Электронное дидактическое мультимедийное пособие "такие разные профессии". Мультимедийные учебные пособия

Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Звуковой калейдоскоп»

Описание материала: Предлагаю вам электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Звуковой калейдоскоп». Данный материал будет полезен учителям-логопедам. С помощью данного пособия формируется аналитико-синтетическая активность у дошкольников.

Описание работы

Тема пособия: «Звуковой калейдоскоп»
Возраст целевой группы: 5-6 лет
Цель пособия: формирование аналитико-синтетической активности у дошкольников с ОНР.
Задачи:
1. Уточнять правильную артикуляцию гласных звуков «а, о, у»;
2. Закреплять умение различать схематические изображения гласных звуков между собой, опираясь на форму рта при их произнесении;
3. Закреплять навык определять место звука в слове;
4. Закреплять умение соотносить выделенный звук с его схематическим изображением;
5. Закреплять умение подбирать схему к слову, и наоборот;
6. Формировать положительную мотивацию к аналитико-синтетической деятельности.

Алгоритм работы с пособием

Слайд № 1
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой калейдоскоп»
Слайд № 2
Предлагается рассмотреть картинки, выделить первый звук в словах, подобрать символ, обозначающий этот звук.


Слайд № 3
Предлагается рассмотреть картинки, выделить гласный звук в середине слова, подобрать символ, обозначающий этот звук.
По щелчку мыши на символ звука правильный вращается и остается, а неправильные исчезают.


Слайд № 4
Предлагается рассмотреть картинки, выделить гласный звук в конце слова, подобрать символ, обозначающий этот звук.
По щелчку мыши на символ звука правильный вращается и остается, а неправильные исчезают.


Слайд № 5



Слайд № 6
Необходимо определить место заданного звука в названии картинки и соотнести со схемой.
По щелчку мыши на правильную схему, она вращается и остается, а неправильные исчезают.


Слайд № 7
Ребенку предлагается «забрать» медаль, большую или маленькую. При нажатии на медаль, она переносится к смайлику (смайлик увеличивается в размере): улыбающийся смайлик «указывает» на то, что ребенок выполнил задания без ошибок, а смайлик с нейтральным выражением лица «говорит» о наличии недочетов при выполнении задании.

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста

Постепенное наращивание парка вычислительной техники в быту делает перспективной отрасль деятельности, связанной с разработкой и внедрением, как мультимедийных пособий, так и технологий обучения «без преподавателя». В отличие от обычного (бумажного) учебника мультимедийное пособие может и должно обладать «несколько большим интеллектом», поскольку компьютер может имитировать некоторые аспекты деятельности преподавателя (подсказывать в нужном месте в нужное время, дотошно выяснять уровень знаний и т.п.). Оно должно содержать весь необходимый (и даже более) учебный материал по определенной дисциплине. Только наличие полного учебного материала по дисциплине может обеспечить успешное обучение по мультимедийному пособию. Наличие же «интеллектуальных аспектов» в мультимедийном пособии не только компенсирует его недостатки (использование только на компьютере), но и дает ему значительные преимущества перед бумажным вариантом (быстрый поиск необходимой информации, компактность, дешевизна и т.д.). Мультимедийное пособие может быть, с одной стороны, в значительной степени автономным, а с другой стороны - может отвечать некоторым стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащемся в нем информационных данных, что обеспечит возможность легко и быстро набирать необходимый комплект пособий, связанных в единую обучающую систему.

Создание мультимедийных пособий основывается на двух компонентах: методически обработанном контенте и мультимедийных технологиях создания учебника.

При подборе контента эффективно опираться на человеческие знания в целом и каждого отдельного индивидуума имеют сложную иерархическую структуру, подобную структуре материального мира.

Как структура материи от элементарных частиц восходит к сложным объектам окружающего нас мира, точно также и знания, основываясь на самых простейших понятиях, восходят до сложнейших понятий, ранее не известных закономерностей окружающего нас мира (открытий).

Процесс обучения можно рассматривать, как происходящий в одном человеке, но в главном ничем не отличающийся от приобретения знаний человечеством. Главное отличие - эхо ограниченность и определенность знаний при их изучении, в отличие от безграничности и непредсказуемости знаний о природе.

При изучении дисциплины происходит изучение новых понятий на основе уже известных. В целом, весь процесс обучения в школе строится по такому же принципу от основополагающих понятий и дисциплин к более сложным.

Обучение начинается с задания обучаемому цели обучения - изучаемой темы. Учебное пособие должно выдать все неизвестные обучающемуся знания по этой теме.

Предполагается, что учебный материал представлен множеством понятий. Для определения понятия необходимо знание других понятий, непосредственно с помощью которых, определяется изучаемое понятие (Например: чтобы изучить понятие команды, необходимо прежде изучить следующие понятия - адрес, операция, операнд, результат).

Между понятиями существует отношение включения. Каждому понятию, соответствует некоторое подмножество понятий, с помощью которых оно определяется и с которыми находится в отношении включения. Отношение включения является частично упорядоченным . Оно определяет частично упорядоченное множество понятий. Это отношение обусловливает разбиение всех понятий на подмножества (уровни знаний).

Нижний уровень составляют базовые знания. Понятия этого уровня предполагаются известными обучающемуся, и не требуют дальнейшего определения. На основе этого уровня определяются понятия на уровень выше.

На основе понятий этих уровней определяется следующий уровень понятий и так далее. Разбиением понятий дисциплины на группы и уровни создается модель знаний по дисциплине - семантическая сеть.

Фрагмент семантической сети мультимедийного пособия по компьютерной графике:

1.1. Точечные и векторные изображения;

1.2. Объектно-ориентированный подход;

1.3. Рабочая среда и интерфейс пользователя;

1.4. Создание нового документа;

1.5. Открытие и закрытие документа;

2.1. Прямоугольники;

2.2. Эллипсы;

2.3. Спирали;

2.4. Сетки;

Разработка семантической сети является творческим процессом. Поэтому, аналогично тому, как после составления программы она требует отладки, так и вновь созданная семантическая сеть требует анализа и оптимизации.

Качество разработанной семантической сети можно оценить с помощью ряда показателей используемых для оценки качества данных:

Достоверность;

Кумулятивность;

Противоречивость.

Под кумулятивностью понимается свойство данных небольшого объема достаточно полно (точно) отображать действительность.

Достоверность - степень безошибочности данных.

Противоречивость - это отсутствие двух взаимоисключающих понятий.

Приведенные показатели позволяют оценить наличие явных ошибок в сети.

Обучающийся стремится изучить заданные ему темы с наибольшем пониманием и «в кротчайшие сроки». Поэтому, разработанную сеть, после ее анализа и доработки необходимо оптимизировать, так чтобы время изучения было минимально, а понимание наиболее глубоким.

Для уменьшения времени изучения необходимо оптимизировать семантическую сеть, таким образом, чтобы потребовалось меньше анализа знаний (тестирования) и сократить (если это возможно, без нарушения понимания) число понятий. Для этого существуют следующие способы:

Замена определения понятия на более простое (с меньшим числом понятий, для объяснения основного понятия);

Если одно и тоже понятие используется для объяснения нескольких понятий одного уровня, то можно обойтись одним его тестированием, а в других случаях уже брать готовый результат;

Путем сокращения типов понятий, объясняющих понятия более высокого уровня.

Следует отметить, что оптимизация не является формальной процедурой. После оптимизации, вследствие возможности привнесения человеком ошибок - семантическую сеть целесообразно проанализировать.

