Личностные особенности, стратегии преодоления стресса и источники социальной поддержки лиц, страдающих синдромом алкогольной зависимости. Стратегии копинга

В нашей жизни являются явлением довольно частым. Переносят, ощущают их и говорят о них практически все люди. Причиной этого явления сегодня является всё, с чем ежедневно сталкивается человек, начиная с работы и семейных отношений и заканчивая обстановкой в стране и в мире вообще. Но организм человека устроен таким образом, что постоянно нуждается в равновесии. А происходящее в жизни, в том числе и отношение людей друг к другу, это равновесие систематически нарушает, вследствие чего организм просто вынужден работать на пределе своих возможностей, стремясь, одновременно с этим, поддерживать баланс всех физиологических и психических процессов, другими словами, функционировать практически без отдыха. Хорошая же новость состоит в том, что человек в состоянии преодолевать стрессовые ситуации практически любой тяжести, нейтрализуя давление, оказываемое на него внешними обстоятельствами. Но прежде чем мы расскажем о том, как обычно это происходит, скажем ещё несколько слов о стрессе.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем , где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.

Общая характеристика стресса

Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, .

Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.

Селье выделял два вида стресса:

  • Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
  • Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект

Состоит стресс из трёх фаз:

  • Фаза сопротивляемости
  • Фаза истощения

Интересно то, что люди, обладающие , имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.

Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом .

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для . Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и . Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Копинг-стратегии

Всего выделяется несколько копинг-стратегий, т.е. стратегий совладающего поведения:

  • Разрешение проблем как основной этап
  • Активные действия
  • Косвенное воздействие
  • Совладание

Поговорим о них более дательно.

Разрешение проблем

К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести , оптимистическое мировоззрение, потенциал к , интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.

Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.

Активные действия

Активные действия человека направляются им на уменьшение или устранение опасности. К таковым можно отнести бегство или нападение, наслаждение или страдание, принятие или противостояние и т.п.

Косвенное воздействие

Косвенное или мысленное воздействие без активного вмешательства обусловлено внешним или внутренним торможением, каковым может являться вытеснение, когда человек просто уходит от проблемы, переоценка, когда человек переосмысливает проблему, переключение на другую форму деятельности, подавление, изменение направленности эмоций для их нейтрализации и т.п.

Совладание

Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.

Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.

Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются , активно и в зависимости от конкретной ситуации.

Критерии эффективности копинг-стратегий

Есть довольно обширное количество классификаций копинг-стратегий, но все они основываются на трёх базовых критериях:

  • Эмоциональном или проблемном
  • Когнитивном или поведенческом
  • Успешном или неуспешном

Немного подробнее о каждом из них.

Эмоциональный или проблемный критерий

Копинг-стратегия, исходя из первого критерия, может быть либо эмоционально-сфокусированной, т.е. направленной на управление эмоциональными реакциями, либо проблемно-сфокусированной, т.е. направленной на решение проблемы или изменение ситуации, инициировавшей стресс.

Когнитивный или поведенческий критерий

Копинг-стратегия, исходя из второго критерия, может является скрытым внутренним копингом, когда проблема решается посредством воздействия на восприятие, или же является открытым поведенческим копингом, когда основной упор делается на изменение поведения.

Критерий успешности или неуспешности

Копинг-стратегия, исходя из третьего критерия, может быть успешной – использовать конструктивное поведение, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию, или же неуспешной – использовать неконструктивное поведение, которое стрессовую ситуацию преодолеть не позволяет.

Любую копинг-стратегию, которой пользуется человек, можно оценить, основываясь на вышеназванных критериях даже по той простой причине, что оказавшийся в стрессовой ситуации человек может применять как какую-то одну, так и сразу несколько копинг-стратегий.

Исходя из всего этого, можно допустить, что имеется прямая взаимосвязь между теми паттернами личности, посредством которых люди формируют своё отношение к трудностям и проблемам, возникающим в жизни, и тем, какая из копинг-стратегий ими выбирается. А чтобы понять, какую копинг-стратегию лучше всего использовать лично вам, нужно как можно и понимать свои реакции на те или иные события, происходящие в жизни.

