», т. е. то, что мы думаем друг о друге. Теперь же мы переходим к рассмотрению того, что происходит между людьми (на границе

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

Из книги Привычки бедных [Вы не станете богатым, если…] автора Джеймс Александр

Обогащенная среда Самый знаменитый эксперимент по продлению жизни у крыс заключался в следующем. Новорожденных крыс разделили на две группы. Контрольная группа жила, как и подобает жить лабораторным крысам. В обычных клетках и без особых забот.А вот экспериментальная

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Среда – соподчинение 1. Перечитайте 5-ю главу этой книги и поделитесь с друзьями в соцсетях мыслью, которая стала для вас ключевой.2. Выполните задание ниже.Чтобы легче было переплетать дела с уходом за ребенком – приручите ваших «ежиков»! (Ежики – это наши ежедневные

Из книги автора

2.1. Человек и его среда Воспитание… Благое начинание, когда умудренные жизненным опытом делятся этим самым опытом с младшим, «неразумным» поколением. Но насколько это хорошо? Многие реакции человека основаны не на объективной оценке реальности, не на личных решениях, а