Этапы проектирования учебного пособия приведены на рисунке 6.

Рис. 6. Этапы проектирования мультимедийного учебного пособия

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и предоставления информации всё активнее входит в нашу жизнь. Этот процесс начался не так давно, однако темпы его распространения невероятно стремительны.

В современной жизни нас окружает огромное море информации с географическим содержанием - и с экранов телевизоров, и в различных печатных изданиях, большое количество информации скрыто в компьютерных сетях, которой может пользоваться ученик при самообразовании.

Компьютер позволяет ученику облегчить и упорядочить процесс подготовки домашнего задания, качественно оформить доклад или реферат, выработать умение разрабатывать мультимедийные презентации по различным темам урока.

Наиболее распространённым методом применения компьютера в учебных целях является использование мультимедийных образовательных презентаций, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который ученик или группа подбирают сами в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. Уроки с применением презентаций привлекают учащихся, создают положительный эмоциональный настрой к учёбе.

Глобальная сеть Интернет, как источник доступной информации для расширения возможностей обучения географии, помогает учащимся и учителю в подготовке к урокам. Поиск информации по заданной теме в Интернете вызывал у меня большой интерес. Изучая географию второй год, я решил создать мультимедийные презентации по различным разделам географии России, используя знания владения компьютерными программами, полученные на занятиях кружка «Познание». Каждый человек должен знать историю, географию своей страны, а мультимедийные презентации помогают воспринимать материал, активизируя познавательную деятельность школьников.

Принципы разработки учебных презентаций в программе Microsoft PowerPoint

Microsoft PowerPoint является одним из самых мощных на сегодняшний день приложений, предназначенных для подготовки и проведения презентаций. Презентации могут использоваться в процессе обучения, проведения уроков и классных часов и т.д. Презентации - это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление.

PowerPoint - это программа которая позволяет получать потрясающие результаты, и в тоже время ее легко использовать, поскольку именно она выполняет вместо нас огромный объем работы. Являясь составной частью пакета Microsoft Office, это приложение обладает рядом характеристик, которые являются общими для компонентов Office и открывают путь к совершенно новым и бездонным горизонтам функциональных возможностей. Презентации, созданные в данной программе можно использовать, как электронные пособия, не боясь, что оно будет скучными и неинтересными. Поскольку, добавляя рисунки, таблицы и другие красочно оформленные специальные эффекты, слайдовые демонстрации превращаются в мощный инструмент обучения, и превращают даже самого пассивного слушателя, в активного участника презентации.

При разработке электронного пособия были выявлены следующие принципы разработки учебных презентаций: Оптимальный объем. Наблюдения показывают, что наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8-20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

В связи с этим встает проблема отбора материала для презентации, не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключить дублирующие, похожие слайды.

Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения.

Разнообразие форм. Это требование предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей воспринимают наиболее хорошо информацию, представленную разными способами. Кто - то лучше воспринимает фотографии, кто - то схемы или таблицы и.т.д.

Учет особенности восприятия информации с экрана. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы. Среда PowerPoint является в этом плане весьма удобной, позволяя создавать достаточно интересные анимации.

Занимательность. Включение в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный настрои, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Цветовое оформление презентации должно соответствовать выбранной теме.

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Особенности мультимедийных пособий

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия. Multimedia -(Англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию. «Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др.

В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации: Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения.

Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования. Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.

В состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Для демонстраций в классе необходим специальный проектор и экран.

Использование мультимедиа программ на уроках предъявляет высокие требования к компьютеру: объему памяти, звуковоспроизводящему оборудованию, скоростному режиму дисковода для CD-ROM или DVD-ROM.

Мультимедийные программы позволяют не только улучшить восприятие изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, они помогают организовать опрос в тестовой форме на уроке. Возможности мультимедийных программ позволяют накладывать одно изображение на другое, тем самым устанавливать причинно-следственные связи.

Сегодня созданы учебные электронные мультимедиа издания по географии с 6-го класса по 10-й класс, библиотека электронных наглядных пособий по географии с 6-го класса по 10-й класс, мультимедийное пособие по сдаче ЕГЭ по географии, существуют и мультимедийные коллекции рефератов, которыми могут пользоваться учащиеся для подготовки домашнего задания.

На уроках географии можно не только использовать разработанные кем-то учебные мультимедийные пособия, но и создавать свои. Появились программы, которые намного облегчают этот процесс.

Такую возможность сейчас имеют не только те дети, которые имеют компьютер дома, но и благодаря школьному Интернету. Выполнив задание, ребята увлечённо рассказывают о результатах работы на уроке, чем вызывают множество вопросов и вовлекают в беседу остальных. Презентации, созданные учащимся, дополняют их ответ при устных докладах. Для создания мультимедийного продукта нужно не только находить нужную информацию, но и отбирать её, отбрасывать ненужное, анализировать полученные сведения, приводить в систему, а не бездумно «скачивать» из Интернета. При самостоятельном создании компьютерной презентации ученик не только повторяет пройденный материал, но и имеет возможность узнать много нового и интересного об изучаемом явлении или предмете.

Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.

Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. У учителя появляется возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала.

Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.2 Отличительные особенности мультимедийного пособия, разработанного на основе гипертекстовых технологий

1.3 Архитектура мультимедийного пособия

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ

2.1 Этапы построения

2.2 Структура пособия

2.3 Анализ практического использования пособия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве приоритетной для всей системы образования ставит задачу обеспечения высокого качества подготовки, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решение этой задачи требует внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью и соблюдением Государственных образовательных стандартов развитие потребности в самообразовании на основе многовариантности содержания и организации образовательного процесса. В зарубежной и отечественной научно-педагогической литературе уже несколько десятилетий переход к новым образовательным технологиям связывается с процессом компьютеризации учебного процесса, формированием образовательных сред на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В работах Б.С. Гершунского, В.В. Лаптева, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт и других исследователей показано, что современные информационные технологии обладают значительным образовательным потенциалом.

Вместе с тем, как отмечают многие исследователи и преподаватели, практика применения ИКТ в качестве средства обучения заметным образом отстает от достижений теории и пилотных разработок. Несмотря на то, что в учебном процессе все шире используются электронные образовательные ресурсы, зачастую они только повторяют пособия на бумажных носителях, не развивая у школьников самостоятельность.

Сказанное в полной мере относится к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для изучения информатики. Ситуация осложняется тем, что современные информационные технологии прогрессируют и совершенствуются настолько стремительно, что электронные учебные материалы в этой области не успевают в должной степени соответствовать этим изменениям. В силу тех обстоятельств, что резко возрос объем учебной информации, а время, отводимое на его изучение, не изменилось, эквивалентным образом увеличилась плотность потока учебной информации, поступающей к ученику.

В данных условиях необходимы электронные образовательные ресурсы, которые предоставляют учителю информатики возможность:

1. редактировать контент при необходимости обновления учебного материала дисциплины;

2. экономить учебное время за счёт использования наглядности представления изучаемого материала;

3. активизировать самостоятельную работу школьников.

В современном образовании пока не достаточно развиты специализированные научно-исследовательские структуры, занимающиеся разработкой электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на занятиях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства.