Копинг - это, прежде всего, способы, которым индивидуум поддерживает психосоциальную адаптацию в период стресса . Он включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие для уменьшения или разрешения условий порождающих стресс.

По Lazarus копинг - это стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования среды имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с опасностью, так и в ситуации направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности.

Таким образом, копинг-поведение - это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими эти требования . Это способ, которым индивидуум переживает стресс или ответ на стресс.

Weber (1992) считает, что психологическое предназначение копинг-поведения состоит в том, чтобы лучше адаптировать человека в ситуации, помогая ему овладеть ею, ослабить или смягчить ее требования.

Задача копинга - поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Под копингом в практическом смысле понимают стратегии , которые используются индивидуумами для достижения адаптивного функционирования или приспособления .

Ключевой вопрос в понимании копинга - это поиск характеристик , которые определяют этот процесс.

Можно выделить три подхода к понятию «копинг». Во-первых, это определение копинга как свойство личности, т.е. относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие. Во-вторых, «копинг» рассматривается, как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения, а в-третьих, «копинг» понимается как динамический процесс, направленный на управление сложной для индивидуума ситуацией .

Копинг-поведение, таким образом, мы можем рассматривать как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию и ведущие к более или менее успешной адаптации.

Функцией копинга является редуцирование стресса . Сила стрессовой реакции, по Р. Лазарусу, определяется не столько качеством стрессора, сколько значимостью ситуации для человека. Именно такой психологической угрозой благополучию человека и является ситуация, в которой оказывается пациент со спинальной травмой.

Прогноз состояния, особенно на первых этапах приспособления к условиям, диктуемым травмой спинного мозга, довольно долго остается неясным, а, кроме того, у пациента ослаблен привычный контроль за телесными функциями. Невозможность управлять ситуацией связана у пациентов со спинальной травмой с тягостными чувствами беспомощности и бессилия. В связи с этим, пациент нуждается в информировании, поддержке, а также физической и психологической помощи. Диагностируя индивидуальные копинг-стратегии пациента, врачи и психологи могут находить эффективные и сфокусированные на индивидуальной проблеме приспособления психологические и психосоциальные интервенции.

Lazarus и Folkman различают два вида копинг-поведения (в зависимости от индивидуальной интерпретации ситуации, как неизбежной, или как изменяемой).

Целенаправленное поведение для устранения или избегания угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой рассматривается как активное копинг-поведение .

Пассивное копинг-поведение представляет собой интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназначенные для снижения эмоционального возбуждения раньше, чем изменится ситуация. Если копинг-поведепие выбирается индивидом осознанно и меняется в зависимости от контекста, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и, в случае их закрепления, становятся дезадаптивными. Таким образом, изменение интерпретации ситуации, как поддающейся контролю, может повлечь за собой и изменение копинг-поведения.

Сложность же состоит в том, что имеющиеся у пациента со спинальной травмой умения и навыки по решению проблемных ситуации (ситуаций, которые нельзя структурировать привычным образом) подвергаются серьезному испытанию. Эта проблема усугубляется еще и тем, что большинство пациентов со спинальной травмой получают ее в молодом возрасте и имеют ограниченный (их жизненным опытом) потенциал совладания .

Основной вопрос в исследовании копинг-процесса пациентов с разными видами патологии и инвалидности - это понимание того, почему люди отличаются столь сильно между собой в ответе па похожие жизненные события и как эти различные реакции влияют на результат приспособления .

Рис.1. Функционирование стилей реагирования (Haan, 1977)

Haan отметил, что активное копинг-поведение и защита основываются на тождественных процессах, но отличаются разной направленностью.

Копинг-процессы берут начало с восприятия стрессора . В ситуации новых для личности требований, при которых существующий до этого ответ оказывается неподходящим, начинается копинг-процесс.

Если новые требования непосильны для индивидуума, то копинг-процесс может принимать форму защиты . Защитные механизмы позволяют устранить психическую травму за счет искажения действительности.

Существует несколько методик исследования копинг-стратегий и механизмов психологической защиты: опросники Лазаруса, Индекс Жизненного Стиля, методика Хейма. Методика Е. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы .

Механизмы совладения с ситуацией более пластичны, чем психологические защиты, но требуют от человека большей затраты энергии, большего когнитивного, эмоционального и поведенческого вклада. Однако Lazarus и Folkman возражают против трактовки копинга в качестве более эффективного, чем психологические защиты , механизма приспособления . По их мнению, необходимо учитывать при этом особенности личности, контекст и случайные события.

Выявление адаптивных возможностей пациента со спинальной травмой становится важным звеном восстановительного процесса и делает возможной сфокусированную на психологических проблемах пациента работу. Эффект реабилитации в значительной степени зависит от вклада пациента в процесс и его кооперации с персоналом. Психолог помогает увидеть ограничения и потенциальные возможности пациента.

Karp выделяет три типа поведения, которые мешают достижению хорошего результата реабилитации:

  1. Пассивно-агрессивное поведение, которое выражается в безразличии к предложениям и перекладывании ответственности за результат на других людей.
  2. Выраженная зависимость –– пациент неактивен и теряет шанс чего-то достигнуть.
  3. Выраженное антисоциальное поведение, в котором» пациент представляет опасность для себя и других.

Одним из факторов, определяющих позитивный характер приспособления (и совладания с ситуацией) является (Antonovsky, приведено по Lustig, 311), влияющее на способность к продуцированию смыслов. Оно облегчает приспособление в сложной ситуации за счет повышения вероятности того, что индивидуум будет:

  • верить, что решение проблемы будет зависеть от его усилий,
  • воспринимать стрессовый фактор как брошенный ему вызов в большей степени, чем как несчастье,
  • делать усилия, изменяя ситуацию.

Исследования Antonovsky (приведено по Lustig, 311) были сфокусированы на поиске общих ресурсов, которые помогают индивидуумам управлять стрессом. Эти «общие ресурсы сопротивления» облегчают позитивное приспособление к напряжению, связанному со стрессорами.

Автор заметил, что такие факторы как деньги, вера в Бога, семья и социальная поддержка, являясь ресурсами сопротивления, обеспечивают индивидуума опытом, который характеризуется последовательностью, балансом стимулов и участием в формировании результата. Это поддерживает убежденность индивидуума в том, что он может порождать порядок в своей жизни.

Такой упорядоченный мир, в котором живет индивидуум, является постижимым, управляемым и осмысленным . Те индивидуумы, которые имели хорошо выраженное чувство внутренней согласованности, были способны управлять стрессом успешнее.

Постижимость - это степень, в которой индивидуум воспринимает мир как предсказуемый, упорядоченный и объяснимый.

Управляемость представляет собой степень, в которой индивидуум верит, что имеет ресурсы для того, чтобы справиться с требованиями ситуации.

Осмысленность рассматривается как вера в то, что требования ситуации являются вызовом, достойным вклада и свершений. Она обеспечивает индивидуума мотивацией к поиску порядка в мире, используя имеющиеся и находя новые ресурсы для управления ситуацией.

Общие ресурсы сопротивления стрессу помогают развивать чувство внутренней согласованности и являются копинг-ресурсами, которые помогают индивидууму справляться со стрессорами. Так последовательность опыта формирует основу для ощущения постижимости мира. Убеждение индивидуума в том, что ресурсы являются подходящими для ситуации, дает основание для ощущения своего контроля над ситуацией. Опыт участия в формировании результатов своих действий приводит к ощущению осмысленности происходящею.

Чувство внутренней согласованности не является особой разновидностью копинга. Индивидуум с выраженным чувством внутренней согласованности, уверенный в том, что он понимает проблему, и рассматривающий ее как брошенный ему вызов, выбирает наиболее подходящее копинг-поведение для самых разных проблем .

