Дзен медитация подключения к высшему разуму. Дзадзен медитация традиции ринзай

Медитация во время ходьбы может быть прекрасным дополнением к основной технике. Для новичков же она станет хорошим и достаточно простым стартом хотя бы потому, что во время нее не клонит в сон. В этой статье мы рассмотрим шесть видов этой интересной медитации.

Медитация во время ходьбы – это не просто прогулка в парке. Она в несколько раз медленнее и основательнее, и включает в себя либо координацию с дыханием, либо конкретные виды фокусировки.

В отличие от сидячей медитации, у вас открыты...

Медитация Ошо – это возможность получить огромнейшую энергетическую подпитку, снять с себя негатив через самопознание, через выплеск энергии, которая блокирует наши чакры. Ни для кого не секрет, что медитации появились еще в древней Индии и были намного большим, чем просто способом расслабиться.

Медитативные методики помогали и помогают людям соединиться со вселенскими потоками энергии, ощутить то великое Добро и Тепло, которое дает нам возможность ощутить всю радость Жизни в полной мере...

Медитация - лучший способ избавиться от негативных эмоций и восстановить свою энергию. Чтобы получить пользу, нужно медитировать правильно. Советы для начинающих помогут вам освоить эту практику.

Научиться самоконтролю и управлению своими мыслями и эмоциями не так сложно, и самым сильным инструментом для этого является медитация. О полезных свойствах медитативных практик было известно еще в давание времена, но люди по-прежнему используют их для повышения внутренний энергии, избавления от...

Дзен – это не мудрость, это реальность как она есть.

Дзен – это путь одиночества:
думать самому
действовать самому
практиковать самому

Страдать самому

Дзен не имеет ничего общего с покоем или со спокойным умом.

Дзен означает не жить с глазами, закрытыми на реальность мира.

Человек идет в одиночестве, с широко открытыми глазами, он ни от кого не зависит и остается целостным в самом себе.

Дзен – это, прежде всего, знать, как жить и как умирать.

Дзен – это не литейная форма...

Медитация всегда являлась составной частью буддийской доктрины, хотя те или иные направления буддизма практиковали ее в неодинаковой степени и в различных формах. В странах, где доминирует традиция Тхеравады (Хинаяна), медитация называется дхьяной и считается исключительной прерогативой монахов, отказавшихся от мирской жизни и земных благ. Без нее невозможно достичь окончательного освобождения (обрести нирвану). Мирянин, если он следует нравственным заповедям, помогает монахам и почитает их...

Приветствую всех! Сегодня я собираюсь научить вас медитации любящей доброты, которая откроет в вас потенциал для проявления любви, сострадания, добросердечия и эмпатии. Эти качества вы сможете направить не только на других людей, но и на самого себя.

Через практику вы научитесь любить себя и с пониманием относиться к собственным недостаткам.

Медитация любящей доброты (Метта медитация)
Долгое время я не использовал никаких техник медитации кроме одной: концентрации на дыхании, полагая, что...

Медитация предлагает альтернативу сугубо материалистическим ценностям жизни. Это средство гармонизации, или разрешения явного конфликта, между духовным и материальным аспектами жизни. Медитация - это не уход от реальности, но путь к открытию истинного "Я", Духовной сущности, Души.

Основная цель её состоит в том, чтобы позволить индивиду стать во внешнем проявлении тем, чем он или она является во внутренней реальности. По пути становления она ведёт к раскрытию духовной способности быть, знать...

Интерес к медитации в последнее время лишь усиливается. И если раньше многие люди ее воспринимали как новомодное веяние, то сейчас окончательно выяснилось (в том числе благодаря ученым), что она несет огромные преимущества. Однако есть те, кому сама мысль о медитации невыносима. Она навевает сон, кажется скучной. Кроме того, существует ошибочное мнение, будто для правильной практики нужно сесть в позе лотоса и прекратить думать. Все это не так, медитация может быть разной, так же как и...

Основной вид практики дзэн называется дзадзэн, т.е. дзэн во время сиденья; и в практике дзадзэн мы достигаем самадхи. В этом состоянии деятельность сознания оказывается остановленной и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Проявляющаяся таким образом форма существования может на первый взгляд показаться не более чем просто бытием. Но если вы действительно достигните этого состояния, вы обнаружите, как оно замечательно. В наивысшем всеобщем отрицании, когда отрицать уже больше нечего, мы достигаем сферы, где господствует абсолютное безмолвие и тишина, где все залито чистым и безмятежным светом.

Поза

Что касается позы, то тут действует принцип: спокойствие тела порождает покой ума; поэтому первым необходимым условием является неподвижность. По традиции (и в силу других важных оснований) мы садимся, начиная практику дзэн, потому что именно в таком положении мы можем сохранить состояние покоя тела и бодрствования ума.
Во время практики дзадзэн изучающий обыкновенно сидит на полу, лицом к стене, в тихом помещении, на подушке или на сложенном одеяле. Площадь подушки или подстилки составляет около одного квадратного метра. Под ягодицы подкладывается еще одна подушечка - меньше и толще. Важно, чтобы эта подушечка была достаточно толстой, потому что в противном случае изучающему будет трудно принять правильную, устойчивую позу, как это будет описано ниже. Подушечку следует подкладывать только под ягодицы, она не доходит до бедер.