Анализ работы разных авторов в этом направлении показывает, что электронные образовательные ресурсы, удовлетворяющие таким требованиям, могут быть разработаны на основе гипертекстовых технологий и мультимедиа. Гипертекстовые технологии широко используются для организации информации в сети Internet, при этом их разработка ведется на языке гипертекстовой разметки документов HTML. Однако и операционная система Windows, программы-приложения пакета MS Office также имеют широкие возможности использования гипертекстовых технологий для создания интегрированных программных продуктов . Мультимедиа - сочетание разнородных данных в одном программном продукте, имеет большой образовательный потенциал за счет высокой степени наглядности.

Степень разработанности исследования: вопросы, связанные с использованием:

- информационных технологий освещались в трудах Б.С. Гершунского, В.В. Лаптева, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт;

- мультимедийных технологий освещались в трудах В.В. Лаптева, Е.С. Полат, И.В. Роберт;

- электронных пособий, учебников освещались в трудах Каймина В.А., Горелова Ю.Н., Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.И. Башмакова.

Цель исследования: разработать мультимедийное учебное пособие по компьютерной графике на основе гипертекстовой и мультимедиа технологий, рассмотрев в качестве графического редактора программу CorelDraw.

Задачи исследования:

1. изучить научно-популярную литературу по использованию гипертекста и мультимедиа в образовании;

2. проанализировать структуры и содержания образовательных программных средств;

3. разработать мультимедийное учебное пособие по компьютерной графике для самостоятельной работы школьников на основе языка программирования Delphi с использованием гипертекстовых и мультимедиа технологий.

Объектом исследования является процесс создания электронных образовательных ресурсов.

Предмет исследования : разработка мультимедийного учебного пособия по компьютерной графике.

Теоретико-методологическая база исследования: базу теоретического исследования составили труды Каймина В.А., Горелова Ю.Н., Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.И. Башмакова, Евтых С.Ш., Аксенова Г.П..

Эмпирические источники исследования: результаты собственного исследования, проводившиеся во время педагогической практики на базе школы № 10 города Нижнекамска.

Апробация результатов исследования: результаты исследования

· освещались на межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их разрешении» по теме «Роль электронных образовательных ресурсов в образовании»;

· применялись в учебном процессе средней школы №10 под руководством учителя высшей квалификационной категории Мельниковой С.А.;

· были рассмотрены и одобрены на заседании педагогического совета средней школы №10

Научная ценность работы: на основе результатов практического использования мультимедийного учебного пособия, разработана методика преподавания векторной графики на уроках информатики. Мультимедийное учебное пособие содержит текстовый теоретический материал, включающий в себя 18 разработанных уроков по векторной графике. Состав уроков является обширным, так как пособие предназначено не только для обучения школьников, но также может быть полезно людям, профессионально занимающимися компьютерной графикой. Для облегчения восприятия информации, пособие содержит видео-уроки, закрепляющие теоретический материал на практике. Принцип работы видео-уроков заключается в повторении теоретического материала и использовании его на практике в виде пошагового выполнения различного рода упражнений. Для более глубокого восприятия информации, в состав уроков включены упражнения с детальным описанием их выполнения.

Практическая ценность работы состоит в том, что данное пособие может быть оперативно адаптировано к изменениям содержания учебного материала самим учителем информатики. содержит методический материал для создания собственных мультимедийных пособий в виде замены гипертекстовых документов. Что позволяет людям, имеющим минимальный навык работы с гипертекстовыми документами создавать свое пособие на основе уже имеющегося.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся:

- методика обучения векторной графике;

- разработанное мультимедийное учебное пособие.

Структура работы. Выполняемая квалификационная работа изложена на 66 страницах, включающих введение, две главы, заключение, список литературы, а также приложения.

гипертекст мультимедиа программирование образовательный

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1 Роль мультимедийных пособий в учебном процессе

Информационные технологии (ИТ) в образовании играют все более существенное значение. Современный учебный процесс сложно представить без использования компьютерных учебников, задачников, тренажеров, лабораторных практикумов, справочников, энциклопедий, тестирующих и контролирующих систем и других электронных образовательных ресурсов (ЭОР).Последние составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным ИТ. Далее в большинстве случаев, говоря об ИТ, мы будем иметь в виду ЭОР и мультимедийные пособия (МП) в частности. Среди перечисленных ЭОР мультимедийное пособие, также как и электронный учебник представляет собой наиболее емкое средство обучения, т.к. включает в себя элементы всех остальных средств (тренажер, задачник, система контроля знаний и т.д.).

Роль ИТ в системе образования соотносится с тремя уровнями их применения (рисунок 1).

На первом ИТ выступают в качестве инструментария для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения. ЭОР на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса в качестве учебно-методических средств. Место ЭОР и возлагаемые на них функции определяются сложившимися принципами организации обучения. Другими словами, ЭОР используются в пассивном качестве, т.е. не оказывают влияния на образовательную систему .

Активная роль ИТ проявляется на втором и третьем уровнях. Она обусловлена тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами ЭОР обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества ЭОР:

- создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с ЭОР, а также темп учебного процесса;

- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (например, адаптивные ЭОР, способные настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);

Рис. 1. Роль ИТ в системе образования

Возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);

Возможность взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;

Возможность представления к мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

Возможность автоматизированного контроля и более объективного оценивания знаний и умений;

Возможность генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;

Возможности поиска информации в ЭОР и более удобного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и др.);

Создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность и др.).

Перечисленные достоинства характеризуют ЭОР в дидактическом и функциональном отношениях. К технологическим преимуществам ЭОР в целом и МП в частности относятся:

Повышение оперативности разработки;

Более простое обновление и развитие;

Легкое тиражирование;

Более простое распространение (особенно при использовании Internet).

Как видно из рисунка 1, активная роль ИТ в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.Например, интенсивный рост дистанционного образования стал возможным в результате широкого распространение Internet-технологий. Развитие технологий мультимедиа, компьютерной графики и тренажерных систем, а также методов и алгоритмов компрессии цифровых данных дали толчок к созданию методики обучения путем «погружения» в виртуальную реальность, имитирующую среду профессиональной деятельности. Появление класса компьютерных сетевых тренажеров стимулировало развитие методики многоролевого тренажа в формах деловых игр и соревнований. Подобные примеры можно приводить и дальше .

Использование мультимедийного пособия в качестве ЭОР в учебном процессе способствует:

Росту качества обучения;

Снижению затрат на организацию и проведение учебных мероприятий;

Перераспределению нагрузки преподавателей с рутинной на творческую деятельность (решение научно - исследовательских и методических задач, создание учебно-методических пособий (в том числе МП), подготовку нестандартных учебных заданий, индивидуальную работу с обучаемыми и др.);

Повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения.

Из сказанного следует вывод о том, что в современной системе образования при возникновении потребности в определенных учебно-методических средствах при прочих равных условиях ЭОР будет отдаваться предпочтение перед традиционными средствами. Преимущество ЭОР нельзя понимать в том смысле, что ЭОР полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Тем более неправильно считать, что ЭОР состоят из одних достоинств и не обладают недостатками. К отрицательным сторонам ЭОР и МП в том числе относятся:

Необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и соответствующее программное обеспечение для работы с ЭОР;

Необходимость обладать навыками работы на компьютере;

Сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея;

Недостаточная интерактивность ЭОР (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);

Отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.

Названные недостатки ЭОР носят объективный характер. К сожалению, часто к ним добавляются субъективные недостатки, вызванные неграмотным проектированием ЭОР и концептуальными недочетами, допущенными их создателями. В результате потенциальные пользователи, воодушевившись многочисленными авансами, выданными ЭОР, после ознакомления с их неудачными представителями испытывают разочарование и делают вывод о неэффективности и бесперспективности всего класса подобных средств .

