Как управлять вниманием и сконцентрироваться. Невнимательность, синдром дефицита внимания (сдвг): причины, симптомы, лечение

Зачастую сбой в концентрации внимания вызвано низким уровнем кислородного насыщения головного мозга. Гипоксия, так называется данное нарушение, влечет за собой дисфункцию. Ввиду этого все медикаменты, направлены на то, чтобы и концентрацию внимания, лишь возвращают в исходное состояние.

То, что дано природой с помощью лекарств улучшить невозможно. Поэтому тем у кого, стоит вопрос повысить уровень концентрации для улучшения трудовой деятельности и образа жизни, этот материал будет полезен.

В первую очередь подчеркнем, что внимание не является процессом, как, например, мышление. Внимание – это состояние, при котором происходит возбуждение в одной или нескольких областей коры головного мозга.

Когда есть необходимость в длительном удержании внимания, зачастую человек ощущает утомление, и внимательность снижается. Человек даже не может припомнить, что конкретно он слышал, например, на лекции.

Виды внимания

Существует два типа внимания: медленный и немедленный

Существует два вида внимания, которые зависят от времени:

  • Немедленный вид внимания, т. е. быстрая концентрация – позволяет мгновенно реагировать на окружающую реальность, анализировать информацию и, соответственно, концентрироваться на одной задаче или событии.
  • Медленный вид внимания необходим человеку во время обучения или трудовой деятельности. Эта способность дает возможность не спеша поразмыслить над проблемой или усвоить информацию во время образовательного процесса.

Способность растет до 25 лет и вплоть до 45 лет остается стабильной и даже может улучшаться. После 50 лет начинается постепенная деградация. И это заставляет многих людей начинать прием препаратов по лечению нарушения концентрации внимания. Такие медикаментозные препараты относятся к ноотропному виду. Заметим, что на деятельность психики влияет и образ жизни (пагубные пристрастия), развитие опухолей и заболевания в хронической форме.

Причины, способствующие ухудшению концентрации внимания

Кроме вышеупомянутой гипоксии, есть еще ряд причин, которые вызывают нарушение концентрации внимания у детей и взрослых. Попробуем разобраться, какие факторы влияют на снижение внимания и, по возможности, оперативно их ликвидировать.

Стрессы, плохой сон и вредные привычки могут стать причиной нарушения концентрации внимания

  • Вредные привычки. Курение, злоупотребление алкогольными напитками и многое другое не только снижают концентрацию, но и ухудшают память.
  • Информационная перегрузка. Если головному мозгу приходится обрабатывать большое количество материала, то нарушается фокусировка внимания на одном источнике и информация воспринимается поверхностно.
  • Неправильное питание. Для стимуляции работы клеток и ускорения биохимических процессов в головном мозге необходим набор витаминов и микроэлементов, которые поступают в организм со здоровой пищей.
  • Стрессовое состояние. Человек, которого беспокоит стресс, депрессия или плохое самочувствие, часто не может сконцентрироваться на информации.
    Дефицит сна. Стремительный темп современной жизни часто мешает здоровому сну. Недосыпания являются одной из доминирующих причин, способствующих ухудшению внимания.
  • Симптомы заболеваний. Ухудшение концентрации внимания может стать предвестником заболеваний центральной нервной системы. Чтобы исключить осложнения, стоит обратиться к специалисту.

Как повысить уровень концентрации у взрослых

Уровень концентрации внимания зависит от способности сосредоточиться на нужном стимуле. При хорошей концентрации человек способен блокировать отвлекающие факторы - посторонние звуки и даже свои мысли.

Препараты, улучшающие память и концентрацию внимания

Ноотропы способны стимулировать мозговую деятельность

Ноотропные препараты назначаются, если требуется медикаментозное лечение. Их название говорит о том, что они предназначены стимулировать мозговую деятельность. Чаще всего они рекомендованы школьникам или студентам в процессе интенсивного обучения, требующего постоянной концентрации внимания.