В дзадзэн можно пользоваться несколькими различными позами, и практикующему надо экспериментировать, чтобы установить, какая их них ему подходит лучше всего. Некоторые позы легче других, и можно применять их на разных ступенях практики. Если на начальном этапе изучающий способен сохранить устойчивое, неподвижное положение тела без ощущения неудобства от двадцати до тридцати минут, не так уж и важно, какую позу он при этом принимает. Если оказывается невозможно сидеть удобно на полу, можно попробовать сидеть на стуле или на табурете. Одежда должна быть свободной, не стеснять никаких частей тела. Для того, чтобы научиться хорошо сидеть, может потребоваться долгая терпеливая практика и экспериментирование.

Поза лотоса - самая

идеальная, но в то же время, самая трудная поза, это полностью уравновешенная, независимая поза, которая больше всего способствует хорошей практике. Она симметрична; правая ступня лежит на левом бедре, а левая на правом; можно также принять и обратное положение ног. При этой позе, как и при всех других, оба колена плотно лежат на подушке. Руки покоятся на ногах; обычно правая кисть находится под левой, а ладони обращены вверх. Большие пальцы могут касаться кончиками друг друга, образуя кольцо; или их можно положить параллельно друг другу.

Поза полулотоса. Правая ступня находится под левым бедром, а левая ступня лежит на правом бедре (опять-таки возможно и обратное положение). Руки расположены так же, как и в позе «полного лотоса». Поза полулотоса представляет собой асимметричную позу и имеет тенденцию отклонять позвоночник от прямой линии, причем одно плечо оказывается приподнятым. Эти отклонения можно исправить при помощи зеркала или подсказок другого человека, однако следует признать, что результатами этой позы иногда бывают другие дефекты положения тела, особенно же некоторые небольшие искривления его верхней части.

По-бирмански. Обе ступни лежат плашмя на подушке. Старайтесь не оказываться в позе «портного» со скрещенными ногами, в которой поясница опущена и наклонена назад. Во время дзадзэн поясница всегда должна выдвигаться вперед.
На коленях. В этой позе практикующий сидит на подушечке, а ноги разведены в стороны; вес тела распределен на подушечку и на колени. Такой стиль сидения весьма эффективен, особенно для начинающих, которые хотят научиться правильно напрягать нижний отдел живота. Если вы примете эту позу и выдвините вперед талию, напряжение естественно распространится на нижнюю часть живота.
Во всех этих позах устойчивым основанием тела является треугольник, образованный ягодицами и двумя коленями. Отсюда ясно, как важно найти позу, в которой колени прочно лежат на подушке и несут на себе вес тела. Таз прочно удерживается в неподвижности, туловище расположено под прямым углом к нему без наклона в каком бы то ни было направлении. Оно поддерживается выпрямленным при помощи продольных мышц поясницы, которые играют в положении тела весьма важную роль. Во всех позах именно эти мускулы удерживают туловище выпрямленным, и только они одни особенно напряжены. Важно, чтобы все тело, насколько это возможно, держалось совершенно прямо, если смотреть на него сверху или спереди. Должно быть принято такое положение тела, при котором вертикальная линия идет через центр лба, нос, подбородок, горло и пупок и в конце концов опускается к копчику. Любое отклонение от этих отметок по вертикальной линии необходимо исправить со всей тщательностью - и не только во время дзадзэн, но и при обычной осанке.
Приняв одну из описанных поз, мы делаем следующий шаг: нужно удостовериться в том, что талия и нижний отдел живота расположены правильно. При этом существенным моментом будет выдвижение талии вперед. А это в свою очередь вызовет выпячивание нижней части живота и одновременно отодвинет назад ягодицы. Такое движение будет выполнено достаточно эффективно, если вы постараетесь несколько наклонить вперед верхнюю часть таза. Довольно важно при этом положение шеи и головы. Неплохо, если лицо слегка обращено вниз, как выглядят некоторые изображения Будды; тогда лоб чуть-чуть выступает вперед, а подбородок немного втянут. Небольшой наклон шеи вперед при совершенно неподвижном теле способствует правильной практике. Надо держать все тело так, чтобы оно никоим образом не двигалось, поскольку это является непременным условием для вступления в самадхи. Наконец, необходимо опустить груди и плечи. При этом мы ослабляем напряжение в плечах, шее и желудочной ямке. Затем положите руки на колени, опустив пальцы вниз, и сделайте глубокий вдох.

Это положение рук не является формальным их положением в дзадзэн (правильное см. на рисунке), однако при помощи этого приема вы быстро ощутите, как следует опускать грудь и плечи; а впоследствии такое действие станет привычным. Выдвижение ягодиц назад также вызывает оттягивание вниз некоторых мускулов плеч и помогает ослабить напряжение в груди и плечах.

Глаза

Глаза необходимо прикрыть на две трети, обратить вниз и направить на точку, расположенную приблизительно в метре перед вами. Надобно помнить, что если ваши глаза закрыты, вы можете погрузиться в сонливость; если же глаза будут открыты широко, вы будете слишком легко отвлекаться. Также не старайтесь удерживать взор на одной точке. Через некоторое время вы обнаружите, что они естественно отклоняются от фокуса, где бы вы ни сидели.

Дыхание

Во время дзадзэн грудную клетку необходимо по возможности держать в покое. Вдох совершается при помощи выпячивания нижней части живота, тогда как выдох производится благодаря сокращению брюшных мышц. Дыхание должно быть естественным и непринужденным, не нужно делать вдохи и выдохи чаще чем это требуется, а так же надолго задерживать дыхание.