Разработчики ЭОР и преподаватели, применяющие их в своей практической деятельности, должны решать объективные и типовые субъективные недостатки ЭОР и стараться компенсировать их при создании и эксплуатации данных средств. Способы компенсации могут быть разными: техническими, организационными, методическими, дидактическими, функциональными. Например, сложность восприятия больших объемов текста с экрана устраняется при использовании компьютеров типа notebook с жидкокристаллическим дисплеем с диагональю не менее 15 дюймов. С таким компьютером можно работать как с обычной книгой, устроившись в кресле и положив его на колени. При отсутствии финансов на приобретение соответствующей вычислительной техники и нежелании ожидать кардинального снижения цен на нее данный недостаток компенсируется наличием представлении содержания ЭОР на бумажном носителе. Необходимость обладания навыками работы на компьютере полностью исключить нельзя. Влияние данного аспекта нивелирует максимально упрощенный и интуитивно понятный пользовательский интерфейс (ПИ) ЭОР. Недостаточная интерактивность восполняется за счет организации регулярных консультаций в очной или дистанционной формах. Повышение интерактивности также обеспечивают реализация в ЭОР определенных дидактических приемов и использование интеллектуальных технологий моделирования знаний и деятельности. Отсутствие «надзирателя», контролирующего ход выполнения учебного плана, компенсирует промежуточный контроль знаний по каждому пройденному разделу, проводимый по жесткому графику. Преодолению этого же недостатка способствует применение игровых и состязательных методик, стимулирующих интерес обучаемого к предмету и повышающих его мотивацию к успешному приобретению соответствующих знаний и умений.

Приведенные соображения свидетельствуют о целесообразности использования ЭОР в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. Таким образом, ясно, что ЭОР не являются исключающей альтернативой некомпьютерных учебных пособий. Приоритет ЭОР следует понимать в том смысле, что по мере развития соответствующих технологий именно ЭОР будут составлять ядро учебно-методического обеспечения .

Итак, потребность в ЭОР и МП, в том числе велика. Рассмотрим, в какой мере ее удовлетворяет сегодняшнее состояние рынка программного продукта. На первый взгляд, дела обстоят хорошо: потребителю предлагается большое число самых разнообразных МП. В западных странах разработки МП выросли в отдельную отрасль ИТ. Подобная тенденция существует и в России. Однако при более внимательном рассмотрении ситуации оптимистичная ее оценка претерпевает серьезные изменения .

Во-первых, распределение имеющихся на рынке МП по предметным областям (ПО) весьма неоднородно. Интегральный рейтинг, учитывающий количество продуктов и их распространенность, выглядит так (в порядке убывания наиболее популярных классов):

МП для изучения естественных языков (русского и иностранных);

МП для изучения ИТ и программных продуктов общего назначения (операционных систем, текстовых и графических редакторов, сервисных средств и т.п.), а также языков программирования и инструментальных средств (компиляторов, сред разработки приложений, систем управления базами данных (СУБД), систем моделирования и др.);

МП по гуманитарным дисциплинам (истории, культурологии и т.д.), большая часть которых ориентирована на школьный уровень образования;

МП по естественнонаучным дисциплинам, ориентированные в основном на школьный уровень образования;

МП, предназначенные для использования в рамках среднего и высшего профессионального образования;

МП по инженерным и специальным техническим дисциплинам.

Во-вторых, большинство МП в содержательном плане являются локальными, охватывающими отдельные темы, вопросы и типы задач. Комплексные МП или интегрированные пакеты ЭОР, покрывающие материал учебного курса встречаются редко. Содержательная локальность снижает масштабность применения ЭУ. Сегодня им отводится роль вспомогательных учебно-методических средств, в лучшем случае используемых на некоторых лабораторных работах и практических занятиях. Подчеркнем, что говоря о низкой масштабности применения, мы имеем в виду не вообще компьютеры и ИТ, а специальные программные средства для решения педагогических задач, каковыми являются МП.

В-третьих, количество не означает качество. Неудачных МП, к сожалению, достаточно много. Например, встречаются обучающие системы, в которых для поиска нужной темы требуется длительное листание кадров, а также электронные учебники, представляющие собой последовательность графических образов, полученных сканированием страниц бумажного учебника. Дискредитирующими идею являются МП, включающие такие контрольные задания и средства их выполнения и проверки, что прошедший контроль опытный преподаватель или специалист в данной ПО стабильно получает два балла, и эта оценка снабжается бестактным комментарием. Можно привести много примеров безграмотных системотехнических, дидактических и интерфейсных решений, реализованных в МП.

Главная причина концептуальных ошибок, допускаемых при создании МП, состоит в использовании их узкой интерпретации только как электронных аналогов соответствующих традиционных пособий. В ее основе лежит непонимание того, что МП должны воплощать лучшие стороны традиционных средств и обязательно реализовывать новые качества.Последнее положение является базовым правилом концептуального проектирования МП .

Наконец, в-четвертых, важна не только текущая обеспеченность МП, но и готовность их разработчиков оперативно реагировать на изменения образовательных потребностей, т.е. создавать и предоставлять на рынок качественные МП. Подобная готовность требует наличия инвариантной к ПО и признанной большинством разработчиков методологии создания МП. Одной из причин, сдерживающих ее развитие, является отмеченная выше недостаточная масштабность применения МП в школьном образовании. Проблема состоит в том, что рынок ориентируется на конечных пользователей МП - обучаемых, а решения о приобретении и применении МП принимаются ими на основе рекомендаций преподавателей школ, которые могут быть даны только в случае глубокого их интегрирования в учебный процесс. Последнее требует от преподавателей не только понимания возможностей МП и владения методикой их эксплуатации, но и определенной решимости в стремлении развивать и использовать новые педагогические методы и формы, в которых существенно большее внимание уделяется самостоятельной работе обучаемых на базе технологии ЭОР. Невыполнение данных условий приводит к тому, что наибольшее распространение получают ЭОР, предназначенные исключительно для самообразования и направленные на восполнение пробелов традиционного обучения (например, МП для изучения иностранных языков). Может показаться, что вывод о значительной потребности в МП был сделан поспешно, так как противоречит недостаточной масштабности применения в школах уже существующих. В действительности это противоречие является мнимым, поскольку речи идет о разных уровнях использования ИТ в образовании (рисунок 1). Говоря о потребности в ЭОР и МП в частности, мы имели в виду интегральную потенциальную потребность, относящуюся ко всем уровням. Недостаточная же масштабность характерна только для первого, пассивного уровня. На последующих уровнях ЭОР и МП в том числе становятся неотъемлемым звеном образовательной системы.

Нетрудно заметить, что описанное выше положение дел представляет собой замкнутый круг. Проблема обеспеченности МП обусловлена отсутствием отработанной методологии их создания, развитие методологии сдерживается невысокой масштабностью применения имеющихся МП, а последний фактор вызван недостатком качественных ЭОР и инерцией существующей системы образования. Разрыв данной цепочки, на наш взгляд, невозможен без вовлечения преподавателей учебных заведений в разработку и активное их использование. Разумеется, из сказанного не следует, что 100 % преподавателей должны освоить авторские инструментальные средства и влиться в ряды разработчиков. Вовлеченность в первую очередь подразумевает знание базовых методологических вопросов создания и эксплуатации, владение методикой организации учебного процесса на основе данной технологии, способность к выявлению потребностей в новых МП, готовность к участию в разработке в качестве автора и методиста. Принципиально более активная роль преподавателей обеспечит не только интенсификацию интеграции МП в учебный процесс, но и будет содействовать существенному росту их качества за счет повышения уровня реализуемых в них дидактических решений .