Однако не только школьники жалуются: «Не могу сконцентрироваться!». Аналогичная проблема возникает и у людей пожилого возраста, у которых деятельность мозга нуждается в регулярной стимуляции.

Видео: препараты, улучшающие кровоснабжение и обмен веществ

Перечислим лекарства, которые в аптеках можно приобрести без рецепта:

  • Нобен. Данный препарат имеет в своей основе синтетический коэнзим Q10. Основной способностью препарата является наращивание концентрации этого вещества в головном мозге, стимуляция памяти и способствуют улучшения концентрации внимания.
  • Билобил. Этот препарат основан на экстракте гинкго билоба. Данное растение известно положительным воздействием на работоспособность маленьких сосудов, также стимулирует нервные клетки и обладает небольшим антидепрессивным воздействием. Перед употреблением рекомендуется, как минимум внимательно прочитать инструкцию.
  • Глицин. Довольно популярные таблетки и относится к безопасным ноотропам. На нервную систему препарат оказывает седативное воздействие, снижает влияние стресса, повышает концентрацию внимания. Основным действующим веществом является аминокислота глицин. К преимуществам можно отнести быстрый вывод из организма естественным путем и отсутствие привыкания.
  • Аминалон. Таблетки, которые имеют основное действующие вещество гамма-аминомасляная кислота. Препарат способствует оптимальному ускорению по усвоению глюкозы. Часто назначают после инсульта, т. к. глицин способствует ускорению реабилитационного периода.
  • Биотредин. Комплексный витаминный препарат, состоящий из В6 и аминокислоты треонина. Воздействуя на нервную систему, укрепляет её, тем самым улучшая память и внимательность.
  • Интеллан. Препарат для снижения нервного напряжения и усталости. Как правило, назначают детям в качестве лечения при физической и умственной утомляемости. Медики рекомендуют принимать лекарство в виде сиропа.
  • Экстракты элеутерококка, родиолы розовой, лимонника китайского. Являются общеукрепляющими средствами не только для нервной системы и мозга, но и для иммунной системе. Перед применением необходима консультация с доктором, т.к. есть противопоказания.

Некоторые средства можно приобрести в аптеке без специального назначения врача

Теперь о лекарствах, которые должен выписывать врач, чтобы вы могли сконцентрировать внимание:

  • Пирацетам. (другие названия – луцетам, мемотропил, стамин, ноотропил, эскотропил). Выпускаются таблетки или растворы для инъекций. Лечение может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
  • Энцефабол. Таблетки, улучшающие память. Могут назначаться даже новорожденным.
  • Фенотропил. Основная форма выпуска – таблетки. Показания – лечение проблем мозгового кровообращения, имеет выраженный общеукрепляющий эффект, не назначается детям. Помогает тем, кто жалуется «не могу уснуть».
  • Фезам. Нельзя принимать детям в возрасте до шести лет. С его помощью проводится лечебные мероприятия при раздражительности, умственном отставании и при снижении концентрации.
  • Пикамилон. Эффективность доказана при лечении острых нарушениях кровообращения в головном мозге. Как правило, назначают пациентам при вегетососудистых заболеваниях и приступах тревожности. При правильном употреблении повышает выносливость организма, а также направлен на стимуляцию умственной деятельности.
  • Мемоплант. Препарат для стимуляции кровообращения во всем организме, включая кровоснабжение в мозгу и мелких сосудах. Рекомендовано для пациентов с нарушениями памяти и при низком развитии интеллектуальных способностей.
  • Фенибут. Препарат от бессонницы. Также улучшает физическую и интеллектуальную деятельность. Снижает приступы тревоги и панические атаки.
  • Витрум мемори. Комплекс витамин разработан для людей пожилого возраста. Способен улучшать память и концентрацию. Назначают в виде курсом от трех месяцев. Необходимо проконсультироваться с медицинским специалистом.