Счет дыханий

Обыкновенно практика дзадзэн начинается со счета дыханий. Существует три способа практики счета.
1. Считайте вдохи и выдохи. Когда вы делаете вдох, при этом считайте в уме «один», а когда делаете выдох, считайте «два» и так до десяти. Затем вернитесь к началу и повторите весь цикл. Может быть, сначала окажется полезным считать неслышным шепотом или даже произносить слова вслух. Затем, кроме тех случаев, когда вы чувствуете необходимость считать вслух, сосредоточьтесь на счете в уме.

2. Считайте только выдохи от одного до десяти, затем повторяйте счет; пусть вдохи совершаются без счета.

3. Считайте только вдохи, пропуская выдохи без счета.

Из этих трех методов первый обыкновенно применяется для вводного обучения начинающих, второй считается более высокой ступенью, а третий, хоть и является затруднительным для начинающих, дает хорошую тренировку в технике вдоха.
Когда при первом методе вы говорите во время вдоха «один» и начинаете выдыхать воздух, а при этом попробуете сразу же сказать «два», вы ощутите некоторое давление в груди, хотя оно может быть и весьма незначительным. Такое ощущение устранится вполне естественно, если мы до того, как говорить «два», дадим возможность некоторому количеству воздуха выйти из легких. Почему в груди появляется ощущение боли? Когда вы напрягаете голосовые связки, независимо от того, издаете ли вы при этом звук или нет, в легких возникает дополнительное напряжение, несколько большее, чем при обычном выдохе; и если в них все еще остается много воздуха, в грудной клетке будет чувствоваться боль. Конечно, во время практики мы предпринимаем естественные шаги для избежания подобного рода явлений еще до того, как осознаем их, но лучше делать это сознательно, нежели бессознательно.
Практика второго метода представляет собой следующую процедуру: мы говорим «один-н-н» с удлиненным выдохом, затем после вдоха произносим «два-а-а» снова с удлиненным выдохом. После этого вы продолжаете практику, говоря «три-и-и, четыре-е-е, пять» и так далее до десяти. Но в середине счета вам может неожиданно прийти в голову какая-то другая идея и вы обнаружите, что на некоторое время углубились в эту мысль; однако вы скоро возвращаетесь к самому себе и снова начинаете счет, но теперь вы обнаруживаете, что забыли, где остановились. Вам приходится вернуться к началу, так чтобы вновь приступить к счету с единицы. Каждый начинающий, который впервые попробовал эту практику, должно быть, испытывал подобные неудачи и удивлялся своей неспособности правильно контролировать мысли.
Третий метод представляет собой тренировку вдоха. В этом случае самое важное - выпячивать нижнюю стенку живота, делая вдох. За время произнесения слова «один» обычно бывает заполнен основной дыхательный объем. По мере того как вы подходите к концу вдоха, дыхание покажет склонность к переходу в грудное, и вам придется сделать усилие, чтобы продолжить дышать животом.
И еще одно, последнее слово по поводу счета дыханий. Если, достигнув существенного прогресса в дзадзэн, вы еще раз вернетесь к этой практике, то обнаружите, что она ведет к развитию необыкновенно ясного состояния сознания. Но не надо начинающему в дзадзэн ожидать этого результата сразу. Поэтому учитель обыкновенно удовлетворен, если его ученик может освоить всего лишь элементы счета дыханий, и затем переводит его к практике другого рода. Ученик может предполагать, что он покончил с этим видом дисциплины, что ему не придется больше ее практиковать, но это неверно. Изучающие, которые практикуют дзадзэн в одиночестве, могут также время от времени обращаться к счету дыханий, даже несмотря на то, что они занимались упражнениями других видов.

Блуждающие мысли

Даже практики, которые достигли значительного прогресса в дзадзэн, часто будут встречать трудности в контролировании блуждающих мыслей. Давайте кратко рассмотрим блуждающие мысли. Они бывают двух видов. Первый вид - те мысли, которые появляются на мгновение и так же быстро исчезают. Второй - это мысли повествовательного характера, сплетающиеся в целый рассказ. Первый вид можно подразделить еще на два: 1) Когда мы замечаем чей-то кашель, стук окна, чириканье птиц и тому подобные помехи, которые на секунду вторгаются извне; 2) Моментальные мысли, возникающие внутри, типа: «Вот, я концентрируюсь» или «Сегодня я действую неудачно». Такие мысли не слишком препятствуют вступлению в самадхи, и по мере его прогрессирования они постепенно исчезают сами собой.
Второй тип блуждающих мыслей представляет собой своеобразные повествования, которые встречаются во время грез, когда, например, мы думаем, что разговариваем с какими-то людьми, и оказываемся поглощены данной ситуацией. В то время как тело сохраняет видимость дзадзэн, ум охвачен гневом или взрывом хохота. Мысли этого типа являются очевидной помехой. Изучающий все чаще возвращается к самому себе, замечает блуждающие мысли, собирается с силами, чтобы подчинить себе фантазию при помощи сосредоточения. Но в конце концов он обнаруживает, что его сила для этого слишком мала. Как же можно выйти из такого состояния? Нет иного выхода, кроме создания напряжения в мышцах, производящих выдох, при помощи остановки или приостановки дыхания, т.е. практики следования за дыханием.