Рассмотрим общее понятие об мультимедийном пособии и его классификацию.

Среди множества определений МП мы выделим два наиболее соответствующих современным.

Первое определение носит емкий описательный характер и включает в себя основные черты МП: под мультимедийным пособием понимается совокупность текстовой, графической, цифровой, речевой, музыкальной, фото-, видео- и другой информации, исполненной на любом электронном носителе - магнитном, оптическом, опубликованной в электронной компьютерной сети, а также печатная документация для пользователя.

Второе определение имеет технолого - педагогическую направленность: мультимедийное пособие является программно - информационной системой, состоящей из программ для ЭВМ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления). Данное определение мы возьмем за основу, и будем использовать далее в работе, т.к. оно включает в себя понятия напрямую связанные с разработкой МП, его структуры и структуры контента с учетом особенностей учебного процесса.

МП необходимо классифицировать по различным признакам, следовательно, единой классификации пособий нет. Поэтому мы предлагаем ввести классификацию МП по признакам:

1. По использованию в учебном процессе;

2. По виду технологии, на основе которых разработан учебник.

Классификация по использованию МП в учебном процессе учитывает формы учебной деятельности учащихся:

МП для коллективной работы;

МП для индивидуальной работы;

МП для самостоятельной работы.

Второй признак классификации отражает технологии, которые лежат в основе учебного пособия. Современные информационные технологии активно развиваются, находят применение в различных сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Следовательно, классификация по второму признаку будет меняться следом за развитием информационных технологий. На сегодняшний день по этому признаку можно выделить классы:

МП на основе средств программирования;

МП на основе гипертекстовой технологии - содержит учебный материал, структурированный для представления в виде гипертекста, систему навигации по пособию, соединяет в себе информацию разного рода: звук, видео, анимацию, текст и т.д.;

МП на основе комплексных технологий - сочетает в себе в различных пропорциях все вышеперечисленные технологии;

МП на основе интеллектуальных технологий (адаптивный электронное пособие) - позволяет не просто тренировать обучаемого и контролировать его знания, но и по результатам деятельности обучаемого может определить, какие знания недостаточны или ошибочны, и вернуть обучаемого на соответствующий раздел теории или практики, либо дать дополнительные разъяснения, т.е. она позволяет адаптировать процесс обучения под особенности каждого конкретного обучаемого, работающего с системой.

Мультимедийное пособие является программно - информационной системой педагогического назначения и должно удовлетворять особенностям каждой формы учебной деятельности учащихся для широкого спектра практических задач, т.е. быть универсальным. Это достижимо путем использования различных технологий. Особенно эффективно использование различных технологий в сочетании с гипертекстом, т.к. гипертекст позволяет структурировать учебный материал и закладывать траекторию изучения материала .

Исходя из предложенной классификации в данной работе мы рассматриваем мультимедийное пособие на основе гипертекстовых технологий для самостоятельной работы учащихся.

1.2 Отличительные особенности мультимедийного пособия, разработанного на о с нове гипертекстовых технологий

Наиболее прогрессивная методика представления учебного материала базируется на основе гипертекста и гипертекстовой системы на основе гипертекстовых технологий.

Учитывая возможности гипертекстовых технологий можно выделить особенности МП.

1. Информация по выбранному предмету или курсу должна быть хорошо структурирована, и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Структурным элементам учебного курса должны соответствовать ключевые темы с гипертекстом, иллюстрациями, аудио и видео комментариями.

Гипертекст (Hypertext) - понятие, описывающее тип интерактивной среды с возможностями выполнения переходов по ссылкам. Ссылки, внедренные в слова, фразы или рисунки, позволяют пользователю выбрать текст или рисунок и немедленно вывести связанные с ним сведения и материалы мультимедиа .

Гипертекстовая система - представление информации в виде некоторого графа, в узлах которого содержатся текстовые элементы (предложения, абзацы, страницы или даже целые статьи, либо книги), а между узлами имеются связи, с помощью которых можно переходить от одного текстового элемента к другому . Важная характеристика гипертекстовой системы - это реализация навигации в среде гипертекста. В современных гипертекстовых системах для этих целей применяются специальные системы управления базами данных, элементами которых являются фрагменты гипертекста.

3. Технология гипертекста позволяет свободно соединять разнородную информацию, т.е. создавать гипермедийные фрагменты пособия. Таким образом, создаются МП с высоким уровнем наглядности представления учебного материала.

Графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения, что способствует лучшему и быстрому усвоению материала, без дополнительных усилий. Поэтому архитектура мультимедийного пособия должна включать графическое обеспечение .

Эффективным является использование иллюстраций вместе с подсказками при рассмотрении сложных чертежей или фотографий. Весьма эффективна вставка видеосюжетов, демонстрирующих порядок создания программного продукта. Достоинство видео клипов состоит еще в том, что они позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе, а также использовать выборочную съемку.

Аудио комментарий обязателен для дополнительной сигнализации о результатах выполнения определенных действий («правильно», «неправильно»), особенно при работе с большим количеством контролирующих компонентов.

Основные требования, которые предъявляются при разработке мультимедийных пособий - это использование виртуальной реальности, трехмерного изображения, не для создания модных эффектов, а лишь в случае, когда это оправдано самим представленным материалом и помогает понять исследуемый объект.

4. Текстовая информация должна обеспечивать возможность распечатки необходимых фрагментов текста. Должна существовать возможность адаптации используемого шрифта к запросам пользователя.

Все тексты готовятся с использованием современных программных средств, с учетом особенностей оформления текста: выделение заголовков, подзаголовков, определений, ключевых слов, перечислений, кроме этого вставка графического материала, который может содержать рисунки, графики, поясняющие ссылки, а также в соответствии с принципами цветового визуального восприятия информации и наглядности подачи материала.

В соответствии с педагогическими стандартами цветовая палитра программы не должна содержать резких перепадов цветовой гаммы и цветов, которые способствуют быстрому утомлению глаз и не позволяют сосредоточиться на изучаемом материале .

На сегодняшний день в качестве стандарта для разработки текстового материала рекомендуется применять пакет Microsoft Office, в частности входящие в него программы: Microsoft Word, Microsoft FrontPage.

5. Система, содержащая сложные модели должна содержать мгновенные подсказки, появляющиеся и исчезающие синхронно с движением курсора к отдельным элементам программы, кроме этого возможность увеличивать отдельные элементы иллюстраций и копирования. Эти элементы заложены в гипертекстовую технологию.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от множества факторов, одним из которых является подсказка, как способ активизации мыслительной деятельности учащихся.

Подсказкой называется любая коррекция действий обучаемого, как на этапе обучения, так и на этапе проверки полученных знаний. Любая современная компьютерная программа снабжена системой помощи, которая дает возможность работать с ней любому человеку, знакомому с компьютером. Эта система помощи есть не что иное, как система подсказок, направляющих действия пользователя при возникновении затруднений .

В компьютерных обучаемых программах можно выделить два вида контекстно - зависящей помощи:

Техническую помощь, дающую информацию о правилах работы с программой и её возможностях;

Предметную помощь, несущую информацию по изучаемой дисциплине.