1. Weber, H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur Klinische Psychologic. -1992. - Bd. 21. - H. l. - S. 17-27.
134. Coyne J.C, Aldwin C., Lazarus R.S. (1981) Depression and Coping in stressful episodes. Journal of Abnormal Psychology, 90:439-447.
211. Gallagher P., MacLachlan M. (1999). Psychological Adjustment and Coping in Adults with Prosthetic Limbs. Behavioral Medicine, 25(3): 117-120.
221. Haan N. (1977). Coping and Defending: Processes of Selfenvironmental Organization. New York: Academic Press.
231. Heim E. (1988). Coping und Adaptivitat: Gibt es Geeignetes Oder Ungeeignetes Coping. Psychother., Psychosom., Med. PsychoL., 1:8-17.
251. Karp G. (1999) Life on Wheels: For tine Active Wheelchair User. Chapter 2. O"Reilly & Associates, Inc., http://oreilly.com/medical/wheels/news/psychotherapy.html
294. Lazarus R.S. (1996). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill.
297. Lazarus R.S., Folkman S. (1991). The Concept of Coping. In A. Monat, Lazarus R.S. (Eds.), Stress and Coping: An Anthology. New-York: Columbia University Press.
299. Lazarus R.S., Folkman S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer.
311. Lustig D.С. (2005). The Adjustment Process for Individuals with Spinal Cord Injury; the Effect of Perceived Premorbid Sense of Coherence. Rehabilitation Counseling Bulletin, 48(3):146-156.

Стресс- напряжённое психическое и физическое состояние организма.

Стресс в минимальных количествах необходим для организма. Чрезмерный стресс снижает эффективность и благополучие индивида, что приводит к психосоматическим заболеваниям.

Учение о стрессе появилось в связи с работами Г. Селье. Согласно Селье, стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отриц факторов.

Два вида стресса:

    Эостресс (вызывает желательный эффект)

    Дистресс (отрицательный эффект)

Стресс имеет три фазы:

  • Сопротивляемость

    Истощение

Люди с устойчивой психикой способны преодалеть стадию тревоги и избежать стресса.

В настоящее время стресс разделяют на эмоциональный и информационный. Последний связан с количеством информации, обрушивающейся на человека.

    История изучения копинга.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). Под "копингом" (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

В отечественной психологии актуальная проблема поведения личности в стрессе изучалась в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы, посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова,; Либина,), а также терапии супружеских конфликтов (Кочарян, Кочарян).

В зарубежной психологии изучение поведения в трудных ситуациях ведется в нескольких направлениях. Лазарус и Фолкмен подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Коста и Маккрей делают акцент на влиянии личностных переменных, детерминирующих предпочтение индивидом тех или иных стратегий поведения в сложных обстоятельствах. Лер и Томэ уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования. Интерпретация феноменов защиты и совладения связана также с изучением природы индивидуального поведения в контексте проблемы стресса (Селье).

    Общее представление о копинге.

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Особенности этого умения связаны с "Я-концепцией", локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем; - поиск социальной поддержки; - избегание. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная "Я-концепция", позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания: 1. - непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

2. - косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение ("это меня не касается"), переоценка ("это не так уж и опасно"), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

3. - совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. "Удачное" совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

    Критерии эффективности копинга.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции. 1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

2.1. "Скрытый" внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс. 2.2. "Открытый" поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении. 3. Успешный/неуспешный:

3.1. Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс. 3.2. Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания.

Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

    Отличие копинга от защитных механизмов.

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая зашита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.

В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Можно сказать, что предметом психологии совладания, как специальной области исследования, является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина).

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения учитывает следующие положения.

    Человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм), одной из форм проявления которого является поисковая активность (Аршавский, Ротенберг), обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

    На предпочтение способов совладания влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности - чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями.

    Стили реагирования по Лацарусу.

По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles ("способов совладания") Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования:

Проблемно-ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

    Проблема адаптации и копинг:

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности.

Своеобразным "срезом" адаптационного процесса, охватывающего весь жизненный путь от рождения до смерти, является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях. Внутренняя картина жизненного пути - целостный образ человеческого бытия. Это ощущение, восприятие, переживание и оценка собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:

1. соматический (телесный) - отношение к своей телесности (к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям);

2. личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам;

3. ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.

Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически-, личностно- и социально-ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы.

    Способы смягчения стрессовой ситуации.

Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего стиля поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблемы.

Нахождение позитивных моментов в трагическом событии позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять способов смягчения ситуации (на примере отношения к последствиям пожара):

Обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов ("Зато мы теперь живем вместе с детьми");

Сознательное сравнение с другими погорельцами ("У нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а вот у соседей..."); - представление более трагических последствий ситуации ("Мы ведь остались живы, а ведь могли и погибнуть!");

Попытки забыть о случившемся ("Вы о чем говорите? О пожаре? Да мы об этом давно уже забыли").

Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье.

    Типология защитных и совладающих стилей реагирования

В работе (Либина, Либин) предложена типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. В таблице указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника "Стиль поведения".

К структурным компонентам относятся наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система, свойства нервной системы и темперамент.

Под функциональными компонентами подразумевается специфика организации поведения и деятельности личности. В данном случае имеется в виду феномен, обозначаемый в исследованиях западных психологов как "фокусинг" (focusing) при изучении психических процессов или "orientation", "attitude" при анализе личности. Отечественные психологи оперируют соответственно термином "установка" и понятием "направленность личности".

Формы совладающего поведения в работе Либина названы рациональной компетентностью (образованной тремя самостоятельными первичными факторами - предметная направленность при решении проблем, коммуникативная направленность и рациональная саморегуляция) и эмоциональной компетентностью, имеющей схожую структуру. Новый вторичный фактор"эмоциональная компетентность " подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности. Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакции (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума.

    Связь копинга со свойствами НС и темпераментом

Анализ темперамента и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, что стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления

Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим.

Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Предпочитающиестратегию приспособления отличаются самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности.

    Связь копинга с образом «Я»

Еще одним из основных компонентов в исследовательской парадигме психологии совладания оказывается "Я"- образ. "Простота", недифференцированность "Я"- образа связана с риском отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими расстройствами, а это сопряжено с нарушением системы жизненных ориентиров и в конечном счете с усилением процессов деиндивидуализации. Важным является также сопоставление данных о внутренних механизмах формирования способов реагирования с анализом типов ситуаций, с которыми субъект взаимодействует. Попытки системных исследований как субъективных, так и средовых (ситуационных) особенностей в протекании заболевания предпринимались во многих работах в нашей стране. Взаимоотношения человека и ситуации в возникновении и развитии того или иного заболевания рассматриваются по-разному в зависимости от принадлежности автора к определенному психологическому направлению: от понимания ситуации как толчка к заболеванию до признания ее определяющей роли.

В первом случае приоритет отдается личности. Несмотря на различия во мнениях, во всех работах признается, что анализ личностных переменных во взаимодействии со стрессовыми событиями среды является одной из черт современной психологии и одной из тенденций ее развития.Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья. Психология отношений имеет существенное значение в исследовании нормы и патологии личности, происхождения и течения болезней, их лечения и предупреждения.

Ежедневно человеку приходится сталкиваться с различными стрессовыми ситуациями. От этого никуда не деться, но можно научиться справляться с этим состоянием и уменьшать его негативные последствия. Каждый субъект использует разные копинг механизмы, которые присущи именно его характеру и темпераменту.

Борьба со стрессом

К огромному сожалению, детей этому не учат в школах. Именно по этой причине в мире столько людей с хроническим стрессом, который со временем перерастает в психическое расстройство или депрессию. Наш собственный организм на подсознательном уровне стремится побороть стресс, нужно всего лишь ему помочь. Помогает справиться совладающее поведение и с негативными последствиями стресса.

Понятие стресса

Чтобы понять, как работают копинг стратегии, нужно разобраться в том, что им предшествует. В жизни человек сталкивается с множеством стрессоров, но не все они наносят вред его психофизическому состоянию. Различают два типа стресса:

  • эустресс – положительный стресс, вызванный счастливыми событиями и радостью;
  • дистресс – отрицательный стресс, вызванный потерей, переживаниями, эмоциональным или физическим истощением.

В современном обществе принято избегать стресса или игнорировать его проявления, но такие действия обязательно приведут к ухудшению психофизического состояния индивида. Наслаивание проблем вызывает хронический стресс, который влияет на работу внутренних органов и систем.

В то время, когда человек испытывает влияние дистресса, его организм старается как можно быстрее от него избавиться. Именно так в психологии появился термин копинг стратегий. Методики совладания со стрессором описаны в работах многих психологов.