Практика следования за дыханием

Указания относительно следования за дыханием очень просты. Следите за каждым вдохом и выдохом с сосредоточенным вниманием. В начале выдоха выдыхайте воздух естественно, а затем, когда вы достигните пункта около горизонта дыхания, сожмите дыхательные мускулы так, чтобы почти остановилось дыхание. При открытом надгортаннике оставшийся в легких воздух постепенно, почти незаметно выйдет наружу. Сперва этот выдох воздуха будет столь слабым, что вы, возможно, его не заметите, однако впоследствии он станет заметным, и когда выдох опустится ниже линии дыхательного горизонта, вы обнаружите, что воздух выталкивается прерывистыми движениями. Если вы будете методически регулировать выдох воздуха из легких, вы будете двигаться вперед более эффективно, вы придете к самадхи. Чем более долгим будет выдох, тем скорее вы окажетесь в этом состоянии. Однако за очень долгим выдохом с необходимостью должен следовать короткий и довольно быстрый вдох; это устранит наступающую в результате выдоха кислородную недостаточность. Такие более быстрые вдохи не должны помешать самадхи, пока вы продолжаете пользоваться брюшным дыханием. Однако если вы найдете, что такой усложненный метод дыхания не соответствует духу практики, попробуйте делать более короткие выдохи. Ими пользуются многие ученики дзэн.

Время практики

На первых этапах время практики надо выбирать по самочуствию, т.е. не практиковать если вы обильно поели или не выспались. Так как в первом случае очень сложно будет справиться с блуждающими мыслями, а во втором с сонливостью. Для начала неплохо сидеть дзадзэн 15-20 мин, не стоит сразу пытаться сидеть длительное время. Нужно приучить себя практиковать дзадзэн ежедневно, т.к. это одна из основных практик в дзэн. Когда почувствуете, что ежедневных 15-20 минут вам мало, постепенно увеличивайте время. Помните о мотивации - достигнуть кэнсе!
Стоит отметить, что практики прошлого достигали кэнсе, полностью посвятив свое время практике дзадзэн или коанов. Например, Мастер Хакуин поклялся, что будет практиковать бесперерывно семь дней и семь ночей, не отвлекаясь от практики на сон и еду. В конце этого периода, он пережил кэнсе.

Дзен медитация - это техника медитации Будды. Она является одной из самой распостраненной медитацией в мире и является сердцем буддийского учения.

Для проведения дзен медитации нам понадобится:

  • подушка для медитации;
  • свободная и удобная одежда;
  • будильник или секундомер.

Преимущества техники медитации дзен:

  • обучает хорошей концентрации и целенаправленности;
  • открывает широкие возможности для самопознания;
  • дарит спокойствие, сострадание и радость;
  • улучшает здоровье;
  • увеличивает силу воли;
  • позволяет увеличивать внутреннею энергию.

Предостережения для практикующих технику медитации дзен — вообще предупреждений при практике дзен практически нет. Упомянуть необходимо только об одной - это эмоциональная буря. Наступают такие периоды времени (через несколько дней или недель практики), когда все подавление эмоции начинают подниматься на поверхность, в наше сознание. Нет смысла пытаться бороться с ними, лучше дать возможность для их свободного выхода, чтобы очистилось наше подсознание. В результате этого в жизни наступает мир, радость и ясность.

Техника выполнения дзен медитации:

  • найдите тихое и спокойное место. Положите подушку для медитации и примите на ней вашу привычную позу;
  • установите будильник так, чтобы он сработал через 20 минут;
  • теперь выпрямите и вытяните вверх ваш позвоночник, подбородок немного подтяните вверх;
  • качнитесь несколько раз со стороны в сторону, чтобы занять устойчивую позицию;
  • ваши глаза полуоткрыты, взгляд расфокусирован и смотрит перед собой на пол. Вы должны смотреть вниз под углом 45 градусов и на расстояние равное, примерно, 2-3 длины ваших ног. Если вам удобнее медитировать с закрытыми глазами, то вы можете их закрыть.
  • положите ваши руки на колени и сделайте космическую мудру — положите правую руку на колено с ладонью вверх. Пальцы левой ладони положите поверх правой, большие пальцы обеих рук соедините вместе, образуя овальную арку;
  • закройте рот, проглотите свою слюну, создавая небольшой вакуум и прижмите язык к твердому небу. После этого не должно быть больше никаких движений. Вы должны быть как бы застывшими во времени;
  • сделайте 5 глубоких и медленных дыханий через нос;
  • теперь перенесите все ваше внимание на дыхание. Потратьте несколько минут, наблюдая за ним, пока оно не станет равномерным и расслабленным;
  • с этого момента вы начинаете подсчет вашего дыхания. Вдох вы считаете как один, выдох - как два и продолжаете считать ваши дыхания, пока не достигнете десяти. Затем начинаете производить счет в обратном порядке. Если в какой то момент вы сбились, то спокойно, без раздражения снова начните с единицы.

Промежуточная техника медитации дзен : выполняйте все шаги основной техники дзен медитации, кроме последнего. Здесь полный вдох и выдох считаются за единицу, то есть, вам нужно будет сделать 10 полных циклов вдоха и выдоха, чтобы досчитать до десяти и также делается 10 полных дыхательных циклов, чтобы вернутся к единице. Время выполнения медитации увеличьте до 30-40 минут.