Прежде чем начать принимать лекарственные препараты, можно попробовать упражнения, развивающие умение сконцентрировать внимание, а также простые средства, применение которых дает неплохой результат.

Сбалансированное питание поможет улучшить работу мозга

К их числу относятся некоторые продукты, а также травы:

  • Продукты на основе кофеина. Развивают быстрый тип концентрации. Но при длительном употреблении эффект значительно снижается. Проконсультируйтесь с врачом перед приемом, т. к. есть ряд противопоказаний.
  • Ежедневный рацион питания необходимо обогатить полезными продуктами: молочные, зерно, а также фрукты и овощи. Такие продукты, как банан, картофель и мука грубого помола 3-го сорта позволяют не только улучшить краткосрочной вид памяти при нарушении концентрации внимании, а также помогают быстрее просыпаться по утрам.
  • Сладости. Отметим, что черный шоколад является мощнейшим антиоксидантом, а сахар в сладком быстро насыщает энергетический запас при психических процессах. Однако следует руководствоваться правилом: всё хорошо в меру.
  • Орехи и семечки являются отличным источником витамина «Е», а также антиоксидантов, которые улучшают деятельность головного мозга, позволяя легко концентрироваться на насущных задачах.
  • Рыба. Рекомендуется включать в рацион минимум 2 раза в неделю, т.к. содержащиеся в ней жирные кислоты улучшают кровоснабжение мозга, стимулируя интеллектуальную деятельность.
  • Пряности и ароматические масла такие, как шафран, горчица, паприка, лаврушка не только придают блюдам аромат, но также улучшают память, умственную деятельность, борются с бессонницей и успокаивают нервную систему.
  • Черника и другие витамины. Отметим, что перед приемом витаминов, необходимо проконсультироваться с врачом и пройти диагностику, т.к. избыток тех или иных витаминов может привести к различных последствиям.
  • Травы. Народная медицина гласит, что девясил и сосновые почки – самые лучшие средства при нарушениях внимания. Можно применять как водные настои, так и спиртовые экстракты. И те, и другие улучшают память и внимание.

Видео: Как улучшить концентрацию внимания

Можно ли обойтись без лекарств

Избавиться от нарушений внимания не прибегая к помощи специалистов можно и другими доступными способами.

Медитации

Медитации позволят развить концентрацию внимания

Простая практика длительностью 5 минут поможет развить концентрацию внимания.

Фокусировка. Выбрать объект - любой предмет, который нужно поместить перед собой. Занять удобную расслабленную позу сидя с прямой спиной, руки опустить на колени, плечи расслабить. Сначала нужно просто смотреть на предмет, который перед вами. Очень скоро появятся отвлекающие мысли. Тогда нужно снова сфокусировать внимание на объекте, не оценивая и не анализируя. Теперь можно немного расширить фокус внимания, позволяя попасть в него тому, что окружает предмет. Затем снова сконцентрироваться на объекте. Повторить описанные шаги несколько раз.

Активный образ жизни

Голландские учёные провели эксперимент со школьниками 10-13 лет и доказали, что спорт повышает концентрацию внимания. Между уроками ученики делали перерывы по 20 минут для аэробных упражнений показали лучшие результаты в тестах, чем дети, которые занимались без перерыва.

Занятия динамичными видами спорта и подвижные игры помогают развить внимание, благоприятно влияют на наш мозг и способны повысить IQ.

Наиболее полезными из доступных видов физических нагрузок являются:

  • Гимнастика. Даже самая облегчённая гимнастика, выполняемая регулярно, усиливает питание мозга.
  • Плавание. Нагрузка на все группы мышц в сочетании с дыхательной нагрузкой значительно улучшают кровоснабжение мозга.

Несколько способов собраться с мыслями

Многие люди не имеют прогресса в жизни лишь потому, что они не знают как собраться с мыслями.