Копинг стратегии

Каждый человек переживает стрессовую ситуацию по-своему. Выбор копингового поведения в полной мере зависит от характера и темперамента субъекта, а также от среды его проживания и уровня воспитания. Совокупность всех этих критериев формирует в человеке некоторый уровень стрессоустойчивости. Её можно развивать и моделировать.

Если человек самостоятельно не может справится с воздействием стрессоров и его жизнестойкость слишком мала, то стоит обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист поможет определить модель копингового поведения и при необходимости её скорректировать.

Классификация копинг стратегий

Реакция на стресс это своего рода психологическая защита, а копинг стратегия определяет, какой именно будет эта реакция. Существует много различных классификаций, но самой оптимальной является классификация Г. Селье.

Он разделил копинговое поведение на такие группы:

  • эмоционально-фокусированное – регулирование реакции на стрессор, снижение её эмоциональности;
  • проблемно-фокусированное – исправление ситуации или события, которые стало причиной эмоционального возбуждения;
  • когнитивное – изменение своего отношения к ситуации, подмена стереотипов.

Копинг стратегия

Каждый из них эффективен по-своему в разных ситуациях. Если человеку угрожает реальная физическая опасность, в большинстве случаев он переходит к активным действиям для устранения раздражителя.

Основные группы копинг стратегий

Другими учёными Р. Лазарусом и С. Фолкманом копинговое поведение субъектов было поделено на 8 основных групп. Они были объединены по принципу реакции на стресс.

Каждая стратегия имеет свои особенности:

  1. Аналитический подход позволяет обдумать проблему и найти пути её решения. Такой метод чаще всего заканчивается на этапе размышлений, редко перерастая в более активную копинг стратегию.
  2. Конфронтационный копинг подразумевает агрессивную реакцию на происходящее, конфликт. Не является рациональным подходом к решению проблемы, наоборот, может ее усугубить. К конфронтации чаще всего сводятся стратегии подростков.
  3. Восприятие своей ответственности несёт в себе чёткое понимание своей вины или какой-то роли в развитии стрессовой ситуации.
  4. Контроль над эмоциями. Достаточно разрушительная стратегия поведения, т.к. накапливаемый внутри человека негатив отрицательно сказывается на его психофизическом состоянии.
  5. Оптимизм – положительная оценка любому событию в жизни субъекта. Такая поведенческая реакция способна снизить давление, образовавшееся в результате стресса.
  6. Поиск поддержки. Помощь близких или даже малознакомых людей играет огромную роль в борьбе со стрессорами.
  7. Отдаление от причины стресса. Эта стратегия мало поможет в избавлении от стресса, но позволит на некоторое время успокоиться и подумать о дальнейших действиях. Паллиативный метод выхода из стресса не эффективен в опасных ситуациях, которые несут угрозу жизни или здоровью субъекта.
  8. Бегство от стрессора тоже малоэффективно. Часто причина стрессового состояния кроется в самом человеке, и совладание с ним возможно только в его собственном подсознании.

Как будет развиваться реакция субъекта, во многом зависит от него самого. Также важна ситуация. Она может быть привычна для человека или же совсем неожиданна.

Активный и пассивный копинг

Все группы и стили копинга психологами принято делить на активную его форму и пассивную. Такая классификация имеет довольно обобщённые границы, но из неё можно понять, как именно настроен человек и что он обычно делает в стрессовой ситуации.

Активными стратегиями являются попытки поиска решения проблемы. Субъект совершает какие-либо действия для устранения стрессора, либо же для уменьшения его влияния. Также в эту группу входит изменение своего личного отношения к проблеме, если она не несёт реальной угрозы для жизни и здоровья человека.

В процессе пассивного копинга много сил расходуется на подмену понятий. Субъект старается игнорировать стрессор, что иногда бывает эффективным, но на недолгое время. Также наблюдается отстранение от внешнего мира и уход в себя. Пассивный копинг малоэффективен, если человек сталкивается с реальной угрозой.

Выгорание как механизм копинга

Стресс проникает в каждую сферу человеческой жизни, в том числе и профессиональную. На сотрудника во время рабочего процесса возложена определенная ответственность, поэтому стратегия бегства от стрессора не может быть применена. Для таких случаев существует термин «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание

Роль выгорания заключается в контроле переутомления организма от работы. Эти не что иное, как проявление дистресса. Данное понятие можно рассмотреть на примере отношения сотрудников служб УИС (уголовно-исполнительной системы) к их работе, связанной с рисками и опасностью. Многие из них испытывают синдром выгорания уже на 3-4 год службы. Такое в психологии встречается довольно часто и в других профессиональных сферах.