Расширенная техника дзен медитации : выполняйте все шаги основной техники дзен медитации, кроме последнего. Здесь не нужно проводить подсчет дыхания, а позволяете просто “быть дыханию”. Не пытайтесь перейти на этот шаг слишком быстро, сначала научитесь хорошо концентрироваться. Время медитации можно увеличить до одного часа.

Тайна дзен медитации: секрет дзен не лежит в осознании вдоха или выдоха. Он лежит в промежутке между этими процессами. Именно в этом месте раскрываются все тайны Вселенной, но не пытайтесь силой достичь этой паузы, просто продолжайте дзен и это произойдет естественным путем.

Жизнь без границ. Концентрация. Медитация Жикаренцев Владимир Васильевич

ДЗЕН

Жена, выйдя из ванной, по горячим следам рассказала мне следующую историю:

– Слушай, какой дзен произошёл только что. Я принимала ванну, ты знаешь. Полежала, понежилась, расслабилась. Наконец решила, что достаточно, и приступила непосредственно к помывке. Спустила воду из ванны, намылила тело, намылила голову и включила душ, а воды нет, не идёт вода из душа. У меня – абсолютное спокойствие, нет ни малейшей мысли о том, что происходит что-то плохое, что меня обманули, обидели, что я стою намыленная, никакого беспокойства о том, что я буду делать в этой ситуации. Во мне ничего не шевелится из обычных мыслей и эмоций, я полностью неподвижная внутри.

А из крана течёт тоненькая струйка тёплой воды. Я становлюсь на колени, подставляю голову под эту струйку и медленно вожу головой, смывая пену. И я получаю такое удовольствие от этого процесса, которое, наверное, никогда ни от чего не получала. Потом я то же самое проделываю с телом – эта струйка течёт через душ, если его опустить пониже. Это было неописуемое наслаждение.

Все люди хоть однажды в жизни попадают в похожие по переживаниям ситуации, но ситуации проходят, и от них остаётся одно воспоминание, дым. В следующий раз, когда вы хотите повторить его, оно уже не работает.

Почему? Смотрите прямо в ум!

Почему и как разрывается ваша связь с настоящим моментом?

Можете ли вы увидеть, как ум постоянно движется?

Как, с помощью чего вы отделяете себя от настоящего момента?

Даже если вы найдёте логический ответ на эти вопросы, это не будет ответом. Ответом может быть только ваше непосредственное переживание. Смотрите прямо в себя, в свой ум!

Всё искусство заключается в том, чтобы не сохранять в уме отпечатков пережитого. Впрочем, ум всегда будет это делать. Следовательно, надо «сойти с ума».

Существует следующая «техника» принятия пищи.

Вы берёте изюминку и кладёте её на язык. Потом минут десять – двадцать вы «едите» её. Медленно перекатываете по языку, сосёте, ощущаете вкус, исследуете и переживаете все его оттенки, ощущаете чувство, которое от неё исходит. Вы полностью в изюминке, она полностью в вас. И через пятнадцать минут вы сыты и лучитесь от удовольствия!

Кстати, о пище. Есть и пить можно всё. На Земле нет вредных или ядовитых веществ. Они становятся таковыми, если происходит их передозировка. Даже обычной водой или хлебом можно довести себя до смерти.

Поэтому, если вы, вместо того чтобы читать всевозможные книги о разных диетах, будете присутствовать при приёме пищи, слушая себя, а не свой начитанный, всего боящийся ум и видя, ЧТО вы едите и пьёте, тогда пища, которую вы принимаете, превратится в самый верный источник здоровья.

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

ЛЮДИ ДЗЕН ОБОЗНАЧАЮТ МЕДИТАЦИЮ СЛОВОМ ВУ-ШИ. Это означает ничего особенного, ничего

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Физика, Дзен и Сила безмолвия Позвольте мне начать излагать теорию о том, как эти переживания могут быть связаны между собой в нашей вселенной. Давайте на время согласимся с допущением физики, что основная схема, наблюдающаяся на субатомном уровне для всей материи -

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Дзен и Сновидение Осознание в пониженных состояниях сознания напоминает мне о том, как один мой друг отвечал на самый трудный вопрос в жизни. Этот друг, Кейдо Фукушима, который живет в Киото, рассказал мне одну из историй, связанных с тем, как он стал мастером дзен (и главой

Из книги 50 великих книг о пути к истине автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Радужная медицина и дзен как творчество Кейдо Фукушима однажды показал моей учебной группе это состояние сознания, когда он некоторое время медитировал перед тем, как заняться живописью - то есть, своей каллиграфией. Он сидел в середине комнаты и медитировал, положив

Из книги Золотые законы. История воплощения глазами вечного Будды автора Окава Рюхо

Дзен как свобода Татьяна Григорьева, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ныне чем больше говорят о свободе, тем меньше ее становится, хотя пришло ее время: без свободы ничто состояться не может, ни отдельный

Из книги Жизнь без границ. Строение и Законы Дуальной Вселенной автора

Луна в облаках. Чай и дзен: история в трех чашках Елена Нестерова, ученик чайной школы «Урасэнке» «Вкус дзен подобен вкусу чая» (тя дзэн ити ми), – сказал когда-то мастер дзен Дайрин Сото. Эта фраза стала знаменитой, однако непросвещенному уму такая связь вряд ли покажется

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

11. Основатель пути дзен Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду, т. е. совершаешь его с корыстной целью, то какие такие «заслуги»? А если ты совершаешь их бескорыстно, без желания получить награду, то о каких таких заслугах ты ведешь речь? Афоризмы и

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

9. Дзен-буддизм: Эйсай и Догэн В противоположность веры во внешнюю силу, присущую представителям школ нэмбуцу, дзен-буддизм утверждает другую крайность – приложение собственных усилий для достижения просветления. Философию нэмбуцу можно назвать «Практикой легкого

Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р.