  1. Обозначить желаемый результат. Определив показатели завершенной задачи, можно не сомневаться в правильности своих действий в процессе реализации.
  2. Установить временные рамки. Установленное время для выполнения задачи поможет работать в нужном темпе.
  3. Убрать отвлекающие факторы. Чтобы максимально сфокусировать внимание, нужно оградить себя от лишних предметов и звуков.
  4. Большое дело разбить на несколько задач и составить план. Для наглядности можно нарисовать или написать план действий. Это помогает увидеть ситуацию более чётко.

Обустройство рабочего места

Хотите повысить производительность труда - наведите порядок на своём столе

Правильно организованное рабочее место помогает повысить производительность и эффективность труда. Чтобы не отвлекаться от трудового процесса, необходимо обеспечить рабочее место нужными средствами и предметами.

Тайм-менеджмент

Способность эффективно планировать рабочее время и правильно расставлять приоритеты поможет сконцентрировать внимание на главном. Грамотный тайм-менеджмент даёт возможности:

  • видеть общую картину и чувствовать себя целостно;
  • правильно выделять преимущества;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • повысить производительность.

Организация здорового сна

При нарушении сна погибают клетки нервной системы и мозга. Это ведёт к падению работоспособности, концентрации внимания, ослабляет мыслительные процессы и т.д. Средняя продолжительность сна для взрослого человека должна быть от 7 до 9 часов в сутки.

Учёные из американского Национального общества изучения сна после проведённого исследования обнародовали такие данные:

Упражнения для концентрации внимания

  1. Внимание на точку. На этом занятии необходимо смотреть в точку на однотонном фоне, которая должна быть расположена на уровне взгляда. Заняв удобную позу на диване или в кресле нужно сосредоточить внимание только на точке, освобождаясь от посторонних мыслей. Как только в мозг начинают приходить мысли, упражнение заканчивается и фиксируется время сосредоточения. Действие выполняется несколько раз, каждый раз стараясь увеличить время фокусировки.
  2. Часы. Чтобы выполнить упражнение потребуются часы с секундной стрелкой. Часы разместить так, чтобы было удобно следить за идущим временем. Необходимо следить за стрелкой до тех пор, пока не возникнут посторонние мысли. Хорошие показатели концентрации - 2 минуты.
  3. Линия. Задача проста - на чистом листе бумаги мягко и неторопливо вести линию, сосредоточившись только на ней. Как только появляются посторонние мысли, делается маленький пик, как на кардиограмме. Вновь сконцентрировавшись, продолжить вести линию. Ни одной вершинки за 3 минуты - хороший уровень концентрации.
  4. Рефлексивное чтение. Человек, страдающий слабой концентрацией зачастую читает бегло, думая о чём-то постороннем. Улучшить внимание можно с помощью рефлексивного чтения. Для тренировки следует выбирать достойную литературу с глубоким смыслом. Суть упражнения в том, чтобы полностью углубиться в смысл текста, вчитываясь в каждое предложение. Если заметили, что отвлеклись - собрать волю и вновь сконцентрироваться на основной задаче.

Отдых и прогулки

Чтобы восполнить силы, нужно отдыхать

Пешие прогулки по улице имеют прекрасный эффект. Ходьба на свежем воздухе обогащает клетки кислородом. Кислородное голодание для мозга равноценно деградации. Без поступления кислорода мозг не может прожить долго. Часто во время такого променада приходят новые мысли, идеи и озарение.

Мотивация

Концентрация и удержание внимания происходит за счет сильной мотивации. Если человеком руководит индивидуальная потребность, есть стимул, то это продуктивно сказывается на деятельности и даёт хорошие результаты.

Как улучшить концентрацию внимания у детей и школьников

Дети так же, как и взрослые могут уставать. Нагрузки в школе, уроки, дополнительные занятия рано или поздно способны привести к переутомлению и как следствие, к ухудшению активности мозга.

Лекарственные средства для мозговой активности

Для успешного развития ребёнка необходимы внимание и память. Когда эти показатели не соответствуют нормам, назначаются ноотропы.