Взаимосвязь соотношения стрессоустойчивости и рода деятельности всегда прямо пропорциональна. Чем больше стрессоров связано с рабочим местом, тем быстрее настанет этап выгорания. В спортивной деятельности выгорание может случиться из-за травмы и невозможности продолжать движение вперёд.

Факторы, влияющие на копинговое выгорание:

  • стаж работы;
  • уровень образования;
  • длина рабочего дня и рабочей недели;
  • привязанность к коллективу;
  • заработная плата;
  • менеджмент управления организацией и его уровень;
  • условия труда;
  • пол и возраст сотрудника и т.д.

В процессе перегорания субъект испытывает три его стадии. Они плавно сменяют друг друга и в конечном итоге приводят к хроническому дистрессу. Вначале возникает тревожное состояние. Оно формируется во время эмоционального напряжения, нездоровых отношений в коллективе и т.д. После человек переходит в состояние резистенции, а точнее избегает причин своего стресса. Это может быть сверхурочная работа или негатив со стороны другого сотрудника и т.д. Последним этапом является эмоциональное или физическое отношение. В это время у сотрудника снижается производительность, а сам он становится нервным и агрессивным.

Чем больше давления оказывается на человека, тем скорее снизится его трудоспособность и само желание работать. Помимо прочего люди с цинизмом реагируют на всё, что связано с их родом деятельности. Нередко от профессионального выгорания страдает и семья.

Стратегии копинга у детей и подростков

Детская психика значительно отличается от взрослой. Её высокая подвижность обусловлена несовершенством нервной системы. Особенно сильному стрессу подвергаются дети, сменяющие домашнюю обстановку на детский сад. Также стоит отметить и дистресс, который испытывают школьники и студенты. Ежедневная борьба с его проявлениями, вынуждает субъекта формировать собственные механизмы борьбы со стрессорами.

Ребенок не хочет в садик

Дети до 10 лет ищут спасение в лице матери и отца, а также других близких родственников. Со временем ребёнок отдаляется от родителей и справляется со стрессом при поддержке друзей. В более зрелом возрасте субъект предпочитает самостоятельно бороться со своим стрессом.

Формирование копинг стратегий

Техники копинга, конструктивные способы совладания и их роль в жизни человека описывается многими психологами. Ими была замечена взаимосвязь между возрастом, полом, социальным статусом субъекта и его копинговым поведением.

Семейный копинг очень важен, ведь именно в детстве закладывается модель поведения. Во взрослом возрасте он просто копирует копинг стратегию, которой придерживались его родители. Именно по этой причине необходимо на собственном примере показывать детям принципы совладания со стрессом и пути выхода из опасной ситуации.

Гендерные различия в копинг стратегиях также часто упоминаются в работах психологов. В данном случае это субъективный взгляд на происходящее. В эру эмансипации трудно разделить совладающее поведение на женское и мужское, но в силу особенностей работы долей мозга женщинам присущ пассивный копинг, а мужчинам активный.

Ресурсы копинга

Чтобы понять, как именно субъект выбирает стратегию в той или иной ситуации, достаточно понимать поведенческие стили, сформированные из нескольких стратегий. Во время стресса человек использует самую подходящую стратегию, выбор происходит на подсознательном уровне.

Механизмы копинга основываются на следующих ресурсах:

  • эмпатия – способность принимать иную точку зрение и находить с её помощью новые пути выхода из стресса (часто применима для детского возраста);
  • Я-концепция – уверенность в себе и своих силах;
  • аффилиация – уровень социальных потребностей индивида;
  • локус контроля – способность адекватно расценивать своё влияние на причину стресса;
  • конгитивные ресурсы – умственные ресурсы человека, уровень его образованности и воспитанности.

Каждый из этих ресурсов в общей сложности определяет модель поведения человека в стрессовой ситуации.

В процессе развития и становления личности стратегии копинга могут значительно меняться.