Дзен Некий монах по имени Тодзан пришёл к Учителю Уммону.– Откуда ты пришёл? – спросил его Уммон.– Из деревни Сато, – ответил Тодзан.– А в каком монастыре ты был летом? – ещё раз спросил его Уммон.– В монастыре Ходзи, что на южном берегу озера, – продолжал отвечать ему

Из книги Исцеление души от негативных эмоций. 25 упражнений. Деньги и духовность без противоречий (сборник) автора Дальке Рудигер

ДЗЕН Жена, выйдя из ванной, по горячим следам рассказала мне следующую историю: – Слушай, какой дзен произошёл только что. Я принимала ванну, ты знаешь. Полежала, понежилась, расслабилась. Наконец решила, что достаточно, и приступила непосредственно к помывке. Спустила

Из книги автора

Зоны 1 и 2: дзен и спиральная динамика Спиральная динамика основывается на работах Клэра Грейвза, одного из основоположников изучения развития в зоне 2. Его модель опирается на исследование, первоначально проводившееся с привлечением студентов университета, которых

Из книги автора

Дзен в искусстве групповой терапии Группы станут будущим человечества. Другие – психоаналитические подходы – сегодня, по сути, уже устарели. Группы будут будущим всего психоанализа, психотерапии. Индивидуальная психотерапия – ложная по своей сути, так как она

Из книги автора

Дыхание Дзен Столкновение со своим безумием, очищение от прошлого и возвращение внутренней силы с помощью силового дыхания является нашим первым шагом. Подключение к сексуальной энергии с помощью тантрического дыхания является вторым шагом. Открытие сердца навстречу

Из книги автора

История дзен Старая дзенская история демонстрирует нам самый простой и элегантный выход из описанной ситуации.Последователи спросили у Роши: «Учитель, как ты претворяешь свои озарения в действительность? Как ты используешь их в повседневной жизни?»«Тогда, когда я ем и

М: В чем заключается техника медитации дза дзен? На чем надо концентрироваться, на чем не надо, как расслабляться? Ведь концентрироваться на потоке мыслей, которые проходят в голове, очень сложно, тогда как концентрироваться на теле, на дыхании – легче.

А: Давайте начнем с азов. Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы о технике медитации, для начала надо выпрямить спину, закрыть глаза, и попробовать выполнить такое задание: 30 секунд ни о чем не думать. Все, время пошло.

Теперь давайте поговорим с вами, не выходя из этого состояния. И из этого состояния скажите, получилось ни о чем не думать?

М: Нет. Я попробовала сосредоточиться на дыхании, а не на мыслях. А потом поняла, что это сосредоточение на дыхании тоже есть мысль, определенный контроль. И тогда я попробовала не следить и за дыханием. И тут я подумала, что я уже очень много думаю. Это была одна из очередных мыслей, которая родилась в голове.

А: Теперь так же закройте глаза, продолжая ни о чем не думать. Почувствуйте, как ваше лицо напряжено. Чувствуете, как пульсируют зрачки? Почувствуйте, как много у вас контроля за собой. Вы «держите» лицо, контролируете его. Бессознательно, но очень четко. В нем очень много зон напряжения.

М: Тогда для меня медитацию надо начинать с контроля над телом, и не только над лицом. Наверное, я интуитивно почувствовала, потому что начала с дыхания.

А: Да, в дзенских монастырях такая предварительная работа была совершенно ни к чему, потому что там сама по себе атмосфера глубочайшей тишины и покоя, сосредоточенности. Там этого не требуется. Такая предварительная работа требуется нам, городским жителям, которые погружены в пучину ужасной суеты. И вот мы «держим» наше лицо, как защитную маску, мы постоянно держим оборону, привыкнув к ней и не замечая ее. И этот контроль очень тесно связан именно с ментальным шумом. Интенсивность ментального шума и интенсивность контроля, как это ни парадоксально звучит, это компенсаторные вещи, уравновешивающие друг друга…

И именно здесь находится первая ловушка медитации дза-дзен. Потому что многие начинают практиковать медитацию именно как контроль за ментальным шумом, не понимая того, что подливают масло в огонь. А восточные авторы об этой ловушке умалчивают. Это более чем странно, но, видимо, у них считается, что если человек сам это преодолел то это в сто раз полезнее, чем если об этом сказать…

М: Вы говорили, что в медитации не должно быть контроля. Это должно быть наблюдением за ментальным шумом. Но у меня не ментальный шум, у меня лавина мыслей.

А: Это и есть ментальный шум.

М: Если я их не начинаю контролировать, то через какое-то время я чувствую, что улетела мыслями так далеко… Какая там медитация! Я уже столько проблем решила в своей жизни за эти тридцать секунд.

А: Совершенно верно. И поэтому, казалось бы, такое простое по форме упражнение – сидеть и ни о чем не думать – превращается в нечто сложное. Это первый шаг на пути истинной медитации, который мы делаем. Техника медитации сплошь пронизана таким нюансами, не зная которых можно сильно навредить.

Для того чтобы достичь этой тишины, просто сказать себе «стоп» недостаточно.

М: Что же надо делать?