Медикаменты для улучшения стимуляции нервной системы отпускаются без рецепта, но принимаются строго под наблюдением врача. Самолечение может пагубно отразиться на здоровье ребёнка. Самыми назначаемыми препаратами являются глицин, пирацетам, фенибут, пантогам, тенотен.

Подсказки родителям

Чтобы ребёнок не переутомлялся, нужно обязательно делать перерывы

  • соблюдать норму сна;
  • уменьшить потребление сахара и увеличить уровень протеина, употребляя мясо, яйца и орехи;
  • организовывать перерывы для физических упражнений;
  • устранить элементы, влияющие на концентрацию: громкую речь, шум от бытовых приборов, голод и усталость;
  • создать в доме созерцательную и спокойную атмосферу. Этому способствует тихая релаксирующая музыка или наблюдение за рыбками в аквариуме.

Упражнения

Развивать внимание и повышать концентрацию можно с помощью специальных упражнений. Некоторые из них рассмотрим ниже:

  • Слежение за игрушкой. Для занятия понадобится игрушка небольшого размера. Нужно попросить ребенка следить за предметом глазами, не поворачивая головы. Скорость и траекторию перемещения можно менять, но не переусердствовать при этом. Ребенок должен успевать следить за перемещением игрушки.
  • Новый сосед. Поставить три игрушки перед ребенком и попросить запомнить их. Затем предложить ребёнку отвернуться или выйти из комнаты, а в это время поменять игрушки местами или добавить новую. Затем поинтересоваться, что изменилось.
  • Запомни предметы. Подготовить для упражнения несколько предметов, например канцтовары: карандаш, маркер, ластик, линейку и др. Дать ребенку от 3 до 5 секунд на то, чтобы запомнить их. Затем накрыть вещи тёмной тканью и попросить назвать то, что скрыто. С каждым разом можно добавлять по одному новому предмету.

Настольные игры

Настольные игры тренируют усидчивость и память

Заручившись поддержкой настольных игр и конструкторов можно весело тренировать внимание и память.

  • Новый вариант мозаики - настольная игра “Кванты” тренирует внимание и усидчивость.
  • Игра “Хамелеон” для детей 5-6 лет тренирует внимание с помощью цветов и цифр.
  • Семейная игра “Головоноги” с простыми правилами развивает не только внимание и память, но и фантазию.
  • Захватывает дух игра “Ратуки” для весёлой компании детей от семи лет.
  • Динамичная игра с простыми правилами “Доббль” развивает внимательность и реакцию.
  • Азартная и шумная игра “Дикие Джунгли” не имеет ограничений по количеству игроков.

Рукоделие

Занятия творчеством и рукоделием благоприятно влияют на усидчивость, развивают мелкую моторику рук, внимание, память и это далеко не весь список полезных эффектов.

Факт положительного воздействия рукоделия на развитие обоих полушарий мозга официально признан медициной.

Совместно с детьми, взрослые могут заниматься шитьём, вышивкой, вязанием, бисероплетением, мыловарением, лепкой из обычной или полимерной глины, делать декупаж и т. д.

Презентация: Развитие памяти и внимания

При появлении первых признаков нарушения концентрации внимания нужно пересмотреть режим, нагрузки и питание. Найдите время и на отдых, старайтесь высыпаться и больше бывайте на свежем воздухе.

Рассеянность способна натворить много бед. В лучшем случае мы кладем в чай соль вместо сахара или оставляем что-то из покупок в магазине, в худшем – забываем дома документы, отправляясь в дальнюю дорогу, или покупаем билет не на тот самолет, который нам нужен. Если вы страдаете от рассеянного внимания, то такие ситуации могут преследовать вас на каждом шагу. Откуда же появляется рассеянность? Как с ней справиться? Попробуем ответить вам на эти вопросы.