Включение в компьютерную обучающую программу возможности подсказки, получение ее при возникновении у учащегося проблем с ответом на вопрос делает работу с компьютером похожей на занятие с репетитором. Вследствие того, что в компьютерные обучающие программы закладывается интеллектуальный потенциал их создателей, работа с ЭВМ в интерактивном режиме фактически делает доступным общение учащихся с лучшими преподавателями соответствующих дисциплин. В результате следует ожидать повышение качества знаний учащихся по предметам, при изучении которых будут использоваться такие обучающие программы.

В обучающих программах подсказка может проявляться в форме текста на экране дисплея, рисунков, схем, графиков, таблиц, мультипликации и видеофрагментов. Уникальную возможность комбинировать подсказки предоставляют современные гипертекстовые и мультимедийные технологии. Разработчики имеют возможность создавать комбинированную подсказку, она включает в себя использование текста, речи и графики. Комбинированная подсказка действует на несколько сигнальных систем, при этом может быть более эффективной. Следует учитывать возможность быстрого утомления обучаемого при частом их использовании.

В обучающей программе широко применяется так называемые ориентированные подсказки, которые сообщают обучаемому, где можно взять недостающие данные для решения той или иной задачи. Она напоминает о необходимости использовать различного рода справочники, таблицы, т.е. учит работать с литературой .

6. В мультимедийных пособиях рекомендуется использовать многооконный интерфейс, когда в каждом окне будет представлена связная информация. Данный интерфейс может быть не востребован в гипертекстовом учебнике, т.к. связанная информация свободно доступна посредством гиперссылок при продуманной навигации учебника.

7. Текстовая часть строится на основе гиперссылок, позволяющих сократить время поиска необходимой информации, а также является мощным поисковым центром и индексом.

В пособиях для старших классов, обязательным элементом должна быть мощная поисковая система, позволяющая проводить поиск слов, как в заголовках, так и непосредственно в тесте. В этом случае хорошо иметь заранее созданный индекс или несколько различных индексов для всего издания. Ведение поиска должно сопровождаться ответствующими знаками, а найденные слова выделяться.

8. Весь курс должен содержать возможность копирования выбранной информации, а так же ее редактирование и распечатку на принтере.

При использовании мультимедийных пособий целесообразно иметь «твердую» копию текстовых разделов, которые выбраны в этих пособиях для использования их учениками, т.е. распечатать с помощью принтера необходимый текст, а не читать его с экрана. От чтения с экрана монитора глаз устает значительно больше, а при использовании мониторов низкого качества ухудшается зрение. В МП на основе гипертекста необходимо включить функцию «Вариант для печати», позволяющую вывести на печать текущий текст с ближайшими гиперссылками .

9. Мультимедийное пособие на основе гипертекста обладает принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником. Принципиальное отличие состоит в его нелинейной, разветвленной структуре и возможности педагога - разработчика заложить посредством навигации траекторию изучения материала.

1.3 Архитектура мультимедийного пособия

Архитектурой программной системы называется спецификация ее сопряжения с пользователями и внутренних компонентов системы между собой. Архитектура отражает состав основных программных и информационных компонентов системы, а также их связи друг с другом, пользователями и внешними программными системами. Вычленение программных компонентов (модулей) производится по функциональному принципу. Информационные компоненты (массивы, блоки, файлы, фрагменты базы данных и т.д.) выделяются на основании их назначения, использования, форматов представления данных, способов доступа и других признаков .

Схема обобщенной архитектуры мультимедийных пособий (МП) показана на рисунке 2. В конкретных реализациях некоторые ее составляющие могут отсутствовать. Обязательные компоненты, образующие «минимальную» конфигурацию МП, помечены звездочками. В рассматриваемой схеме применены следующие вновь вводимые сокращения:

МОРУМ - модуль обеспечения работы с учебным материалом;

МПУМ - модуль поиска учебного материала;

МОРУТЗ - модуль обеспечения работы с УТЗ;

МГУТЗ - модуль генерации УТЗ;

МУУП - модуль управления учебным процессом;

МРИО - модуль регистрации и идентификации обучаемых;

МПМОП - модуль представления моделей обучаемых и протоколов их работы;

ИАП - интерфейс с АРМ преподавателя (инструктора);

УТЗ - учебно - тренировочная задача;

ПИ - пользовательский интерфейс;

ОТеК - описание текущей конфигурации МП.

Информационные компоненты МП подразделяются на три класса:

информационные компоненты, входящие в МП;

информационные компоненты для настройки МП;

информационные компоненты, формируемые МП и отражающие результаты работы обучаемых.

Информационные компоненты, входящие в МП, в свою очередь, разбиваются на две группы. Первая включает компоненты, содержание которых ассоциируется с изучаемым предметом. К ней относятся различные составляющие учебного материала и множество учебно - тренировочных задач (УТЗ). Вторая группа объединяет компоненты, связанные в содержательном плане с МП как с программным средством. На схеме архитектуры выделено два таких компонента: блок идентификации МП и справка по работе с МП.

Учебный материал и УТЗ могут включать ссылки на информационные и программные объекты. Структурные единицы учебного материала могут ссылаться на УТЗ и внешние ЭОР, УТЗ - на структурные единицы учебного материала, а также на внешние ЭОР или внешние программные модули (например, обеспечивающие моделирование изучаемых сущностей).

Структура учебного материала, а также система отношений между УТЗ будут рассмотрены далее.

Рис. 2. Схема обобщенной архитектуры мультимедийных пособий (МП)

Необходимо отметить, что понятие УТЗ здесь и далее употребляется в собирательном смысле в качестве общего наименования заданий для закрепления и контроля знаний. Эти задания могут иметь форму вопросов, задач, упражнений и др.

Отметим также двойственную интерпретацию понятия «содержание» в контексте МП. С одной стороны, содержание ассоциируется с информацией предметного характера, представленной в ЭОР, т.е. непосредственно с учебным материалом и УТЗ. С другой стороны, содержание трактуется как оглавление, перечень структурных единиц учебного материала. Во избежание путаницы для обозначения второй интерпретации используем словосочетание «блок содержания» .

В МП и КОС реализуются четыре основных способа доступа к учебному материалу:

Через блок содержания, элементы которого ссылаются на соответствующие структурные единицы учебного материала, и средства навигации;

Через указатели (предметные, именные и др.), словарь (глоссарий), тезаурус и подобные компоненты, содержащие ссылки на структурные единицы учебного материала;

С помощью средств поиска учебного материала (МПУМ);

Через определяемые пользователем закладки, ассоциируемые со структурными единицами учебного материала.

МПУМ обеспечивает либо полнотекстовый поиск, либо поиск по ключевым словам. Во втором случае подразумевается, что учебный материал проиндексирован.

Блок идентификации представляет собой аналог титульного листа книги и выступает в качестве своеобразного паспорта МП. Он содержит название МП, краткое описание его назначения и применения, сведения о разработчиках, распространителях, авторских правах и др.

Второй класс информационных компонентов МП включает профили обучаемых, ОТеК и ЭИЗО.

Под профилем понимается описание параметров пользователя, влияющих на настройку системы. В профиле обычно хранятся: идентификационные данные обучаемого; сделанные им заметки и закладки; «история» работы обучаемого с системой (в общем случае - запись его действий: введенных команд, сформированных поисковых запросов, траектории навигации по учебному материалу и т.д.), описание настройки ПИ и др.