А: Разбираться. Разбирательство с этим и есть не что иное, как медитация. Итак, просто сидеть и ни о чем не думать не получается. Есть ментальный шум, источником происхождения которого является очень большое количество контроля. И когда вы немного побудете в дза-дзен, вы почувствуете, каким образом это взаимосвязано не теоретически, а на глубинном, нутряном уровне. И есть возможность идти дальше. Вы не можете удержаться в тишине тридцать секунд. А один миг можете?

М: Миг, наверное, могу. Может быть, даже два мига.

А: Более того, вы сможете это делать до тех пор, пока колокольчик, который я держу в своей руке, будет затихать.

М: Но я буду слышать этот звук и каким-то образом соотносить свое безмыслие с этим звуком. А разве это не контроль?

А: Да, это контроль. Но уже более тонкий. А что в вас видит этот ментальный шум? Что в вас начинает различать столь тонкие грани, границы и градации этого шума и его отсутствия? И его взаимодействия с контролем? В вас это видит нечто, отличное от этого контроля. Назовем ту часть вас, которая это наблюдает, «наблюдателем».

И снова будем практиковать дза-дзен. Уже 5 минут.

Сильно изменилось состояние?

М: Есть такое слово – «умиротворение». У меня, я думаю, состояние головокружения и тошноты вызвали состояния, когда не было этого контроля. Моему организму это настолько непривычно.

А: Совершенно верно. Для сознания нужна определенность, оно не может терпеть неопределенности.

М: Наверное, мой организм настолько привык к состоянию контроля, что состояние без контроля – это для сознания состояние неопределенности. Может быть, в этот момент энергетика по-другому работает? Мы наполняемся чем-то другим, и пока я не в состоянии ни принять этого, ни работать с этим. Очень тяжело.

А: Тяжело, потому что непривычно, а организму и психике – легко.

М: Потом – да. Но в тот момент, когда все поплыло, тут же накатывает страх. Я вся скуксилась, собралась и вернулась в прошлое состояние.

А: Это еще одна удивительная иллюзия, в которой пребывает обыденное сознание. Оно считает, что остановить ментальный шум очень легко, пока не сталкивается с этим. И в то же время наше сознание уверено, что когда оно находится в каком-то состоянии аффекта, то сделать с этим что-либо практически невозможно, что ситуация не поддается контролю. А на самом деле успокоиться очень легко. Достаточно сосредоточиться на дыхании или подержать ладони на лице.

М: Люди, видимо, интуитивно сразу хватаются за лицо, если происходит что-либо страшное.

А: Да, только они это делают неправильно. Поэтому толку очень мало. Они усиливают это напряжение в своем хватании, потому что они воспринимают это как жест отчаяния, тем самым только добавляя отчаяния в свое состояние. Так же как курение, оно же может быть сакральным актом. Объединение с духом огня: Я своим дыханием даю жизнь огню. Это очень сильная медитация. И индейцы ее используют именно как медитативную настройку. А мы курим совершенно бессмысленно, вдыхаем канцерогены. Поэтому они могут курить сколько угодно, им вреда для здоровья от этого не будет. А вот когда глотаешь дым в суете… Это гораздо важнее, чем химический состав этого дыма.

Дальнейший путь погружения в глубины и таинства дза-дзен без каких-то целенаправленных установок и знаний невозможен. И, конечно, практика, практика, практика. Банкэй*, например, не имея учителя, добился просветления через медитацию дза-дзен, просто потому что он сидел в нем сутками напролет. И в какой-то момент он настолько сильно от этого устал, что у него просто «сломалось» эго от перегрузки. Такое иногда бывает: когда очень сильно устаешь, доводишь себя до полного изнеможения, вдруг совершенно неожиданно для самого себя начинаешь присутствовать в каждом движении, сознание становится ясным. Почему? На поддержание механизмов защиты эго также как и на все другие функции организма требуется энергия, а когда она заканчивается, то мы оказываемся гораздо более адекватными, чем когда мы свежие и отдохнувшие.

Вернемся к технике медитации. Итак, созерцая ментальный шум, его не остановить. Но первый шаг на пути его остановки – это ослабление контроля через глубокое расслабление. Следующий шаг в достижении цели медитации уже делается исходя из того, что мы только что проработали.

Но в чем состоит цель медитации? Цель очень простая на первый взгляд: вырастить миг ментальной тишины до размеров минут, потом часов, дней, в конце концов всей жизни. И вот здесь, в этом месте возникает вторая ловушка, с которой сталкиваются все адепты, практикующие медитацию, все без исключения. Они пытаются просто тупо расширить этот миг. Каким-то образом продлить его.

М: А как его можно «тупо» расширить?

А: Не думая и не думая, и еще не думая. Кстати говоря, в книге «Смерти вопреки»** описывается перевертыш такой практики. Там пишется, что таким образом можно достичь ментальной тишины и покоя, но люди, которые достигают ее таким образом, очень отличаются от тех, кто достигает их по-настоящему. Это состояние подобно состоянию сна без сновидений.