Виды рассеянности

Хорошее внимание значительно облегчает нам жизнь – мы всегда знаем, что уже сделали, а что только предстоит, помним все необходимые номера телефонов на случай, если неожиданно сядет мобильный или на его счету закончатся деньги, предусматриваем возможное развитие событий. При рассеянном внимании все иначе – мы как слепые котята тычемся из угла в угол, путаемся в массе ежедневных дел, но так и не успеваем ничего сделать. Рассеянность бывает разная – можно выделить по крайней мере три вида.

  1. Первая разновидность не имеет никакого отношения к болезням и является скорее врожденной чертой человека – это элементарное неумение концентрироваться и высокая отвлекаемость. Чаще всего такая рассеянность внимания присуща детям, но, взрослея, многие не расстаются с этой напастью и остаются такими же невнимательными в сознательном серьезном возрасте. Таким людям трудно организовать свою работу и быт, у них отсутствует пунктуальность и они зачастую очень плохо усваивают крайне важную информацию, поэтому на серьезных должностях им побывать обычно не удается.
  2. Второй тип рассеянности ближе людям науки . Они настолько сосредоточены на своих мыслях, что внешние факторы утрачивают для них значение и существуют, словно в другом измерении. Таким людям обычно бывает трудно переключиться со своих мыслей на что-то постороннее или другую мысль, они зачастую отвечают невпопад и попадают в самые абсурдные смешные ситуации.
  3. Третий вид уже ближе к физиологическим нарушениям – возрастная и функциональная рассеянность . Люди, которые страдают от нее, не всегда в состоянии полноценно воспринимать происходящее, принимать правильные решения и последовательно осуществлять его.

Причины рассеянного внимания

У рассеянного внимания может быть немало причин. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

  • Ряд физиологических причин, связанных с общим переутомлением организма – недосыпание, напряженный рабочий график, затяжные болезни.
  • Развитию этого состояния часто способствует прием некоторых лекарственных препаратов, злоупотребление алкоголем, курение.
  • Иногда такой симптом может говорить о гормональных изменениях в организме – при беременности, при ПМС, климаксе или заболеваниях щитовидной железы.
  • Психологические нарушения в сознании человека – стрессы, депрессии, неврозы, панические атаки.
  • Возрастные изменения, неизбежно происходящие в организме.
  • Заболевания и патологии головного мозга.
  • Недостаток йода в организме.
  • Характерная черта человека.

Бывает, человек думает, что у него рассеянное внимание, когда как он может отличаться другими способностями (более активными).

Рассеянные люди часто активны. Это не патология, а черта характера. Измениться можно, если знать что в себе менять, тогда и глядишь внимание улучшится.

Человек может быть рассеян из-за длительного стресса/переживаний, депрессии. Если с детства были несколько рассеянны, значит у вас замедленные или плохо проходят некоторые процессы в головном мозге, а помочь в этом могут головоломки, активные игры.


Ответьте перед собой на вопросы:

  • Вы довольны собой? (кроме внимательности)
  • Вы часто грустите?
  • Ощущаете себя одиноким(ой)?
  • Бывает тяжесть просыпания по утрам и дневная сонливость?
  • Не всегда понимаете, что вам хотят сказать?
  • Часто ли отвечаете отрывками (не развернуто)?

Если многие ответы совпали, значит причина в обменных процессах головы.

Как восстановить внимание?

Так как это нарушение приносит немало хлопот и неприятностей в жизни, то обязательно нужно принимать меры, чтобы восстановить внимание.

Если причины вам более менее понятны, можно разработать свой план улучшения внимания в зависимости от типа рассеянности.

Что же нужно сделать?