Последствия пассивных стратегий копинга

Человека, зажатого жизненными обстоятельствами, легко рассмотреть в толпе. За него говорит его внешний вид. Здоровая осанка остаётся в прошлом, а на смену ей приходит сутулость и опущенные плечи. Дистресс влияет не только на осанку, но и на работу внутренних органов и систем. Также стресс находит своё отражение и в психическом состоянии субъекта.

Если человек постоянно использует лишь пассивные стратегии копинга и просто уходит от проблем, не решая их, стресс обязательно вернётся. Перенос своего внимания на другие события в жизни субъекта также способствут накоплению эмоционального напряжения. Хронический стресс способен сильно нарушить работоспособность организма.

Заключение

Благодаря тому, что психология уже много лет изучает стратегии копинга и механизмы их осуществления, людям становится проще справляться со стрессом. Если субъект не может самостоятельно разрешить эту проблему, на помощь к нему готовы прийти специалисты. Работа с психологом, ориентированная на коррекцию стратегий совладания, помогает субъекту проще жить и безболезненно менять жизненный строй.

В природе каждого человека заложены базисные стратегии, которые тесно переплетены с инстинктом самосохранения и безусловными рефлексами. Такие поведенческие стратегии довольно трудно исправить, ведь они оттачивались десятилетиями и плотно засели в подсознании человека. Именно по этой причине рекомендуется с самого детства учить детей правильно выходить из стрессовой ситуации.

Стратегии совладания со стрессом

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине 20 в. Термин введен американским психологом-гуманистом А. Маслоу. Под копингом (от англ. to cope - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (И.Г. Малкина-Пых, 2005).

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-Концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, копниг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг - стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавишейся ситуации - угрожающий или благоприятный (Averill et al., 1971). Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус (Lazarius, 1991) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:

Непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение):

Косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т.д.;

Совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованных побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя правильный выбор.

Существует достаточно большое количество стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный

Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивно/поведенческий:

2.1 «Скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2.2 « Открытый» поведенческий копинг - ориентирован на поведенческие действия, используются копинг - стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный

3.1 Успешный копинг - используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

3.2 Неуспешный копинг - используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодоления трудной ситуации.

В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы по разному определяют цели изучения защитного и совладающего поведения. Это и анализ проблем адаптации индивида в окружающем социуме, и проблемы духовного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса (Lazarus, 1966, 1991), несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных стиля реагирования.

Проблемно - ориентированный стиль , направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъективно - ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Английский психолог Д. Роджер (Roger et al., 1993) в своем опроснике измерения coping styles выделяет четыре фактора - рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание. При этом под эмоциональным реагированием также подразумеваются лишь негативные переживания.

В работе (Либина, Либин, 1998) предложена типология защитных и совладающих стилей регулирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения. В таблице 1 указаны отдельные примеры пунктов (1а - 4в) опросника «Стиль поведения» (Лазарус, 2000).

Структурно - функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях

Организация поведения

Структурные компоненты: сигнальные системы

Функциональные компоненты: фокус или направленность

Формы поведения: стили реагирования

Проблема

Другие люди

изо всех сил пытаюсь забыть о случившемся

вспоминаю время, когда все было значительно лучше

обращаюсь за помощью к другим людям

Отстранение

Избегание

Подавление

Проекция

Вытеснение

Второсигнальный

(рациональный по Лазарусу)

занимаюсь чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься

2б: предпочитаю подождать, пока со временем все разрешится само собой

обращаюсь за эмоциональной поддержкой к родственникам или друзьям

Рационализация

Первосигнальный (эмоциональный по Лазарусу)

трудности только мобилизуют

3б: рассматриваю случившееся как новое испытание своих возможностей

стараюсь посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаюсь отыскать хотя бы что-нибудь позитивное

Эмоциональная компетентность (представлена тремя факторами)

СОВЛАДАНИЕ

Второсигнальный

(рациональный по Лазарусу)

составляю план действий и приступаю

к его выполнениию

думаю о случившемся и перебираю всевозможные варианты действий

спрашиваю того, кто уже имеет опыт, как нужно поступать в таких случаях

Рациональная компетентность (представлена тремя факторами)