Для того, чтобы сдвинуться с этой мертвой точки, нам необходимо более тщательно изучить этот миг тишины и понять, каково его основное свойство и почему это свойство столь мимолетно, и мы не можем его удержать дольше. Это вторая ступень на пути овладения техникой медитации. Путь поисков ответа на этот вопрос достаточно длинный и изощренный и у некоторых адептов, особенно занимающихся без наставников, он может занять годы. Та пустота и отсутствие мыслей, которые возникают в этот краткий миг, вовсе не являются просто пустотой, паузой, как мы обычно наивно полагаем. Эта пустота заполнена, и заполнена до максимума. И именно эта заполненность не позволяла ментальному шуму возобновить свой привычный гремящий поток. Чем же она заполнена? Не чем иным, как присутствием внутри самого себя. Чтобы вам стало понятнее, я просто переформулирую цель медитации, и теперь, на втором этапе, она будет звучать иначе. Если на первом этапе она звучала как высвобождение от ментального шума, то на втором этапе ментальный шум перестает быть в фокусе поставленной перед нами задачи. Как это ни поразительно звучит, но именно попытка высвободиться от ментального шума (во вторую очередь после контроля) и способствует его возобновлению: мы все время его непроизвольно ждем. И этим ожиданием мы его и провоцируем на то, чтобы он вновь появился.

Что такое ментальный шум и его остановка понимали даже дети в возрасте девяти лет. Так что с этого возраста люди вполне могут начать практиковать медтиацию, если у них будет очень большое желание.

М: Вы говорили, что ребенок полностью растворен в ментальном шуме. Он его контролирует или нет?

А: Нет. Ментальный шум его контролирует. Он ментальный шум не контролирует никак. Он не осознает его присутствия. И если взрослому человеку, если он не деградировал (некоторые люди в пожилом возрасте тоже не в состоянии это понять), это можно как-то объяснить, то маленькому ребенку этого не объяснить в принципе. Он не в состоянии понять, что в нем это течение происходит.

Итак, меняем цель медитации. Чтобы ее поменять, мы должны обнаружить, что, во-первых, ментальный шум – это не все, что у нас есть тогда, когда мы его созерцаем. Что помимо ментального шума есть еще и точка покоя, которую этот ментальный шум не затрагивает (которой у детей действительно практически нет, и именно поэтому дети не могут в принципе отличить себя от ментального шума). Итак, есть точка покоя, которую этот ментальный шум не затрагивает. Что же это за точка? Ответ на этот вопрос открывает врата к следующему уровню занятий медитацией. Потому что ответом на этот вопрос является тот простой факт, что мы не отождествлены с ментальным шумом в той степени и в той мере, в какой мы себя от него отличаем. А мы себя отличаем от ментального шума, как это ни поразительно звучит, в той степени, в которой мы его созерцаем. Это парадоксально только на первый взгляд. Но задумайтесь, ведь в обычном состоянии вы не замечаете этого ментального шума. Хотя в обычном состоянии его ничуть не меньше, а даже больше.

М: Получается, что в обычном состоянии мы от него не отделены, так же как ребенок.

А: Да. Но ребенок в принципе не может через это перейти, а мы можем. Мы не отождествлены с ментальным шумом и мы не являемся им (то есть у нас есть точка покоя, не несущаяся вслед за этим гремящим потоком) тем местом, которым мы его созерцаем. Именно парадоксальность этого вывода служила и продолжает служить препятствием для начинающих адептов дза-дзен.

А: Так вот, в нас есть нечто, что созерцает ментальный шум, что им не является и в нем не растворено. Потому что оно в таком случае не могло бы отличать себя от ментального шума, а следовательно, оно не могло бы отличить и выделить этот ментальный шум как отдельный объект, чего не могут сделать маленькие дети, алкоголики, очень пожилые люди со склонностью к маразму. И если вы можете находиться на первой ступени медитации, следовательно, вы можешь понять то, о чем я говорю. Мы видим этот гремящий поток той частью нас, которая им не является.

М: А что порождает этот ментальный поток?

А: Это самый важный и самый главный вопрос, без ответа на который невозможно правильное выполнение медитации. На телесном уровне это те или иные очаги напряжения. Но на ментальном уровне это нечто другое. Самый большой парадокс заключается в том, что ментальный шум является порождением уменьшения полноты нашего присутствия в самих себе. Это самая большая тайна техники медитации дза-дзен и это золотой ключик к той дверце, которая ведет к просветлению.

Итак, когда мы присутствуем в самих себе в максимальной полноте (в своем максимуме представляющее собой состояние просветленного), то именно это присутствие уничтожает полностью, без всякого следа, самый мощный ментальный поток. А когда мы из присутствия выпадаем, начинаем отсутствовать, он сразу же появляется. И чем в большей степени мы отсутствуем, тем в большей степени усиливается ментальный шум. И когда мы, наконец, совсем перестаем присутствовать, он полностью нами овладевает. Мы перестаем его от себя отличать, и полностью в него вовлечены. Соответственно обратный путь таков: первая ступень – мы начинаем различать ментальный шум, мы его созерцаем. Но самое главное, чего мы таким образом добиваемся – мы устанавливаем некую точку, отличную от него. И эта точка и есть наблюдатель. Вторая ступень – мы пытаемся оказаться в той точке, откуда мы наблюдаем свой ментальный шум, в том месте, которое называется наблюдателем. Мы наблюдаем за тем, как он наблюдает. Процедура наблюдения за наблюдателем и есть совершенно обвальный, катастрофический, мощнейший из всего возможного путь к расширению сознания, почти мгновенный, бах! – и все. Потому что это и есть структура акта самосознания. Того самого, в котором «Я полагает самого себя в самом себе через самого себя». Именно в этом и заключается главный секрет техники медитации, по крайней мере, на данном этапе.