  • Для начала обратитесь к врачу, чтобы исключить возможность наличия функциональных изменений в организме.
  • Упорядочите свой распорядок дня – вовремя ложитесь спать, не валяйтесь в кровати до обеда. Если у вас есть такая потребность, то выделяйте полчаса – час на дневной сон.
  • Правильно питайтесь – употребляйте достаточно пищи с содержанием фолиевой кислоты и йода. Увеличьте потребление сложных углеводов они будут подпитывать ваш мозг и вам будет легче сосредоточиться.
  • Следите за собой, составляйте списки дел и вычеркивайте из него уже выполненные.
  • Регулярно проветривайте помещение, в котором вы находитесь. Достаточное количество кислорода активирует мозговую деятельность.
  • Психологами давно доказано, что цвет имеет огромное влияние на умственные процессы и настроение человека. Для того, чтобы взбодрить мозг используйте яркие предметы обихода, письменные, а иногда и одежду. Только не переусердствуйте – обилие ярких красок может вызвать раздражительность.
  • Запахи тоже имеют свойство влиять на нашу память и восприятие происходящего. Прекрасно взбодрит запах лимона или других цитрусовых.
  • Шоколад и орехи давно заслужили славу настоящего активатора мозговой активности. Поэтому пара долек шоколада и горсть орехов ежедневно просто необходимы вам.
  • Если вы чувствуете, что переутомились и не можете собраться с мыслями, то помассируйте ушную раковину. Массаж нужно продолжать не менее одной минуты. Вы будете удивлены, но в голове появится некоторая ясность.
  • Тренируйтесь в разгадывании головоломок, решайте уравнения.

О внимании:

» Можно одновременно концентрировать на двух или даже более вещах или только одном .

» Уметь быстро или медленно переключать внимание .

Добрый день! Очень нужен ваш совет. У меня проблемы с вниманием и концентрацией. Я очень рассеянная. У меня постоянно возникают меня проблемы с работой. Постоянно находятся какие-то ошибки. Хотя я ответственный человек и стараюсь сделать все на отлично, по сто раз проверяю. Но я не могу сконцентрироваться на деталях. И в итоге что-то да пропускаю. Мне трудно доделывать дела, требующиеусидчивости и упорной работы, я загораюсь и начинаю хорошо, но потом быстро теряю интерес. Особенно если надо делать что-то регулярно. Даже давать лекарство ребенку регулярно в течение месяца для меня проблема. На середине или под конец я начинаю забывать. Но при этом не сложная, монотонная работа у меня получается хорошо и доставляет мне удовольствие. Я с трудом удерживаю внимание при чтении или слушании. При том, читая, я перескакиваю со строчки на строчку. Когда я слушаю людей, то не могу сконцентрироваться на том, что мне говорят. Я как будто отключаюсь. Слышу слова, но не понимаю смысла. Тоже самое и с чтением. Я пробегаю глазами слова, но смысл до меня не доходит. Иногда я много раз перечитываю какой-то абзац, но так и не могу сконцентрироваться и понять о чем в нем говорится. Я как будто отключаюсь в этот момент. Мне трудно организовать свои дела, приступить что-то делать, я долго собираюсь, настраиваюсь, оставляю все на последний момент. Кстати работая в авральном режиме, когда надо закончить в короткие сроки продуктивность у меня выше. Я плохо запоминаю. Я очень много читаю и предполагаю, что я много знаю, но все мои знания плохо удерживаются в голове. Прочитанное остается у меня в памяти по принципу «что-то где-то у кого-то читала». Когда приходилось сдавать экзамены в университете, я никогда не могла ответить сразу на вопрос (подсказать), так как не помнила в этот момент. И только сев и сосредоточившись, я вспоминала, о чем идет речь. Но выйдя, я тут же забывала и даже если помнила, то очень сбивчиво могла об этом рассказать. Я не могу аргументировать свою точку зрения, потому что я не помню информацию. Принимая решения по какому-то вопросу, я много читаю, исследую тему, но я помню только принятое мной решение, но я не могу аргументировать его. Я очень импульсивна, эмоциональна, вспыльчива, плаксива. Сначала делаю, потом думаю. У меня моментальная реакция на раздражители и мня это очень огорчает, потому что мне стоит быть более спокойной. У меня плохая оценка эмоциональных реакций других людей. Я часто погружена в себя, свой внутренний мир и диалоги с собой. У меня проблема с говорением, когда я начинаю рассказывать, я нервничаю, рву предложения, часто забываю что хотела сказать, мысли расплываются. Из-за того что информация остается в моей памяти по принципу «что-то где-то..» Иногда я просто отключаюсь на половине фразы и забываю что хотела сказать. При этом я могу много и долго говорить, часами. Мне легче писать, чем говорить. Я часто с трудом формулирую и хорошо могу объяснить, что мне нужно, если надо сделать это сходу. Получается, если успокоюсь и расскажу заученный текст. Или говорю короткими предложениями. Такое состояние, некоторая рассеянность, невнимательность, проблема с концентрацией, забывчивость, наблюдалось у меня всегда с детства. Скажите, с чем моя ситуация может быть связана? Есть ли способо коррекции? Может ли это быть синдром диффицита внимания (СДВГ)? Я раньше думала что это у меня черта характера, но мне кажется что все не так просто. Заранее спасибо за ответ и потраченное время!