ОТеК отражает текущую системную конфигурацию МП, т.е. настройку программного средства на применение в конкретных программно - технических и организационных условиях. ОТеК, фиксирующее типовую конфигурацию, действующую по умолчанию, как правило, входит в дистрибутив МП и устанавливается на компьютер программой его инсталляции. При использовании МП в КК учебного заведения изменения в ОТеК вносятся системными администраторами.

Различия между информационными компонентами для настройки КУ (КОС) иллюстрирует таблица.

Таблица Различия между информационными компонентами для настройки КУ (КОС)

К третьему классу информационных компонентов относятся модели обучаемых и протоколы их работы с МП.

В протоколах представляются данные, отражающие взаимодействие обучаемых с МП и результаты выполнения ими контрольных мероприятий. Процесс работы с учебным материалом характеризуется временем, затраченным на изучение составляющих его разделов и тем, числом обращений к справочным базам (словарю, глоссарию и т.д.), количеством возвратов к пройденному материалу и др.

Модель обучаемого описывает текущее состояние его знаний по данному предмету и индивидуальные особенности, важные с точки зрения учебного процесса. По сравнению с протоколом она является более глубокой и семантически выразительной формой представления сведений о ходе и результатах работы обучаемого с МП. Если в протоколе содержатся объективные данные, фиксируемые системой в процессе взаимодействия с пользователем, то в модели обучаемого отражаются результаты их обобщения и интерпретации, а также выводы, сформированные на их основе. Наличие модели обучаемого свойственно интеллектуальным ЭОР. В таких средствах она сопоставляется с целевой моделью представления ПО, между ними выявляются различия, исходя из которых определяется характер управления учебным процессом .

Рассмотрим назначение программных компонентов архитектуры МП.

Взаимодействие пользователя с учебным материалом осуществляется с помощью МОРУМ. Основные функции данного модуля:

Доступ к структурным единицам учебного материала через блок содержания, указатели, словарь (глоссарий), тезаурус;

Выбор текущего фрагмента учебного материала и передача его для представления (отображения) модулю ПИ;

Выполнение сценариев представления учебного материала (воспроизведение демонстраций, презентаций и т.п.);

Моделирование изучаемых объектов и процессов и обеспечение условий для взаимодействия пользователя с этими моделями;

Выполнение переходов к структурным единицам учебного материала в соответствии с командами пользователя, передаваемыми ПИ (навигация по учебному материалу);

Выполнение команд МУУП;

Фиксирование сведений о работе пользователя с учебным материалом, передача их МУУП и запись в протокол.

МОРУТЗ служит для поддержки выполнения УТЗ. В этом модуле реализованы следующие основные функции:

Предъявление пользователю УТЗ, выбранной из множества УТЗ или сформированной МГУТЗ;

Передача условий УТЗ для представления (отображения) модулю ПИ;

Моделирование объектов и процессов, рассматриваемых в УТЗ, и обеспечение условий для взаимодействия пользователя с этими моделями;

Обеспечение условий для поэтапного выполнения УТЗ пользователем, проверка и оценивание его действий;

Обеспечение условий для ввода результата (ответа) УТЗ, его проверка и оценивание;

Предоставление информационной помощи по запросам пользователя;

Демонстрирование эталонного выполнения УТЗ;

Вызов на выполнение внешних ЭОР (внешних программных модулей), ссылки на которые содержатся в УТЗ;

Вызов МОРУМ для работы с учебным материалом, на который ссылается УТЗ (по команде пользователя или автоматически при неверном выполнении УТЗ);

Выполнение команд МУУП;

Фиксирование сведений о ходе и результатах выполнения УТЗ, передача их МУУП и запись в протокол.

МГУТЗ предназначен для формирования (генерации) УТЗ по запросам МОРУТЗ. МП и КОС, обладающие данной возможностью (т.е. содержащие МГУТЗ), называются генерирующими. В таких средствах множество УТЗ представляет собой описания шаблонов и моделей задач, служащих основой для генерации их условий.

Модуль настройки обеспечивает настройку МП на конкретные условия применения, параметры пользователя и решаемые педагогические задачи. Он устанавливает системную конфигурацию МП и параметры ПИ, а также загружает информацию из профиля обучаемого. ЭИЗО и сведения о предыдущих сеансах работы обучаемого с МП, выбираемые из протоколов, используются для настройки учебного материала и УТЗ на текущий уровень его подготовленности и задачи, поставленные перед ним преподавателем. Данный модуль также позволяет устанавливать и удалять закладки, переходить по ним к структурным единицам учебного материала, сохранять в профиле обучаемого сделанные им настройки и установки .

МУУП осуществляет управление прочими программными компонентами МП в части обеспечения эффективной реализации определенной психолого-педагогической стратегии. Его основные функции:

Прием данных, фиксируемых МОРУМ и МОРУТЗ и отражающих ход и результаты работы обучаемого с учебным материалом и УТЗ;

Формирование и корректировка на основе этих данных модели обучаемого;

Оценивание уровня знаний обучаемого;

Выработка решений по корректировке хода учебного процесса и представления учебного материала и УТЗ, а также передача соответствующих команд МОРУМ, МОРУТЗ, МГУТЗ и модулю настройки;

Передача на АРМ преподавателя (через ИАП) информации о ходе и результатах работы обучаемого;

Обеспечение доступа преподавателя к модели обучаемого и протоколам его работы;

Выполнение команд преподавателя по управлению учебным процессом, поступающих через ИАП.

МРИО используется на этапе инициализации и настройки системы. Он предлагает обучаемому указать его идентификационные данные (фамилию и инициалы, номер учебной группы и т.п.). Введенная информация передается модулю настройки, который ищет соответствующие профиль, ЭИЗО и записи в протоколах. Если обучаемый работает с МП в первый раз, то МРИО регистрирует его в протоколе, а модуль настройки создает новый профиль. Обучаемым, для которых не предусмотрены ЭИЗО, предлагается задание по умолчанию. Идентификационные данные и текущее задание обучаемого передаются МУУП.

МПМОП обеспечивает доступ обучаемого к протоколам его работы и модели, созданной МУУП. Модуль позволяет просматривать данные информационные компоненты и выводить их фрагменты на печать. В нем также могут быть реализованы функции анализа модели обучаемого и содержания протоколов, а также формирования методических рекомендаций по развитию знаний обучаемого и совершенствованию учебного процесса.

ИАП служит для сопряжения МП с АРМ преподавателя в ЛВС. Это сопряжение позволяет контролировать работу обучаемого и управлять учебным процессом через МУУП, не привлекая его внимания, т.е. осуществлять скрытый контроль. Другая функция ИАП - обеспечение условий для явного взаимодействия (диалога) обучаемого с преподавателем. При использовании МП в режиме ДО вне УЦ на ИАП может возлагаться задача отправки на сервер УЦ или сервер ДО учебного заведения протоколов работы обучаемого и приема скорректированных версий ЭИЗО.

Пользовательский интерфейс (ПИ) МП включает две составляющие: информационную и программную. Информационная составляющая воплощается в информационных компонентах первого класса и выражается описаниями схем представления и оформления их содержания и схем диалога. Программная составляющая обеспечивает построение и функционирование ПИ в соответствии с данными описаниями. Модуль ПИ на схеме архитектуры МП ассоциируется с программной составляющей и выполняет функции, традиционные для ПИ программных систем. Основные из этих функций:

Отображение на экране информации согласно описанным схемам ее представления и оформления;

Воспроизведение аудио- и видеофрагментов, анимаций и интерактивных трехмерных представлений;

Обеспечение функционирования управляющих элементов ПИ;

Прием данных и команд, вводимых пользователем, их первичная обработка и передача другим программным компонентам МП;

Реализация аудио- и видеоэффектов.

Отметим три важные служебные функции МП, не охватываемые программными компонентами, выделенными на схеме архитектуры:

Контроль целостности информационного обеспечения МП;

Защита от несанкционированного доступа к информационным компонентам второго и третьего классов;

Защита программного продукта от несанкционированного копирования.

Важной характеристикой МП, относящейся к уровню архитектуры, является состав форм представления информации,используемых в информационных компонентах первого класса . Речь идет о таких формах, как:

Гипертекст;

Графика (матричная, векторная, функциональная, реалистичные фотоизображения) и гиперграфика;

Видеокомпоненты;

Анимации;

Интерактивные трехмерные представления;

Аудиокомпоненты.

Коротко остановимся на структуре учебного материала, т.е. системе отношений между его структурными единицами. Под структурной единицей понимается адресуемая часть учебного материала.

Адресация позволяет ссылаться и переходить на данную структурную единицу из других единиц, блока содержания, указателей, словаря (глоссария), тезауруса и УТЗ.

Подобные документы

    Основные положения и классификация электронных учебных материалов. Использование информационных технологий в создании и применении обучающих систем. Разработка компьютерного учебного пособия, его интерфейса. Обоснование выбора языка программирования.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2009

    Исследование особенностей объектно-ориентированной среды программирования Borland Delphi. Описание процесса создания электронного пособия для изучения студентами и применения на уроках преподавателями. Характеристика технических и программных средств.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2012

    Развитие и классификация языков программирования. Методические рекомендации по изучению языков программирования. Основные понятия объектно-ориентированного программирования. Создание электронного учебного пособия с помощью языка гипертекстовой разметки.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2011

    Создание одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий - электронного учебника. Администрирование электронного учебного пособия на тему "Линейное программирование". Проектирование структуры электронного учебника.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Принципы создания электронного пособия по информатике. Требования к электронному учебнику, режим его работы и содержание. Достоинства и недостатки дистанционного обучения с использованием электронных учебников. Анализ электронных учебников Казахстана.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2015

    Понятие электронного учебного пособия. Виды электронных учебных изданий, дидактические требования к ним. Компонент основной формы "Button1". Поэтапная разработка мультимедийного электронного учебника по дисциплине "Компьютерные сети", его интерфейс.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Сущность, принципы, методы и средства построения компьютерных учебников. Общая характеристика существующих программных продуктов, позволяющих создавать компьютерные учебники. Технология создания интернет-учебного пособия "Нелинейная теория устойчивости".

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Создание учебного пособия по компьютерной графике, представленного в электронной форме. Внешние спецификации: интерфейс, входные, выходные данные. Алгоритм и код программы. Руководство пользователя. Принципы организации тестирования программного продукта.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2013

    Среда разработки Borland Developer Studio, возможности использования в практике дополнительного обучения. Технологии создания электронных учебно-методических комплексов. Системные требования и установка программы, логическая структура и интерфейс.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2015

    Изучение общей структуры языка программирования Delphi: главные и дополнительные составные части среды программирования. Синтаксис и семантика языка программирования Delphi: алфавит языка, элементарные конструкции, переменные, константы и операторы.

Пояснительная записка

Данное электронное пособие предназначено для детей среднего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности.

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Задачи:

1. Понимать значимость профессии в жизни людей.

2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных

профессий.

3. Развитие монологической речи детей(речь-рассуждение;

речь- доказательство).

4. Развитие элементов логического мышления.

5. Расширить и активизировать словарь по теме.

Актуальность:

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается подрастающее поколение, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор - это начало пути к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Однако около 70% подростков не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе, их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Хотелось бы своей работой поддержать интерес ребят к этой теме.

Методы и приемы:
Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей разных профессий)
Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации).

Игровой прием.

Алгоритм работы со слайдами таков: Слайды № 3,5,7,9,11,13 дети отгадывают загадки про представителей разных профессий, № 4,6,8,10,12,14 должны назвать профессию и ответить на вопрос «Какой предмет не относится к инструменту, используемому в работе по данной профессии? ». Загадки представлены в виде стихов, отгадки – в виде картинок, которые появляются по щелчку.

Описание работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

Воспитатель спрашивает детей «Где сейчас находятся их мамы и папы?». Если на работе то знают-ли они «Кем работают их родители?». А какие профессии вы знаете? Ребята сегодня мы познакомимся с различными профессиями, узнаем, что делают люди на своей работе и какими инструментами пользуются.

Воспитатель зачитывает стихотворение, которое является целеполагающим на данном занятии.

Отгадайте загадку:

Детки вышли на прогулку.

Вот идут по переулку.

Рядом с ними тётя.

Краше не найдёте!

Кто о них всегда в заботе?

Кто ответит? Что за тётя?

Догадались? Замечательно!

Любят дети … (Воспитатель)

Ребята кого вы видите на картинке, а чем занимается человек такой профессии? Вы видите рядом с воспитателем несколько предметов, как вы думаете какой лишний, чем на работе воспитатель не пользуется?

Постарайтесь угадать,

Кто всех в мире строже.

Может честь свою отдать,

Потерять – не может!

Он всегда вооружён,

Только не опасен,

Даже кошек и ворон

Защищать согласен.

По мишеням каждый год

Он стреляет в тире,

А порядок наведёт

И в чужой квартире.

Для любого он из нас

Может стать примером!

С кем мы встретились сейчас? (Милиционер)

Ребята уберите лишний предмет из тех, которые расположены на картинке.

То, что я спрошу сейчас,

Отгадать несложно.

Кто в одном лице у нас

Скульптор и художник?

Люди шапки перед кем

С радостью снимают?

У кого в одной руке

Два ножа сверкают –

Над чужою головой

Вьются словно птахи?

Все вы знаете его.

Это … (Парикмахер)

Дети вам надо найти предмет, которым парикмахер на работе не пользуется.

Вот и гость особый,

Со всего, что сделал сам

Он снимает пробы.

Каждый ремеслом его

Хоть чуть-чуть владеет,

Только так, как может он,

Вряд ли кто умеет.

Без лосьонов и духов

Пахнет вкусно очень,

Руки чистые готов

Мыть с утра до ночи!

Приготовит вкусно так

Первое, второе.

Кто он, просто угадать:

Это, дети, … (Повар)

Ребята посмотрите на картинку и ответьте на вопрос, «Какой предмет на кухне лишний?»

Не всегда ему мы рады,

Но лечить детишек надо,

И бывает – запретить

Может этот кто-то

Даже в детский сад ходить!

Кто же это? (Доктор)

Как вы думаете, каким предметом доктор не лечит пациентов.

Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)

Что учителю на картинке мешает вести урок?

Ребята вы сегодня молодцы, мы узнали много о самых разных профессиях, об инструментах которыми пользуются люди, о спецодежде в которой они ходят, о их режиме дня и особенностях работы.

Воспитатель зачитывает стихотворение. Задает ребятам вопрос «Кем хотят стать они?»

Воспитатель говорит детям.

Спасибо за внимание.

Выводы. Знания о профессиях и особенностях работы людей разных профессий являются базовой площадкой для самоопределения ребенка в будущем, способствуют социализации малыша в окружающей действительности, дают понимание значимости профессии в жизни людей. Воспитывают уважение к результатам труда людей разных профессий, к труду людей которые окружают ребенка каждый день.