пс: была у невролога. она проблемы не видит Сказала " ну вы же дожили до ваших -цадти лет" А по поводу жалоб на проблемы с карьерой что «не всем суждено быть лидерами» прописала ноотропил, кавинтон и мексидол.

Лидия: Я не прошу внимания близких выдумывая несуществующих проблем: похая память, сбивчивая речь, рассеянность. Даже мой муж смеется по поводу «опять забыла», а посторонним приходится по нескольку раз объяснять что я хочу сказать. Т.е. это реальная проблема для меня, вопрос в какой плоскости она лежит - психология, неврология или чтото еще.

Я просто хочу улучшить качество жизни и достичь успехов в профессиональной сфере.

Ирина, вы навели меня на мысль. Странно что я сама не догадалась заглянуть в карту, хотя она у меня на руках!

Невролог в самом деле поствила диагноз. Правда из ее неразборчивого почерка я прочла только энцефалопатия и еще слов 5-6 совершенно неразборчиво. Ну и на МРТ она меня отправила.

Но теперь мне стао даже страшно. Я, пожалуй, еще к какому-нибудь неврологу обращусь.

И она совершенно не объясняет того что я не могу пересказать вчера прочитанную книгу, хотя помню, что мысль мне понравилась, но не помню как же точно она формулировалась. Или когда я сто раз просматриваю проект, но в упор не вижу в нем элементарной ошибки и так каждый раз (а не только от усталости). Когда слушаю человека, а потом отключаюсь, хотя мне интересно что мне говорят. Когда меня просто зацикливает на одной строчке и я не понимаю что там написано, хотя читаю снова и снова и снова.

Александр, посмотрела вашу статью. Думаю, ко мне она не имеет отношения.

Усталость - при моих нагрузках она естественна, но легко снимается просто хорошим сном и походом с мужем вдвоем куда-то.

Некоторая зацикленность на проблемах есть, конечно, как у любого невротика, но обычно это касается стрессовых ситуаций, когда у меня задеты чувства.

И она совершенно не объясняет того что я не могу пересказать вчера прочитанную книгу, хотя помню, что мысль мне понравилась, но не помню как же точно она формулировалась. Или когда я сто раз просматриваю проект, но в упор не вижу в нем элементарной ошибки и так каждый раз (а не только от усталости). Когда слушаю человека, а потом отключаюсь, хотя мне интересно что мне говорят. Когда меня просто зацикливает на одной строчке и я не понимаю что там написано, хотя читаю снова и снова и снова… Но, Ю впрочем, я повторяюсь.

Возможно, упражнения, упомянутые Лидией, в самом деле помогут развить память.

Вполне вреоятно, что моя проллема всеже из области неврологии, а не психологии. И я ошиблась форумом).

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает. Состояние часто возникает после бессонницы , головной боли , длительной однообразной и скучной работы. В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов. При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой. Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» — дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны — при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это — различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные «деликатесы»;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания — мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания — доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению